КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. В.И.ВЕРНАДСКОГО
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по истории государства и права зарубежных стран
Тема: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СТРАНАХ БЛИЖНЕГО И СРЕДНЕГО ВОСТОКА
Студента 1 курса 103 группы
Заочной формы обучения
Селемова Селима Февзиевича
Научный руководитель Кащенко С. Г.,
доктор исторических наук ,профессор
Национальная шкала балов………………
Количество балов…………………………......
Члены комиссии…………………………….....
Симферополь 2016
ПЛАН
Введение
1. Образование независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке.
2. Особенности появления и развития конституций.
3. Абсолютные монархии в Саудовской Аравии и Омане.
4. Конституционные монархии : Катар , Объединенные Арабские Эмираты.
5. Особенности конституционных монархий Бахрейна и Кувейта.
6. Республиканская форма правления в странах Ближнего и Среднего Востока.
7. Заключение
Список использованной литературы
1.Образование независимых государств на Ближнем и Среднем Востоке
Накануне получения независимости большинство стран Арабского Востока представляли собой феодальные или полуфеодальные общества. Несмотря на различие юридических форм зависимости от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями; Кувейт, Марокко — протекторатами, а Ираку и Ливану была формально предоставлена независимость), все эти страны фактически оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.
Традиционной формой правления в странах Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно-теократический характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман, входящие в ОАЭ эмираты). В других арабских странах после освобождения образовались конституционные монархии (Тунис до 1957 г., Йемен до 1962 г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн). В этих странах были приняты конституции, провозглашено создание парламентов. Однако в ряде стран (Кувейт в 1972 г., Саудовская Аравия в 1992 г., Оман в 1996 г.), поскольку конституции были “дарованы” правителями, были зафиксированы положения о том, что вся власть исходит от монарха. Таким образом, парламентаризм остался во многих странах лишь внешним прикрытием абсолютизма, не говоря уже о том, что типичной для этих стран ситуацией стал роспуск парламентов и отсутствие их созыва в течение многих лет. В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) действуют правовые нормы мусульманского фундаментализма, основным источником права считается Коран. В 1971 г. на референдуме была одобрена новая Конституция Арабской Республики Египет, которая (в редакции 1980 г.) действует и сейчас. Конституция провозглашала АРЕ “государством с социалистическим демократическим строем, основанным на союзе сил трудового народа”. Высшим органом государственной власти провозглашалось Народное собрание, главой государства — президент. Фактически же с середины 1970-х гг. страна развивается по капиталистическому пути. После народных выступлений в конце 80-х гг., в 1989 г. была принята новая Конституция. Она являлась “деидеологизированным” основным законом; положения о социализме были исключены (хотя в преамбуле и говорилось о цели ликвидации эксплуатации человека человеком). Некапиталистический” путь развития был провозглашен правительством Народной Республики Южного Йемена, образованной в 1967 г. в результате борьбы колоний и протекторатов юга Аравии за независимость. После фракционной борьбы в Национальном фронте этот путь был окончательно закреплен в конституциях 1970 и 1978 гг. Конституция Народной Демократической Республики Йемен 1978 г. провозгласила целью страны построение единого демократического Йемена, закрепила исключительную собственность государства на землю, руководящую роль Йеменской социалистической партии и полновластие народных советов. На протяжении многих лет между Северным (Йеменская Арабская Республика) и Южным (НДРИ) Йеменом велись переговоры о воссоединении, завершившиеся принятием конституции единого государства. В настоящее время действует Конституция единого Йемена 1992 г.
Одной из важнейших политических проблем на Арабском Востоке стал после второй мировой войны вопрос о создании самостоятельного Палестинского государства. До 1948 г. Палестина представляла собой английскую подмандатную территорию. После решения Генеральной Ассамблеи ООН в 1947 г. о разделе Палестины и создании на ее территории двух самостоятельных государств — арабского и еврейского — английский мандат утратил силу. По окончании мандата на основании указанного решения в еврейской части страны было создано государство Израиль. Однако в другой части Палестины, фактически поделенной между Израилем и Иорданией, решение ООН не было осуществлено. Арабо-израильский конфликт сопровождался захватом Израилем в 60—80-х гг. ряда территорий, принадлежащих арабским государствам. В 1988 г. на сессии высшего органа палестинского народа — Национального совета Палестины — наряду с официальным признанием Израиля было провозглашено образование Палестинского государства. Фактическая реализация принципа “два народа — два государства” наталкивается на значительные препятствия. Вместе с тем на территории Израиля создана палестинская автономия, имеющая политический характер.
На протяжении 80—90-х гг. Ближний Восток остается одним из самых нестабильных и взрывоопасных регионов мира. С одной стороны, здесь усиливаются стремления к интеграции, которые уже выразились в создании региональных межарабских организаций — Совета арабского сотрудничества (1989 г.) и Союза арабского Магриба (1989 г.) и в объединении Северного и Южного Йемена и пр. С другой стороны, острые противоречия в арабском мире уже неоднократно приводили к вооруженным региональным конфликтам (Иран—Ирак , Ирак—Кувейт и др.). По-прежнему далека от разрешения палестинская проблема. Ливан, государственный строй которого основан на конфессиональных началах (важнейшие государственные посты в определенной пропорции распределяются между представителями различных религиозных общин), с 1975 г. длительное время находился в состоянии междоусобной религиозной войны. В настоящее время здесь сформированы новые органы с учетом измененных норм конфессионального представительства.
2.Особенности появления и развития конституций.
Конституционный процесс в данных странах также
обладает рядом особенностей, которые носят разноплановый характер. Одни из них
отражают общие закономерности развития политической системы в арабских странах
и в большей или меньшей степени присущи всем странам региона; другие обусловлены
спецификой исторического и социально-экономического развития каждой страны
Следствием повсеместной незавершенности
политических структур является распространенная практика принятия конституций
без участия высшего представительного органа в силу отсутствия такового либо
сильной ограниченности его полномочий. Так, многие конституции и
конституционные акты в арабских странах принимались органом типа революционного
совета (временная Конституция Ирака 1970 г., конституционные Декларации Ливии
1969 г. и ЙАР 1974 г. и др.), большинство конституций в монархиях введены в
действие единолично правителем (временный Основной закон Катара 1972 г.,
Конституция Омана 1996 г. и др.). В ряде стран региона, где в момент принятия
конституций также отсутствовал парламент, они принимались иными способами. К
примеру, в Кувейте и на Бахрейне одобрение проектов конституций, разработанных
правительством, было поручено специально созданным конституционным ассамблеям.
Эти конституции вступили в силу с момента созыва Национального собрания .Довольно
широкое распространение в арабских странах получил конституционный референдум.
Его проведение не зависит от того, есть ли в стране парламент Так, в Марокко
проекты всех трех конституций (1962, 1970, 1972 гг.) принимались при отсутствии
парламента. Однако, будучи подготовленными правительством (по существу -
Королем), они. выносились последним непосредственно на референдум. В ряде стран конституционный референдум
сочетался с необходимостью одобрения проекта конституции парламентом. Такой порядок
был введен, в частности, конституциями АНДР 1963 г., АРЕ 1971 г. и т. д.
Несмотря на различие юридических форм
зависимости от метрополий (Сирия, Ливия являлись подмандатными территориями;
Кувейт, Марокко - протекторатами; Алжир и Тунис -колониями, а Египту, Ираку и
Ливану была формально предоставлена независимость), все эти страны фактически
оставались колониями или полуколониями. В договорах с метрополиями были
закреплены положения, серьезно ущемляющие суверенитет этих стран.
Отражением полуколониальной зависимости ряда
стран явился факт принятия в них конституций еще в период между двумя мировыми
войнами (Конституция Египта 1923 г., Ирака 1924 г., Ливана 1926 г., Иордании
1928 г., Сирии 1930 г., Кувейта 1939 г.). При этом в период господства европейских
колонизаторов конституции составлялись лишь по западноевропейским образцам
(Конституция Ливана копировала Конституцию Франции 1875 г., Иракская
Конституция синтезировала положения ряда европейских конституций и т. д.). Эти
конституции отражали известный компромисс между национально-освободительным
движением в этих странах и конституционными принципами капиталистических
государств. Соотношение сил между ними отражалось в характере взаимоотношений
законодательной и исполнительной власти. Так, сильная и независимая от парламента
исполнительная власть была удобным орудием политики, проводимой метрополиями.
Напротив, расширение прав законодательной власти соответствовало интересам
национально-освободительных сил. Из всех указанных конституций только ливанская
(1926 г.) с многочисленными поправками действует и в настоящее время.
Традиционной формой правления в странах
Арабского Востока была монархия, причем монархии чаще всего имели абсолютно теократический
характер. Абсолютные монархии сохранились и после завоевания независимости в
королевстве Саудовская Аравия, в княжествах Аравийского полуострова (Оман,
входящие в ОАЭ).В других арабских странах после освобождения образовались
конституционные монархии (Египет до 1953 г., Тунис до 1957 г., Йемен до 1962
г., Ливия до 1971 г., Иордания, Марокко, Кувейт, Бахрейн). В этих странах были
приняты конституции, провозглашено создание парламентов. Однако в ряде стран,
поскольку конституции были "дарованы" правителями, были зафиксированы
положения о том, что вся власть исходит от монарха. Таким образом,
парламентаризм остался во многих странах лишь внешним прикрытием абсолютизма,
не говоря уже о том, что типичной для этих стран ситуацией стал роспуск
парламентов и отсутствие их созыва в течение многих лет.В некоторых других странах (Марокко, Ливия, Иордания и др.) до
настоящего времени действуют правовые нормы мусульманского законодательства,
основным источником права считается Коран. (Одним из проявлений действия
религиозного фактора в монархиях является запрет деятельности политических
партий, подрывающих единство мусульманской общины [уммы].)
В большинстве арабских стран конституционное
развитие начинается только после второй мировой войны с закрепления в первых
конституциях, принятых в 50-70-х годах, факта достижения политической
независимости (Алжир, Тунис, Марокко, НДРЙ, Ливия и др.). А в
феодально-абсолютистских монархиях первые конституции были приняты всего
несколько лет назад (в Саудовской Аравии в 1992 г., в Омане в 1996 г.).
В условиях незавершенной социально-политической
структуры и экономической в арабских странах армия зачастую являлась
единственной силой (к тому же вооруженной), способной организовать
национально-освободительное движение, а затем и возглавить молодое государство,
что в дальнейшем обусловило ее роль в политической системе арабских стран и
было закреплено в конституциях. Так, в Конституции Алжира 1976 г. армии был
посвящен целый раздел, на армию возлагалась обязанность участвовать "в
развитии страны и строительстве социализма". С другой стороны, борьба
внутри военной элиты приводила к череде военных переворотов (особенно это было
характерно для политического развития Сирии). Политическая нестабильность в
странах региона отражается и в конституционной нестабильности. Спецификой арабского
региона является распространение чрезвычайного порядка отмены конституции,
когда она утрачивает силу в результате государственного переворота. Обычно
каждый такой переворот закрепляется принятием новой конституции. Примером могут
служить свержение монархии в Египте (1952 г.), Ираке (1958 г.), Йемене (1962
г.), Ливии (1969 г.), "исправительное" движение в Алжире (1965 г.) и
т. д. В настоящее время в странах Ближнего и Среднего Востока действует только
3 относительно "старых" конституции (Ливана 1926 г., Иордании 1952
г., Туниса 1959 г.) с внесенными многочисленными поправками и дополнениями. В
других странах региона принималось по нескольку конституций (в Сирии -12,
Египте - 5, Марокко - 4 и т. д.)
Результатом быстро меняющейся политической
ситуации в данных странах является наличие временных конституций, действие
которых предполагается в рамках относительно короткого переходного периода.
Временные конституции принимались в Египте (1958 и 1964 гг.), Кувейте (1962
г.), Судане (1964 г.), Сирии (1969 г.) и т.д. Многие временные конституции
действуют до настоящего времени (в Катаре с 1972 г.). В Ираке переходный
период, необходимый для принятия постоянной конституции, длится уже 40 лет: с
1958 г. здесь было принято 4 конституции: 1958, 1964, 1966 и 1970 гг., причем
все - временные. Вследствие политической нестабильности в отдельных странах
действие конституций приостанавливается на довольно длительное время. Это
означает фактически бесконституционное правление, имевшее место, в частности, в
Алжире в 1965-1976 гг., в Марокко в 1965-1970 гг., на Бахрейне с 1975 г. и т.д.
После достижения независимости большое значение
оказывал на арабские страны идеологический фактор. Выбор тех или иных моделей
общественно-политического развития определялся групповыми и идеологическими
симпатиями пришедших к власти в данных странах режимов, что объясняло их
приверженность капиталистической или социалистической модели и стремление к
соответствующим заимствованиям из практики ведущих государств той или иной
ориентации. Модель советской демократии
проявила себя с большей четкостью, чем западные образцы ее, поскольку для
авторитарных государств Востока она оказывалась приемлемой по причине своей
специфичности. Складывающаяся обстановка
диктовала необходимость следования модели поведения, которая оформлялась в
рамках авторитаризма и считалась более соответствующей внутриполитическим
условиям развития арабских стран. Различная
социальная ориентация восточных стран оказала свое влияние и на структуру
конституций. Так, в конституциях стран социалистической ориентации того периода
присутствовали такие разделы, как: "О социализме" (Конституция АНДР
1976 г.), "Национально-демократические основы социальной структуры и
государственного порядка" (Конституция НДРЙ в редакции 1970 г.) и др.; они
открыто закрепляли социалистический путь развития. Характером социальной
ориентации стран данной группы объясняется и конституционное закрепление
руководящей роли правящей революционно-демократической партии в политической
системе (в Алжире - партия Фронт Национального Освобождения, в НДРЙ - Йеменская
социалистическая партия, в Ираке и Сирии - Партия арабского социалистического
возрождения (Баас), в Тунисе - Социалистическая дустуровская партия и др.). В
конституциях и программных документах этому вопросу придавалось важное значение
В странах, ориентировавшихся на капитализм,
восприятие конституционных принципов и институтов западных стран также было
обусловлено самим характером социальной ориентации. Поэтому конституции ряда стран данной группы часто копировали
соответствующие конституционные акты бывших метрополий. В Марокко, например,
Конституция 1962 г. воспроизводила в основных чертах конституцию V Республики
во Франции (чему в немалой степени способствовало и то обстоятельство, что в ее
разработке активное участие принимали французские юристы). Имело место и
"лоскутное" восприятие других конституций. Так, в Ливии, например,
при подготовке Конституции 1951 г. использовались тексты Конституций Аргентины,
Бразилии, Мексики, Канады, ФРГ и других стран.
При рассмотрении внешних факторов
конституционного развития арабских стран необходимо учитывать и то влияние,
которое оказывают конституции отдельных стран региона на конституционное
законодательство других стран. Так, ряд важных положений Временной конституции
ОАР 1964 г. и Конституции АРЕ 1971 г. был воспринят Конституциями Сирии (1973
г.) и Судана (1973 г.). Влияние Конституции Кувейта 1962 г. испытали
Конституции Бахрейна 1973 г., исправленный временный Основной закон Катара 1972
г. и др.
В 80-х годах многие арабские страны предприняли
попытки реформировать свои политические системы в соответствии с
представлениями о гражданском обществе, попытались совместить демократический
путь развития с традиционными исламскими ценностями. Однако связанные с этим
процессы эволюционируют чрезвычайно медленно, во многих случаях
непоследовательно, перемежаясь серьезными откатами от демократической практики
под влиянием разнообразных причин внутреннего и внешнего характера.
Прежде всего, следует отметить, что большую роль
в политической жизни и государственно-правовом развитии данных стран до
настоящего времени играют традиции, образующие мощный фонд
социально-исторического, политического, культурного и, прежде всего,
религиозного наследия. Преобразование политической системы в этих странах
сочетается со стремлением руководителей рассматривать ислам как первооснову
общества и государства. Общим моментом, присущим большинству стран региона
является провозглашение в конституциях верности традициям ислама как одной из
основ общества в арабских странах. Кроме
того, во многих конституциях ислам объявляется религией главы государства.
Ссылками на ислам нередко объясняется ограниченность полномочий парламента или
совещательного органа при главе государства; с другой стороны, высший представительный
орган, перед которым ответственно правительство, часто называется не
парламентом, а консультативным советом; концепция о единстве мусульман в рамках
религиозной общины (умма) может быть использована как для обоснования
однопартийной системы, так и для запрета политических партий (Саудовская
Аравия, эмираты Персидского залива) и т. д. Влияние ислама обусловливает и
непоследовательность в регламентации принципа равенства .Таким образом, ислам
остается одной из политико-идеологических основ большинства арабских
государств, которая, с одной стороны, способствует стабилизации политических
режимов, а с другой — порождает специфические противоречия во многих областях
общественно-политической жизни.
3. Абсолютные монархии в Саудовской Аравии и Омане
Абсолютные монархии сохранились в настоящее время в
Саудовской Аравии и в Омане несмотря на то, что в последнее время в этих
странах наметился процесс закрепления общих принципов государственного
устройства и управления (в 1992 г. Король издал Конституционные акты в
Саудовской Аравии, в 1996 г. была принята Конституция Омана). По своему социальному характеру
современные абсолютные монархии не представляют собой феодальные государства в
традиционном понимании этого термина. Господствующие группы, хотя и сформировавшиеся
на базе феодальной аристократии, существуют не за счет феодальной эксплуатации
крестьянства, а за счет широкого государственного использования нефтяных
богатств. Кроме того, значительная доля власти сосредоточена в руках крупных,
преимущественно финансовых компаний. В
Омане сохранение султаната обусловлено еще и тем, что гарантом монархии
выступают западные державы, прежде всего Англия и США, которым до сих пор
принадлежат важные позиции в экономике этой страны. До недавнего времени в султанате Оман не было
конституции; ее роль выполнял Коран. Парламент там до сих пор отсутствует, а
вся полнота законодательной и исполнительной власти принадлежит Султану.
Политические партии и профсоюзы запрещены. Правительство формируется и
возглавляется Султаном (оно включает в себя специального представителя Султана,
трех заместителей премьер-министра, секретаря кабинета и более 20 министров),
ответственно только перед Султаном. Заместителями премьер-министра обычно
являются ближайшие родственники Султана; многие министры, а также губернаторы
провинций принадлежат к правящей семье. Султан является также верховным
главнокомандующим вооруженными силами, занимает посты министра иностранных дел,
обороны и финансов. Существовавший с 1981
г. в Омане совещательный орган - Государственный консультативный совет - в 1991
г. был преобразован в Совет туры. Новая структура имеет право давать
рекомендации о пересмотре действующих законов, относящихся к социально-экономической
сфере. 59 членов туры назначаются Султаном из кандидатов от каждой провинции, Королевство Саудовская Аравия было создано в
20-е годы сектой и опиравшейся на нее армией, возглавляемой Королем Ибн Саудом ,
который еще в колониальную эпоху сумел образовать крупное независимое
государство, а в 1932 г. стал первым Королем Саудовской Аравии. Это обусловило
сохраняющийся до сих пор чрезвычайно высокий авторитет саудовской династии в
широких слоях населения. Фактически в Саудовской Аравии сложилась не столько
абсолютная власть самого монарха, сколько абсолютная власть клана, который исторически
выделился. Король здесь выступает персонифицированным носителем власти клана,
признанного господствующим племенем. К тому же в условиях отсутствия
оппозиционных партий и организаций, которые могли бы угрожать внутриполитической
стабильности, и значительного роста благосостояния населения, прямо связанного
с доходами от нефти, формирование капиталистических отношений проходило более
спокойно и не вызывало резких перемен в сфере власти и управления. Нелегально в стране действует
ряд оппозиционных режиму политических, общественных и религиозных организаций,
однако их влияние весьма ограничено. В
начале 50-х годов в стране был создан Совет министров (правительство) и
несколько различных министерств и ведомств.
Король Саудовской Аравии является не только
главой государства, но и духовным главой а также выполняет функции
премьер-министра, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи.
Правительство формируется из членов королевской семьи, назначаемых Королем. В соответствии с феодально-патриархальным
принципом "туры" (совета), издавна провозглашенным одной из основ
исламского правления, в королевстве действуют Совещательный совет при монархе в
составе 40 представителей правящей династии и знатных аристократических семейств,
Юридический совет из 20 улемов, особо почитаемых знатоков Корана, а также
советы при губернаторах, действующие по типу традиционных советов племен при
шейхе.
Внутриполитическая ситуация, сложившаяся в
Саудовской Аравии в связи с кризисом в Персидском заливе, а также одновременное
давление либералов и консерваторов побудили Короля Фахда бен Абдель Азиз Аль
Сауда приступить к политическим реформам, которые положили начало
демократизации процесса управления страной. В 1992 г. Король Фахд обнародовал три Указа: "Основы системы
власти", "Положение о Консультативном совете" и "Система
территориального устройства". Впервые были приняты юридические документы,
закрепляющие общие принципы государственного устройства и управления страной.
Однако на данном этапе принципиальная схема властных структур сохранилась в
старом виде. Основной закон правительства изданный 1 марта 1992 г., в
специальном разделе (статья 5) закрепляет положение семьи саудидов как
"стержня" всего общества .Согласно
указу Короля Фахда, был создан Консультативный совет - новый совещательный
орган в составе 60 членов, назначаемых Королем сроком на 4 года. Совет призван
разрабатывать рекомендации правительству по вопросам социально-экономического
развития страны, готовить заключения по различным правовым актам и
международным соглашениям. Однако функции этого органа ограничены и он не может
осуществлять функции парламента. Принципиально образование такого Совета не
изменило роль королевской семьи в управлении страной. Вместе с тем сам факт его
институализации свидетельствует о наметившейся в Саудовской Аравии тенденции
развития в направлении образования представительных органов. влиятельными подданными. Срок полномочий совета -
3 года (с правом переизбрания).
3. Конституционные монархии: Катар , Объединенные Арабские Эмираты
Конституционные формы правления существуют в Катаре и
Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ). Они отличаются от абсолютистских режимов
наличием конституций, которые, однако, не приняты демократическим путем, а дарованы
монархом (так называемые октроированные конституции). В Катаре временная Конституция
была провозглашена в 1970 г. (изменения были внесены в 1972 г.), в ОАЭ - в 1971
г. В ОАЭ, согласно Конституции, высшим органом государственной власти является
Высший совет, состоящий из правителей эмиратов (каждое княжество представляет
собой абсолютную монархию и сохраняет значительную самостоятельность).Эмиры
Высшего совета из своего состава сроком на 5 лет избирают председателя,
которого нередко называют президентом (так называемый "выборный
монарх"). Он выполняет функции главы государства, в том числе и
представительские.
В ОАЭ нет очередности занятия поста главы
государства. С 1971 г. президентом ОАЭ является неизменно правитель Абу-Даби
(крупнейшего эмирата, занимающего 86% территории страны) Шейх Заид бен Султан
Аль Нахаян. Исполнительную власть осуществляет Совет министров, назначаемый
эмирами.
В Катаре, согласно Конституции, вся полнота
законодательной и исполнительной власти принадлежит Эмиру (с 1995 г. -Эмир
Хамад Бен Халиф Аль Тани). Полномочия монарха чрезвычайно широки. Он
представляет государство во внешних сношениях, является верховным
главнокомандующим вооруженными силами Катара; назначает и смещает гражданских и
военных служащих, формирует Совет обороны. Своим указом Эмир может отменить
любой приговор суда В качестве главы исполнительной власти Эмир является
председателем (премьер-министром) Совета министров, который призван помогать
Эмиру в осуществлении им его исполнительных функций. Вся деятельность Совета
министров осуществляется под руководством Эмира. Он назначает министров из
числа лиц катарской национальности и по своему усмотрению может в любой момент
сместить их с занимаемых постов. В ведение Совета министров передан довольно
широкий круг вопросов. Согласно ст. 34 Основного закона он "руководит
всеми внутренними и внешними политическими делами, которые входят в его
компетенцию в соответствии с Основным законом и законодательством". Однако
все прерогативы Совета министров устанавливаются самим Эмиром, который в
качестве премьер-министра "направляет работу министров... намечает
директивы для правительства, подписывает постановления, принимаемые
Советом" (ст. 33). Кроме того, согласно ст. 35 "Министры несут перед
Эмиром коллективную политическую ответственность за исполнение общей политики
государства.
Каждый министр несет перед Эмиром индивидуальную
ответственность за исполнение своих обязанностей и реализацию полномочий своего
министерства". Таким образом, несмотря на довольно широкие прерогативы,
Совет министров остается всего лишь исполнительным органом при Эмире. Конституции
Катара и ОАЭ не предусматривают каких-либо выборных органов. Вместе с тем они
ввели такой государственный институт, как назначаемый сверху консультативный
совет. В Катаре это Маджлис аш-шура, в ОАЭ - Федеральное Национальное собрание,
в котором эмираты представлены назначенными членами (от четырех до восьми
представителей).Консультативные советы в этих странах не являются органами
законодательной власти, поскольку они назначаются эмирами, наделены чисто
совещательными функциями, а их решения не обязательны для исполнения со стороны
главы государства или означаемого им правительства. Их созыв и роспуск
осуществляла по указу главы государства и с согласия совета министров. , собрание
эмиратов и Консультативный совет Катара не имеют права проводить сессии без
официального разрешения, и конституции специально оговаривают, что такое
заседание, если оно состоится, считается недействительным. Главам государств
предоставлено также право досрочного прекращения работы сессий. За
консультативными советами конституции не закрепляют право на законодательную
инициативу. В
соответствии с Основным законом Катара Эмир утверждает и промульгирует законы
после обсуждения их в Консультативном совете. Однако при этом вовсе не
обязательным является факт одобрения законопроекта в Консультативном совете.
Таким образом, на практике законодательный процесс сводится к тому, что Эмир,
как глава правительства, сам непосредственно руководит разработкой законопроекта,
а затем, как глава государства, принимает закон. Такой же порядок сохраняется в
Катаре и при заключении международных договоров.
Если в стране создается чрезвычайная обстановка,
требующая принятия безотлагательных мер, Эмир издает указы, имеющие силу
закона, без соблюдения формальной процедуры выслушивания мнения
Консультативного совета.
Таким образом, Конституции Катара и ОАЭ
утверждают неравноправные отношения между исполнительной властью и действующими
институтами сословного представительства, что превращает консультативные советы
в придаток правительственного аппарата, действующего под строгим контролем
верховных правителей. В целом вся компетенция консультативных советов сводится к
"выражению своего мнения", так как в законе нет положения, обязывающего
главу государства следовать рекомендациям совета.
Несмотря на ограниченность своих полномочий в
сфере воздействия на исполнительную власть, конституционные положения
Конституционное право зарубежных стран
предоставляют советам некоторые контрольные функции. Так, Федеральное
национальное собрание ОАЭ наделено функциями финансового надзора за
деятельностью правительственной администрации в области бюджетных расходов,
введения налогов, пошлин и принятия финансового законодательства в целом.
Консультативный совет Катара обсуждает закон о
бюджете, уполномочен обращаться с запросами к Совету министров, а в отдельных
случаях проявлять законодательную инициативу, передавая свои законопроекты
Эмиру.
На своей ежегодной сессии Федеральное
национальное собрание ОАЭ рассматривает законопроекты о бюджете Федерации и
финансовый отчет правительства и имеет право вносить свои поправки. Согласно
конституции ОАЭ, правительство представляет Собранию ежегодные финансовые
отчеты в течении четырех месяцев до истечения финансового года, прежде чем выносить
их на окончательное утверждение Верховного совета Федерации.
Наряду с введением совещательных институтов
конституции Катара и ОАЭ содержат также важные положения о
социально-экономических основах государства и декларируют целый ряд
общегражданских прав и свобод. Временная
конституция 1972 г. провозгласила Катар "независимым суверенным
государством с демократическим режимом правления". В ст. 5 государство
выражает готовность уделять внимание созданию основ подлинной демократии во
всех областях установлению прочного порядка правления, который гарантировал бы
справедливость, спокойствие, равенство граждан", подтверждает свою
решимость направить усилия к "обеспечению внутренней стабильности и
безопасности".Закрепляя
экономические принципы государственной политики, высшим мерилом их ценности
Основной закон Катара вводит такие понятия, как "интересы общества",
"общее благо", "процветание страны и всех граждан". В
соответствии с этими принципами государство осуществляет прямой контроль над
экономикой, обеспечивая ее стабильность. Эта же статья гласит, что главными
основами катарского общества являются собственность, капитал, труд и
гарантируется свобода частного предпринимательства. В Конституции перечисляются
принципы социальной политики, указывается на обязанность государства заботиться
о семье и подрастающем поколении. "Государство стремится обеспечить
гражданам право на равные возможности и гарантировать им реализацию права на
труд в соответствии с законом". Государство также объявляет о своем
намерении "избавиться от факторов, порождающих болезни, невежество, нищету
граждан". Конституция включает общие положения о социальной деятельности
государства в области социального обеспечения и здравоохранения, выражает
решимость государства добиться того, чтобы "образование, являющееся правом
каждого гражданина", стало обязательным, всеобщим и бесплатным,
формулирует общие права и обязанности граждан. Помимо декларируемых
общедемократических прав и свобод (равенства, свободы печати,
неприкосновенности жилища, частной и коллективной собственности) здесь
содержится и указание на общую обязанность "соблюдать общественный
порядок" (ст. 15). Конституция ОАЭ 1971 г . , защищая частную собственность, довольно
определенно провозглашает принцип социальной справедливости основой
национальной экономики, которая должна строиться на принципе сотрудничества
государственного и частного секторов и иметь своей целью обеспечение
экономического развития, увеличение производства, повышение уровня жизни и
достижение благосостояния граждан. В Конституции содержится подробный перечень
основных прав и свобод граждан (неприкосновенность личности и жилища, равенство
всех граждан перед законом, свобода передвижения, слова и печати, религиозного
вероисповедания, собраний и создания организаций, тайна переписки и др.).
Наряду с гражданскими личными и политическими правами и свободами Конституция
ОАЭ, как и Катара, декларирует основные права граждан в социально-экономической
области: на труд и социальное обеспечение, образование, медицинское
обслуживание.
В современных условиях в Катаре и ОАЭ
претворение в жизнь провозглашенных демократических принципов и прав граждан
лишено реальной основы. Названные нормы не предусматривают материальных и
юридических гарантий, обеспечивающих всем гражданам возможность осуществления
этих прав и свобод, и не являются реальной основой для защиты прав личности.
Вместе с тем сам факт фиксирования их в конституционном порядке имеет большое
значение для дальнейшего социально-политического развития этих стран,
модернизации и демократизации их политических систем.
5. Особенности конституционных монархий Бахрейна и Кувейта
В конституционных монархиях на Бахрейне и в Кувейте процесс
разложения традиционных общественных и политических систем пошел значительно
дальше по сравнению с другими государствами Аравийского полуострова.
После провозглашения независимости
государственное развитие Кувейта и Бахрейна пошло по пути заимствования
принципов разделения властней и парламентской демократии. Было введено
ограниченное избирательное право. По форме правления эти государства вошли в
разряд конституционных монархий, в которых племенные структуры и методы
осуществления власти сочетались с зачатками государственных установлений, во
многом скопированных с конституций западных государств и Всеобщей декларации
прав человека. Государственное развитие
Бахрейна пошло по пути оформления монархии конституционного типа со
значительными ограничениями юридических полномочий исполнительной власти в
пользу института парламентского представительства. Первые выборы во. временное
Учредительное собрание Бахрейна прошли в декабре 1972 г., а первая Конституция
вступила в силу в мае 1973 г. Законодательная власть, согласно Конституции,
принадлежит Эмиру и Национальному собранию, исполнительная власть
осуществляется Советом министров.
Однако парламентская демократия в условиях
правления династического семейства Аль Халифа просуществовала в этой стране
менее двух лет. Даже при сохранении всей полноты власти в руках Эмира само
наличие парламента, имеющего право вмешиваться в политическую жизнь страны,
представлялось опасным для правящей династии. В августе 1975 г. Эмир распустил
парламент без указания конкретных сроков возобновления его деятельности;
действие Конституции было приостановлено. Осуществлять
всю государственную власть практически продолжал правящий клан, ибо династия
сделала ставку на консервативный традиционализм в политике, допуская лишь
техническую и ограниченную экономическую модернизацию. Тем не менее социально-политическое течение в пользу
более гибких форм и методов правления продолжало крепнуть в бахрейнском
обществе в последующий период. В 1992 г. Эмир объявил о создании
Консультативного совета (Маджлис аш-Шура), совещательного органа численностью
30 человек, в функции которого входит выработка рекомендаций Совету министров
по проектам законов и различным аспектам социально-экономической политики
страны до того, как они передаются на утверждение Эмиру. Его состав определяет
Эмир. Позже число членов Совета было увеличено с 30 до 40, а также несколько
расширены его полномочия. Теперь Маджлис аш-Шура не только может обсуждать те
проблемы, которые ставит перед ним правительство, но имеет право запрашивать
Совет министров по тем или иным вопросам. Тем не менее рекомендации
Консультативного совета не носят обязательного характера и этот невыборный
орган не обладает властными полномочиями и не имеет конституционной основы. После роспуска в 1975 г. Национального собрания
правящее семейство Аль Халифа фактически установило диктаторский режим,
проводящий по отношению к населению политику террора. Какая-либо форма контроля
за деятельностью Эмира и правительства, власть которых опирается на армию и
службу безопасности, отсутствует. Деятельность всех политических партий и организаций
запрещена. Сохранившиеся профессиональные общества и общественно-спортивные
клубы не имеют права заниматься политической деятельностью. В Конституции Бахрейна
декларируется, что "ни одно лицо не может быть арестовано, задержано,
заключено под стражу, подвергнуто обыску
или изгнано... кроме как в соответствии с положениями законодательства и под
контролем судебных властей". На практике, однако, в случаях, касающихся
ареста, содержания под стражей или высылки из страны, нормы Конституции
подменяются действием Государственного акта о безопасности 1974 г. Согласно
этому документу любое лицо может содержаться под стражей вплоть до трех лет без
суда за участие в деятельности или за выступление с заявлениями, которые
рассматриваются властями как угроза национальной гармонии и безопасности.
Несмотря на то, что Конституция предоставляет
право "на выражение и распространение мнений", в действительности
бахрейнцы не свободны в выражении оппозиции к правительству в публичных
выступлениях и в печати. Критика в СМИ членов правящего семейства и его
политики строго запрещена, то же самое касается и свободы собраний. В стране не
разрешается проводить политические демонстрации и митинги. Любые
несанкционированные собрания с участием более пяти человек запрещены
Государственным актом о безопасности. Служба безопасности Бахрейна контролирует
даже религиозные сборы, которые могут принять политическую направленность, и
часто их запрещает.
В Кувейте действовали факторы, смягчающие
социально-политическую напряженность: исключительно высокий доход на душу
населения (в 1990 г. размер ВВП на душу населения составил 14610 долларов США)
и, соответственно, значительно более высокий, чем в других арабских (и даже
европейских) странах, жизненный уровень. Именно это облегчило эволюцию политики
правящей династии в духе либеральной "модернизации" в той мере, в
какой она вообще была возможна в аравийской монархии и в какой она отвечала
общим интересам феодально-родовой аристократии, крупных предпринимателей и
купцов, верхушки бюрократии. Согласно Конституции 1962 г. законодательная власть в
Кувейте принадлежит Эмиру и Национальному собранию. Исполнительная власть -
Эмиру и Совету министров. Со времени принятия Конституции главой правительства
назначается наследный принц.
Однопалатное Национальное собрание по
Конституции состоит из 75 депутатов (50 членов, избираемых прямым тайным
голосованием сроком на 4 года, и 25 - назначаемых Эмиром). Избирательным правом
пользуются только грамотные, урожденные кувейтцы мужского пола. Кувейтская Конституция законодательно закрепила
свободу слова, избирательное право, тайное голосование на выборах -все то, что
в районе Персидского залива воспринималось в тот период (и воспринимается до
сих пор) как революционные преобразования. В условиях Кувейта, где политические
партии запрещены, интересы различных социальных групп и слоев выражают и
отстаивают общественно-политические организации, которым принадлежит важная
роль в социально-политической жизни страны.
В 1962 г. был принят Закон "Об организациях
и клубах общественной пользы", который затем не подвергался никаким изменениям.
Любое объединение, будь то общественное, просветительское, религиозное и даже
спортивное, создается в соответствии с положениями данного законодательного
акта. В число "организаций и клубов общественной пользы" были
включены и союзы профессионального типа, такие, как ассоциации юристов,
экономистов, журналистов, учителей. Их деятельность способствует формированию
новых политических взглядов, разработке идей, касающихся основных проблем
будущего развития эмирата. Искусственно объединяя в одном ряду профессиональные
союзы, чисто просветительские и общественно-политические организации,
кувейтские власти стремились ограничить сферу их деятельности. Правящие круги
страны рассматривали эти общества как своеобразные просветительские кружки,
задача которых состоит в пропаганде новых идей, которые должны, однако,
гармонически сочетаться с традиционными устоями общества. Они действуют под
контролем правительства, выделяющего дотации на их содержание и имеющего, таким
образом, возможность оказывать на эти организации прямое давление. Закон 1962
г. запрещает "организациям и клубам общественной пользы" вмешиваться
в политическую жизнь, разжигать религиозную вражду, общинные и классовые
разногласия. В соответствии с
Конституцией в январе 1963 г. были впервые проведены выборы в Национальное
собрание Кувейта. Эти выборы трудно назвать всеобщими: из 330 тысяч жителей
право голоса было предоставлено не более чем 40 тысячам, а реально участвовало
в выборах всего 11 тыс. избирателей. Однако между этим составом парламента,
избранным узкой коллегией с преобладанием сторонников династии, и
правительством, на 2/3 образованным из родственников Эмира, не прекращались
конфликты по вопросам внутренней и внешней политики. Всякое выступление
оппозиции в парламенте, грозившее недоверием правительству, вынуждало Эмира к
маневру, реорганизации Кабинета и прочим мерам ослабления критики, подрывавшей
традиционный авторитет правящего семейства. В 1976 и 1986 гг. Эмир своим
декретом распускал парламент, который был затем восстановлен только в 1992 г. В
1996 г. в Кувейте состоялись новые (восьмые по счету) парламентские выборы,
однако они не повлекли за собой серьезных изменений в системе власти и в
характере политических отношений в обществе, в котором ведущая роль отводится
традиционным структурам.
Таким образом, хотя в конституционных монархиях
данных стран есть конституции, их действие часто приостанавливается; они
устанавливают, что вся власть (законодательная, исполнительная, судебная)
исходит от монарха, над конституцией стоит
Коран. Парламенты этих стран не ограничивают власть монарха, их решения носят
совещательный характер и нуждаются в одобрении монарха. В условиях строгого
запрета на деятельность любых политических партий и общественных организаций,
функционирование арабских монархий осуществляется, в основном, путем
сосредоточения всей полноты принятия государственных решений в рамках семейных
советов при поддержке традиционных элит. На вершине правящей иерархии стоят
наследственные династии правителей, которые непомерно разрослись и образовали
устойчивые и разветвленные семейные кланы, прямо или косвенно контролирующие
практически все сферы жизни государства. Поэтому данные государства фактически
представляют собой абсолютные монархии.
6. Республиканская форма правления в странах Ближнего и Среднего Востока.
Республиканская форма правления в арабском мире
возникла в результате различных процессов:
• в ходе колонизации (Алжир, Ливан, Сирия,
Судан, Мавритания), когда власть от вождей переходила в руки генерал губернатора
(Алжир, Судан, Мавритания) или представляла державы-мандатарии при местных республиканских
правительствах (Ливан, Сирия);
• в ходе национально-освободительного движения в
тех странах, где монархия была либо тесно связана и ассоциирована с иностранным
господством, либо переставала отвечать внутренним потребностям общества, в том
числе в ходе завоевания политического суверенитета в борьбе против колони
заторов и опиравшихся на них султанов (Южный Йемен), вследствие укрепления
позиций пришедших к власти национально- освободительных сил (Тунис) или
свержения королевской власти в формально независимых государствах в процессе
антимонархических военных переворотов (Египет, Ирак, Се верный Йемен, Ливия).
Социально-экономическая и политическая сущность арабских республик также неодинакова. Средняя и крупная
буржуазия и ее политические партии стоят у власти в Ливане, Египте, Тунисе,
Йемене, деля руководство с земельной аристократией (Ливан, Египет) или родоплеменной
знатью. В других странах, где политическую власть завоевали
революционно-демократические партии, опирающиеся преимущественно на мелкую
буржуазию, после достижения независимости было официально объявлено об избрании
"социалистического пути развития" (Алжир, Сирия, Ирак).
Для республиканских режимов в арабских странах
нередко характерно почти полное исчезновение либерально-демократических
парламентских форм в чистом виде, что свидетельствует о слабости национальной буржуазии и неспособности
правящих кругов осуществлять свою власть в классическом либеральном варианте,
характерном для раннего европейского капитализма.
Сложный комплекс этнических, конфессиональных, политических и иных противоречий, существующий в арабских странах, и постоянное противоборство различных социально-политических группировок, нередко носящее ожесточенный характер, не позволяют правящим группам обеспечить свои основные интересы в рамках "либеральной демократии". Там же, где формально сохранился демократический парламентский режим (например, в Ливане), он фактически не функционирует и существует скорее как традиция и чисто внешняя оболочка политической жизни, которую каждая из противоборствующих сил стремится использовать в своих интересах.
ЛИТЕРАТУРА
Васильев Л. С. История Востока. В 2 т. М., 2002 Восточный мир: опыты общественной трансформации. /Сб. статей. М., «Муравей», 2001
М. В. Баглай Ю .И. Лейбо Л. М. Эйтин. Конституционное право зарубежных стран , 2004
Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право / Л. Р. Сюкияйнен. - М., 1986.
Саблов, Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Дж. Саблов. — М., 1992.