ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ»
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
на тему: « Инкорпорация как форма систематизации нормативно-правовых актов, их формы и виды»
Выполнил: студент 1 курса 151 группа юридического факультета очной формы обучения Григорова Ирина Сергеевна (специальность «Юриспруденция», набор 2015 года)
Руководитель: профессор кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук, Касаткин Сергей Николаевич
Нормоконтролер кафедры ___________________________________________
(требованиям к оформлению
_________________________________________________________________ соответствует, не соответствует, дата, подпись нормоконтролера)
К защите__________________________________________________________
(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)
Дата защиты:______________________________________________________ Оценка___________________________________________________________
Самара 2016
Оглавление
Введение
Глава 1. Общие вопросы формы систематизации нормативно-правовых актов
1.1 Определение и формы систематизации нормативно - правовых актов
1.2. Задачи систематизации нормативно-правовых актов
Глава 2. Общая характеристика инкорпорации как формы систематизации нормативно - правовых актов
2.1 Понятие и специфика инкорпорации как формы
систематизации нормативно
- правовых актов
2.2 Классификационные формы инкорпорации
Заключение
Библиографический
список
Введение
Вопрос о систематизации нормативных и законодательных актов крайне важен сейчас, когда в области хранения и обработки документооборота появились новые интеграционные автоматизированные системы учета. Главным значением нормативно-правовой системы является сохранение принципов упорядоченности и систематизации. Для этого вопросы теории и права учли и разработали целую систему способов учета и сохранения нормативно-правовой информации в принципах инкорпорации, консолидации, и кодификации. В структуре данной темы курсовой работы более подробное внимание уделено именно специфике способа инкорпорации, который в свою очередь предполагаем вид упорядоченности актов по принципу их объединения. Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания.
Как правило, специфика инкорпорации определена тем, что способ применяется в романо-германской правовой систем. Но акутальность данного способа, прежде всего состоит в том, что его ориентация базируется на отслеживании и контроле изменений и дополнений, а также следственном выявлении несогласованностей и противоречий.
Инкорпорация всего законодательства страны по истине стоит называть генеральной. Поскольку инкорпорацией могут заниматься, как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. А значит еще одной отличительной чертой данного способа систематизации является её всеобщая универсальность правопреемственности.
Объект работы - принципы систематизации нормативно-правовых актов. Предмет - инкорпорация как способ систематизации.
Цель работы - изучить общие понятия систематизации нормативно-правовых актов, и форму инкорпорации.
Задачи:
1. изучить понятие и формы систематизации;
2. рассмотреть задачи систематизации норм права;
3. обозначить понятие и специфику инкорпорации как формы систематизации нормативно-правовых актов;
4. рассмотреть виды инкорпорации
Методологическая база - в основе курсовой работы будут использованы в основном теоретические методы исследования, в частности такие как: синтез, классификация, аналогия, и дедукция.
Теоретическое обоснование курсовой работы, прежде всего, состоит в изучении частного случая систематизации нормативно-правовых актов - инкорпорации, обозначение его понятия, форм и видов. Раскрытию темы способствует использование научно-публицистической литературы, таких авторов, как: Колдаева Н.П. Литягин Н.Н., В.К. Бабаев, В.С. Нерсесянц, Савельева Е.М, Алексеев С.С, Бобылев А.И., Кононов А.А, Замалдинов Ш.Ш, Кузьменко А.В, Попондопуло В.Ф., Чухвичев Д.В., Ориу М., Мальцев В.А., Лукашук И.И и др. , а также таких нормативно правовых источников как - верховный закон РФ - Конституция Российской Федерации.
Практическая значимость состоит в возможности использования результатов работы в области научной компетенции юриспруденции, а также теории государства и права.
Структура курсовой работы выражена введением, двумя главами и 4 параграфами, а также заключением и приведением библиографического списка литературы.
Глава 1. Общие вопросы формы систематизации нормативно-правовых актов
1.1 Понятие систематизации нормативно - правовых актов
Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса - систематизации.
Систематизация - это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией[1]. Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации - инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.[2] В табл. 1 представим их краткую характеристику
Таблица 1. Способы систематизации
Способ |
Определение |
Черты |
Инкорпорация |
Вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях. |
1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер; 2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и общественные организации и частные лица; 3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систематизации; 4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке; 5) внешняя обработка заключается в том, что: А) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие силу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения; Б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний; В) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание законодательства или иной нормативный акт. Особой разновидностью собрания законодательства является свод законов, который представляет собой: А) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов власти (законодательной и исполнительной); Б) источник официального опубликования; В) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.[3] |
Консолидация |
вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.[4] |
1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет); 2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов; 3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).[5] |
Кодификация |
вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы. |
1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации; 2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права; 3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий; 4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок; 5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями; 6) результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.[6] |
Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет процесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени некоторые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются противоречия между юридическими предписаниями и т. п.[7]
Таким образом, упорядоченное законодательство позволяет хорошо ориентироваться в действующем массиве нормативно-правовых актов: быстро найти необходимый акт, установить его связи с другими актами, выявить изменения, коллизии и т. д. В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
1.2. Задачи систематизации нормативно-правовых актов
Систематизация законодательства - это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования[8]. Постоянно меняющаяся правовая система, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.[9]
Основными задачами систематизации законодательства является, во-первых, анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов, обеспечивающие эффективность правотворческой деятельности, способствующие ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.[10]
Во-вторых, обеспечение удобств при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. [11]
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различна. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативных актов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима.[12] В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие, подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.[13]
Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Между тем, попытка привести в систему действующий нормативный материал наталкивается на значительные трудности, в процессе работы обнаруживаются все более сложно решаемые проблемы.[14] Представляется, что виной тому две главные причины: первая – попытка систематизировать законодательство в границах старой системы, сложившейся до принятия ныне действующей Конституции; вторая – состояние законодательного массива. [15]
Противоречивость законодательных актов, их дублирование, нарушение других правил законодательных процедур, импульсивность законотворчества – все это препятствует строительству эффективной правовой системы. Разумеется, причины недостатков и невысокого качества законодательного регулирования нельзя относить лишь на счет законотворческих органов. Они глубже, зачастую – вне права, в сути тех процессов, которые протекают в обществе и в конечном итоге отражают состояние противоборства различных социальных сил. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.[16]
Н.П.Колдаева в своей работе «Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации» отмечает, что систематизация не должна быть связана устаревшими теоретическими конструкциями, традиционализмом в худшем смысле слова, что, на ее взгляд, выражается иногда в слишком почтительном отношении к категориальному аппарату, вере в его незыблемость, а также попытке использовать старые формы, наполнив их современным содержанием и т.д. Для решения проблем сегодняшнего дня вчерашние методы не всегда могут быть полезны[17]
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);
2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);
3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);
4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства). [18]
Теория права различает два основных вида систематизации: инкорпорацию и кодификацию. Однако в настоящее время используется еще одна форма систематизации нормативно - правовых актов – консолидация. [19]
Консолидация – форма систематизации, при которой несколько нормативных правовых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, объединяются в один сборник, без изменений.
Систематизация и, прежде всего, кодификация, законодательства проводится; как правило, по отраслям. В России почти все базовые отрасли имеют «свои» кодексы (гражданский, уголовный, КЗоТ, о браке и семье, земельный, жилищный, об административных правонарушениях, исправительно-трудовой, арбитражный, два процессуальных). [20]
Таким образом, главной целью систематизации нормативных правовых актов о коммерческой концессии является их совершенствование как отдельного гражданско-правового института внутри отрасли гражданского законодательства и всей правовой системы России.[21]
Совокупность нормативных правовых актов, регулирующих коммерческую
концессию, представляет собой сложную систему, каждый из элементов которой
несет собственную функциональную нагрузку и отвечает за свой участок правового
поля. Задача упорядочения законодательства, приведения его в стройную
согласованную систему — одна из основных актуальных задач на современном этапе
законотворческой деятельности.
Глава 2. Общая характеристика инкорпорации как формы систематизации нормативно-правовых актов
2.1. Понятие и специфика инкорпорации как формы систематизации нормативно-правовых актов
Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется[22].
Именно это свойство инкорпорации сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации. Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках[23] действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. [24]
Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи, отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие
Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию — более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.[25]
По субъектам различают три вида инкорпорации:
1. официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Все авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР. В настоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется. Однако официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» — периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными. Они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;[26]
2. официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;
3. неофициальная. Она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению[27]. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей. Такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы»). Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать соответствующий сборник основных нормативных актов. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.
Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке без изменения содержания. Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин[28]. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:
1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то естьдостигается их внешняя упорядоченность.
2. Содержание нормативно – правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются[29]. Основной задачей инкорпорации является создание собраний, сборников или свода законов государства. Выделяют следующие виды инкорпорации:
1) в зависимости от субъекта осуществляющего этот вид деятельности: официальную, полуофициальную, неофициальную.
Официальная инкорпорация – утверждения собраний и сборников инкорпорированных актов теми органами, которые ранее эти акты приняли.
Полуофициальная инкорпорация – это утверждения сборников специально уполномоченных на то государственных органов.[30]
2) По способу упорядочения нормативного материала выделяют: предметную и хронологическую инкорпорации. В первом случае нормативно-правовые акты объединяются в сборник по предмету регулирования. Во втором случае нормативно-правовые акты располагаются в сборнике по времени их издания.[31]
В зависимости от объема нормативного материала охваченного инкорпорацией выделяют генеральную и частичную инкорпорации. При генеральной инкорпорации обработке подвергаются все действующие законодательство, а при частичной нормативно-правовые акты в рамках отдельных отраслей права или института.
В число общей характеристики добавим аспект техно-юридическоих правил и условий осуществления инкорпорации.
Технико-юридических правил инкорпорации множество, но все юридические операции в процессе инкорпорации направлены на внешнюю обработку юридических документов[32].
Сначала определяется критерий отбора правовых документов в сборник:
¾ юридическая сила. Именно этот критерий взят в качестве первоначального в «Собрании законодательства Российской Федерации». Если его не дополнить другим критерием, то инкорпорация, даже в электронном варианте, не будет эффективной в силу значительного объема;
¾ хронология. Этот критерий может быть первоначальным и единственным, а может быть добавочным, как в «Собрании законодательства Российской Федерации»;
¾ системность. Это очень трудный критерий инкорпорации, хотя дает возможность более обдуманно сгруппировать правовой материал. Инкорпорация по такому критерию может охватывать всю отрасль права, но гораздо чаще — ее часть, поскольку современное законодательство слишком разрослось и имеет большой объем. Допустим, создать сборник нормативных актов по финансовому праву физически невозможно, по налоговому — крайне трудно, но бюджетному — вполне реально.[33] Обычно данный вид инкорпорации используется применительно к молодым отраслям права (например, экологическое право) или, что чаше, к подотраслям или институтам права;
¾ предмет. Здесь речь не идет о всеобъемлющей инкорпорации и привязке к отрасли или подотрасли права. Выбирается определенная разновидность общественных отношений или явление, получившее правовую окраску, и проводится сбор соответствующих нормативных актов, например касающихся образования, здравоохранения, охоты, садово-товарищеских кооперативов.
Предметом инкорпорации могут быть различные правовые документы:
¾ нормативные акты;
¾ акты толкования (например, постановления судов высших инстанций);
¾ правореализационные акты (их образцы), например договоры;
¾ правоприменительные акты (например, акты судов высших инстанций по конкретным делам).[34]
Текст правового документа освобождается от положений устаревших и имеющих временное значение, а потому потерявших юридическую силу. В первоначальный текст правового документа вносятся официальные изменения. .[35]
Если нормативный акт наряду с нормативными положениями содержит индивидуальные распоряжения, их следует исключить, но при этом в примечании следует оговорить, почему нарушена нумерация пунктов и почему они отсутствуют[36]
Таким образом, инкорпорация представляет собой достаточно упрощенный, и популяризированный это вид систематизации нормативно-правых актов. По итогам изучения параграфа было установлено, что особенностью инкорпорации является объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).
2.2. Виды инкорпорации как формы систематизации нормативно-правовых актов
Выделяют следующие виды инкорпоративных актов: собрания, сборники, свод законов.
Сборниками называют инкорпоративныеиздания законов и иных НПА принятых одним или несколькими правотворческими органами, а так же тематическими изданиями законов и иных нормативно-правовых актов.
Собрания – инкорпоративные издания нормативных актов высших органов государственной власти и управления.
Свод законов – это собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения. Это сведение в одно целое всех нормативных актов в государстве.
Оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в сборнике нормативных актов.
Официозная инкорпорация — издание собрания, сборника законодательства по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то органами, причем правотворческий орган специально не утверждает и не одобряет такое собрание в связи с этим тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.[37]
Неофициальная инкорпорация — осуществляется ведомствами, организациями, государством либо частными отдельными лицами, но не имеющими специально предоставленных правотворческим органом полномочий издавать собрание законодательства и осуществляющая по собственной инициативе. Неофициальные сборники не являются источником права.[38]
По характеру расположения материала в сборниках и собраниях: хронологическая инкорпорация — по датам издания нормативных актов систематическая инкорпорация — по тематическим разделам исходя из содержания акта. В систематических сборниках в начале каждого раздела помещаются акты более высокой юридической силы.[39]
Учитывая зависимость отобъема охватываемого материала Генеральная инкорпорация — в собрание включены или все законодательство страны или все федеральное законодательство, либо все нормативные акты того или иного субъекта. Частичная инкорпорация — собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам в сфере гос. деятельности, отрасли законодательства или правовому институту.
Инкорпорация допускает редакционную правку нормативных актов˸ исключение положений, утративших юридическую силу; исправление различного рода опечаток, ошибок; изложение актов в последней, исправленной редакции.[40]
Примером инкорпорации сегодня могут служить как печатные издания (напр.,Законы Хаммурапи, Свод законов Юстиниана, Варварские Правды, Свод законов Российской Империи, Свод законов СССР), так и электронные сборники законодательства, так называемые законодательные базы, которые подготавливаются или на электронных носителях информации (дисках), или существуют в виде сайтов в интернете.[41]
Различают генеральную (полную) и выборочную (специализированную) инкорпорацию. Широко распространено издание официальных собраний нормативно-правовых актов уполномоченными государственными органами. В России на федеральном уровне к такого рода собраниям относятся ʼʼСобрание законодательства Российской Федерацииʼʼ, ʼʼБюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной властиʼʼ, ʼʼВестник Конституционного Суда Российской Федерацииʼʼ и некоторые другие. Указами Президента РФ от 6 февраля 1995 ᴦ. и 14 февраля 1998 ᴦ. предусмотрена подготовка к изданию Свода законов Российской Федерации — официального, систематизированного и полного собрания действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации федерального уровня.[42]
Таким образом, инкорпорация находит выражение в актах систематизации законодательства, которыми являются собрания и сборники, которые по характеру расположения в них нормативного материала можно разделить на: хронологические (акты располагаются по времени, датам издания), систематические (по тематическим разделам в зависимости от содержания акта с расположением актов по предметному принципу и выстраиванием нормативного материала с учетом юридической силы), по видам нормативных правовых актов (собрание законов, сборник постановлений правительства). Могут сочетаться различные методы расположения материала: разделы подразделяются тематически - по предметному принципу, а акты внутри них - в хронологическом порядке, с возможным выделением их по видам
Заключение
Задача упорядочения законодательства, приведения его в стройную согласованную систему является одной из основных на современном этапе.
По итогам изучения темы данной курсовой работы, мы готовы подвести итоги реалдизации установленных ранее задач.
В первой главе курсовой работы мы изучили общие вопросы систематизации права (параграф 1.1), а также изучили ведущие задачи систематизации (параграф 1.2).
Во второй главе работы был сделан сонвоной упор на предмете курсовой работы, его структуре и классификационных формах. По итогам параграфа 2.1 можно сделать вывод о том, что инкорпорация как форма систематизации законодательства, преследующая цель упрощения использования законодательства, связана с внешней обработкой нормативных правовых актов без изменения их нормативного содержания, т.е. без утраты индивидуальной юридической силы актов. При реализации данной формы систематизации законодательства особое значение имеют официальные собрания законодательства. В Российской Федерации, например, официальным источником текущего опубликования нормативных правовых актов выступает и одновременно актом систематизации законодательства является «Собрание законодательства Российской Федерации» (аналог -- Собрание узаконений и распоряжений правительства в России до 1917 г.).
В параграфе 2.2 приводится расширенная классификационная оценка инкорпорации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. В рамках официальной инкорпорации могут быть выделены ее разновидности по другим основаниям. Широко распространена хронологическая инкорпорация, означающая упорядочение нормативных актов по времени их издания. Это - Ведомости Верховного Совета и Собрание постановлений Правительства. К хронологической инкорпорации относятся и хронологические собрания, действующего законодательства в субъектах Федерации. Официальной формой хронологической систематизации нормативных актов некоторых министерств являются издаваемые ими Бюллетени нормативных актов. Известна также тематическая официальная инкорпорация. Неофициальная инкорпорация проводится различными организациями, органами и лицами и носит справочно-информационный характер
По итогам изучения данной темы курсовой работы, мы изучили, что несмотря на все старания синтезировать понятие инкорпорации и кодификации по ряду общих формы, все же инкорпорациями свойственны свои особенности. В частности особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации - сохранение неизменным содержания нормативного регулирования - отличает ее от кодификации и консолидации. Среди выявленных проблем стоит отметить искажение понятий, а иногда довольно существенные изменения. Инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие.
Библиографический список
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. Постановление Правительства РФ от 26.02.2014 N 149 "О подкомиссии по систематизации и кодированию технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области"
3. "Концепция системы классификации правовых актов РФ" от 29.09.1999 (подготовлена АО "Консультант Плюс" в рамках исполнения государственного заказа по поручению Российского фонда правовых реформ)
4. Алексеев С.С. Тайна и сила права. Наука права: новые подходы и идеи. Право в жизни и судьбе людей. 2-е изд. перераб., и доп. М., 2009.
5. Алексеев С.С. Частное право. М., 2009.
6. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод правового регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права. 2016. №2.
7. Байтин М.И., Петров Д.Е. Система права: к продолжению дискуссии // Государство и право. 2013. №1.
8. Баранов В.М., Поленина С.В. Система права и систематизация законодательства в правовой системе России. Н. Новгород, 2012.
9. Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2008. № 2.
10. Ведяхин В.М., Ревина С.М. Типы и методы правового регулирования рыночных отношений // Правоведение. 2012. №2.
11. Витрук Н.В. Система российского права (современные подходы) // Российское правосудие. 2006. №2.
12. Гущина А.А. Система права и система законодательства // Правоведение. 2013. №5.
13. Дурденевский В.Н. Субъективное право и его основное разделение // Правоведение. 2009. № 3.
14. Замалдинов Ш.Ш. Система частного права России: некоторые исторические и современные аспекты // Актуальные проблемы правоведения. 2007. №3.
15. Кашанина Т.В. Частное право. М., 2009.
16. Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2013. № 2. С. 13.
17. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Л.А. Окунева.
18. Кононов А.А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. 2013. №3.
19. Коршунов Н.М. Частное и публичное право: проблемы формирования основ современной теории конвергенции // Журнал российского права. 2010. №5.
20. Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. 2013. №3.
21. Курдюк Г.П. Отрасль права: эволюционирование и перспективы. Краснодар. 2014.
22. Литягин Н.Н. Ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. 2010. № 4. С. 29.
23. Лукашук И.И. Нормы международного права в международной нормативной системе. М.,2007
24. Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2013. №1.
25. Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Правоведение. 2013. №2.
26. Милушин М.И. Проблемы формирования комплексных образований в законодательстве России. М., 2013.
27. Ориу М. Принципы публичного права. М., 1929.
28. Петров Д.Е. Отрасль права. М., 2014.
29. Под ред. В.К. Бабаева. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева . — М.:Юристъ,2010. — 592 с., 2013
30. Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. — М., 2014 С. 347.
31. Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2012. №4.
32. Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2013. №1.
33. Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2011. № 9. С. 5
34. Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. №12.
35. Сырых В.М. Комплексные институты как компоненты системы российского права // Журнал российского права. 2002. №10.
36. Черепахин Б.Б. К вопросу о частном и публичном праве. М., 2014.
37. Чухвичев Д.В. Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права // Государство и право. 2015. №8.
38. Юридическо-правовой портал "КонсультантПлюс" // URL -http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 26.04.2016г)
39. «Гарант» — информационно-правовой портал // URL - garant.ru (Дата обращения 26.04.2016г)
[1] Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2008. № 2.
[2] Петров Д.Е. Отрасль права. М., 2014.
[3] Бобылев А.И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 2008. № 2.
[4] Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод правового регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права. 2016. №2.
[5] см. предыдущую ссылку
[6] Под ред. В.К. Бабаева. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева . — М.:Юристъ,2010. — 592 с., 2013
[7] Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. №12.
[8] Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод правового регулирования в системе права: понятие и структура // Журнал российского права. 2016. №2.
[9] Баранов В.М., Поленина С.В. Система права и систематизация законодательства в правовой системе России. Н. Новгород, 2012.
[10] Милушин М.И. Проблемы формирования комплексных образований в законодательстве России. М., 2013.
[11] Кузьменко А.В. «Системный взгляд» на систему права // Правоведение. 2013. №3.
[12] Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Правоведение. 2013. №2.
[13] Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. №12.
[14] Курдюк Г.П. Отрасль права: эволюционирование и перспективы. Краснодар. 2014.
[15] Баранов В.М., Поленина С.В. Система права и систематизация законодательства в правовой системе России. Н. Новгород, 2012.
[16] Витрук Н.В. Система российского права (современные подходы) // Российское правосудие. 2006. №2.
[17] Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 2. С. 13.
[18] Гущина А.А. Система права и система законодательства // Правоведение. 2013. №5.
[19] Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2010. № 2. С. 13.
[20] Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. №12.
[21] Кононов А.А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. 2013. №3.
[22] Чухвичев Д.В. Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права // Государство и право. 2015. №8.
[23] Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 2002. – С.21.
[24] Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2011. № 9. С. 5
[25] Кононов А.А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. 2013. №3.
[26] Курдюк Г.П. Отрасль права: эволюционирование и перспективы. Краснодар. 2014.
[27] Юридическо-правовой портал "КонсультантПлюс" // URL -http://www.consultant.ru/ (Дата обращения 26.04.2016г)
[28] Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2013. №1.
[29] Мальцев В.А. Право как нормативно-деятельностная система // Правоведение. 2013. №2.
[30] Гущина А.А. Система права и система законодательства // Правоведение. 2013. №5.
[31] Попондопуло В.Ф. Система общественных отношений и их правовые формы (к вопросу о системе права) // Правоведение. 2012. №4.
[32] Под ред. В.К. Бабаева. Теория государства и права: Учебник Под ред. В.К. Бабаева . — М.:Юристъ,2010. — 592 с., 2013
[33] Курдюк Г.П. Отрасль права: эволюционирование и перспективы. Краснодар. 2014.
[34] Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2013. №1.
[35] Сильченко Н.В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. 2004. №12.
[36] Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 2013. №1.
[37] Чухвичев Д.В. Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права // Государство и право. 2015. №8.
[38] Гущина А.А. Система права и система законодательства // Правоведение. 2013. №5.
[39] Проблемы общей теории права и государства: Учеб. для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. — М., 2014 С. 347.
[40] Савельева Е.М. Проблемы совершенствования законодательной деятельности в России на федеральном уровне // Государство и право. 2011. № 9. С. 5
[41] Витрук Н.В. Система российского права (современные подходы) // Российское правосудие. 2006. №2.
[42] Замалдинов Ш.Ш. Система частного права России: некоторые исторические и современные аспекты // Актуальные проблемы правоведения. 2007. №3.