МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙАГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
МСХА имени К.А.Тимирязева»
(ФГБОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева)
Факультет: Процессы и машины в агробизнесе
Кафедра: Тракторы и автомобили
Реферат
на тему: работа тракторного дизеля на рапсовом масле и его смесях с дизельным топливом
Выполнил: студент 2 курса
223 группы Родченков Д.А.
Проверил: Девянин С.Н.
Москва 2016 г.
Содержание
1. Обоснование необходимости использования альтернативных топлив в с/х технике………………………………………………………………………...
1.1Необходимость использования альтернативных топлив в ДВС…….…
1.2 Рапс как потенциальный энергоресурс……………………………….
1.3 Современные потребности в рапсе в рамках принятых стандартов…………
1.4 Работа дизелей на топливных смесях с растительными маслами…….
1.5 Основные причины использования рапсового масла как топлива для техники АПК……………………………………………………………………………………...
2. Технология получения альтернативного топлива………………………...
3. Физико-химические свойства традиционного и альтернативного топлив………………………………………………………………………………
4. Программа проведения расчетных исследований…………………………
5. Анализ результата расчета……………………………………………………
6. Анализ целесообразности использования альтернативного топлива…..
Заключение………………………………………………………………………...
Список литературы……………………………………………………………….
1. Обоснование необходимости использования альтернативных топлив в с/х технике
1.1Необходимость использования альтернативных топлив в ДВС
Основные причины отказа от нефтяных топлив
1. Истощение запасов нефти.
2. Превышение спроса на нефтяные топлива возможностей его производства.
3. Повышение выброса парниковых газов.
Следствие
1. Дефицит нефти и нефтепродуктов на рынке
2. Повышение цен на нефтяные топлива
3. Усиление парникового эффекта на планете
1.2 Рапс как потенциальный энергоресурс
1. посевные площади в РФ — 120 млн. га
2. включение рапса в севооборот - 1 в 4 года
3. средняя урожайность в РФ —1,5 т/га
4. максимальный валовой сбор рапса — 45 млн. т
5. получаемое количество масла — 15 млн. т
6. требуемое кол-во топлива для РФ - 70 млн. т
7. возможная замена нефтяного топлива — 25%
Дополнительные продукты
1. рапсовый шрот - 30 млн. т
2. глицерин (при выработке МЭРМ) - 1.4 млн. т
1.3 Современные потребности в рапсе в рамках принятых стандартов
Определяющие факторы : урожайность рапса, доля рапсового масла в топливе, потребность в топливе. Урожайность 13 ц га - выход с 1 га : 390 кг рапсового масла 910 кг жмыха 1 млн. га - 390 тыс. т масла (400 тыс. т МЭРМ)
Производство ДТ в РФ около 60 млн. т при добавке 10 % РМ (ГОСТ 52368-2005) потребуется засеять рапсом:
-для нужд России - 15 млн. га Дефицит добавки в Европе около 4 млн.т
-для нужд Европы - 5 млн. га
Итого потребность в площадях около 20 млн. га Имеется неиспользуемых пахотных земель более 20 млн. га
1.4 Работа дизелей на топливных смесях с растительными маслами
Стимулы к применению:
- возможность к использованию на серийных дизелях без их переделки;
- использование штатной топливной системы;
- хорошая взаимная растворимость без расслоения;
- ограниченность ресурсов растительных масел;
- улучшение экологических характеристик;
- сохранение мощностных характеристик;
- уменьшение стоимости топлива по сравнению с эфирами растительных масел.
Вывод:
при использовании концентрации дизельного топлива с рапсовым маслом, смесь
будет менее агрессивна.
1.5 Основные причины использования рапсового масла как топлива для техники АПК.
При нормальных условиях оно является жидкостью и, следовательно, не требуется специального обучения в обращении с ним.
Основным источником энергии в средствах механизации сельского хозяйства является дизель, а он наилучшим образом приспособлен для таких топлив.
Рапсовое масло относится к классу возобновляемых энергетических источников и поэтому вопросы его истощения не возникают.
При получении рапсового масла образуется жмых из маслосемян , который является ценной белковой добавкой к корму животным.
Себестоимость производства рапсового масла для топлива уже сейчас получается ниже цен на дизельное топливо (ДТ).
Работа техники на топливе растительного происхождения не требует существенных ее переделок и специальной подготовки.
Имеющиеся топливозаправочные средства могут быть использованы для работы с топливами на основе растительного масла.
Для самообеспечения хозяйства топливом требуется 10-12 % посевных площадей.
Топливо на основе рапсового масла востребовано за рубежом и его излишки могут экспортироваться.
Топливо на основе рапсового масла является экологически безопасным по воздействию на почву и атмосферу и не снижает продуктивности почв.
Рапс является хорошим предшественником зерновых культур и может быть включен в севооборот на пахотных землях.
2. Технология получения альтернативного топлива
3. Физико-химические свойства традиционного и альтернативного топлив
Вывод: приемлемо использовать концентрацию до 25% ,так как пусковые характеристики отличаются незначительно.
4. Программа проведения расчетных исследований
ДТ |
РМ |
Смесь 10%РМ, 90%ДТ |
Смесь 30%РМ, 70%ДТ |
Смесь 50%РМ, 50%ДТ |
Смесь 70%РМ, 30%ДТ |
|
С |
0,87 |
0,779 |
0,861 |
0,843 |
0,824 |
0,807 |
Н |
0,126 |
0,118 |
0,125 |
0,124 |
0,122 |
0,120 |
О |
0,004 |
0,103 |
0,014 |
0,033 |
0,054 |
0,073 |
Θн |
42500 |
37500 |
42201 |
41571 |
41080 |
40492 |
ηт |
230 |
434 |
251,4 |
291,4 |
332 |
372,8 |
1. Расчет доли в смеси углерода:
С90%ДТ, 10%РМ =90*0,87/100+10*0,779/100=0,861
С70%ДТ, 30%РМ =70*0,87/100+30*0,779/100=0,843
С50%ДТ, 50%РМ =50*0,87/100+50*0,779/100=0,824
С30%ДТ, 70%РМ =30*0,87/100+70*0,779/100=0,807
2. Расчет доли в смеси водорода:
Н90%ДТ, 10%РМ =90*0,126/100+10*0,118/100=0,125
Н70%ДТ, 30%РМ =70*0,126/100+30*0,118/100=0,124
Н50%ДТ, 50%РМ =50*0,126/100+50*0,118/100=0,122
Н30%ДТ, 70%РМ =30*0,126/100+70*0,118/100=0,120
3. Расчет доли в смеси кислорода
О90%ДТ, 10%РМ =1-0,861-0,125=0,014
О70%ДТ, 30%РМ =1-0,843-0,124=0,033
О50%ДТ, 50%РМ =1-0,824-0,122=0,054
О30%ДТ, 70%РМ =1-0,807-0,120=0,073
4. Расчет низшей теплоты сгорания
Θн10% = 33,9*0,861+103*0,125-10,9*(13,9-0)-2,514*0=42201 [кДЖ/кг]
Θн 30%= 33,9*0,843+103*0,124-10,9*(33,7-0)-2,514*0=41571 [кДЖ/кг]
Θн 50%= 33,9*0, 824+103*0,122-10,9*(54-0)-2,514*0=41080 [кДЖ/кг]
Θн70% = 33,9*0, 807+103*0,120-10,9*(73,3-0)-2,514*0=40492 [кДЖ/кг]
5. Расчет молярной массы топлива поданного на впуске
ηт 90%ДТ, 10%РМ =90*230/100+10*434/100=251,4 [г/моль]
ηт 70%ДТ, 30%РМ =70*230/100+30*434/100=291,4 [г/моль]
ηт 50%ДТ, 50%РМ =50*230/100+50*434/100=332 [г/моль]
ηт 30%ДТ, 70%РМ =30*230/100+70*434/100=372,8 [г/моль]
5. Анализ результата расчета
График изменения показателей дизеля ЯМЗ-238-Д от концентрации рапсового масла в топливе
Вывод: из графика видно,
что наиболее благоприятной концентрацией рапсового масла в топливе составляет
10% так как, в этом случае по сравнению с другими низкий удельный расход
топлива, мощность выше чем при концентрации 30%
6. Анализ целесообразности использования альтернативного топлива
Основные результаты для эффективного использования рапсового масла в хозяйствах АПК
- Использование рапсового масла (РМ) как топлива - перспективно, что подтверждается:
- возрастающим дефицитом нефтяных топлив и их ценой;
- возобновляемостью энергоресурсов и их экологической чистотой;
- сохранением эффективности работы дизелей при использовании биодобавок;
- Экономическая эффективность использования рапсового масла в качестве топлива может быть увеличена при решении ряда проблем:
- увеличения производства рапса в РФ;
- внедрения современных технологий и машин при производстве рапса;
- разработки эффективных технологий и машин по переработке семян рапса;
- расширения сферы применения рапса для его комплексного использования;
- повышения эффективности использования РМ как топлива.
- Рапсовое масло и МЭРМ могут добавляться к ДТ (до 30%) без дополнительной регулировки дизеля с сохранением его мощности и экономичности.
- Использование РМ как добавки к ДТ экономически выгоднее чем МЭРМ, т.к. не требует дополнительной химической переработки.
- Использование РМ и МЭРМ в качестве добавок к нефтяному топливу приводит к улучшению экологических характеристик дизеля практически по всем составляющим.
- Использование МЭРМ требует экспертной проверки топливной системы дизеля для оценки стойкости ее материалов, чего не требуется при использовании РМ.
Заключение
На примере двигателя Д-243 видно чтоприемлемо использовать концентрацию до 25% так как пусковые характеристики отличаются незначительно.
По расчету видно, что наиболее благоприятной концентрацией рапсового масла в топливе составляет 10% так как, в этом случае по сравнению с другими низкий удельный расход топлива, мощность выше, чем при концентрации 30% , пусковые характеристики смеси 10%РМ 90% ДТ от характеристик ДТ отличаются не значительно.
При использовании концентрации дизельного топлива с рапсовым маслом, смесь будет менее агрессивна по сравнению с ДТ.
Производство ДТ в РФ около 60 млн. т при добавке 10 % РМ (ГОСТ 52368-2005) потребуется засеять рапсом:
-для нужд России - 15 млн. га Дефицит добавки в Европе около 4 млн.т
-для нужд Европы - 5 млн. га
Итого потребность в площадях около 20 млн. га. Имеется неиспользуемых пахотных земель более 20 млн. га
По данным сайтов “toplivo-s.ru и www.agroserver.ru” стоимость ДТЛ составляет 27200 руб. за тонну, ДТЗ - 32469 рублей за тонну, стоимость РМ – 26000 руб. за тонну.
10%РМ+90%ДТЗ=10*26000/100+90*32469/100=31823 руб.
10%РМ+90%ДТЛ=10*26000/100+90*27200/100=27080 руб.
Итого экономия зимой 646 руб., летом 120 руб. (на 100км)
При расходе топлива 100 л в день экономия в год составит 9114 руб.,
Список литературы
1. Девянин С.Н., Марков В.А., Семенов В.Г. Растительные масла и топлива на их основе для дизельных двигателей. – Харьков: Изд-во «Новое слово», 2007. – 452 с.
2. Журнал “Автомобильная промышленность”, 2006 год, №2
3. Слепцов, Олег Николаевич автореферат на тему “Эффективность применения топлив растительного происхождения в АПК”
4. www.agroserver.ru
5. toplivo-s.ru
6. Девянин С.Н. Альтернативные топлива для дизелей