Частное профессиональное образовательное учреждение Тюменского областного союза потребительских обществ «Тюменский колледж экономики, управления и права»
(ЧПОУ ТОСПО «ТюмКЭУП»)
030912 Право и организация
социального обеспечения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине МДК 01.01 Право социального обеспечения
на тему: «ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ»
Студента 4псо-2 группы Галиева Виталия Вадимовича
Научный руководитель
Башлыкова Аида Рифкатовна
Преподаватель права
Тюмень 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………... ГЛАВА 1. ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ ……………………………………………………... 1.1. Понятие инвалидности, порядок её установления ………………..... 1.2. Понятие пенсии по инвалидности, её функции …………………….. ГЛАВА 2. ВИДЫ ПЕНСИЙ ПО ИНВАЛИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ИХ НАЧИСЛЕНИЯ ……………………………………… 2.1. Страховая пенсия по инвалидности …………………………………. 2.2. Государственная пенсия по инвалидности ………………………….. ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………. ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………. |
3 6 6 9 12 12 18 25 27 31 |
ВВЕДЕНИЕ
Российская Федерация как правовое государство в своей Конституции признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. Закрепление в Конституции РФ гарантий социального обеспечения является устойчивой традицией Российского государства и соответствует положениям международно-правовых актов: Всеобщей декларации прав человека (ст.22 и 25); Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (ст.9, ч.1-3 ст.10); Конвенции о правах ребёнка (ч.1 ст.26). Конституция РФ гарантирует каждому социальное обеспечение, в том числе в случае инвалидности[1].
Кроме того, Россия как участница Конвенции о правах инвалидов (заключена 13 декабря 2006 г.) признаёт право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности. Россия как участница Конвенции о правах инвалидов признаёт право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры, в том числе и по обеспечению инвалидам доступа к пенсионным пособиям и программам[2].
Проблема назначения пенсий по инвалидности имеет ключевое значение для российской политики в сфере социальной защиты населения по ряду причин.
Во-первых, общая численность инвалидов хоть и колеблется, но остаётся достаточно высокой: уровень инвалидности за последние 6 лет колеблется на уровне 8-10% от общей численности населения. Это подтверждается различными исследованиями, проводимыми по инициативе федеральной власти. Так по данным Росстата, в 2009 году общая численность инвалидов составляла 13074 тыс.чел., в 2010 г. – 13134 тыс.чел., в 2011 г. – 13209 тыс.чел., в 2012 г. – 13189 тыс.чел., в 2013 году – 13082 тыс.чел., в 2014 году – 12946 тыс.чел., на 1 января 2015 года – 12924 тыс.чел. При этом постоянно растёт численность детей-инвалидов: с 2009 года численность детей-инвалидов повысилась с 515 тыс.чел. до 605 тыс.чел. на 1 января 2015 года. Пристального внимания со стороны органов власти требует факт тенденции к увеличению количества инвалидов трудоспособного возраста. По оценкам Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в государстве 3,39 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте. Однако трудоустроены, то есть социально адаптированы, только 20,3%, а остальные 79,7% – не работают, а значит почти для всех нетрудоспособных граждан пенсия является основным источником средств к существованию[3].
Во-вторых, социальное обеспечение инвалидов представляется чрезвычайно важным с точки зрения государственного бюджета и фискальной политики, особенно в сложный период экономического кризиса. И если ключевой показатель здоровья нации – количество инвалидов и их доля в общем населении страны, то ключевой показатель российской системы пенсионного обеспечения по инвалидности – эффективность предоставления пенсий инвалидам.
Без хорошей пенсионной системы, отвечающей интересам населения и гарантирующей достойную жизнь человеку в пенсионный период его жизни, не может эффективно функционировать и развиваться вся система социального обеспечения.
Цель данной работы – рассмотреть ключевые вопросы пенсии по инвалидности.
Объект исследования – общественные отношения, вытекающие из пенсионных правоотношений в области назначения и выплаты пенсии по инвалидности.
Предмет исследования – условия и особенности назначения пенсии по инвалидности, размер пенсии, порядок выплаты.
Задачи исследования:
1) раскрыть понятие инвалидности, порядок её установления;
2) рассмотреть понятие пенсии по инвалидности, дать характеристику её функций;
3) рассмотреть страховую пенсию по инвалидности и выявить особенности её назначения;
4) проанализировать особенности назначения государственной пенсии по инвалидности.
Структура исследования. Работа состоит из двух глав, включающих в себя четыре параграфа, имеет введение, заключение, библиографический список и два приложения.
ГЛАВА 1. ПЕНСИИ ПО ИНВАЛИДНОСТИ:
ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
1.1. Понятие инвалидности, порядок её установления
Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. в статье 1 раскрывает понятие термина «инвалид».
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты[4].
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребёнок-инвалид».
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»[5].
Как указано в Постановлении Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать своё поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет – категория «ребёнок-инвалид».
В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.
Как мы видим, современная социальная политика России осуществляется на основе медицинской модели, которая рассматривает инвалидность как недуг, заболевание, патологию. Такая модель ослабляет социальную позицию этой категории граждан за счёт снижения их социальной значимости, а искусственная обособленность от других людей приводит к признанию их неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими членами общества. С другой стороны, патерналистская модель социальной помощи, предполагающая лечение, материальную помощь, трудотерапию, создание специальных служб и т.д., помогает человеку не жить, а именно выживать. В последнее время, стремясь изменить негативную традицию обозначать людей с ограниченными возможностями словом «инвалид», в российском обществе все чаще используется определение «человек с ограниченными возможностями», что в моральном плане несколько облегчает их положение[6].
Итак, под инвалидностью понимается состояние здоровья лица, при котором имеются нарушения, связанные со стойким расстройством функций организма. Оно может быть обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами при рождении, что приводит к ограничению жизнедеятельности таких лиц и необходимости помощи от учреждений социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности человека проявляется в полной или частичной утрате способности к самообслуживанию, невозможности самостоятельно передвигаться и ориентироваться в окружающей среде. Они испытывают затруднения при общении, но могут контролировать своё поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности гражданам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности. Одним из видов социальной защиты инвалидов является пенсия по инвалидности.
1.2. Понятие пенсии по инвалидности, её функции
Пенсия по инвалидности – ежемесячная выплата, производимая государством из бюджета ПФР или федерального бюджета при наступлении у гражданина инвалидности определённой группы, при наличии у него трудового стажа и с учётом причины инвалидности или без учёта трудового стажа и причины инвалидности.
Пенсия по инвалидности как один из видов пенсионного обеспечения, представляя собой меру социальной защиты инвалидов, выполняет ряд функций, присущих любому виду пенсионного обеспечения, содержание которых, тем не менее, отличается в зависимости от цели того или иного вида пенсии[7].
Обеспечительная функция пенсии по инвалидности, как и любой пенсии, состоит в том, чтобы служить основным или одним из основных источников средств к существованию в период восстановления гражданином трудоспособности, средством удовлетворения потребностей и поддержания его жизнедеятельности.
Производственная функция пенсии по инвалидности проявляется в большей степени в том, что она способствует освобождению ограниченно способных или неспособных к трудовой деятельности граждан от необходимости работать (служить), а также перераспределению рабочей силы между отраслями экономики и внутри них в случае перехода инвалидов на более лёгкую работу (службу). На государственной службе пенсионное обеспечение служащих является одним из ключевых элементов политики государства по формированию кадров. Гарантия обеспечения дохода, сопоставимого с прошлым денежным довольствием, в случае наступления инвалидности обеспечивает поддержание стабильности кадрового состава и привлечение новых специалистов, особенно в сферу деятельности, сопряжённую с опасностью для жизни и здоровья.
Социальная функция пенсии по инвалидности служит смягчению неблагоприятных последствий, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к полной или значительной потере профессиональной трудоспособности или существенным затруднениям в жизни. В составе этой функции можно выделить защитную, реабилитационную и компенсационную подфункцию.
Защитная подфункция пенсии по инвалидности состоит в защите граждан от неблагоприятных последствий, вызываемых инвалидностью. С помощью данной пенсии человек может оставить работу (службу), вести достойное существование, удовлетворять свои основные потребности и, в первую очередь, связанные с охраной и поддержанием своего здоровья.
Реабилитационная подфункция данной пенсии состоит в восстановлении физических и иных способностей нетрудоспособных, приспособлении их к труду, что направлено на восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и на его социальную адаптацию.
Компенсационная подфункция направлена на возмещение утраченного заработка (дохода), т.е. снижения уровня материальной обеспеченности в связи с уходом на пенсию по инвалидности, а также включает взаимосвязь между размером пенсии и снижением её реальной стоимости в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги (индексация размера пенсии)[8].
Пенсия по инвалидности осуществляет и политическую функцию, так как пенсионное обеспечение является одним из важнейших инструментов социальной политики государства, направленным на предотвращение снижения жизненного уровня населения, улучшение материального положения его различных групп и слоёв и пр.
Социально-психологическая функцияпенсии по инвалидности состоит в обеспечении у инвалидов уверенности в завтрашнем дне, в формировании чувства защищённости. Значение данной функции возрастает в отношении военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, получивших увечье или заболевание при исполнении служебных обязанностей, так как пенсия в этом случае отражает оценку общества заслуг сотрудника и не позволяет ему чувствовать себя ущемлённым.
Демографическая функцияпенсии по инвалидности действует уже, чем пенсии за выслугу лет или по старости. В основном она направлена на поддержание гармоничных взаимоотношений в семье[9].
Таким образом, пенсия по инвалидности является одним из видов социальной защиты нетрудоспособных граждан. Пенсии по инвалидности можно определить, как ежемесячные денежные выплаты из Пенсионного фонда, назначаемые в случае установления медицинским органом одной из трёх групп инвалидности, повлёкшей полную или частичную утрату трудоспособности.
Пенсии по инвалидности присущи все общие черты, характерные для других видов пенсии. Она назначается на длительное время или бессрочно лицу, которое утратило трудоспособность, выплачивается ежемесячно в денежной форме, зависит от заработка и обусловлена трудовой деятельностью человека. В основе пенсии по инвалидности, в отличие от пенсии по возрасту, лежит чётко выраженная нетрудоспособность гражданина. Это означает, что пенсия по инвалидности назначается только в результате проверки и оценки медицинским органом состояния здоровья и индивидуальной трудоспособности человека. С установлением инвалидности связано возникновение права на пенсию.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ПЕНСИЙ ПО ИНВАЛИДНОСТИ
И ОСОБЕННОСТИ ИХ НАЧИСЛЕНИЯ
2.1. Страховая пенсия по инвалидности
Условия назначения страховой пенсии по инвалидности определяются ст. 9 ФЗ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[10].
В соответствии с этой статьёй страховая пенсия по инвалидности назначается:
– инвалидам I, II или III группы застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования;
– при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения,
– независимо от причины инвалидности и времени её наступления;
– также не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.
Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном ФЗ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»[11].
Для назначения страховой пенсии по инвалидности, должны быть соблюдены следующие условия:
– признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности (осуществляет федеральное учреждение медико-социальной экспертизы);
– наличие хотя бы одного дня страхового стажа. Если полностью отсутствует страховой стаж, то назначается социальная пенсия по инвалидности.
Рассмотрим, на какой период устанавливается страховая пенсия по инвалидности.
Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет:
– страховой стаж не менее 15 лет (с учётом переходных положений новой пенсионной формулы), а
– сумму пенсионных баллов – не менее 30 (также с учётом переходных положений),
страховая пенсия по инвалидности выплачивается женщинам до 55 лет и мужчинам до 60 лет либо до досрочного назначения страховой пенсии по старости, после чего назначается страховая пенсия по старости.
Если получатель страховой пенсии по инвалидности имеет:
– страховой стаж менее 15 лет (с учётом переходных положений новой пенсионной формулы) или
– необходимая сумма пенсионных баллов отсутствует (также с учётом переходных положений),
страховая пенсия по инвалидности выплачивается
– женщинам до 60 лет и мужчинам до 65 лет, после чего назначается социальная пенсия по старости.
Важно отметить, что переход на страховую пенсию по старости в 60 и 55 лет для мужчин и женщин соответственно или социальную пенсию по старости осуществляется в беззаявительном порядке.
Страховая пенсия по инвалидности выплачивается ежемесячно.
В соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по инвалидности определяется по формуле[12]:
СПинв = ИПК x СПК,
где СПинв – размер страховой пенсии по инвалидности; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется по формуле:
ИПК = (ИПКс + ИПКн) x КвСП,
где ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности; ИПКс – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; ИПКн – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности; КвСП – коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:
где
ИПКс – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1
января 2015 года; П – размер страховой части трудовой пенсии по инвалидности
(без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по
инвалидности и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию
на 31 декабря 2014 года по нормам ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О
трудовых пенсиях в РФ»; – сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный
год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных выше. При этом указанные
периоды учитываются при определении
, если они по выбору застрахованного лица не
учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по
инвалидности в соответствии с ФЗ от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в РФ», ФЗ от 21 марта 2005 года № 18-ФЗ «О средствах федерального
бюджета, выделяемых Пенсионному фонду РФ на возмещение расходов по выплате
страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и
трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан» и ФЗ
от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных
категорий граждан»; К – отношению нормативной продолжительности страхового
стажа инвалида (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается
страховая пенсия по инвалидности, к 180 месяцам. При этом нормативная
продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет
составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста
начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; КН – коэффициент, для
исчисления размера страховой пенсии по инвалидности равный 1; СПКк – стоимость
одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2016 года составляет
71,41 рубль.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, определяется по формуле:
где
ИПКн – индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1
января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия
по инвалидности; – сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов,
определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные начиная с 1
января 2015 года отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую
пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа
страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за
застрахованное лицо в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О
страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ,
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
– сумма коэффициентов, определяемых за каждый
календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных выше; К
– коэффициент, нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (в
месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по
инвалидности, к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового
стажа до достижения возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4
месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180
месяцев; КН – коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по
инвалидности равный 1.
Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода (НПi), предусмотренного пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также периодов службы и (или) деятельности (работы), предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», составляет 1,8. Коэффициент за полный календарный год иного периода (НПi), предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, составляет: 1) 1,8 – в отношении периода ухода одного из родителей за первым ребёнком до достижения им возраста полутора лет; 2) 3,6 – в отношении периода ухода одного из родителей за вторым ребёнком до достижения им возраста полутора лет; 3) 5,4 – в отношении периода ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребёнком до достижения каждым из них возраста полутора лет.
В случае, если периоды ухода, указанные выше, совпадают по времени, коэффициент за полный календарный год указанных периодов (НПi) определяется как сумма коэффициентов.
В случае, если продолжительность иного периода (НПi) в соответствующем календарном году составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего иного периода. При этом один месяц иного периода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.
Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, учитывается в размере:
1) не свыше 10 – для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
2) не свыше 6,25 – для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с ФЗ от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Стоимость одного пенсионного коэффициента ежегодно увеличивается и устанавливается:
1) на 1 февраля – исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
2) на 1 апреля – в соответствии с формулой:
где
СПКi – стоимость одного пенсионного коэффициента соответствующего года; ОбССi –
объем поступлений от страховых взносов на выплату страховых пенсий; ТрФБ –
трансферты из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда Российской
Федерации на выплату страховых пенсий, учитываемые для расчёта СПКi; – сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов
получателей страховых пенсий, учитываемых для расчёта СПКi. Но необходимо
отметить, что данное положение ч.21 ст. 15 ФЗ «О страховых пенсиях» приостановлено
до 1 января 2017 года Федеральным законом от 29 декабря 2015 № 385-ФЗ.
Методика определения стоимости одного пенсионного коэффициента утверждается Правительством Российской Федерации.
По состоянию на 01 января 2016 размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности I и II группы составляет 4383 рубля 59 копеек в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности III группы составляет 2191 рубль 80 копеек (50% от 4383 рубля 59 копеек). Средний размер фиксированной выплаты к страховой пенсии россиян после индексации 1 февраля 2016 года увеличится на 515 рублей и составит 5620 рублей. Установленный на 1 января 2016 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, по инвалидности инвалидам I и II групп в 4383,59 рублям в месяц с 1 февраля 2016 года повысится на 175,39 рубля и составит 4558,98 рублей в месяц. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца повысится с 2191,80 рублей до 2,279,47 рублей – на 87,67 рублей (Приложение 1).
2.2. Государственная пенсия по инвалидности
Лица, которые имеют право на получение государственной пенсии по инвалидности, относятся к числу нетрудоспособных граждан, которые определяются по правилам, установленным ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»[13].
Под нетрудоспособными гражданами понимаются «инвалиды, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, Граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Законом о трудовых пенсиях» (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
Рассмотрим специфические условия получения государственной пенсии по инвалидности.
Условие 1 получения государственной пенсии по инвалидности - принадлежность лица к категории военнослужащих, участников ВОВ, в том числе граждан, награждённых знаком «Жителю блокадного Ленинграда», граждан, пострадавших в результате радиационных и техногенных катастроф или граждан из числа космонавтов.
В число военнослужащих входят граждане, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту или призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах РФ и Объединённых Вооружённых Силах СНГ, Федеральной пограничной службе РФ и органах и организациях Пограничной службы РФ, во внутренних войсках МВД России и в Железнодорожных войсках РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках, федеральных органах государственной охраны, органах внешней разведки РФ, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел РФ, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
К числу участников ВОВ относятся:
– военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период ВОВ или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР;
– военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
– лица вольнонаёмного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
– сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств, и некоторые другие категории граждан, перечисленные в подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона «О ветеранах»[14].
Под гражданами, пострадавшими в результате радиационных или техногенных катастроф, Закон понимает «граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также в результате других радиационных или техногенных катастроф» (ст. 2 Закона о государственном пенсионном обеспечении).
К гражданам из числа космонавтов, имеющим право на государственную пенсию по инвалидности, относятся граждане РФ из числа кандидатов в космонавты-испытатели, космонавты-исследователи, из числа космонавтов-испытателей, космонавтов-исследователей, инструкторов-космонавтов-испытателей, инструкторов-космонавтов-исследователей, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанных с подготовкой или выполнением космического полёта, независимо от продолжительности выслуги (работы).
Условие 2 получения государственной пенсии по инвалидности -наличие инвалидности, установленной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Отдельно остановимся на специальных условиях, определяющих право на пенсию по инвалидности военнослужащих и лиц, приравненных к ним. Помимо указанных выше двух условий, для военнослужащих определяющими являются следующее условие 3 получения государственной пенсии по инвалидности – должность и место проживания лица, претендующего на получение пенсии. В случае получения инвалидности имеют право на получение пенсии следующие категории военнослужащих:
– лица, проходившие военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах РФ и Объединённых Вооружённых Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ, и семьи этих лиц;
– лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в Вооружённых Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц;
– лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц;
– лица, проходившие военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц – при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключёнными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;
– инвалиды из числа лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, других воинских формированиях РФ и бывшего Союза ССР, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Государственной противопожарной службе, и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах — бывших республиках СССР, не являющихся участниками СНГ, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей (ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Условие 4 – время наступления инвалидности. Инвалидность должна наступить в период прохождения службы или не позднее 3 месяцев после увольнения со службы или не позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы (ст. 16 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1).
Специальным условием, определяющим право на государственную пенсию по инвалидности для граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, является то, что лицо должно быть признано инвалидом, имеющим одну из трёх групп инвалидности, независимо от продолжительности трудового стажа. При этом пенсия по инвалидности выплачивается в полном размере независимо от выполнения оплачиваемой работы.
Размеры государственных пенсий по инвалидности определяются в зависимости от размера социальной пенсии по старости. При этом с 1 января 2010 г. получатели трудовых пенсий по инвалидности, не имеющие 5 лет страхового стажа, при достижении 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) «переводятся» на социальную пенсию по старости.
Расчёт государственных пенсий по инвалидности дифференцируется в зависимости от категории, к которой относится лицо. В Приложении 2 приводится порядок определения размера государственных пенсий по инвалидности в зависимости от категории, к которой относится лицо.
Дополнительно к государственной пенсии по инвалидности гражданам из числа космонавтов, являющимся инвалидами I группы, или достигшим возраста 80 лет, или нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в соответствии с заключением медицинской организации, а также неработающим инвалидам I и II группы, имеющим на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи, к назначенной им государственной пенсии по инвалидности начисляются надбавки. Её размер варьируется в зависимости от ряда условий:
– гражданам, являющимся инвалидами I группы, или достигшим возраста 80 лет, или нуждающимся в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в соответствии с заключением медицинской организации, на уход за гражданином – в размере 200% размера социальной пенсии;
– неработающим гражданам, достигшим возраста 55 лет либо являющимся инвалидами, имеющими на своём иждивении нетрудоспособных членов семьи: при наличии одного такого члена семьи – в размере 32% размера социальной пенсии; при наличии двух таких членов семьи – в размере 64% размера социальной пенсии; при наличии трёх и более таких членов семьи – в размере 100% размера социальной пенсии.
Указанная надбавка к государственной пенсии по инвалидности начисляется только на тех нетрудоспособных членов семьи, которые не получают трудовую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правовая защита инвалидов в России является приоритетным направлением социальной политики государства и представляет собой систему мер их поддержки, направленных на создание равных с другими гражданами возможностей реабилитации и участие в жизни общества в соответствии со ст. 7 Конституции РФ. Увеличение количества населения с ограниченными возможностями и трудности их интеграции в различные сферы общественной жизни поставило на повестку дня сложные и многообразные проблемы.
Как юридическая категория инвалидность и основания определения группы инвалидности вытекают из дефиниций ст. 1 ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Под инвалидностью понимается состояние здоровья лица, при котором имеются нарушения, связанные со стойким расстройством функций организма. Оно может быть обусловлено заболеваниями, последствиями травм или дефектами при рождении, что приводит к ограничению жизнедеятельности таких лиц и необходимости помощи от учреждений социальной защиты.
Пенсии по инвалидности – государственные ежемесячные денежные выплаты, производимые лицам, признанным в установленном порядке инвалидами, при наличии у них общего трудового стажа предусмотренной законом продолжительности, а при определённых причинах инвалидности – независимо от такого стажа.
Самой распространённой пенсией для инвалидов сегодня является страховая пенсия по инвалидности. Этот вид пенсии назначается любому гражданину, признанному инвалидом, если у него есть хотя бы один день страхового стажа. Если же человек с инвалидностью никогда не работал и не имеет страхового стажа, государство выплачивает ему государственную социальную пенсию по инвалидности.
Получатели страховой либо социальной пенсии по инвалидности при наличии необходимых оснований могут перейти на получение страховой, либо социальной пенсии по старости, которые будут назначены в равном или более высоком размере.
Государственная пенсия по инвалидности назначается гражданам, ставшим инвалидами в результате военной службы, подготовки или выполнения космических полётов, вследствие радиационных или техногенных катастроф. Некоторые инвалиды в России имеют право на получение одновременно двух пенсий: страховой по старости и государственной пенсии по инвалидности. К таким получателям относятся инвалиды вследствие военной травмы и инвалиды Великой Отечественной войны.
Пенсии инвалидам наравне с другими пенсиями ежегодно повышаются, в 2015 году страховая пенсия по инвалидности выросла на 11,4%, государственные пенсии по инвалидности – на 10,3%. Всем инвалидам, которые получают пенсии и при этом не работают, гарантируются выплаты не ниже установленного прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесёнными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)] // Собрание законодательства РФ. – 26.01.2009. – №4. – Режим доступа: [Консультант плюс].
2. Конвенция о правах инвалидов. [Электронный ресурс]: [(Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006)] // Собрание законодательства РФ. – 11 февраля 2013 г. – № 6. – Режим доступа: [Консультант плюс].
3. Федеральный закон «О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан». [Электронный ресурс]: [от 21.03.2005 № 18-ФЗ (ред. от 28.12.2013)] // Собрание законодательства РФ. – 28.03.2005. – № 13. – Режим доступа: [Консультант плюс].
4. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. – 27.11.1995. – № 48. – Режим доступа: [Консультант плюс].
5. Федеральный закон «О страховых пенсиях». [Электронный ресурс]: [от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Режим доступа: [Консультант плюс].
6. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2001. – № 51. – Режим доступа: [Консультант плюс].
7. Федеральный закон «О ветеранах». [Электронный ресурс]: [от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)] // Собрание законодательства РФ. – 16.01.1995. – № 3. – Режим доступа: [Консультант плюс].
8. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». [Электронный ресурс]: [от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 04.11.2014, с изм. от 14.01.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)] // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. – 04.03.1993. – № 9. – Режим доступа: [Консультант плюс].
9. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». [Электронный ресурс]: [от 19.02.1993 № 4520-1 (ред. от 31.12.2014)] // Ведомости СНД и ВС РФ. – 22.04.1993. – № 16. – Режим доступа: [Консультант плюс].
10. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». [Электронный ресурс]: [от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015)] // Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – № 21. – Режим доступа: [Консультант плюс].
11. Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом». [Электронный ресурс]: [от 20.02.2006 № 95 (ред. от 06.08.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)] // Собрание законодательства РФ. – 27.02.2006. – № 9. – Режим доступа: [Консультант плюс].
12.Агашев, Д.В. Коллизионные проблемы в праве социального обеспечения России : Монография / Д.В. Агашев. – Томск: Изд-во НТЛ, 2015. – 272 с.
13. Андреева, О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей и социального государства / О.А. Андреева // Социальное и пенсионное право. – 2015. – № 4. – С. 38 – 42.
14. Белянинова, Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) / Ю.В. Белянинова: [Электронный ресурс]: Режим доступа: [Консультант плюс].
15. Белянинова, Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (постатейный) / Ю.В. Белянинова, Р.Р. Долотина, С.А. Слесарев, О.В. Шашкова [Электронный ресурс]: Режим доступа: [Консультант плюс].
16. Белянинова, Ю.В. Пенсии: пошаговая инструкция по назначению, оформлению и выплате всех видов пенсий: Нормативная документация, юриспруденция / Ю.В. Белянинова. – М.: Эксмо, 2014. – 108 с.
17. Борисов, А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О страховых пенсиях» (постатейный) / А.Н. Борисов. – М.: Деловой двор, 2015. – 296 с.
18. Григорьев, И.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие для прикладного бакалавриата / И.В. Григорьев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2015. — 233 с.
19. Добромыслов, К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум / К.В. Добромыслов, Е.Е. Мачульская. – М.: Книжный мир. – 2014. – 416 с.
20. Какие существуют надбавки к военной пенсии и случаи её повышения? // Электронный журнал «Азбука права». – 2016. – Режим доступа: [Консультант плюс].
21. Лещенков, Ф.А. Пенсии и льготы для инвалидов I, II и III групп в соответствии с законодательством Российской Федерации / Ф.А. Лещенков // Законодательство и экономика. – 2015. – № 4. – С. 47 - 54.
22. Минаева, Л.Н. Пенсии: Новые правила оформления и расчёта / Л.Н. Минаева. – М.: Рид Групп, 2014. – 256 с.
23. Право социального обеспечения: учебник / Под ред. К.Н. Гусова. – М.: ПБОЮЛ Грачев, 2001. – 328 с.
24. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. – М.: Юрайт, 2015. – 412 с.
25. Тарасенкова, А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь / А.Н. Тарасенкова. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2014. – 176 с.
Приложение 1
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учётом повышений к ней
Категория получателей страховой пенсии по инвалидности |
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности с учётом повышений к ней |
Инвалиды I группы |
Без иждивенцев - 8767 рублей 18 копеек в
месяц |
Инвалиды II группы |
Без иждивенцев – 4383 рубля 59 копеек в месяц |
Инвалиды III группы |
Без иждивенцев - 2191 рубль 80 копеек в месяц |
Граждане, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности и повышения к ней увеличиваются на соответствующий районный коэффициент |
Инвалиды I группы, проработавшие не менее календарных 15 лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин инвалидности (независимо от места жительства) |
Без иждивенцев - 13150 рублей 77 копеек в месяц |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (независимо от места жительства) |
Без иждивенцев - 6575 рублей 39 копеек в месяц |
Инвалиды III группы, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (независимо от места жительства) |
Без иждивенцев - 3287 рублей 70 копеек в месяц |
Инвалиды I группы, проработавшие не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (независимо от места жительства) |
Без иждивенцев - 11397 рублей 34 копейки в месяц |
Инвалиды II группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (независимо от места жительства) |
Без иждивенцев - 5698 рублей 67 копеек в месяц |
Инвалиды III группы, проработавшие не менее 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющие страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин (независимо от места жительства) |
Без иждивенцев - 2849 рублей 34 копейки в месяц |
Приложение 2
Порядок определения размера государственных пенсий по инвалидности в зависимости от категории, к которой относится лицо
1. Размер трудовой пенсии лиц, проходивших военную службу,службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, регулируются статьями Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [8].
Размер государственных пенсий по инвалидности зависит от группы инвалидности. В свою очередь, группа инвалидности присваивается с учётом причины инвалидности лица. В результате размеры пенсий определяются следующим образом.
Для инвалидов вследствие военной травмы (к ним относятся лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей); бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг):
– инвалидам I группы 300% расчётного размера пенсии;
– инвалидам II группы 250% расчётного размера пенсии;
– инвалидам III группы 175% расчётного размера пенсии.
Расчётным размером является размер социальной пенсии.
Для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы (к ним относятся лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей)):
– инвалидам I группы 250% расчётного размера пенсии;
– инвалидам II группы 200% расчётного размера пенсии;
– инвалидам III группы 150% расчётного размера пенсии.
Расчётным размером государственной пенсии по инвалидности для обеих категорий инвалидов, указанных выше, является размер социальной пенсии. Соответственно размер государственной пенсии по инвалидности таким инвалидам пересматривается одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии.
Минимальный размер государственной пенсии по инвалидности для военнослужащих и лиц, приравненных к ним, имеет свой минимальный предел и не может быть ниже:
а) для инвалидов вследствие военной травмы: I группы – 30.0%; II группы – 200%; III группы – 175% установленного законодательством РФ расчётного размера пенсии;
б) для инвалидов вследствие заболевания, полученного в период военной службы: I группы – 250%, II группы – 200%, III группы – 150% установленного расчётного размера пенсии.
Лицам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, а также неработающим инвалидам I и II групп, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, к назначаемой им пенсии по инвалидности (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляются надбавки:
а) пенсионерам, являющимся инвалидами I группы либо достигшим 80-летнего возраста, – на уход за ними в размере 100% расчётного размера государственной пенсии по инвалидности;
б) неработающим пенсионерам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи:
– при наличии одного такого члена семьи – в размере 32% расчётного размера пенсии;
– при наличии двух таких членов семьи – в размере 64% расчётного размера пенсии;
– при наличии трёх и более таких членов семьи – в размере 100% расчётного размера пенсии.
Указанная надбавка к государственной пенсии по инвалидности начисляется только на тех членов семьи, которые не получают трудовую или социальную пенсию.
Некоторым инвалидам – участникам ВОВ (в частности, военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), проходившим военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившимся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Гражданской войны, период ВОВ или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизанам и членам подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР; военнослужащим, в том числе уволенным в запас (отставку), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившим в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; лицам вольнонаёмного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшим в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившимся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии; сотрудникам разведки, контрразведки, выполнявшим в период ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств, и некоторым другим) размер надбавки устанавливается в размере 32% расчётного размера пенсии, а лицам из их числа, достигшим 80-летнего возраста или являющимся инвалидами I и II групп, – в размере 64% расчётного размера пенсии.
Государственная пенсия по инвалидности для военнослужащих и лиц, приравненных к ним, назначается на время инвалидности, установленной учреждением МСЭ, а инвалидам-мужчинам старше 60 лет и инвалидам-женщинам старше 55 лет – пожизненно с переосвидетельствованием этих инвалидов только по их заявлению.
При пересмотре группы инвалидности соответственно изменяется и размер государственной пенсии по инвалидности.
2. Размер государственной пенсии по инвалидности участников Великой Отечественной войны:
– инвалидам I группы 250% размера социальной пенсии;
– инвалидам II группы 200% размера социальной пенсии;
– инвалидам III группы 150% размера социальной пенсии.
3. Размер государственной пенсии по инвалидности гражданам, награждённым знаком – «Жителю блокадного Ленинграда»:
– инвалидам I группы 200% размера социальной пенсии;
– инвалидам II группы 150% размера социальной пенсии;
– инвалидам III группы 100% размера социальной пенсии.
Инвалидам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, размер государственной пенсии по инвалидности определяется исходя из соответствующего размера социальной пенсии, увеличенного на 1208,90 руб. в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трёх нетрудоспособных членов семьи.
4. Размер государственной пенсии по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф:
– инвалидам I группы 250% размера социальной пенсии;
– инвалидам II группы 250% размера социальной пенсии;
– инвалидам III группы 125% размера социальной пенсии.
5. Государственная пенсия по инвалидности гражданам из числа космонавтов назначается в следующем размере:
– инвалидам I и II группы 85% денежного довольствия (заработка);
– инвалидам III группы 50% денежного довольствия (заработка).
Размер денежного довольствия выплачивается по правилам, предусмотренным Положением о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утверждённым постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 17 мая 1993 г. № 455.
[1] Конституция Российской Федерации. [Электронный ресурс]: [(принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, внесёнными Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)] // Собрание законодательства РФ. – 26.01.2009. – №4. – Режим доступа: [Консультант плюс].
[2] Конвенция о правах инвалидов. [Электронный ресурс]: [(Заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006)] // Собрание законодательства РФ. – 11 февраля 2013 г. – № 6. – Режим доступа: [Консультант плюс].
[3] Федеральная служба государственной статистики. Население. Здравоохранение [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/healthcare/#
[4] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. – 27.11.1995. – № 48. – Режим доступа: [Консультант плюс].
[5] Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом». [Электронный ресурс]: [от 20.02.2006 № 95 (ред. от 06.08.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)] // Собрание законодательства РФ. – 27.02.2006. – № 9. – Режим доступа: [Консультант плюс].
[6] Андреева О.А. Право инвалидов на социальное обеспечение в контексте общечеловеческих ценностей и социального государства // Социальное и пенсионное право. – 2015. – № 4. – С. 39.
[7] Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие для прикладного бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2015. – С. 122.
[8] Добромыслов К.В., Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Учебное пособие и практикум. – М.,2014. – С. 211.
[9] Григорьев И.В. Право социального обеспечения: учеб. пособие для прикладного бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2015. – С. 115.
[10] Федеральный закон «О страховых пенсиях». [Электронный ресурс]: [от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Режим доступа: [Консультант плюс].
[11] Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. – 27.11.1995. – № 48. – Режим доступа: [Консультант плюс].
[12] Федеральный закон «О страховых пенсиях». [Электронный ресурс]: [от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. – 30.12.2013. – № 52 (часть I). – Режим доступа: [Консультант плюс].
[13] Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: [от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015)] // Собрание законодательства РФ. – 17.12.2001. – № 51. – Режим доступа: [Консультант плюс].
[14] Федеральный закон «О ветеранах». [Электронный ресурс]: [от 12.01.1995 № 5-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 14.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)] // Собрание законодательства РФ. – 16.01.1995. – № 3. – Режим доступа: [Консультант плюс].