МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Рязанский автотранспортный техникум имени С.А. Живаго»
Специальность: |
К защите допущен |
23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» |
Зам. директора по УПР |
_____________И.Г.Илюнькина |
|
«____»_____________20____г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту на тему:
«Технологический расчет электротехнического участка СТОА»
Выполнил: студент группы № 33 Ивлев А.В.
Руководитель проекта: Дударев В.И
Рязань, 2016 г.
ОГБПОУ «Рязанский автотранспортный техникум имени С.А. Живаго»
ОДОБРЕНО |
УТВЕРЖДАЮ |
на заседании предметно- |
Зам. директора по УПР |
цикловой комиссии |
_____________И.Г.Илюнькина |
«____»___________201__г. |
«____»_____________201___г. |
ЗАДАНИЕ
на курсовое проектирование по специальности 23.02.03. «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»
Студенту: Ивлеву Алексею Вячеславовичу
группы № 33
Разработать проект на тему: Технологический расчет электротехнического участка СТОА
Сроки сдачи законченного проекта: 11.05.2016
Руководитель курсового проекта: Дударев В.И.
Структура курсового проекта
Пояснительная записка
Наименование |
Срок сдачи |
Подпись руководителя |
Введение: По теме задания |
05.03.16г. |
|
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ 1.1. Характеристика станции технического обслуживания 1.2. Обоснование проектного решения |
10.03.16г. |
|
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Количество обслуживаемых автомобилей – 1600 Среднесуточный пробег – 24000 Число дней работы в году – 250 Число заездов на СТОА – 6 Вид СТОА – городская Тип СТОА – универсальная |
02.04.16г. |
|
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ 3.1. Выбор методов организации и управления производством 3.2. Режим труда и отдыха 3.3. Распределение рабочих по постам, специальностям, квалификации 3.4. Подбор технологического оборудования, расчёт производственных площадей 3.5. Разработка технологического процесса |
15.04.16г. |
|
Заключение |
||
Список литературы |
Графическая частьдолжна содержать:
1.Схема планировки участка – 1 лист, ф. А4;
2.Схема технологического процесса – 2 лист, ф. А4.
Сроки предоставления завершенного проекта:
Руководителю: 30.04.2016 г.
Зам.директора по УПР: 11.05.2016 г.
Задание выдал руководитель_____________________________ (Дударев В.И.)
«____» _______2016г.
Задание получил________________________________________ (Ивлев А.В.)
«____» _____ 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
5
1.ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.Характеристика станции технического обслуживания 6
1.2.Обоснование проектного решения 9
2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1.Обоснование мощности СТОА 11
2.2.Расчет годового объема работ 11
2.3.Расчет количества работающих и количества рабочих постов 12
3.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
3.1.Выбор методов организации и управления производством 14
3.2.Режим
труда и отдыха
15
3.3.Распределение рабочих по постам, специализациям, квалификации 16
3.4.Подбор технологического оборудования, расчет производственных
площадей
16
3.5.Разработка технологического процесса 18
Заключение
20
Список
литературы
21
![]() |
Введение
Автомобильный транспорт России в силу ряда причин приобретает все большее значение. Автомобили широко используются во всех областях народного хозяйства, выполняют значительный объем транспортных работ, а точнее служит для перевозки грузов и пассажиров.
Автомобили имеют широкий спектр применения в различных средах и различных климатических условиях и в связи с этим подвергаются нагрузкам. Поэтому техническое состояние автомобиля, как и всякой другой машины в процессе длительной эксплуатации не остается неизменным. Оно ухудшается вследствие изнашивания деталей и механизмов, поломок и других неисправностей, что приводит к понижению эксплуатационных качеств автомобиля.
Основным средством уменьшения изнашивания деталей и механизмов, и предотвращения неисправностей автомобиля, т.е. поддержание его в должном техническом состоянии, является своевременное и высококачественное выполнение технического обслуживания и ремонта, как капитального, так и текущего. Техническое состояние так же зависит от условий хранения автомобиля.
Знание всех факторов и закономерностей изменений технического состояния автомобилей позволяет правильно организовать работы по повышению его мощности и долговечности, путем своевременного и высококачественного технического обслуживания.
1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
1.1
Характеристика станции технического обслуживания
Станция технического обслуживания занимается обслуживанием, ремонтом и диагностированием автомобилей малого и среднего класса индивидуальных владельцев, а также транспорта юридических лиц, не имеющих собственной ремонтной базы. По характеру основной деятельности и видам выполняемых работ по ТО и ТР СТОА является универсальной. Находится в городе Рязани, улица Куйбышевское шоссе. Техническое обслуживание автомобилей проводится с периодичностью, указанной в документации. Уборочно-моечные работы проводятся как перед ТО и ТР, так и как самостоятельный вид услуг. Их объем зависит от заказа клиента. Большинство автомобилей, заезжающих на станцию технического обслуживания, являются модели ВАЗ-2115, ВАЗ-2114 и иномарки.
Таблица № 1- Технические характеристики ВАЗ-2115
Модификации автомобиля |
2115 1.5 |
Двигатель |
|
Расположение двигателя |
Спереди поперечно |
Объем двигателя |
1499
|
Тип цилиндра |
Рядный |
Количество цилиндров/ Клапанов на цилиндр |
4/2 |
Ход поршня |
71 мм |
Диаметр цилиндра |
82 |
Степень сжатия |
9,9 |
Система питания |
Карбюратор |
Мощность (л.с./об.мин) |
76 / 5600 |
Крутящий момент (Нм / об.мин) |
102 / 3400 |
Тип топлива |
АИ-92 |
Трансмиссия |
|
Колесная формула / ведущие колеса |
4Х2 / передние |
Коробка передач |
Механическая |
Число передач |
5 вперед, 1 назад |
Рулевое управление |
|
Тип |
Реечный |
Тормозная система |
|
Передние тормоза |
Дисковые |
Задние тормоза |
Барабанные |
Подвеска |
|
Тип передней подвески |
Амортизационная стойка |
Тип задней подвески |
Винтовая пружина |
Кузов |
|
Тип кузова / количество дверей |
Седан / 4 |
Кол-во посадочных мест |
5 |
Длина |
4330 мм |
Ширина |
1620 мм |
Высота |
1415 мм |
Колесная база |
2460 мм |
Колея передних колес, мм |
1400 мм |
Колея задних колес, мм |
1370 мм |
Клиренс |
160 мм |
Объем багажника |
427 |
Снаряженная масса |
970 |
Допустимая масса |
1395 |
Эксплуатационные характеристики |
|
Время разгона до 100 км / ч |
13.2 с |
Расход топлива (смешанный цикл), л. на 100 км |
7.6 л. |
Максимальная скорость |
165 км / ч |
Размер шин |
R13 175 / 70 |
Объем бака |
43 |
![]() |
1.2. Обоснование проектного решения
Увеличение парка легковых автомобилей в частном пользовании, а также усложнение конструкций различных механизмов и агрегатов, установленных на автомобилях, требует значительных капитальных вложений в развитие сети специализированных предприятий автосервиса – станций технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей. Этим обусловливается увеличение спроса на услуги автомобильного сервиса и, как следствие диктует необходимость дальнейшего развития сети станций технического обслуживания автомобилей.
Известно, что еще совсем недавно около 50% всего парка легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании граждан, обслуживались владельцами самостоятельно, но из-за совершенствования конструкций, механизмов и агрегатов, устанавливаемых на автомобилях, а также повышения численности автомобилей появилась возможность снизить этот показатель до минимума.
Вовлечение все большего числа лиц в транспортный процесс, а также повышение интенсивности движения на дорогах требует быстрого и качественного развития станций технического обслуживания. Такие станции характеризуются рядом признаков, относящихся к их деятельности: качественные ТО и ремонт автомобилей, обеспечение гарантийного срока службы на определенный пробег или период, консультации специалистов, продажа качественных запасных частей и принадлежностей к автомобилям, обеспечение клиентов удобными местами ожидания (кафе, бильярдные, комнаты отдыха и др.).
Проектирование дополнительных участков на станции технического обслуживания и ремонта легковых автомобилей с целью уменьшения материальных затрат, при увеличении качества обслуживания, необходимо осуществлять в следующих тесно взаимосвязанных направлениях:
![]() |
- повышение эффективности системы технического обслуживания
и ремонта за счет повышения квалификации рабочих,
-
использование
качественных запасных частей, расходных материалов и внедрения современного
оборудования на рабочие посты.
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Обоснование мощности СТОА
При расчете производственной программы городских предприятий автосервиса учитываются все виды работ, в том числе ТО и ТР, диагностические работы, кузовные и малярные работы, уборочно-моечные, шиномонтажные.
Таблица № 2 – Исходные данные для технологического расчета:
Наименование |
Ед.измер |
Значение |
Количество обслуживаемых автомобилей |
ед |
1600 |
Среднегодовой пробег |
км |
24000 |
Число заездов на СТОА |
ед |
6 |
Количество рабочих дней в году |
дн |
250 |
Вид СТОА |
- |
городская |
Специализация СТОА |
- |
универсальная |
Проектируемый участок |
- |
электротехнический |
2.2. Расчет годового объема работ
Годовой объем работ СТО по ТО и ТР вычисляется по формуле:
,
чел/ч;
где
–
среднегодовой пробег, км (24000км);
–
число автомобилей, обслуживаемых СТО в год;
–
откорректированная трудоемкость ТО и ТР, чел-ч/1000км
корректировка трудоемкости:
,
где
–
нормативная трудоёмкость ТО и ТР, чел-ч; (по табл = 2,3)
–
коэффициент, учитывающий природно-климатические условия;
(по
таблице)
чел-ч/1000
км
чел-ч
Годовой объем работ проектируемого электротехнического участка вычисляется по формуле:
,
чел-ч,
где Д% - доля работ в процентах, проводимых на данном участке, (6%)
чел/ч
2.3. Расчет количества работающих и количества рабочих постов
Различают технологически необходимое – явочное и штатное – списочное
количество производственных рабочих. Явочное количество
рабочих обеспечивает выполнение суточного задания, а штатное – годовой объем работ.
Количество производственных рабочих определяется делением годового объема работ по участку на годовой фонд времени одного рабочего.
Явочное и штатное количество производственных рабочих определяется по формулам:
, человек
, человек,
где – явочное количество производственных рабочих;
– штатное количество производственных рабочих;
– годовой объем работ по участку, чел-ч;
– годовой производственный фонд времени рабочего места, ч;
где
–
число календарных дней в году;
–
число выходных дней в году;
–
число праздничных дней в году;
–
продолжительность рабочего дня;
ч
– действительный фонд рабочего времени с учетом отпусков,
болезней и т.д., ч;
где – число дней отпуска рабочего;
– количество дней, пропущенных по уважительным причинам;
ч
Принимаю 3 человека.
Принимаю 3 человека.
Количество постов рассчитывается по формуле:
где – годовой объем работ объекта проектирования, чел/ч;
– коэффициент неравномерности загрузки постов - 1,15;
–число рабочих дней в году, 250 дн;
– продолжительность рабочей смены, 8 ч;
– количество смен, 1 смена;
– среднее количество рабочих на посту, чел;
– коэффициент использования рабочего времени поста
Принимаю 3 рабочих поста.
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
3.1. Выбор методов организации и управления производством
Рабочий пост по своему обустройству и оборудованию соответствует условиям выполнения работ, для которых он предназначен.
На рабочем посту работает один человек.
Рабочие посты являются универсальными. На универсальном посту один человек выполняет все работы, входящие в его обязанности, а также работы, сопутствующие текущему ремонту.
Преимуществом универсальных постов является возможность выполнения на каждом посту различного объема работ, существенный их недостаток – увеличение общего времени на обслуживание автомобиля.
По способу установки подвижного состава рабочие посты являются тупиковыми. Въезд на них осуществляется передним ходом, а съезд с них – задним ходом.
Ремонтируются автомобили на СТО индивидуальным методом.
Индивидуальный метод ремонта предусматривает установку агрегатов после ремонта на тот же автомобиль. В перспективе возможен комбинированный метод ремонта, при котором агрегат или узел заменяют на новый или взятый из оборотного фонда, а затем, при повторном заезде заменяют на ранее снятый с этого же автомобиля и отремонтированный в договорный срок, то есть метод проката агрегатов по согласованию с владельцем автомобиля и за соответствующую плату.
3.2. Режим труда и отдыха
Рациональный режим работ производства – один из исходных факторов эффективной
работы организации. На участке рабочие работают в одну смену. Длительность
смены при пятидневной рабочей недели составляет 8 часов. Участок работает с
08:00 до 17:00, с обеденным перерывом 1 час. На кануне праздничных дней рабочий
день сокращается на 1 час. Ежегодно предоставляется
оплачиваемый отпуск в количестве 28 календарных дней. Режим труда и отдыха
должен содержать все элементы профилактики производственного утомления, в том
числе регламентированные перерывы. Законодательством предусматриваются
следующие режимы рабочего времени:
- пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями;
- шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем;
- рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику.
Время отдыха – это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, оно может быть использовано работником по его усмотрению.
К времени отдыха относятся:
- перерывы в течение рабочего дня (смены);
- ежедневный междусменный отдых;
- нерабочие праздничные дни;
- отпуска.
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания. Этот перерыв в рабочее время не включается, его время и продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка организации или соглашением между работником и работодателем.
3.3. Распределение рабочих по постам, специальностям, квалификации
Таблица № 3 - Распределение рабочих и трудоемкости по видам работ ТО
№ поста |
Виды работ по ТО |
Трудоемкость |
Число рабочих |
||
% |
ч/час |
Расчетное |
Принятое |
||
1 |
Диагностика и ремонт генераторов и стартеров |
40 |
2212 |
1,2 |
1 |
2 |
Диагностика и ремонт системы зажигания и ЭСУД |
30 |
1659 |
0,9 |
1 |
3 |
Ремонт узлов системы освещения |
30 |
1659 |
0,9 |
1 |
Итого: |
100 |
5530 |
3 |
Таблица № 4 - Распределение рабочих по специальности, квалификации зоны ТО
№ поста |
Число исполнителей |
Специальность |
Квалификационный разряд |
Обслуживаемые агрегаты |
1 |
1 |
Автоэлектрик |
5 |
Диагностика и ремонт генератора и стартера |
2 |
1 |
Слесарь |
4 |
Диагностика и ремонт системы зажигания и ЭСУД |
3 |
1 |
Слесарь |
3 |
Ремонт узлов системы освещения |
3.4.
Подбор технологического оборудования, расчет производственных площадей
Таблица № 5 – Перечень технологического оборудования:
Наименование |
к о л- в о |
Размер, мм |
Площадь,
|
Мощность, кВт |
Стоимость, тыс.руб. |
||
ед |
общая |
ед |
общая |
||||
Стол электротехнический СЭ-03 |
1 |
1,2*1,0 |
1,2 |
1,2 |
1,5 |
12 |
12 |
Стол компьютерный СК-20 |
2 |
1,2*0,8 |
0,96 |
1,92 |
1,5 |
8,34 |
16,68 |
Устройство зарядно пусковое |
1 |
0,6*0,5 |
0,3 |
0,3 |
10 |
2,78 |
2,78 |
Установка для мойки мелких деталей |
1 |
1,2*0,6 |
0,72 |
0,72 |
6 |
24,2 |
24,2 |
Верстак слесарный ВС-1 |
2 |
1,4*0,8 |
1,12 |
2,24 |
- |
12 |
24 |
Станок для намотки обмотки СНС 1,5 |
1 |
0,9*0,5 |
0,45 |
0,45 |
1,1 |
97 |
97 |
Установка для корректировки световых приборов |
1 |
0,8*0,7 |
0,56 |
0,56 |
0,9 |
50 |
50 |
Тумба ТМП-01 |
2 |
0,2*1,0 |
0,2 |
0,4 |
- |
2,34 |
4,7 |
Стенд для испытания генераторов и стартеров Э242 |
1 |
0,9*0,7 |
0,63 |
0,63 |
20 |
100 |
100 |
Стенд для проверки котлов отопителей |
1 |
1,1*0,8 |
0,88 |
0,88 |
0,5 |
2,5 |
2,5 |
Печь для сушки лака ЭПЭ 50/400 |
1 |
1,0*0,41 |
0,41 |
0,41 |
2,5 |
8 |
8 |
Универсальный контрольно-испытательный стенд УКС-60 |
1 |
1,54*1,8 |
2,78 |
0,78 |
0,8 |
70 |
70 |
Прибор для очистки свечей зажигания 514-2М ГАРО |
1 |
1,82*1,6 |
2,9 |
2,9 |
0,5 |
15,3 |
15,3 |
Ларь для отходов |
2 |
0,5*0,5 |
0,25 |
0,5 |
- |
0,15 |
0,3 |
Пожарный щит |
1 |
0,4*0,35 |
0,14 |
0,24 |
- |
2,67 |
2,67 |
Итого: |
16,03 |
45,3 |
430,13 |
Таблица
№ 6 – Технологическая оснастка:
Наименование |
Количество |
Общая стоимость |
Комплект приспособлений инструмента для ТО и ремонта электрооборудования |
1 |
36,5 |
Расчет
производственных площадей:
Расчет площади участка следует производить по площади, занятой оборудованием и
коэффициенту плотности расстановки оборудования. Коэффициент плотности
расстановки для участка =
где
–
площадь оборудования.
=
16,03
;
–
количество автомобилемест, равное 1
Учитывая
строительные нормы проектирования, принимаю площадь электротехнического
участка = 72.
3.5. Разработка технологического процесса
Приборы и агрегаты электрооборудования, неисправности которых не могли быть устранены на постах технического обслуживания, очищают от пыли и грязи, осматривают и испытывают на специальных установках. Подлежащие ремонту приборы и агрегаты разбирают на детали и узлы, промывают в керосине или растворах щелочей, просушивают и, в зависимости от состояния, заменяют или ремонтируют. Отремонтированные и собранные агрегаты испытывают на стендах или с помощью переносных приборов. При попадании сборочных единиц, не подлежащих ремонту, они списываются и их меняют на детали, имеющиеся на складе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовой проект содержит характеристику электротехнического участка.
Целью данного курсового проекта является:
- усовершенствование теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
- закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональной и специальной дисциплине;
- развитие творческой инициативы.
В курсовой работе я выполнил основные задачи:
1. Произвел расчет годового объема работ.
2. Рассчитал площадь электротехнического участка.
3. Рассчитал численность производственных рабочих.
4. Подобрал для данного участка технологическое оборудование
5. Составил схему технологического процесса.
Список
литературы
1. Охрана труда на автомобильном транспорте. В.С. Кланица. Москва. Академия, 2010.
2. Автомеханик. Под ред. Чумаченко О.Т., Герасименко А.И., Рассанова Б.Б. – Р.н.Д.: Феникс, 2011.
3. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта. Дипломное проектирование М.В. Светлов. КНОРУС, 2013.
4. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей, В.Г. Власов, Москва. Академия, 2011.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации. Москва. Аргумент, 2012.
6. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. М.В. Власов. Москва. Академия, 2010.
1 |
Пожарный щит |
9 |
Тумба |
2 |
Универсальный контрольно-испытательный стенд |
10 |
Верстак слесарный |
3 |
Стенд для проверки котлов отопителей |
11 |
Печь для сушки лака |
4 |
Стенд для испытания генераторов и стартеров |
12 |
Установка для мойки мелких деталей |
5 |
Станок для намотки обмоток |
13 |
Стол компьютерный |
6 |
Установка для корректировки световых приборов |
14 |
Стол электротехнический |
7 |
Устройство зарядно пусковое |
15 |
Прибор для очистки свечей зажигания |
8 |
Ларь для отходов |
16 |
Автомобилеместо |