Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Результаты поискаФилософский энциклопедический словарьЯСПЕРС - (Jaspers) Карл (род. 23 фев. 1883, Ольденбург – ум. 26 фев. 1969, Базель) – нем. философ; с 1920 по 1937 и с 1945 – профессор в Гейдельберге, с 1948 – в Базеле. Будучи сначала психиатром, он разделял (в «Allgemeine Psychopathologie», 1913) душевные болезни на такие, при которых еще можно вычленить понятные психические связи, и такие, при которых эти связи вычленить уже нельзя. В своей работе «Psychologie der Weltanschauungen» (1919) Ясперс, по примеру Дильтея, пытался разработать учение о типах возможных взглядов на мир. В философском отношении Ясперс, как и Хайдеггер, находился под влиянием Къёркегора. Его философией является экзистенциализм («Die geistige Situation der Zeit», 1931; «Philosophie», 3 Bde., 1932; «Existenzphilosophie», 1938). Экзистенциализм Ясперса исходит из пограничных ситуаций человека, в которых раскрывается безусловное, неминуемое, напр. болезнь, вина, смерть; осн. категории этой философии – свобода, историчность и коммуникация с др. людьми. Ясперс различает наличное бытие-в-мире, (подлинное) существующее бытие и трансцендентальное в-себе-бытие; им соответствуют философия ориентации в мире, экзистенциальное озарение (Existenzerhellung), метафизика, которая должна дать разгадку шифра абсолютного мира (см. Шифр). Не в завершении, а в крушении бытия можно наиболее глубоко постигнуть бытие. В произв. «Vernunft und Existenz» (1935) Ясперс рассматривает философию как попытку постигнуть разумом господствующее в действительности неразумное и понять его как источник высшей разумности. В качестве примеров он называет Кьёркегора и Ницше, которые «прыжком в трансценденцию» (у Кьёркегора – «парадокс» бытия Христа, у Ницше – вечное возвращение) хотят постигнуть истину путем углубления в самих себя. Философствование – это «деятельность, которая производит внутреннее содержание человека и не может знать своего конечного смысла». Поэтому философия – это «для данного момента завершенное сознание бытия, знающее, что оно в своем притязании не может удержаться как окончательное». Ясперс написал, кроме указанных, следующие произв.: «Мах Weber», 932; «Nietzsche». 1936; «Des Cartes», 1937 «Die Schuldfrage», 1946; «Nietzsche und das Christentum», 1946; «Die Idee der Universitдt», 1946; «Vom europдischen Geist», 1947; «Der philos. Glaube», 1948; «Vom Ursprung und Ziel der Geschichte», 1949; «Einfьhrung in die Philosophie», 1950; «Vernunft und Widervernunft in unserer Zeit», 1950.