Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет имени первого Президента
России Б.Н. Ельцина»
Институт государственного управления и предпринимательства
Кафедра государственного и муниципального управления
Занятость и трудоустройство молодежи на рынке труда по городу Екатеринбургу.
Курсовая работа по теории управления
Студент 1 курса
УП – 150808 группы
Щерба Ю.Е.
Преподаватель:
Кандидат филос. наук, доцент
Майн Н.Э.
Екатеринбург 2016
Содержание
Введение........................................................................
........................................2
Глава 1 Проблемы занятости молодежи.
1.1 Специфика молодежного рынка труда........................................................4
1.2 Связь между системой образования и рынком труда..............................8
1.3 Государственное регулирования рынка труда..........................................10
Глава 2 . Анализ проблем молодёжного рынка труда в г. Екатеринбурге.
2.1 Общая характеристика рынка труда в г. Екатеринбурге...........................12
2.2 Проблемы выпускников на рынке труда в г. Екатеринбурге...................16
2.3
Разработка рекомендаций по решению проблем занятости молодежи г. Екатеринбурга...................................................................
...................................19
Заключение......................................................................
.....................................24
Список литературы.
Введение
Будущее России представляется многим наблюдателям как у нас в стране, так и за рубежом весьма смутным и неопределенным Становление современной молодежи происходит в очень сложных условиях
Ответственность молодежи за будущее России - это, по большому счету, ответственность государственной молодежной политики, осуществляемой сегодня. Историческая ответственность молодежи за будущее России обусловлена тем, что именно молодежи предстоит решать сложнейшие и запущенные проблемы общества. Молодежи надлежит стать главным субъектом общественного воспроизводства. Молодежь может стать важным фактором, условием и средством социальных перемен, мощной инновационной силой. Основные параметры качества нынешней молодежи во многом определят контуры трудового потенциала - его биологические и демографические характеристики, уровень образования, профессиональной подготовки, политической и гражданской зрелости.
Одна из главных проблем современного общества трудоустройства молодежи. Она остро стоит перед получившими высшее образование, перед выпускниками иных учебных заведений – в том числе средних школ. Почему проблема? Причиной этого является отсутствие опыта работы. А ведь почти во всех профессиях недостаточно только теоретических знаний. И из за того что у молодых людей нет определенного опята работы им чаще всего отказывают в трудоустройстве.
Цель исследования - рассмотреть и занятость и трудоустройство молодежи на рынке труда в городе Екатеринбурге.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи исследования:
- рассмотреть фундаментальные понятия и принципы функционирования рынка труда;
- охарактеризовать специфические особенности молодёжного рынка труда;
- изучить проблемы занятости молодых специалистов в городе Екатеринбурге;
- сделать полную оценку молодежного рынка труда в г. Екатеринбург;
- разработать способы решения проблем занятости молодежи в городе Екатеринбурге
Объектом исследования выступает рынок труда.
Предмет исследования – современные проблемы молодежного рынка труда в городе Екатеринбурге, а также разработать способы решения проблем занятости молодежи в городе Екатеринбурге .
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Специфика молодежного рынка труда
Один из самых важных и в то же время проблемных компонентов рынка труда - его молодежный сегмент, отражающий главные тенденции развития экономики, образования и рынка труда.
Поиски первого рабочего места, несоответствие уровня и качество полученного образования, отсутствие опыта, несоответствие запросов молодежи и предложений работодателей усиливают напряженность на рынке труда и усложняют эффективное осуществление главных функций им. Важная линия рынка труда молодежи - то, что он качественно обновляет потенциал общего рынка работы и этим действия как один из значительных инновационных факторов общественного прогресса. Молодежный рынок труда объективно предпринимает функции главного регулятора движения труда молодежи. Различные типы рынка труда получают развитие, структуру его взаимосвязей с экономической деятельностью и занятостью изменений населения. В частности это находит отражение в сосуществовании и непоследовательное развитие открытых и приспосабливаемых, автономных и "теневых" рынков труда, в увеличении степени свободы работы, с одной стороны, и монополизациях условий занятости, с другим[1].
Специфических особенностей функционирования молодежного рынка труда - нестабильность спроса и предложения, вызванного изменчивостью ориентаций молодого человека, ее социальной и профессиональной неуверенности. Ситуация ухудшена с ухудшением социальных проблем молодежи, связанной с основным изменением социокультурных и политических условий развития индивидуальности, вызывающей растущие трудности с самоопределением молодых людей включая в профессиональном аспекте.
Еще одна проблемная особенность молодежного сегмента рынка труда - низкая конкурентоспособность молодежи по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается самому большому риску потерять работу или не найти работу. Возможности занятости нового труда, вступающего в рынок труда впервые, уменьшены. Ограничения требования на рынке труда уменьшают возможности занятости выпускников учебных заведений. Опыт работы и продолжительность обслуживания в специальности - одно из существенных требований кандидатам на замену вакансий, предлагаемых на рынке труда. Социальный и специфические особенности возраста рынка труда молодежи показаны это, рыночная экономика создает рабочие места, требующие определенные параметры возраста.
С одной стороны, у молодежи объективно есть довольно низкая конкурентоспособность. С другой стороны, молодежь отличается от более старших поколений труда в таких положительных особенностях как способность к быстрой и безболезненной адаптации к изменяющимся внешним условиям деятельности, включения, условий труда; динамизм, гибкость, стремление к развитию, новому, неизвестному, к самосовершенствованию; довольно высокий уровень общего образования, которое делает доступным для ее мировых достижений науки и техники, и также специалистов в области информатики и инженеров-электроников, новых неизвестный перед профессией, сфера деятельности за границей; определенные психофизиологические качества: энергия, стремительность, наглость, стремление к самоутверждению. Эти особенности молодежи значительно увеличивают уровень ее конкурентоспособности и выживания в условиях радикальных реформ, появления рабочих мест, и также новых форм получения дохода как, например, дохода предприятия.
Еще одна специфическая особенность молодежного сегмента рынка - дисбаланс образовательного рынка и рынка труда: человеческий капитал, созданный системой образования, остается недогруженным или в целом невостребованным на рынке труда.
Это, во-первых, о явлении "избыточного образования", когда рабочие с высокой формальной подготовкой посвящают себя типам низкого умения работы, подтверждает или очень низкое качество образования или иррациональное использование работы; во-вторых, о работе не в специальности, хотя рабочие в то же время остаются на высоком уровне профессиональной иерархии. Эта неустойчивость между профессиональным образованием и работой объяснена фактом, что система образования управляется требованием домашних хозяйств, когда работодатели формируют спрос на экспертов на рынке труда. Большинство работодателей полагает, что почти все выпускники учебных заведений, недостаточно квалифицированных, не имейте никаких практических навыков, и не может выполнить до стандарта производственные задачи набора [2]. Также на молодежном рынке труда чрезвычайно трудная ситуация с женской занятостью была создана: традиционно среди выпускников учебных заведений, особенно высших учебных заведений, женщины делают значительную часть, в то же время работодатели дают очевидное предпочтение в занятости мужчинам. Молодая замужняя женщина, у которой нет детей, появляется наименее желанный кандидат в занятости. Еще одна особенность специфических особенностей молодежного рынка труда - проблема адаптации на рынке труда университетских выпускников, которые являются рядовыми запаса армии. Молодые люди, которые получили специальность в высшем учебном заведении, передавая военную службу, теряют квалификацию и, возможно, потенциальное место работы. По возвращению из армии эти граждане по различным причинам не имеют возможности восстановить квалификацию. В результате рынок труда теряет квалифицированных специалистов и граждан, которые служили в армии - возможность получить достойную работу.
Частично это связано с тем, что в этой ситуации, появляется, почти невозможно получить статус безработных и быть зарегистрированным в бирже труда. Самой важной проблемой молодежного рынка труда, вызванного его специфическими особенностями, является получение первого рабочего места, каким существованием это объявлено в законодательстве, но не гарантируется в фактах рыночной экономики. [3],
Молодые специалисты, в особенности те, которые изученный государственным заказом после завершения учебного заведения должны выдержать жестокую конкуренцию на рынке труда для получения первого рабочего места.
Работодатели, независимо от сектора экономики, делают типичными требование претендентам на вакансии - опыт. Работодатель хочет принять не только удостоверенного специалиста, но и квалифицированный рабочий, который обеспечит полное возвращение, даст шанс получить прибыль.
Указанные особенности функционирования молодежного сегмента рынка труда отличают его от общего рынка работы и требуют экономически целесообразных и социально вызванных подходов к его регулированию, направленному к занятости молодежи в условиях преобразования экономической системы и рынка труда как ее компонент. Таким образом для достижения окружающей среды равновесия и удовлетворения интересов участников рынка труда его молодежному сегменту нужно регулирование. Обеспечение исполнения определенных принципов требует взаимодействия всех участников молодежного рынка труда, какая главная цель - удовлетворение потребностей экономики для труда из-за обеспечения занятости молодежи.
1.2 Связь между системой образования и рынком труда
Фактическая проблема внутреннего профессионального образования - своя некоторая автономия, изоляция от рынка труда. Расхождение интересов системы профессионального образования и рынка труда приводит к несоответствию структуры, качества и числа предложения трудовых услуг молодых специалистов – выпускников профессиональных учебных заведений – к действительным требованиям экономики . В сложившейся ситуации система профессионального образования обычно ориентируется на потребителей услуг –абитуриентов и их родители. Профессиональные учебные заведения выполняют обучение в тех направлениях, которые больше всего востребованы абитуриентов и их родители. В результате потребности работодателей для рабочих часто не рассматриваются высшими учебными заведениями .
В то же время очевидно, что система профессионального образования не может быть автономной от работодателя.
Все это приводит к задержке системы профессионального образования от требований рынка труда. Приоритетная ориентация учебных заведений к существующей среде профессий и особенностей способствует появлению излишка выпускников на некоторых из них, в то время как другим дефицитом профессий рабочих чувствуется.
Так, предложение менеджеров превышает требования в три раза, адвокаты ‒ почти дважды, экономисты ‒ на одной трети . В высших учебных заведениях, тем не менее, продолжается массовое обучение специалистов по этим профессиям. В целом возможно сказать, что список профессий, из которых выбирают выпускники школ, очень скуден.[4]
Основной критерий, определяющий престижность профессии для современной молодежи в большинстве случаев, является высоким уровнем зарплаты. Такие важные факторы как важность для общества, творческого и интересного вида работы, возможности самореализации, как правило, не решающие по выбору профессии.
Существование высшего образования рассматривают как определенную норму, причина такого высокого престижа высшего образования состоит в том, что большинство наших соотечественников видит в нем обязательное условие увеличения конкурентоспособности на рынке труда и социальной мобильности.
Более ясно показывают тенденцию получения высшего образования ради диплома: 20% студентов , выбрав высшее учебное заведение для, не выбрали профессию для себя или даже не поставили такую задачу перед собой . Связь между полученными профессиями и рынком труда плохо выражена: различными оценками через три года после завершения высшего учебного заведения меньше чем 20% студентов высших учебных заведений работают в областях, связанных с профессией .
Возможно выделить следующие проблемы в сфере профессионального образования, которые отрицательно влияют на качество обучения выпускников согласно требованиям работодателей:
– недостаточная ориентированность учебных заведений на практическом обучении будущих специалистов. Без практического опыта эффективное образование не может быть.
– проблема квалификации педагогических кадров и проблема несоответствия программ обучения к требованиям современной ситуации. Разработанные программы часто не отвечают требованиям современного рынка труда.
– низкая оплата труда преподавателей, отток компетентных педагогических кадров отрицательно отражен в качестве обучения студентов к предстоящей профессиональной деятельности;
– коррупция, имеющая место в системе образования, производит ряд негативных последствий, включая уменьшает мотивацию для приобретения знаний студентами;
– отсутствие точных прогнозов потребностей рынка труда для молодых специалистов и неэффективной способности системы профессионального образования
– изоляция системы образования и отсутствие полноценной оценки качества программ обучения и учебных заведений с внешней стороны.
– отсутствие ресурсов, необходимых для улучшения подготовки качества, которое требует использования в образовательном процессе дорогих технологий улучшения материальных и технических ресурсов, увеличения профессионального уровня обучающего персонала также, является фактической проблемой высшего образования.[5]
1.3 Государственное регулирования рынка труда
Государственное регулирование рынка труда является особой сферой деятельности государственного вмешательства в социально-экономические процессы многогранными подходами и средствами. Оно направлено на получение рациональных результатов в социально-экономических условиях относительно уровня занятости работоспособного населения, соответствия профессионального уровня занимаемых рабочих мест, а также решение проблем безработицы.
Методы государственного регулирования рынка труда представлены в следующем виде:
● Создание новых рабочих мест – это возможно осуществить путем сокращения рабочего времени каждого сотрудника;
● Регулирование режима труда и отдыха – это осуществляется путем установления максимального рабочего времени в течении всей рабочей недели.
● разработку мер по стимулированию занятости и созданию рабочих мест для молодежи;
● обеспечение профессиональной подготовки и переподготовки кадров;
● программы по развитию предпринимательской деятельности среди молодых людей;
● реализацию программ по социальной защите молодых работников.
Применять данные методы стоит с особой осторожностью, поскольку они смогут не только снизить уровень безработицы в стране, но и в значительной степени ухудшить эффективность экономики всей страны в общем. Одним из методов государственного регулирования рынка труда является снижение пенсионного возраста. Подобная практика осуществляется странами Швеции, Испании и Германии.
При организации собственного дела службы занятости труда оказывают активное содействие в оказании материальной и консультативной помощи, а также помощи в подготовке или отборе сотрудников для создаваемых фирм. Данная государственная помощь заключается не только в трудоустройстве работоспособного населения, но и в организации собственного бизнеса и организации новых рабочих мест. В основном данная мера позволяет защищать права безработных граждан. Государственное регулирование рынка труда имеет все экономические средства и предложения рабочей силы с помощью налоговых рычагов. Главной экономической мерой регулирования данной структуры является переподготовка работоспособного населения за счет фонда занятости труда. Финансирование системы переподготовки осуществляется из средств юридических лиц. Данная мера носит не только экономический характер, но и является специализированной, позволяя облегчить трудоустройства работоспособного населения, не имеющего постоянного рабочего места. Таким образом, данные меры регулирования позволяют повысить заработную плату рабочих, создать новые рабочие места, развить предпринимательскую деятельность, организовать процесс переподготовки и выплаты пособий по безработице.
Глава 2 . Анализ проблем молодёжного рынка труда в г. Екатеринбурге.
2.1 Общая характеристика рынка труда в г. Екатеринбурге за 2015 год.
Прогнозы
предсказываемые на 2016 год
Основные усилия работодателей будут нацелены на привлечение лучших сотрудников,
а также мотивацию и удержание уникальных талантливых кадров. Причем речь идет
именно о штатном персонале, популярность хэдхантинга снизится. Сохранится рост
спроса и конкуренции за персонал на таких рынках кандидата, как:
• ИТ (программисты, разработчики, аналитики).
• Высокотехнологичная фармацевтика (микробиологи, химики, медицинские
представители с профильным образованием).
• Отдельные виды производств (инженеры в легкой промышленности,
ракетно-космической, химической отраслях). В то же время на некоторых
инженерных позициях продолжится снижение спроса, например, в машиностроении, на
полиграфических, ювелирных производствах.
• Сельское хозяйство (особенно в категории «растениеводство»).
• Продажи (особенно — менеджеры по поддержке лояльности клиентов).
В зоне риска снижения спроса находятся:
• маркетологи, менеджеры по развитию;
• розничный персонал в ритейле (особенно в сегменте Lux);
• штатные менеджеры по подбору персонала (возможен рост востребованности
удаленных рекрутеров на проектные работы);
• работники туристической отрасли;
• работники розницы в банковском секторе.
В 2016 году большинство компаний не будет проводить индексацию, по крайней мере
для всего штата. Это связано с общим трендом на сокращение HR-бюджета, который
включает в себя и фонд оплаты труда: 77% компаний признали, что HR-бюджет в
следующем году будет уменьшен либо останется на уровне 2015 года. В связи с
этим рост заработных плат скорее всего произойдет исключительно для сотрудников
ключевых позиций, непосредственно влияющих на прибыль компании. Доля компаний,
которые проведут индексацию, не превысит 15—18%. Снижения зарплатных
предложений для новых сотрудников в номинальном выражении не произойдет,
возможен небольшой рост на уровне 3—5% в годовом выражении. Но по ряду позиций
возможны и более высокие показатели, в основном это касается дефицитных специалистов.
На общем фоне страны, находящемся в несколько застывшем положении, рынок труда Екатеринбурга радует своим стабильным оптимизмом. Он проявляется в сохранении уровня средней зарплаты в 2016 года на уровне 30 тыс. рублей. В городе-миллионнике всегда актуальны вакансии в торговую сферу (продавец торгового зала, кассир), в сферу недвижимости (риэлтор), в IT-области (программисты, разработчики мобильных приложений) и другие специальности. Начало нового 2016 года кардинальных изменений в расстановку сил на рынке труда Екатеринбурга не внесло. [6]
Рисунок 2.1 – Уровень средней заработной платы в Екатеринбурге в 2016 году
В Екатеринбурге наиболее востребованы специалисты отрасли Торговля / Продажи. По статистике нашего сайта, количество вакансий в этой отрасли составляет 20.8% от общего количества предложений в Екатеринбурге.
Рисунок 2.2 10 популярных отраслей по количеству вакансий в Екатеринбурге.
Рейтинг востребованных профессий в Екатеринбурге в 2016 году
Продавец кассир является наиболее востребованной профессией в Екатеринбурге. По данным, количество вакансий составляет 706. Уровень средней заработной платы у профессии Продавец кассир равен 21250 руб.
● продавец кассир - 706 вакансий;
● медицинская сестра - 379 вакансий;
● водитель экспедитор - 366 вакансий;
● уборщик - 364 вакансий;
● дизайнер сайта - 337 вакансий;
● удаленный верстальщик - 320 вакансий;
● водитель такси- 308 вакансий;
● менеджер активных продаж - 300 вакансий;
● веб программист - 279 вакансий;
● ведущий специалист - 274 вакансий.
Наиболее высокооплачиваемой отраслью в Екатеринбурге является ТОП менеджмент. Средняя заработная плата в отрасли составляет 46333 руб.
Рисунок 2.3 Рейтинг отраслей по уровню заработной платы в Екатеринбурге
Наиболее высокооплачиваемой профессией в Екатеринбурге является Руководитель товарного направления. По данным нашего сайта, уровень средней зарплаты составляет 150000 руб. На втором месте - Директор компании с зарплатой 100000 руб, а на третьем - Риелтор по недвижимости с зарплатой 87500 руб. [7]
Рисунок 2.4 Рейтинг высокооплачиваемых профессий в Екатеринбурге
2.2 Проблемы выпускников на рынке труда в г. Екатеринбурге
Несмотря на высокий
интеллектуальный потенциал и мобильность молодежи, главным критерием остается
не желание многих нанимателей, брать на работу юных профессионалов,
не имеющих навыка работы по своей специализации
. Нанимателю нерентабельно финансово и по времени дополнительно
тратится на их обучение по профессии.
Молодые люди сначала нацелена на
получение профессии для работы в банковской сфере, маркетинге,
рекламе. Так же питают иллюзии молодежь о
способности устроить легкую карьеру в юриспруденции
и финансовой сфере. Как досадно бы это не звучало,
наука, индустрия, сельское хозяйство, информационные
технологии, как показывает практика, совершенно не те сферы, на
которые определяется сейчас молодые люди.
Раньше, когда, была какая то
уверенность в собственном будущем, выпускники могли планировать карьеру на
несколько лет вперед, когда существовало государственное распределение
выпускников При переходе русского общества на путь
рыночных взаимоотношений дал почву для появления
новейшей ситуации в социально-трудовых отношениях. В
следствии молодые люди оказалась неготовой
к передовым реалиям рынка труда. А
именно, имеется повышение количества безработных и
работающих не по квалификации выпускников проф училищ,
средних специальных и высших учебных заведений.
Юные спецыалисты, вступая в трудовую жизнь, имеют
ряд соответствующих особенностей:
Во-1-х, при устройстве на
работу они полагаются на приобретенные теоритические познания, но
не на навык, так как навыка у молодых
людей еще пока нет. Увы, не более 30%
выпускников на сегодня имеют все шансы похвастать
фактическим навыком работы по своей специальности
к моменту получения диплома, получая данный навык на
практике, другие ведь 70% выпускников или не
имеют вообщем практически
никакого навыка работы, или трудились не
по квалификации.
Отношение нанимателей к таковой ситуации не однозначное
Одни, не хотят брать таковых учащихся ВУЗов и
выпускников институтов на работу, потому что счита это
пустой растратой собственного времени, иные ведь, напротив, расценивают
юных профессионалов как
потенциал, основной к предстоящему развитию
производства либо фирмы. [8]
Во-2-х, при устройстве на работу бывшие учащиеся ВУЗов, лишенные навыка работы, сходу начинают заниматься поиском работы с довольно высокой зарплатой, рассуждая так что сейчас я окончил Университет и все двери передо мной открыты. Обычно, открытые вакансии с постоянной оплатой труда от 10 до 20 тысяч даже не рассматриваются юными спецами. Вроде как данное полностью объяснимо, тем, что в больших городах не прожить на эту заработную плату. Хотя если взглянуть под другим углом, стремление получать еще большее количество денег, не имея при всем этом навыка к работе, не оправданно, потому что в том числе и высококвалифицированному специалисту с большим стажем работы слишком трудно найти высоко оплачиваемое место.[9]
В-3-х, выпускник университета, не нашедшие достойного места работы либо понявший ещё в ходе обучения, собственно что работа по квалификации не его призванеи , пробует трудоустроиться не по профессии, что вызывает определенные трудности , как для нанимателей, так и для юного специалиста. Эта направленность, образовавшаяся последние годы, не прибыльна всем участникам данного процесса. Для учащегося это затраченные напрасно 4 либо 6 лет учебы, для государства это излишние истраченные средства, для нанимателей это в добавок затраченное время и средства на переквалификацию юного специалиста.[10] По данным статистики Центра Трудового Права за март 2015г молодежь до 25 лет среди безработных составляет 20,3%, в том числе в возрасте 15-19 лет 3,6%, 20-24 лет 16,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (31,4%) и 20-24 лет (12,7%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в марте 2015г. составил 14,3%. Серьезной проблемой при трудоустройстве выпускников является отсутствие опыта работы в числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 13,5% составляет молодежь в возрасте от 15 до 19 лет, 43,5% от 20 до 24 лет, 23,0% от 25 до 29 лет. На сегодняшний день, присутствие опыта работы и стажа, желательно по специальности, является одним из основных требований к кандидатам на вакансию.Соответственно, выпускников, которые не имеют опыт работы и стажа, на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получить такой опыт.
2.3 Разработка рекомендаций по решению проблем занятости молодежи г. Екатернинбурга.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации:
Стратегия государственной молодежной политики разработана на период до 2016 года. Целью государственной молодежной политики является развитие и реализация потенциала молодежи в интересах России. Стратегия определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включающих задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
Основными целями проекта «Карьера» является:
Самоопределение молодежи на рынке труда, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.
Для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные: на вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи, на внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда, на внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда, на развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей, на создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды деятельности и обеспечение его законных прав и интересов, на поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.
Указанный проект адресован молодым людям от 14 до 30 лет, участникам рынка труда.
По видам и сложности работ, которые может выполнять молодой человек в соответствии с российским законодательством, аудитория этого проекта может быть условно разделена на следующие группы:
- от 14 до 18 лет – несовершеннолетние участники, выполняющие временные работы на основе частичной занятости и ответственности;
- от 18 до 30 лет – совершеннолетние участники, в основном обучающиеся и студенты, занятые на сезонных и временных работах, а также участники, частично занятые во время учебы;
- молодые люди, получившие профессиональное образование и осуществляющие поиск 1-го рабочего места.
По отношению к 1-й группе предусматривается оказание содействия в организации трудовой практики и приобщение молодых людей к труду и решению задач самообеспечения.
В отношении 2-й группы молодежи будут поддержаны мероприятия, направленные на построение эффективных самостоятельных взаимооотношений с участниками рынка труда, стимулирование развития творческой активности молодежи и ее ответственности за свое будущее.
Применительно к 3-й группе внедряются эффективные формы и механизмы взаимодействия субъектов рынков труда в решении вопросов трудоустройства молодежи.
Так же предпринимаются определенные меры по поддержке молодых специалистов на рынке труда. [11]
Во-1-х, государством предоставляется вероятность временного устройства на работу, участие студентов в общественных работах, стажировках в целях приобретения навыка безработным выпускникам институтов. Примерно по Рф в пределах 30% молодых людей до 30 лет, участвуют в общественных работах, для получения навыка. В основном это люди, в первый раз занимающиеся поиском работы не имеющие трудового опыта, хотя ежемесячный доход участника общественных дел слишком мал, зато несмотря на все вышесказанное преобретается навык работы. Размер вовлечения людей в эту форму занятости находится в зависимости не только лишь от финансирования, да и от стремления безработных молодых людей в ней принять участие.
Во-2-х, создается много молодежных центров, которые оказывают помощь учащимся и юным специалистам . Для хорошей работы в системе занятости в почти всех регионах были открыты молодежные биржи труда (МБТ), которые помогают молодежи устроиться либо на временную работу, либо на постоянную. Работают молодежные центры трудоустройства и информации (МЦТИ), которые считаются многопрофильными соц учреждениями, оказывающими всевозможную помощь, например как юридическая, информационная, а так же психологическая.
В-3-х, молодым специалистам,
которые приняли решение открыть свою компанию,
предоставляются особые условия кредитования, для начала существования
собственной фирмы. В особенности инициатива молодых
людей открыть свою предприятие поддерживается в небольших городах и деревенской местности, потому
что небольшой и центральный бизнес содействует возникновению добавочных рабочих мест, и
в первую очередь рабочих мест для молодых людей.
В-4-х, раз в год по всей стране ведутся ярмарки труда, где
ценности отдаются устройству на работу молодых людей.
Они позволяют любому желаеющему не только лишь ознакомиться с
банком этих рабочих мест, но
и самостоятельно выбрать для себя работу.
В-5-х на
данный момент, ведется работа по решению проблемы трудоустройства и
обретения опята работы выпускником со
стороны ВУЗов, активно развивается система взаимодействия
студента и работодателя.
Я думаю что основная проблема выпускников не в том, что они
получили несоответствующее образование, а в том, что они не умеют
грамотно строить отношения с работодателем при трудоустройстве. Известно, что
работодатели охотнее берут на работу коммуникабельных, уверенных в себе,
инициативных людей, а самое главное умеющих творчески подходить к решению
проблем. Нужно стараться повышает свои личные качества что будет делает их
более конкурентоспособными на рынке труда. Нужно постараться зарекомендовать
себя ещё во время прохождения практики и возможно после окончания ВУЗа,
работодатель предоставит рабочее место. Работодатели сегодня предъявляют
завышенные требования к молодым специалистам. Многие компании не видят
перспектив применения труда молодежи, не видят для них условий карьерного роста
в рамках своего предприятия. Следовательно, основной мерой по социальной
поддержке молодежи может стать смягчение критериев приема на работу,
трудоустройство без опыта работы, создание гибкого графика работы для студентов
дневной формы обучения А начинать все нужно ещё со школьной скамьи. Ещё
школьникам нужно организовывать курсы по профориентации, различные мероприятия
проводить, рассказывать и показывать ребятам о разных профессиях, чтоб они
определились кем они хотят стать и что им для этого нужно сделать.
Заключение
В
условиях социально-экономического кризиса в нашей стране уровень благосостояния
молодого поколения часто оказывается относительно худшим, чем у других групп
населения.
В настоящее время в Российской Федерации государством не создано необходимых
условий, обеспечивающих реализацию права молодых граждан на труд. Рост
безработицы среди молодежи ведет не только к экономическим потерям для молодого
поколения, для личности и семьи молодого гражданина. В молодежной политике на
уровне Федерации до сих пор не действует современная, гибкая нормативная база.
Это касается, прежде всего, федерального закона о государственной молодежной
политике, а также бюджетно-финансовых механизмов взаимодействия центра и
регионов в рамках программно-целевого подхода к молодежной политике.
На уровне регионов, в целом, складывается система социальных
служб по работе с молодежью. Однако следует отметить, что это лишь контуры, зачатки
того огромного механизма, который должен оказывать социальную помощь молодежи.
С целью смягчения последствий невостребованности выпускников служба занятости решает вопросы трудоустройства молодежи в рамках различных программ. Однако из-за отсутствия финансирования данное направление работы осуществляется в незначительных объемах, что реально не может повлиять на сложившуюся ситуацию. Механизм регулирования рынка труда охватывает весь спектр экономических, юридических, социальных и психологических факторов, определяющих функционирования рынка труда. Он осуществляется через систему трудоустройства, включая широкую сеть бюро по занятости, банки данных о рабочих местах, государственные программы помощи в приобретении профессиональных знаний и трудоустройстве незанятому, но желающему работать населению, целевые программы предприятий, предусматривающие переподготовку кадров в связи с планируемой модернизацией производства, проведение на предприятии политики стабилизации кадров и т.п. Прежде всего, это все должно быть направлено на то, чтобы удержать молодое поколение, развить потенциал роста – это главный акцент всей социальной политики Российской Федерации
Список литературы
1. О Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года: Постановление Правительства Свердловской области от 20 ноября 2009 г. № 1683-ПП // Собрание Законодательства Свердловской области. 2009. № 18-1. Ст. 1543.
2. Вишневский Ю.Р., Нахов Д.Ю. Социология молодежи: курс лекций: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью». Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013. 244 с.
3. Гущин О.В. Региональная модель государственной молодежной политики: опыт социологического анализа: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2007. 22 с.
4. Глухова М.Ф. Инфраструктура молодёжной политики: управление организационно-функциональным обеспечением: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. Нижний Новгород, 2012. 37 с.
5. Заяц Т.А. Национальный рынок труда и его молодежный сегмент: методология, практика, перспективы развития: монография / Т.А. Заяц, В.Л. Жаховская; за ред. Б.М. Данилишин. - М.: Феникс, 2008. - 312 с.
6. Зерчанинова Т.Е., Мудрецова Н.П. Поддержка работающей молодежи в системе государственного управления // Современные тенденции развития государственного управления: монография / Под. ред. Т.Е. Зерчаниновой, А.В. Ручкина. Екатеринбург: Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, 2015. 192 с.
7. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. М.: Голос, 2001. 692 с.
8. Куприянова Г.В. Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2003. 32 с.
9. Кривенко С.В. Трансформация национального рынка труда в современных условиях: 08.01.12 / С.В. Кривенко. - Москва, 2006. - 211 с.
10. Коврижных Ю.В. Технология разработки и реализации государственных региональных молодежных программ: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Белгород, 1997. 21 с.
11. Л.А Козлова, Л.Э Самуйлова, Ю.А. Логинова, Д.Н. Рощин, С.В. Тарасова . Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании. 2010 г. – 237 с.
12. Позднякова Е.В. Социальный аудит региональных программ в сфере государственной молодежной политики: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Екатеринбург, 2011. 26 с.
13. Рожнов О.А. Управление молодежной политикой в современной России: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 2006. 18 с.
14. Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – Новосибирск: ИНФРА, 2011.
15. Смирнов В.А. Институционализация региональной молодёжной политики в условиях трансформации российского общества: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора социологических наук. СПб., 2011. 47 с.
16. Мудрецова Н.П. Деятельностный подход к анализу управленческой практики поддержки работающей молодежи (на материалах Свердловской области) // IX Ковалевские чтения «Социология и социологическое образование в России»: сборник материалов. 2014 [Электронный ресурс].
17. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Социология молодежи: учебник. М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2011. 335 с.
[1] Кривенко С.В. Трансформация национального рынка труда в современных условиях: 08.01.12 / С.В. Кривенко. - Москва, 2006. - 211 с.
[2] Заяц Т.А. Национальный рынок труда и его молодежный сегмент: методология, практика, перспективы развития: монография / Т.А. Заяц, В.Л. Жаховская; за ред. Б.М. Данилишин. - М.: Феникс, 2008. – 117-118 с.
[3] Сотникова С.И. Управление карьерой: Учебное пособие. – Новосибирск: ИНФРА, 2011.
[4] Бондаренко О.В., Шайхутдинова О.Р. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК ТРУДА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-5. – С. 1229-1231;
[5] Бондаренко О.В., Шайхутдинова О.Р. ПРОБЛЕМЫ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНОК ТРУДА // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 6-5. – С. 1231-1233;
[6] Екатеринбург Trud.com статистические данные [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekaterinburg.trud.com/salary/866.html
[7] Екатеринбург Trud.com статистические данные [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekaterinburg.trud.com/salary/866.html
[8] Лотова И.П., «Модель региональной системы трудоустройства выпускников ВУЗов», Нижний Новгород, 2009
[9] Лотова И.П., «Модель региональной системы трудоустройства выпускников ВУЗов», Нижний Новгород, 2009
[10] Лотова И.П., «Модель региональной системы трудоустройства выпускников ВУЗов», Нижний Новгород, 2009
[11] О Концепции поддержки работающей молодежи Свердловской области на период до 2020 года: Постановление Правительства Свердловской области от 20 ноября 2009 г. № 1683-ПП // Собрание Законодательства Свердловской области. 2009. № 18-1. Ст. 1543