Норма права

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛНР

«ЛУГАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Теория государства и права»

на тему "Норма права"

Выполнила:

студентка группы 2П-191

Волошина К.А.

Проверил:

Горошко А.И.

Луганск, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

1. Понятие и основные признаки норм права. 6

1.1. Понятие правовых норм.. 6

1.2. Признаки норм права. 10

2. Структура норм права, соотношение норм права и статьи нормативного акта  14

2.1. Структура нормы права. 14

2.2. Гипотеза правовой нормы.. 18

2.2.1. Понятие гипотезы правовой нормы.. 18

2.2.2. Классификации и виды гипотез. 19

2.3. Диспозиция правовых норм.. 20

2.3.1. Понятие диспозиции правовых норм.. 20

2.3.2. Классификация и виды диспозиций. 21

2.4. Санкция нормы права. 23

2.4.1. Понятие санкции нормы права. 23

2.4.2. Классификация и виды санкций. 24

2.5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. 28

3. Способы изложения правовых норм.. 30

4. Виды норм права. 37

5. Специализированные нормы права. 41

Заключение. 45

Литература. 47


ВВЕДЕНИЕ

В постоянно развивающемся и меняющемся человеческом обществе действуют различные регулятивные системы всех отношений. Одни из этих систем выступают как нормативные регуляторы, другие – ненормативные, выступающие как определенные ценности, традиции, директивы.

На любом этапе развития общества возникает потребность упорядочивания существующих в нем отношений. Нельзя представить человеческое общество без регулирования поведения людей с помощью определенных образцов, моделей, масштабов. Из них и складываются в результате многократного повторения нормы, на которые в дальнейшем ориентируется общество. Нормативность является неотъемлемой частью человеческого общества, она выступает не только формой объективно необходимых связей и способов взаимодействия людей, но и формой развития всех природных явлений. Взаимодействие людей охватывает как их отношения между собой, так и их отношения к природе, поэтому закономерные связи, возникающие в ходе этого взаимодействия, приобретают форму нормативности. Эта нормативность присуща всему процессу исторического развития человечества. Нормативность — это также свойство права, выявляющее его смысл и предназначение.

Следовательно, действенность и эффективность норм права определяются, прежде всего, научно-обоснованной системой специализации каждой отрасли права, квалифицированным соотношением в них общих, специализированных и специальных норм.

Все источники выбирают различные основания для классификации норм права и подробно раскрывают их, однако и упоминают и о существующих других.

 Изученные источники знакомят со структурой нормы права, позволяют понять, что она собой представляет, а классификация норм права позволяет четче обозначить место и роль юридических норм в системе правового регулирования, глубже познать этот социальный институт и осуществить переход к его трактовке как системы.

Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:

·                                                                                       право, есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

·                                                                                       право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;

·                                                                                       право частной собственности является основой всех прав человека;

·                                                                                       право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством.

Актуальность данной тематики очевидна - государство и право зависимы друг от друга, но в то же время они сохраняют и определенную самостоятельность. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений. Независимо от типа, формы или просто привходящих обстоятельств по отношению к государству и обществу право всегда выступает прежде всего как регулятор общественных отношении. Оно регулирует сложившиеся в обществе экономические, политические и иные отношения. Право закрепляет существующий в той или иной стране государственный и общественный строй.

В этом заключается одна из его функций и назначение. Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право вносит определенный порядок в общество и государство, создает юридические предпосылки для его активности и эффективности. Именно поэтому каждое государство стремится не только к изданию отвечающих его интересам законов и других правовых актов (постановлений, декретов, распоряжений и т.п.), но и к их полному осуществлению.

Объектом изучения в данной работе являются нормы права, предметом их признаки, понятия и виды.

Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические разработки и выводы зарубежных и отечественных исследователей.

Цель исследования  – характеристика теоретических основ норм права. На основании поставленной цели выделим следующие задачи:

1. Раскрыть характерные признаки и основные понятия норм права;

2.Рассмотреть структуру и форму изложения норм права в правовых источниках;


1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НОРМ ПРАВА

1.1. Понятие правовых норм

Правовые нормы ‒ одна из наиболее молодых структур в системе социальных норм, которая стала возможной только с развитием института государства, так как, согласно одному из определений, правовыми нормами являются «общеобязательные правила поведения, являющиеся мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, устанавливаемые государством, документально оформленные и обеспеченные различными формами государственного воздействия и принуждения».

Здесь необходимо отметить, что такие формы не обязательно должны ограничиваться силовым принуждением. Однако на заре цивилизации, в период первоначального становления пред государственных образований, норм права в современном их значении еще не существовало, так как их место занимало (хотя и постепенно развиваясь) обычное право. Примерами тому служат многие древние правовые памятники.

Генетически норма права появляется в итоге «неополитической революции» для регулирования общественных отношений, связанных со становлением производящей экономики, развитием городов-государств и других видов государственности, новых форм семейно-брачных отношений, духовной и социальной жизни раннеклассовых обществ и т. п. И по содержанию, и по форме норма права отличается от «моно норм» первобытного общества. Отличается она и от норм морали, других социальных норм своей формальной определенностью, четкой письменной фиксацией и, — что, может быть, самое главное, — возможностью государственного принуждения для обеспечения исполнения.

Норма права приобретает свое общеобязательное значение не в силу принудительности, обеспеченности возможностью государственного принуждения, а потому, что охватывает наиболее типичные, наиболее повторяющиеся, встречающиеся социальные процессы, причинно-следственные связи, образцы поведения. Норма права — это правило не только для единичного случая, но для всей органической суммы таких однотипных случаев. И в этом заключается ее большая социальная ценность.

Появляясь как итог осмысления коллективным разумом, общественным сознанием реальных и социально важных процессов общественного бытия, норма права придает этим процессам либо полезное, социально ценностное направление развития, либо упорядочивает, стабилизирует эти процессы, устанавливает устойчивое равновесное состояние, либо осуществляет и то и другое. Поэтому-то нормативное содержание права, появление норм права - это большое культурное завоевание человечества, элемент цивилизации.

Возникнув как регулятор затрат земледельцев-общинников, как способ учета результатов труда и их распределения, норма права распространила свое действие и на политические, социальные структуры общества, переплелась, как нити на полотне, с государственными структурами, стала одним из важнейших начал формирования и осуществления государственной власти и т.п.

Норма права еще и потому создает социально-равновесное состояние, что у каждого из индивидов формирует ожидание соответствующего поведения другого члена общества, т. е. предсказуемое поведение, которое позволяет строить и свое поведение, и свое отношение к другому члену общества.

И социальная ценность нормы права заключается как раз и в том, что, создавая эту психологическую установку индивида, она формирует социально устойчивое общественное состояние. Иными словами, норма права еще и потому завоевание культурного развития человечества, что, регулируя поведение своих конкретных адресатов в типичных случаях, она также формирует у них и ожидание предсказуемого, понятного поведения других членов общества, их взаимоотношения.

Отсюда и возмущение и даже изумление у нормального члена общества, когда ему приходится сталкиваться с нарушением нормативно определенного и ожидаемого поведения, когда появляются такие социальные состояния, которые определяются как правонарушения, особенно преступления, «беспредел» и т.п.

Взгляды на норму права уже зародились у древнеримских юристов, стоявших две тысячи лет у истоков зарождения этого нового явления в жизни общества — нормативного регулирования.

Так, Помпоний утверждал: следует устанавливать права, как сказал Феофат, для тех случаев, которые встречаются часто, а не для тех, которые возникают неожиданно. Ему вторил Павел: законодатели обходят, как сказал Феофат, то, что происходит лишь в одном или двух случаях.

Цельс высказывал свою точку зрения: права не устанавливаются исходя из того, что может произойти в единичном случае. Мнение Ульпиана: права устанавливаются не для отдельных лиц, а общим образом Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.

Словом, норма права - это обобщение, социально-правовая типизация тех или иных общественных отношений, состояний.

В современном обществе нормы права часто вступают в тесное взаимодействие с прочими социальными нормами, например, экономическими и политическими. Такое взаимодействие имеет весьма разнообразные формы – взаимоподдержки, солидарности, блокирования и противоборства, что зависит от конкретно-исторических условий, соотношения социальных сил, состояния общественного сознания. Формы взаимодействия, например, правовых и экономических норм определяются степенью вмешательства государства в экономику страны и показывают, что именно является целью подобного вмешательства: осуществление регулирования экономической деятельности населения или же достижение полного господства государства в данной сфере общественной жизни.

Соотношение юридических и политических норм в современном демократическом обществе строится на принципе приоритета права над государством, ограничения всевластия государства правами человека. Это, несомненно, является величайшей общечеловеческой ценностью. Юридические нормы приобретают первенство, сдерживая и обуздывая органически присущее политической власти стремление утверждаться внеправовыми мерами.

Таким образом, нормы права — это, по своей сути, основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Правовые нормы регламентируют условия взаимодействия прочих составных частей данной системы, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития.

Норма права является образцом (моделью) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Она определяет границы возможного или должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях.

Норма права предусматривает свободу участников регулируемых общественных отношений в двояком смысле:

·                                       во-первых, как способность воли субъекта сознательно избирать тот или другой вариант поведения (внутренняя свобода);

·                                       во-вторых, как возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире (внешняя свобода).

Нормам права присущи общие для всех социальных норм (морали, религиозным нормам, обычаям, корпоративным нормам) черты, выражающиеся в том, что они:

1)                                 представляют собой правила поведения людей в обществе;

2)                                 выступают правилами поведения общего характера, т. е. рассчитаны на многократность применения, действуя непрерывно во времени и в отношении персонально неопределенного круга субъектов. В отличие от команд, приказов, решений государственных органов по конкретным делам нормы права адресованы кругу лиц, определяемых типическими признаками, и рассчитаны на регулирование целого вида общественных отношений;

3)                                 являются результатом сознательно-волевой деятельности людей, т. е. возникают не случайно и не спонтанно, выражают волю господствующих или влиятельных в данном обществе социальных сил, всего народа. Кроме того, правовые нормы адресованы тем участникам правоотношений, у которых существует возможность выбора варианта поведения.

1.2. Признаки норм права

Нормы права характеризуются рядом следующих признаков, отличающих их от иных общественных регуляторов[1].

1. Общеобязательность. Нормы права обязательны для исполнения и соблюдения всеми членами общества.

2. Формальная определенность. Нормы права имеют текстуальное закрепление и выражаются в определенных формах (нормативных актах, судебных прецедентах, и т.д.).

Это свойство позволяет не только выделять норму права из словесной оболочки того или иного источника права, но и определить структуру конкретной нормы, отделить ее от нормы морали, соотнести норму права с конкретной ситуацией, ее участниками, словом, реализовывать то самое воздействие, которое соответствующее правило оказывает на конкретный вид общественного отношения.

Формальная определенность нормы права также появилась в процессе тысячелетнего развития права, характеризует социальную ценность права, позволяет оперировать с правом в целях упорядочения и целенаправленного развития общества. И как бы ни упрекали юристов в том, что они формалисты, «законники» и вместо того, чтобы учитывать дух закона, они, де, приверженцы буквы закона и потому просто крючкотворы, весь социально-правовой опыт человечества свидетельствует о полезности именно такого подхода к норме права, о приоритете буквы закона над субъективно толкуемым духом закона, о недопустимости подмены, а то и замены целесообразностью законности.

Формальная определенность характеризуется еще и тем, что норма права выражена, как правило, в письменной форме. Появление письменности шло в параллель с появлением правовых норм. В древности сначала символическое, а затем и буквенное обозначение принадлежности тех или иных товаров тому или иному купцу (в частности первоначально использовались печати, которые накладывались на амфоры, кувшины, мешки и т. п. тару, в которой перевозились» продавались товары, прежде всего, зерно) постепенно становилось письменным способом общения. Письменность стала использоваться для посвящения тех или иных жертв божествам, для учета знамений, выражения предсказаний и их последствий, для царских посвятительных надписей, содержащих своеобразные правовые нормы и т. п.

Финикийская письменность, которая первоначально обслуживала главным образом торговые сделки и иные имущественные отношения, со временем также развилась в мощное средство фиксации законов и их исполнения, а также предсказаний оракулов по всему Средиземноморью.

Таким образом, формальная определенность нормы права не только послужила фактором культурного развития человечества, но и получала свою основу в виде письменных источников. Не изменилась ситуация и в настоящее время, т.к. формальную определенность правовых норм обеспечивают при соблюдении определенных условий и новые носители информации - так называемые машинные носители (магнитные ленты, диски и т. п.).

3. Неперсонифицированность. Нормы права адресуются, как правило, неопределенному кругу лиц.

 4. Государственно-волевой характер. Нормы права выражают государственную волю, обусловленную классовыми, религиозными, общечеловеческими или другими интересами.

5. Установление или санкционирование государством. Нормы права издаются непосредственно государством через уполномоченные государственные органы либо санкционируются им, т.е. выдается разрешение негосударственным органам или организациям на издание норм права.

6. Институциональность. Изданию норм права соответствует определенный порядок их принятия (правотворчество), в результате которого они приобретают соответствующую форму (нормативный акт, юридический прецедент, и т.д.).

7. Возможность государственного принуждения. Правовые нормы охраняются государством, в случае их нарушения могут быть применены меры государственного принуждения.

Этот процесс, государственное принуждение, отличает правовую норму от иных социальных норм, а также от норм первобытного общества.

Сами нормы права не являются принудительными, они не навязываются насильно, извне. Они — продукт, результат развития общества, воспринимаются обществом или его основными сегментами как социально необходимые и полезные регуляторы, ориентиры поведения во всех областях общественной жизнедеятельности — в политической, экологической, экономической, социальной, научно-технической, семейно-брачной, даже личной.

С развитием новых форм существования человечества — общепланетарных масштабов экономических, научно-технических и иных связей, появлением опасностей для всего человечества — ядерная война, экологическое «безобразие», информационная диктатура и т. д., все больше возрастает роль правовых норм, регулирующих эти общепланетарные и общесоциальные отношения. Они также направлены на ограничения возможных пагубных последствий научно-технического прогресса, с одной стороны, и на поддержку всего полезного и достойного, что он несет человечеству - с другой.

Не менее важным, чем возможность государственного принуждения, является и такой признак, как активная, норма образующая роль государства. Именно она и обеспечивает возможность государственного принуждения. Причем эту роль надо понимать в двояком смысле.

С одной стороны, государство создает по соответствующей процедуре нормы права, устанавливает их, решая задачу организации правовой системы. С другой — государство признает, «огосударствляет» те нормы, которые зарождаются в силу само организационных процессов, проявляются как полезные обычаи. В государственной право-образовательной деятельности, как в огромном социальном котле, сталкиваются, «варятся» само организационные и организационные начала правотворчества. И в результате появляется «блюдо», именуемое нормой права.

8. Системность. Правовая норма имеет внутреннюю структуру и состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Этот признак на этапе развития зрелого права характеризует свойство нормы права: быть в определенной связи, в определенном соотношении с другими нормами, с правовым институтом, под отраслью, отраслью права. Нормы материального права, т. е. конкретные правила поведения, находятся как в определенных связях с другими материальными нормами права, так и с процедурными, процессуальными нормами права. Как, например, можно было бы реализовать норму уголовного права, устанавливающую наказание за определенное преступление, если бы этому не предшествовало определенное судебное разбирательство по определенным правилам.

Даже такие формы наказания, как испытание огнем или водой, принесение клятв, поединки, которые были распространены в средние века в Европе, совершались по определенным правилам[2].

Системность характеризует также иерархию правовых норм, их первичность и вторичность. В частности, некоторые нормы конституции конкретизируются в законах, те в свою очередь — в подзаконных актах, постановлениях, инструкциях и т. п.

Признак системности обусловливает возможность разумной систематизации права, когда для правильного применения правовых норм становится необходимым построение комплекса правовых норм, своеобразной пирамиды. Например, выделяется конституционная норма, законы, ее конкретизирующие и детализирующие (если такие есть), постановления правительства, приказы и инструкции министерств и ведомств и т. д.

9. Официальный государственный регулятор. Правовые нормы в отличие от других социальных норм непосредственно зависят от государства, выражают его волю, официально определяют критерии законного и незаконного и влекут юридические последствия.

10. Неоднократность (или многократность) ее действия. Это означает, что правовая норма создается для постоянного применения, использования, если иное не оговаривается в самой норме. Так, закон о выборах депутатов парламента рассчитывается не на одну избирательную кампанию, а на все выборы депутатов, которые последуют и в будущем, гражданский кодекс - на все имущественные и иные, связанные с ними отношения, которые будут иметь место и т. п.

Таким образом, норма права — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения в случае его нарушения, выражающее государственную волю и направленное на регулирование общественных отношений. Все эти вышеперечисленные признаки удачно корреспондируют и со структурами правовой нормы, сосредоточены в этих структурах.

2. СТРУКТУРА НОРМ ПРАВА, СООТНОШЕНИЕ НОРМ ПРАВА И СТАТЕЙ  НОРМАТИВНОГО АКТА 2.1. Структура нормы права

При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру.

«Под структурой правовой нормы понимается её внутреннее строение, наличие в ней взаимосвязанных между собой и предполагающих друг друга необходимых составных частей, элементов. В совокупности все эти элементы могут характеризовать юридическую норму как особое правовое явлени[3]

Как отмечает С.С.Алексеев, это микроструктура права, в которой, в отличии от макроструктуры подразделение права на отрасли и институты (системы права),не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В тоже время в структуре нормы проявляются специфические функции, которые они выполняют как звено структуры права: обеспечение конкретизированной, детальной, точной и определённой нормативной регламентации общественных отношений[4].

Происхождение структур правовой нормы идет из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как и другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям «благоприятно-неблагоприятно».

Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь впоследствии « благоприятно-неблагоприятно » переросло в отношения по критериям «можно-нельзя» (право), «хорошо-плохо», «добро-зло» (мораль).

Связывая воедино такие элементы, как «условие для соответствующего действия (бездействия)», «само действие (бездействие) — правило поведения» и, наконец, неблагоприятные последствия при нарушении правила — человечество получило мощную внешнюю регулятивную силу, которая в свою очередь гуманизировала, социализировала само человеческое сознание. Ибо весьма долго существовали в истории человечества требования делать что-то, хотя никаких условий для этого не имелось, а за неисполнение этого «что-то» устанавливалось наказание. Да и сейчас такая схема еще существует у ретивых, но не очень умных начальствующих лиц.

Коллективный разум, который четко улавливает и закрепляет в пословицах и поговорках как полезные правила, так и их абсурдные антиподы, замечает по части полного антипода правовой нормы: пойди туда, не знаю куда, пойди за тем, не знаю за чем, возьми то, не знаю, что. Право устраняет эту неопределенность, и прежде всего, такую «работу» выполняют структуры правовой нормы.

Современная теория выделяет три основные структуры правовой нормы: юридическую, логическую и социологическую.

Юридическая структура традиционно определяется как такое строение нормы права, которое состоит из трех взаимосвязанных элементов: гипотезы, диспозиции, санкции.

Только в наличии и единстве все эти три элемента составляют норму права. И понимание этого, которое складывалось на протяжении правового развития человечества, является большим культурным завоеванием, одним из свидетельств его нынешней социализации. Отсутствие какого-либо из элементов, например, гипотезы или санкции — это признак несовершенства нормы права, ее «недоделанности».

Но выделение гипотезы, диспозиции, санкции — это только первый структурный пласт нормы права. Знание о нем становится необходимым для использования, исполнения, соблюдения и применения правовой нормы. Когда, при каких обстоятельствах действует правило поведения — ответ на этот вопрос дает гипотеза. А что, собственно, требует норма права, что надо делать или, наоборот, нельзя делать — ответ следует искать в диспозиции. И, наконец, что может произойти с адресатом нормы, если он станет нарушать предписание нормы, — на это отвечает санкция.

Вся проблематика юридической структуры нормы дополняется и не менее сложной проблематикой логической структуры. Эта структура охватывает в логических понятиях и их связках юридическую структуру, но имеет вполне самостоятельное значение.

Взаимосвязанность гипотезы, диспозиции, санкции охватывается формулой «если - то - иначе». «Если» — это условие действия нормы права, «то» — само правило поведения, «иначе» — это те неблагоприятные

Но это не единственная логическая структура правовой нормы. Иная структура строится на выделении так называемых модулей, которые формализуют содержание самого правила поведения. Это уже логическая структура самого правила поведения. Таких модулей пять: адресату разрешено (дозволено), запрещено, адресат правомочен, адресат обязан, безразлично.

Действительно, все правила поведения сводятся к этим разрешениям, запретам, правомочиям, обязанностям, юридическому безразличию. Безразличие права к тем или иным жизненным обстоятельствам может заключаться и в умолчании, отказе регулировать соответствующие отношения, впрочем, это может быть и пробел в правовом регулировании. Но хотя этих модулей всего пять, их различное логическое сочетание и дает все многообразие правил поведения, разумеется, не по конкретному содержанию, а по логическому определению.

И эта структура выделяется в практических целях — для четкого определения адресатом нормы, что от него требует правовое предписание.

Логическое направление в теории права «Логическое значение правовых норм таково же, — писал ещё в 1907 г. известный дореволюционный юрист Г.Ф. Шершеневич, — какое придается аксиомам в науках теоретических: как и аксиомы, правовые нормы не подлежат обоснованию и доказыванию, а являются исходным моментом для заключения». в последние годы получает распространение, появились работы о логике права как одном из видов деонтической (предписывающей, нормативной) логики.

Наконец, о социологической структуре. Она органично связана с предыдущими структурами, но определяется в социологических понятиях — смысл, цель, назначение нормы. Социологическая структура раскрывается при толковании нормы права, в процессе ее реализации.

Таким образом, структура правовой нормы — это способ организации содержания правила поведения, находящегося в этой норме. Это правило поведения можно представить в виде структурных элементов, которые последовательно раскрывают содержание нормы права. В юридической структуре — это взаимосвязь элементов — гипотезы, диспозиции и санкции; в логической структуре норма права выражается формулой «если — то — иначе»; в социологической структуре норма права раскрывается при её толковании и в процессе её реализации.

2.2. Гипотеза правовой нормы 2.2.1. Понятие гипотезы правовой нормы

Гипотеза — это часть нормы права, раскрывающая условия (обстоятельства),  при наличии или отсутствии которых возможно действие данной нормы,  т. е она содержит указания на конкретные жизненные обстоятельства, условия, при которых данная норма права вступает в действие.

 Гипотезой правовой нормы называют ту часть правовой нормы, «указывающую на те условия, то есть фактические обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в действие». Именно в этом элементе содержатся перечисленные фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Кроме того, этот элемент может содержать указание на круг лиц, на который распространяется действие данной нормы. Так, в законе о Конституционном Суде в статье 8 определяются требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда: достигший возраста не менее 40 лет, имеющий безупречную репутацию и высшее юридическое образование, стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет и т.д. Гипотеза делает норму права жизнеспособной, связывает ее с реальностью через условия, изложенные в ней, приводит в действие всю норму.

В частности, гипотеза может выражать:

1)                                 сроки вступления в действие правовой нормы;

2)                                 достижение определенного возраста гражданина — субъекта права;

3)                                 время и место совершения того или иного события;

4)                                 «принадлежность» гражданина к тому или иному государству;

5)                                 состояние здоровья, от которого зависит возможность реализации права.

Гипотеза — наиболее универсальный элемент нормы права. Гипотеза присутствует, как правило, в явном виде, в регулятивных и охранительных нормах. Взгляд на значение и наличие гипотез в специализированных правовых нормах (декларативных, дефинитивных, оперативных, коллизионных и т.д.) различен, одни ученые выделяют гипотезы в некоторых их видах, другие полагают, что гипотеза имеет место только в нормах, непосредственно регулирующих или охраняющих общественные отношения - т.е. в регулятивных и охранительных.

2.2.2. Классификации и виды гипотез

По степени сложности (в зависимости от структуры) гипотезы подразделяются:

1)                                 на однородные (простые). В них указывается на одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы;

2)                                 составные (сложные). В них действие нормы права ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств.;

3)                                 альтернативные. В них содержится несколько условий, причем при наличии любого из них данная правовая норма начинает действовать.;

4)                                 сложно-альтернативные. В этом случае гипотезы имеют одновременно и сложность, и альтернативность.

По наличию или отсутствию юридических фактов (обстоятельств):

1)                                 положительные — указывают на необходимость определенных условий для действия нормы;

2)                                 отрицательные — предполагают, что применение нормы права осуществляется в случае отсутствия обозначенных в гипотезе условий. Так, неоказание помощи больному медицинским работником рассматривается в качестве отрицательной гипотезы. За это устанавливается мера юридической ответственности.

По форме выражения:

1)                                 общие. В них указываются общие признаки, например, общее условие действия всех уголовно-правовых норм — достижение возраста уголовной ответственности;

2)                                 частные. В них указываются более конкретные признаки. Так, условием действия уголовно-правовых норм, регулирующих ответственность за должностные преступления, является наличие специального субъекта, т.е. должностного лица.

По сложности изложения гипотезы делятся на казуистические и абстрактные. Первые определяют условия через конкретные видовые признаки, а вторые — через общие и разные.

Вообще наличие гипотезы в нормах права зависит от характера регулируемых общественных отношений. Гипотеза необходима для норм, упорядочивающих такие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются при наличии определенных жизненных ситуаций. Так, в большинстве запрещающих норм гипотезы как таковой практически нет, так как эти нормы действуют непрерывно с момента принятия, независимо от конкретных жизненных ситуаций. В этих нормах есть указание на субъективный состав, признаваемый своеобразной гипотезой, который заключается в определении круга адресатов нормы.

2.3. Диспозиция правовых норм 2.3.1. Понятие диспозиции правовых норм

Диспозиция— это часть нормы права, раскрывающая само правило поведения, т. е права и (или) обязанности действовать или не действовать тем или иным образом; диспозиция указывает на права и обязанности сторон —участников правоотношений, возникающие и реализующиеся на базе соответствующей нормы. Диспозиция является основой, ядром нормы права, поскольку в ней формулируется само правило поведения.

Законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции. Поэтому иногда требуются определенные логические операции для того, чтобы точно определить ее сущность.

Следующим элементом в логической структуре является диспозиция. Это та часть нормы, где устанавливается образец поведения, необходимый при условиях, изложенных в гипотезе. При этом этот элемент является стержневым во всей структуре правовой норме, то есть именно диспозиция устанавливает модель поведения, определяет права и обязанности сторон. Словесно диспозицию можно определить следующим образом: если имеют место какие-то условия (гипотеза), то кто-то имеет право совершить определенные действия или обязан делать что-то (диспозиция), а в противном случае наступают определённые последствия за нарушение или не исполнение диспозиции (санкция).

Диспозиция выступает основной регулирующей частью нормы. Она является основой, ядром нормы права, поскольку в ней формулируется само правило поведения.

Законодатель по-разному формулирует содержание диспозиции. Поэтому иногда требуются определенные логические операции для того, чтобы точно определить ее сущность.

2.3.2. Классификация и виды диспозиций

По способу описания (изложения) диспозиции делятся на:

1)                                 простые — содержат вариант поведения, но не раскрывают его. Так, не характеризует признаки преступления, если речь идет о предельно ясном деянии.

2)                                 описательные — описывают все существенные признаки правомерного либо противоправного поведения.

По характеру и степени определенности диспозиции правовые нормы классифицируют на:

1)                                 абсолютно определенные: исчерпывающе устанавливают права и обязанности сторон — субъектов правоотношений. В качестве примера можно привести ст. 393 (часть первая), устанавливающую, что «должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства»;

2)                                 относительно определенные. Они, устанавливая права и обязанности сторон, что же время предоставляют им возможность в рамках действующего права проявлять свою собственную инициативу. Так, ст. 14  допускает, наряду с установленными этим же законом способами защиты гражданских прав (ст. 12), различные способы самозащиты гражданских прав — при условии, однако, что они «должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения».

По составу:

1)                                 простые — содержат одно правило поведения. Пример. Часть 1 ст. 139 гласит: «Незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица...» ведет к наложению соответствующей санкции;

2)                                 сложные — содержат два и более обязательных правила поведения;

3)                                 альтернативные —содержат несколько правил поведения, любому из которых может следовать субъект права.

По характеру регулятивного воздействия, то есть по значению деонтической модальности содержащегося в диспозиции прескриптивного высказывания, подразделяются на управомочивающие (разрешающие, дозволяющие), обязывающие (предписывающие), запрещающие. В различных правовых системах и в неюридических регулятивных системах встречаются более сложные деонтические модели диспозиций. Например, в исламском праве имеется семь видов предписаний и запретов (наряду с просто разрешенными деяниями), которые группируются по пяти ступеням от обязательности к запрещенности: строго обязательные действия, уклонение от которых влечет наказание, рекомендуемые деяния (трех видов), нейтральные деяния, порицаемые деяния (двух видов), строго запрещенные действия, влекущие наказание.

Разновидностью ссылочной является бланкетная диспозиция. В этом случае указываются общие контуры правила поведения, устанавливаемого данной нормой, а само конкретное содержание этих правил дается в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Чаще всего в подобной диспозиции содержится ссылка к различным инструкциям, правилам и т.д. К примеру, закон устанавливает обязанность соблюдать правила дорожного движения, но какие конкретно правила станут в этом случае обязательными по закону, будет определяться набором из правил дорожного движения.

2.4. Санкция нормы права 2.4.1. Понятие санкции нормы права

            Следующим элементом логической структуры правовой нормы является санкция. Санкция — это тот элемент правовой нормы, где определяются меры государственного взыскания, применяемые к нарушителю правила, изложенного в диспозиции. Лейст О.Э. определяет санкцию правовой нормы, как «нормативное определение государственного принуждения, применяемого в случае правонарушения и содержащего итоговую правовую оценки».

Санкция — это собирательное понятие. Она устанавливает для нарушителя правила поведения, изложенного в диспозиции, неблагоприятные (физические, психические, моральные, имущественные и иные) последствия. Среди последних выделяют различные меры ответственности, предупредительные меры (арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления и др.), меры защиты, которые включают возмещение причиненного вреда, восстановление нарушенных прав. Санкции также предусматривают и неблагоприятные последствия, возникающие в результате поведения самого субъекта (утрата пособия по временной нетрудоспособности, вследствие нарушения больничного режима и т.п.

Следует иметь в виду, что реально ни одна из юридических норм не действует изолированно. Только при системном их взаимодействии возможно достижение желаемого эффекта. Это сказывается не только на содержании, но и на регулятивных возможностях, отраслевой значимости и других особенностях правовых норм. Поэтому рассмотренная структура нормы наиболее характерна для норм — правил поведения. Менее очевидна она у норм-принципов, норм-целей, норм-дефиниций, закладывающих основы, юридический микроклимат для целой серии норм — правил поведения. Они являются одним из необходимых условий для их действия.

В связи с различной специализацией и целевой направленностью правовых норм в юридической литературе утверждается существование двухчленной структуры норм, отражающей: 1) условия (жизненную ситуацию), в которой оказались субъекты и 2) юридические последствия, разрешающие эту ситуацию. Поэтому в регулятивной норме структурными элементами являются гипотеза и диспозиция, обеспечивающие полноценное регулирование позитивных отношений. В использовании санкции здесь просто нет необходимости. В охранительной норме, которая используется в связи с совершением правонарушения и необходимостью определения меры юридической ответственности, структурными элементами являются диспозиция и санкция.

2.4.2. Классификация и виды санкций

Санкции правовых норм по характеру последствий подразделяются на позитивные и негативные. Позитивные санкции предусматривают прежде всего правовые поощрения за заслуженное правомерное поведение. В гипотезе и диспозиции данных норм предлагается модель заслуженного поведения и призыв к его осуществлению. В санкции же поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия, меры вознаграждения. Меры поощрения могут «расти» прямо пропорционально «росту» заслуг, точно так же, как меры наказания в уголовно-правовой норме ужесточаются пропорционально тяжести преступного деяния. Негативными санкциями считаются правовые наказания за противоправное поведение, в результате которого субъект в чем-то обязательно ограничивается, чего-то лишается.

По степени определённости:

1)                                 абсолютно определённые — исчерпывающим образом описывают безальтернативную меру юридической ответственности;

2)                                 относительно определённые — описывает пределы, в которых может варьироваться санкция (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) в зависимости от решения органа, её применяющего (например, суда);

3)                                 альтернативные — перечисляют меры, из которых применена может быть (по решению уполномоченного органа) только одна (например, либо штраф, либо лишение свободы);

4)                                 неопределённые — применение меры ответственности отдается на целиком на усмотрение уполномоченного органа, например, абсолютного монарха (для современного права неопределенные санкции нехарактерны).

В зависимости от характера мер государственного воздействия санкции подразделяются на следующие виды:

1)                                 карательные санкции предусматривают меры ответственности (лишение свободы, штраф, выговор, взыскание материального ущерба). Карательные санкции состоят также в возложении на виновное лицо особых обязательств, например, в виде уплаты пени, штрафа, а также в официально-властном осуждении и порицании (условное осуждение, выговор, предупреждение) противоправного поведения;

2)                                 право восстановительные санкции предполагают меры защиты (восстановление на прежней работе рабочих и служащих, ранее незаконно уволенных, взыскание алиментов и др.). Назначение указанных мер — устранение причиненного человеку вреда и восстановление его нарушенных прав. Данные меры в отличие от мер ответственности предусматривают выполнение правонарушителем лежащих на нем и не исполненных ранее обязательств;

3)                                 предупредительные санкции предусматривают меры предупредительного воздействия (привод, арест имущества, задержание в качестве подозреваемого в совершении преступления, отмена акта государственного органа, принудительное лечение, снос самовольно возведенных строений и др.). Они направлены на недопущение противоправного поведения либо связаны с организационным обеспечением правоохранительной деятельности в процессе пресечения противоправных деяний и реализации санкций карательного характера.

По степени определенности (т.е. по объемам и размерам неблагоприятных для нарушителей последствий) санкции делятся на абсолютно определенные, относительно определенные, альтернативные, кумулятивные.

Абсолютно определенные санкции. В них указывается одна, и точная, мера наказания. Это может быть мера уголовно-правового воздействия (например, тюремное заключение, ссылка, высылка), гражданско-правовая мера (неустойка, возмещение убытков), административно-правовая мера (например, штраф). Так, в соответствии со ст. 1089 в случае смерти кормильца лицам, имеющим в этом случае право на возмещение вреда, причинигель вреда обязан возмещать его в той доле заработка умершего, которую они получали при его жизни. Такого рода санкции встречаются редко.

Относительно определенные санкции. В них указываются низший и высший пределы одной меры принуждения либо только высший предел. Например, согласно ст. 166  неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенное организованной группой, наказывается лишением свободы на срок от 5 до 10 лет.

Альтернативные санкции характеризуются тем, что предоставляют государственным органам и должностным лицам в процессе их правоприменительной деятельности возможность выбирать одну из названных в законе мер государственного принуждения.

Кумулятивные (смешанные, сложные) санкции. Они предполагают применение к правонарушителям наряду с основными мерами наказания дополнительных мер. Так, в соответствии с ч. 1. ст. 203 «превышение руководителем или служащим частной охранной или детективной службы полномочий, предоставленных им в соответствии с лицензией, вопреки задачам своей деятельности, если это деяние совершено с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

По степени определённости:

1)                                 абсолютно определённые — исчерпывающим образом описывают безальтернативную меру юридической ответственности;

2)                                 относительно определённые — описывает пределы, в которых может варьироваться санкция (например, от 3 до 15 лет лишения свободы) в зависимости от решения органа, её применяющего (например, суда);

3)                                 альтернативные — перечисляют меры, из которых применена может быть (по решению уполномоченного органа) только одна (например, либо штраф, либо лишение свободы);

4)                                 неопределённые — применение меры ответственности отдается на целиком на усмотрение уполномоченного органа, например, абсолютного монарха (для современного права неопределенные санкции нехарактерны).

По способу обеспечения воздействия правовой нормы:

1)                                 принудительные санкции — меры обеспечения имеют характер юридической ответственности и наказания (то есть обеспечиваются методом принуждения);

2)                                 пустые санкции — меры наказания за неисполнение нормы не указаны; такие нормы имеют убеждающее значение, то есть обеспечиваются методом убеждения (например, в российской системе права заметное количество правовых норм не имеют санкций);

3)                                 положительные, или поощрительные санкции — вместо наказания за неисполнение содержат меры вознаграждения (в той или иной форме) за исполнение требований диспозиции, обеспечиваясь, таким образом, методом поощрения. В российской правотворческой практике такие нормы почти неизвестны; в литературе высказывалась мысль, что поощрительные санкции характерны не для правовых, а для корпоративных норм, и для норм иных систем социального регулирования (мораль, обычаи, религиозная регулятивная система).

Таким образом, структура норм права, с точки зрения логики, представляет собой совокупность трёх элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Каждый из этих элементов может быть классифицирован далее по различным основаниям. Проведение такого деления важно, так как позволяет более детально рассмотреть структуру самого права. Вопрос о структуре норм права является дискуссионным, но, на наш взгляд именно трехчленная структура имеет наибольшее значение для теории права, так как позволяет охарактеризовать каждый её элемент как в отдельности, так и в взаимосвязи. На практике же структура, называемая логической, встречается довольно редко: не все нормы имеют по три элемента. Но, тем не менее, именно трехчленный состав нормы позволяет рассматривать в ней условия для её действия, саму модель необходимого поведения и последствия, наступающие при ее нарушении. А это имеет большое значение, как для правотворческой, так и для правоприменительной деятельности.

2.5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта

Реальное действие правовых норм непосредственно связано с их внешним выражением, закреплением в официальных документах. Важнейшим и наиболее распространенным из них является нормативный правовой акт. Его характеризуют следующие признаки: а) издается компетентными органами государства или в соответствии с конституцией принимается непосредственно населением путем референдума; б) содержит нормы права, устанавливает, отменяет или изменяет их; в) обладает, юридической силой, охраняется и обеспечивается государством; г) имеет вид письменного до­кумента с установленной структурой и необходимыми атрибутами; д) носит легитимный характер. Нормативный правовой акт выступает необходимой формой взаимосвязи между законодателем и исполнителем, между абстрактными моделями правового регулирования и конкретными субъектами права. Письменная форма, четкость изложения делают его доступным и понятным для граждан, легитимность и стабильность создают основу для обеспечения законности и правопорядка в стране. Нормативные правовые акты подразделяются по субъектам правотворчества на акты органов представительной власти (законы, постановления, решения) и органов исполнительной власти (указы, постановления, приказы); по юри­дической силе на законодательные и подзаконные; по сфере действия на акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты; по времени — на постоянные и временные. Нормативные акты как внешняя форма выражения правовых норм также имеют структуру (разделы, главы, ста­тьи, параграфы, пункты).

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантное, зависит от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

Трёхэлементная концепция структуры правовых норм обращает внимание на то обстоятельство, что юридическая норма, включающая в себя гипотезу, диспозицию и санкцию, может по-разному излагаться в статьях нормативно-правовых актов. Мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путём. Но, так или иначе, по объёму и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.


3. СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ

Норма права и статья нормативного акта не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Норма права — это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья законодательного
акта — форма выражения государственной воли, средство воплощения нормы права.

Норма права, будучи содержанием, по-разному соотносится со статьей нормативного акта, выступающей в качестве ее формы.

Излагая правило поведения, законодатель может:

·           все три элемента логической структуры нормы права включить в одну статью нормативного акта;

·           в одну статью нормативного акта включить несколько правовых норм;

·           элементы нормы права изложить в нескольких статьях одного и того же нормативного акта;

·           элементы нормы права изложить в нескольких статьях различных нормативных актов.

В качестве приемов юридической техники могут быть использованы различные способы изложения нормативно-правовых предписаний.

Во-первых, по форме предложения, в котором выражена норма. Норма права может быть сформулирована в виде нормативного или повествовательного (утвердительного или отрицательного) предложения. С логико-языковой точки зрения норма есть высказывание о должном или возможном поведении ее адресатов. В нормативном высказывании всегда наличествуют нормативные термины "запрещено", "обязан", "имеет право" и т.п. Во многих случаях норма и формулируется в виде нормативного предложения с использованием указанных и им подобных терминов, например, "продавец вправе", "должник обязан", "суд имеет право", "следователь обязан" и т.п. Но довольно часто норма оформляется в виде повествовательного предложения без использования нормативных терминов. Это имеет место, в частности, в случаях, когда описываемое действие является одновременно и правом, и обязанностью субъектов.

Во-вторых, по степени обобщенности, абстрактности изложения можно выделить абстрактный и казуистический способы изложения. Абстрактный способ изложения сводится к обобщению многих действий в одно или к абстрактному понятию без детального описания, без детального перечисления обстоятельств. При казуистическом способе изложения обстоятельства детально (казуистически) перечисляются. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки. С помощью первого способа достигается краткость, с помощью второго — точность, конкретность изложения. Абстрактный способ изложения свидетельствует о более высоком уровне юридической техники. Но сохраняет свое значение и казуистический способ. Он позволяет с большой определенностью и более четко регулировать общественные отношения — определять точное число случаев ответственности, возникновения прав и так далее. По нашему мнению, наиболее верным является использование казуистического способа изложения правовых предписаний. Осуществление конкретизированных правовых предписаний представляется подобием детализированного алгоритма, "пошаговой инструкцией", что облегчает их реализацию. Излишнее абстрагирование отрицательно влияет на последующую реализацию нормативного правового акта органа исполнительной власти. Вместе с тем, каким бы совершенным ни был перечень конкретных фактов, казуистический прием не может охватить все факты данного рода, и это является его существенным недостатком.

В-третьих, по степени полноты изложения нормы выделяются прямой, ссылочный (отсылочный), бланкетный способы.

При прямом способе все элементы, все содержание нормы изложены в одной статье. При ссылочном способе вместо первой (гипотезы) или второй части (диспозиции, санкции) сформулирована отсылка к иной статье данного или другого конкретно указанного нормативного акта. Отсылки к другим нормативным правовым актам являются технико-юридическим приемом, позволяющим достигать компактного изложения нормативного материала в его тексте и избегать повторов.

Субъект правотворчества вместо изложения нормативных предписаний, логически связанных с предшествующими нормами, непосредственно охватываемых предметом и темой соответствующего нормативного правового акта, отсылает к тексту другого акта, где уже имеются соответствующие нормативные предписания.

Анализируя возможность и целесообразность использования отсылочных норм в нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, можно прийти к выводу об уместности таковых, если они делаются:

1) на законы и иные нормативно-правовые акты другой отрасли законодательства;

2) на ратифицированные и одобренные международные акты, возлагающие на государство определенные обязательства и требующие для их исполнения принятия внутригосударственных актов;

3) на статьи закона, содержащие легальное определение понятия, которое часто применяется в проектируемом законе, имеет значение правильного уяснения смысла проектируемых норм права;

4) на установленные другими законами исключения из проектируемого общего правила, принципа.

Практика нормотворческого процесса в государстве идет по пути минимизации объема нормативного правового акта за счет включения в текст отсылочных норм. Поэтому, рассуждая о надлежащем качестве нормативных правовых актов, можно лишь констатировать необходимость минимизации последних. При этом отсылки должны быть признаны не только возможными, но и необходимыми.

Бланкетный способ (от франц. "бланк" — белый, чистый) состоит в том, что дается отсылка к определенному роду, виду каких-либо правил. Сами правила многочисленны, могут изменяться, а бланкетная норма оставаться неизменной. При бланкетном изложении отдельные элементы нормы прямо тоже не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться. Бланкетное изложение позволяет не только устранить ненужные повторения, но и обеспечить стабильность правового регулирования при изменении текущего законодательства.

С помощью двух последних способов достигаются краткость, законодательная экономия. В то же время обилие отсылок, а в особенности отсылок к нормам других нормативных актов, может создать определенные трудности при использовании нормативного материала. Кроме того, обилие ссылочных норм нередко свидетельствует о структурном несовершенстве акта, о недостатках в расположении нормативного материала.

Под использованием юридических конструкций может пониматься построение нормативного материала по типу связи между его элементами. Требование логической последовательности нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти закреплено на законодательном уровне.

В этом отношении наиболее встречающимися дефектами являются: нелогичная последовательность, несогласованность и неоднородность нормативного материала, включенного в правовой акт, наличие противоречий между частями нормативного правового акта.

Следующим приемом юридической техники является формулирование дефиниций. Считается, что дефиниции должны содержаться в законодательных актах и находить отражение именно в них. Однако это сделать не всегда удается, и поэтому

Использование дефиниций в нормативных правовых актах, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, может повлечь за собой ряд неблагоприятных последствий:

1) увеличивается объем нормативного правового акта;

2) дублирование положений нормативных актов более высокой юридической силы;

3) изменения в законах неизменно будут влечь за собой изменения в подзаконных нормативных правовых актах, что потребует определенной работы от органов исполнительной власти и их должностных лиц.

Своеобразным приемом юридической техники нормативного правового акта следует назвать концепцию проекта нормативного правового акта. Применительно же к иным нормативным правовым актам таких требований просто нет, что, по нашему мнению, является огромным упущением, и это, можно сказать, является одной из причин низкой эффективности нормативных правовых актов. Такие требования необходимо закрепить хотя бы применительно к нормативным правовым актам, затрагивающим права и свободы граждан.

. По нашему мнению, концепция нормативного правового акта - это самостоятельный прием юридической техники, включающий в себя набор научно обоснованных элементов, на основании которых можно сделать вывод о необходимости разработки и принятия нормативного правового акта. При этом значение концепции нормативного правового акта состоит в том, что она:

1)     выступает своеобразным итогом развития юридической науки, показателем степени ее совершенства, демонстрацией ее реальных возможностей;

2)     служит основой для последующих разработок и предложений по дальнейшему развитию законодательства; является фактором эффективности современного правотворческого процесса;

3)     оказывается катализатором подготовки оригинальных частных методик и рекомендаций по более эффективной реализации (и особенно правоприменению) юридических норм;

4)     является важным средством гармонизации правовой системы;

5)     выступает основой для толкования юридических норм;

6)     может способствовать установлению и разрешению юридических коллизий;

7)     может помочь выявлению пробелов в законодательстве;

8)     может служить достаточно надежной объективной основой для правоприменительного усмотрения;

9)     выступает ориентиром для всех видов и уровней конкретизации принятого на ее основе нормативного правового акта.

Концепция законопроекта представляет собой документ, в котором должны быть определены:

1)     основная идея, цели и предмет правового регулирования, круг лиц, на которых распространяется действие законопроекта, их новые права и обязанности, в том числе с учетом ранее имевшихся;

2)     место будущего закона в системе действующего законодательства с указанием отрасли законодательства, к которой он относится, положений системообразующих законов, на реализацию которых направлен данный законопроект, а также значение, которое будет иметь законопроект для правовой системы;

3)     общая характеристика и оценка состояния правового регулирования соответствующих общественных отношений с приложением анализа действующих в этой сфере законов и иных нормативных правовых актов. При этом указываются пробелы и противоречия в действующем законодательстве, наличие устаревших норм права, фактически утративших силу, а также неэффективных положений, не имеющих должного механизма реализации, рациональные и наиболее эффективные способы устранения имеющихся недостатков правового регулирования. Общая характеристика состояния правового регулирования должна также содержать анализ, а также результаты проведения статистических, социологических и политологических исследований;

4)     социально-экономические, политические, юридические и иные последствия реализации будущего закона.

При этом при разработке концепции законопроекта необходимо изучить, обобщить и проанализировать экономическую, социологическую, статистическую информацию, провести необходимые расчеты, учесть зарубежный опыт. Следует тщательно проанализировать действующее законодательство в данной области правового регулирования, уяснить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов (при их наличии), определить пробелы в законодательстве, устаревшие предписания либо наличие множественности актов, регулирующих сходные правоотношения. Изложение аргументов, свидетельствующих о необходимости принятия закона, должно быть конкретным, обстоятельно устанавливающим связь негативных явлений и процессов с недостаточно совершенным действующим законодательством[5].

Считается необходимым закрепить на законодательном уровне требования к концепции нормативных правовых актов, что позволит на более раннем этапе правотворческой деятельности сделать выводы о возможной эффективности нормативного правового акта. Эти требования должны касаться не только определения концепции, ее элементов, но и содержания каждого из элементов, что создаст возможность исключения из плана правотворческой деятельности того или иного органа исполнительной власти нормативного правового акта, принятие которого не позволит улучшить правовое регулирование той или иной группы общественных отношений.

Таким образом, на основании вышеизложенного нами были исследованы и проанализированы некоторые виды приемов юридической техники, применяемых при изложении нормативно-правовых, а также умение их использовать при подготовке правовых актов, их интерпретации и систематизации позволят повысить не только эффективность обозначенных актов, но и реализоваться функциям права.


4. ВИДЫ НОРМ ПРАВА

     Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты данных норм, обозначить место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными. Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют[6]. Следует отметить теоретическую и практическую важность видовой группировки, ибо она помогает в осуществлении теоретически осмысленной законодательной деятельности и более эффективной реализации норм права во всех её формах.

     Можно классифицировать по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от видов общественных отношений, которые нормы права регулируют. По данному признаку различают виды норм, соответствующие отдельным отраслям права - нормы конституционного права, нормы трудового права, гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы и т.д. Этот вид классификации облегчает выбор юридических норм и толкование при их применении.

     По назначению правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

     К регулятивным (правоустановительным) относятся нормы, предназначенные для регулирования общественных отношений путём предоставления участникам прав и возложения на них обязанностей. Они рассчитаны на правомерное поведение субъектов и составляют большинство юридических норм.

     Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. «Охранительные нормы специально создаются для обеспечения действия регулятивных норм, охраны регулируемых ими общественных отношений». Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной.

     По форме предписания или способам воздействия на общественные отношения нормы могут подразделяться на обязывающие, управомочивающие, запрещающие. Их различие основано на том, на что делается акцент: на возложение обязанности, установление запрета или предоставления права существенным признаком обязывающей нормы является установление конкретных обязанностей субъекта.     Управомочивающие нормы предписывают определённый вид и меру возможного поведения субъектов в регулируемом общественном отношении, т.е. это нормы, которыми предоставляется соответствующее право.           Запрещающие нормы устанавливают обязанность субъектов воздерживаться от определённых действий. В соответствии с вышеуказанным критерием, имеют место поощрительные нормы, т.е. нормы, в которых устанавливаются меры поощрения за совершение действий, особо полезных для общества.

     По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

     Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного, уголовного права и др. К примеру, норма, запрещающая привлечение работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники и праздничные дни, работам в выходные дни.

     Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объёма,

процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определённых случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

     Рекомендательные обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения, носят характер советов, предложений и т.п.

     Имеет место классификация по юридической силе, т.е. в зависимости от вида нормативно-правового акта, в котором содержится норма. В данном случае следует отметить законодательные, если они содержатся в законах, и подзаконные, если изложены в подзаконных актах (указах, постановлениях и т.п.). Такой вид классификации указывает на соподчинённость юридических норм, на их юридическую силу, что имеет важное практическое значение в процессе их применения.

     По времени действия нормы могут подразделяться на нормы с определённым сроком действия, т.е. временные (на время стихийного бедствия), нормы с неопределённым сроком действия, т.е. постоянные, действующие до их официальной отмены, а также нормы с обратной силой.

     По месту действия нормы можно классифицировать на действующей по всей территории государства, нормы, действующие на определённой территории (в определённой местности), а также локальные нормы, которые действуют на определённом предприятии, в организации, в трудовом коллективе и т.п. (например, правила внутреннего распорядка на предприятии).

     В зависимости от способа изложения юридических норм в статьях нормативных правовых актов различают также нормы прямого изложения, отсылочные нормы и бланкетные нормы.

     Прямой способ предполагает изложение всех элементов правовой нормы в статье нормативного правового акта. В этом случае структура юридической нормы совпадает со структурой соответствующей статьи акта.

Особенность отсылочных норм, заключается в том, что их структурные элементы не располагаются в одной статье нормативного акта, в связи с чем делается ссылка на другие статьи нормативного правового акта. В бланкетных же нормах недостающие элементы содержаться в разных нормативных правовых актах.

     По кругу лиц, на которых распространяется действие нормы, они подразделяются на общие и специальные. Общие нормы распространяются на всех граждан независимо от их профессиональной деятельности, принадлежности к определённой социальной группе. К таким нормам можно отнести нормы, которые содержаться, например, в законах о гражданстве, о выборах и т.п. Специальные нормы распространяются только на определённый круг лиц в связи со специальными условиями их деятельности, по принадлежности к определённой социальной группе, по возрасту, состоянию здоровья и т.п. (пенсионеры, несовершеннолетние и др.).

                 Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

     В юридической литературе встречается и иная классификация правовых норм. Так, например, В.К. Бабаев классифицирует все нормы в зависимости от их функциональной роли в механизме правового регулирования на исходные правовые нормы и нормы - правила поведения. Ко второму виду он относит типичные нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения. В составе исходных правовых норм он выделяет нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы, нормы-дефиниции. Указанные виды норм определяют исходные начала, основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, направления, методы, закрепляют правовые категории и понятия. Они не регулируют конкретные общественные отношения, но создают базу, основы такого регулирования и получают логическое развитие и конкретизацию в нормах — правилах поведения. Классификация правовых норм по видам обуславливает более эффективную реализацию норм права во всех её видах.


5. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ НОРМЫ ПРАВА

     Кроме указанных видов общих норм права, имеются так называемые специализированные (обеспечивающие, или производные) нормы. Это — нетипичные правовые предписания, т.е. предписания «нестандартного» характера, в которых отсутствуют те или иные свойства, признаки, объективно присущие классической модели нормы права.

     Признаки специализированных норм:

1)     имеют субсидиарный, т.е. вспомогательный, характер, помогают основным нормам придать завершенность и полноту праву;

2)     сами не регулируют общественные отношения и как бы присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. Поэтому относительно основных норм эти нормы квалифицируются в качестве дополнительных,

3)     образуются на основе «первичных», «исходных» норм, но включают в себя дополнительно иные предписания (вбирают новые регулятивные качества) в целях охвата новой группы общественных связей.

     В зависимости от функций, которые выполняют нормы права в механизме правового регулирования, их разделяют на основные (правила поведения), и вспомогательные — специализированные (нетипичные). Последние являются предписаниями "нестандартного" характера и способны нести регулировочное нагрузки только в сочетании с основными нормами права (регулятивными, охранными, защитными). С помощью специализированных норм права закрепляются правовые категории и понятия, определяются цели, задачи, принципы, основы, границы, методы правового регулирования. Уровень их нормативности низкий.

     Признаки специализированных норм права, которыми они отличаются от основных:

1)                                 по степени самостоятельности регулирования — не обладают непосредственными регулятивными свойствами, участвуют в правовом регулировании косвенно, образуют в сочетании с основными нормами единый регулятор, т.е. являются вспомогательными, помогают основным нормам права предоставить праву завершенности и полноты;

2)                                 по структуре — не имеют всех структурных элементов, которые объективно присущи классической модели нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) и поэтому правильнее их называть правовыми предписаниями;

3)                                 по характеру образования — производные, как правило, от основных норм права, детализируют, конкретизируют их;

4)                                 по регулятивным возможностям:

а) способны охватить регулирующим воздействием принципиально новые виды общественных отношений, требующих более глубокой специализации, конкретизации и дифференциации в пределах общего объема и действия основной нормы;

б) могут выступать связующим звеном между нормами различных отраслей права;

5)                                 по обеспеченности государственным принуждением — их действие не подкрепляется государственно-принудительными средствами.

     Специализированные нормы права — порождение регулятивных, охранных и защитных норм права, результат их развития и совершенствования. Они содержатся в:

·           преамбулах законодательных актов;

·           общих частях уголовных кодексов, кодексов об административных правонарушениях, других актах сферы правоохранительной деятельности;

·           общих и особых (если они выделены) частях гражданских, жилищных, земельных, семейных, гражданско-процессуальных кодексов, кодексов законов о труде и других;

·           предписаниях нормативно-правовых актов, вносящих изменения и дополнения в предписания актов, которые были ранее приняты.

     Причинами создания специализированных норм права является необходимость в законодательном охвате новых видов общественных отношений через сформированную и проверенную на практике систему правового регулирования и возможность их охвата в полном объеме без каких-либо принципиальных противоречий с ранее принятыми нормами (объективный момент), а также убежденность законодателя в целесообразности развивать, расширять действующие нормы внесением в них изменений и дополнений, а не разрабатывать принципиально новые нормы (субъективный момент). Наличие специализированных (вспомогательных или производных) норм права позволяет логически согласовать весь нормативный массив, избежать в нем противоречий и пробелов.

     Основные специализированные нормы права — общезакрепительные. Они закрепляют первичные основы общественного и государственного строя; в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений, которые конкретизируются в других нормах. Среди общезакрепительных норм первенство принадлежит конституционным нормам. Общезакрепительные нормы права иногда совпадают с учредительными.

     Учредительные (принципы) — формулируют нормы-идеи общего характера, касающиеся всех или большинства институтов, или норм отрасли права и пользуются самым большим авторитетом.

     Прогностические (цели) — содержат прогнозы развития правовой системы, цели и задачи отраслей и институтов права.

     Декларативные (объявления) — содержат положения программного характера, указывающие на предмет регулирования, закрепительных цели и мотивы издания нормативного акта (не следует путать с целями и мотивами деятельности, регулируемой этим актом). Как правило, они содержатся в преамбулах законодательных актов. Полностью освободить закон от идеологических установок нельзя, однако необходимо, чтобы законодатель, по возможности, не перегружал ними текст закона и создавал идеологически нейтральные нормы-декларации.

     Дефинитивные (определение) — содержат определения правовых категорий и понятий. Они вносят ясность в нормативно-правовой акт, информируют и ориентируют правоприменителя. Значение этих норм подчеркивается тем, что понятие терминов законодатель излагает в первых статьях законодательных актов. Помимо указанных специализированных норм права, можно назвать еще: преюдиции, презумпции, фикции. Специализированных норм права следует отнести оперативные (инструменты) и коллизионные (арбитры). их специфика заключается в том, что они являются нормами о нормы.

     Оперативные (нормы-инструменты) — выполняют вспомогательную роль, устанавливая время вступления (изменения, прекращения) действия нормативно-правового акта, его распространение на новый круг общественных отношений, продлении действия на новый срок, то есть регулируют движение нормативно-правового акта.

     Коллизионные (нормы-арбитры) — регулируют выбор нормативно-правового предписания при наличии коллизий-противоречий или разногласий между предписаниями нормативно-правовых актов, регулирующих одинаковые правоотношения и выявляются в процессе их применения компетентными органами и уполномоченными должностными лицами. Коллизионные нормы сами не преодолевают коллизий, а выступают арбитрами в спорах между предписаниями нескольких нормативно-правовых актов, которые по-разному по содержанию и форме регулируют одни и те же правоотношения; они указывают на выбор определенного предписания из тех, что противоречат друг другу, для временного урегулирования общественных отношений. Большей частью коллизионные нормы входят в состав международного частного права и выполняют здесь ведущие роли.

Немало коллизионных норм являются типичными решениями по применению юридических норм.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Норма права — признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права и обязанности участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права — критерий правомерности поведения. Отсюда приобретают значение такие качества правовой нормы, как ее формальная определенность, конкретность, позволяющие практику решить юридическое дело. Анализируя право как общественный институт, можно сделать вывод, что это не отдельная, монолитная и самодостаточная система. Право - это обобщенное понятие, формула, обозначающая ни что иное, как четко структурированную систему юридических норм, и созданную для верного определения соотношения этой системы с прочими социальными явлениями. Юридические нормы обеспечивают гарантированное исполнение жизненно необходимых правил, без которых функционирование общества и государства было бы невозможным. Именно такие правила являются тем минимумом, который призван сохранять стабильность политической и правовой системы каждого государства. Поскольку такая база уже создана, остальные сферы общественных отношений могут находиться в пределах компетенции прочих социальных норм.

Норма права - это основополагающая структура в системе социальных норм, гарант ее эффективного функционирования. Правовые нормы создают условия взаимодействия существующих и новых составных частей системы всех социальных норм, создают для них правовую базу, не допуская тем самым чрезмерного усиления одной группы норм (а также государственных органов) за счет остальных, обеспечивая стабильное движение общества по демократическому пути развития. Все источники выбирают различные основания для классификации норм права и подробно раскрывают их, однако и упоминают и о существующих других. Нормы права представляют собой правила поведения людей в обществе, рассчитаны на многократность применения, действуя непрерывно во времени и в отношении персонально неопределенного круга субъектов, а также являются результатом сознательно-волевой деятельности людей. Норма права всегда «упакована» в словесную оболочку, грамматические формы, утверждения, суждения, определения, понятия и т. д. И выделить ее из различных словесных форм, четко сформулировать - большая научная и прикладная задача. Именно такую задачу и решает структура нормы права её строение из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции. И норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их государственным регулятором только при единстве и логической взаимосвязи всех ее структурных элементов.

Существующая классификация норм права помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование, изучать и в необходимых случаях обоснованно критиковать законодательство, т.е. ценность каждой теоретической классификации выражается в ее практическом значении, возможности более точно применить ту или иную норму на практике. Ведь каждый из нас желает, чтобы право стало средством обеспечения общего блага и справедливости, а значит, каждый из нас должен проявлять бдительность и нетерпимость к воздействию на правовую систему индивидуального, группового и классового эгоизма, причем негативными примерами такого рода весьма богата история государства и права.

При бланкетном способе отсылка к конкретной статье закона не дается, а недостающие сведения об элементах правовой нормы следует искать в другом или других нормативно-правовых актах.

Таким образом, норма права не тождественна статье закона. Норма права - это логически завершенное правило поведения, а статья закона -- это форма его изложения. В статье закона, как видно, может содержаться часть нормы или даже часть ее элемента. Норма права поэтому может излагаться в ряде статей одного или даже нескольких нормативно-правовых актов. Данное обстоятельство необходимо иметь в виду всем, кто пользуется правовыми нормами или применяет их в юридической практике


ЛИТЕРАТУРА

Нормативно-правовые акты:

1.                                  Конституция Российской Федерации

2.                                  Кодек об административных правонарушениях РФ

3.                                  Федеральный Закон Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" от 6 июля 1991 г. № 1550-

4.                                  Федеральный Закон Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 г. № 154 - ФЗ

5.                                  Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ “О судебной системе РФ” // “Российская газета”. 6.01.1997. № 3.

6.                                  Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре РФ"

7.                                  Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г."О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Основная литература:

1. Алексеев С.С. Теория права. - М.: Бек, 1995. - Гл.4. с.87-98; гл.8. с.209-239.

2. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. - М., 1998. - С. 30

3. Баранов В.М. Истинность норм советского права. 1989.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Новый юрист, 1998. - С. 430-461

5. Венгеров А.Б., Барбашова И.С. Нормативная система и эффективность общественного производства, - М., 1996.

6. Дрейшев Б.В. Проблемы законотворчества в новых условиях// Правоведение - 1994г. - № 5,6.

7. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. - М.: Мастерство, 2002. - С. 144-149

8. Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник. М., 1994.

9. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - М, 1996. - С. 222

10. Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. - М, 1981.

11. Лазарев В.В., Липень С. В. Теория государства и права: Учебник. - М., 1998 г. - С. 303

12. Масюкевич О.П. Теория государства и права. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - С. 147-161

13. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Курс лекций - М.1996г.

14. Нерсесянц В.С. Право и закон: Из теории правовых учений. 1983.

15. Пиголкин А.С. Нормы советского права и их структура. Сбор. Статей. Вопросы общей теории советского права.

16. Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения. - Омск, 1995. - С. 112

17. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. - М., 1997.

18. Спасов Б.П. Закон и его толкование. - М, 1986.

19. Томашевский Н.П. О структуре правовой нормы и классификации ее элементов. Сборник: Вопросы общей теории советского права .1960.

20. Теория государства и права: Учебник/ Под ред. Проф. В.В. Лазарева. - М. Новый юрист, 1997. - С. 126-130

21. Теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: 1996.

Дополнительная литература:

1.                                  Аксенова М.В. Роль правовых отношений в реализации норм права // Юрист. 2002 № 8.

2.                                  Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990.

3.                                  Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2003. № 1.

4.                                  Графский В.Г. Право и мораль в истории: проблемы ценностного подхода // Государство и право. 1998. № 8.

5.                                  Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. В.А.Туманова - М., 1999.

6.                                  Дербичева С. Право как культурно-исторический феномен // Закон и право. 2003 №6.

7.                                  Ершов В. Разделение властей // Российская юстиция. 2001. № 11.

8.                                  Зайцева С.Г. Злоупотребление правом. К вопросу о соотношении слова и понятия // Юрист. 2002. № 1,2.

9.                                  Иванов А.А. Цели юридической ответственности, ее функции и принципы // Государство и право. 2003. №6.

10.                         Иванов С.А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта Российской Федерации. М.: СигналЪ. 2002.

11.                          Каплунов И.А. О классификации мер государственного принуждения. // Государство и право, 2006, № 3.

12.                          Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М.: Норма, 1998.

13.                          Тарасов Н.И. Метод и методологический подход в правоведении (попытка проблемного анализа) // правоведение. 2001. № 1.

14.                          Тепс Д. Концептуальные основы федерализма. СПб.: ЮЦ Пресс, 2002.

15.                          Тихомиров Ю.А., Талапина Э.В. О кодификации и кодексах // Журнал российского права. 2003. № 3.

16.                          Фаршатов И.А. Специализированные и специальные нормы права // Государство и право. 2003 № 6.

17.                          Чуглазов Г. Прокуратура в системе органов государственной власти // Законность. 2003. № 2.

18.                          Шаповалов И.А. Некоторые теоретические аспекты формирования российского правосознания. // Государство и право, 2005, № 4.

19.                          Энгельс Ф. Происхождение семьи частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21 (либо отдельным изданием).

20.                          Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различия. // Государство и право, 2005, № 7.



[1]Клименко А.В. «Теория государства и права» – М.: Мастерство, 2002. – c. 150

[2]З.М. Черниловский «Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран.» - М., 1984г. – с. 41

[3]Аксенова М.В. Роль правовых отношений в реализации норм права // Юрист. 2002 № 8

[4]Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. - М., 1990.

5Липень С. В. Теория государства и права: Учебник. - М., 1998 г. - С. 303

[6]Комаров С.А. «Теория государства и права» - М., 1998. С. 259

Информация о файле
Название файла Норма права от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:12
Дата обновления 10.5.2020, 19:12
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 193.43 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 373
Скачиваний 84
Оценить файл