Главное управление образования и молодёжной политики
Алтайского края
КГБОУ СПО «БИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Специальность:09.02.04 Информационные системы (по отраслям)
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине МДК 1.2 «Методы и средства проектирования информационных систем»
На тему: «Разработка модели предметной области гостиницы для автоматизации начислений за оказанные услуги»
Выполнил студент группы 9 ИС-231 Петин Н.О.
Проверил: преподаватель Шуляк О.С.
Оценка__________________
Дата «___» __________2016 г.
2016 г.
Содержание
Введение………………………………………………………….……………3
1.Общая часть
1.1 Описание и анализ предметной области………………….………5
1.2 Организационная диаграмма……………………………….….…11
1.3 Дерево функций……………………………………………………12
1.4 Матрица ответственности…………………………….……………13
2. Постановка задачи……………………………………………….…………14
3. Проектирование АИС
3.1 DFD-диаграмма потоков данных……………………………..….…16
3.2 DEFO…………………………………………………………….……18
3.3 Декомпозиция модуля А0…………………………………..….……19
3.4Декомпозиция модуля А3……………………………………….……20
3.5 STD-диаграмма переходов состояний……………………….………21
3.6 Физическая UML диаграмма…………………………………………22
3.7 UML-диаграмма прецедентов…………………………………..……23
3.8 UML-диаграмма деятельности………………………………………24
4.Практическая часть
4.1 Разработка модели данных……………………...……………………25
Заключение……………………………………………………………….………29
Список используемой литературы………………………………………...……30
ВВЕДЕНИЕ
Повсеместное использование информационных систем и технологий является одним из основных направлений, по которому осуществляется информатизация общества. Технологическая среда во всем мире меняется очень быстро, и вместе с этим расширяются наши представления о сферах применимости информационных систем. Автоматизация в сфере услуг подразумевает внедрение в бизнес-процессы электронного торгового оборудования и современного программного обеспечения. Пожалуй, это один из лучших способов достаточно быстро повысить качество и скорость обслуживания клиентов, эффективность использования ресурсов предприятия, сократить время, затрачиваемое на различные операции, осуществлять эффективный учет, контролировать все аспекты деятельности предприятия, предупреждать возникновение ошибок.
Автоматизация и создание информационных систем являются одной из причин активного развития области, и автоматизация служит основой коренного изменения процессов управления, играющих важную роль в деятельности человека и общества. Возникают системы управления, действие которых направлено на поддержание или улучшение работы объекта с помощью устройства управления.
Использование баз данных и информационных систем становится неотъемлемой составляющей деловой деятельности современного человека и функционирования организаций. В связи с этим большую актуальность приобретает освоение принципов построения и эффективного применения соответствующих технологий и программных продуктов.
Целями курсовой работы является:
1. Разработка модели автоматизированной системы, поддержки процессов компании.
2. Оптимизация учета выплат за проживание
Решение задач для решения цели:
1. Проанализировать организационную структуру предприятия
2. Исследовать функциональную нагрузку на персонал
3. Исследовать потоки данных
1.1 ОПИСАНИЕ И АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ
Предметной областью данного курсового проекта является работа гостиницы МП«Гостинца «Бухта», г.Бийск, ул.Севастопольская 43
Контактные данные:
8-800-555-35-35 - ресепшн.
Сайт: https://www.inkwell.com/
Email: inkwell@gmail.com
Гостиница оказывает услуги по предоставлению жилых номеров для проживания на определенный срок.
В гостинице имеется 30 номеров, суммарно рассчитанных на 70 человек.
Гостиница оказывает услуги:
· предоставление номеров
· уборка номеров
· доставка еды в номер
· стирка вещей
Директор или управляющий – это верхняя ступень в иерархии персонала гостиницы. Директор гостиницы осуществляет руководство всеми службами отеля, как коммерческими, так и сервисными.
Администратор или менеджер - отвечает за прием гостей в отеле, а также за связь внутренних служб отеля.
горничные - осуществляет выполнение работ по уборке номеров, стирке вещей.
Кладовщик - отвечает за хранение и учет инвентаря.
Портье - оказывает постояльцам помощь в переносе багажа, занимается доставкой заказов в номера.
Бухгалтер - ведение бухгалтерского и налогового учета, проведение расчета заработной платы, компенсаций, больничных.
1.2 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГРАММА
Организационная диаграмма – графическое представление, совокупности подразделений организации и их взаимосвязей. Иерархическая система, которая используется для отображения отношений между сотрудниками, должностями и группами.
Иерархия представляет собой взаимосвязи между стратегическим, тактическим, уровнем управления и отражает отношения субординации и координации.
Под организационной диаграммой предприятия понимается состав подразделений, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу различных полномочий, команд и информации.
Распределение задач между подразделениями и должностными лицами, распределение полномочий и ответственности должны оставаться стабильными на протяжение некоторого времени, чтобы обеспечить воспроизводство и поддержание стратегии.
Рисунок 1.1 – Организационная диаграмма
1.3 ДЕРЕВО ФУНКЦИЙ
Дерево функций – иерархическая модель видов деятельности предприятия, обеспечивающих достижение дерева целей.
Вершиной дерева функций является главная цель предприятия, ветви дерева представляют собой функции (или работы), которые необходимо реализовать для достижения главной цели предприятия и подчиненных ей целей нижнего уровня.
В виде дерева бизнес-функций может быть представлена любая управленческая задача.
Рисунок 1.2 – Дерево функции
В диаграмме указывается сокращенный вид функционирования.
Рассмотрим подробнее:
1. Директор гостиницы
Цель: Увеличение количества постояльцев
Обязанности:
- Должный надзор и своевременное выявление недочетов в работе сотрудников
- Контроль качества оказываемых услуг
- Управление подчиненными
- Налоговая отчетность
- Финансовое обеспечение
2. Администратор
Цель: Обеспечение надлежащего приема и размещения гостей
Обязанности:
- Размещение гостей по свободным номерам
- Внесение в журнал времени и ожидаемой длительности заезда
- Прием оплаты
- Выдача ключей
Подчиненные:
2.1.Горничная
Цель: Поддержание номеров в чистоте и порядке
Обязанности:
- Уборка номеров и коридоров
- Стирка вещей, постельного белья и полотенец
2.2.Портье
Цель: взаимодействие с клиентами, обеспечение комфорта
Обязанности:
- Помощь в переносе багажа
- Доставка в номер еды, почты и пр. заказов
2.3.Охранник
Цель: Обеспечение безопасности, выявление нарушений
Обязанности:
- Контроль входа
- Ночное патрулирование территории
3. Бухгалтер
Цель: учет финансово-экономической деятельности магазина
Обязанности:
- Учёт издержек
- Недостачи
- Отчетность
- Финансовый учет
1.4 МАТРИЦА ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Матрица ответственности определяет степень ответственности каждого члена команды за ту или иную задачу, если он имеет к ней некоторое отношение.
![]() |
Администратор |
Портье |
Горничная |
||||
Подготовка к приёму гостей |
О |
И |
|||||
Обработка заказов на бронирование |
О/И |
||||||
Размещение гостей, фиксация длительности заезда, оформление документов |
О/И |
||||||
Расчетно-кассовое обслуживание постояльцев |
О/И |
||||||
Доставка багажа |
О |
И |
|||||
Прием и доставка почты гостям |
О |
И |
|||||
Хранение ключей |
О/И |
И |
И |
||||
Обслуживание гостей в вестибюле |
О |
И |
|||||
Уборка в номере (плановая и ежедневная) |
О |
И |
|||||
Доставка блюд и напитков в номер |
О |
И |
1.5 ОПИСАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ ПРЕДПРИЯТИЯ
ИСЛЕДОВАНИЕ ПОТОКОВ ДАННЫХ
Диаграмма потоков данных магазина Ostin имеет следующий вид:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ (IDEF0)
Методология IDEF0 предписывает построение иерархической системы диаграмм – единичных описаний фрагментов системы. Сначала проводится описание системы в целом и ее взаимодействие с окружающим миром (контекстная диаграмма), после чего проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы и каждая подсистема описывается отдельно (диаграммы декомпозиции). Затем каждая подсистема разбивается на более мелкие и так далее до достижения нужной степени подробности.
Каждая IDEF0-диаграмм а содержит блоки и дуги. Блоки изображают функции моделируемой системы. Дуги связывают блоки вместе и отображают взаимодействия и взаимосвязи между ними.
Функциональные блоки (работы) на диаграммах изображаются прямоугольниками, означающими поименованные процессы, функции или задачи, которые происходят в течение определенного времени и имеют распознаваемые результаты. Имя работы должно быть выражено отглагольным существительным, обозначающим действие.
Каждая сторона блока имеет особое, вполне определенное назначение. Левая сторона блока предназначена для входов, верхняя - для управления, правая - для выходов, нижняя - для механизмов. Такое обозначение отражает определенные системные принципы: входы преобразуются в выходы управление ограничивает или предписывает условия выполнения преобразований, механизмы показывают, что и как выполняет функция.
![]() |
|||
![]() |
Контекстная диаграмма бизнес – функции «Прием постояльцев»
декомпозиция А4
ДИАГРАММА ПЕРЕХОДА СОСТОЯНИЙ (STD)
Диаграммы переходов состояний предназначены для моделирования и документирования аспектов систем, зависящих от времени или реакции на события. Они позволяют осуществить декомпозицию управляющих процессов, описывают отношения между входными и выходными управляющими потоками. С помощью STD можно моделировать последующее функционирование системы на основе ее предыдущего и текущего функционирования.
STD состоит из следующих объектов:
1. Состояние - может рассматриваться как условие устойчивости для системы. Находясь в определенном состоянии, мы имеем достаточно информации о прошлом системы, чтобы определить очередное состояние в зависимости от текущих входных событий.
2. Начальное состояние - это узел, являющийся стартовой точкой для начального системного перехода. STD имеет только одно начальное состояние.
3. Переход - определяет перемещение моделируемой системы из одного состояния в другое.
UML (англ. Unified Modeling Language — унифицированный язык моделирования) — язык графического описания для объектного моделирования в области разработки программного обеспечения, моделирования бизнес-процессов, системного проектирования и отображения организационных структур