Современная социальная политика в сфере профилактики девиантного поведения молодежи на примере стран: Япония, Россия

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Кафедра философии

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики за рубежом»

Тема: «Современная социальная политика в сфере профилактики девиантного поведения молодежи на примере стран: Япония, Россия»

Студентка 2 курса направления

«Организация работы с молодежью»

Яркова Елизавета Александровна

Научный руководитель: старший преподаватель кафедры философии Григорьева Милана Игоревна

Пермь, 2015

Содержание

Введение. 3

Глава I. Социальная политика в сфере профилактики девиантного поведения молодежи  6

1.1.   Профилактика девиантного поведения молодежи: понятие, виды девиантного поведения в разных науках. 6

1.2. Социальная политика по отношению к молодежи: понятие, характеристика, подходы   9

Глава II. Социальная политика в сфере профилактики девиантного поведения молодежи в РФ и Японии. 13

2.1. Нормативно правовое регулирование в РФ и Японии. 13

2.2. Практика деятельности организаций и учреждений по профилактике девиантного поведения молодежи (опыт РФ и Японии) 16

Заключение. 26

Список использованных источников. 27

Приложения. 29

Введение

Отношение к молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в связи с этим в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства, и, в связи с этим, какова реакция предшествующих поколений на молодежь; в-третьих, в какой степени молодежь становится фактором развития или фактором, затрудняющим развитие общества и государства. Молодежь не является саморазвивающейся системой, ее жизнь обусловлена существующими социально-экономическими и политическими условиями. Молодой человек в соответствии с этим несет в себе прошлое, настоящее и будущее. Особо остро проблемы молодежи проявляются во время переломов, смены направленности и темпов социального развития, изменения общественного и государственного устройства. В этих условиях наиболее остро проявляются изменения в характере межпоколенческих взаимодействий, в содержании внутрисемейных, внутригрупповых отношений, в существе норм, регулирующих ценностные ориентации, жизненные планы, поведение молодых людей.

Необходимость особой политики в отношении молодежи определяется спецификой ее положения в обществе. Молодежь недостаточно понимать в традиционном смысле, только в качестве будущего общества. Ее необходимо оценивать как органическую часть современного общества, несущую особую, незаменимую другими социальными группами, функцию ответственности за сохранение и развитие нашей страны, за преемственность ее истории и культуры, жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге - за выживание народов как культурно-исторических общностей. Молодежь имеет свои особые функции в обществе, никакой другой социально-демографической группой не замещаемые и не реализуемые. Молодежь наследует достигнутый уровень развития общества и в силу своего специфического положения нуждается в присвоении себе духовных и материальных благ, накопленных в обществе в виде образования, жилья, культурных, спортивных сооружений и т.д. Она сразу воспринимает как данность новое, выработанное предшественниками в науке, технике и производстве, в образовании и культуре, литературе и искусстве, во всех сферах жизнедеятельности человека. Ее жизненный старт находится на более высокой ступени, чем был у современных для нее взрослых и пожилых.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что в современных условиях будущему специалисту по работе с молодежью необходимо изучить и сравнить отечественный и зарубежный опыт  профилактики девиантного поведения молодежи.

Повышение эффективности мер предупреждения девиантного поведения является важным направлением внутренней политики современного государства. Успешная борьба с девиацией в молодежной среде является залогом достижения стабильности в обществе.

Предметом исследования являются меры, направленные на профилактику девиантного поведения молодежи  Японии и России.

Объектом исследования является социальная политика в сфере профилактики девиантного поведения.

         Гипотеза: изучение и анализ практики в сфере профилактики девиантного поведения японской молодежи, ее сравнение с современным отечественным опытом России показывает какую роль в государстве играет молодежь, какие предпринимаются  меры по профилактике девиантного поведения.

Цельданной работы: формирование целостного представления о современной социальной политике в сфере профилактики девиантного поведения в Японии и России

Обозначенная автором проблема исследования обусловила постановку цели и решение следующих задач:

·        Рассмотреть понятие молодежи как социальной группы,  девиантного поведения, рассмотреть виды девиантного поведения в разных науках

·        Проанализировать социальную политику по отношению к молодежи.

·        Иссдедовать нормативно-правовое регулирование, направленное на профилактику девиантного поведения в Японии и России

·        Рассмотреть  основные программы, направленные на профилактику девиантного поведения молодежи Японии и России

При написании работы использованы, главным образом, аналитический метод и метод обобщения данных. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Во введении обосновывается актуальность данного исследования, ставятся цель и задачи.

В первой главе рассматриваются определения: молодежь как социальная группа, девиантное поведение молодежи, профилактика.  Основные виды девиантного поведения в разных науках. Во второй главе рассматривается, каким образом социальная политика государства ориентирована на профилактику девиантного поведения молодежи, какие программы действуют  в Японии и России.

В заключении подводятся итоги работы. Список литературы содержит публицистическую и научную литературу, интернет-источники, статьи периодических изданий.

Глава I. Социальная политика в сфере профилактики девиантного поведения молодежи

1.1            Профилактика девиантного поведения молодежи: понятие, виды девиантного поведения в разных науках

Молодёжь как социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации. [Кон 3-е изд. Т.16. С.478. ]

Девиантное поведение (англ. deviation — отклонение) — действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию. Основные виды девиантного поведения: преступность, алкоголизм, наркомания, проституция. Понятие девиантное поведение шире понятий «делинквентность» (противоправное, преступное, криминальное поведение) и «антиобщественное поведение» (асоциальность) [Мещеряков, Зинченко, 2004. С. 46 ]

Профилактика представляет собой совокупность превентивных мер, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния правопорядка. [Ожегов, 1986. С.625.]

Условно можно выделить три основных подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений: социально-правовой, педагогический и психологический.

1. Социально-правовой подход.В его рамках выделяют социо-логическое и правовое направления.

Социология рассматривает поведенческие девиации как соци­альные явления. Эти явления регулируются по нескольким осно­ваниям:

·        в зависимости от масштаба — массовые и индивидуальные отклонения;

·        по значению последствий — негативные и позитивные;

·        по субъекту — отклонения отдельных лиц, неформальных групп (например, бандформирований), официальных структур, условных социальных групп (например, женский, мужской или подростковый алкоголизм);

·        по объекту — экономические, бытовые, имущественные нарушения и др.;

·        по длительности — единовременные и длительные;

·        по типу нарушенной нормы — преступность, пьянство (ал­коголизм), наркомания, бродяжничество, проституция, хулиган­ство, коррупция, терроризм, деструктивные культы и др.

Под отклоняющимся поведением понимается все то, что противоречит принятым в настоящее время правовым нормам и запрещено под угрозой наказания. Правонарушения подразделяются на:

·        преступления;

·        административные и гражданско-правовые нарушения;

·        дисциплинарные проступки.

2. Педагогический подход. Педагогические классификации менее дифференцированы и нередко заимствованы из других дис­циплин.

Понятие «отклоняющееся поведение» часто отождествляет­ся с понятием «дезадаптация». Основные педагогические зада­чи — воспитание и обучение. Поэтому отклоняющееся поведение школьника может носить вид как школьной, так и социальной де­задаптации.

В структуру школьной дезадаптации включаются:

·        неуспеваемость;

·        нарушение взаимоотношений со сверстниками;

·        эмоциональные нарушения;

·        поведенческие отклонения в сочетании со школьной дезадап­тацией: нарушение дисциплины, прогулы, агрессивное поведение, оппозиционное поведение, курение, хулиганство, воровство, ложь, употребление психоактивных веществ, бродяжничество, соверше­ние преступлений, зависимость от компьютерных игр, религиозных сект и др.

Достаточно сложен вопрос о видах отклоняющегося поведе­ния в раннем и дошкольном возрасте. Нередко приходится стал­киваться со следующими негативными поведенческими прояв­лениями, которые лучше рассматривать как вредные привычки: отказ от еды, непослушание, агрессивное поведение, гиперактивное поведение и др.

3. Психологический подход.В основу психологического под­хода положены социально-психологические различия между раз­личными видами отклоняющегося поведения. При психологической классификации отклоняющегося пове­дения используются следующие критерии: вид нарушаемой нормы, психологические цели поведения и его мотивация, результаты данного поведения и причиняемый ими ущерб, индивидуально-стилевые характеристики поведения. [Змановская Е.В. Девиантология . 2003. 218с ]

По Ю.А. Клейбергу все девиации поведения подразделяются на:

·        негативные (например, употребление наркотиков);

·        позитивные (например, социальное творчество);

·        социально-нейтральные (например, попрошайничество).

Ц.П. Короленко, Т.А. Донских выделили две группы поведен­ческих девиаций:

·        нестандартное поведение (в виде нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социального поведения, что играет позитивную роль в историческом развитии общества — де­ятельность новаторов, революционеров, оппозиционеров, перво­открывателей в какой-либо области знаний и пр.). Данную группу сложно в полной мере отнести к отклоняющемуся поведению;

·        деструктивное поведение, которое подразделяется на внеш­недеструктивное (направлено на нарушение социальных норм — правовых, морально-этических, культурных) — аддиктивное и антисоциальное; внутридеструктивное суицидальное, конфор­мистское, нарциссическое, фанатическое, аутистическое. [Азарова, Сятковский, 2009. С.35.]

По Е.В. Змановской, выделяются три группы отклоняющегося поведения:

·        асоциальное (аморальное) поведение;

·        антисоциальное (делинквентное) поведение;

·        аутодеструктивное (саморазрушительное) поведение.

[Змановская, , 2003. С. 218]

1.2. Социальная политика: понятие, характеристики, подходы

Социальную политику можно определить как деятельность государства и других общественных институтов, направленную на прогрессивное развитие социальной сферы, совершенствование условий, образа и качества жизни людей, обеспечение определенной части их жизненных потребностей, оказание гражданам необходимой социальной поддержки, помощи и защиты. [Ахинов, Калашников, 2009. С. 4]

Характеристика различных подходов определению «Социальной политики»

Социальная политика в отношении молодежи. Переход к рыночной экономике привел к значительным изменениям в социальном положении различных социально-демографических групп населения, в том числе и молодежи. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов проявляется в течение всей жизни человека и влияет на границы молодежного возраста. Нижняя возрастная граница определяется в 14 лет, поскольку именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей, либо устроиться на работу. Верхний порог определяется в 30 лет, когда человек достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи и он занимает определенное положение в обществе.

За последние годы сформировался ряд тревожных тенденций, характерных для данной социальной группы населения: отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами мира; расширение поля девиантности, в том числе преступности, наркомании, проституции, алкоголизма, связанных с разрушением традиционных форм социализации; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания или возможности продолжать обучение; слабая социальная защищенность молодежи; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны из-за невозможности применения своих сил и способностей.

Государственная молодежная политика, как это определено федеральными документами, является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

В ходе реализации государственной молодежной политики успешно формируется система информационного обеспечения молодежи, социальное назначение которой определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и законных интересов, выбору профессии и видов учебы, трудоустройству, организации отдыха, решению бытовых вопросов и т.д.

Создаются условия для самостоятельной, эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов. На федеральном уровне создан Российский центр содействия молодежному предпринимательству, который выполняет координирующие функции и оказывает методическое содействие работе аналогичных структур, созданных в 35 субъектах российской Федерации. Ежегодно проводятся конкурсы региональных программ и проектов по поддержке и развитию молодежного предпринимательства, оказывается данным программам финансовая и материально-техническая поддержка.

Особое внимание оказывается обеспечению занятости молодежи. В стране успешно работают 95 молодежных бирж труда и служб трудоустройства молодежи, активизировались объединения, продолжающие традиции студенческих строительных отрядов.

Особая проблема для молодежи – строительство жилья. В целях решения жилищной проблемы предусматривается переход от целевого финансирования незавершенных объектов молодежных жилых комплексов  к реализации программы предоставления жилищных субсидий и ссуд для молодых семей с использованием организационного опыта, технической базы и площадок молодежных жилых комплексов , финансирование жилья для молодежи путем введения в обращение ценных бумаг (векселей, жилищных контрактов, лотерей).

Среди приоритетных задач государственной молодежной политики выделяется работа по формированию системы социальных служб для молодежи. Обобщается и распространяется опыт опорно-экспериментальных центров в регионах, ведется подготовка кадров и консультирование. Усиливается внимание федеральных и региональных органов власти к физическому и духовному развитию молодежи, распространению массовых видов спорта, досугу, поиску и поддержке талантливой молодежи. [Маргулян , 2011. С.186].

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что молодежь является самым активным психологическим субъектом и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. Под девиантным поведением молодежи мы понимаем поведение молодого человека, которое не соответствует  общепринятым нормам, в результате чего эти нормы им и нарушаются.

Рассмотрены три подхода к проблеме классификации поведенческих отклонений. Социально-правовой, педагогический и психологический.

 Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.

Глава II. Социальная политика в сфере профилактики девиантного поведения молодежи в РФ и Японии

2.1. Нормативно правовое регулирование в РФ и Японии

В России мероприятия в сфере профилактики девиантного поведения молодежи регулируют нормы права федерального и регионального уровня. К ним можно отнести следующие документы:

1.Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 года. Гарантирована государственная поддержка семье, охрана материнства, отцовства и детства, развитие социальных служб. Провозглашена государственная защита семьи и детства.

2. Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает ответственность и наказание за наиболее тяжкие формы проявления насилия по отношению к детям (истязания, сексуальное насилие), влекущие нарушение здоровья, инвалидность и угрозу жизни ребенка. За другие формы жестокого обращения (небрежение нуждами, физическое насилие) с детьми предусмотрены меры административной ответственности.

3. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

4. Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"

5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 02.12.2013) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

6.  Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (редакция от 30.03.2015 с изм. от 07.04.2015). Раздел V. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

8. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 06.04.2015)Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

9.  Письмо  Минобрнауки России от 10.02.2015 N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи")

10. Закон г. Москвы от 30.09.2009 N 39 (ред. от 14.12.2011) "О молодежи". Глава 4. Воспитание молодежи и профилактика негативных явлений в молодежной среде.

Девиантное поведение молодежи и его профилактика регулируются по-разному в отношении несовершеннолетней молодежи и лиц старше 18 лет.

В Японии молодых людей в Японии по данным на 2010 г. 20,0 млн. человек, что составляет 15,7% от общей численности населения.

Законодательство, регулирующее молодежную политику опирается на Акт «Об Управлении по содействию развитию и поддержке детей и молодежи», принятый в 2010 г. и отдельные регламентирующие законодательные акты по молодежной политике.

Стратегия молодежной политики регулируется также «Национальной политикой по развитию молодежи», которая в контексте мировых трендов продвигает идеи здорового образа жизни для молодежи, социализацию и интеграцию молодежи в японское общество.

 После вступления в апреле 2010 г. в действие акта «Об Управлении по содействию развитию и поддержке детей и молодежи» было создано специальное Управление в Секретариате кабинета министров. Управлением руководит премьер- министр, руководитель Секретариата кабинета министров и министр по делам детей и молодежи являются заместителями руководителя Управления, а все остальные члены кабинета министров входят в Управление.

В структуре правительства за реализацию политики молодежного

развития отвечает Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологий.

Национальный Совет молодежных организаций объединяет

общенациональные молодежные организации Японии. Совет был создан в

1951 г. с целью содействия развитию организованного молодежного движения в Японии и развития сотрудничества молодежных организаций.

Сегодня Совет состоит из 24 организаций и вносит огромный вклад в формирование и реализацию молодежной политики.

Национальная Ассамблея развития молодежи была создана в 1966 г. при содействии Министерства Общественного управления, внутренних дел, почты и телекоммуникаций с целью проведения специальных кампаний для молодежи на национальном уровне. Ассамблея состоит из общенациональных молодежных организаций, благотворительных организаций и экспертов. Также были созданы Ассамблеи развития молодежи на региональном и муниципальном уровнях. Основные задачи Ассамблеи: содействовать проведению кампаний по развитию молодежи, поддерживать проведение кампаний на региональном уровне и поддерживать развитие молодежных организаций в стране. С 1975 г. Ассамблея также начала проводить кампании на международном уровне и развивать международное сотрудничество. [Доклад «Молодёжь России 2000-2025»,  2013. С. 46].

2.2. Практика деятельности организаций и учреждений по профилактике девиантного поведения молодежи (опыт РФ и Японии)

В России проводятся программы- проекты про профилактике девиантного поведения и привлечению к здоровому образу жизни. Одна из актуальных проблем российской молодежи считается наркомания.

Создание государственной системы профилактики потребления наркотиков является одной из ключевых задач Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

Основным куратором реализации государственной политики в области профилактики и противодействия наркомании является Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления муниципальных образований в сфере профилактики незаконного потребления наркотиков органами наркоконтроля в 2010 году было организовано и проведено более 55 тысяч профилактических мероприятий антинаркотической направленности.

Одним из важнейших направлений в профилактике наркомании является антинаркотическая работа с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Пример такой деятельности – реализация Национальной антинаркотической программы "Неприкосновенный запас – дети Отчизны", разработанной ФСКН России. Программа включает в себя широкий спектр работы по первичной профилактике наркомании среди детей и подростков, в частности такие проекты, как "Юный спецназовец", "Молодежь против наркотиков" и др.
           Еще одно из действенных направлений по профилактики наркомании – организация и проведение мероприятий, направленных на популяризацию массовых и дворовых видов спорта, вовлечение детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом по месту жительства.

ФСКН России в рамках антинаркотического проекта "Спорт против наркотиков" взаимодействует более чем с 500 спортивными негосударственными организациями как федерального, так и регионального уровня – спортивными федерациями, клубами, объединениями, сообществами, фондами и т.д. Многие территориальные управления ФСКН России открывают свои спортивные залы для детей из малообеспеченных семей и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, выделяют инструкторов для проведения занятий.

Под лозунгом "Спорт против наркотиков!" территориальными органами ФСКН России проводились физкультурно-спортивные массовые тематические мероприятия (турниры, соревнования, фестивали спорта, акции, первенства, спартакиады, спортивные и спортивно-развлекательные праздники, мини-олимпиады).

В большинстве субъектов Российской Федерации стало уже традиционным проведение спортивных мероприятий под девизами "Сильные, смелые, ловкие, умелые!", "Веселые старты!", "Быть здоровым – это сильно", "Летний калейдоскоп", "Здоровое сердце", "Живи ярко и стильно без наркотиков", "Лига дворовых чемпионов", "Выбираю спорт", "Молодежь против наркотиков", "Здорово жить – здорово" и др.

По инициативе Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в российских регионах проводится акция: «Сообщи, где торгуют смертью».

Целью акции является организация в круглосуточном режиме работы "телефонов доверия" в государственных и муниципальных органах власти, получение информации о фактах незаконного оборота и пропаганды наркотиков, а также обращений и предложений по вопросам совершенствования профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.

ФСКН России совместно с Минобрнауки России разработана учебная программа "Профилактика наркомании среди молодежи". Программа внедрена в учебный процесс ряда московских вузов и ссузов. Задачей данной программы является изучение социально-педагогических, психологических и юридических аспектов предупреждения наркомании среди молодежи. К проведению занятий со студентами приглашаются специалисты ФСКН России, известные ученые и специалисты в сфере лечения, профилактики и реабилитации наркозависимых.
          В Москве и Московской области с 2003 года работает АНО Антинаркотический проект "Право на жизнь".

Организация проводит авторские программы по профилактике наркомании и асоциального поведения подростков и молодежи (информационно-просветительская программа "Наркотик – знак беды"; деловая игра "Профилактика наркомании глазами молодежи"; программа "Родительская школа"; информационно-просветительская программа "ВИЧ: знать, чтобы жить" и др.); патриотические, спортивные и культурно-зрелищные мероприятия, направленные на антинаркотическую пропаганду (турниры по пейнтболу "Сегодня модно быть здоровым"; творческие и антинаркотические фестивали "Вместе в будущее" и "Право на жизнь"; антинаркотические акции "Мы выбираем жизнь" и др.) [Электронный ресурс: http://ria.ru/beznarko/20120319/599555580.html ] 

Следующая проблема- алкоголизм. C 23 июля 2012 г. в России запрещена реклама алкогольной продукции на телевидении, радио, в интернете, на транспорте и уличных рекламных щитах.

 От 30.12.2009 вышло распоряжение Правительства РФ N 2128-р «О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года». V. Меры по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации.

Мерами по реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются:

·        организация в средствах массовой информации кампаний, направленных на укрепление общественной поддержки существующих или новых стратегий борьбы со злоупотреблением алкогольной продукцией;

·        пропаганда здорового образа жизни среди детей и молодежи;

·        разработка и реализация мер антиалкогольной политики в местах работы граждан, основанной на просвещении, профилактике, раннем выявлении и лечении алкогольной зависимости;

·        усиление административной ответственности за нарушения в области производства и оборота алкогольной продукции, в том числе установленных ограничений на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, а также установление уголовной ответственности за неоднократное совершение указанных деяний;

23 и 24 июня 2012 года состоялась общероссийская акция «Трезвым жить лучше!», организованная Федеральным проектом «Трезвая Россия». Акция была приурочена к 26 июня, провозглашенному Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем борьбы со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом.

Здоровый и трезвый образ жизни поддержали более 600 участников акции из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Волгограда, Ростова-на-Дону, Казани, Екатеринбурга, Иркутска и Хабаровска. К участию в спортивных соревнованиях, развлекательных мероприятиях и флеш-мобах были привлечены известные спортсмены, политические и общественные деятели, представители региональной администрации, члены «Единой России» и сторонники партии.

Федеральный проект «Трезвая Россия» начал свою деятельность 7 апреля 2012года. Предпосылкой к созданию проекта стало проведение ряда круглых столов по теме «Консолидация усилий общества и государства в борьбе с наркотической и алкогольной зависимостью», где к обсуждению привлекались общественные и политические деятели, ведущие эксперты в этой области. [Электронный ресурс: http://www.trezvros.ru/about]

Мероприятия, направленные на профилактику табакокурения. От 23 февраля 2013 года введен Федеральный закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (ранее Законопроект № 163560-6) - вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах в соответствии с Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака. Подписан Президентом России 23 февраля 2013 года, вступил в силу 1 июня 2013 года.

С 1 июня 2013 года закон ввел следующие ограничения розничной торговли табачными изделиями:

·        Ззапрет продажи табачных изделий на расстоянии менее 100 метров по прямой линии от границ территорий образовательных учреждений;

·        Полный запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним и торговли ими несовершеннолетними.

·        Закон ввел полный запрет рекламы табачных изделий, стимулирования их продажи и спонсорства, а также полный запрет на демонстрацию табачных изделий и процесса курения, предназначенных для детей и подростков.

В России стартовал Первый открытый Всероссийский студенческий конкурс социальной рекламы и социальных проектов «Россия без табака». Акция проводится по инициативе Общероссийской общественной организации «Лига здоровья нации» и Российского Союза ректоров в рамках решения важной национальной задачи по борьбе с табакокурением в Российской Федерации. Первый открытый Всероссийский студенческий конкурс социальной рекламы и социальных проектов «Россия без табака» проходит на базе летних студенческих лагерей. В конкурсе участвуют студенты высших учебных заведений Российской Федерации, студенческие общественные организации, студенческие объединения, высшие учебные заведения. [Электронный ресурс: http://sdgi.ru/blog/2008/08/04/190/]

31 мая 2014 года в Тульской области по заказу Министерства Здравоохранения был проведен Всемирный день без табака и Всероссийская антитабачная акция «31 мая – день отказа от курения. Навсегда». Цель проведения акции: напоминание курильщикам, что они губят не только свое здоровье, но и здоровье окружающих, прежде всего, своих детей, ведь пассивное курение не менее вредно, чем активное, а также в предоставлении курильщикам возможности отказаться от курения и получить соответствующую помощь специалистов.

Для преодоления негативных тенденций полиция Японии продолжает искать новые методы профилактики преступлений и совершенствовать систему предупреждения преступлений.

Х. Фудзита, Й. Накано, М. Миней, К. Шварценеггер, А. и М. Метцлеры посвятили многие работы анализу форм профилактики и борьбы с проявлениями девиации в подростковой среде. Их мнения объединяют сразу два подхода к определению методики предупреждения девиации: криминологический и социологический.

В частности, К. Шварценеггер и Х. Фудзита уделяют внимание законодательным инициативам правительства Японии, проводя исследование результативности реформ в области образования и ювенальной юстиции. Усиление роли школьного образования в сдерживании девиантного поведения подростков — одно из важнейших направлений молодежной политики.

Й. Накано и М. Миней также исследуют перспективы эффективной профилактики девиантного поведения школьников и возможности дальнейшего реформирования системы образования Японии. В частности, Й. Накано предлагает более широко использовать некоторые программы, направленные на предотвращение девиации, уже действующие в ряде школ Японии. Цель этих программ — укрепление взаимодействия между школой, семьей и жителями районов, предоставляя школе право быть ведущим субъектом этой взаимосвязи. М. Миней также считает, что развитие структуры, включающей школу, семью и местное сообщество, является важнейшим фактором снижения уровня девиации подростков.

А. и М. Метцлеры, проводя исследование японских исправительных учреждений для несовершеннолетних, отмечают их высокую эффективность. Несмотря на то, что многие процедуры по восстановлению молодых правонарушителей в общество представляются достаточно жесткими, их действенность не подвергается сомнению, т.к. процент рецидивных правонарушений среди подростков, выпущенных на свободу после пребывания в исправительных учреждениях, ничтожно низок.

Мероприятия, проводимые в Японии в рамках государственной политики по борьбе и предупреждению девиации в молодежной среде, показали весьма высокую результативность.

Реформирование школьной образовательной системы и внесение поправок в закон о несовершеннолетних оказали положительное влияние на тенденцию развития девиантного поведения подростков. Несмотря на ряд недостатков, они могут считаться эффективными мерами государственной антидевиантной политики.

Усиленный контроль над деятельностью школы по воспитанию подрастающего поколения обеспечил интеграцию молодежи в современное общество, укрепление нравственности и морали в молодежной среде.

Стимулирование деятельности общественных организаций, создание которых было инициировано центральным советом по образованию, привело к улучшению взаимосвязи между семьей, школой и районной общиной, создав своеобразную социальную систему, которая является залогом усиления роли общества в борьбе с девиацией молодежи.

Общественность в Японии играет основополагающую роль в процессе предупреждения преступности. Законодательные инициативы и специализированные программы правительства не были бы столь действенны, если бы не находили своевременный отклик и поддержку в обществе.

Адресный характер антидевиантной политики правительства Японии, ярко выраженный в последние десятилетия, сконцентрирован на профилактических мерах в средних и старших классах школы, а также мерах, позволяющих объединить усилия правительства, семьи, школы и общественности страны в целях предупреждения девиантного поведения молодежи. Доминантой антидевиантной политики Япония являются такие социальные институты, как школа, семья, группы сверстников.

Правительству Японии удается поддерживать один из самых низких среди развитых стран мира уровней подростковой преступности, которая не обладает такой типичной для стран Запада особенностью, как излишняя агрессивность девиантов. Данный факт опровергает мнения, насаждаемые СМИ, о том, что действующий социально-политический курс страны утратил свою эффективность в предупреждении девиации и подростковая преступность за последние годы отличается особой жестокостью по сравнению с предыдущими периодами. Напротив, число наиболее тяжких преступлений подростков (разбойных нападений, насилий и убийств) в указанный период находилось на уровне 1% от общего числа правонарушений несовершеннолетних. В последние же годы оно стабильно снижается.

[Электронный ресурс:  http://www.almavest.ru/ru/favorite/2013/05/14/388/]

В Японии организованы Молодежные центры в целях содействия развитию молодежи, предупреждению преступности, поддержки здорового развития молодых людей и детей. Они размещаются вокруг муниципалитетов по всей Японии. В 2013 г. по всей стране действовало 703 центра. Из 703 центров 45 (6,4% от общего числа) имеют статус Генеральных консультационных центров. Общее число проводимых консультаций около 220 тыс. (2011 г.). Консультации проводятся с молодыми людьми, родителями, в школах. В целях профилактики правонарушений проводится патрулирование улиц общественными патрулями в основном по вечерам и во время возвращения учеников из школы. Эта работа проводится в сотрудничестве с полицией. Также центрами проводятся работы по адаптации детей, вернувшихся из заключения (школа возврата), по пропаганде здорового образа жизни и здорового питания. [Доклад «Молодёжь России 2000-2025»,  2013. С. 48].

В России активно ведется работа по профилактике девиантного поведения молодежи: привлечению к здоровому образу жизни и отказа от вредных привычек. На федеральном и региональном уровне проходят различные программы, акции, связанные с пропагандой здорового образа жизни.

Антидевиантная политика правительства Японии в последние десятилетия носит ярко выраженный адресный характер, который заключается в концентрации профилактических мер на средних и старших классах школы, а также содержит систему мер, позволяющую объединить усилия правительства, семьи, школы и общественности страны в целях предупреждения девиантного поведения молодежи. Главной составляющей  антидевиантной политики Японии являются такие социальные институты, как школа, семья, группы сверстников.

Заключение

В результате проведенного теоретического анализа, были изучены и рассмотрены вопросы, касающиеся понятия девиантного поведения молодежи, виды девиантного поведения в разных науках. Также, автор выяснил, какую роль играет социальная политика в роли общества. Она призвана обеспечить социальную стабильность общества и создать одинаковые комфортные условия для граждан.

Во второй главе автор рассматривает нормативно-правовое регулирование Японии и России в сфере профилактики девиантного поведения молодежи.

В обеих странах ведется активная поддержка такой  молодежи, реализации их интересов, решении проблем. Их решение осуществляется через социальные услуги, оказываемые социальными службами.

Законодательство обеих стран способствует развитию инфраструктуры социальных служб, оказывающих социальные услуги семьям и подросткам, социально-реабилитационных центров для подростков.

Политика деятельности организаций и учреждений по профилактике девиантного поведения в России интересна тем, что проводит авторские программы и проекты, стимулирующие молодежь вести здоровый образ жизни.   

Японские ученые считают, что цель программ, по предотвращению девиации, предложенные ими, заключаются в  укреплении  взаимодействия между школой, семьей и жителями районов, предоставляя школе право быть ведущим субъектом этой взаимосвязи. Усиленный контроль над деятельностью школы по воспитанию подрастающего поколения позволяет обеспечить интеграцию молодежи в современное общество, укрепление нравственности и морали в молодежной среде.

Список использованных источников

Основная литература:

1.     Азарова Л.А. Сятковский В.А. Психология девиантного поведения. / Л.А.Азарова, В.А.Сятковский.- Минск, 2009. 35 с.

2.     Ахинов Г.А., Калашников С.В. Социальная политика: учебное пособие.  / Г.А. Ахинов , С.В. Калашников. – Москва, 2009. 4 с.

3.     Вегнер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. / А.Л.Вегнер. В 2-х частях. - М.: Генезис, 2001. 33 с.

4.     Змановская, Е.В. Девиантология (психология отклоняюще­гося повеления): учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений  / Е.В. Змановская. - М.: Академия, 2003. 218с .

5.     Кон И. С. Молодежь.  Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т.16 / И.Ст. Кон.2009. 478 с.

6.     Коэн А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения. Социология сегодня. / А.Коэн. - М., 2005. 11 с.

7.     Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 131300 - Соц. педагогика / З. В. Коробкина.. -Москва : Академия, 2010. 212 с.

8.     Мещеряков Б., Зинченко В., Большой психологический словарь. / Б. Мещеряков, В. Зинченко. Олма-Пресс, 2004. 46 с.

9.     Ожегов С. И. Словарь русского языка. Под ред. Н. Ю. Шведовой. – 18-е изд. / С.И. Ожегов – М.: Русский язык,1986. 625 с.

10.                       Чупров В.И, Зубок Ю.А. Социология молодежи: Учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок; РАН. Институт социально-политических исследований. - М.: Норма:  ИНФРА-М, 2011. - 121 с

11.                       Доклад «Молодёжь России 2000-2025: Развитие Человеческого Капитала» подготовлен специалистами Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) по заказу Федерального агентства по делам молодежи в 2013 г. (на правах рукописи). / -М. 2013. 46 с.

12.                       Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов / Под ред.В.С. Кукушкина. - М.: ИКЦ "МарТ", 2003. 49 с.

13.                       Социальная работа. / Под ред. В.И.Курбатова. – М., 2003. 56 с.

 

Интернет-ресурсы:

1.     Акция "Сообщи, где торгуют смертью" стартует в Новгороде. // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://ria.ru/beznarko/20120319/599555580.html

2.     Федеральный проект «Трезвая Россия» // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.trezvros.ru/about

3.     Первый открытый Всероссийский студенческий конкурс социальной рекламы и социальных проектов «Россия без табака» // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://sdgi.ru/blog/2008/08/04/190/

4.     Основные классификации методов, используемых в Японии для предупреждения и борьбы с девиантным поведением молодежи. // [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2013/05/14/388/

 

Приложение 1

Таблица 1

Примеры общественных молодежных организаций в Японии

Страна

Вид общественной молодежной организации

Назание

организации

Специфические цели и задачи

Япония

1.     Правозащитная

2.     Патриотическая

3.     Фонд поддержки

4.     Религиозная

Association For Persons With Congenital Disability Of Limbs

Национальная Ассоциация бойскаутов

Молодежное отделение Красного Креста

Женская Ассоциация христианства

Защищает права детей, имеющих врожденную патологию конечностей, помогает улучшить их социальное положение.

Воспитание чувства долга, любви к своей стране. Цель ассоциации- помочь молодежи стать ответственными гражданами, которые могут быть гибкими, храбрыми с чувством собственного достоинства.

Привлекает молодежь для развития самодисциплины, мира и служения другим. Цель:  Обучение и практика оказания первой медицинской помощи, пропаганда здорового образа жизни. Помощь инвалидам и жертвам стихийного бедствия.

Устраивает семинары и конференции для желающих, на которых рассказывают о различных религиях, о происхождении живого на Земле.

Приложение 1

Таблица 2

Примеры общественных молодежных организаций в России

Страна

Вид общественной молодежной организации

Название организации

Специфические цели и задачи

Россия

1.      Правозащитная

2.      Патриотическая

3.      Фонд поддержки

4.      Религиозная

«Международная сеть по Правам Студентов»

Военно-патриотический клуб «Соколы России».

Благотворительный фонд Потанина

«Общее дело»

Объединение корреспондентов и участников Международной сети- Молодежное Правозащитное Движение, готовых помогать и поддерживать друг друга, студенческих активистов и всех, кто занимается и интересуется темой защиты прав студентов и студенческими инициативами.

Целью является нравственное и физическое воспитание своих членов, воспитание патриотизма, любви и верности России.

Цель Фонда - поддержка талантливых студентов и преподавателей ведущих государственных и негосударственных вузов России.

Межрегиональная молодежная общественная организация . Цель: содействие воспитанию и развитию детей и молодежи на основании традиционных российских духовных и культурных ценностей, содействие  нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей и молодежи.

Информация о файле
Название файла Современная социальная политика в сфере профилактики девиантного поведения молодежи на примере стран: Япония, Россия от пользователя olga1234567890
Дата добавления 5.5.2020, 18:03
Дата обновления 5.5.2020, 18:03
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 72.92 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 454
Скачиваний 149
Оценить файл