Трудовые гарантии прав молодежи на Украине

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Кафедра философии

Направление подготовки

040700 «Организация работы с молодежью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики за рубежом»

Тема: «Трудовые гарантии прав молодежи на Украине»

                                                                                
                                                                Выполнила студентка 2 курса группы ОРМ-1,2-2012-НБ

Лоскутова Анна Андреевна

                                  Научный руководитель: ассистент кафедры философии

Шарков А.В.

Пермь, 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение........................................................................
...........................................4

Глава 1. Трудовая деятельность молодежи как источник ее развития..............7

Глава 2. Правовое регулирование трудовой деятельности молодежи

2.1. Молодежь как категория трудового законодательства Украины................9

2.2. Система трудового законодательства в отношении молодежи.................15

2.3. Содействие в трудоустройстве несовершеннолетним гражданам............18

Глава 3. Рынок труда для молодежи Украины

3.1. Проблема легализации рабочих мест для украинской молодежи.............22

3.2. Перспективы развития рынка труда для молодежи Украины....................25

Заключение......................................................................
.......................................27

Список литературы......................................................................
..........................28

ВВЕДЕНИЕ

Молодежь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе. Молодые люди обретают возможность не только социального становления, получения различных льгот, но и ограничения в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума, а также получают дополнительную социальную ответственность.

Несмотря на высокий интеллектуальный потенциал и мобильность, молодым людям не хватает трудового и жизненного опыта. Безработная молодежь требует особого внимания со стороны государства.

В Украине еще не разработана целостная концептуальная модель трудоустройства выпускников государственных вузов. Поэтому обеспечение занятости и трудоустройство молодежи является первоочередной задачей государства.

Изменения в украинском социальном законодательстве обусловили выбор темы исследования. Молодые люди составляют 35% трудоспособного населения Украины и они – будущее страны, поэтому важно осознавать какие трудовые гарантии государство может предоставить молодежи, в этом заключается актуальность исследования.     Сегодня проблема безработицы среди выпускников вузов особенно актуальна. Ее причиной является несоответствие запросов рынка труда и госзаказа на обучение. Ежегодно университеты выпускают более 500 000 специалистов, которые не могут устроиться на работу. Неудивительно, что безработица среди молодежи в Украине достаточно высокая [1].

Проблема реализации прав молодежи на труд является актуальной не только для Украины, но и для большинства развитых стран мира.

Во многих странах этот вопрос находит свои решения на законодательном уровне. Принято также ряд международных нормативных актов, регламентирующих детский труд и включения молодежи в самостоятельную производственную деятельность, в малый бизнес: Конвенция о правах ребенка, Конвенция № 138 о минимальном возрасте для приема на работу и многие другие.

Объектом исследования данной работы являются правовые гарантии на труд украинской молодежи.

Предметом исследования данной работы является правовое регулирование труда молодежи и несовершеннолетних на Украине.

Цель работы: анализ системы трудовых гарантий прав молодежи на территории Украины.

Задачи:

- определить степень значимости труда в социальном становлении молодежи

- проанализировать трудовое законодательство Украины с целью выявления возможностей государственной поддержки работающей молодежи

- определить проблемы рынка труда молодежи Украины.

Для написания работы были использованы следующие теоретические методы исследования: изучение литературы, статистический, обзорный, проблемный и теоретический анализ.

ГЛАВА 1. ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК ИСТОЧНИК ЕЕ РАЗВИТИЯ

Трудовая деятельность важна в жизни каждого человека. А трудовые ресурсы, к которым относятся люди, имеющие достаточный уровень физического развития, профессионального образования и способные заниматься общественно-полезной деятельностью, в свою очередь, необходимы для полноценного развития любого государства. Поэтому оно должно заботиться о профессиональном развитии своих граждан, начиная с их юношеского возраста. Под заботой понимается система государственных гарантий в отношении трудовых прав молодежи, в том числе несовершеннолетних.

В зависимости от возраста, человек меняет свое отношение к труду. Для взрослого человека труд – это средство к существованию, становлению домашнего хозяйства и социальный статус. Для пожилого человека трудиться – значит ощущать собственную значимость для общества и передавать свой опыт. Что касается молодежи, то труд, в первую очередь, определяет уровень развития и способность к ответственности, а также труд – это способ повысить свою коммуникабельность, набраться опыта работы в коллективе, навыков общения и почувствовать цену деньгам.

С помощью труда молодой человек социализируется в обществе. Выбирая работу или подработку по будущей специальности, он приобретает профессиональные навыки, ближе знакомится со своей будущей профессией, узнает ее достоинства и недостатки, что дает ему возможность убедиться в правильности выбора своего жизненного пути. Если же подросток устраивается на работу, чтобы просто финансово помочь своей семье, то он все равно извлекает из этого не только материальную выгоду, но и приобретает жизненный опыт, быстрее проходит этап взросления, становится более ответственным.

Исходя из вышесказанного, государству необходимо создать систему государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах самого государства.

Что касается молодежи, которая работает по специальности по окончании высшего или среднего учебного заведения, а также на старших курсах, то она также нуждается во внимании со стороны государства. Правильно выстроенная система государственной поддержки молодых специалистов выступает инструментом социально-экономического и культурного развития, обеспечивает конкурентоспособность работающей молодежи и укрепления национальной безопасности страны. К государственной поддержке трудоспособной молодежи относится предоставление рабочего места после окончания обучения, дополнительные льготы по подоходному налогу, содействие центрам занятости и другое.

Молодежь – это будущее любой страны. Поэтому вопросы образования и занятости молодых людей входят в приоритетные цели развития большинства стран и правительств.

Труд до определенного возраста часто ассоциируется с противоположностью развлечениям и отдыху, поэтому дети младшего школьного возраста и подростки не всегда добросовестно и с большим желанием принимаются за какое-либо дело. Становясь взрослее, человек понимает, что труд – основа всего, что отдаваясь только развлечениям, в жизни ничего невозможно добиться. Поэтому труд приобретает образ пути к достижению блага и успеху. Когда человек наполняет труд официальным содержанием, происходит рутинизация: деньги становятся единственной ассоциацией трудовой деятельности. Труд превращается в обязанность, но он, в первую очередь, должен ассоциироваться с бесценным опытом, который человек получает в процессе своего трудового пути.

Основным средством развития потенциала молодёжи является её вовлечение в социально-экономическую, общественно-политическую и социокультурную жизнь общества. Большую роль в этом вовлечении играет труд. Еще два столетия назад известный философ Фридрих Энгельс предположил, что в процессе эволюции человека создал труд. 

Состоявшейся личностью можно назвать человека только по достижении определенного возраста. Труд также имеет значение при становлении личности молодого человека. Альберт Эйнштейн писал: «Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью». Смысл данного высказывания состоит в том, что личностью человек становится только через труд и деятельность в процессе социализации.

Труд является основным исторически первичным видом человеческой деятельности. Он характеризуется как сознательная целенаправленная деятельность человека, результат которой содержится в его представлении и регулируется волей в соответствии с поставленной целью. По этому поводу К. Маркс писал, что труд — исключительно достояние человека.

Труд – это деятельность человека, направленная, прежде всего, на его развитие, а также на достижение какого-либо результата. В процессе своей эволюции труд существенно усложнялся: человек стал выполнять более сложные и разнообразные операции, применять все более организованные средства труда, ставить перед собой и достигать более высокие цели. Труд стал многосторонним, разнообразным, совершенным.

Таким образом, трудовая деятельность важна для человека, так как в ней развиваются его способности, мировоззренческие принципы. Посредством труда человек обогащает и расширяет свое собственное существование, материализует замыслы. Однако в зависимости от специфики общественных условий, труд может восприниматься как обязанность, тяжелая необходимость. Поэтому в труде существенна не только техника труда, но и отношение человека к труду, основные мотивы трудовой деятельности.

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ

 

2.1. Молодежь как категория трудового законодательства Украины

В статье 1 Закона Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» определено, что молодежь – это молодые граждане – граждане Украины возрастом от 14 до 35 лет. Трудовое законодательство Украины содержит особенности правового регулирования труда несовершеннолетних лиц, молодых специалистов, лиц после окончания или прекращения учебы в общеобразовательных, профессиональных учебно-воспитательных учреждениях и высших учебных заведений и др. Законодательством предусмотренные дополнительные гарантии, льготы для  категории работников, относящейся к молодежи.

Основным источником регулирования труда молодежи является Кодекс законов о труде Украины (далее КЗоТ). В статье 187 КЗоТ (права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях) говорится о том, что несовершеннолетние, т. е. лица, не достигшие восемнадцати лет, в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными законодательством Украины.

Как и несовершеннолетние, так и совершеннолетние, не имеющие опыта работы, а иногда и квалификации, являются наименее конкурентоспособными на рынке труда, поэтому трудоустройство молодежи является одним из важнейших направлений государственной политики.

Фактическая способность к труду и способность к труду как категория юридическая, т.е. трудовая правосубъектность, понятия не тождественные. Фактическая способность к труду появляется гораздо раньше трудовой правосубъектности, о наличии которой можно говорить тогда, когда у гражданина появляется способность к систематическому, урегулированному нормами права труду. В отличие от гражданского права трудовая правоспобность и дееспособность возникают одновременно [8].

Трудовая правосубъектность (правоспособность и дееспособность) работников возникает по общему правилу с 16 лет. С согласия одного из родителей либо лица, его заменяющего, могут, как исключение, приниматься на работу лица, достигшие 15 лет. Для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся с 14 лет в порядке, предусмотренном ст. 188 КЗоТ Украины. Помимо возрастного критерия, трудовую правосубъектность характеризует и волевой критерий. Не являются субъектами трудового права лица, признанные судом недееспособными [7].

2.2. Система трудового законодательства в отношении молодежи

Необходимость принятия нового Трудового кодекса продиктована временем. Действующий на сегодня КЗоТ был принят в 1971 году, то есть, совершенно в других  экономических и социальных условиях, к тому же абсолютно в ином государстве. За годы независимости Украины в него внесена масса поправок, а также были приняты многочисленные акты, касающиеся трудовых отношений, и изменения в них. Но все это не облегчило ситуацию, трудовое законодательство стало слишком объемным и запутанным, что вносит порой противоречия при разрешении ряда вопросов.

Главным критерием Трудового кодекса установлена обязанность работодателя уважать честь и достоинство работника. Запрещается любая дискриминация в сфере труда, в частности нарушение принципа равенства прав и возможностей. В случае невыполнения работодателем этого обязательства он должен будет возместить моральный вред работнику.

В Трудовом кодексе закреплен принцип, согласно которому акт трудового законодательства не имеет обратного действия, кроме случаев, когда он смягчает или отменяет материальную или дисциплинарную ответственность лица.

Согласно законодательству Украины о труде государство гарантирует трудоспособной молодежи равное с другими гражданами право на работу, а именно:

• предоставление первого рабочего места на срок не менее двух лет по окончании профессионально-технических и высших учебных заведений, по завершении профессиональной подготовки и переподготовки, а также после увольнения со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы. Двухлетний срок первого рабочего места исчисляется с учетом времени работы молодого гражданина до призыва на срочную военную или альтернативную (невоенную) службу (п. 3, ч. 1, ст. 5 Закона Украины "О занятости населения"; ч. 2 ст. 7 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине") [3];

• молодые граждане, которые обратились в государственную службу занятости в поисках работы, получают безвозмездную информацию и профессиональную консультацию с целью выбора вида деятельности, профессии, места работы, а также, в случае необходимости, проходят профессиональную подготовку и переподготовку (ч. 3 ст. 7 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине") [3];

• государство содействует созданию молодежных центров работы, а также молодежных общественных организаций (агентств, бирж, бюро) для обеспечения трудоустройства молодежи, реализации программ профессионального обучения молодежи и усовершенствования ее профессионального мастерства (ч. 4 ст. 7 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине") [3];

           •молодым работникам (в возрасте до восемнадцати лет) предоставляются ежегодные отпуска в удобное для них время по их заявлению до наступления шестимесячного срока непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации (ст. 195 КЗоТ Отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет) [3].

           •для трудоустройства молодежи местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов по представлению центров занятости устанавливают квоту рабочих мест для предприятий (объединений), учреждений и организаций независимо от форм собственности и организационных форм с численностью работающих более 20 человек для бронирования ими до 5 процентов общего количества рабочих мест, в том числе с гибкими формами занятости (ч. 2 ст. 5 Закона Украины "О занятости населения") [3];

• в случае отказа в приеме на работу молодых граждан в пределах установленной квоты на предприятия, учреждения и организации накладывается штраф в пятидесятикратном размере необлагаемого минимума доходов граждан за каждый такой отказ. Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Украины "О занятости населения", государственная служба занятости накладывает штраф за каждый такой отказ в размере четырех минимальных заработных плат [3];

• государство гарантирует предоставление работы по специальности на период не менее трех лет молодым специалистам – выпускникам государственных профессионально-технических и высших учебных заведений, потребность в которых была определена государственным заказом (ч. 12 ст. 7 Закона Украины "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине", п. 9 ч. 2 ст. 5 Закона Украины "О занятости населения", ст. 197 Кодекса Законов о труде) [3], [6].

Вместе с тем у молодых специалистов есть не только право на получение гарантированной работы, но и обязанности.

В частности, выпускники высших учебных заведений, которые учились по государственному заказу и которым присвоена квалификация специалиста определенного образовательно-квалификационного уровня, трудоустраиваются на основании направления на работу согласно соглашению, заключенному между заказчиком, руководителем высшего учебного заведения и выпускником. Если выпускник высшего учебного заведения учился за средства третьего лица, его трудоустройство осуществляется согласно заключенному между ними соглашению.

Родители, усыновители и опекуны несовершеннолетнего, а также государственные органы и служебные лица, на которых возложены надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде, имеют право требовать расторжения трудового договора с несовершеннолетним, в том числе и срочного, если продление его действия угрожает здоровью несовершеннолетнего или нарушает его законные интересы ( ст. 199 КЗоТ Расторжение трудового договора с несовершеннолетним по требованию его родителей или других лиц) [6].

До начала работы по заключенному трудовому договору собственник или уполномоченный им орган обязан (статья 29 КЗоТ Украины):

1. Разъяснить работнику его права и обязанности и проинформировать под расписку об условиях труда, наличии на рабочем месте, где он будет работать, опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, и возможных последствиях их влияния на здоровье, его права на льготы и компенсации за работу в таких условиях в соответствии с действующим законодательством и коллективным договором.

2. Ознакомить работника с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

3. Определить работнику рабочее место, обеспечить его необходимыми для работы средствами.

4. Проинструктировать работника по технике безопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарной охране.

  Вознаграждением за работу является заработная плата. Заработная плата зависит от квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Размер заработной платы за простой неквалифицированный труд не может быть ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством. В размер минимальной заработной платы не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты (статья 95 КЗоТ Украины) [6].

Заработная плата выплачивается не реже чем 2 раза в месяц (статья 115 КЗоТ Украины). Конкретные дни выплаты заработной платы устанавливаются коллективным договором или трудовым договором. При совпадении дня выплаты заработной платы, с выходным, праздничным или нерабочим днем, заработная плата выплачивается накануне. Заработная плата подлежит индексации в связи с инфляцией, а также проводится компенсация потери части заработной платы в случае задержки ее выплаты на один и более месяцев.

В течение рабочего дня работнику предоставляется перерыв для отдыха и питания, срок и продолжительность перерыва определены правилами внутреннего трудового распорядка. Перерыв в рабочее время не включается (статья 66 КЗоТ Украины) [6].

Для работников устанавливаются выходные дни в порядке, предусмотренном статьей 67 КЗоТ Украины.

Каждый работник имеет право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Его продолжительность – не менее 24 календарных дня, для работников, не  достигших восемнадцати лет – не менее 31 календарного дня. Конкретная продолжительность ежегодного отпуска устанавливается законами Украины и в коллективном договоре (статья 75 КЗоТ Украины, статья 6 Закона Украины «Об отпусках») [6].

Право на отпуск полной продолжительности за первый год работы возникает по истечении шести месяцев работы, до истечения шести месяцев – продолжительность пропорционально отработанному времени. В соответствии с частью 7 статьи 10 Закона Украины «Об отпусках» ежегодные отпуска полной продолжительности до наступления шести месячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии по желанию работника предоставляются в определенных случаях, к таким лицам относиться и может относиться молодежь. К примеру, женщинам – перед отпусков в связи с беременностью и родами или после него, а также женщинам, имеющим двух или более детей в возрасте до 15 лет или ребенка-инвалида; лицам в возрасте до восемнадцати лет; работникам, успешно обучающимся в учебных заведениях и желающим присоединить отпуск ко времени сдачи экзаменов, зачетов, написания дипломных, курсовых. Лабораторных и других работ, предусмотренных учебной программой и др.

Отпуск за второй и последующие годы работы предоставляется в любое время. Очередность предоставления отпусков определяется графиком.

Ежегодные отпуска по желанию работника в удобное для него время предоставляются: лицам до восемнадцати лет; женщинам перед отпуском в связи с беременностью и родами или после него; женщинам, имеющим двух или более детей до 15 лет или ребенка-инвалида и др. (часть 13 статьи 10 Закона Украины «Об отпусках»).

О времени начала отпуска работодатель обязан извести не позднее, чем за две недели до его начала (часть 5 статьи 79 КЗоТ Украины, статья 10 Закона Украины «Об отпусках) [6], [5].

Отзыв из ежегодного отпуска допускается с согласия работника лишь для предотвращения стихийного бедствия, производственной аварии или незамедлительного устранения их последствий, для предотвращения несчастных случаев, простоя, гибели или порчи имущества предприятия (часть 3 статьи 12   Закона Украины «Об отпусках»). Для государственных служащих в соответствии с Законом Украины «О государственной службе» предусмотрен отзыв из отпуска по дополнительным основаниям [5].

Оплата отпусков производиться не позднее, чем за три дня до его начала (статья 21 Закона Украины «Об отпусках») [5].

Законодательством и коллективным договором установлены и другие виды отпусков, кроме ежегодного отпуска.

По семейным обстоятельствам или другим уважительным причинам работнику может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, его продолжительность определятся в соответствии со статьей 25 Закона Украины «Об отпусках», или по соглашению сторон (работник и работодатель) до 15 календарных дней  году в соответствии со статьей 26 указанного Закона. Например, лицам, вступающим в брак, для ухода за больным родственником и т.д.

Кроме того, Закон Украины «Об отпусках» определяет порядок и условия предоставления учебных отпусков, творческого отпуска, социальных отпуска.

Главой XIII «Труд молодежи» КЗоТ Украины предусмотрены и другие нормы, содержащие особенности правового регулирования труда молодежи, в том числе и несовершеннолетних лиц.

Кроме того, в коллективном договоре могут устанавливаться дополнительные гарантии для молодых работников, предусматриваться специальные разделы  которыми регулируются вопросы финансовой помощи при приеме на работу, вопросы обеспечения жильем, беспроцентное кредитование, финансирование различных молодежных мероприятий, организация конкурсов профессионального мастерства и др.  

2.3. Содействие в трудоустройстве несовершеннолетним гражданам

Несовершеннолетним, которые обращаются в государственную службу занятости, предоставляются социальные услуги, предусмотренные статьей 7 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» (далее - Закон), а именно:

- поиск подходящей работы и содействие в трудоустройстве, в том числе путем организации общественных работ для безработных и других работ временного характера;

- профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации;

- профориентация;

- информационные и консультационные услуги, связанные с трудоустройством.

Материальное обеспечение на случай безработицы

Согласно статье 6 Закона право на материальное обеспечение на случай безработицы имеют застрахованные лица, а также молодежь, окончившая или прекратившая обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволенная со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы, которая принимается на первое рабочее место.

Дополнительные гарантии в трудоустройстве

Молодежь, окончившая или прекратившая обучение в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, уволенная со срочной военной или альтернативной (невоенной) службы (в течение шести месяцев после окончания или прекращения учебы или службы) и впервые принимается на работу, относится к категориям граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству.

Для трудоустройства неконкурентоспособных на рынке труда лиц, в том числе несовершеннолетних, предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников более 20 человек устанавливается квота в размере 5 процентов среднесписочной численности штатных работников за предшествующий календарный год.

Права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях

Статья 187 Кодекса законов о труде Украины (далее КЗоТ) определяет права несовершеннолетних в трудовых правоотношениях: так, несовершеннолетние в трудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в сфере охраны труда, рабочего времени, отпусков и некоторых других условий труда пользуются льготами, установленными законодательством Украины.

По закону не допускается прием на работу лиц моложе шестнадцати лет (ст. 188 КЗоТ). Как исключение, с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего, могут приниматься на работу лица, достигшие пятнадцати лет.

Но сегодня довольно много детей хотят работать летом или во время школьных каникул. Поэтому в Кодексе законов о труде Украины есть уточнение, что для подготовки молодежи к производительному труду допускается прием на работу учащихся общеобразовательных школ, профессионально-технических и средних специальных учебных заведений для выполнения легкой работы, не причиняющей вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения, в свободное от учебы время по достижении ими четырнадцатилетнего возраста с согласия одного из родителей или лица, его заменяющего.

Все лица моложе восемнадцати лет принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра и в дальнейшем, до достижения 21 года, ежегодно подлежат обязательному медицинскому осмотру (ст. 191 КЗоТ) [6].

На каждом предприятии, в учреждении, организации ведется специальный учет работников, не достигших восемнадцати лет, с указанием даты их рождения (ст. 189 КЗоТ) [6].

Несовершеннолетние работники имеют право:

- на сокращенную продолжительность рабочего времени: в возрасте 16 - 18 лет - 36 часов в неделю; в возрасте 15 - 16 лет (для учащихся в возрасте 14 - 15 лет, работающих в период каникул) - 24 часа в неделю (ст. 51 КЗоТ) [6];

- ежегодные отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляются в удобное для них время. Ежегодные отпуска работникам в возрасте до восемнадцати лет полной продолжительности в первый год работы предоставляются по их заявлению до наступления шестимесячного срока непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации (ст. 195 КЗоТ). Лицам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется ежегодный отпуск продолжительностью 31 календарный день (ст. 75 КЗоТ) [6];

- для работников в возрасте до восемнадцати лет нормы выработки устанавливаются исходя из норм выработки для взрослых рабочих пропорционально сокращенному рабочему времени для лиц, не достигших восемнадцати лет (ст. 193 КЗоТ) [6];

- на выплату заработной платы при сокращенной продолжительности ежедневной работы в таком же размере, как работникам соответствующей категории при полной продолжительности ежедневной работы (ст. 194 КЗоТ) [6].

Несовершеннолетних работников не имеют права привлекать:

- для выполнения тяжелой работы с вредными и опасными условиями труда, на подземные работы, к поднятию и перемещению предметов, масса которых превышает установленные предельные нормы веса (ст. 190 КЗоТ);

- к работе в ночное время, сверхурочным работам, к работам в выходные дни (ст. 192 КЗоТ) [6].

В частности, к работе, требующей подъема и перемещения тяжестей, допускаются несовершеннолетние, не имеющие медицинских противопоказаний, что подтверждается соответствующим медицинским освидетельствованием. К длительной работе по подъему и перемещению тяжестей подростки до 15 лет не допускаются.

ГЛАВА 3. РЫНОК ТРУДА ДЛЯ МОЛОДЕЖИ УКРАИНЫ

3.1. Проблема легализации рабочих мест для украинской молодежи

В попытке убежать от уплаты налогов на доходы физлиц большинство украинских предприятий пользуются услугами не зарегистрированных легально наемных работников. В результате этого происходят многочисленные нарушения трудового законодательства, бюджеты не досчитываются значительной доли доходов с уплаты налогов предприятиями. Этот установившийся порядок должен быть уничтожен путем реформирования социальной сферы.

Министерство социальной политики Украины считает, что вопрос легализации занятости населения является первоочередной задачей. Так, по мнению экспертов министерства, необходимо не только повышать уровень занятости населения, но и обеспечивать защиту трудовых прав и гарантий наемных работников [9].

На сегодняшний день неоформленные официально работники лишаются многих своих социальных прав и гарантий. К примеру, им могут не выплатить в полном объеме зарплату, они могут быть уволены без выплаты выходного пособия, им часто не выплачивают зарплату за время нахождения на больничном.  

В то же время они лишены гарантированного права на обеспечение безопасных условий труда и на законный отдых. Неоформленные трудовые отношения лишают граждан Украины получения страховых выплат в результате несчастного случая на производстве.

Не менее важно, что неоформленные работники также лишаются права на достойную пенсию, так как их работодатели не перечисляют в таком случае взносы на пенсионное страхование. 

В то же время, подчеркивают эксперты профсоюзных организаций, сейчас уровень пенсии напрямую зависит от сумм взносов, перечисленных работодателями на пенсионное страхование конкретных наемных работников.

Страдают от неоформления граждан также местные бюджеты. Так как в этом случае не выплачивается налог с доходов физлиц. А именно поступления от этого налога формируют основную часть доходов местных бюджетов. 

С другой стороны, отмечают эксперты, использование теневой занятости фактически лишает работодателя возможности требовать от работника выполнения надлежащим образом порученной работы, а также прав на возмещение ущерба в случае хищения, повреждения имущества работодателя. 

В связи с  этим легализация трудовых отношений необходима для обеспечения прав и гарантий как наемных работников, так и работодателей.   

В то же время эксперты отмечают, что легализация занятости — это сфера общих интересов власти, профсоюзов и организаций работодателей, эти вопросы необходимо решать во взаимодействии государственных и общественных институций [9].

При этом экономические эксперты отмечают, что добиться легализации занятости будет практически невозможно без проведения социальной реформы и реформы социального страхования. В частности, необходимо снизить размер единого социального взноса, который сейчас является существенным фактором, толкающим деятельность субъектов предпринимательской деятельности в «тень». В то же время сколько-нибудь значительное снижение отчислений в фонды социального страхования невозможно без продолжения прежде всего реформы пенсионного страхования. 

На сегодня слишком большая солидарная система пенсионного страхования не дает возможность правительству рассматривать вопрос о снижении ставки единого социального взноса, подчеркивают эксперты. 

Как сообщал Inpress.ua, в текущем году на 40% выросли объемы трудоустройства молодежи.

Так, по состоянию на 1 октября 2013 г. количество зарегистрированных безработных составляло 422,1 тыс. человек, из которых более половины — женщины, 42% — молодежь в возрасте до 35 лет, 36% – лица, имеющие дополнительные гарантии по содействию в трудоустройстве, более трети зарегистрированных безработных — сельские жители. Об этом сообщили в пресс-службе Государственного центра занятости Министерства социальной политики Украины.

Также в октябре 2013 года уровень безработицы в Украине сократился на 0,1% к сентябрю — до 1,4%, информирует Государственная статистическая служба Украины [2].

Ранее в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, которым расширяются гарантии трудоустройства ряда категорий граждан: предлагается ввести квоты от 5% до 10% для найма молодежи, граждан предпенсионного возраста и других групп. А работодателям, предоставившим студентам возможность полугодовой стажировки, обещаны льготы по уплате единого социального взноса.

А «с целью защиты и предоставления максимальной помощи тем, кто в непростых экономических условиях в ней нуждается больше всего, министерство наработало пакет первоочередных действий по усилению социальной защиты населения по направлениям, которые являются наиболее чувствительными для наших граждан», – сказала министр социальной политики Украины Наталья Королевская [2].

По ее словам, таких направлений на сегодняшний день три: сфера занятости, задолженность по заработной плате и своевременность и правильность начисления социальных выплат и повышение качества предоставления социальных услуг.

Кроме того, Украина станет первой в Европе по темпам прироста реальных зарплат в 2014 году, а в отношении роста номинальных зарплат будет второй в мире. Таковы результаты обзора динамики оплаты труда в крупнейших экономиках мира, опубликованного британской консалтинговой группой ECA.

3.2 Перспективы развития рынка труда для молодежи Украины

Безработица среди молодежи это не только проблема украинского рынка труда, в разных странах этот вопрос остается не менее важным. По данным Международной организации труда, уровень безработицы среди молодежи в мире достиг рекорда – в 2012 году он составил 12,7%. В Украине уровень безработицы среди молодежи – 11%, что выше среднего показателя по стране (7,5%).

Помимо того, что учебные заведения и бизнес не сотрудничают, сама молодежь стремится получить профессию, которая будет приносить высокие доходы и социальный статус.

По результатам исследования Центра "Розвиток КСВ", выпускников не берут на работу из-за низкого уровня практической подготовки (59%), высоких зарплатных ожиданий и карьерных перспектив (40%), а также отсутствия опыта работы (37%) [1].

Чтобы снизить уровень безработицы среди молодежи и повысить ее конкурентоспособность, необходимо наладить партнерство ВУЗов и работодателей. Но в Украине оно еще на достаточно низком уровне. По результатам опроса "Опыт трудоустройства выпускников учебных заведений: взгляд выпускников и работодателей", с ВУЗами сотрудничают только около трети компаний (34%), это преимущественно большие и средние предприятия (62% и 31% соответственно) [1].

Тем не менее, сотрудничество компаний и университетов становится стратегическим. И ректорат учебных заведений, и топ-менеджмент сегодня стараются наладить партнерство. По данным исследования Центра "Розвитку КСВ", большинство компаний отметили, что у них есть на это отдельная статья бюджета. Ее размер в большинстве компаний составляет $5000. А половина ВУЗов создали сеть выпускников, которая активно помогает при трудоустройстве [1].

В то же время, в последние годы на рынке труда наметились молодежные тенденции – работодатели активно нанимали специалистов без опыта. По прогнозам экспертов, популярность молодых специалистов в 2014 году будет только расти. Компании ищут выпускников, чтобы вырастить специалистов под себя и свои требования. По их мнению, такие кандидаты не испорчены трудовыми отношениями, поэтому с ними легче работать.

По данным исследования кадрового портала HeadHunter Украина, по итогам 2013 года больше половины всех вакансий были рассчитаны на специалистов с опытом работы от 1 года до 3-х лет. А в каждой пятой вакансии работодатели искали человека без опыта работы. При этом наблюдается традиционная диспропорция. В то время как компании больше заинтересованы в специалистах с опытом работы 1-3 года, работу чаще всего ищут те, у кого солидный опыт работы (от 6-ти лет) [4].

Рисунок 1 – Структура спроса по опыту работы

Также привлечение молодых сотрудников связано с глобальными внедрениями внутри компаний, которые инициируют международные компании в своих украинских офисах.

По словам старшего консультанта по рекрутингу компании Brain Source International Ольги Штиль,молодежные тенденции намечаются часто в компаниях, сфера деятельности которых является на данный момент быстро развивающейся и/или высококонкурентной. В такой ситуации рынок труда соискателей перегрет большим количеством предложенных вакансий от конкурентов, работодателям очень тяжело привлекать, а потом удерживать таких сотрудников у себя в компании [1].

Другое дело соискатели с минимальным опытом работы или выпускники, у которых нет опыта работа в конкретной сфере. "Работодатель дает им возможность проявить себя внутри бизнеса. Это давно известная истина, что сотрудники, которые "не дотягивают" до позиции, будут максимально проявлять себя на новой должности, чтобы доказать, что они могут и достойны этой вакансии", - подчеркнула эксперт [1].

Уже несколько лет на украинском рынке труда наблюдается снижение требований к опыту работы соискателей. Главной причиной этого является стремление компаний оптимизировать расходы, ведь у менее опытного специалиста пожелания по зарплате, как правило, ниже. Стоит отметить, что именно молодые специалисты являются наиболее адекватными в своих зарплатных ожиданиях [10].

По данным исследования кадрового портала HeadHunter Украина, средняя минимальная зарплата, с которой готовы начинать молодые специалисты – 1200 гривен, а уровень средней ожидаемой зарплаты – 2900 гривен. При этом можно найти вакансии, в которых кандидатам с минимальным опытом работы предлагают более высокие зарплаты.

Итак, основными проблемами в сфере предложения рабочей силы можно выделить:

а) несоответствие потребностям экономики по профессионально-квалификационным признакам;

б) высокий уровень старения, прежде всего в сельской местности;

в) «вымывание» через трудовую миграцию прослойки населения со средним уровнем квалификации, но высокой экономической активностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учитывая все вышеизложенное, следует отметить, что проблема труда молодежи и несовершеннолетних на Украине может быть решена путем совершенствования трудового законодательства.

На сегодняшний день наблюдается противоречивая ситуация, когда с одной стороны – молодежь не готова к серьезному включению в производительный труд, а с другой – количество ситуативно работающих детей школьного возраста значительно возросло. Это связано с желанием украинской семьи рассчитывать и на заработок детей, изменением ценностных ориентаций современной молодежи, безнаказанного использования труда детей в теневой экономике.

Противоречие заключается и в том, что на фоне не законного привлечения детей и молодежи к трудовой деятельности, общая доля молодежи среди безработных является существенной.

Указанные противоречия делают насущной необходимости разработки содержания и путей рационального включения молодежи в производительный труд и малый бизнес.

На данном этапе развития целесообразно:

·                   создать качественно новую систему подходов к образованию с учетом мировых тенденций развития и ситуации на отечественном рынке труда, где на сегодняшний день невостребованными остаются миллионы молодых специалистов; 

·                   обеспечить выпускников первым рабочим местом по специальности;

·                   более усовершенствовать действующее законодательство об обеспечении занятости молодежи и постепенно переходить от административной практики квотирования (бронирование) рабочих мест для молодежи к практике экономического стимулирования создания и поддержания рабочих мест путем предоставления льгот или субсидий работодателям;

·                   создать льготный режим, направленный на поддержку молодежного предпринимательства и развития самозанятости;                                                   

·                   способствовать организованном территориальному перераспределению молодежи в Украине, определить принципы формирования государственной политики в отношении внешней трудовой миграции;

·                   способствовать привлечению молодежи к общественным работам на основе специальных программ в период поиска постоянной работы и в свободное от учебы время;

·                   разработать концепцию профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятой молодежи.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.                Интернет-портал Украинский бизнес ресурс; автор: Ирина Малык

[ Электронный ресурс ] - Режим доступа:

http://ubr.ua/labor-market/ukrainian-labor-market/rynok-truda-2014-kak-borotsia-s-molodejnoi-bezraboticei-276749

2.                 Украинский городской портал Я Киев [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:

 http://yakiev.com/news/block-9168/

3.                 Интернет-портал ТРУД [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:

http://www.trud.gov.ua/control/ru/publish/printable_article;jsessionid=6F7F99BF75B4F52B93B7E92A21B0B875?art_id=308856

4.                  Международный кадровый портал HeadHunter [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:

http://hh.ua/article/14607

5.                 Законы Украины [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:

http://kodeksy.com.ua/ka/zakony_ukraini.htm

6.                КЗоТ Украины, [ Электронный ресурс ] - Режим доступа:

http://rekrut.in.ua/index/kzot_ukrainy_2011g_na_russkom_jazyke/0-111

7.                Энциклопедия знаний Pandia.ru [ Электронный ресурс ] - Режим доступа: http://www.pandia.ru/text/77/114/91-3.php

8.                Информационное агенство УНIАН [ Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://economics.unian.net/soc/849271-trudovoy-kodeks-rabotodatel-i-tsar-i-bog.html

9.                Информационно-аналитический бюллетень КМУ [ Электронный ресурс ] – Режим доступа: http://ru.info-kmu.com.ua/2013-11-22-000000pm/article/17018012.html

10.            Информационный портал [ Электронный ресурс ] Gigamir http://gigamir.net/money/economics/pub561201

Информация о файле
Название файла Трудовые гарантии прав молодежи на Украине от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 16:01
Дата обновления 5.5.2020, 16:01
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 81.07 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 388
Скачиваний 90
Оценить файл