Сотрудники Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского разработали методику, которая позволяет проводить комплексную оценку факторов кризисного и социально опасного поведения подростков. В 2024 году специалисты университета выполнили научно-исследовательскую работу (НИР) по теме психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних, находящихся в кризисных ситуациях и склонных к социально опасному поведению. О том, к каким выводам пришли ученые во время исследования, федеральному порталу «Российское образование» рассказала руководитель НИР Вера Белкина, декан факультета социального управления ЯГПУ им. К.Д. Ушинского.
«В рамках решения основных задач исследования была, во-первых, научно обоснована и апробирована на практике диагностическая методика, позволяющая объективно и своевременно осуществлять комплексную оценку факторов кризисного и социально опасного поведения в подростковом возрасте. Результаты апробации методики позволили сделать выводы о совокупности факторов, оказывающих влияние на возникновение рисков деструктивного поведения подростков в современных социокультурных условиях», – отметила Вера Белкина.
Она подчеркнула, что анализ и систематизация факторов, провоцирующих возникновение кризисных ситуаций, определили новые аспекты развития детей в подростковом возрасте. Выделенные факторы позволили комплексно подойти к созданию новой типологии подростков, разработка и экспертная оценка которой стала вторым результатом проведенного исследования.
«Типология была выстроена с учетом идей коммуникативной методологии и позволяет более четко выявлять и дифференцировать детей, нуждающихся в помощи, а также осуществлять своевременную профилактику и коррекцию различных видов подросткового неблагополучия, используя ресурсы различных служб и субъектов», – пояснила Вера Белкина.
Декан факультета социального управления обратила внимание, что большой пласт научно-исследовательской работы был посвящен выявлению и анализу эффективных практик междисциплинарного сопровождения подростков, находящихся в кризисных ситуациях. Ученые определили подходы и критерии к отбору практик: это учет возрастных особенностей детей, экологичность, конструктивность, поддержка и развитие интересов и способностей несовершеннолетнего, терпение и выносливость участников воспитательного процесса, осознание перспективности в перевоспитании. Вера Белкина также остановилась на важности, с одной стороны, изучения требований общества к несовершеннолетнему правонарушителю, а с другой – индивидуальных особенностей и общих законов развития личности ребенка.
Руководитель НИР рассказала, что ученые педвуза разработали разнообразные модели сопровождения трудных подростков, которые отличаются по своей структуре, значению и влиянию на личность подростка.
«Важно, что все модели опираются на интегративный подход, ориентированы на различных участников взаимодействия и учитывают их специфику», – добавила Вера Белкина.
Она сообщила, что все выводы ученых нашли отражение в разработанной ими программе повышения квалификации педагогических работников.
Источник: edu.ru