Студенческое самоуправление в ВУЗах России

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный  исследовательский университет» кафедра философии  

Направление подготовки  39.03.03 «Организация работы с молодежью»  

КУРСОВАЯ РАБОТА 

По дисциплине «Государственная молодежная политика» 

Тема «Студенческое самоуправление в ВУЗах России»     

              Студент

Садырева Юлия Олеговна

 ОРМ-1,2-2013 НБ/О             

Научный руководитель

Кандидат философских наук, доцент кафедры философии О.П.Ильиных ___________

Курсовая работа защищена: __________________ с оценкой _______________.    

                                                                                          (дата)    

 

 

Члены комиссии: ___________ / __________/   

                                   подпись    

                             ___________ / __________/  

                                   подпись                          

                           ___________ / __________/   

                                   подпись                      

Пермь, 2016

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.. 7

ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ.. 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в третьем тысячелетии, по прогнозам современных ученых, прогресс человечества будет определять социально активная личность. Человек, у которого не было опыта активного общественного поведения, опыта проявления социальной инициативы, не сможет решать ключевые проблемы общества. Поэтому важно, чтобы государственная политика в отношении молодежи в России обеспечивала реализацию мероприятий, направленных на формирование общественно активной личности, способной достойно противостоять всем вызовам и угрозам, в мировом обществе и России в частности.

Особенно важную роль в процессах подготовки студенческой молодежи к профессиональной и общественной деятельности играют органы студенческого самоуправления, которые являются неотъемлемой составляющей управления высших учебных заведений. Студенческое самоуправление – это право и возможность студентов решать вопросы обучения и быта, защиты прав и интересов студентов, а также принимать участие в управлении высшим учебным заведением.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гласит: в каждой образовательной организации обязательно должны быть органы студенческого самоуправления. Согласно пункту 6 статьи 26 «В целях учета мнения обучающихся <…> и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе обучающихся <…> создаются советы обучающихся (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - студенческие советы)» [1].

К началу 2014 года такие советы были созданы почти в  80 % ВУЗов РФ.  Однако не всегда студенческие советы ведут активную деятельность. По нашему мнению, в России такому актуальному  и приоритетному вопросу уделяется недостаточно внимания. Современные реалии таковы, что все сферы жизни общества характеризуются высоким динамизмом различных изменений, поиском приоритетов, внедрением различных инноваций. При этом роль молодежи в таких условиях очень велика: это именно та социальная среда, от которой в значительной мере зависят перспективы развития государства. Поэтому, по нашему мнению, нужно уделить достаточное количество внимания  воспитанию социально активной позиции студента, его культуре мышления и действия, его самостоятельности и ответственности.

Объектом исследования выступает студенческое самоуправление.

Предметом исследования являются особенности функционирования и развития студенческого самоуправления в ВУЗах России.

Цель исследования состоит в теоретической разработке специфики студенческого самоуправления в России.

Учитывая цель курсовой работы, определены следующие задачи:

·              Изучить понятие и цель студенческого самоуправления.

·              Изучить правовое обеспечение деятельности органов студенческого самоуправления.

·              Проанализировать роль студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики.

·              Проанализировать модели организации студенческого самоуправленияв ВУЗах России

Теоретические и методологические основы исследования. В процессе проведенного исследования в работе использовались методы системного, комплексного, логического и других подходов. Для решения поставленных в работе задач также в качестве инструментария применялись методы научной абстракции, группировки, сравнения и структурирования, а также системного анализа.

Практическая значимость курсовой работы заключается в том, содержащиеся в ней выводы могут быть использованы для формирования и развития студенческого самоуправления в практике высших учебных учреждений России, а также для совершенствования нормативно-правовой базы по данному направлению.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие и цель студенческого самоуправления

Высшее учебное заведение для студенческой молодежи является той социальной средой, через которую поддерживаются и развиваются ее отношения с обществом в целом. В вузе студенчество осваивает профессию, приобретает навыки общественной и организаторской деятельности, воспитывается нравственно, готовит себя к выполнению общественно значимых видов деятельности.

Один из первых вопросов изучения студенческого самоуправления – это определение понятия. Так как процесс самоуправления зарождается внутри студенчества, в основном по его инициативе, а так же реализуется им самостоятельно, он рассматривается как целенаправленная деятельность студентов. С этой точки зрения студенческое самоуправление (далее – ССУ)  во многих уставах, резолюциях и положениях определяется, как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности студенческой олодежи, развитиее ее социальной и гражданской активности, поддержку иницатив, а также ее творческую самореализацию.

Студенческое самоуправление – это также одна из форм государствнной молодежной политики Российской Федерации, проводимой в целях консолидации студенческого общественного движения; наиболее полного использования потенциала студенчества в социально-экономических преобразованиях госудаства и общества, решения проблем студенческой молодежи.[2]

Следующим аспектом изучения ССУ является его классификация.

Чаще всего студенческое самоуправление разделяется с точки зрения четырех основных функциональных предназначений, а именно:

1. Студенческое  самоуправление – как реальная  форма  студенческой  демократии;

2. Студенческое самоуправление – как средство социально-правовой самозащиты;

3. Студенческое самоуправление – как условие реализации творческой активности и самодеятельности;

4. Студенческое самоуправление – как одна из форм молодёжной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации в настоящее время также классифицируют 4 формы студенческого самоуправления.

1. Общественное объединение студентов данного образовательного учреждения;

2. Общественный орган, выполняющий функции студенческого самоуправления (статус органа определяется приказом ректора (директора) или договором);

3. Профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности;

4. Отделение муниципальной, региональной, межрегиональной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с образовательным учреждением (статус организации определяется соглашением).

Участвуя в решении вопросов организации учебы, быта, отдыха, студенты получают реальное представление о социальной справедливости, познают диалектику общественных отношений во всем многообразии ее проявлений. Осуществляя демократические преобразования через различные формы самоуправления, студенческая молодежь формирует чувство хозяина в своем вузе, ощущает личную причастность ко всему, происходящему в нем.

Таким образом, цель студенческого самоуправления заключается в создании условий для самореализации каждого студента, в выработке у будущего специалиста умений и навыков управленческо-организаторской деятельности в коллективе, в формировании потребности участия делами своего коллектива, так и общества в целом.

Изучение студенческого самоуправления позволяет выделить следующие его отличительные признаки: системность, автономность, связи с внешней средой, целенаправленность, выборность, партнерство и  наличие органов самоуправления[3].

Сегодня студенческое самоуправление в каждом конкретном вузе имеет соответствующую форму, свои направления деятельности. В практике реализации студенческого самоуправления накоплен значительный опыт.

Отмечается многообразие видов органов студенческого самоуправления (далее - ОССУ), сложившееся на современном этапе в образовательных учреждениях высшего образования Российской Федерации. Чаще всего классификация ОССУ произведится по уровням и по форме.

Для крупных ВУЗов харектерным является наличие взаимосвязи органов студенческого самоуправления разного уровня: факультетского, межфакультетского, уровня ВУЗа. Взаимодействие между ОССУ разных ВУЗов, осуществляется в пределах муниципального образования, например, Московский Городской Студенческий Совет.

На основе анализа практики работы органов студенческого самоуправления, резолюций студенческих форумов и рекомендаций государственных органов можно сделать вывод, что формами органов студенческого самоуправления в России чаще всего выступают: представительный орган студентов, ОССУ в форме общественного объединения, профсоюзная организация студентов.

Статус представительного органа студентов, выполняющего функции студенческого самоуправления, может определяться приказом ректора, другим локальным актом образовательного учреждения или договором между органом самоуправления и администрацией образовательного учреждения. Статус органа студенческого самоуправления в форме общественного объединения определяется соглашением между объединением и администрацией образовательного учреждения. Статус профсоюзной организации студентов и ее полномочия в сфере студенческого самоуправления определяются коллективным договором (соглашением).

На уровне субъектов Федерации действуют следующие виды органов студенческого самоуправления: региональное студенческое общественное объединение и студенческий координационный совет, который может быть также и как самостоятельное объединение.

Наиболее спорным вопросом в изучении студенческого самоуправления остаютсякритерии эффективности деятельности органов студенческого самоуправления. В качестве таких критериев могут выступать стабильность и организованность его структуры, способность к максимальной автономии в решении поставленных задач, конечные результаты деятельности коллектива. А также личностные качества студентов, отражающие уровень их развития как самоуправляемых субъектов. Это положительное отношение к деятельности (в данном случае в студенческом самоуправлении), готовность к самодеятельности, организаторские способности и контактность как постоянная готовность к взаимодействию с окружающими людьми.

2.2 Правовое обеспечение деятельности органов студенческого самоуправления.

Конститцция Российской Федерации гарантирует каждому право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов.[4]

Порядок создания и деятельности общественных объединений определён Федеральным законом «Об общественных объединениях»[5]. Однако автор согласен с мнением А.Б Левакина, который в своей работе утверждает: «законодательством об образовании создание общественного объединения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования сужено до формы общественной организации, что неправомерно и неоправданно ограничивает инициативы студентов»[6].

Право студентов на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений, гарантируется законом «Об образовании»[7], а также Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[8].

Так как на первых курсах ВУЗов есть студенты, которые не достигли совершеннолетия, положения Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», которые предусматривают возможность создания общественных объединений в образовательных учреждениях обучающимися старше восьми лет[9], актуальны и для студенческих общественных организаций.

Особым видом общественных объединений в сфере высшего образования являются профессиональные общественные объединения. Их деятельность регулируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[10]. Конкретные полномочия и принципы деятельности профсоюзных организаций, созданных в пределах высшего учебного заведения, определяются уставом высшего учебного заведения и коллективным договором, заключаемым по правилам Трудового кодекса Российской Федерации[11].

Важным шагом в развитии органов студенческого самоуправления стало «Примерное положение о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования», утверждённое письмом Министерства образования и науки Российской Федерации[12].

Правовые основы студенческого самоуправления также закреплены:

в письме Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию «О студенческом самоуправлении»[13];

в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации «О совете по вопросам развития студенческого самоуправления

в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования»[14];

в письме Минобразования России «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»[15];

в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации»[16];

в Указе Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики»[17].

Одним из препятствий для расширения возможностей студенческого самоуправления эксперты называют отсутствие чётких формулировок о самоуправлении обучающихся как в Федеральном законе от 22 августа 1996 года «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[18], так и в действующем ФЗ от 29 декабря 2012 «Об образовании в Российской Федерации». Самоуправление не обеспечено соответствующими документами нормативно-правового и распорядительного характера. В настоящее время это приводит к тому, что во многих ВУЗах деятельность студенческих советов носит формальный характер, они не наделены необходимыми полномочиями и их влияние на принимаемые решения и возможности контроля над качеством образования ограничены. Также в учебных заведениях не созданы соответствующие органы, призванные обеспечить принятие объективных управленческих решений и открытость деятельности в сфере образования.

Управление любого типа образовательной организации строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления, об этом говорится в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»[19]. Данный законопроект предусматривает, что в образовательных организациях для осуществления отдельных функций по управлению образовательной организацией формируются коллегиальные органы управления и (или) органы самоуправления.

Не смотря на то, что  законопроект наделяет обучающихся правом создавать органы студенческого самоуправления[20], он не содержит четкой регламентации деятельности таких органов.

С 2006 года Общероссийской общественной организацей «Российским Союзом Молодежи» реализуется центральная программа «Студенческое самоуправление». Программа нацелена на создание условий для организации и обеспечения равных возможностей, обучающихся на участие в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

В рамках своей программы РСМ оказывает методическую поддержку органам студенческого самоуправления. Экспертами разрабатываются методические рекомендации и указания по основным направлениям деятельности,  имеется доступ к нормативно-правовой базе, типовым регламентирующим и сопроводительным документам. Территориальные организации РСМ проводят ежегодно региональные школы студенческого актива, направленные на развитие органов студенческого самоуправления, разработку новых проектов и инициатив для студенческого сообщества. Сеть школ и лагерей актива студенческого самоуправления охватываети все федеральные округа Российской Федерации.

Председатель РСМ Павел Красноруцкий является Председателем Комиссии по развитию системы советов обучающихся Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи. РСМ представлен в профильных экспертных советах при Госдуме и Совете Федераций Федерального Собрания Российской Федерации. 

РСМ активно внедряет технологию избрания председателей советов обучающихся через механизм всеобщих студенческих выборов председателей советов обучающихся посредством Всероссийской кампании «Твой выбор», которая стартовала в сентябре 2014 года.

1.3. Роль студенческого самоуправления в реализации государственной молодежной политики

Документы федерального и регионального уровней по молодежной политике свидетельствуют о заинтересованной позиции государства в решении молодежных проблем, обозначении приоритета государственной молодежной политики— «…повышение субъектности молодого человека и молодежи как социальной группы в реализации собственных, государственных и общественных интересов». Неслучайно одним из принципов политики властей в молодежной сфере является принцип участия, означающий, что «…молодежь является не только объектом воспитания и образования, но и сознательным участником социальных преобразований»[21].

В резолюции Всероссийского студенческого форума была отмечена важность развития и совершенствования форм участия молодежи в социально-политической жизни страны, в первую очередь развития студенческого самоуправления на общероссийском, региональном, местном уровнях.

В государственной молодежной политике, как отмечают исследователи, должны гармонично сочетаться два основных направления: первое «...связано с задачами облегчить молодежи вхождение в институционализированную общественную жизнь, компенсировать недостаточность социального статуса, который остается у любого молодого человека даже при наличии юридического равноправия», второе - это «...инвестиция в молодежь как в человеческий ресурс общественного развития... Очевидно, что инвестиция в молодежь одновременно означает социальное проектирование будущего России»[22].

Сама молодежь при этом должна принимать участие в разработке молодежной политики, которая является основой ее существования. Без реализации на практике этого фундаментального принципа вся молодежная политика не будет иметь смысла.

Организация и эффективное использование потенциала студенчества позволит не только решать проблемы становления личности молодого человека, но и направит энергию молодежи в конструктивное русло, создаст механизм включения молодого человека в систему общественных связей и его гармоничной социализации.

Однако сегодня из-за значительной бюрократии механизм полномерного осознания необходимости становления института студенческого самоуправления как конструктивного партнера власти тормозится. Ограничение же студенчества в праве на участие в выработке и реализации государственной политики приводит к:

- снижению уровня доверия граждан (прежде всего студенчества) в органах власти;

- препятствует евроинтеграционным процессам в сфере высшего образования;

- способствует сохранению в высшей школе таких негативных явлений, как коррупция, низкое качество образовательных услуг, нарушение общественно-политических и социально-экономических прав студентов;

- перегружает центральные органы государственной власти необходимостью регулировать процесс согласования интересов и разрешать конфликты, происходящие на уровне отдельных вузов между / внутри отдельных профессиональных групп;

- сдерживает тенденции демократического развития российского общества.

С каждым годом распространяется влияние активного студента на формирование молодежной политики нашего государства, восприятие демократических преобразований России и повышение авторитета на международном уровне. Привлечение молодежи к реализации молодежной политики следует рассматривать, начиная с органов самоуправления вузов, поскольку они являются начальными звеньями, фундаментальной базой всей системы органов студенческого самоуправления.


ГЛАВА 2. МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИИ

Актуальность изучения модели студенческого самоуправления обусловливается той особой ролью, которую играет самоуправление в совершенствовании учебной, научно-исследовательской и воспитательной работы со студентами. Она прямо вытекает из требований гуманизации и демократизации внутривузовской деятельности в соответствии с традициями Российской высшей школы, Национальной доктриной и Концепцией модернизации российского образования. Актуальность развития ССУ особенно возросла в последние годы в связи с естественным ослаблением официального государственного и общественного воздействия на студенческую среду и, соответственно, необходимостью более активного подключения самого студенчества к вопросам совершенствования всех сторон его жизнедеятельности. 

В развитии органов студенческого самоуправления, при анализе современных процессов самоорганизации студенчества,  можно выделить ряд характерных тенденций:

- органы ССУ стремятся взаимодействовать с органами управления ВУЗов  на основе принципов социального партнёрства;

- они становятся носителем активного начала, характеризующегося инициативой, деятельным участием в жизни коллектива, учебного заведения, городского сообщества, региона;

- молодые люди, входящие в состав органов самоуправления, стремятся обладать определёнными умениями и навыками общественной деятельности, достичь определённого уровня управленческой культуры, а также обеспечивают преемственность традиций;

- для студенчества, в лице органов их самоуправления, создаются условия свободы выбора, заключающиеся в возможности и способности самостоятельно определять направления практического использования своего потенциала;

- студенческая среда всё активнее обеспечивает поддержку инициатив, выдвигаемых органами студенческого самоуправления.

При поддержке Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации был учрежден Всероссийский конкурс на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования. Конкурс проводится с 2006 года в целях развития и популяризации деятельности органов студенческого самоуправления и позволяет аккумулировать самую актуальную информацию об уровне социальной активности студентов.

Организаторами конкурса выступили Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи», общественное молодежное движение «Ассоциация студентов и студенческих объединений России» и Российский студенческий центр при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

 Задачами конкурса являются:  анализ и выявление наиболее эффективных механизмов деятельности ОССУ; инновационного опыта работы ОССУ; передача опыта наиболее успешной организации деятельности ОССУ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; привлечение внимания государства и общества к вопросам развития ОССУ.[23]

Полученные по итогам Конкурса материалы являются базой для анализа состояния системы органов студенческого самоуправления в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования Российской Федерации, позволяют сформировать репрезентативную картину уровня активности студенческого сообщества в Российской Федерации.

В 2015 году для участия в Конкурсе подано 425 заявок от 166 образовательных организаций, представляющих 62 субъекта Российской Федерации (в 2013 году – 250 заявок из 45 субъектов, в 2014 году – 321 заявка из 60 субъектов). Отбор проходил по 12 номинациям, таким образом, конкурс составил 7 заявок на одно место в финале.

С целью выявления наиболее эффективных моделей организации студенческого самоуправления нами изучены действующие модели студенческого самоуправления в Российских ВУЗах. Прежде всего, мы рассматривали ВУЗы победители во Всероссийском конкурсе на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления. Очный этап последнего конкурса прошел в феврале 2016 года, результаты еще не подведены, поэтому мы основывались на результатах конкурса прошедшего в 2015 году.

При рассмотрении органов студенческого самоуправления разных ВУЗов мы учитывали их специфику. Как уже было отмечено нами ранее, одной из форм органов студенческого самоуправления является представительный орган студентов. К такому органу можно отнести студенческий совет.

В номинации «Лучшая организация деятельности совета обучающихся» победителем Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления, проходившего  в 2015 году, стал Совет обучающихся Северо-Кавказского федерального университета (далее – СКФУ). Совет обучающихся СКФУ формируется по инициативе обучающихся с целью учета мнения обучающихся по вопросам управления университета и при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы обучающихся.[24] Основным принципом формированич Совета обучающихся является выборность. Посредством всеобщих тайных выборов избирается Председатель Совета обучающихся СКФУ.

В Пермском национальном исследовательском политехническом университете (далее – ПНИПУ) студенческий совет также создан по инициативе студентов для развития их социальной активности, поддержки и реализации социальных инициатив, обеспечения прав обучающихся на участие в управлении образовательным процессом. В отличие от СКФУ, избирателями председателя совета ПНИПУ являются только участники Студенческого совета и представители Студенческих советов факультетов.

В целом, положение о студенческом совете ПНИПУ и положение о совете обучающихся СКФУ являются типовыми, поэтому очень схожи по структуре и содержанию. К примеру, в правоустанавливающих докуметах вышеуказанных университетов закреплены права советов на участие в работке и обсуждении проектов локальных нормативных актов; на участие в оценке качества образовательного процесса; на участие в разработке и реализации системы поощрений обучающихся за достижения в разных сферах учебной и внеучебной деятельности.

Деятельность советов обеспечивается органом управления университетом. Органы управления СКФУ несут расходы, необходимые для обеспечения деятельности Совета, предоставляют в безвозмездное пользование помещения (кабинеты), средства связи, оргтехнику и другие необходимые материалы, средства и оборудование. В положении ПНИПУ говорится: «органы управления вуза по возможности несут расходы, необходимые для обеспечения деятельности Студенческого совета…» и «по возможности предоставляют в безвозмездное пользование аудиторию, средства связи, оргтехнику, канцелярские товары и расходные материалы». Такая трактовка фактически снимает ответственность  университета за обеспечение деятельности советов, органы управления университетом беруг расходы совета на себя только при определенных условиях, а значит на свое усмотрение. Кроме того председатель студенческого совета ПНИПУ выбирается из числа членов президиума, а в СКФУ председателем совета обучающихся может быть избран любой обучающийся, при условии, что он выдвинут от органа студенческого самоуправления института СКФУ либо студенческого объединения. Такой подход к выборам в студенческий совет является более демократичным, а также позволяет заинтересовать в деятельности совета большее количество студентов.

Несколько иной принцип создания советов сложился в  Уральском Федеральном университете имени Б.Ельцина (далее – УрФУ). Объединенный студенческий совет обучающихся (далее – ОССУ) -  совет, объединяющий студенческие организации, существующие в УрФУ. Одной из основных целей деятельности ОССУ является стимулирование и развитие студенческого самоуправления, а также обеспечение эффективного взаимодействия и координация деятельности студенческих объединений университета. Выделены два направления деятельности Объединенного студенческого совета обучающихся УрФУ. Первое - это разработка, контроль, реализация и оценка эффективности программы развития деятельности студенческих объединений УрФУ. А второе - взаимодействие с администрацией университета, сторонними организациями с целью подготовки и проведения мероприятий для развития деятельности студенческих объединений УрФУ на высоком уровне. В состав ОССО УрФУ имеют право войти любые студенческие объединения и клубы по интересам, функционирующие в Университете, при наличии у них утверждённого положения, регламентирующего деятельность, а также при предоставлении протокола общего собрания членов студенческого объединения, в котором отражается факт принятия положения или иного документа о деятельности и факт избрания руководителя объединения. 

Самым крупным по численности членом ОССО в Уральском федеральном университете является Профсоюзная организация студентов (Союз студентов). Союз студентов объединяет более 16 000 студентов. Помимо своих прямых обязанностей по защите прав студентов и содействия в реализации студенческих инициатив, профсоюз УрФУ берёт на себя организацию и проведение различных студенческих мероприятий. Часто совместно со структурными подразделениями университета.

Как уже было замечено, основная задача профсоюзов – отстаивать интересы обучающихся и, прежде всего, их социальные права.  Однако во многих ВУЗах у профсоюзов есть и другие напрпвления деятельности. Так первичная профсоюзная организация студентов Сибирского федерального университета (далее – СФУ) по результатам Всероссийского конкурса на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления заняла первое место, как лучшая система оценки качества образования. Студенческая комиссия по качеству образования в СФУ работает по нескольким направлениям: систематический мониторинг условий обучения, анкетирование обучающихся, конкурсная деятельность и создание среды для формирования студентами критериев качественного образования. Между администрацией и Первичной профсоюзной организацией студентов Сибирского федерального университета на конференции коллектива студентов и аспирантов СФУ принято соглашение, в соответствии с которым администрация и профсоюз договорились рассматривать заявления обучающихся о конфликтных и спорных ситуациях с преподавателями, администрацией в течение 5 рабочих дней с момента поступления заявления в профком студентов.[25]

Профсоюзная организация студентов СФУ реализует проекты, направленные на устранение правовой неграмотности и неинформированности студентов. Это проекты «Студент прав» и «Попоскин».  Проект «Студент прав», это проект, направленный на постоянный контроль и модернизацию нормативно-правовых актов образовательной организации и ППОС СФУ, приведение их в соответствие Федеральному законодательству. Участники рабочей группы проекта осуществляют обучение студентов нормам, установленным в системе образования и университете, реализуют правовое информирование общественности. Второй проект, реализованный путем создания мультипликаций с участием вымышленного героя «Попоскина». С помощью изобразительных средств доступно поясняются нормативно-правовые акты, законы и положения. Формулируются инструкции и механизмы действия по ряду ситуаций, которые могут произойти в период обучения.

В соответствии с направлениями деятельности профсоюзов студентов, они часто подразделяются на комиссии. К примеру, Профсоюз студентов Ставропольского государственного аграрного университета состоит из 7 комиссий: бракеражная комиссия, комиссия по досугу и отдыху, социально-правовая комиссия, контрольно-ревизионная комиссия, бюро по трудоустройству, медиа - центр и спортивно оздоровительная комиссия. Деятельность спортивно-оздоровительной комиссии была высоко отмечена экспертами на Всероссийском конкурсе на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления, где в номинации Лучшая система организации спортивного досуга студентов профсоюз СТГАУ занял первое место. Комиссия занимается организацией спортивной жизни студентов вуза, контролирует работу спортивных клубов и секций; ведет пропаганду здорового образа жизни.

Большое значение для развития студенческого самоуправления имеет неформальное образование студенческого актива. Объединенный совет обучающихся Ивановского государственного энергетического университета имени В.И. Ленина является лучшим по направлению обучения и подготовки студенческого актива. Школы актива ОСО ИГЭУ в рамках программы развития деятельности студенческих объединений направлены на развитие лидерских навыков, приобщение к здоровому образу жизни, также на развитие командного духа и многого другого. В числе проектов организации: Всероссийская школа студенческого актива высших образовательных учреждений «МечТы на Ты» по вопросам самоуправления. Школа проводится в рамках реализации программы развития деятельности студенческих объединений ИГЭУ при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента молодежной политики и спорта Ивановской области.[26]

В Южно-уральском государственном университете действует иная поэтапная пятиуровневая система выявления и подготовки активистов, расчитанная на два года. Школа молодого лидера ЮУрГУ проводит обучение активных первокурсников: здесь изучают особенности строения Профсоюзной организации в вузе и на факультете, документооборот, преподают основы целеполагания и тайм-менеджемента. Школа предоставляет студентам возможность, начиная с первого курса, активного участия в общественной, научной, спортивной, творческой жизни университета. Базовый уровень «Действуй!» проекта «Школа Молодого Лидера» выявляет ТОП-100 активных первокурсников, которым предлагается посетить выездной тренинг-семинар. Проведение тренингов осуществляется для реализации главных целей: расширения представлений о лидерстве как способах организации и управления малой группой; активизация лидерского потенциала как совокупности умений самоуправления и управления другими людьми и повышение самопонимания, понимания других, понимание групповых процессов, развитие ряда поведенческих навыков. Второй уровень «Думай!» - уровень креативности, проводится в один день. Третий уровень «Дружи», появился в 2014 году, он направлен на сплочение и командообразование, проходит в формате лагеря 14 дней. Четвертый уровень «Достигай!», самый серьезный уровень, работа приглашенных специалистов со студентами. Пяты, завершающий, уровень «Делай!» - проектный подход, который помогает разобраться студентам в понятии проект «под ключ», так как после второго курса эти студенты должны стать активом университета, реализующим проекты. К этому моменту в школе остается 45-50 человек. Самая главная цель: воспроизводство актива. Поэтапная подготовка студенческого актива способствует их личностному росту, развитию коммуникабельности и проектного мышления. Комплекс приобретенных навыков, помогают активистам в будещем в  управлении общественной организацией.

С точки зрения функционального предназначения выделяют органы студенческого самоуправления, реализующие творческую активность. Лучшая система поддержки студенческого творчествав 2015 году выяылена в Казанском (Приволжском) федеральном университете (далее КФУ). Студенческий клуб КФУ функционирует на базе Департамента по молодежной политике, социальным вопросам и развитию системы физкультурно-спортивного воспитания Казанского федерального университета, занимается организацией культурно-массовых мероприятий и координирует деятельность всех творческих коллективов, которых в университете около девяноста. Высокая оценка работы Студенческого клуба КФУ и победы на конкурсах обусловлены многолетним результатом проведения таких студенческих мероприятий, как фестиваль «День первокурсника», «Экскурсия по студенческой жизни», концерт, приуроченный к празднованию Дню российского студенчества «Всероссийский день студента —  Татьянин день», фестиваль «Студенческая весна», Школа актива для студентов 1 курса и другие. Ежегодно в проектах Студенческого клуба КФУ принимает участие более 10 000 студентов.

Одним из основных структурных подразделений Пермского Национального Исследовательского университета, отвечающих за организацию внеучебной работы в университете, является Студенческий дворец культуры. С целью формирования единого творческого пространства в университете, поднятия престижа участников художественной самодеятельности и повышения качества уровня массовых мероприятий университета в 1994 году было создано творческое объединение студентов «Орден рыцарей сцены». Объединение действует на основании Положения, а численность участников организации более 1000 человек. Творческое объединение ежегодно реализует следующие проекты: Летняя и зимняя сессии Ордена рыцарей сцены; выездной семинар актива университета:  программное мероприятие, направленное на формирование умений у творческого актива по созданию и реализации творческих продуктов, выявление и поддержка талантов и административных компетенций членов ордена; «Это Мы!»: серия  мероприятий, для вовлечение первокурсников в деятельность ордена; «Студенческая концертно-театральная весна ПГНИУ»: мероприятия, направленные на повышения творческого уровня студентов и сотрудников ПГНИУ и другие мероприятия.

Исследование моделей студенческого самооуправления  показали, что органы студенческого самоуправления находятся в стадии развития инструментов и механизмов, позволяющих реализовывать полномочия советов обучающихся и других органов студенческого самоуправления, установленных Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование организации студенческого самоуправления в ВУЗах России позволяет нам привести наиболее важные, на наш взгляд, факты и выводы, касающиеся особенностей и тенденций студенческого самоуправления нашей страны.

При написании курсовой работы на тему «Студенческое самоуправление в России» мы пришли к следующим выводам о том, что:

Цель студенческого самоуправления заключается в создании условий для самореализации каждого студента, в выработке у будущего специалиста умений и навыков управленческо-организаторской деятельности в коллективе, в формировании потребности участия делами своего коллектива, так и общества в целом. В качестве критериев эффективности студенческого самоуправления могут выступать стабильность и организованность его структуры, способность к максимальной автономии в решении поставленных задач, конечные результаты деятельности коллектива. Своеобразие процесса становления и развития самоуправленческих начал в студенческом коллективе обусловлено характером его деятельности, социально-психологическими и демографическими особенностями его членов. Выступая объектом управления о стороны администрации и преподавателей высшего учебного заведения, студенческий коллектив в то же время является и субъектом управления, реализуя свой управленческий потенциал через систему студенческого самоуправления.

Приоритетными направлениями развития студенческого самоуправления являются следующие:

1. Повышение эффективности взаимодействия с администрацией, которые должны существовать как две подсистемы управления высшим учебным заведением, где студенчество является полноправным партнером в управлении высшим образованием. В настоящий момент организация самоуправления студентов находится в полной зависимости от администрации конкретного вуза. Мы считаем, что система взаимоотношений, основываясь на принципе сотрудничества, возможна только при следующих условиях: закрепление принципов, основных прав, обязанностей и механизмов функционирования института самоуправления студентов на законодательном уровне

2. Необходимо студенческим советам университета предоставить создание и управление такими коммерческими учреждениями, как студенческие газеты, спортивные и оздоровительные клубы, студенческие кафе.

3. Междугородний и международный обмен опытом. Обеспечение обмена студентами, которые принимают активное участие в университетском самоуправлении, и усовершенствование системы организации сотрудничества органов самоуправления высших учебных заведений России и зарубежных государств. Это будет способствовать дальнейшему студенческому сотрудничеству, реализации совместных программ на международном уровне.

Таким образом, реализация приоритетных направлений развития студенческого самоуправления является важным условием совершенствования учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, выхода его на международный уровень, а также эффективным фактором развития и модернизации общества, формирования будущей элиты нации.

Анализируя ключевые тенденции студенческого самоуправления в ВУЗах России, можно увидеть ряд трендов, которые можно считать наиболее приоритетными и перспективными для органов студенческого самоуправления: 

1. Развитие институтов неформального образования, которые позволят студентам получать дополнительные знания и компетенции. Повсеместными стали выездные и стационарные школы актива. По оценкам, только в выездных лагерях и школах актива ежегодно принимает участие более 20 тысяч студентов.

2.Устранение правовой неграмотности и информационного вакуума среди студентов по вопросам их участия в управлении образовательной организацией и продвижения своих инициатив, включая вопросы по оптимальному обеспечению жизни студентов в общежитиях и распределению стипендиального фонда. Органы студенческого самоуправления активно берут на себя функции по консультированию студентов.

3.Важная тенденция, требующая дальнейшего развития – участие органов студенческого самоуправления в оценке качества образовательных услуг, формирование аналитических и методических материалов по оценке качества предоставляемых образовательных услуг в образовательных организациях высшего профессионального образования

4.Демократизация процедуры формирования советов обучающихся, в том числе через прямые всеобщие студенческие выборы председателей советов обучающихся, что снимает вопрос о легитимности статуса советов обучающихся. Сегодня такой формат выборов практикуется как минимум в 20 регионах Российской Федерации.

Исследованный материал полезен для практического применения. Изучение опыта разных регионов и городов и возможность использования его в других ВУЗах,  может способствовать модернизации студенческого самоуправления. Материао может быть использовам администрациями ВУЗов для работы с органами студенческого самоуправления.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов, затронутых нами проблем, оно открыло перспективы для дальнейшего изучения студенческого самоуправления. Особенно важно изучение студенческого самоуправления в контексте эффективного использования потенциала студентов в целях реализации Государственной молодежной политики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативные акты и иные официальные документы:

1.     Конституция российской федерации ч. 1 ст. 30 [Электронный ресурс]: с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/

2.     Трудовой кодекс Российской Федерации ч. 1 гл.7 [Электронный ресурс]: от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/12125268/

3.     Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

4.     Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164186/ 

5.     О высшем и послевузовском профессиональном образовании п. 2 ст. 16 [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/135916/

6.     Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации  Ст. 9 [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/1/

7.     О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 12 января 1996 года № 10-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105872/

8.     О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/2300503/

9.     О совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2006 года № 100 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55088497/?prime

10.                       Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]:  Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/

11.                       О студенческом самоуправлении  [Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию от 19 февраля 2007 года № 231/12-16 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6230120/

12.                       О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования РФ от 2 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/1590945/#ixzz45cpAx3Pm 

13.                        О примерном положении о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2006 года № АФ-234/06 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6226792/

14.                       О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования России от 2 октября 2002 года № 15-52-468/15-01 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55088497/

15.                       о Совете обучающихся федерального государственного автономного образовательного учереждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» [Электронный ресурс]: Положение г.Ставраполь, 2014 г. Режим доступа: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/poloz_sovet-obuch.pdf

16.                       Соглашение между Первичной профсоюзной организацией студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет» [Электронный ресурс]: Принято 3 декабря 2014 г. на конференции коллектива студентов и аспирантов СФУ. Режим доступа: http://sfu-prof.com/document/pis/soglashenie_2014-2016.pdf

17.   Положение о Всероссийикой школе актива «Мечты на ты» по вопросам самоуправления [Элетронный ресурс]: утверждено Объединенным советом обучающихся от 04.09.2015. Режим доступа: http://student.ispu.ru/sites/student.ispu.ru/files/polozhenie_o_vserossiyskoy_shkole_mechty_na_ty_2015.pdf

Основная и дополнительная литература

1.     Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. С. 308

2.     Концепция государственной молодежной политики. М.: Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ, 2001. – С. 31.

3.     Левакин А.Б., к.и н., доцент кафедры КАиМП ФЭУП ЮУрГУ. Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспективы развития

4.     Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспективы развития // Аналитический вестник № 7 (419) Совета Федерации ФС РФ по материалам «круглого стола» Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и туризму –2011. Москва

5.     «Студенческое самоуправление в России: социологический анализ» Москва, 2007.- 132 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/645

6.     «Студенческое самоуправление. Методические рекомендации. Ч.1» Ростов на Дону, 2004


 Интернет-источники:

1.     Паспорт Государственной программы города Москвы «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)» на 2012—2018 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vestnik.mos.ru/files/other/pril/2015/168pp/pasport1.html


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель

Общероссийского общественного молодежного движения «Ассоциация студентов

и студенческих объединений России»

________________

В.А. Скоморохов

УТВЕРЖДАЮ:

Председатель

Общероссийской общественной организации

«Российский Союз Молодежи»

_________________

П.П. Красноруцкий

ПОЛОЖЕНИЕ

о Всероссийском конкурсе на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций

высшего образования

1.     Общие положения

1.1. Всероссийский конкурс на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее – Конкурс) учрежден с целью развития и популяризации деятельности органов студенческого самоуправления профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования (далее – ОССУ).

1.2. Конкурс проводится при поддержке Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации.

1.3. Организаторы Конкурса:

-      Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи»;

-      Общероссийское общественное молодежное движение «Ассоциация студентов и студенческих объединений России»;

-      Российский студенческий центр при Министерстве образования и науки Российской Федерации.

2.     Задачи Конкурса

2.1. Задачами проведения Конкурса являются:

-      анализ и выявление наиболее эффективных механизмов деятельности ОССУ;

-      выявление инновационного опыта работы ОССУ;

-      передача опыта наиболее успешной организации деятельности ОССУ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования;

-      привлечение внимания государства и общества к вопросам развития ОССУ.

3.     Участники Конкурса

3.1. К участию в Конкурсе приглашаются ОССУ (функционирующие не менее одного года) профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования.

4.     Порядок проведения Конкурса

4.1.    Конкурс состоит из двух этапов - заочного и очного.

4.2.    Для участия в заочном этапе Конкурса от ОССУ профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования необходимо подать на Конкурс заявку (не более одной заявки в каждой номинации).

4.3.    Заявка должна отражать результаты деятельности ОССУ за период с января по декабрь 2015 года.

4.4.    Заявки подаются исключительно в электронной форме посредством портала www.studorg.ru.

4.5.    Электронная заявка включает в себя:

-     анкету ОССУ (электронная форма на портале www.studorg.ru);

-     презентацию деятельности ОССУ в заявленной номинации (прикрепляется к электронной заявке на портале www.studorg.ru);

-     портфолио ОССУ (прикрепляется к электронной заявке на портале www.studorg.ru);

-     скан-копию положения об ОССУ в актуальной редакции (прикрепляется к электронной заявке на портале www.studorg.ru).

4.6     Портфолио ОССУ подготавливается в соответствии со следующими требованиями: объем – не более 25 страниц, шрифт – Times New Roman, высота кегля – 14, межстрочный интервал - 1,1.

4.7.    Презентация деятельности ОССУ подготавливается в формате Microsoft Power Point. Презентация деятельности ОССУ не должна включать аудио- и видео-файлы.

4.8.    Дополнительные материалы к электронной заявке могут включать фото- и видеоматериалы (прикрепляются к электронной заявке на портале www.studorg.ru)

4.9.    Материалы, направленные на Конкурс, не рецензируются и не возвращаются. Организаторы Конкурса имеют право на публикацию материалов, направленных на Конкурс.

4.10.  Материалы, не соответствующие требованиям, не допускаются к участию в Конкурсе.

4.11.  Электронные заявки размещаются на портале www.studorg.ru.

4.12.  По итогам заочного этапа для участия в очном этапе Конкурса отбираются ОССУ, применяющие наиболее эффективные механизмы развития, имеющие инновационный подход к своей деятельности, реализующие актуальные проекты для студенческой молодежи.

4.13.  Очный тур Конкурса проходит в виде открытой защиты. Порядок и место проведения открытой защиты будут размещены на портале www.studorg.ru одновременно с публикаций списка участников очного этапа Конкурса не позднее 22 декабря 2015 года.

5.     Номинации Конкурса

5.1.   Номинации Конкурса:

-          Лучшая организация деятельности совета обучающихся / Лучший председатель совета обучающихся;

-          Лучшая организация деятельности органа студенческого самоуправления профессиональной образовательной организации[27];

-          Лучшая система обучения и подготовки студенческого актива;

-          Лучшая система организации спортивного досуга студентов;

-          Лучшая система поддержки студенческого творчества;

-          Лучшая система работы по информационному обеспечению деятельности органов студенческого самоуправления;

-          Лучшая система международного студенческого сотрудничества;

-          Лучшая система интеллектуального развития студенческой молодежи;

-          Лучшая система участия органов студенческого самоуправления в управлении качеством образовательных услуг;

-          Лучшая система организации студенческого добровольчества;

-          Лучшая система гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи.

6.     Обеспечение проведения Конкурса

6.1. Для обеспечения проведения Конкурса создается Дирекция Конкурса и Экспертный совет Конкурса (далее — Совет), в состав которых входят представители РСМ, Российского студенческого центра при Министерстве образования и науки Российской Федерации, Комиссии по развитию системы советов обучающихся Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по делам молодежи, специалисты в области молодежной политики, лидеры и руководители ОССУ, представители общественности.

6.2.   Дирекция Конкурса создается для организации заочного и очного этапов Конкурса, сбора материалов, предоставляемых на Конкурс, определения соответствия материалов требованиям Конкурса, подготовки и проведения заседаний Совета, ведения протоколов и конкурсной документации, разработки критериев оценки конкурсных испытаний очного этапа, обобщения и анализа информации о поступивших на Конкурс материалах. Функции Дирекции Конкурса возлагаются на Центр студенческих программ РСМ.

6.3.   Совет создается для проведения экспертизы представленных на Конкурс материалов, вынесения экспертных заключений и рекомендаций по итогам Конкурса, определения Победителей Конкурса.

7.     Подведение итогов Конкурса

7.1.    Итоги Конкурса подводятся на основании заключения Совета по результатам очного тура Конкурса.

7.2.    В основных номинациях Конкурса, в соответствии с заключением Совета, определяются Победители Конкурса I, II и III степеней.

7.3.    ОССУ, допущенные к участию в очном этапе Конкурса, получают сертификаты Номинантов Конкурса.

7.4.    Совет вправе вводить дополнительные номинации в рамках Конкурса.

8.     Сроки проведения Конкурса

Прием заявок: 1-17 декабря 2015 года.

Заочный этап Конкурса: 17-22 декабря 2015 года.

         Очный этап Конкурса: февраль 2016 года.

         Координаты для связи:

         Адрес: 101990, г. Москва, ул. Маросейка, д. 3/13.

         Телефон: (495) 624-07-61; e-mail: student.rsm@gmail.com

         Сайт: www.studorg.ru



[1] Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

[2] О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования РФ от 2 октября 2002 г. N 15-52-468/15-01-21 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/1590945/#ixzz45cpAx3Pm

[3] «Студенческое самоуправление. Методические рекомендации. Ч.1» РнД,2004

[4]  Конституция российской федерации ч. 1 ст. 30 [Электронный ресурс]: с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/

[5] Об общественных объединениях [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164186/

[6] Левакин А.Б., к.и н., доцент кафедры КАиМП ФЭУП ЮУрГУ. Органы студенческого самоуправления: правовое обеспечение и перспективы развития

[7] Об образовании в Российской Федерации п. 4 ст. 50 [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

[8] О высшем и послевузовском профессиональном образовании п. 2 ст. 16 [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/135916/

[9] Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации  Ст. 9 [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/179146/1/

[10] О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 12 января 1996 года № 10-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105872/

[11] Трудовой кодекс Российской Федерации ч. 1 гл.7 [Электронный ресурс]: от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/12125268/

[12] О примерном положении о студенческом совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 октября 2006 года № АФ-234/06 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6226792/

[13] О студенческом самоуправлении  [Электронный ресурс]: Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию от 19 февраля 2007 года № 231/12-16 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6230120/

[14] О совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 апреля 2006 года № 100 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55088497/?prime

[15] О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования России от 2 октября 2002 года № 15-52-468/15-01 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55088497/

[16] Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации [Электронный ресурс]:  Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70643472/

[17] О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 года № 1075 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/2300503/

[18]  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 сентября 2013 г.

[19] «Об образовании в Российской Федерации» п.2 ст. 28 [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

[20]  «Об образовании в Российской Федерации» п.6 ст.34 [Электронный ресурс]: федер. закон Рос. Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/

[21] О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Письмо Минобразования России от 2 октября 2002 года № 15-52-468/15-01 Доступ из справ.-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55088497/

[22] Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. С. 308

[23] Положение о Всероссийском конкурсе на лучшую организацию деятельности органов студенческого самоуправления профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций

высшего образования (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

[24] о Совете обучающихся федерального государственного автономного образовательного учереждения высшего профессионального образования «Северо-Кавказский федеральный университет» [Электронный ресурс]: Положение г.Ставраполь, 2014 г. Режим доступа: http://www.ncfu.ru/uploads/doc/poloz_sovet-obuch.pdf

[25] Соглашение между Первичной профсоюзной организацией студентов ФГАОУ ВПО «Сибирский государственный университет» [Электронный ресурс]: Принято 3 декабря 2014 г. на конференции коллектива студентов и аспирантов СФУ. Режим доступа: http://sfu-prof.com/document/pis/soglashenie_2014-2016.pdf

[26] Положение о Всероссийикой школе актива «Мечты на ты» по вопросам самоуправления [Элетронный ресурс]: утверждено Объединенным советом обучающихся от 04.09.2015. Режим доступа: http://student.ispu.ru/sites/student.ispu.ru/files/polozhenie_o_vserossiyskoy_shkole_mechty_na_ty_2015.pdf

[27] В номинации принимают участие исключительно профессиональные образовательные организации: колледжи, техникумы, колледжи и т.д.

Информация о файле
Название файла Студенческое самоуправление в ВУЗах России от пользователя guxikuf
Дата добавления 10.5.2020, 18:45
Дата обновления 10.5.2020, 18:45
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 83.82 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 312
Скачиваний 115
Оценить файл