МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Профессионального Образования
«Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки
040700.62 «Организация работы с молодежью»
Курсовая работа
по дисциплине «Государственная молодежная политика в Российской Федерации»
Тема: Состояние кадрового обеспечения государственной молодежной политики в Российской Федерации
Выполнила студентка
3 курса группы ОРМ-1-НБ-2012
Иванова Татьяна
Научный руководитель –
кандидат философских наук
доцент кафедры философии ПГНИУ
Е.В. Малкова
Пермь 2015г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Анализ основных положений ГМП в РФ и развитие ее кадрового обеспечения………………………………………………………………………5
1.1 Основные положения ГМП в России: становление, текущее положение и перспективы………………………………………………………………………5
1.2Анализ нормативных условий кадрового обеспечения ГМП……………11
Глава 2. Кадровое обеспечение ГМП РФ…………………………………….17
2.1 Текущее состояние кадрового обеспечения ГМП в РФ…………………17
2.2 Анализ эффективности существующих форм кадрового обеспечения ГМП в РФ………………………………………………………………………………22
Заключение……………………………………………………………………..26
Список используемых источников……………………………………………27
Введение
Изменения, имеющие характерный масштаб и характер, происходящие в нашей стране, обусловили потребность в формировании института, регулирующего молодежную политику, обеспечении его функциональных структур высококвалифицированными кадрами, обладающими способностью эффективно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач. В связи с этим возрастает потребность в формировании подходящих условий, научно- методической базы для формирования кадрового обеспечения реализации государственной молодежной политики (далее ГМП).
Специфика деятельности государственных служащих и специалистов по работе с молодежью определяется спецификой государственной молодежной политики , представляющей собой сложную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научно-информационного, кадрового характера. Еще с начала формирования ГМП в нашей стране кадровому обеспечению уделялось немаловажное значение.
Кадровое обеспечение государственной молодежной политики - система мер по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке и созданию кадрового резерва работников, занятых в данной сфере.
Актуальность темы обуславливается существующими проблемами кадрового обеспечения молодежной политики. Которые в основном базируются на отсутствии единого подхода к работе с молодежью, а также существующим разрыве между целями ГМП и реальным положением.
Объект исследования: кадровое обеспечение ГМП в РФ
Предмет исследования: текущее состояние кадрового обеспечения государственной молодежной политики в Российской Федерации
Цель - анализ положений кадрового обеспечения ГМП, а также существующих форм, методов работы в данной сфере
Конкретизации цели способствовали следующие задачи:
· Рассмотреть основные положения ГМП в России
· Проанализировать нормативные условия кадрового обеспечения ГМП
· Описать текущее состояние кадрового обеспечения ГМП в РФ
· Проанализировать эффективность существующих форм кадрового обеспечения ГМП в РФ
Структура работы состоит из введения, 2 глав, которые в свою очередь раскрываются в 4 параграфах, а также из заключения и списка литературы.
Глава 1. Анализ основных положений ГМП в РФ и развитие ее кадрового обеспечения
1.1 Основные положения ГМП в России: становление, тякущее положение и перспективы.
Одним из важнейших показателей состояния общества является положение молодежи, так как молодежь представляет собой особую социально-демографическую группу и на ней держится развитие страны, то и на молодежной политике стоит заострить внимание, ведь перспективы развития молодежи, что означает и развитие общества в целом, в значительной степени зависят от государства, от его молодежной политики.
Формирование государственной молодежной политики в нашей стране началось еще в начале 90-х годов XX века, в связи со сменой политического и социального устройства государства. В 1991 году принимается закон «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР», который обозначил понимание молодежной политики как государственной деятельности «имеющей целью создание социально - экономических, организационных, правовых условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан, их наиболее полной самореализации в интересах всего общества» [1].
Государственная молодежная политика строилась на принципах привлечения молодежи к непосредственному участию в формировании политики и программ, касающихся всего общества, особенно молодежи, обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, предоставления молодому гражданину социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, профессиональной подготовке, содействия инициативной общественной деятельности в области социального, духовного и физического развития молодежи.
Равные права закреплялись за всеми молодежными организациями и даже молодежными движениями и устанавливались правила их участия в формировании государственной молодежной политики. Утверждались организационные основы осуществления государственной молодежной политики, включая создание государственной службы по делам молодежи и социальных служб для молодежи. Это легло в основу правовой базы молодежной политики в государстве.
Наряду с принятием Закона СССР было создано Управление по молодёжной политике в рамках Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР. Данное Управление просуществовало около года, после чего его сменил Комитет по делам молодёжи при Совете Министров СССР, но и этот комитет существовал недолго, около нескольких месяцев. Уже с 1990 года начала существовать должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодёжи. В 1992 году создаётся комитет по делам молодёжи при Правительстве РФ. В мае 1998 этот комитет был упразднён [8].
В июле- августе 1992 г. молодежные организации провели Общероссийскую акцию «Хотим быть услышанными», что явилось прологом к проведению 4 сентября 1992 г. встречи Президента РФ с представителями детских и молодежных организаций, руководителями областных комитетов по делам молодежи. По итогам встречи Президент подписал Указ от 16 сентября «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», в целях «создания социально - экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества» [2], где молодежная политика была признана одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.
В соответствии с Указом Президента от 29 октября 1992 г. в целях формирования и проведения единой государственной молодежной политики, а также для координации деятельности органов власти в данной области было подписано Постановление Правительства РФ об образовании в структуре федеральных органов исполнительной власти Комитета РФ по делам молодежи.
Верховный Совет РФ принял Постановление от 3 июня 1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики», которое определило молодежную политику как «деятельность государства, направленную на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив» [3]. Были обозначены следующие принципы государственной молодежной политики:
· сочетания государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
· привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
· обеспечения правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;
· предоставления молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
· приоритета общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.
Заданы основные направления:
· обеспечение соблюдения прав молодежи;
· обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
· содействие предпринимательской деятельности молодежи;
· государственная поддержка молодой семьи;
· гарантированное предоставление социальных услуг;
· поддержка талантливой молодежи;
· формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
· поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
· содействие международным молодежным обменам.
Верховный Совет рекомендовал государственным органам субъектов Федерации разработать законодательные акты по молодежной политике и принять меры по финансовому и организационному укреплению органов по делам молодежи в структуре исполнительной власти. Таким образом, федеральная власть определила рамки, принципы и основные направления развития государственной молодежной политики на территории всего государства.
В реализации государственной молодежной политики на федеральном уровне на всем протяжении ее существования широко использовался программно-целевой подход. Указом Президента РФ от 15.09 1994 г. была утверждена первая Федеральная целевая программа (ФЦП) «Молодежь России», которая в 1997 г. получила статус Президентской. Данная программа содержала в себе перечень мероприятий по реализации каждого направления молодежной политики. Основной целью программы являлось «дальнейшее формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и социальной самореализации молодежи».
В 1998 году был создан Департамент по делам молодёжи, который, как и в 1990 году, ввели в структуру Министерства труда и социального развития. Однако 22 сентября 1998 года государственный комитет по делам молодежи вновь восстановливают. В 2004 году его снова упраздняют, и его функции передаются департаменту по молодёжной политике Министерства образования РФ.
После административной реформы в 2004 году, при Министерстве образования и науки создается Департамент государственной молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей. В федеральном агентстве по образованию создается Управление по делам молодежи.
Указом Президента РФ от 14 сентября 2007 года № 1274 создаётся Государственный комитет РФ по делам молодёжи с возложенными на него функциями «по определению государственной молодежной политики, созданию во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, условий для обеспечения здорового образа жизни молодежи, занятия спортом, нравственного и патриотического воспитания, реализации молодежью своих профессиональных возможностей, а также по координации деятельности в данной сфере органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» [9]. Позднее он был переименован в Федеральное агентство по делам молодёжи, которое до 21 мая 2012 года находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ, а с мая 2012 года находится в подчинении Министерства образования и науки РФ. В 2001 году была принята «Концепция государственной молодёжной политики в Российской федерации».
В 2006 году утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации «Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года», в которой цель государственной молодежной политики обозначается как «развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России» и заданы основные принципы для разработки ГМП:
· выделение приоритетных направлений;
· учет интересов и потребностей различных групп молодежи;
· участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;
· взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;
· информационная открытость;
· независимость оценки результатов Стратегии.
Направления, которые установлены в данном документе, направлены на формирование устойчивых условий для самоорганизации молодежи и всего населения, развития инициатив, отвечающих масштабам задач, стоящих перед Россией, роста благосостояния граждан и совершенствования общественных отношений[10]. В Стратегии государственной молодежной политики РФ закладывается понимание молодежи как равноправного субъекта выработки и реализации молодежной политики, делается ставка на субъектность молодежи в общественно-политической деятельности общества.
В 2014 году Правительством РФ были определены приоритеты государственной молодежной политики на период до 2025 года. Документ разработан Минобрнауки России с учетом положений Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года в части реализации задач в сфере гражданского, патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
В работе над данным документом принимали участие более 5500 человек — представителей профессионального сообщества, представителей молодежных организаций. Поступило более 4500 предложений, во всех 10 федеральных университетах прошли обсуждения готовящегося текста законопроекта, а всего правки и предложения были обработаны из 100 вузов страны.
Были сформулированы следующие цели ГМП: совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Российской Федерации, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.
Для их достижения планируется реализовать шесть групп задач:
· формирование системы ценностей с учетом многонациональной основы государства;
· развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи;
· формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи;
· создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта" (как способа изменения социального статуса);
· создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей;
· формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между госструктурами, общественными объединениями и молодежью, повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи [18].
Целью документа является создание долгосрочных ориентиров молодежной политики, а также параметры инвестиций в молодежные программы, проекты, общественные молодежные объединения и в инфраструктуру молодежной политики.
1.2 Анализ нормативных условий кадрового обеспечения государственной молодежной политики
В настоящее время формирование кадрового потенциала является ключевой задачей ГМП.
Вопросы подготовки кадров по работе с молодежью были актуальны еще в советский период. Особая роль в подготовке и переподготовке, работе с комсомольскими кадрами и активом принадлежала Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Она была создана как высшее учебное заведение в 1969 г. на базе Центральной комсомольской школы, существовавшей с 1944 г. Высшая комсомольская школа при ВЛКСМ являлась учебным, научным и методическим центром[13]. На территории Российской Федерации, начиная с 1991 года в рамках государственной молодёжной политики и системы социального обслуживания населения принимаются меры по организации кадрового обеспечения работы с молодежью. Основные документы, в которых внимание уделялось кадровому обеспечению ГМП: «Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации», «Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики Российской Федерации». Специальные программы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью были включены в состав федеральных целевых программ «Молодежь России» (1994-1997 гг., 1998-2000 гг., 2001-2005 гг.).
Одним из условий, необходимых для рализации направлений государственной молодёжной политики является формирование кадрового потенциала, способного ее реализовать [10]. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики - система мер по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке и созданию кадрового резерва работников, занятых в данной сфере [19].
Одной из видов деятельности органов молодежной политики, является деятельность, связанная с проблемой кадрового обеспечения. Преодоление разрыва между целями кадровой политики и реальной практикой кадрового обеспечения молодежной политики связано с поиском, разработкой и применением инновационных решений в управлении кадровыми процессами. Эта задача имеет сегодня ключевое значение. Можно утверждать, что без ее решения не может успешно реализоваться ни одно из направлений ГМП.
Современный кадровый состав молодежных структур далеко не всегда способен обеспечивать достижение целей молодежной политики во многом потому, что формировался бессистемно, без опоры на современные технологии управления кадровыми процессами. Однако формирование кадрового потенциала молодежной политики может быть успешным, осуществляясь на основе проектно-программного управления и предполагает использование диагностики и экспертизы статических и динамических переменных кадровых процессов; принятия кадровых решений и планирования; организации управления; контроля и регулирования; учета и информационного обеспечения.
В основе деятельности по управлению кадровым обеспечением ГМП должно лежать убеждение в необходимости подготовки профессионала, компетенцией которого является специфическая сфера работы с молодежью.
Укрепление кадрового потенциала является важнейшим элементом ресурсного обеспечения любой заданной отрасли. Поэтому одной из обозначенных мер по управлению в сфере государственной молодежной политики «Концепции государственной молодёжной политики в Российской Федерации», одобренной Правительственной комиссией по делам молодёжи (протокол от 5 декабря 2001 года, 4 пр.) была «формирование и реализация мер по улучшению кадрового потенциала, по обеспечению системы подготовки специалистов по направлениям и технологиям реализации государственной молодежной политики». [5]
Вопросы кадрового обеспечения также освещались в подпрограмме "Развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодежью" федеральной целевой программы "Молодёжь России" (2001 - 2005г). Одним из программных мероприятий было «создание системы информационного обеспечения молодежной политики». Во время действия данной программы кадровое обеспечение молодёжной политики предполагалось вести по следующим направлениям: - изучение состояния кадрового потенциала в сфере работы с молодёжью;
- организация и проведение всероссийских и межрегиональных координационных семинаров по кадровому обеспечению ГМП;
- повышение квалификации руководящих работников органов по молодёжной политике субъектов РФ;
- переподготовка и повышение квалификации, создание в регионах страны специальных центров с целью повышения профессиональной компетенции всех категорий работников, занятых в сфере молодёжной политики на основе обобщения практического опыта и имеющихся учебно-тематических планов по повышению квалификации;
- формирование системы непрерывного образования для специалистов сферы молодёжной политики в регионе;
- организационно-финансовая и материально-техническая поддержка (на конкурсной основе) деятельности региональных учебных центров по переподготовке и повышению квалификации специалистов по работе с молодёжью.[6]
В 2002 году были утверждены государственные требования к минимуму содержания и уровню требований к специалистам для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики». Сегодня эти программы реализуются целым рядом учреждений высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования.
Особое внимание вопросу о развитии кадрового потенциала было уделено в «Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики Российской Федерации» [7], созданной в целях реализации Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
На заседании Правительственной комиссии по делам молодежи в декабре 2001 года был рассмотрен вопрос «О кадровом обеспечении государственной молодежной политики в современных условиях».
Концепция определяет принципиально новый подход к развитию кадрового потенциала молодежной политики, цель, принципы, приоритетные направления, основные понятия и механизмы подбора, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы молодежной политики.
Основная цель сформулирована следующим образом: «создание условий для оптимального обеспечения сферы молодежной политики профессионально подготовленными кадрами, обеспечивающими развитие и реализацию потенциала молодежи в интересах России».
Основными сферами, в которых проработаны направления развития кадрового потенциала молодежной политики в рамках данной Концепции являются:
· Сфера определения методологических подходов
· Сфера организационной работы
· Сфера подготовки кадров
· Сфера профессиональной переподготовки
· Сфера повышения квалификации
Концепция является рамочным документом, на основе которого разрабатываются и реализуются конкретные целевые программы по всему комплексу проблем на федеральном, региональном и местном уровнях. Реализация программ должна осуществляться посредством конкретных мероприятий с критериальной оценкой их эффективности и целевого назначения. Данная Концепция призвана оказать помощь в определении целей, принципов и критериев деятельности органов государственной власти, общественных объединений по решению проблем кадрового потенциала молодежной политики в целом.
Концепция должна стать ориентиром для органов государственной власти, а также для молодежных общественных объединений при решении вопросов развития кадрового потенциала молодежной политики. [7]
Таким образом, были рассмотрены основные нормативные акты по данной теме. Не смотря на то, что организация подготовки кадров является важной социальной функцией государства, создано недостаточное количество документов, регулирующих кадровое обеспечение ГМП. Процесс выстраивания системы кадрового обеспечения ГМП находится в тесной взаимосвязи с процессом становления и развития ГМП как отрасли, имеющей свою специфику в рамках социально-культурной политики, важного звена стратегии социально-экономического развития страны. Современный кадровый состав, формировавшийся бессистемно, не имеющий опоры на современные технологии управления кадровыми процессами далеко не всегда способен обеспечивать достижение целей молодежной политики. Деятельность по управлению кадровым обеспечением ГМП должна основываться на осознании того, что необходимо подготовить профессионала, компетенцией которого является специфическая сфера работы с молодежью.
Глава 2. Кадровое обеспечение ГМП РФ
2.1. Текущее состояние кадрового обеспечения ГМП в РФ
В данном параграфе мы рассмотрим текущее состояние инфраструктуры кадрового обеспечения ГМП(курсы повышения квалификации, вузы)
Кадровое обеспечение государственной молодежной политики – это система мер по выявлению, отбору, подготовке, повышению квалификации, переподготовке и созданию кадрового резерва работников, занятых в данной сфере [12].
В 2003 году с целью обеспечения отрасли государственной молодежной политики квалифицированными кадрами и формирования кадрового резерва создан Межрегиональный центр переподготовки и повышения квалификации кадров сферы государственной молодежной политики на базе Института социальных коммуникаций ГОУ ВПО «УдГУ».
В апреле 2009 года по распоряжению № РД-04 Департамента молодёжной политики и общественных связей Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации присвоен статус «Межрегионального центра развития кадрового потенциала по Приволжскому федеральному округу».
С 2001-го по 2005 г. проведено 185
обучающих семинаров и курсов повышения квалификации специалистов по работе с
молодежью, в которых приняло участие 7250 человек, 45 была специалистам
присвоена дополнительная квалификация «Работник сферы государственной молодежной
политики», 15 человек прошли стажировку. Кроме того, в данный период создано
пять опорных центров по кадровому обеспечению в сфере молодежной
политики(Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Белгородская,
Волгоградская и Новгородская области), 23 вуза получили лицензию на
осуществление образовательной деятельности по государственному стандарту
высшего профессионального образования «Организация работы с молодежью»,
проведено 47 межрегиональных семинаров и совещаний по вопросам повышения квалификации
специалистов по работе с молодежью[13].
Во всех субъектах РФ функционируют органы по делам молодежи, численность
сотрудников которых на 1 января 2009 г. составила около 2000 человек. При
органах по делам молодежи субъектов РФ функционирует более 2000 учреждений
социального обслуживания молодежи, 1750 подростково-молодежных центров, более
2000 центров молодой семьи, более 7000 центров отдыха, оздоровления и занятости
детей и молодежи. В инфраструктуре сферы государственной молодежной политики
работает около 63 тыс. человек. Кадровый состав сферы молодежной политики
составляют государственные служащие органов по делам молодежи; муниципальные
служащие органов местного самоуправления; сотрудники учреждений и организаций,
работающих с молодежью; работники учреждений негосударственного сектора,
оказывающих социальные услуги молодежи; активисты молодежных общественных
объединений; преподаватели образовательных учреждений, реализующих программы
среднего, высшего и дополнительного профессионального образования в сфере
государственной молодежной политики.
В стране складываются элементы системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации кадров для работы с молодежью.
В 2009 г. Министерство спорта и туризма России приступило к созданию системы подготовки кадров для отрасли. Приказом Министерства спорта и туризма России от 23 декабря 2008 г. No 72 утверждена Концепция развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации. На базе Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова создан федеральный координационный центр развития кадрового потенциала молодежной политики. Также созданы восемь региональных кадровых центров (в каждом федеральном округе, Южном федеральном округе– два). Впервые за последние десять лет началось обучение на курсах повышения квалификации руководителей органов по делам молодежи. В 2009 г. обучение прошли 27 руководителей органов по делам молодежи. Всего прошли переподготовку 342 работника отрасли. В настоящее время в 75 [14] вузах страны ведется подготовка по специальности «Организация работы с молодежью», в 2009 г. состоялся первый выпуск. С 2010 г. на базе ста вузов будут осуществляться переподготовка и повышение квалификации для получения дополнительной квалификации «Работник сферы государственной молодежной политики». Акцент будет сделан на подготовку специалистов по конкретным направлениям (добровольчество, трудная жизненная ситуация, работа с неформальными и экстремистскими организациями, толерантность, талантливая молодежь, здоровый образ жизни).
Проведенный анализ учебных планов по специальности «Организация работы с молодежью» нескольких университетов (Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), ГОУ ВПО Барнаульского государственного педагогического университета, Казанского государственного университета культуры и искусств, Саратовского государственного университета и др.) показал некоторое несоответствие, а именно: частичное несовпадение перечня гуманитарных и социально-экономических, а также математических дисциплин, содержательного наполнения спецкурсов и спецсеминаров, предметов по выбору. Несоответствие методического обеспечения курсов современным требованиям.
Отсутствие обновлений в программах курсов, которые отражают современные тенденции развития сферы ГМП.
Анализ учебных планов и программ по повышению квалификации и переподготовки работников ГМП, реализуемых в центрах повышения квалификации и переподготовки выявил многообразие в тематике, структуре и формах проведения курсовой подготовки и переподготовки.
На сегодня в центрах реализуются: краткосрочные программы повышения квалификации; краткосрочные тематические программы, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач; среднесрочные программы, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности. При проведении анализа данных программ выявлена: недостаточная адаптация учебных программ, научного и учебно-методического обеспечения, технологий обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров к требованиям Стратегии ГМП; недостаточная информированность преподавателей, которые осуществляют обучение работников сферы молодежной политики. Также в содержании курсов отсутствуют новые методики, организационные формы социальной работы с молодежью, новая инфраструктура, технологии социальной работы с семьей, подростками, разработка социально-психологических консультационных методик и программ, организация и развитие клубных работ.
Неудовлетворение существующей системой образовательных потребностей развивающейся сферы ГМП- примерно четвертая часть от работающих в этой сфере. Проведенные социологические исследования в сфере кадров государственной молодежной политики, показали ряд существующих проблем, которые препятствуют ее успешной реализации: по мнению большей части экспертов в настоящее время молодежной политике на региональном уровне уделяется недостаточное внимание, лишь третья часть оценивает кадровую политику в органах по делам молодежи как эффективную. Самым значимым фактором прихода в сферу работы с молодежью являлся «ощущение полезности своей деятельности», уже спустя какое-то время в профессиональной деятельности значимым стимулом становится «повышение оплаты труда». Значительная часть работников органов по молодежной политике в той или иной мере неудовлетворена своей работой. Показатель удовлетворенности уровнем оплаты труда в наибольшей степени характеризует сложившуюся в настоящее время довольно высокую неудовлетворенность специалистов конкретными условиями своей работы. Его коэффициент равен -0,403 (при минимуме -1 и максимуме 1). Отрицательные значения имеют и такие показатели, как уровень социальной защищенности (-0,206), правовые гарантии (-0,156) и перспективы служебного роста (- 0,046). Следует признать, что именно данные факторы демотивируют работников органов по делам молодежи к их профессиональной деятельности. Наивысшими значениями, напротив, обладают показатели субординации во взаимоотношениях в коллективе (0,277) и полезности работы для общества (0,235) [17]. Лишь 42% специалистов по работе с молодежью не хотели бы менять свою работу [11]. Более того, степень неудовлетворенности возрастает по мере увеличения стажа деятельности в органах по молодежной политике. С отсутствием мотивации работников данной сферы, падает престижность профессии, которая начинает рассматриваться лишь как начальный этап становления карьеры, но не как постоянное рабочее место.
В этой связи возникает необходимость скорейшего реформирования учебно-методического обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников ГМП [15].
Рассмотрев текущее состояние инфраструктуры кадрового обеспечения ГМП, мы можем сказать, что для обеспечения отрасли государственной молодежной политики квалифицированными кадрами и формирования кадрового резерва создано немало центров переподготовки и повышения квалификации, также создано пять опорных центров по кадровому обеспечению в сфере молодежной политики в Республике Татарстан, Удмуртской Республике, Белгородской, Волгоградской и Новгородской области. Количество вузов, осуществляющих подготовку по специальности «Организация работы с молодежью» растет с каждым годом, выпуск специалистов начался с 2009 г. Но принятые меры нельзя назвать достаточно эффективными, т. к. программы, направленные на повышение квалификации недостаточно адаптированы к требованиям Стратегии ГМП, в содержании курсов отсутствуют новые методики, организационные формы социальной работы с молодежью. Говоря о подготовки специалистов в вузах, стоит обратить внимание на различия содержательного наполнения спецкурсов и спецсеминаров, предметов по выбору и отсутствие обновлений в программах курсов, которые отражают современные тенденции развития сферы ГМП. Отсутствие мотивации работников данной сферы приводит к текучести кадров, т. к. показатель удовлетворенности уровнем оплаты труда в наибольшей степени характеризует сложившуюся в настоящее время довольно высокую неудовлетворенность специалистов конкретными условиями своей работы.
2.2 Анализ эффективности существующих форм кадрового обеспечения ГМП в РФ
Для анализа эффективности существующих форм кадрового обеспечения ГМП в РФ мы обратились к социологическому исследованию «Формирование системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики» (2004 г.).
Проведенные социологические исследования кадровой сферы государственной молодежной политики выявили ряд проблем, препятствующих ее успешной реализации. Во-первых, опрошенные в ходе общероссийского социологического исследования «Формирование системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики» (2004 г.) работники органов по делам молодежи в целом оценили практику расстановки кадров ГМП как недостаточно эффективную. В целом решение кадровых проблем считается гораздо более эффективным на уровне региона, чем на уровне РФ, в частности, 9,76% респондентов убеждены, что на уровне РФ кадровые проблемы решаются эффективно и 34,15% – на уровне их региона. Противоположного мнения придерживались 31,10% и 44,51% соответственно. Аналогичное исследование, которое было проведено специалистами кафедры социальных технологий Белгородского государственного университета в 2008 г. в Белгородской, Курской и Орловской областях, указало на то, что по мнению большинства экспертов, в настоящее время молодежной политике на региональном уровне внимание уделяется недостаточно.
В целом ситуация в отношении кадрового обеспечения молодежной политики за последние годы улучшилась, но улучшилась несущественно. Лишь третья часть экспертов оценивает кадровую политику в органах по делам молодежи как эффективную.
На основе полученных данных, можно сказать, что существует противоречие между сравнительной небольшой значимостью материальных мотивов в выборе рода занятий и возрастанием их роли в процессе профессиональной деятельности. Это свидетельствует о том, что работники органов по делам молодежи склонны идеализировать собственную мотивацию на начальном этапе деятельности, а также об испытываемой ими неудовлетворенности размером той материальной компенсации, которую они получают за «интересную» и «общественно-полезную» работу.
Данные общероссийского и региональных исследований говорят о том, что ключевой среди комплекса кадровых проблем является проблема стимулирования работников. Это отметили 54,27% участников федерального исследования 2004 года. Ровно половина экспертов (50%), опрошенных в ходе проведенного в 2008 г. в Белгородской, Курской и Орловской областях исследования, отметили слабое стимулирование специалистов как основную причину кадровых проблем государственной молодежной политики, поставив ее по значимости на первое место. Второе место участники обоих исследований определили недостаточной квалификации имеющихся специалистов: 33,54% работников – по данным федерального исследования 2004 г. и 40,0% экспертов межрегионального исследования 2008 г. Недостаточная квалификация работников во многом определяется неоптимальными практиками рекрутирования кадров органов по делам молодежи. Их низкая эффективность проявляется, прежде всего, в том, что основную массу сотрудников, принимаемых на работу, по данным исследования 2008 г., составляют либо выпускники учебных заведений, либо бывшие работники бюджетной сферы, где первые, как правило, не имеют достаточного опыта работы. Вторые – мало знакомы с производственной сферой, с организацией предпринимательской деятельности, довольно часто недостаточно инциативны и креативны. Большинство работников сферы молодежной политики представляют специалисты, которые имеют опыт деятельности в сфере ГМП до пяти лет. Это вряд ли само по себе может служить свидетельством их недостаточного профессионализма, но выступает в качестве предположения о наличии такой возможности. И, в любом случае, выявленное распределение кадров по стажу свидетельствует о высоком уровне текучести кадров.
На кадровом обеспечении государственной молодежной политики отрицательно сказывается отсутствие единых подходов к работе с детьми и молодежью как на региональном уровне, так и на федеральном. Учреждения разной ведомственной принадлежности — образования, культуры, социальной защиты и др., ведущие работу с детьми и молодежью, дублируя друг друга, зачастую выполняют аналогичные функции. По-разному в регионах определяются и роль и функции специалистов, в них работающих, критерии оценки их деятельности, процедуры аттестации, перечень услуг, предоставляемых ими, и т.п. Это затрудняет или делает почти невозможным прогнозирование кадровых потребностей.
Можно сказать, что в настоящее время, с одной стороны, отсутствуют четкие определения профессиональных функций специалистов по работе с молодежью, а с другой, происходит выявление общих, профессиональных или квалификационных требований, способствующих их системной и целенаправленной подготовке и переподготовке. Одним из важных компонентов развития системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов является наличие преподавателей, осуществляющих обучение работников сферы молодежной политики.
Сфера работы с молодежью очень специфична. И стоит воспринимать эту работу как новую профессиональную сферу деятельности, имеющую свои учреждения, кадровый состав и необходимые ресурсы. Большое значение следует уделить профессиональной подготовке кадров ГМП, повышению уровня мотивации работников данной сферы, закрепления статуса «престижная» за должностью специалиста по работе с молодежью.
Во-первых, это развитие системы учреждений, видов работ, отвечающих основным интересам и потребностям молодежи, вовлечение ее в социально полезную деятельность через проекты, обозначенные в Стратегии государственной молодежной политики в РФ.
Во-вторых, это развитие новой отрасли знания, связанной с молодежью как особой социальной группой, и ее изучение в учреждениях системы образования.
В-третьих — профессиональная подготовка специалистов по работе с молодежью в различных формах.
Основные направления совершенствования системы кадрового обеспечения, конкретные шаги обозначены в Концепции развития системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики на 2007–2010 гг. В связи с принятием Стратегии государственной молодежной политики РФ можно констатировать факт, что рассматриваемый сегмент социальной сферы находится на очередном историческом витке развития. Кадровое обеспечение является одним из важнейших факторов эффективности реализации ГМП.
Заключение
Вопрос подготовки кадров был актуальным еще в советский период. В настоящий момент кадровое обеспечение является одной из ключевых задач ГМП.
Целью исследования являлся анализ положений кадрового обеспечения ГМП, а также существующих форм, методов работы в данной сфере. Цель достигнута с помощью задач, поставленных в ходе исследования.
Формирование государственной молодежной политики в нашей стране началось еще в начале 90-х годов XX века. И продолжает формироваться на сегодняшний день. Существует ряд нормативных документов, принятых на уровне государства и отдельных регионов.
Развитие ГМП требует развития кадрового обеспечения данной сферы, в стране складываются элементы системы подготовки и повышения квалификации кадров для работы с молодежью. Растет количество вузов, осуществляющих подготовку по специальности «организация работы с молодежью», но как программы, направленные на повышение квалификации, так и содержательное наполнение спецкурсов требуют доработки.
Также в настоящее время отсутствует четкое определение профессиональных функций специалистов по работе с молодежью, а также системы мотивации работников данной сферы. Кадровое обеспечение ГМП в РФ находится на этапе развития и является одним из важнейших факторов эффективности реализации ГМП.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» от 16.04.1991г. – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=5091 Дата доступа: 15. 05. 2015
2. Указ от 16 сентября «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики», - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.juniorufa.ru/wp-content/uploads/ukaz-10751.doc Дата доступа: 15. 05. 2015
3. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики» // Российская газета. –1993. – 3 июля. – С. 13.
4. Болдырева Р. Ю. , Мосин Ф. А. Анализ существующих подходов к понятию «кадровый потенциал» // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки - № 1-2/2011- с. 30
5. "Концепция государственной молодёжной политики в Российской Федерации", одобренной Правительственной комиссией по делам молодёжи (протокол от 5 декабря 2001 года, 4 пр.)
6. Постановление Правительства РФ от 27.12.2000 N 1015 (ред. От 26.09.2004, с изм. от 21.10.2004) "О Федеральной целевой программе "Молодежь России (2001 - 2005 годы)"
7. Концепции развития кадрового потенциала молодежной политики в Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 23 декабря 2008 года N 72
8. История возникновения государственной молодежной политики в России // ГОСКОММОЛОДЕЖИ ЧУВАШИИ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=92&id=21318 Дата доступа: 16.05.2015
9. Указ Президента РФ от 24.09.2007 N 1274 (ред. от 21.05.2012) «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129955/ Дата доступа: 16.05.2015
10. Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р Режим доступа: http://www.newurengoy.ru/2016.html#sel= Дата доступа: 17. 05. 2015
11. Бабинцев В. П., Реутов Е. В. Кадровые ограничения государственной молодежной политики // Белгородский государственный университет, «Социология и социальные технологии», № 8, 2008 г.
12. Кравченко Д.Б., Турчак А.А. «Молодежная политика»
13. В. В. Ткаченко «Исторический опыт подготовки кадров по работе с молодежью» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cscp.ru/doklad/10199/?print Дата доступа: 17. 05. 2015
14. Сайт «Росмолодежь» - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fadm.gov.ru/ Дата доступа: 17. 05. 2015
15. Рекомендации по совершенствованию системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, деятельности центров подготовки и переподготовки кадров сферы государственной молодежной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.molodkrsk.ru/upload/documents/files/metrec101411309224.pdf Дата доступа: 15 05. 2015
16. Гусев Б. Б. «Оценка развития кадрового потенциала молодежной политики в субъектах Российской Федерации» // Вестник КемГУ - № 3 (47) 2011
17. Формирование системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики. Информационно- аналитический отчет по итогам социологического исследования. – М. – Белгород: БИГМУ, 2004. – С.22.
18. «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
19. Бояринова И. В. Проектирование системы кадрового обеспечения государственной молодежной политики в белгородской области // Омский научный вестник - № 4-69 / 2008
20. Лапина Е. А. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики, или о работе с молодежью как профессиональной сфере деятельности