МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
«Микроэкономика»
на тему «Экономические функции государства»
Выполнил: студент
группы 1-Б22ЭК/21
Института
Открытого Образования
Горшунов Юрий Борисович
Научный руководитель:
Пранович Владимир Васильевич
Н. Новгород
2016
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время трудно представить страну, в экономической деятельности которой совершенно не участвует государство. Все ведущие экономики мира в той или иной мере попадают под государственное регулирование, что является вполне оправданным решением. Экономические функции государства в современных условиях во многом предопределены несовершенствами рыночной системы. В связи с этим государству необходимо принимать меры к устранению недостатков рынка, используя различные методы воздействия на внутриэкономические процессы страны.
Еще в 18 веке А. Смит определил следующие функции правительств:
- обеспечение национальной обороны;
- отправление правосудия;
- организация общественных работ, невыгодных для частного предпринимательства, но необходимых гражданам;
- образование юношества;
- сбор налогов для оплаты нужд государства.
Адам Смит весьма точно указал функции, которые государство должно выполнять для обеспечения социального и экономического развития. Но, как оказалось, этого мало. Все чаще такие функции, как охрана окружающей среды, борьба с инфляцией и массовой безработицей, сглаживание циклических колебаний экономического роста возлагаются на государство. Стоит отметить, что в современных реалиях центральные органы власти оказывают воздействие даже на самый важный элемент рыночной экономики – процесс ценообразования. Конечно, прямого «вмешательства» государство не допускает, но, безусловно, имеет на «вооружении» целый арсенал средств для воздействия на ценовую политику игроков рынка. В теории, рынок должен сам «идеально» справляться с данными функциями. Но это в теории, на практике же мы видим, что реальный рынок далек от представляемой модели совершенной конкуренции, поэтому без «вмешательств» правительства обойтись практически невозможно.
История экономической науки пронизана дискуссией о роли государства в экономике. Одна точка зрения состоит в том, что государство в силу своей огромности, неразворотливости и неизбежного бюрократизма не способно решать экономические проблемы
лучше, чем сами участники рынка, а потому его вмешательство
в дела изготовителей и потребителей следует свести к минимуму.
Другая группа ученых утверждает, что современная экономика стала настолько сложной, а нации сталкиваются со столь сложными
проблемами, что без объединения усилий всех граждан под эгидой
государства просто не обойтись. В итоге этих многовековых дискуссий стала преобладающей точка зрения, состоящая в том, что
государство должно вмешиваться в экономику лишь тогда, когда
собственно рыночные механизмы срабатывают плохо или не работают на пользу общества вообще.
Особую актуальность данная тема приобретает ввиду политической ситуации вокруг России, что не может не сказаться на экономическом благополучии нашей страны. Значимость принятия правильных стратегий развития и регулирования экономики в такие моменты как никогда высока.
Цель данной работы – рассмотреть экономические функции государства. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы.
Были поставлены следующие задачи:
1. Описать несовершенства рыночной экономики.
2. Рассмотреть экономические функции государства.
3. Провести анализ государственного регулирования экономики в Российской Федерации.
Глава 1. Причины вмешательства государства в экономикуРассуждая о функциях государства в экономике, совершенно закономерным будет вопрос о том, зачем вообще рынок должен подвергаться вмешательству извне, ведь рыночная модель в классическом понимании является самодостаточной системой. Действительно, главные экономические проблемы рынок вполне может решать самостоятельно. Но не стоит забывать, что экономические процессы тесно связаны с процессами политическими, а также социологическими. Принимая этот факт во внимание, эффективность рыночных отношений кажется уже не столь впечатляющей, потому что рынок не способен решать ряд задач, важных для общества.
Рассмотрим основные недостатки рыночной системы:
1. Рыночный механизм в
большинстве случаев не пригоден для устранения внешних (побочных) эффектов.
Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его
непосредственных участников, но и других людей. Её последствия нередко носят
негативный характер. По мере роста общественного богатства проблема внешних
эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в
пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты
отравляют водные источники.
Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.
2. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии, нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте и обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
В современном мире огромные различия в жизненном уровне людей не только сохраняются, но и усиливаются. По данным ООН, разрыв в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 г. составлял 30:1, а в 2000 г. — уже 74:1, в 2010 — 83:1.
Соотношение между доходами самых богатых и самых бедных в России (коэффициент фондов) в первом полугодии 2009 года составило 15,8 — точно таким же оно было по итогам аналогичного периода годом ранее. Для сравнения, в первые полгода 2005 года коэффициент составлял 14,5, через год — 14,9, а в 2007-м — 15,4.
За 1998 г. 20 % наиболее обеспеченных людей на Земле потребили 86 % мировой продукции и услуг, а 20 % наиболее бедных — всего 1,3 %.
К началу 2008 г. доходы 10 % самых богатых слоев населения превышали доходы 10 % самых бедных слоев не менее чем в 17 раз. В индустриально развитых странах этот коэффициент вдвое и более раз ниже.
Еще
одна проблема рыночной экономики заключается в возможности нетрудовых доходов
населения. Наша только формирующаяся рыночная экономика уже дает немало
достаточно очевидных примеров нетрудовых доходов.
Здесь также стоит отметить такие группы населения, как дети, инвалиды,
пенсионеры, которые могут не иметь средств к
существованию.
3. Современный рынок таит в себе опасность безработицы. Реальность безработицы в условиях рыночной экономики подтверждаться многими историческими фактами. Несомненно, что в массовом виде она возникла именно в странах с развитым товарным производством, прежде всего в Англии. Причем наибольшая величина относительного перенаселения тесно связана с экономическими кризисами. Скажем, во время мирового кризиса 1857 г. безработица среди членов профсоюза английской металлообрабатывающей промышленности достигла 12 %. В этот же период в США только в Нью-Йорке число «лишних людей» превысило 150 тысяч.
Помимо
основных недостатков рыночной системе присущи следующие проблемы:
1. Рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);
2. Игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;
3. Отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;
4.
Нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры
чередуются с ее падением.
Указанные проблемы являются фундаментальными и поэтому каждое государство должно обеспечивать их решение. Также центральные органы власти обязаны формировать правовую основу рыночных отношений, так как изначально рынок не предусматривает возможное возникновение противоречий и разногласий между субъектами рынка. Необходимость «оптимизации» рыночных отношений все больше заставляет государство вмешиваться в экономические процессы, происходящие внутри страны. Все это способствует разработке различных форм и методов государственного регулирования экономики.
Глава 2. Государство и его экономические функции
Необходимость осуществления
экономических функций предполагает наличие у государства определенного
инструментария. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государственного
вмешательства в экономическую жизнь общества, т. е. о способах государственного
регулирования экономики. В условиях рынка государственное
регулирование экономики — целенаправленное воздействие правительства на
отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с
целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы (речь идет о
динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное
увеличение объемов национального производства при полной занятости
экономических ресурсов и низких темпах инфляции, т. е. стабильном уровне цен).
Все используемые правительством регуляторы экономической жизни общества можно
отнести либо к способам прямого, либо к способам косвенного влияния на
экономику.
Методы прямого регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства. Среди методов прямого государственною регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования негосударственных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т. п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так, государство реализует программы поддержания таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянный объект субсидирования во многих государствах — аграрное производство, добывающая промышленность и т. п. Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» — высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.
Методы косвенного регулирования предполагают, что государство закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем при косвенном регулировании неизбежны временные задержки между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими государственным экономическим целям.
2.2 Государство и его экономические функцииЭкономические функции современного государства многообразны и сложны. Одни функции связаны с обеспечением нормального функционирования рыночной экономики. Другие – нивелируют ситуации, при которых рынок оказывается недееспособным. Я считаю такой подход обоснованным, так как помогает лучше разобраться в причинах государственного вмешательства в дела экономические.
Итак, к обеспечивающим функциям можно отнести:
1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, которая спосо6ствует эффективному функционированию рынка. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствии с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, не сможет использовать в полную силу свой предпринимательский и материальный потенциал. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство и уголовное законодательство, также способствующее более эффективной работе рыночного механизма.
2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы:
• для основной массы рынков применяется антимонопольное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции;
• для рынков, где в силу естественных или технических причин существует только одна компания (естественная монополия), государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры предотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.
3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный Банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.
К функциям, влияющим на дееспособность рынка относятся:
1. Перераспределение национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах. Распределение доходов, порождаемое свободным рынком, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т. е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги — пенсии, социальные пособия, стипендии); государственные социальные программы (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); установление предельного уровня цен на товары первой необходимости (потолков цен).
2.
Перераспределение
ресурсов. Достоинством рыночной системы является способность эффективно
распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерационального
распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено
корректировать действие рыночного механизма в сфере распределении ресурсов. С
точки зрения экономической теории, необходимость перераспределения ресурсов
обусловлена двумя сбоями в работе рыночного механизма, когда производится не то
количество товаров, которое необходимо обществу (здесь речь идет о так
называемых внешних эффектах — экстерналиях, эффектах перелива), и некоторые
товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.
Эффекты перелива — ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки
достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Как правило, третьими
лицами становится общество или государство.
Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено рядом объективных причин:
• производство некоторых благ предполагает огромные масштабы деятельности и капиталовложений, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т. п.);
• некоторые блага, получившие название общественных благ, призванные удовлетворять коллективные потребности, рынок не может произвести (национальная оборона, поддержание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.), потому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.
Два этих фактора порождают необходимость государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной с производством общественных благ, стимулированием научно-технического прогресса и реализацией мер по стимулированию структурной перестройки экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва в технологии и преобразовании структуры экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения между ними), поскольку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в отношении их будущей прибыльности. Объемы производства и потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в парламенте.
Отдельно нужно выделить еще три важные функции государства, решающие задачи, которые рынок не рассматривает в принципе. В них входят:
1. Макроэкономическая стабилизация. Эта функция связана с необходимостью обеспечения экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей — темпов экономического роста, уровня безработицы, темпов инфляции и т. п. В случае отклонения этих показателей за пределы безопасных границ государство призвано принимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики регулирования занятости населения.
2. Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, что создает массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществляется в одних случаях финансовой поддержкой отраслевых и территориальных единиц, находящихся в критическом состоянии, в других — путем поощрения развития новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.
3. Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке. Цель любого государства — создание условий, обеспечивающих возможность вовлечения национальной экономки в международное разделение труда и как можно более полного использования его преимуществ, что дает значительную экономию внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребностей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следующим направлениям: регулирование экспорта и импорте товаров; регулирование международного движении факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабильного валютного курса и его контроль; обеспечение конвертируемости национальной валюты в рамках валютно-финансовой политики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономической интеграции.
Функции, которые государство обязано выполнять для благополучного процветания национальной экономики поистине всеобъемлющи. Но рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической сфере. Хотя рыночная система немыслима без вмешательства государства, все же существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому:
- Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, купоны), всеобщий административный контроль над ценами.
- Влиять на рынок можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на административные методы управления экономикой, то оно способно разрушить рыночный механизм.
- Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.
- Государство должно постоянно контролировать приносимые экономическими регуляторами положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.
- Необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности.