Министерство образования и науки российской
Федерации
Государственное образовательное учереждение
Высшего профессионального образования «Пермский государственый педагогический университет»
Факультет иностранных языков
Кафедра методики преподавания иностранных языков
Реферат
По дисциплине « Средства информатизации образования»
Мультимедийный проект на уроке иностранного языка
Работу выполнила
Студентка: Дондукова М.О
1 курс 719 группа
Научный руководитель :
Доцент: Канцур А.Г
Пермь
ПГПУ
2012
Оглавление:
Введение.
1.Применение ИКТ на уроках иностранного языка.
1- 1 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
1-2 Система применения ИКТ.
1-3 Применение ИКТ на уроках иностранного языка.
2. Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Современное информационное общество, в котором мы живем, характеризуется, прежде всего, ведущим положением информации и исключительно быстрым темпом развития средств ее обработки – информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
Использование компьютерных технологий в обучении, в частности, иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине.
Обучение иностранным языкам с учетом реализации целей профильного обучения старшеклассников предполагает обновление содержания языкового образования с учетом личностно- ориентированного подхода, усиление коммуникативной направленности языкового образования, обеспечение дифференциации и индивидуализации в обучении иностранным языкам, внедрение современных педагогических технологий.
Обучение старшеклассников должно быть построено с максимальным учетом их интересов и дальнейших жизненных планов, что является основной целью профильных школ.
Я считаю, применение информационных технологий на уроках французского языка как в общеобразовательных классах, а тем более в профильных классах обязательно.
Применение информационных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, создать условия практического овладения языком для каждого ученика, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявлять инициативность и творчество. Обучающие программы позволяют изменить преподавание иностранных языков в школе, Интернет-ресурсы помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей. Обучающие CD-ROM диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Интерес у учащихся вызывают разнообразие тем, красочность, увлекательность компьютерных программ. Обучение с помощью компьютера позволяет организовать самостоятельную работу учащихся в системе урочной и внеурочной деятельности. Каждый учащийся имеет возможность работать в индивидуальном режиме при обучении аудированию, говорению, грамматическим явлениям и другим аспектам языка, добиваясь положительных результатов. Учащиеся используют мультимедийные элементы в своих домашних работах, передают их в электронной форме на дискете или через Интернет.
1.Применение ИКТ на уроках иностранного языка.
Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
В современных условиях развития прогресса образование приобретает определяющую роль, и образованный человек понимает и принимает необходимость учиться непрерывно, искать новые механизмы накопления, передачи и усвоения знаний. Поэтому одним из приоритетных направлений развития общества является информатизация образования.
Процесс информатизации образования требует не только новых технических средств, но и новых форм и методов преподавания, нового подхода к процессу обучения.
Еще в XIX веке К.Д. Ушинский писал, что главная цель учителя « …не передача фактов , посредством их изложения (ученику), но свободное развитие (его) сознания в определенном направлении…». В наше время эти слова становятся самой актуальной целью образования. Школа будущего, на наш взгляд, школа, ядро которой – союз «учитель-ученик», где учитель не просто излагает факты, а вводит ученика в увлекательный мир, где ему предстоит самостоятельно искать, добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию. Вот почему невозможно представить школу будущего вне зоны использования информационно – коммуникационных технологий. Мультимедиа и гипермедиа становятся важнейшей частью общеобразовательной среды.
Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание ребенка приобретает новый характер. Прежде всего, умение моделировать ситуацию, используя компьютер, приводит к воспитанию системного мышления, в котором культурные, нравственные ценности доминируют в создании и реализации новых технологий.
Недаром в перечень задач, необходимых решить, согласно концепции модернизации школьного образования, входят следующие задачи:
Устранить перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний, для продолжения образования.
Сместить акценты в методиках и технологиях образовательной деятельности в сторону формирования оптимальных способов самостоятельной деятельности школьников.
Обеспечить в старших классах школы возможность выбора образовательных программ (профильность старшей школы). Увеличить время на самостоятельную работу (проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность).
Дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию (экономика, право, социология, менеджмент).
Обеспечить необходимую базовую подготовку учащихся по основным направлениям применения информационно- коммуникационных технологий.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Внедрение ИКТ в педагогический процесс
повышает авторитет учителя в школьном коллективе, так как преподавание ведется на современном, более высоком уровне. Кроме того, растёт самооценка самого учителя, развивающего свои профессиональные компетенции.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, а также в значительной степени облегчают его работу, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.
Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это «система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи».
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)». Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, появился термин «новая информационная технология обучения».
Разработкой и внедрением в учебный процесс ИКТ активно занимаются такие исследователи, как Е. С. Полат, Е. И. Дмитриева, С. В. Новиков, Т. А. Полилова, Л. И. Цветкова и др.
Система применения ИКТ.
Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:
1 этап: Выявление учебного материала, требующего конкретной подачи , анализ образовательной программы, анализ тематического планирования, выбор тем, выбор типа урока, выявление особенностей материала урока данного типа;
2 этап: Подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиаресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего);
3 этап: Применение информационных продуктов, применение на уроках разных типов, применение во внеклассной работе, применение при руководстве научно - исследовательской деятельностью учащихся.
4 этап: Анализ эффективности использования ИКТ, изучение динамики результатов, изучение рейтинга по предмету.
Все средства ИКТ, применяемые в системе образования можно разделить на два типа: аппаратные и программные.
1) Аппаратные средства:
Компьютер - универсальное устройство обработки информации.
Принтер позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем для учащихся.
Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, а также возможность представлять учащимся результаты своей работы всему классу.
Телекоммуникационный блок дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести дистанционное обучение и переписку с другими школами.
Устройства для ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации - сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира.
Устройства регистрации данных - датчики с интерфейсами существенно расширяют класс физических, химических, биологических, экологических процессов, включаемых в образование при сокращении учебного времени, затрачиваемого на рутинную обработку данных.
Управляемые компьютером устройства дают возможность учащимся различных уровней способностей освоить принципы и технологии автоматического управления.
Внутриклассная и внутришкольная сеть позволяют более эффективно использовать имеющиеся информационные, технические и временные (человеческие) ресурсы, обеспечивают общий доступ к глобальной информационной сети
Аудио-видео средства обеспечивают эффективную коммуникативную среду для воспитательной работы и массовых мероприятий.
2) Программные средства:
Общего назначения и связанные с аппаратными (драйверы и т. п.) дают возможность работы со всеми видами информации.
Источники информации - организованные информационные массивы энциклопедии на компакт-дисках, информационные сайты и поисковые системы Интернета, в том числе специализированные для образовательных применений.
Виртуальные конструкторы позволяют создавать наглядные и символические модели математической и физической реальности и проводить эксперименты с этими моделями.
Применение ИКТ на уроках иностранного языка.
Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно. Необходим широкий спектр информации, отражающей разные точки зрения на одну и ту же проблему, предоставляющей учащимся пищу для размышлений, критического анализа, обобщений, самостоятельных выводов и решений.
Задача учителя состоит в том, чтобы активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные методики такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика с использованием новых информационно-коммуникационных технологий и Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, интересов. Ведь современный ученик - это личность, которой всё интересно. Ему хочется знать о культуре других стран, он много путешествует и общается, стремится быть всесторонне развитым, а, следовательно, ученик получает доступ к культурным ценностям новой для него страны, расширяя свой кругозор.
Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются:
повышение мотивации к изучению языка;
развитие речевой компетенции: умение понимать аутентичные иноязычные тексты, а также умение передавать информацию в связных аргументированных высказываниях;
увеличение объема лингвистических знаний;
расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка;
развитие способности и готовности к самостоятельному изучению английского языка.
Можно выделить ряд дидактических задач, которые решаются в процессе преподавания иностранных языков с помощью ИКТ :
формирование и совершенствование языковых навыков и умений чтения, письма, говорения, аудирования;
расширение активного и пассивного словарей;
приобретение культурологических знаний;
формирование культуры общения;
формирование элементов глобального мышления;
формирование устойчивой мотивации познавательной деятельности, потребности к использованию иностранного языка для целей подлинного общения;
формирование навыков работы в группе.
Рассмотрим пять основных направлений использования ИКТ на уроках(по классификации Войтко С.А.):
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
4. Использование ИКТ во внеклассной работе.
5. Использование ресурсов сети Интернет.
3.Эффективность использования мультимедийных презентаций на уроке иностранного языка.
В связи с программой модернизации российской системы образования в условиях информатизации и демократизации общества в последнее время уделяется большое внимание развитию компетентности учителей в области использования образовательных мультимедиа.
В нашем рассмотрении под образовательным мультимедиа может пониматься дидактическое программное средство, предъявляющее образовательное содержание в интерактивной форме с помощью двух или более модальностей, обеспечивающее эффективное протекание перцептивно - мнемических процессов, способствующих реализации педагогических целей и развитию обучаемого.
Использование мультимедийных презентаций (ММП) играет большую роль на уроках иностранного языка, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть языковые трудности, позволяет достичь цели и решить задачи обучения иностранному языку. Презентации широко применяются почти всеми учителями. Они удобны и для учителя и для учеников.
Мультимедийные презентации позволяют представить любой вид деятельности в форме картинок и анимации. Это особенно важно:
а) при ознакомлении с новой лексикой, так как изображения на мониторе/экране позволяют ассоциировать фразу на иностранном языке непосредственно с предметом или действием;
б) при изучении грамматического материала, поскольку увиденные на экране красочные картинки, схемы, анимированные образы способствуют лучшему восприятию и усвоению нового материала.
Эффективность использования ММП во многом зависит от ряда организационно-технических условий:
а) правильного подбора и рационального размещения в кабинете оборудования для создания и демонстрации ММП;
б) обеспечения постоянной готовности аппаратуры к работе;
в) правильного размещения и хранения информации (дискеты, флэш-карты, CD, памяти компьютера, места хранения, названия папки);
г) наличия в кабинете каталога ММП по лексико-грамматическим темам, где оговаривается количество слайдов, наличие в ММП звуковых файлов, сопровождение анимацией и т.п.
Преимущество презентации PowerPoint в:
- сочетании разнообразной текстовой аудио - и видео - наглядности;
- возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
- возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);
- возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
- активизации внимания всего класса;
- поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного мате риала;
- осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
- сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
- экономии учебного времени;
- формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в организации учебной работы.
Зачастую на уроке возникает необходи мость комбинированного набора различных видов средств наглядности. Программа PowerPoint и ее продукт (презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся:
- интерактивность - способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию;
- мулътимедийность – использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
- комплексность представления информации - возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
- дискретность - смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов (он/они должны представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации);
- программная совместимость - возможность использовать объекты из других программ, например из приложений МS Office;
- доступность технического инструментария - наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом МS Office.
Оформительские возможности программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.
В презентациях разнообразные информационные объекты (тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность) могут быть объединены в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом.
В заключение, хочется отметить, что применение современных технологий в образовательном процессе создаёт благоприятные условия для формирования личности обучающихся и отвечает запросам современного общества. Современные педагоги должны активно включать мультимедийные презентации в структуру урока. Тем не менее, необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс программы Microsoft PowerPoint вовсе не исключает из него традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.
Заключение.
В современных условиях информатизации общества очевидна необходимость модернизации системы образования с привлечением новых информационно-коммуникационных технологий в соответствии с социальным заказом общества. Современные информационно-коммуникативные технологии – это мощный инструмент преподавания иностранного языка, которые способствуют развитию личности. ИКТ активизирует весь образовательный процесс, как на уроках, так и во внеурочное время, что приводит к интенсификации обучения. ИКТ помогают учителю осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения с точки зрения рациональности затрат времени.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка – на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным.
Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам,
индивидуализировать учебный процесс;
Что касается результативности, использование ИКТ способствуют повышению качества знаний, формированию и развитию коммуникативной компетенции и мотивации к изучению иностранного языка , созданию благориятных условий для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся, их сотрудничества в учебном процессе, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Учащиеся проявляют устойчивый интерес к изучению английского языка, участвуют в конкурсах и олимпиадах и показывают хорошие результаты.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых.
Так как результаты исследования подтвердили эффективность использования новых информационных технологий в процессе обучения, считаю целесообразным внести коррективы в тематическое планирование по английскому языку (особенно на второй ступени обучения), дополнив его элементами ИКТ.
На основании вышесказанного можно утверждать, что использование ИКТ является перспективным направлением в обучении иностранному языку и нуждается в дальнейшем исследовании.
Список литературы:
Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36
Ефременко В.А. Применение информационных технологий на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007 с.18
Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: КАРО, 2009
Кочергина И.Г Совершенствование познавательных способностей учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе №3, 2009
Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. - 2005. - № 2. - с .162-166
Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. – 2006. - № 2. – с. 43-44