Этические ценности и их роль в человеческой жизни

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования Республики Татарстан

Казанский государственный институт культуры и искусств

Кафедра философии, культурологии и педагогики

Реферат

на тему: «Этические ценности и их роль в человеческой жизни»

Работу выполнила:

Студентка заочного отделения

театрального факультета

Л.Н.Галеева

Работу проверила:

Кандидат философских наук,

доцент кафедры философии,

культурологии и педагогики

О.А.Липатова

Казань 2016

Содержание

1.     Эстетика, ее предмет и категории…………………………………………….. 3

2.     История развития эстетики как науки……………….......................................10

3.     Особенности эстетического метода познания мира…………………………16

4.     Эстетическое как ценность…………………………………………………….17

5.     Заключение……………………………………………………………………..20

6.     Список используемой литературы и интернет ресурсов………………….....23

1.     Эстетика, ее предмет и категории.

    Эстетика – наука, изучающая прекрасное в природе, обществе, материальном и духовном производстве, закономерности развития и функционирования эстетического сознания и общие принципы творчества по законам красоты, в том числе законы развития и функционирования в обществе искусства как специфической формы отражения действительности.

    Эстетика – раздел философии, изучающий закономерности чувственного освоения действительности, о сущности и формах творчества по законам красоты.

    Понятие«эстетика» ввел в научный обиход в середине 18 в. немецкий философ-просветитель Александр Готлиб Баумгартен (Эстетика, 1750). Термин происходит от греческого слова aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию. Баумгартен же выделил эстетику как самостоятельную философскую дисциплину.

    Наиболее емкое определение эстетического ввел А.Ф.Лосев: "Эстетическое есть вы­ражение той или иной предметности, данной как самодовлеющая созерцательная цен­ность и обработанной как сгусток общественно-исторических отношений".

   Искусство и прекрасное издавна были предметом изучения. На протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, теологии, художественной практики и художественной критики.                                                                 

   В процессе развития усложнялся и обогащался предметэстетики. В период античности эстетика затрагивала общефилософские вопросы природы красоты и искусства; теология оказывала существенное влияние на средневековую эстетику, служившую одним из инструментов познания Бога; в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в сфере художественной практики, и ее предметом становится художественное творчество и его связь с природой. В начале Нового времени эстетика стремилась формировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, акцентировав внимание на общественном назначении художественного творчества, его нравственной и познавательной значимости.

    Классик немецкой философии Иммануил Кант традиционно рассматривал предмет эстетики как прекрасное в искусстве. Но эстетика, по Канту, изучает не предметы прекрасного, а только суждения о прекрасном, т.е. является критикой эстетической способности суждения. Георг Гегель определял предмет эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности и считал, что эстетика занимается определением места искусства в системе мирового духа.

    В дальнейшем предмет эстетики сужался до теоретического обоснования определенного направления в искусстве, анализа художественного стиля, например, романтизма (Новалис), реализма (В.Белинский, Н.Добролюбов), экзистенциализма (А.Камю, Ж.-П. Сартр). Марксисты определяли эстетику как науку о природе и закономерностях эстетического освоения действительности и художественной культуры общества.

    А.Ф.Лосев рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных человеком и природой. Он считал, что эстетика изучает не только прекрасное, но и безобразное, и трагическое, и комическое и т.д., поэтому она является наукой о выражении вообще. Исходя из этого, эстетику можно определить, как науку о чувственном восприятии выразительных форм окружающего мира. В этом смысле понятие художественной формы является синонимом произведения искусства. Из всего сказанного можно сделать вывод, что предмет эстетики подвижен и изменчив, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

Категории эстетики— основополагающие, наиболее общие понятия эстетики, которые отражают существенные определения познаваемых предметов и являются узловыми ступенями познания. Эстетическая теория, как и всякая научная теория, имеет определенную систему категорий. Эта система может быть не упорядочена, но набор категорий, которыми пользуется та или иная теория, выступает в определенной взаимосвязи, что и придает ему системность. Как правило, в центре системы категорий эстетики стоит главная универсальная категория, вокруг которой концентрируются все остальные. Так, в эстетических теориях Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Фомы Аквинского, Гегеля, Чернышевского в центре стоит категория прекрасного, у Канта — эстетическое суждение, в эстетических теориях эпохи Возрождения — эстетический идеал.

    В истории эстетики сущность категорий эстетики интерпретировалась с идеалистических и материалистических позиций. Для Платона и средневековых эстетиков прекрасное выступает носителем идеальной, духовно-мистической сущности, для Гегеля это идея в чувственной форме, а для Аристотеля и Чернышевского — прекрасное есть категория, отражающая свойства объективного материального мира.

К середине XVIII в. центральной становится категория эстетического. Ее можно определить, как род совершенства в материальной действительности (природа, человек) и социально-духовной жизни.

    В категории эстетического отражены наиболее общие свойства всех эстетических предметов и явлений, которые, в свою очередь, специфически отражаются в других категориях эстетики В эстетическом, как реальном феномене, в процессе духовно-практической деятельности человека реализованы как объективно-материальные состояния мира, так и свойства субъекта социальной жизни.

Между категориями существует определенная субординация. Так, например, 

прекрасное и возвышенное — категории, отражающие эстетические свойства природы и человека, в то время как трагическое и комическое — категории, отражающие объективные процессы только социальной жизни. Таким образом, наиболее общие категории (прекрасное, возвышенное) подчиняют себе менее общие (трагическое, комическое). Вместе с тем существует и взаимодействие, координация между этими категориями: возвышенно прекрасное, возвышенно трагическое, трагикомическое. Прекрасное воплощается в эстетическом идеале и искусстве, а через него воздействует на эстетический вкус и чувство. Т. е. категории эстетики диалектически взаимосвязаны, взаимопроникают друг в друга.

    Но каждая категория имеет определенную содержательную устойчивость. И хотя всякое понятие огрубляет действительность, не вмещая всего ее богатства, оно, однако, отражает наиболее существенные признаки эстетического явления. Следует отметить, что категории эстетики раскрывают не только гармонические, т е. позитивные, эстетические свойства, но и негативные, дисгармонические, отраженные в категориях безобразного, низменного, показывая тем самым противоречия реальной действительности.

    В то же время в категориях эстетики (наряду с отражением сущности эстетических явлений) присутствует момент оценки, т. е. выражается отношение человека к эстетическому, определяется его ценность в духовно-практической жизни общества и отдельного человека.

    Марксистско-ленинская эстетическая теория опиралась и на более широкие категории диалектического и исторического материализма (материя и сознание, материализм и идеализм, содержание и форма, классовость и партийность, интернациональное и национальное), а также категории конкретных наук: теории информации, семантики, семиотики, психологии и ряда других частных и естественно научных теорий. Однако специфику предмета эстетики можно обнаружить только через систему собственно категории эстетики, складывающуюся в эстетической теории.

Существует три пары эстетических категорий:

  • прекрасное — безобразное
  • возвышенное — низменное
  • трагическое — комическое 

Ослабленной формой трагического может считаться драматическое.

 Прекрасное – наиболее существенная и широкая по объему эстетическая категория. Термин прекрасное порой выступает как синоним эстетического.

Не случайно эстетику часто определяют как науку о прекрасном. В русском языке близко к термину прекрасное стоит красота. В отличие от прекрасного, красота характеризует предметы и явления преимущественно с их внешней и не всегда существенной стороны. Прекрасное же относится к понятиям, в которых предмет и явления раскрываются с точки зрения их сущности, закономерных связей их внутренней структуры и свойств. В категории прекрасного, однако, отражаются не только его объективные основы, но и субъективная сторона, выражающаяся в характере восприятия этих объективных основ, в отношении к ним, в их оценке, В этом смысле говорят о прекрасном как о ценности, ибо оно воспринимается как положительный феномен, вызывающий целую гамму чувств, начиная от спокойного любования и кончая бурным восторгом.

Идеалистическая концепция прекрасного (по Гегелю):                                               

Прекрасное – это наиболее гармоничное и адекватное воплощение в предмете/явлении Абсолютной Идеи.  Абсолютная Идея – это нематериальная сущность, первичная по отношению к материальному миру и являющаяся источником его возникновения. Абсолютная Идея не может быть полностью воплощена в конечных объектах, но возможно более или менее адекватное ее воплощение. Менее адекватное, т.е. менее соответствующее сущности Абсолютной Идеи воплощение вызывает менее сильное эстетическое переживание. Рационально объяснить суть прекрасного и измерить его количество невозможно, потому что для этого необходимо сначала постигнуть бесконечную и безграничную Абсолютную Идею.                                      

Материалистическая концепция прекрасного: Прекрасное – это свойство материального объекта, который нравится сразу многим людям. Прекрасное в материалистическом понимании можно объяснить рационалистически и измерить его показатели (например, опросить людей и выяснить, что именно больше всего привлекает их в конкретном объекте).

Безобразное- категория эстетики, которая обозначает нечто отталкивающее, вызывающее неудовольствие вследствие дисгармоничности, несоразмерности, неупорядоченности, и отражает невозможность или отсутствие совершенства.

В отличие от уродливого или некрасивого, безобразное представляет собой не простое отрицание красоты, но в негативной форме содержит представление о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание возрождения этого идеала.

 Безобразное связано с другими эстетическими категориями — прекрасным, возвышенным, комическим, трагическим и осуществляет свои эстетические функции только в связи с этими категориями. В форме уродливого безобразное содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного — в возвышенном и трагическом. Как и трагическое, безобразное является воплощением зла, но в отличие от трагического гибель этого зла воспринимается как заслуженная и не вызывает сопереживания.

  Возвышенное - одна из основных (наряду с прекрасным, трагическим, комическим) категорий эстетики, отображающая совокупность природных, социальных и художественных явлений, исключительных по своим количественно-качественным характеристикам и выступающих благодаря этому источником глубокого эстетического переживания — чувства возвышенного. В природе возвышенны, например, безбрежные просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные явления природы — буря, гроза, полярное сияние и т. д.

    Еще больше ярких проявлений возвышенного мы находим в общественной жизни. Они содержатся в выдающихся деяниях, служащих делу прогресса, как отдельных личностей (великих людей, героев), так и целых классов, масс, народов. Возвышают и воспевают эти свершения и подвиги произведения искусства. В процессе художественного освоения возвышенного. сформировался целый ряд специфических жанров искусства: эпопея, героическая поэма, героическая трагедия, ода, гимн, оратория, монументальные жанры живописи, графики, скульптуры, архитектуры и др.

   Исключительность возвышенных явлений бывает двоякого рода:

• исключительность внешнего масштаба, превосходящего привычную норму чувственного восприятия, и

• исключительность внутренняя, смысловая, постигаемая интеллектуально, духовно, опосредствованно. Существует немало явлений, в которых оба эти признака совпадают.

     Возвышенное может быть лишь такое явление, которое при всей своей исключительности, мощи и грандиозности не представляет непосредственной угрозы созерцающему его человеку. В противном случае разрушаются сами условия эстетического восприятия.  Субъективное эстетическое переживание возвышенное — чувство возвышенное — противоречиво. В нем сочетаются ощущение исключительности воспринимаемого объекта (различные оттенки удивления, восхищения, восторга, благоговения, преклонения, даже робости) и подъем, мобилизация всех сил и высших духовных потенций человека.

Категорией, полярно противоположной возвышенному, является категория низменного.

 Идеалистическая концепция возвышенного

трактует эту категорию как «перевес идеи над формой», воплощение высшего идеального начала в конечном материальном объекте. Возвышенное может быть выявлено само по себе, без сравнения с другими объектами.

 Материалистическое понимание возвышенного трактует понятие как нечто гораздо большее, чем окружающее, героическое, великое. Возвышенное выявляется только при сопоставлении с другими объектами, которые оказываются «ниже», «мельче».

   Необходимо учесть, что материалистическая трактовка возвышенного диктует сугубо субъективное его восприятие: в разные эпохи восприятие обыденного и низменного может отличаться, соответственно варьируется определение возвышенного. Например, в сложное военное время возможно снижение привычного возвышенного до уровня «обыденного» (героизм превращается в повседневность), а возвышенным становится только «супервозвышенное».

Низменное - категория эстетики (антипод возвышенного), отражающая предельно негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной жизни, которые вызывают у читателя или зрителя соответствующую эмоционально-эстетическую реакцию (презрение и отвращение). Представление о низменном в природе может вызвать, например, неблагоприятная для жизни человека, нездоровая болотистая местность. Т. о., и критерий низменного в природе имеет своим основанием благо человека. Низменными мы называем тех животных, чей способ существования наиболее отличен от человеческого и поэтому рождает у нас неприятные ассоциации (гиена, шакал, змея, пиявка и т. д.).                                                                            
                    В классово-антагонистическом обществе главным источником низменного является существование реакционных классов и групп, сам социальный строй, основанный на эксплуатации, различных формах политического гнета, дискриминации и манипулировании сознанием людей. Представители современной империалистической буржуазии не только сами демонстрируют крайнюю степень духовной деградации, но и стремятся возбуждать самые низменные инстинкты в широких массах.                                                                                                                              В социалистическом обществе к сфере низменного следует отнести проявление в некоторых людях таких варварских, животных черт, как эгоизм, упование на грубую физическую силу, эмоциональную распущенность и т. д., а также пережитки отживших общественных формаций — частнособственнические инстинкты, властолюбие, шовинизм, индивидуализм и др.

Низменное непосредственно граничит с эстетическими категориями безобразного и комического. Эти смежные, пересекающиеся явления находят художественное отображение и оценку в целом ряде жанров искусства (таких, как комедия, сатира, памфлет, эпиграмма, фарс, пародия и др.). Изображение низменного в подлинном искусстве подчинено принципу художественной правды, эстетической и нравственной мере. Художественное разоблачение низменного содействует преодолению его в реальной жизни.

Идеалистическая трактовка низменного – это искажение высшей идеи в материальном объекте, в поступках людей, попрание основных гу-манистических ценностей.

В материалистическом понимании низменное – это нечто, отражающее худшие стороны человеческой натуры.

 Низменное не существует вне человеческого сообщества, в отличие от безобразного. Безобразным может быть животное или природное явление, но низменных поступков животные не совершают, т.к. им недоступна суть сознательного искажения идеала, их действия определяются законами природы и естественными инстинктами.

Трагическое - одна из основных категорий эстетики, отображающая наличие глубоких объективных противоречий в борьбе человека с природой, в столкновениях противоположных общественных сил, в деятельности и внутреннем мире личности — противоречий, катастрофических по своим последствиям для человека, для защищаемых им гуманистических ценностей, а потому возбуждающих в нас напряженнейшее духовное переживание – трагическое чувство.

 Существование трагического начала в человеческой жизни было осознано сначала художественно «бессознательно-художественным образом» (К. Маркс) в мифах и легендах, затем в жанре трагедии, и уже на этой основе получило теоретическое обобщение в учениях классиков философско-эстетической мысли (Аристотель, Лессинг, Шиллер, А Шлегель, Гегель, Чернышевский). Вопрос об источнике трагического в жизни всегда был и остается поныне предметом острой идейной борьбы между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и религией — с другой.

    Религия противопоставляя, как «истинно совершенное», небесное заведомо ущербному ничтожно земному, изображает человеческие страдания как результат божьего повеления, как якобы заслуженную расплату за грехи, коренящиеся в низменной природе людей. В противоположность этому материалистическая философия и эстетика всегда стремились отыскать подлинные истоки трагического в самой жизни, в ее реальных условиях и противоречиях.      

   Объективную основу существования трагического составляет конкретно-исторический уровень господства человека над силами природы, общественными отношениями и формами жизнедеятельности личности. Иными словами, существует область действительности, где человек в своей деятельности сталкивается с явлениями, не познанными им и не подвластными его воле. Здесь и находится сфера трагического.

   Объективная основа трагического внутренне противоречива. Подлинно трагичен лишь тот человек (соответственно та социальная сила, то общественное явление), который страдает или гибнет, но по своей общей ценности «на весах истории», на путях общественного прогресса заслуживает иной, лучшей участи. И наоборот, гибель того, что вполне ее достойно, не заключает в себе никакого внутреннего раздвоения, несоответствия и к области трагического отношения не имеет.

    В свою очередь, субъективное трагическое переживание так же противоречиво по своей природе. Это отметил уже Аристотель в «Поэтике», указав, что производимый трагедией катарсис («очищение подобных страстей» в душе зрителя) совершается посредством сочетания противоположных чувств — сострадания и страха. 

     Лишь в результате длительного, многовекового развития, в особенности благодаря художественному освоению средствами искусства, такие глубокие, негативные человеческие эмоции, как страдание и страх, смогли превратиться со временем в одно из самых высоких, сложных и одухотворенных эстетических переживаний — трагических чувство.

Трагедия оказывает на душу человека очищающее и возвышающее воздействие за счет переживаемого катарсиса.

Катарсис (др.-греч. κάθαρσις возвышение, очищение, оздоровление) – просветление  души человека в результате сильного эмоционального переживания (страха и сострадания, переживаемого благодаря созерцанию перехода героя от счастья и благополучия к несчастью).

Материалистическое понимание трагического упрощает его до «ужасного в человеческой жизни», т.е. любое достаточно страшное по своим последствиям происшествие может быть сочтено трагическим, независимо от поведения участников и наличия катарсиса (например, случай, когда в ходе семейной ссоры оскорбленный муж зарезал беременную жену).

Комическое - одна из основных эстетических категорий, отражающая жизненные явления, характеризующиеся внутренней противоречивостью, несоответствием между тем, чем они являются по существу, и тем, за что они себя выдают. Это несоответствие Н. Г. Чернышевский определил, как выражение «пустоты и ничтожества, прикрывающегося внешностью и имеющего притязание на содержание и реальное значение». Это может быть несоответствие цели и средства, усилий и результата, возможностей и претензий в действиях людей и т. д.

   В комическом отображаются социальные явления, образ жизни, деятельности, поведения людей и т. д., которые находятся в противоречии с объективным ходом истории, с передовыми общественными идеалами, поэтому они оцениваются отрицательно и достойны осмеяния. Комическое, таким образом, является специфической формой раскрытия и оценки общественных противоречий. Оттенки комического крайне многообразны: юмор, ирония, сатира, сарказм. Комическое встречается практически во всех видах искусства, реализуясь в различных жанрах: комедия, сатира, пародия, эпиграмма, фарс, карикатура, шарж. В комическом сконцентрирован многообразный опыт общественного сознания, осваивающего и познающего мир со стороны его негативных проявлений, в особенности мир социальный, в соотношении с общепринятыми нормами и ценностями.

Идеалистическая трактовка: комичен перевес формы над идеей, «пустышка», которая пытается быть «чем-то».

Материалистическая трактовка: комично то, что вызывает смех у людей.

   В ходе развития культуры выделяются и обособляются различные виды комического: ирония, юмор, сатира, карнавальный смех, сарказм.

 У смеха могут быть различные причины: неожиданное разрешение какой-то ситуации, парадоксальное завершение процесса, противоречие, выявление пороков.

2.     История развития эстетики как науки

   Основные этапы развития эстетической мысли: античность, ренессанс, классицизм, просвещение, немецкая классическая эстетика.

Первый этап:

Древняя Греция VI в. до н. э.  -  середина XVIII столетия.

 Этот этап характеризуется разработ­кой основных эстетических проблем в недрах различных обла­стей знания - подлинного (научного) и мнимого (теологическо­го). Эстетика предстает тут именно как теоретическое рассужде­ние о сущности красоты и о законах искусства, однако этот ана­лиз еще не вычленился в виде самостоятельной научной дисцип­лины.

Первый этап истории эстетической мысли распадается на несколько периодов, каждый из которых отлича­ется от других не столько по формам существования эстетики, сколько прежде всего по ее идейно-теоретическому содержанию.

 Хорошо известно, что в античной культуре отдельные науки вообще еще не отделились друг от друга, что теоретическое зна­ние имело здесь синкретический характер, именуясь довольно точно «философией» (что означает буквально «любовь к мудро­сти»).

  В этой-то единой и нерасчлененной науке встречается анализ различных эстетических проблем; существенно, однако, и то, что, с одной стороны, эти проблемы еще не были отделены от вопросов общефилософского характера, онтологи­ческих и гносеологических (в результате учение пифагорейцев, например, можно с равным правом квалифицировать и как фи­лософское, и как эстетическое), а с другой стороны, обсуждав­шиеся эстетические проблемы не были еще связаны друг с другом и потому не образовывали какого-либо раздела философ­ской мысли (так, у Аристотеля встречается рассмотрение эсте­тических проблем в «Поэтике» и в «Политике», в «Физике» и в «Метафизике», в «Риторике» и в «Этике»). Неудивительно, что в это время не существует и самого понятия «эстетика», ибо не выделилась еще отрасль знания, которая потребовала бы своего наименования - подобно физике, политике, этике.

    В средние века эстетическая мысль вместе с философией оказалась подчиненной богословию. Эстетика разрабатывается теперь отцами церкви и крупнейшими теологами - от Блажен­ного Августина до Фомы Аквинского, о проблемах теории искус­ства говорится в постановлениях соборов и в проповедях цер­ковников.

 Когда же в эпоху Возрождения эстетика вместе с фи­лософией эмансипируется от богословия, она одновременно по­кинет на долгое время и свое материнское лоно - философию, вернее, философия потеряет на время живой интерес к эстетиче­ской проблематике, сосредоточившись главным образом на раз­работке натурфилософских и нравственно-политических вопро­сов. В силу этого эстетике пришлось «перекочевать» на другую почву – в область конкретного искусствознания.

     По ряду причин именно в это время широкое развитие получает, комплекс искусствовед­ческих дисциплин - теорий живописи, архитектуры, драматиче­ского искусства. Появляются зачатки художественной критики и истории искусства. Например, «Жизнеописания художников» Дж. Вазари. В этих трактатах и разрабатывались основные эстетические проблемы, поскольку теоретическое осмысление каждого вида искусства требовало общей постановки вопроса о красоте, об отношении искусства к природе и обществу, о срав­нительных возможностях различных видов искусств.

    17 век сохранил сложившееся в эпоху Возрождения поло­жение эстетической мысли: философия по-прежнему слабо инте­ресовалась эстетическими проблемами; у классиков философ­ской мысли этого времени - Бэкона, Декарта, Лейбница, Спи­нозы можно найти лишь неко­торые положения или только беглые замечания на эстетические темы, искусствоведение же развивалось в русле, проложенном Возрождением, выходя, как правило, за пределы теоретического анализа отдельного вида искусства в сферу общехудожествен­ных и собственно эстетических проблем. В результате основными эстетическими документами эпохи оказываются, например, во Франции - «Поэтическое искусство» Буало, «О знании хороших книг» Сореля, предисловия Корнеля и Расина к их драмам» письма Пуссена и речи академиков.

Такое положение вещей стало меняться лишь в первой поло­вине XVIII в. В это время складывались предпосылки того ре­шительного поворота, который произошел в развитии эстетики в середине столетия. Речь идет о двух процессах, шедших как бы навстречу друг другу.

    Один из них, развернувшийся наиболее последовательно в Германии, выразился в возрождении интереса философской мысли к эстетическим проблемам. Вначале эти последние никак еще неё группировались воедино и не выделялись в особый раздел теоретического знания, а рассматривались совокупно с во­просами этическими или гносеологическими (например, у Шефтсбери, Хатчесона, Хоума); но уже в середине века Юм выделил проблему вкуса как самостоятельную тему философского ана­лиза, а Берк отделил исследование прекрасного и возвышенного от изучения нравственно-религиозных категории и соединилего с теорией вкуса; несколько раньше эту же задачу стали ре­шать в Швейцарии - де Круза, а во Франции - Андрэ; наконец, немецкий философ Баумгартен доказал необходимость существования эстетики рядом с этикой и логикой как необходимого раздела философии, который он и назвал эстетикой.

     Другой процесс, ярче всего проявившийся во Франции, а за­тем в других странах заключался в том, что искусствоведческая мысль стала все чаще выходить за пределы изолированного анализа того или другого вида искусства.

    Тем самым искусствоведческое русло развития эстетической мысли сомкнулось с философским руслом ее развития, способствуя самоопределению эстетики как особой отрас­ли философского знания. Таким образом, первый этап истории эстетической мысли распадается на несколько периодов, каждый из которых отлича­ется от других не столько по формам существования эстетики, сколько прежде всего по ее идейно-теоретическому содержанию.

   Этими периодами являются античность, средневековье, Возрождение и 17 – 1-я половина 18 века. Своеобразие каждого из них определяется тем материалом, который эстетика получа­ла для обработки извне, из всех областей культуры, идеологическим материалом, который поставлялся эстетике складывавшимися в данное время религиозными, политическими, нравствен­ными ценностями; методологическим материалом, который поступал в эстетику из философских учений этой поры, художественным материалом, который эстетика находила в совре­менном состоянии литературы и искусства. В свою очередь каж­дый из выделяемых периодов имел свою внутреннюю исто­рию - время становления данного типа эстетического сознания, время его наиболее полного и отчетливого формулирования и время кризиса, распада и подготовки нового периода, шедшего на смену предыдущему.

Второй этап:

Середина XVIII века – XIX век.

  Второй период развития эстетики был открыт работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине 18 и длился около ста лет. Суть его состояла в том, что эстетика была признана теперь самостоятельным и необходимым разделом философской науки.

   Соответственно этому классики философской мысли конца XVIII - начала XIX столетия (Кант, Шеллинг, Гегель, Щопенгауэр) и их многочисленные последова­тели и эпигоны в Германии, во Франции, в России стали разрабатывать эстетику, как органическую часть философского знания, без которой это последнее не может быть полным, всеохватывающим, энциклопедическим.

   Немецкая классическая эстетика конца XVIII - начала XIX в. - исключительно важный этап в развитии мировой эстетической мысли. Он представлен Кантом, Фихте, Шеллингом, Шиллером, Гете и, наконец, Гегелем. В творчестве этих мыслителей и писателей, с одной стороны, были развиты некоторые положения немецких просветителей; более того, Кант, Шиллер, Гете в определенный период сами выступали как просветите­ли. С другой стороны, классики немецкой эстетической мысли выявили слабые стороны деятелей Просвещения и сформулировали новые идеи, но самое главное, выработали новые методологические принципы в подходе к анализу эстетической культуры.

    Главным завоеванием немецкой классической эстетики является метод идеалистической диалектики. Домарксистская идеалистическая диалектика достигла своего кульминационного пункта как раз у представителей немецкого классического идеализма, хотя отдельные диалектические догадки мы находим уже у Лессинга, Гердера, еще раньше у Лейбница.

      Диалектические методологические принципы отчетливо выражены в творчестве Канта «докритического» периода, в его космогонической гипотезе. В «критический» период Кант развил учение об антиномиях. При анализе эстетического вкуса кенигсбергский мыслитель пользуется принципом антиномизма эстетического суждения. И хотя кантовские антиномии носят иллюзорный характер, они тем не менее смело выявляют противоречивость разума.

Фихте в своем «Наукоучении» идет еще дальше - он пробует вывести категории путем обнаружения внутренних противоречий в логическом процессе. Шеллинг пытается применить диалектические принципы не только при раскрытии явлений природы, но и при анализе истории и эстетической культуры.

      Вершиной в развитии домарксистской диалектики явилась идеалистическая диалектика Гегеля, который «впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития». Метод идеалистической диалектики Гегель применил к изучению мирового художественного процесса, начиная от художественной культуры древнего Востока и кончая современной ему эпохой.

Классики немецкой философии видели связь искусства, эстетических концепций с великими проблемами эпохи. Они хорошо понимали, что эстетические проблемы — это проблемы общественной жизни, пробле­мы человека. Эстетика немецких мыслителей носила ярко выраженный гуманистический характер, хотя их гуманизм отличался исторической ограниченностью. Немецкая классическая эстетика оказала сильное    влияние на развитие эстетических теорий Франции, Англии, Италии, а также России.

    Этот этап истории эстетики оказался значительно более коротким, чем первый, но он был чрезвычайно содержательным, поскольку именно теперь эстетика завоевала прочное место в системе научного знания.

Правда, конкретная разработка философско-эстетических тео­рий была тут весьма разноречивой - это было связано и с осо­бенностями тех философских учений, на которых базировались те или иные эстетические построения; и с тем переломом, ко­торый произошел в это время в истории художественной культуры, ушедшей от просветительского классицизма к проторомантическим и романтическим программам; и с назревавшим в идеологической сфере кризисом идеалов Просвещения и появлением нового типа буржуазной идеологии.

    Суть второго периода развития эстетики, открытого работами Юма, Берка, Батте и главным образом Баумгартена в середине 18 в., состояла в том, что эстетика была признана теперь самостоятелъным и необходимым разделом философской науки.    Соответственно этому классики философской мысли конца XVIII - начала XIX столетия (Кант, Шеллинг, Гегель, Щопенгауэр) и их многочисленные последова­тели и эпигоны в Германии, во Франции, в России стали разрабатывать эстетику.

 Третий этап: середина XIX века – современное время

  Третий этап истории эстетической мысли начался в середине 19 века и продолжается по сей день. Переход к нему был вызван стремительным и разносторонним развитием науки, открывшим перед эстетикой новые перспективы и обнаружившим невозможность ее дальнейшего пребывания в недрах идеалистической философии на правах учения, дедуцируемого из ее ядра.

    Среди наиболее влиятельных эстетических концепций 1-й половины 19-го века особо выделяются: феноменологическая, интуитивистская, а также эстетические теории З. Фрейда, К. Г. Юнга, Х. Ортеги-и-Гассета.

    Развитие эстетической науки стран Западной Европы и США первой половины 20-го века выразило этот противоречивый период во множестве своих концепций и теорий, прежде всего нереалистического характера, для обозначения многих из которых утвердился термин «модернизм». Модернизм – общее условное обозначение направлений искусства 20-го века, для которых характерен отказ от  традиционных методов художественного отображения мира.

В     первой половине 20-го века бурное развитие получают интуитивистские и эстетические концепции, связанные прежде всего с именами А. Бергсона, Б. Кроче, Г. Рида.

    Во второй половине XX века в европейской эстетике и искусстве про­должаются творческие поиски, дерзкие эксперименты, появляются влиятельные идеи, новые художественные школы, значительные пер­спективные открытия. По-новому начинают звучать экзистенциалистические, структуралистические, социокультурные эстетические направления, представленные именами Ж.-П. Сартра, А. Камю, К. Ле-ви-Стросса, Р. Барта, Т. Адорно и другими.

     Наиболее значительная эстетическая школа, сформировав­шаяся в 40-50-е годы во Франции, принадлежала к экзистенциа­листскому направлению и проявила себя особенно ярко в творчест­ве Ж. П. Сартра и А. Камю.

    В России же первое десятилетие Советской власти было периодом становления и советской эстетики, основной задачей которой стало теоретичес­кое обоснование создания чисто «пролетарской культуры». Как выяснилось вскоре, задача не только невыполнимая, но и крайне вредная. Механическое перенесение в сферу художественного творчества потребностей коренной революционной перестройки социальной структуры и политической организации общества приводили на практике как к отрицанию значения классического художественно­го наследия, так и к попыткам использования в интересах строитель­ства новой социалистической культуры только новых модернист­ских форм. Наконец, вообще отрицалась плодотворность веками складывающихся функций художественной культуры.

     Тем не менее, для эстетической науки важнейшим разделом всегда остава­лась область философского осмысления искусства, причем выпол­ненная известными советскими искусствоведами. В обозначенный период с оригинальными эстетическими сочинениями выступили такие известные ученые, как А. А. Федоров-Давыдов, В. Н. Лазарев, В. М. Полевой, Д. В. Сарабьянов, Г. Ю. Стернин и др.

К началу 90-х годов в советской эстетической науке начинает­ся процесс преодоления вульгаризаторства, догматизма в истолко­вании тех или иных эстетических феноменов.      Предмет эстетики существенно расширяется. Сама действительность порождает новые эстетические объекты и надо видеть, как открываются эти объекты в реальной жизни.

     С другой стороны, сегодня в искусстве нет закры­тых тем, возвращены многие имена, проявляется стилевое многооб­разие, что, в свою очередь, требует теоретического анализа и оценки. В современной отечественной эстетике укрепляется мысль о нарас­тании общечеловеческих гуманистических начал в художественной культуре. Именно утверждение ценностей общечеловеческих и все-временных становится целью утверждения новых подходов эстети­ки России.

     Искусство 20-го столетия не перестало играть своей ключевой ро­ли в культурном развитии человечества. Прошлый век показал удивительную способность художественного творчества проявлять­ся во множестве вариантов, оттенков и нюансов. В свою очередь эсте­тическая наука, представляющая из себя в 20 веке удивительный сплав мысли и чувства, сумела по-новому соединить вербальный и художественно-пластический уровни в изучении объекта. После великого модернизма первой половины века, пришел постмодер­низм, понимаемый современниками как планетарная общекультур­ная категория. На пороге нового столетия и тысячелетия искусство и творческая деятельность людей доказали свою готовность к принци­пиально новым эстетическим поискам и решениям.

3.     Особенности эстетического метода познания мира

  В эстетике чувственное познание является основной целью, в отличие от гносеологии, где оно рассматривается как предварительная ступень для понятийного, логического знания. Эстетика рассматривает его как ценное само по себе. Основным признаком эстетического является то, что чувственное познание осуществляется без его отнесения к понятию. Такой род познавательной деятельности называется восприятием или созерцанием. Это есть восприятие предмета, которое непосредственно, само по себе способно вызывать особое чувство – эстетическое удовольствие или неудовольствие.

  В основе эстетического удовольствия лежит усмотрение в предметах целесообразности формы, то есть соответствия предмета некой внутренней цели, внутренней природе. С внешней стороны эта целесообразность может выступать как соразмерность частей друг с другом, целым или гармоничное сочетание красок. Чем полнее выражена эта целесообразность формы, тем большее чувство удовольствия оно у нас вызывает, тем более прекрасным оно нам кажется.

   Особенность эстетического удовольствия в его всеобщности и одновременно субъективности чувственного восприятия. Проблема соединения всеобщности эстетического удовольствия и субъективности чувственного восприятия – это одна их основных проблем эстетики, ее пытались разрешить через предположение о существовании всеобщих понятий разума и всеобщей логики мышления.

   Эстетической знание носит конкретно всеобщий характер, поскольку эстетика, таким образом, представляет собой некую систему понятий логических категорий.      В настоящее время всеобщность эстетического познания мира находит свое отражение в системности эстетического знания. Для эстетики характерна логическая связь, соподчиненность, иерархия понятий, категорий, законов. Всякая проблема эстетики может быть разрешена, только если она поставлена в связь со всеми остальными проблемами и вопросами эстетики. Эстетика с этой точки зрения предстает как система законов и категорий, описывающих мир в его богатстве и ценности для человека и творчество по законам красоты, сущность искусства, особенности процесса его развития, специфику художественного творчества, восприятия и функционирования художественной культуры. Признаками системности эстетического знания являются также монистичность – т.е. объяснение всех явлений из одних и тех же исходных оснований, а также принцип минимальной достаточности.     Минимальное число аксиом или других исходных положений должно способствовать такому развертыванию идей, чтобы в своей совокупности они могли охватить максимальное число фактов и явлений.  Принципиальная разомкнутость, готовность воспринять и теоретически обобщить до сих пор неизвестные факты и явления.

    Таким образом, полное определение эстетики, с точки зрения ее метода, должно звучать следующим образом: эстетика - это система закономерностей, категорий, общих понятий, отражающая в свете определенной практики существенные эстетические свойства реальности и процесса ее освоения по законам красоты, в том числе бытия и функционирования искусства, восприятия и понимания продуктов художественной деятельности.

   Можно дать эстетике и другое определение: эстетика — наука об исторически обусловленной сущности общечеловеческих ценностей, их созидании, восприятии, оценке и освоении. Это философская наука о наиболее общих принципах освоения мира по законам красоты в процессе деятельности человека, и прежде всего в искусстве, где оформляются, закрепляются и достигают высшего совершенства результаты такого освоения мира.

4.     Эстетическое как ценность

      Эстетическое выступает в роли полезного до тех пор, пока в общественно-исторической практике полно не выявляется и не формируется оппозиция: природа-культура, естественное-общественное. Человек наслаждается прекрасным не для удовлетворения утилитарных нужд (голод, жажда).

   При эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая возникает, лишь, когда у человека удовлетворены его непосредственные потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, часто далеких от утилитарных потребностей. Эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-историческим развитием человечества. Воспринимается в предмете эстетическое, мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его ценность для человечества в целом, для всего человеческого рода.

    Способность предмета быть носителем социальных и культурных значений и составляют основу их эстетической ценности. Вещественная определенность, чувственная конкретность и натуральные свойства предметов есть естественно-природный материал эстетического. Благодаря общественно-исторической практике предметы и явления втягиваются в сферу интересов человека и обретают общественные свойства, «чувственно-сверхчувственную» природу, свою ценность для человечества, т. е. свое эстетическое начало, свои эстетические свойства.

    Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен. Золото оказывает на человека определенное эстетическое воздействие не только будучи «самородным светом», но и как металл, олицетворяющий деньги, т. е. в конечном итоге как определенный тип общественных отношений. Эстетическое свойство предметов не тождественны цветовым.

   Категория «эстетические ценности» достаточно широко используется в современном научном лексиконе, однако это вовсе не значит, что она столь же стара, как мир.

Эстетические ценности (как и любые другие) представляют собой синтез трех основных значений: вещественно-предметного, психологического, социального. Вещественно-предметное значение включает в себя характеристику внешних свойств вещей и предметов, выступающих как объект ценностного отношения. Второе значение характеризует психологические качества человека как субъекта ценностных отношений. Социальное значение указывает на отношение между людьми, благодаря которым ценности обретают общезначимый характер. Своеобразие эстетических ценностей заключается в характерном для эстетики отношении человека к действительности. Оно подразумевает чувственно-духовное, бескорыстное восприятие реальности, которое направлено на постижение и оценку внутренней сущности реальных объектов.

    Было бы неверным полагать, что возникновение понятия «эстетическая ценность» привело к возникновению «пропасти» между эстетическим и этическим. Возводя понятия ценности в ранг философской категории, Герман Лотце показал, что высшая степень эстетической ценности неразрывна с нравственно-этической. Эстетическая ценность единства и многообразия, последовательности и контраста, напряжения и расслабления, ожидания и неожиданности, тождества и противоположности не заключается сама в себе. И если сложность, напряженность и расслабление, если неожиданность и контраст обладают эстетической ценностью, то эта ценность основывается на том, что все эти формы отношений и явлений являются необходимыми элементами в порядке мира, которые в своей взаимосвязи должны создавать неизбежные формальные условия для всестороннего осуществления добра.

    Эстетическими ценностями могут обладать все предметы и явления реальной и мыслимой действительности, хотя сами ценности не обладают ни физической, ни психической природой. Сущность их заключается в значимости, а не в фактичности. Поскольку эстетические ценности носят субъективно-объективный характер, т. е. указывают на соотнесенность их с человеком, наличие эстетической ценности у этих объектов зависит от того, в какую конкретную систему социально-исторических отношений они включены. Поэтому эстетические ценности имеют зыбкие границы и их содержание всегда является социально-историческим.

Следует обратить внимание на противоречивую природу эстетических ценностей. Еще древние заметили несовпадение внутреннего и внешнего. Впервые в философии Платон ставит проблему отличия сущности красоты от ее проявлений. «Что такое прекрасное?» и «Что прекрасно?» — вопрошает он. Различение между сущностью эстетической ценности и ее проявлением, между объективной и субъективной стороной ценности можно найти и в размышлениях Рихарда Авенариуса. Этот представитель эмпириокритицизма для пояснения своей мысли ввел понятие «Е-ценность», называя ее также «характером». По его определению, «Е-ценность» есть доступная описанию ценность, «раз она считается содержанием заявления другого человека». «Прекрасное» и «безобразное» мыслитель относит к «характеру», или «Е-ценностям», со всеми вытекающими из его интерпретации субъективистскими последствиями. Авенариус видит ценностную природу «этической и эстетической апперцепции»: «Каждая из них имеет целью определение ценности предмета, и результат этой оценки в виде предиката присоединяют к предмету, называя его хорошим или дурным, красивым или безобразным». Однако сама ценность, по Авенариусу, сводится к позитивистски понимаемой целесообразности — «принципу наименьшей траты сил». «Мы не покажемся, пожалуй, слишком смелыми, — пишет от в «Философии как мышлении о мире согласно принципу наименьшей меры силы», — если мы попытаемся свести и эстетическую ценность определенных форм к тому же принципу целесообразной затраты силы».

  Оригинальную систему ценностей предложил психолог и философ Гуго Мюнстерберг. Эстетические ценности выражают самосогласованность мира. Они существуют на двух уровнях: на уровне жизненных ценностей и на уровне ценностей культурных. На первом уровне — это предмет радости: гармония внешнего мира, любовь между людьми, чувство счастья в человеческой душе. На уровне культурной ценности — это ценности прекрасного, воплощенные в искусстве, воспроизводящем внешний мир (изобразительное искусство), раскрывающем связи между людьми (поэзия), выражающем внутренний мир человека (музыка). Красота как ценность воплощает эстетическое единство человека и мира. Она сверхиндивидуальна, но предполагает индивидуальное отношение — стихийное на первом уровне и осознанное на втором.

   Проблема эстетической ценности подробно исследуется таким неокантианцем баденской школы, как Ионас Кон. Он ставит задачу определить место эстетической области ценностей среди других видов ценностей — «ценности приятного», логической, моральной сфер ценности, религиозной. Мыслитель делит ценности на два класса: 1) консекутивная ценность — это то, что мы ценим как средство к цели; 2) интенсивная ценность — это то, что мы ценим ради него самого, поэтому степень и мера ценности лежит исключительно в самой этой вещи. Эстетическая ценность является интенсивной ценностью, и это отличает ее от полезного. Но интенсивной ценностью в таком ее понимании являются также истина как логическая ценность и добро как ценность моральная. Для определения последующих различий в мире ценностей и выявления специфики эстетической ценности Кон сами «интенсивные ценности» подразделяет на 1) ценность имманентную, т. е. такую ценность, которая замкнута на своем внутренним значении; 2) трансгредиентную ценность — ценность, указывающую в своем значении за пределы собственной области. Последней является ценность истины и нравственности. Эстетическая же ценность имманентна, это имманентно-интенсивная ценность, или ценность чисто интенсивная, т. к. имманентность представляет собою, в известной мере, добавление и восполнение интенсивности.

  Следует согласиться с Коном в том, что эстетические ценности могут сочетаться с другими ценностями, образуя новые, «промежуточные ценности». Так, в прикладных искусствах и архитектуре «эстетическая ценность действует совместно с полезностью». «Промежуточной» ценностью являются «нравственная красота», «красивое решение математической задачи», «художественная правда».

   Как мы видим, существует большое множество концепций эстетических ценностей. Этот аксиологический плюрализм выражает сложность самого изучаемого явления и подчеркивает актуальность вопроса о специфике эстетических ценностей.

  Духовные ценности – это своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, который не только не обесценивается, но и, как правило, возрастает. Природа духовных ценностей исследуется в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идёт прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считают высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.

  Что касается моральных ценностей, то здесь основным является вопрос о соотношении добра и зла, природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни. В истории человечества было несколько сменяющих друг друга установок, отражающих разные системы ценностей. Одна из наиболее древних – гедонизм. Гедонизм утверждает наслаждение как высшее благо жизни и критерий поведения человека.

  Аскетизм идеалом жизни провозглашает добровольное отречение от наслаждений и желаний, культ страданий и лишений, отказ от благ жизни и привилегий. Эта концепция проявилась в христианстве, особенно в монашестве, в философских школах киников. Утилитаризм величайшей ценностью и основой нравственности считает пользу. По словам И.Бентама, смысл этических норм и принципов состоит в том, чтобы содействовать наибольшему счастью для наибольшего числа людей.

   В 20в. учение о ценностях связано с именами таких выдающихся мыслителей и гуманистов, как Ф. Швейцер, М. Ганди, Б. Рассел и др. бурные социальные потрясения, появления возможности самоуничтожения человечества, возникновение глобальных проблем до предела обострили все традиционные проблемы. На первый план вышли общечеловеческие проблемы, связанные с признанием абсолютной ценности самой жизни человека и необходимости сохранить среду его обитания.

5.     Заключение

     Современное человечество располагает эстетическим опытом весьма разноплановым и богатым. Этот опыт формировался веками и тысячелетиями. Эстетические переживания, по-видимому, исторически возникли из утилитарно-практических оценок предметов как полезных и нужных. Первоначально имела место некая слитность того и другого, свидетельство чему — исторически ранняя словесность, например, изображение вещей у Гомера, которые отвечают своему практическому назначению и одновременно радуют своим совершенством. «Человек, — писал Г.В. Плеханов, — сначала смотрит на предметы и явления с точки зрения утилитарной и только впоследствии становится в своем отношении к ним на эстетическую точку зрения»1.     Огромную роль в упрочении эстетического опыта сыграла и ритуальная сторона жизни ранних обществ. Обряды (магические и религиозные) являли зрелище, воспринимаемое эстетически.

    Постепенно (этот процесс активизировался в Новое время) эстетическое обретает самоценность в жизни отдельных людей и общества в целом. Вместе с тем оно не утрачивает своей тесной связи с иными, внеэстетическими областями человеческого сознания. Эстетические эмоции сопряжены и с переживанием человеком его физиологической природы (в частности — с сексуальной сферой), и с самоутверждением в обществе (ибо обладатель красоты – будь то черты лица, одежда, вещи — получает в глазах окружающих некую притягательность, некий «вес» и авторитет), и с межличностным общением (потребность человека сделать свои эстетические переживания достоянием других людей). Говоря иначе, эстетическое неизменно «включается» в очень широкие и весьма разнообразные связи (порой весьма причудливо) с опытом иного рода.

   Значение эстетического в жизни отдельных людей, общества, человечества огромно. В том, что эстетические эмоции в состоянии приобретать масштабность и знаменовать некие взлеты духа, «звездные миги» человеческой жизни, настойчиво убеждает художественная литература. Эстетическое переживание способно оказаться глубоким и благотворным душевным потрясением и даже поворотным моментом в судьбе не только отдельного человека, но и целого народа (знаменателен летописный рассказ о принятии князем Владимиром христианства под впечатлением от красоты византийского богослужения). Сильные и глубокие эстетические переживания знаменуют интенсивное становление духовных импульсов человека, имеют пробуждающее значение. Назначение красоты, по словам Н.С. Арсеньева, прежде всего будящее: она лишает человека покоя, порождает «творческую тоску», главное же — «вызывает душу на активность», «требует ответа». Благодаря эстетическим переживаниям упрочивается единение людей с благими и универсальными началами бытия. При этом эстетические эмоции дают человеку возможность обретения духовной свободы. Ф. Шиллер утверждал, что красота открывает человеку путь к совершенству и гармонии, к согласию чувственных и духовных сил. «Эстетическое состояние» он сопрягал с внутренней свободой человека, преодолевшего зависимость как от морального принуждения, так и от всего чувственно-физического. Красота, по словам Шиллера, «восстанавливает в напряженном человеке гармонию, а в ослабленном — энергию»3. Сходные мысли впоследствии высказывали Гегель («рассмотрение прекрасного носит <...> свободный характер»4) и Маркс (наслаждаясь чувственной формой предметов, человек утверждает свои «сущностные силы»5).

   Эстетически ценное, как неоднократно отмечали теоретики нашего столетия, глубинно связано с межличностным общением и является одним из его стимулов. По словам А.А. Мейера, эстетический подход — это осуществление любви, родственных связей между людьми, их единения. В области эстетического «преодолевается замкнутость отдельного «я» «. Эстетический подход «вводит человека в жизнь другого, делает его участником единой для обоих жизни»6.

   Сходные мысли (подчеркивая при этом просветляющий, катарсический характер эстетических переживаний) высказал М. Бердсли. По его словам, эстетический опыт разрешает конфликты психики и стрессы, помогает человеку гармонизировать собственную жизнь, «повышает восприимчивость, наполняет пониманием, сближает с окружающей средой». По словам ученого, сосредоточение на эстетическом предмете будит ощущение свободы, при этом эстетический опыт «развивает способность поставить себя на место других», «развивает взаимную симпатию», а также понимание других людей и культур7.

   Завершая разговор о значении эстетических переживаний, заметим, что они входят в жизнь людей не только в виде «звездных мигов», немногих и редких, но и как постоянный компонент жизнечувствия. Человеку, приобщенному к культуре, важно, чтобы находящееся вокруг не оскорбляло его вкуса и изо дня в день давало пищу положительным эстетическим эмоциям. Поэтому существенной гранью человеческой реальности является эстетическая окрашенность быта, в истоках своих традиционно-народного. «Практически все предметы, окружавшие древнего славянина в быту, были в большей или меньшей степени художественно обработаны». Эстетическое «достраивание» повседневности — неотъемлемое звено культуры близких нам эпох, включая и современную.

Список литературы и используемых интернет ресурсов:

1.     Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х тт.- Ростов-на-Дону, 1994.

2.     Борев Ю.Б. Эстетика. Москва: 2002

3.     Бычков В.В. Эстетика: Учебник. — Москва: Гардарики, 2004.

4.     Бычков В. В. Русская средневековая эстетика 11-17 вв. – М., 1992.

5.     Гегель Г.В. Эстетика: В 4 т. Т. 1.

6.     Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. - Москва: 1982.

7.     Плеханов Г.В. Письма без адреса. Плеханов Г.В. Искусство и литература. Москва: 1948.

8.     Радугин А. А. Эстетика. – Москва: 2000.

9.     Арсеньев Н.С. О красоте в мире. Мадрид: 1974.

10.   Электронный ресурс http://studnb.ru/estetika/item/505-istoriya-razvitiya-estetiki-kak-nauki

11.  Электронный ресурс https://ru.wikipedia

12.  Электронный ресурс http://www.km.ru/referats/334432-predmet-i-istoriya-estetiki-etapy-razvitiya-russkoi-estetiki

Информация о файле
Название файла Этические ценности и их роль в человеческой жизни от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 17:23
Дата обновления 5.5.2020, 17:23
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 51.93 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 417
Скачиваний 97
Оценить файл