Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния

Описание:
распорядка, предусматривающего наиболее решительное (но наилучшее) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий (государственных и ныне акционированных), наносящих настоящий вред социальной политике, как прямо (в отношении собственного коллектива), так и опосредованно (когда начинание не пополняет государственный бюджет и социальные фонды); активизация экономического поведения людей, одобрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении соци
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования Нижегородской области

Государственное образовательное учреждение

Нижегородский государственный инженерно-экономический университет

(ГОУ ВО НГИЭУ)

Факультет: ВПО

Кафедра:«Гуманитарные науки»

Курсовая работа

По дисциплине: «Основы социального государства»

Тема: «Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния»

     Выполнил студент:

     Инженерного факультета

  2 курса, группа 14 СТО

                                                                                                                                               Беляков П.И.

                                                                                                                         Проверил: к.и.н., доцент

                                                                                                                   __________     Бухалова Н. А.

(подпись)               (ф.и.о. )

г. Княгинино

2016 г

 Содержание

Введение                                                                        
                          3

Глава 1. Природа и сущность социального государства                           6

1.1 Этапы развития концепций социального государства                        7

1.2 Понятие, признаки и сущность социального государства                  9

1.3 Модели социального государства. Опыт зарубежных стран             15

Глава 2. Конституционные нормы о социальном государстве и их реализация в Российской Федерации                                                         20

2.1 Конституционно-правовые основы социального государства           21

2.2 Нормативно-правовое закрепление института основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, системы гарантий в социальном государстве                                                                                                     25

Глава 3. Перспективы правовой основы социального государства в современной России                                                                          
             29

3.1 Основные направления регулирования реформ в государстве, нацеленном на разрешение социальных проблем                                        30

3.2 Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства                                                                                 32

Заключение                                                                      
                          37

Список используемой литературы                                                           40

Введение

       Начиная со 2-ой половины прошлого века, государство всеобщего благосостояния реализуется как принципиальный причина в процессе разработки политики. От концептуального осмысливания природы и сущности общественной политики зависит от ответов на вопросы о критериях прогресса в развитии общества, положение демократии и роль ВУЗов гражданского общества, понимание целей и устройств социально-экономического и политического развития их отношений меж государством и обществом к человеку как высшей ценности. Эта подушка накопившихся проблем постоянно выступала за социальную политику, которая дает общественности меру стабильности в политической системе.

           Для России, строительство страны всеобщего благосостояния стала конституционной задачей провозглашает Российскую Федерацию в полевых условиях. ст. 7 конституции, государства всеобщего благосостояния. Эта цель в согласовании с парадигмой социально ответственного государства и налагает серьезные обязательства муниципальных учреждений по разработке и реализации соответственных стратегий, какие посодействовали бы преодолеть углубление теории и практики как на Западе, так и в России, кризис государства всеобщего благосостояния.

             Актуальность рассматриваемой проблематике придает и тот факт, что процесс формирования правовой основы социального государства происходит тяжело и спорно, усугубляется сегодняшнего глобального системного кризиса. В данной ситуации, анализ выбора оптимальной модели социального государства в России, может предупредить сползание страны вниз и раскрывает перспективы перехода страны на наиболее высочайший степень развития цивилизации имеет особенное значение.                 Нельзя пренебрегать тот факт, что в последние годы, и конкретные симптомы кризиса социально нацеленного западного общества, все более и более ответственны за многие из главных проблем нашего времени. Тот факт, что возвращения политики, ученые на стадии разработки теоретических основ социального государства, раскрывает политические ресурсы его формирования.

            Ведущая роль в решении социальных проблем, естественно, принадлежит государству. Только государство для собственных функциональных операций определяет начальную точку для развития социальной сферы, акценты и определяет направленность реформирования каких-либо правовых отношений в этой области. С 2003 года Российская Федерация является активным реформированием социальной сферы, конкретно из-за осознания значимости каждого гражданина страны в целом. Для этого, по инициативе президента РФ в России начали запуск государственного проекта «Здоровье», «Образование», «Доступное жилье» и «Развитие сельского хозяйства». Есть целый ряд законов, которые каким-либо образом регулируют порядок и условия для решения социальных проблем, вопросов социального статуса личных и социальных прав граждан. Но главная проблема содержится в их системный характер, порождая множество противоречий и пробелов. Фрагментация регулирующего обсуждение проекта делает невозможным образовать единственную и последовательную теорию, которая станет соответствовать статье 7 Конституции.

          Весомый вклад в разработку теоретической и концептуальной базы общественного страны внесли такие зарубежные эксперты и ученые, как А. Вагнер, X. Гайслер, Р. Титмус, Ю. Хабермас, JI. фон Штайн и др.     Одновременно с развитием теории социального государства активизировался процесс научного изучения проблем социально направленной экономики, в связи с этим следует упомянуть имена таких специалистов как П. Самуэльсон, Л. Эрхард и др. В предоставленной теме показали себя такие отечественные социологи, политологи и экономисты, как Е. Жильцов, К.Э. Лайкам и другие.

       В рамках конституционного права как базовой ветви юридической науки проблем социального государства касались М.В.Баглай, А.Б. Венгеров, Б.Н. Топорнин, Е.А. Лукашева, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев.

      Известен ряд современных ученых и исследователей, в монографиях и статьях которых помимо теоретических разработок находился глубокий практический анализ проблем в социальной сфере: Л.М.Энтин, П.К. Гончаров, И.А. Григорьева, В.А. Иваненко, .C. Иваненко, С.В. Калашников, И.В. Леонов, Л.С. Мамут, В.П. Милецкий, В. Ройк, В. Торлопов и другие. Важной тенденцией является то, что проблемами развития социального государства в России занимаются не лишь специалисты по праву, но и социологи, историки, экономисты, политологи.

Глава 1. Природа и сущность социального государства

1.1 Этапы развития концепций социального государства

  Идеи социального государства стали разрабатываться на рубеже XIX-XX вв., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран, что было обусловлено потребностью индустриализации национальных экономик, движением к демократизации обществ и повышение значимости прав и свобод личности.

  Основы современной теории социального государства заложены классиком либерализма Дж.С. Миллем во второй четверти ХIХ века, ознаменовавшемся быстрым развитием социалистического и рабочего движения. Через творчество Дж.С. Милля красной нитью проходит идея, что экономические явления, с одной стороны, и социально-политические, с другой, находятся в тесной взаимообусловленности. Поэтому успешное экономическое развитие в современных ему условиях предполагает глубокую социальную трансформацию капитализма, возможность превращения капиталистического государства в социальное. Если законы производства основываются на рыночных принципах, то законы распределения создаются самими людьми, поэтому они могут и должны меняться в соответствии с требованиями социальной справедливости, высшими общественными задачами. Именно эту идею, ставшую стержнем социального государства, до сих пор пытаются поставить под сомнение правые и левые критики. То есть основой социального государства, согласно идей Дж.С. Милля, является взаимное признание права на существование и развитие в общих интересах и предпринимательства и рабочего движения, их политических и экономических организаций. Более конкретное содержание этого компромисса проявилось в том, что реформистское рабочее движение уже не рассматривало частную собственность как тот институт, который необходимо быстрее уничтожить.     Социальное же государство создавало необходимую систему защиты жизненных интересов большинства населения. Расхожее представление будто «государство становится социальным не в результате принятия обществом определенных политических решений, а в результате достижения определенного уровня экономического развития», никоим образом не может быть вписано в реальный исторический контекст  становления социальных государств.

   Первая концепция социального государства была выдвинута немецким государствоведом и экономистом Лоренцем фон Штейном в 1850 г. Его теория представляет синтез либерально-правовой и социалистической доктрин государственности, которая сложилась под влиянием социально-философского учения Г.Гегеля, а также французских социалистических доктрин. Исходным критерием выделения социального государства в особый тип государственности стало распространение патерналистских отношений государства на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

  Качественно новый этап в развитии теории и практики социального государства связан с его возведением в конституционный принцип и интерпретацией как особого типа государства. Данный этап именуется этапом социальных услуг и связан он с приобретением государством принципиально новых социальных функций.

  На смену социальному оптимизму 1950-х – 1960-х гг., когда идея построения государства всеобщего благосостояния в развитых странах Запада казалась как никогда реальной, пришел определенный скептицизм, достигший своего апогея к концу 1970-х гг. Виной всему стал прежде всего мировой финансовый кризис и замедление темпов экономического роста социальных государств. Критике подвергались как идеологические и теоретические основы социального государства, так и непосредственно практики государств всеобщего благоденствия. Расходы на социальное обеспечение росли быстрее, чем доходы государства, что потребовало повышения налогового бремени и обязательных взносов в систему социального обеспечения. К тому же, иммиграция, проблема старения населения и рост уровня ожидаемого благосостояния сделали нагрузку на экономически активное население практически неподъемной.

  В конце ХХ – начале ХХI вв. критика государства благосостояния стала утихать. Однако продолжающиеся и поныне разногласия по этому вопросу представляют собой результат глубоко укоренившихся конфликтов интересов и ценностей, а не просто реакцию на циклические экономические трудности.

1.2 Понятие, признаки и сущность социального государства

В современной российской и зарубежной литературе по вопросу о сущности социального государства существуют неодинаковые взгляды. Некоторые авторы считают, что социальное государство аналогично "государству всеобщего благоденствия". Другие усматривают сходство социального государства с "трудовым государством", третьи говорят, что "проблематика социального государства в новом контексте постмодернизма перемещается в плоскость легитимного государства", четвертые, констатируя, что "золотое тридцатилетие" государства благ

оденствия давно закончилось, предлагают вместо него "селективное государство благосостояния", говорят о передающем, перемещающем социальные блага, "взвешивающем государстве", называя его идеальным типом государства, и т.д. В настоящее время общая идея такого подхода к социальному государству в науке европейских стран заключается в утверждении, что социальное государство сопряжено с введением демократии в сферу экономических и социальных отношений (резюмируется, что в области политики демократия существует уже давно).

Определения социального государства в учебных пособиях тоже неодинаковы. М.А. Волгин, Н.И. Гриценко, Ф.И. Шарков в учебнике "Социальное государство" предлагают, по-видимому, наиболее пространное определение, в которое включены формулировки: "социальное государство - это демократическое правовое государство", "самостоятельный тип правового государства", оно устанавливает оптимальные взаимоотношения личности, коллектива и государства, это "наиболее целесообразный способ соединения власти и свободы", оно обеспечивает "минимум социальных рисков" и т.д. Существуют и краткие определения. В них есть свои достоинства и недостатки, но оценка их не является задачей данной статьи.

Социальное государство - это активное, интервенционистское, регуляционное государство, вмешивающееся в сферу социально-экономических отношений и отношений в области культуры, духовной жизни, в конечном счете в общих (общественных) целях, хотя и не всегда на деле равно соблюдающее (и по своему положению не могущее одинаково соблюдать) интересы всех слоев общества и индивидов. Любое государство прежде всего выражает интересы социальных слоев и индивидов, доминирующих в обществе экономически, политически и духовно, которые вследствие этого по общему правилу оказывают наиболее сильное давление на юридически и до определенной степени фактически независимую государственную власть, хотя в известных ситуациях решающим может оказаться давление других слоев, под воздействием которых государственная власть может осуществлять иные социально-экономические меры. Последние могут противоречить некоторым интересам доминирующих слоев общества, но в конечном счете они необходимы и им, ибо снимают социальную напряженность, которая может привести к непредсказуемым последствиям. Однако государство не должно, да в конечном счете объективно и не может принудительными мерами насадить порядки, которые не соответствуют естественным тенденциям развития общества (такие попытки, даже если они и продолжались иногда несколько десятилетий, к ним относится, например, создание "государства социалистической ориентации" в Африке, пока что не удались). Суть активной роли социального государства состоит в обеспечении различными методами условий и процессов повышения качества жизни общества и человека, в обеспечении такого уровня жизни, который считается достойным в международном сообществе, но учитывает конкретные условия данной страны, обычаи и традиции ее народа, реальные возможности общества и данной государственной власти

С целью выяснения правовой природы страны благосостояния, нужно, с одной стороны, отметить ее главные особенности, в отношении того, как они отражены в законодательстве (особенно в Конституции), а с иной стороны, чтобы проверить фактический вид руки на осуществление этих персонажей, на практике, что мы в данный момент перешли. Мы уже упоминали о 2-ух принципах общественного государства - достойную жизнь и свободное формирование человека (хотя формулировка может быть улучшена). Конституционные симптомы социального государства (давайте называть их конституционные показатели) также носит общий характер. Их конкретное оглавление описывается в работающем законодательстве и реализации - в практической деятельности государства.

Первое место среди положений, касающихся концепций социального государства, по мнению ученых, стоит рассматривать социальную функцию частной собственности, которая является полностью правильной, потому что "имущество подлежит, грамотное использование которое дает человеку возможность, без какого-либо вмешательства со стороны государства решить свои трудности в жизни ,не падать ,а напротив, подняться по социальной лестнице, чтобы улучшить свое благосостояние ".

Вторую позицию по отношению к концепции социального государства - социальное партнерство. Определение которое дает Статья 23 Трудового кодекса: система взаимоотношений между работниками (представителями), работодателями (работодатели), государственных учреждений, муниципалитетов, направленных на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и других непосредственно связанных с ними отношений.

Следующий постулат - социально-экономическое равноправие индивидов и их общностей. Социальные и экономические права человека также неотчуждаемы и естественны, как личные, принадлежащие каждому от рождения. Уравнять всех и во всем - это утопическая мысль, но вполне реально предоставить индивидам равные социально-экономические возможности в соответствии с их статусом в обществе. Это одна из целей социального государства.

Социальная справедливость - важнейший теоретический аспект концепции. Около трети рассматриваемых в Конституционном Суде жалоб относится, по существу, к вопросам ее обеспечения. Практически это связано с решением вопросов инфраструктуры, установлением минимального размера оплаты труда, потребительской корзины.

При осуществлении этих позиций главным остается финансовый вопрос, поскольку без капиталовложений даже самая продуманная программа реформ начнет "буксовать". Реализация концепции должна базироваться на формировании стабильной рыночной экономики, при которой граждане будут опираться на помощь государства не столько в смысле социальной поддержки в классическом ее понимании, сколько в создании условий для самостоятельного обеспечения гражданином своих потребностей.

Следующий правовой индикатор социального государства - социальная ответственность. Такой прямой формулировки нет в конституциях, да и социальная ответственность понимается неодинаково. В России она толкуется прежде всего как моральная обязанность бизнеса помогать экономическому и культурному развитию страны, различных ее регионов, создавать благоприятные условия жизни для своих работников, помогать низкооплачиваемым и обездоленным людям и т.д. Но социальная ответственность может и должна распространяться на все стороны, участвующие в общественных отношениях. Забастовка, парализующая жизнь всей страны, может причинить несопоставимо большой ущерб обществу, поэтому, в частности, закон запрещает всеобщие забастовки и требует обеспечения минимума работ на производствах с непрерывным циклом, запрещает забастовки не только государственным служащим, но и обыкновенным рабочим, занятым, например, в области водо- и электроснабжения. Есть множество других сторон жизни, связанных в том числе с профессиональной ответственностью, ответственностью различных групп (например, государственных служащих). Все это элементы социальной ответственности перед обществом, установленные законами государства. Социальная ответственность распространяется не только на группы людей, но и на индивидов. Она связана с конституционными обязанностями социального характера (иногда в зарубежных конституциях говорится об обязанности трудиться, служить обществу, народу, "самоусовершенствоваться"). Это ответственность перед обществом, народом. Отдельные из таких норм имеют, скорее, моральный характер, их трудно, а то и невозможно, обеспечить юридическими средствами. Тем не менее они имеют важное значение для формирования социального государства, для целей развития личности. Важнейший конституционный индикатор современного государства - идеальная демократия. Такого положения пока что нет в конституциях, но, как говорится, оно уже появляется в некоторых зарубежных законах.

Современное социальное государство так, как оно формируется, - это технократическое и технологическое государство, а теперь во все большей степени и модернизирующееся инновационное государство. Влияние, власть профессионалов (технических и иных специалистов) связана с тем, что государству, его органам в результате возросшей регуляционной активности приходится решать такие технические, социальные и иные задачи, с которыми не сталкивались государства прежних эпох. Решение этих задач нужно просчитывать, прогнозировать возможные последствия, а для этого нужны специалисты. Их экспертная роль, влияние на принятие властных решений государственных органов, государства возрастает. Отсюда возникает необходимость особой подготовки государственных (и муниципальных) "управленцев", развития технологичности государственного аппарата, хотя последнее слово при принятии решений остается и должно оставаться за парламентами и правительствами. Только выполняя свою новую роль, социальное государство может успешно реагировать на растущие социальные вызовы современности.

К другим признакам социального государства могут быть причислены следующие признаки:

1. Социальное государство должно быть правовым государством, где право определяет не только бытие общества и личности, но и функционирование государства, его внутреннюю организацию и устройство.

2. Стержнем внутренней политики социального государства являются его социальные функции, механизм реализации которых должен быть эффективным.

3. Современная теория социального государства исходит из того, что в экономике основная роль должна отводиться государству как гаранту справедливого распределения национального продукта и материальных благ.

4. Социальное государство должно иметь эффективное социальное законодательство в качестве нормативной основы проведения социальной политики (по сути, характеристика национального законодательства и результатов его применения позволяет судить о степени «социальности» государства и проводимой им политики).

В качестве количественных показателей эффективности социального государства часто используются: уровень бедности; относительный эффект социальных программ на уровень бедности; доля ВВП на расходы, связанные с социальными программами; детская смертность; уровень безработицы.

Таким образом, деятели науки по-разному расставляют акценты, но все-таки все они определяют социальное государство посредством указания на такие его признаки, как равенство, социальная справедливость, солидарность, социальная защита, благосостояние, достойная жизнь, гарантия социально-экономических прав человека.

1.3 Модели социального государства. Опыт зарубежных стран

Безусловно, наиболее распространенной классификацией является подразделение на социал-демократическую (Швеция, Финляндия), либеральную (США, Великобритания) и консервативную (Германия, Франция. Австрия) концепции социального государства, но при более детальном изучении оказывается, что провести четкую границу между указанными видами невозможно.

На практике существуют три основных модели социального государства – либеральная, консервативная и социал-демократическая. Типичным представителем либеральной модели являются США и другие англоязычные страны, социал-демократической модели – Швеция и другие Скандинавские страны, консервативной модели – Германия и другие страны Западной Европы. При этом можно выделить только в Европе три основных модели социального государства:

«скандинавскую», или «шведскую», или (как называет ее сам И. Фогель) североевропейскую модель (Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания);

«католическую», или южно-европейскую модель (сюда входит и православная Греция, наряду с Италией, Испанией, Португалией и Ирландией);

центрально-европейскую (Германия, Франция, Бельгия, Австрия, Нидерланды). При этом четвертой моделью современного социального государства, вероятно можно считать «американская» или собственно либеральную (США, Канада, Австралия и отчасти Япония).

Если расположить все основные четыре показателя по линии от наименее выраженных социальных функций в государстве к наиболее выраженным, то на крайних полюсах у нас окажутся «американская» (с минимальной степенью социальной защиты населения) и «шведская» (с максимальной степенью защиты) модели. При этом «католическая» (южно-европейская) модель сразу следует за «американской» (степень социальной защиты здесь минимальная, по европейским меркам), а «германская» (центрально-европейская) модель окажется перед «шведской» (степень социальной защиты приближается к скандинавскому уровню). Россия в настоящее время по трем основным показателям находится на последнем месте южно-европейской группы, приближаясь во многом к «американской» модели, но по уровню налогового обложения находится вверху центрально-европейской группы, приближаясь даже к «шведской модели».Концепция социального государства Российской Федерации, разработанная учеными Академии труда и социальных отношений, является современной и четко проработанной концептуальной основой для выработки соответственных конкретных программ социального развития России на среднесрочную и отдаленную перспективу. Однако разрешено утверждать, что стратегия построения российского социального государства и российская социальная политика лишь тогда обретут нужную ясность и отчетливость, когда в правительственных програмках будут не только отменно, но и количественно складываться главные многообещающие индикаторы конкретной модели социального государства. Именно такие индикаторы помогают подбавить контролю за социальным развитием страны наиболее серьезный и объективный нрав.

Думаю, что большего интереса заслуживают последующие взгляды и составляющие практики социального государства: в либеральной модели - развитые системы личного страхования, высочайший степень персональной ответственности человека при обеспечении наибольших критерий для развития предпринимательской деятельности и одинаковых стартовых возможностей; в консервативной - функциональное и четко выстроенное (без лишних звеньев) роль государства в перераспределительной политике и мотивация личности к социально-приносящему пользу поведению; в социал-демократической - разносторонность общественной помощи, приобретение высокого уровня солидарности в обществе.

После Второй мировой войны почти все европейские страны не только зафиксировали в собственных конституциях расположения о социальном характере своих государств, но и предприняли ряд законодательных и правоприменительных действий, направленных на воплощение той или другой концепции социально-направленной политики.

Еще в ХIХ веке в Европе предметом обсуждения стал так именуемый социальный вопрос. Он был порожден переходным нравом раннего капитализма, когда рушился традиционный уклад нижних слоев общества, что сопровождалось их массовым обнищанием и общественной деградацией. В постановке «социального вопроса», в поисках путей его решения отразилось сознание катастрофических для только общества опослядствий данных явлений.

Социальная проблематика была переведена в правовую плоскость в германском законодательстве конца XIX в. Социальные трудности ещё наиболее обострились в начале эпохи индустриализации, когда стал организовываться рабочий класс, основным средством существования которого была реализация собственной рабочей силы. Болезнь, инвалидность, утрата рабочего места – все это становилось предпосылкой скатывания на дно жизни. Кроме такого, не было ни малейшего снабжения по старости, что еще ухудшало положение рабочих. Следствием стало то, что появились партии социалистического толка, бурно развивались профсоюзы, и эти силы требовали социальных реформ.

Те или иные социальные положения содержатся сейчас, хотя и в неодинаковом объеме, практически во всех конституциях, принятых после Второй мировой борьбы.

Словосочетание "социальное государство" в первый раз возникло в Конституции (Основном Законе) ФРГ 1949 г. Позже оно вошло в Конституции Франции 1958 г., Испании 1978 г., Румынии 1991 г., Словении 1991 г., Украины 1996 г., Колумбии 1991 г., Перу 1993 г., Эквадора 1998 г., Венесуэлы 1999 г., ряда остальных государств. Но во многих новейших европейских конституциях (к примеру, Польши 1997 г., Финляндии 1999 г., Швейцарии 1999 г.) его недостает. Содержание этого термина, как правило, не открывается. Обычно только констатируется, что данное государство – социальное.

Среди государств, освободившихся в тот период от колониальной зависимости, более четко они проявлены в Конституции Индии 1949 г. Она произносит о "праве на защиту от эксплуатации", о том, что "правительство обязано обеспечить социальный порядок, способствующий благополучию народа" (ст. 38), что государство стремится свести к минимуму неравенство в заработках, а собственность и минеральные ресурсы обязаны работать общественным интересам. Говорилось об повинности страны приподнять степень кормления и уровень жизни, о том, что не должно существовать сосредоточении имущества во урон общественным интересам и т.д. В наше время общественные положения есть в конституциях стран Европы (Польши 1997 г., Румынии 1991 г., Швейцарии 1999 г. и др.), Азии (Сирии 1973 г., Йемена 1995 г., в ред. 2002 г., Афганистана 2004 г. и др., в некоторых из данных стран они сопровождаются тезисами об арабском социализме), Африки (Египта 1971 г., в ред. 1980 и 2007 гг., Гвинеи 1990 г., Эфиопии 1994 г. и др.), Латинской Америки (Бразлибои 1988 г., Колумбии 1991 г., Чили 1980 г. и др.). Правда, в ряде конституций стран Востока такие положения сформулированы как управляющие взгляды политики для правительства. Их важность несомненна, но такие положения не рассматриваются как гарантии соц прав индивидума и не защищаются судами (защищаются производные от их положения, содержащиеся в законодательстве). Социальные положения есть и в главных законах (основных низамах) мусульманских стран, приверженных исламскому фундаментализму (низамы - это октроированные монархами акты, они имеют форму и содержание конституций, но все же настоящей конституцией считается Коран). В них говорится о социальной справедливости (ст. 14 Основного низама ОАЭ 1996 г.).

Нет необходимости приводить остальные конституционные нормы. Из сказанного видно, что те или другие социальные положения - составная часть действующих конституций в самых разных регионах мира. В разнообразной ступени инновационные конституции - социальные конституции, а социальные меры всеобщего нрава (в облике социальных услуг всему населению) или некоторые социально адресные меры (по социальной охране некоторых слоев населения - престарелых, детей, инвалидов, безработных и т.д.) в какой-то мере присущи, вероятно, практически всем государствам. Однако появляются вопросы: являются такие главные законы конституциями социального государства, как они соответствуют данной концепции и какова существующая практика их применения?

                    Глава 2. Конституционные нормы о социальном государстве и их реализация в Российской Федерации

2.1 Конституционно-правовые основы социального государства

В последнее время для Российской Федерации проблема построения социального государства становится одним из главных приоритетов развития национальной государственности. В стране активно осуществляются меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики, что требует обращения к конституционным основам социального государства. Так, например, в 2010 г. более половины Послания Президента Федеральному Собранию было посвящено решению социальных вопросов, а проблема модернизации связана не только с техническим перевооружением отечественной экономики, но прежде всего с решением накопив

шихся социальных проблем.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной значимости отнесено к основам конституционного строя страны и обретает своё формирование в остальных конституционных нормах. К ним следует отнести цельный ряд социальных прав, обещанных в последующих статьях 2-ой главы Основного закона. Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает расположения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и волях как высшей ценности. Это преимущество на жизнь (ст. 20), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37), на отдых (ч. 5 ст. 37), на охрану материнства, детства и семьи (ст. 38), на социальное снабжение (ст. 39), на жилье (ст. 40), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), на экологическую сохранность (ст. 42), на образование (ст. 43), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44), и основное: «государство ручается сходство прав и свобод человека и гражданина, самостоятельно от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19).

Перечень этих прав и свобод в Конституции РФ в целом подходит мировым эталонам. Следуя положению Всеобщей декларации прав человека, о том, что «все люди появляются вольными и одинаковыми в собственном достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и обязаны действовать в отношении друг друга в духе братства», Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Обладание правами и свободами, на какие не может злоумышлять государство, делает человека самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем дела личности и государства не исчерпываются обязанностью государства не посягать на права человека. Современное государство, провозгласившее себя через Основной закон в качестве социального государства, обязано не только удерживаться от произвола, но и деятельно гарантировать реализацию прав человека, делать определённые социальные обязанности.

Важно подметить, что Конституция признаёт права и свободы как главные, не предусматривая их разделения на наиболее или наименее важные. Тем самым подтверждается их равноценность. В то же время вероятна относительная классифицирование прав человека по их предмету или содержанию.

Политические права – это свобода людей участвовать в управлении делами государства, сформировывать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности.

Экономические права в своей базе соединены с правом принадлежности, они обхватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права, оформленные в программах социальных движений XIX в., реализовались позднее остальных – в течение ХХ в. Они затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых соглашений, право на отдых, на вспомоществование по безработице) и связаны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного снабжения.

Культурные права – это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, сделанным человечьим обществом, вероятность настоящего приобщения к ним.

Экономические права определяют состояние человека как субъекта экономической энергичности в отношениях собственности, предпринимательства, трудовых отношениях. Социальные права нормативно укрепляют возможность для всякого удовлетворить малый уровень потребностей, нужный для обычного существования и реализации творческих возможностей. Однако наиболее важное не декларация прав, а эффективность, то есть их практическое использование.

Особое значение имеет ст. 37 Конституции Российской Федерации, в которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право вольно предписывать своими возможностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в критериях, отвечающих требованиям сохранности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, а еще право на защиту от безработицы».

В соответствии с аналогичными нормами международного права, в ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено право на социальное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное снабжение по возрасту, в случае заболевания, инвалидности, потери кормильца, для обучения детей и в других случаях, поставленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме такого, «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность».

Важное значение для реализации принципов, целей и задач социального государства обеспечения имеет ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой зафиксировано право граждан на жилье: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, формируют условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, городских и других жилищных фондов в согласовании с установленными законом нормами».

Такой важной функции социального государства как охрана здоровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвящена 41 статья Конституции Российской Федерации. В которой установлено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и мед помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».

Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

             2.2 Нормативно-правовое закрепление института основных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, системы гарантий в социальном государстве

Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением социального государства, его нормативным содержанием. Установленные в них принципы получили дальнейшее развитие в ряде российских законов и подзаконных актов. К таким документам относятся следующие нормативно-правовые акты.

1. В сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граждан и социального страхования: Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001 № 197-ФЗ; Федеральный закон от 16.07.1999, № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

2. В сфере реализации государственных гарантий в отношении отдельных категорий граждан: Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

3. В сфере пенсионного обеспечения: Федеральный закон от 15.12.2001, № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»; Федеральный закон от 15.12.2001 №, 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»; Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

4. В сфере реализации прав граждан на жилище: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ; Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

5. В сфере здравоохранения: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.

6. В сфере образования: Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3366-1.

7. В сфере государственной поддержки деятельности социально-ориентированных организаций: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций»; Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех аспектов и направлений социальной политики современной России. Для примера, более подробно рассмотрим функционал социального государства в сфере регулирования трудовых отношений, социального страхования, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и прав гра

ждан в сфере образования.

Вместе с развитием института социальных прав происходит и становление системы их гарантий. Наличие правовых норм, закрепляющих социальные права и возможность гражданина беспрепятственно пользоваться конституционными правами и свободами, вовсе не означает, что каждому автоматически гарантируется их реализация или охрана и защита. Следует особо отметить, что наличие и реализация субъективных прав граждан, в том числе и социальных, является также условием сдерживания и ограничения публичной власти.

В целом конституционные права и свободы человека обеспечиваются специальной деятельностью государства, направленной на охрану и защиту его благ. Особенность же социальных прав состоит в необходимости человеку совершить активные действия для фактической реализации своих прав. Поэтому в этой сфере особое значение приобретают не только гарантии, обеспечивающие восстановление права в случае его нарушения, но и обеспечивающие саму возможность их реального воплощения в жизнь.

Применительно к понятию гарантий социальных прав можно выделить следующие моменты: 1) в качестве «общего социального права» (как родового понятия) можно рассматривать право на достойную жизнь и свободное развитие, а такие права как право на индивидуальные и коллективные споры, право на вознаграждение за труд, право на безопасные условия труда, право на жилище и другие можно рассматривать как своего рода гарантии «общего социального права». 2) в качестве непосредственных социальных прав, объединяемых в теории в одну группу и отражённых во второй главе Конституции соответственно будут выступать права, закреплённые в её статьях 37-43, которые также будут требовать собственной системы гарантий, обеспечивающих, не только сам факт осуществления социального обеспечения со стороны государства, но и его определённый уровень. Применительно к социальным правам в конституциях делается акцент на материальные гарантии. Однако в этом отношении требуется особая осторожность. Необходимо, прежде всего, учитывать реальные возможности государства, различных уровней государственного управления.

Одной из наиболее эффективных гарантий социальных прав является, прежде всего, организация судебной защиты. Особое значение имеет деятельность Конституционного Суда РФ. Одним из средств, обеспечивающих надлежащую реализацию конституционных положений, является проверка конституционности закона, применённого или подлежащего применению в конкретном деле по жалобам граждан и по запросам судов. В работе анализируется ряд решений Конституционного Суда РФ, связанных с обращениями в связи со ст. 7 Конституции РФ. В практике Конституционного Суда РФ вопрос о нормативном содержании принципа социального государства, развития социального законодательства решается в процессе непрерывного правового развития и лишь постольку, поскольку это необходимо при решении конкретных дел. Конституция РФ не даёт как такового определения социального государства. Поэтому Конституционный Суд РФ ограничен в оценке положений нормативных правовых актов формальным закреплением социальных прав и свобод граждан, общим пониманием природы социального государства и связанными с ними принципами справедливости, гуманизма, равенства и т.п. Важной является также проблема реализации решений Конституционного Суда РФ.

                           3. Перспективы правовой основы социального государства в современной России

               3.1 Основные направления регулирования реформ в государстве, нацеленном на разрешение социальных проблем

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативные правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленном на разрешение социальных проблем, призваны:

1.Создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной самостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.).

2.Предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая база охватывает и нормативную правовую основание индустриальных реформ, и цельный законный адаптацию воплощению с реализацией юридически должностных норм, регулирующих экономическую проявление инициативы . Подготовка и издание новейших нормативных актов, обязаны подключать 4 основных блока нормативных правовых актов Первый блок описывает внутреннее известие в непосредственной экономической структуре: распорядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами гос власти и местного самоуправления – с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и другими органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соответствие хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по денежному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует дела хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, клиентами, перевозчиками, страховщиками и др. В регулирование экономических отношений, снабжение экономических реформ включены все отрасли законодательства – государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное и другие.

Таким образом, социальное государство исполняет свои цели и взгляды в форме правовой государственности, но идет значительно дальше по пути гуманизации общества — стремится увеличить права личности и наполнить правовые нормы более справедливым содержанием. Между правовым и социальным принципами государственного устройства имеется как единство, так и противоречия. Их единство состоит в том, что пара они призваны обеспечивать благо индивидума: 1-ый – физическую сохранность людей по отношению к власти и друг к другу, персональную свободу и основные, главным образом людейские и политические права личности с поддержкой установления точных границ государственного вмешательства и гарантий против деспотии; 2-ой – социальную сохранность, материальные условия свободы и благородного существования всякого человека. Основное же возражение между ними держится в том, что правовое государство по собственному плану не должно ввязываться в вопросцы распределения публичного богатства, обеспечения материального и культурного благоденствия граждан; социальное же государство конкретно занимается сиим, желая и стремится не взрывать такие базы рыночного хозяйства, как личная собственность, конкуренция, энергичность, индивидуальная ответственность, не активизировать сплошное социальное иждивенчество. Социальное государство разбирается на обеспечение хоть какому благородных критерий жизни, в первую очередность в результате повышения эффективности изготовления, персональной ответственности и энергичности.

                          3.2 Организационные и правовые средства и методы реализации функций социального государства

Совершенно очевидна значимость денежных ресурсов, от роста которых зависит заключение социальных проблем. Но способствовать исполнению социальным государством его функций имеют все шансы и меры чисто организационного и организационно-правового характера: создание крепкой, всеобъемлющей и стабильной законодательной базы для всех направлений, помогающих решению социальных проблем. В настоящее время не окончено ещё создание общественного законодательства, а в действующих законодательстве много норм, не отвечающих потребностям социального государства; обязательность подготовительной научной и публичной экспертизы проектов законов и остальных нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям, что исключило бы вероятность принятия актов, ухудшающих социальное благополучие людей; укрепление общественного контроля (в т.ч. профсоюзного) за деятельностью всех государственных и хозяйственных органов, связанных с решением социальных проблем, за расходованием государственных средств; деление контрольных возможностей профсоюзных организаций за расходованием зарабатываемых коллективами предприятий и организаций средств, за коммерческой деятельностью администрации и проводимой ею политикой в области оплаты труда; недопущение ограничения деловитости профсоюзов лишь их низовыми структурами, работающими конкретно на предприятиях и в учреждениях, нацеленного на отнятие всех полномочий вышестоящих звеньев профсоюзов; введение распорядка, предусматривающего наиболее решительное (но наилучшее) вмешательство государства в процесс оздоровления плохо работающих предприятий (государственных и ныне акционированных), наносящих настоящий вред социальной политике, как прямо (в отношении собственного коллектива), так и опосредованно (когда начинание не пополняет государственный бюджет и социальные фонды); активизация экономического поведения людей, одобрение хозяйственной инициативы отдельных граждан при обеспечении социальной поддержке наиболее ущемленным слоям населения (в т.ч. помощь развитию небольшого бизнеса, обеспечивающему миллионам людей источник средств к существованию) за счет упрощения порядка лицензирования и регистрации предприятий, обеспечения защиты личной неприкосновенности предпринимателей и богатства от законопреступников и вымогателей); организация государственной системы служб социальной работы и помощи (на уровне наилучших глобальных стандартов), призванной помогать нуждающиеся категории населения, а еще содействовать привыкания граждан к новеньким, рыночны

м условиям. Подобные организационные меры (при достаточном их финансировании) способны обеспечить благоприятную обстановку для трудовой деятельности и безопасных критерий труда на предприятиях, содействовать налаживанию и успешному функционированию системы торгового и бытового сервиса населения, повысить деятельность учреждений социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, культуры) при достаточном их финансировании.

Проведение эффективной организационной работы – важнейшее средство формирования общественного сознания и социального поведения людей, отвечающих принципам социального государства и общечеловеческим ценностям, социальных общностей и др. социальных систем (в т.ч. развитие социального партнерства) путем преодоления крайних различий в имущественном положении граждан, развития среднего класса.

В настоящее время практически все страны мира испытывают определенные трудности в социальной сфере, что заставляет их пересматривать свои традиционные модели социального государства, но не его ценности. При этом упомянутые трудности не вызваны мировым финансовым и экономическим кризисом, последний лишь обострил обозначенные временем проблемы и сократил время на раздумывания. Россия, в свою очередь, не вправе отказываться от конституционной нормы и цели.

Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод, что для становления Российской Федерации в качестве социального государства необходимо следующее:

1. Определить характер построения социального государства. В современном мире все больше доминируют либеральные веяния, которые несколько чужды менталитету российского народа. Из этого следует, что в определенном объеме либеральные ценности прививать нашему обществу все-таки нужно, но делать это надо постепенно и с особой аккуратностью, стимулируя проявление инициативы, трудовой активности и повышения индивидуальной ответственности у граждан.

2. Сформировать собственную концепцию социального государства, чтобы понять, что означает такая характеристика. Социальное государство подразумевает особый порядок устройства общественной жизни, основанный на умеренности принципов солидаризма, социальной справедливости и социального равенства, представляющий собой высшую эволюционную ступень развития демократического и правового государства с социально ориентированной рыночной экономикой, главной задачей которого является обеспечение достойной жизни и свободного развития каждого человека, гарантия его прав и свобод.

3.Взять курс на построение собственной модели социального государства. Основу современных систем государственной социальной защиты, являющихся ядром государственной социальной политики в зарубежных странах, составляют три базовых института: социальное страхование, социальная помощь и государственное социальноеобеспечение. Существенным фактором, отличающим социальные модели государства различных стран друг от друга, являются структура и сочетание важнейших институтов социальной защиты (обязательного социального страхования, социальной помощи и государственного социального обеспечения), медицинской помощи и образования, размеров ресурсов, направляемых на их функционирование. Российской Федерации следует найти свое собственное, наиболее оптимальное сочетaниебaзовыхv инструментов социального государства, при этом российская модель социального государства должна: основываться на демократических началах и социально ориентированной экономике; обеспечивать гарантии соблюдения прав и свобод человека и обладать действенным механизмом защиты нарушенных прав; создавать гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал; осуществлять сильную государственную социальную политику, ориентированную на достижение высоких жизненных стандартов; стимулировать развитие институтов гражданского общества.

4. Сочетать активное вмешательство государства в вопросы социальной сферы с натуральным и вольным нравом рыночной экономики, при этом главными моментами формирования социальной политики обязаны начинать: точное определение приоритетности решения более насущных проблем; слаженность проводимых реформ (налоговой, пенсионной, реформ в сфере здравоохранения, образования, ЖКХ и др.); повышения ответственности органов власти и должностных лиц всех уровней; вступление института независимой экспертизы при принятии всех решений, затрагивающих социальную сферу; экономное оплачивание федеральных целевых программ; разработка и предложение системы малых социальных стандартов, соответственных достойному уровню жизни человека, и социальных показателей, очень точно отображающих положение социальной сферы, принимая во внимание советы международных организаций (ВОЗ, МОТ и др.).

5. Создать нужную правовую базу. Отменить недействующие законы, принять нужные, обеспечить реализацию норм работающего законодательства. Создать стройную систему основных законодательных актов, регулирующих главную сферу жизнедеятельности человека - социальную. Задача государства состоит в том, чтоб обеспечить такое правовое поле, в котором бы любой гражданин знал свои права и чтобы провозглашенные права и свободы действительно обеспечивались.

В современных российских критериях социальное государство – это не цель, которой можно добиться лишь за счёт роста благополучия граждан, а настоящее средство существования демократического государства в постиндустриальную эпоху. Социальное государство либо есть, и, поэтому, все структуры государства на это сориентированы, либо его нет, что противоречит действующей Конституции.

Заключение

В настоящее время повсеместно при помощи правовых понятий общество как правотворец прибегает к определенной конструктивизации действительности. В процессе социального регулирования важнейшая роль также принадлежит праву, которое выступает как фактор прогресса и благодаря своим регулятивным качествам вносит в социальную жизнь организованность и порядок. С принятием российской Конституции 1993 г. появились новые подходы, обусловившие позитивное восприятие идеи социального права.

Понятие «социальное государство» впервые в научной литературе появилось в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития капитализма и классовой борьбы в Германии. Делалась попытка найти и определить место и роль государства в регулировании справедливого распределения дохода между трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, в обеспечении социальной солидарности общества и заботы имущих и работающих о неимущих и не работающих, в осуществлении экономического и общественного прогресса всех членов государства, так как развитие одного является условием и следствием развития другого. Позже, с начала ХХ в., применительно к вопросу о сущности государства, появились и другие теории: элит, технократическая, теория плюралистической демократии, конвергенции, историко-материалистическая и др.

После Второй мировой войны начался качественно новый этап в развитии теории социального государства — возведение ее положений в конституционные нормы в ряде европейских стран. По такому же пути пошел ряд бывших социалистических стран Восточной Европы.

Опыт многих европейских социальных государств, указывает, что они берут на себя заботу о социальной справедливости, благополучии людей, их социальной защите, развивают солидарность и заботу самого общества о социальном состоянии этого общества всемерно, как основание для сильной социальной политики, развивают социальную рыночную экономику, т. е. социальные государства не надеются на стихию рынка и не уходят из экономической и социальной жизни своей страны.

Конституция Российской Федерации является основным законом для всех граждан нашей страны, ее принятие было обусловлено переходным моментом в истории России, это был осознанный шаг всего общества, договор, который государство обязалось и означает должно исполнить. Настоящая работа приурочена к конституционному положению, которое укрепляет такую характеристику Российской Федерации как «социальное государство».

С введением в основной закон положения о «социальном государстве» высшие органы гос власти в хаотичном порядке стали вводить заимствованную у остальных государств идеологию социального государства. Безусловно, зарубежными государствами накоплен большой опыт практики социального государства, реализованы фундаментальные взгляды и проверены на практике базовые основы социального государства, но у каждой страны собственный путь, который обусловлен историческими, государственными, экономическими и иными чертами. Каждое государство по-разному соединяет главные симптомы социального государства, в каждой стране преобладают разные университеты социального государства, и у каждой - своя модель «социальности». Россия же на вопрос «Как построить социальное государство в Российской Федерации?» ищет ответ за рубежом, хотя ответ в самих нас, в нашей истории, в нашем менталитете, в нашей непохожести на других. Очевидно, что мы не вправе игнорировать положительный опыт зарубежных стран, но еще умнее станет внедрять его равномерно, выборочно, взвешенно, с оглядкой на вероятные негативные последствия, непрерывно контролируя происходящий процесс. Для этого поначалу нужно создать теоретическую базу российской модели социального государства с целью последующей реализации ее в жизнь.

                         Список используемой литературы

                 Нормативно-правовые акты России

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета", N 7, 21.01.2009.

2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Российская газета", N 138 - 139, 23.07.1994.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) // Российская газета", N 256, 31.12.2001.

4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30.11.2010 "Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации" // Российская газета", N 271, 01.12.2010

                             Специальная литература

1. Алейников Б.Н. Социальное государство и собственность // Государство и право. 2008. N 1. С. 8. Волгин И.А., Гриценко Н.Н., Шарков Ф.И. Социальное государство: Учеб. М., 2010. 416 с.

2. Галустова К.Р. Конституционно-правовые основы формирования Российской Федерации как социального государства и перспективы его развития в условиях модернизации. Автореф. дисс….к.ю.н. Москва, 2010. 24 с.

3. Зорькин В.Д. Социальное государство в России: проблемы реализации // Сравнительное конституционное обозрение. 2009. N 1. С. 48.

4. Калманова А.С. Конституционные принципы социального государства. Автореф. дисс. …к.ю.н. Владикавказ, 2012. 23 с.

5. Косов Р.В. Основы социального государства: учебное пособие / Р.В. Косов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. 80 с.

6. Кочетков В., Кочеткова Л. Социальное государство и мировой кризис: парадигма преодоления // Власть. – 2009. - №3. - С. 13-16.

7. Соколов И.А. Социальное государство: политические ресурсы формирования и развития в современной России. Автореф. дисс….к.п.н. Воронеж, 2011. 25 с.

Информация о файле
Название файла Формирование правовой основы социального государства в современной России: оценка состояния от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:48
Дата обновления 5.5.2020, 18:48
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 54.2 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 430
Скачиваний 143
Оценить файл