Запрет на применение искусственного интеллекта в школе и исключение его из образовательного процесса не выход. С одной стороны, использование ИИ сложно контролировать, но самое главное – он становится частью жизни, повседневных активностей и профессиональных практик. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказал Сергей Косарецкий, проректор по научной деятельности Московского государственного психолого-педагогического университета.
По его словам, в последние годы многие страны начали активно внедрять ИИ в учебный процесс. Он применяется в разработке образовательных программ, в создании специализированных платформ и приложений для обучения.
«Например, искусственный интеллект используется в адаптивных обучающих системах, которые автоматически анализируют уровень знаний, индивидуальные интересы и возможности учащихся, предлагая затем персонализированные задания. Такие решения есть сегодня и в российских образовательных платформах и продуктах. Они дают возможность снизить для учителя нагрузку, особенно в проверке работ учащихся, помогают индивидуализировать образовательный процесс, расширяют возможности самостоятельного обучения», – пояснил Сергей Косарецкий.
Он добавил, что ИИ активно применяется в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптируя под них обучение, делая его более доступным; в целях мониторинга вовлеченности учеников на уроках и др.
«Использование искусственного интеллекта также позволяет обеспечить честность при тестировании и на экзаменах – нейронные сети анализируют мимику, жесты, взгляды и идентифицируют неприемлемое поведение учащихся. Наконец, ИИ позволяет анализировать и прогнозировать их успеваемость, вовремя выявлять риски неуспешности и разрабатывать индивидуальные планы помощи. Уже есть системы, которые позволяют анализировать и работу учителя на уроке, выявляя дефициты и формулируя рекомендации по профессиональному развитию», – сказал проректор МГППУ.
Он отметил, что искусственный интеллект является мощным инструментом для расширения возможностей обучения и развития детей, но его потенциал будет реализован максимально, а риски минимизированы, если он окажется в руках специально подготовленных учителей и руководителей школ.
Так, несмотря на многие преимущества, использование технологии генеративного ИИ связано с рядом рисков: существует опасность, что учащиеся могут полагаться на искусственный интеллект как на единственный источник информации, что может привести к недостатку критического мышления и самостоятельности в обучении; нередко ИИ выдает недостоверные или неактуальные данные, также есть угрозы конфиденциальности данных, безопасности, риски мошенничества.
Сергей Косарецкий объяснил, что технологии являются вспомогательным инструментом, а не заменой человеческого взаимодействия, живого общения педагога и учащихся.
Важно обучить ребят осознанному и правильному использованию ИИ: как формулировать запросы, критически оценивать полученные ответы, как использовать информацию в дальнейшем и др.
«Учитель в этом отношении может сохранить свою ведущую роль в организации образовательного процесса. Но поскольку у него появляются новые задачи, то значит, ему нужны и новые компетенции, знания. Иначе есть риск, что он не только не сможет контролировать использование ИИ, но будет в ряде отношений уступать ему как источник информации и поддержки обучения. Учителям следует интегрировать искусственный интеллект в учебный процесс не как замену традиционным методам обучения, а как дополнение к ним», – добавил проректор МГППУ.
Он пояснил, что в таких странах, как Китай, ОАЭ, начинают проводить уроки ИИ на самых ранних этапах обучения. В рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» Правительство РФ также начало внедрять изучение ИИ на всех уровнях образовательного процесса, включая программы среднего, высшего и дополнительного образования.
Сергей Косарецкий также обратил внимание, что в школах важно вовлекать родителей в обсуждение вопросов использования искусственного интеллекта, чтобы выработать общую стратегию, правила, обеспечить безопасную и продуктивную среду для его применения учащимися.
Отметим, ранее президент России Владимир Путин в видеоприветствии, направленном участникам третьего Международного форума министров образования «Формируя будущее», заявил о необходимости совместного поиска ответов на сложные, большие вызовы, с которыми сталкиваются все национальные системы образования, с учетом глобальных тенденций, в том числе стремительного и повсеместного распространения цифровых технологий и моделей ИИ.
Источник: edu.ru