Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки
040700 «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «История и современное состояние молодежной политики за рубежом»
Тема "Особенности академической мобильности молодежи в Финляндии"
Студентка Иванова Ксения Ивановна,2 курс, направление «Организация работы с молодежью»
Научный руководитель ассистент кафедры философии Шарков Антон Валерьевич
Пермь, 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................
......................... 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ................................................................. 5
ГЛАВА 2. АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ.......................................................................
.................... 11
2.1. Особенности системы образования в Финляндии.......................... 11
2.2. Критерии организации и тенденции развития академической мобильности молодежи в финских вузах.................................................................... 15
2.3. Поддержка и управление академической
мобильностью студенческой молодежи в Финляндии.......................................................................
....................... 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................
................... 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК....................................................... 27
Приложение 1 Список стран, подписавших Болонскую декларацию
Приложение 2 Система образования Финляндии.................................... 32
Приложение 3 Перечень высших учебных заведений Финляндии......... 33
Приложение 4 Рейтинг национальных систем высшего образования U21 2013 года 35
ВВЕДЕНИЕ
Огромную роль в социализации молодого человека играет образование. Являясь одним из социальных лифтов, оно способствует формированию не только профессиональных, но и личностных компетенций молодежи. Для их полноценного развития необходимо обмениваться культурным, историческим, профессиональным, социальным опытом с представителями других стран. Один из способов такого обмена – академическая мобильность.
В работе рассматриваются особенности академической мобильности молодежи в Финляндии. Выбор страны для изучения обусловлен, во-первых, географическим фактором, ведь Финляндия является одним из северных соседей России, с которым сформированы конструктивные отношения в области науки и образования. Во-вторых, по мнению экс-посла России в Финляндии Ю.С. Дерябина, финское образование является одним из образцовых в Европейском союзе.
Академическая мобильность молодежи исследована в работах Садовничего В.А., Чистохвалова В.Н., Филиппова В.М. Мобильность студентов финских вузов исследована отечественным педагогом М.А. Ставрук с точки зрения использования финского опыта в рамках системы российского образования.
В работе используются такие методы как сбор эмпирических данных, аналитический метод, анализ и обобщение.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что благодаря академической мобильности молодой человек имеет много возможностей для изменения социального статуса, а финская система образования ориентируется на развитие человеческого потенциала, что является благоприятным фактором для развития личности.
Цель данной работы:формирование обобщенного представления о процессе академической мобильности молодежи в Финляндии
Задачами для достижения поставленной цели служат:
1. Сформировать и раскрыть группу понятий, определяющих академическую мобильность;
2. Изучить возрастные характеристики и демографические данные о молодежи в Финляндии;
3. Сделать краткий обзор основных особенностей финской системы образования;
4. Раскрыть наиболее значимые критерии организации, тенденции развития и особенности поддержки академической мобильности в финских вузах.
Объектом изучения выступает система высшего образования Финляндии, предметом - академическая мобильность в финских вузах.
Также хочется отметить практическую направленность исследования. Изученный финский опыт в вопросах организации академической мобильности молодежи может быть полезен для российской системы образования, так как академическая мобильность в России развита в меньшей степени, чем в странах Европы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
Для того чтобы выявить особенности академической мобильности в Финляндии необходимо определиться с основной теоретической базой, используемой в исследовании. Основными употребляемыми понятиями являются «молодежь», «мобильность», «мобильность молодежи», «Болонский процесс», «академическая мобильность».
Существует несколько подходов к определению сущности молодежи. Среди них - социально-психологический, субкультурный, стратификационный и интеграционный теоретико-методологические подходы. Однако в качестве основного общепринятого признака выделим мобильность социального положения молодежи в структуре общества, обусловленную переходом от детской несамостоятельности, неполной ответственности за свои поступки к взрослости.
Молодежь – это социально-демографическая группа, имеющая усредненные возрастные границы, обусловленные существенными гормональными перестройками организма, а также социальной мобильностью, связанной с переходом индивида от детской несамостоятельности к личностному самоопределению в обществе, от экономической и иной независимости от родителей к полной правовой ответственности за собственное поведение[1].
Понятие социальной мобильности ввелПитирим Александрович Сорокин. Он определял ее как
«любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или
модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».
В
рамках нашей темы, посвященной одному из процессов в высшем образовании, необходимо
рассматривать вертикальную социальную мобильность. Ведь образование подразумевает
получение новых компетенций, знаний, умений и навыков, а значит, влечет за
собой изменение социального статуса.
Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая. В соответствие с этим рассматривают нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профессиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникновение индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы. Первая заключается в индивидуальной смене социального статуса с более высокой социальной позиции на более низкую. Другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга относительно других социальных групп или в разрушении ее социального единства[2].
Молодежь является наиболее мобильной частью общества. Отсутствие прочного социально-экономического положения, необходимость в получении профессионального образования и готовность изменить территориальное положение являются благоприятными факторами для высокой подвижности молодежи. Мобильность молодежи – характерная ее черта, отражающая осознанную готовность сменить социальный статус, используя различные социальные лестницы (лифты)[3].
Один из таких лифтов - образование, которое является одним из самых популярных и доступных среди молодых людей способов сменить социальный статус. Относительно молодежи важно говорить о высшем образовании, так как период его получения приходится в среднем на 17-27 лет. В современном мире высшее образование – показатель не только уровня образованности, но и престижа, а также дополнительное преимущество в построении карьеры.
Современное высшее образование в Европе невозможно рассматривать вне рамок Болонского процесса. Принятие Болонской декларации европейскими странами – важнейшая веха в истории международных отношений. Болонский процесс предполагает формирование единого европейского пространства высшего образования, а значит, создает все возможности для обучения, научно-исследовательской и преподавательской деятельности в вузах стран, подписавших декларацию (см. Приложение 1).
Одним из ключевых положений Болонской декларации является академическая мобильность студентов, преподавателей и персонала, которая должна быть доступной и безбарьерной.
Академическая мобильность – это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые по каким-либо причинам недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы[4].
Для выделения основных видов академической мобильности используются различные критерии. Например, критерием для классификации международной и внутренней академической мобильности, выступает факт выезда из страны с целью получения образования.
Международная академическая мобильность – освоение студентом части его образовательной программы в зарубежном вузе в течение определенного периода времени на основе индивидуального плана обучения. Реализации таких программ основывается на двухсторонних договорах между университетами.
Академическая мобильность внутри страны – обучение и стажировка студентов вуза в других вузах, научных центрах, организациях и учреждениях страны
При выделении индивидуальной и групповой мобильности критерием классификации является количество участников, задействованных в процессе.
Индивидуальная академическая мобильность – индивидуальные поездки студентов в другие вузы и организации, а также индивидуальные приезды в студентов других вузов с целью реализации индивидуальных образовательных траекторий, академических и исследовательских программ.
Групповая академическая мобильность – организованные университетом поездки групп обучающихся в другие вузы и организации, а также групповые приезды в университеты с целью реализации академических и исследовательских программ.
Организованная и инициативная мобильность классифицируется по критерию наличия личной инициативы субъекта мобильности.
Инициативная академическая мобильность – поездка обучающихся и/или работников вуза по их инициативе, поддержанной администрацией вуза, с целью реализации индивидуальных образовательных траекторий, академических и исследовательских программ, в рамках отечественных и зарубежных грантов и проектов.
Организованная академическая мобильность - организация вузом поездок обучающихся и/или работников вуза, а также приездов в вуз, с целью реализации индивидуальных или групповых академических и исследовательских программ, в том числе совместно с партнерскими вузами и организациями[5]
Критерий для выделения входящей и исходящей мобильности как вида – факт принадлежности субъекта к принимающему вузу.
Входящая академическая мобильность – процесс привлечения студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала с целью освоения образовательных программ, преподавания и обмена профессиональным опытом вузов из сторонних вузов, в том числе иностранных.
Исходящая академическая мобильность – выезд студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов с целью освоения образовательных программ, преподавания и обмена профессиональным опытом в другие вузы, в том числе иностранные, на различные периоды времени[6].
Исследователи не дают конкретных определений вышеизложенных определений, поэтому они выведены самостоятельно на основе проекта Концепции развития академической мобильности в РФ и Положения об академической мобильности студентов в ПГНИУ.
Таким образом, социальные характеристики молодежи диктуют необходимость получения образования, ведь именно образование выступает как доступный социальный лифт. Академическую мобильность, как часть образовательного процесса, необходимо рассматривать как вертикальную восходящую социальную мобильность, т.к. получая образование в зарубежных или других вузах страны, студент получает новые компетенции, а значит - изменяет социальный статус. Итак, академическая мобильность невозможна вне рамок единого европейского образовательного пространства. Являясь характерной чертой Болонского процесса, она дает возможность студентам, преподавателям, персоналу получать образование в вузах 47 стран-участниц единого европейского образовательного пространства.
ГЛАВА 2. АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ ФИНЛЯНДИИ
2.1. Особенности системы образования в Финляндии
Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности в 2013 - 2014 гг. Финляндия стабильно занимает третье место, вслед за Швейцарией и Сингапуром[7]. Данный рейтинг включает в себя такие показатели как качество образования, здоровье населения, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, эффективность рынка труда, технологический уровень, развитость финансового рынка и др. Финляндия является одной из наиболее развитых стран Европейского союза. Несмотря на малую численность населения страны: население Финляндии по состоянию на июль 2013 года по данным Статистического центра составляло 5 266 114 человек[8], она является одним из самых крупных мировых образовательных, исследовательских, инновационных центров.
Согласно закону о молодежи Финляндии «молодежь»– это лица в возрасте от 12 до 29 лет. Данные Статистического центра на июль 2013 года показывают, что молодежь Финляндии составляет около 12,3 % населения (646 210 человек), из них 329 625 мужчин и 316 585 женщин[9]. Одними из приоритетных направлений молодежной политики, т.е. улучшения условий роста молодых людей, являются международное молодежное сотрудничество и поддержка молодежных исследований. Образование оказывает колоссальное влияние на формирование молодого поколения, поэтому молодежная политика в Финляндии находится в ведении Министерства образования Финляндии.
Рассмотрим несколько подробнее ключевые особенности системы образования в Финляндии.
Система образования – совокупность всех институциональных структур, единой целью которых является обучение и воспитание обучающихся. Система образования в Финляндии представлена четырьмяуровнями (см. Приложение 2):
· Дошкольное воспитание и образование (представлено яслями и детскими садами);
· Основное образование (представлено основной школой);
· Среднее образование (представлено гимназиями и профессиональными училищами);
· Высшее образование (представлено университетами и политехническими институтами).
Необходимо выделить несколько основных черт, характерных для финской системы образования.
Высококачественное образование и обучение должно быть одинаково доступно для всех людей – таков главный принцип социальной политики Финляндии. Все граждане имеют одинаковую возможность получения образования, независимо от этнического происхождения, возраста, имущественного положения или места жительства.
Образование в Финляндии является бесплатным на всех уровнях, начиная дошкольным, заканчивая высшим. Дошкольникам и школьникам предоставляются бесплатные учебники, питание, трансфер к месту учебы и домой. Для студентов вузов выделяются субсидии на питание.
Все уровни образования тесно связаны друг с другом: детские сады интегрированы в школы, школы - тесно связаны с вузами, вузы - ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Таким образом, образование является непрерывным, в том числе за счет требования обеспечения "безболезненных переходов" от одной образовательной ступени к другой (финское образование предполагает минимальное число экзаменов)[10].
В Финляндии приоритетным является равенство образовательных возможностей, т.е. система образования является инструментом формирования социальной справедливости. Социологом В. С. Вахштайном выделено несколько признаков равенства: территориальный (школы и вузы распределены равномерно в зависимости от плотности населения), содержательный (классы в школах сформированы независимо от способностей), культурного (интересы малых народов Финляндии не ущемляются, а находятся наравне с интересами больших этнических групп), институционального, экономического[11].
Повышение "социальной ответственности" вузов является приоритетом национальной образовательной политики, и, следовательно, тесное взаимодействие институтов образования с различными социальными группами местного сообщества, высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов - положительный контекст ее функционирования.[12]
Наибольшее внимание следует уделить системе высшего образования, так как молодые люди становятся студентами вузов в возрасте около двадцати лет, что является серединой установленного в Финляндии возраста молодежи.
Современная система высшего образования Финляндии представляет собой два самостоятельных направления: университеты и политехнические институты (см. Приложение 3). Университеты наибольшим образом ориентированы на научно-исследовательскую работу, а политехнические вузы позволяют получить не только высшее образование, но и практические профессиональные навыки, а также квалификацию. Обучение в вузах является продолжением среднего образования. Выпускники гимназий поступают в университеты, а выпускники профессиональных училищ – в политехнические институты.
Вузы автономны и независимы в выборе направлений исследований и принятии решений о правилах приема студентов, составления учебных планов, получения ученых степеней. Все университеты и приравненные к ним вузы (в том числе Военная Академия) являются государственными, и получают финансирование из бюджета[13].
Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Вузы благодаря созданию множества отраслевых лабораторий представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центров, решающих важные для страны экономические задачи.
Находясь в ЕПВО (Европейское пространство высшего образования), Финляндия соблюдает принципы, обозначенные Болонской декларацией. Например, многоуровневая система высшего образования. В течение трех лет можно получить первоначальную ученую степень бакалавра, в течение пяти-шести лет высшую степень магистра. При полученной степени магистра можно продолжить обучение с последующей защитой диссертации и присвоением степеней лицензиата (в системе российского образования – кандидат наук), а позже и доктора наук. Сроки обучения достаточно подвижны, т.е. студент может закончить обучение раньше установленного срока, если он обучается по индивидуальному учебному плану[14].
Высшее образование в Финляндии является образцовым не только в Европейском союзе, но и в мире. Например, сравнительный анализ «U21 Ranking of National Higher Education Systems», проводимый в 2013 году международной сетью университетов «Universitas 21» выявил следующие преимущества финской системы высшего образования:
1. в общем рейтинге Финляндия занимает 6 место из 48 исследуемых стран мира (см. Приложение 4);
2. объем государственного финансирования, выделяемого на развитие высшего образования, является одним из самых больших в мире;
3. в Финляндии трудится наибольшее число исследователей в пересчете на душу населения и издается достаточно большое количество научных статей;
4. объемы привлеченных и частных, и государственных ресурсов, относительно остальных стран, находятся на четвертом месте рейтинга[15].
Финские вузы ориентированы на инновационное обучение, которое возможно, во многом, благодаря международному сотрудничеству вузов, возникающему в процессе академической мобильности.
2.2. Критерии организации и тенденции развития академической мобильности молодежи в финских вузах
Как уже говорилось ранее, академическая мобильность является непосредственной составляющей Болонского процесса. Именно она способствует личностному росту молодых людей, развитию международного сотрудничества, кроме того, практическая ценность академической мобильности складывается из повышения качества высшего образования и научных исследований. От академической мобильности зависят интернационализация образования, развитие и поддержание демократической культуры общества, снятие культурных и языковых барьеров, а также ослабление предрассудков.
Академическая мобильность в Финляндии обстоятельно изучена отечественным исследователем, кандидатом педагогических наук, Мариной Александровной Ставрук. Уделим внимание критериям организации и тенденциям развития академической мобильности в финских вузах.
М. А. Ставрук выделяет 9 критериев, на основе которых организуется академическая мобильность молодежи в Финляндии:
1. целостность (видение современного мира взаимозависимым);
2. динамичность (создание эффективной практики свободного перемещения студентов в европейском образовательном пространстве, включая признание зарубежной научно-исследовательской практики и периодов обучения за рубежом);
3. интегративность (ориентация на глобальное образование и согласование целей и задач воспитания в рамках единого образовательного пространства);
4. научность (усиление научной составляющей академической мобильности и привлечение иностранных студентов к исследованиям международного уровня);
5. гуманизация (осознание ценности и неповторимости человеческой жизни в личностном и социальном выражении, включая общечеловеческий и национально-культурный аспекты);
6. культуросообразность (обучение и воспитание студентов в контексте мировой, региональной и национальной культур);
7. непрерывность (взаимосвязь всех циклов обучения, маневренности и согласованности образовательных программ вузов);
8. свобода выбора учебных курсов, содержащих новую и значимую информацию, с использованием современных методов и средств обучения;
9. функциональность (согласованность управленческих функций на всех уровнях организации академической мобильности студентов)[16].
Выделенные критерии позволяют увидеть, что организация академической мобильности – сложный, но четко отлаженный механизм, который включает в себя не только образовательные, но и общекультурные параметры. Это значит, что академическая мобильность представляет собой процесс, предполагающий соответствие современным мировым перспективам развития общественной жизни, и образования, в частности.
Также Ставрук выделены основные тенденции организации академической мобильности студентов Финляндии:
· увеличение потоков межстрановых перемещений студентов вследствие глобализации образования;
· развитие транснационального образования, реализующегося посредством создания трансграничных вузов с выдачей двойных дипломов;
· расширение международного сотрудничества вузов, как одного из важнейших стимулов для развития взаимных обменов преподавателями, исследователями и студентами;
· европеизация высшего образования в странах – участницах Болонского процесса;
· повышение качества образовательного процесса в вузах Финляндии, ориентированного на обучение и воспитание мобильных студентов, способных действовать в условиях изменяющейся международной среды;
· обеспечение равного доступа финских и зарубежных студентов для участия в программах академической мобильности;
· полилингвизм и межкультурное образование – улучшение языковой подготовки студентов, предоставление им возможности знакомства с культурой страны пребывания и общения на иностранном языке; создание педагогических условий для развития академической мобильности студентов финских вузов;
· ориентация на совершенствование и самореализацию личности;
· создание индивидуального образовательного маршрута студента;
· изменение характера преподавания, обучения и создание гибких образовательных программ для реализации академической мобильности студентов в вузах[17].
Таким образом, академическая мобильность в Финляндии имеет большие перспективы развития на уровне государства, конкретного вуза и отдельно взятого студента.
В качестве примера организации академической мобильности рассмотрим Хельсинский университет и Сайменский университет прикладных наук. На официальных сайтах, представленных на финском, английском и шведском языках, описывается следующая ситуация, касающаяся международного сотрудничества.
Хельсинкский университет имеет более сотни международных соглашений о сотрудничестве с университетами по всему миру. Университет взаимодействует со странами Европы по программам:
· Erasmus (программа Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между вузами стран-членов Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна, Македонии, Норвегии, Турции)[18],
· NORDPLUS (программы обмена с университетами северных стран);
· AEN (Утрехт-австралийская европейская сеть);
· MAUI (программа обмена с Университетом срединной Америки);
· North2North (программа обмена Университета Арктики);
· Erasmus Mundus (главное отличие от Erasmus – возможность участия в программе студентов и преподавателей из всех стран мира).
Университет всяческим образом поощряет международные обмены, потому что сотрудничество в сфере образования будет реализовываться при помощи разработанных систематических мероприятий по обмену опытом. Хельсинский университет одобряет студентов и сотрудников, которые являются участниками академической мобильности, и ценит персонал с международным опытом.
Вузы-партнеры выбираются исключительно на основе качества предоставляемого образования. Но также особое внимание обращено на языковое и культурное разнообразие партнерских отношений. Вуз тщательно следит за сохранением уровня качества обучения студентов с исходящей академической мобильностью, а принимающие университеты поддерживают высокую планку, заданную финнами[19].
Сайменский университет прикладных наук (Saimaa University of Applied Sciences) расположен в Юго-Восточной Финляндии в городах Лаппеенранта и Иматра. В вузе обучается около 3000 студентов, 200 из которых - иностранные. В области международного сотрудничества университет уделяет особое внимание Скандинавским странам, странам Западной Европы, новым членам Европейского Союза, России, а также Китаю и Малайзии.
Благодаря сотрудничеству с зарубежными университетами, студенты Сайменского Университета Прикладных Наук имеют возможность дополнить свое образование практикой или учебой в одном из наших зарубежных партнеров. Вуз благоприятно настроен к иностранным студентам, приезжающим на обучение, поскольку они обогащают международную атмосферу университета и содействуют освоению навыков, необходимых в работе с представителями разных культур. Также приоритетной задачей является направление сил и энергии на международные научно-исследовательские проекты.
Непосредственно участниками академической мобильности ежегодно являются около 150 студентов, как отправляющихся на обучение в другие вузы, так и прибывающие в Сайменский университет прикладных наук. Студенты участвуют в таких программах обмена как Nordplus, Erasmus и FIRST (российско-финская программа студенческих обменов)[20].
2.3. Поддержка и управление академической мобильностью студенческой молодежи в Финляндии
Управление процессами академической мобильности студентов в Финляндии производится организациями четырех уровней:
· международными;
· европейскими;
· скандинавскими;
· финскими.
К организациям международного уровня относятся ОСЭР и ЮНЕСКО.
Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) предоставляет всеобъемлющую, актуальную и достоверную информацию в области высшего образования и оценивания политики интернационализации, организации академической мобильности в разных странах[21].
ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) отвечает за реализацию программы, связанную с политикой и реформами в области высшего образования, его постоянного развития в контексте глобализации и создания общества, основанного на знаниях[22].
Наибольшее число организаций, занятых поддержкой и управлением академической мобильностью в Финляндии, являются европейскими. Это, в первую очередь, связано с тем, что Европа представляет собой единое образовательное пространство, с общими принципами обучения, поддержкой международного сотрудничества, а также потребностью в постоянной поддержке, внимательном управлении и адаптации к непрерывно меняющимся потребностям развития мирового сообщества.
Совет Европы разрабатывает межправительственные положения и постановления, координирует работу по исполнению положений Болонской Декларации, способствует развитию академической мобильности.
Европейская комиссия следит за ходом выполнения международных соглашений, участвует в совершенствовании образовательного законодательства, выступает с инициативами по организации академической мобильности и развитию единого европейского образовательного пространства[23].
Европейская ассоциация международного образования разрабатывает стратегии развития общеевропейской системы высшего образования, приемлемой для всех европейских университетов[24].
Ассоциация университетов Европы осуществляет содействие развитию высшего образования в Европе, поддерживает партнерство и участие в международных проектах европейских вузов.
Ассоциация академического сотрудничества объединяет европейские агентства по обмену. Цель создания: улучшение академического сотрудничества стран Европы с другими странами.
Информационная сеть по образованию «Eurydice» координирует процесс развития академической мобильности в странах Европейского Союза, а также осуществляет сбор академических данных относительно программной и индивидуальной академической мобильности в Европе[25].
Ассоциация иностранных студентов содействует обучению иностранных студентов в европейских вузах, способствует развитию академической мобильности студентов и преподавателей.
Скандинавский уровень подразумевает поддержку со стороны различных объединений организаций Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании и некоторых северных регионов России.
Северный совет развивает международное сотрудничество скандинавских стран с помощью совершенствования образования и сохранения культуры[26].
Совет министров скандинавских стран способствует академической мобильности студентов скандинавских стран, а также координирует и финансирует собственную стипендиальную программу.
Совет ректоров университетов Арктики содействует формированию устойчивого и постоянно развивающегося приполярного региона, путем создания благоприятных условий для северян через образование и обмен знаниями и опытом, а также развитию приполярного образовательного пространства.
На уровне страны поддержка и управление осуществляется нижеописанными правительственными и неправительственными организациями.
Парламент Финляндии проводит образовательное законодательство и определяет общие направления политики образования.
Министерство образования Финляндии, как часть Правительства, несет ответственность за планирование и осуществление образовательной политики, а также руководит международной деятельностью финских университетов и политехнических институтов[27].
Совет по оценке высшего образования (FINHEEC) несет прямую ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг в системе высшего образования Финляндии: занимается проведением проверок деятельности вузов, производит качественный и количественный анализ, составляет отчет по результатам анализа и проверки и предоставляет его вышестоящим органам[28].
Центр международной мобильности (CIMO) содействует международному сотрудничеству в области образования, координирует программы академической мобильности, содействует сотрудничеству молодежи разных стран[29].
Институт социального страхования занимается сбором, учетом и анализом статистических данных по индивидуальной и групповой академической мобильности студентов Финляндии.
Институт образовательной политики формирует образовательную политику финских вузов, ориентированную на развитие мобильности студентов.
Вузовские центры академической мобильности занимаются организацией входящей и исходящей мобильности на уровне университетов и политехнических институтов.
Особый статус носит Всемирный Банк, он как бы находится над всеми уровнями. Одним из направлений его деятельности является поддержка образования в мире глобализации, способствование интернационализации высшего образования и развитию международной академической мобильности[30].
Функции управления академической мобильности схожи на каждом из уровней, но именно это позволяет говорить о системном подходе к координации академической мобильности молодежи в Финляндии. Это означает, что только при взаимодействии всех уровней академическая мобильность имеет возможность быть эффективной.
Итак, академическая мобильность в Финляндии представляет собой сложной явление, характерное для высшего образования. Финские вузы поддерживают множество программ академической мобильности, среди которых Erasmus, NORDPLUS,AEN, MAUI, FIRST и другие. Необходимость в управлении академической мобильностью очевидна: международное сотрудничество, и процессы глобализации предполагают взаимодействие как с правительственными, так и с неправительственными организациями. Управление и поддержка осуществляется на четырех уровнях: международном, европейском, скандинавском и собственно финском.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образование в современном мире выступает в качестве одного из самых доступных социальных лифтов. Молодежь сама по себе является мобильной, а значит потребность в академической мобильности, которая представляет собой вертикальную восходящую социальную мобильность, является осознанной.
Финляндия, находясь в едином европейском образовательном пространстве, поддерживает и реализует положения Болонской декларации, принятой в 1999 году. Академическая мобильность в Финляндии – одно из направлений государственной образовательной политики, которое поддерживается организациями международного, европейского, скандинавского и государственного уровня.
Цель, поставленная в начале исследования, была достигнута путем решения исследовательских задач. Академическая мобильность в Финляндии имеет множество перспектив развития, которые касаются непосредственно саму систему образования, государственную образовательную политику и интересы и предпочтения мобильных студентов. Также важно отметить, что финские вузы позитивно настроены и к входящей, и к исходящей академической мобильности: об этом говорят, например, дружественные интерфейсы официальных сайтов Хельсинского Университета и Сайменского политехнического университета.
Молодежи необходимо качественное и доступное образование. Финское образование бесплатно, носит инновационный характер, направлено на научно-исследовательскую деятельность, отвечает мировым и европейским стандартам качества. Российская система образования может вобрать в себя некоторые черты финской системы, например, доступность академической мобильности.
Доступ к академической мобильности для молодежи – это, в первую очередь, достаточный объем информации о программах обмена, организациях, поддерживающих и управляющих процессами академической мобильности, вузах-партнерах, направлениях подготовки. Подобной информации достаточно, но, к сожалению, она не является популярной и понятной широкому кругу заинтересованных.
Исследование перспективно, потому что пути развития образования во многом зависят от постоянно изменяющейся политической и социально-экономической ситуации. К тому же, Россия постепенно входит в Европейское образовательное пространство, а это значит – имеет множество тенденций для развития и академической мобильности молодежи в частности, и высшего образования в целом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные акты и иные официальные документы:
1. Зона европейского высшего образования Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051
2. Закон о молодежи Финляндии 72/2006
3. Положение об академической мобильности студентов в Пермском государственном национальном исследовательском университете, утв. на заседании Ученого совета ПГНИУ 25.04.2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_nd/polozh_am.pdf
Основная и дополнительная литература:
1. Вахштайн В. С. Система образования Финляндии// Вестник Российской академии наук, 2008, том 78, № 4,, с. 360-364.
2. Дерябин Ю.С. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании/Ю.С. Дерябин // Педагогика, 2004. т.№4.-С.75-82 .
3. Дерябин Ю. С. Образование и наука в Финляндии // Высшее образование сегодня. 2003.N 11.
4. Ильинский, И. М. Молодежь в процессе развития // Культура мира и демократии. Культура мира : учеб. пособие. - М. : [б.и.], 1997. - С. 187-200.
5. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В.,. Цыб А.В Болонский процесс : в вопросах и ответах / С.-Петербург. гос . ун - т . – СПб .: Изд - во СпбГУ , 2004.- 104с.
6. Кухтерина Е.А. Социальная мобильность молодежи: Монография. Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2004. 78 с.
7. Масалов А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия История и Политология, 2012, № 2. С. 102-110.
8. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373.
9. Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ставрук Марина Александровна; [Моск. гор. пед. ун-т, 2011], 24 с.
10. Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /Ставрук Марина Александровна; [Моск. гор. пед. ун-т, 2011], 349 с.
11. Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования: Учеб. пособие. – М.:РУДН, 2008. – 162 с.
Интернет-источники:
1. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013-2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219 Проверено 16.05.2014
2. Кислицын К. Н. Болонская декларация: основные принципы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hdirussia.ru/363 Проверено 16.05.2014
3. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации, Проект 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://intpr.ntf.ru/DswMedia/koncepciyaakademicheskoymobil-nosti_itog.pdf Проверено 16.05.2014
4. Образование за рубежом. Справка. Финляндия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/abroad/other/spravki/foreign/12/ Проверено 16.05.2014
5. Система образования в Финляндии – основные положения. Серия «Образование в Финляндии» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oph.fi/download/151280_education_in_finland_russian_2013.pdf Проверено 16.05.2014
6. Шабалин Ю.Е. Академическая мобильность: региональное измерение прогнозируемых последствий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rcde.ru/method/996.html Проверено 16.05.2014
7. ЮНЕСКО [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/ Проверено 16.05.2014
8. CIMO[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cimo.fi/frontpage Проверено 16.05.2014
9. EACEA. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/index_en.php Проверено 16.05.2014
10. Education and training [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/tools/llp_en.htm#tab-4 Проверено 16.05.2014
11. European Association of International Education [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eaie.org/home.html Проверено 16.05.2014
12. European comission [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/index_en.htm Проверено 16.05.2014
13. Finland Demographics Profile 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: www.indexmundi.com/finland/demographics_profile.html Проверено 16.05.2014
14. Ministry of Education and Culture [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minedu.fi/OPM/?lang=en Проверено 16.05.2014
15. NORDEN [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.norden.org/en Проверено 16.05.2014
16. OECD [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oecd.org/ Проверено 16.05.2014
17. The Finnish Higher Education Evaluation Council (FINHEEC) Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finheec.fi/en Проверено 16.05.2014
18. Saimaa University of Applied Sciences [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.saimia.fi/en-FI/ Проверено 16.05.2014
19. U21 Ranking of National Higher Education Systems [Электронный ресурс] Режим доступа: www.universitas21.com Проверено 16.05.2014
20. University of Helsinki [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.helsinki.fi/university/index.html Проверено 16.05.2014
Приложение 1
Список стран, подписавших Болонскую декларацию (в скобках указан год подписания)
Австрия (1999),
Азербайджан (2005),
Албания (2003),
Андорра (2003),
Армения (2005),
Бельгия (1999),
Болгария (1999),
Босния и Герцеговина (2003),
Ватикан (2003),
Великобритания (1999),
Венгрия (1999),
Германия (1999),
Греция (1999),
Грузия (2005),
Дания (1999),
Ирландия (1999),
Исландия (1999),
Испания (1999),
Италия (1999),
Казахстан (2010),
Кипр (2001),
Латвия (1999),
Литва (1999),
Лихтенштейн (2001),
Люксембург (1999),
Македония (2003),
Мальта (1999),
Молдова (2005),
Нидерланды (1999),
Норвегия (1999),
Польша (1999),
Португалия (1999),
Россия (2003),
Румыния(1999),
Сербия и Черногория (2003),
Словакия (1999),
Словения (1999),
Турция (2001),
Финляндия (1999),
Франция (1999),
Украина (2005),
Хорватия (2001),
Черногория (2007),
Чехия (1999),
Швейцария (1999),
Швеция (1999),
Эстония (1999).
Приложение 2
Система образования Финляндии
Приложение 3
Перечень высших учебных заведений Финляндии
Классические университеты (академии)
Universities (academies):
Университет Аалто Aalto University
Академия Або Åbo Akademi University
Художественная академия Academy of Fine Arts
Высшая школа экономики Ханкен Hanken School of Economics
Технологический университет Лаппееранты Lappeenranta University of Technology
Музыкальная академия Сибелиуса Sibelius Academy
Технологический университет Тампере Tampere University of Technology
Театральная академия Theatre Academy
Университет Хельсинки University of Helsinki
Университет Восточной Финляндии University of Eastern Finland
Ювяскюльский университет University of Jyväskylä
Лапландский университет University of Lapland
Университет Оулу University of Oulu
Университет Тампере University of Tampere
Университет Турку University of Turku
Университет Вааса University of Vaasa
Университетыприкладныхнаук (Политехническиевузы) Universities of Applied Sciences
Åland University of Applied Sciences
Arcada
Central Ostrobothnia University of Applied Sciences
Diaconia University of Applied Sciences
HAAGA-HELIA University of Applied Sciences
HAMK University of Applied Sciences
Helsinki Metropolia University of Applied Sciences
HUMAK University of Applied Sciences
JAMK University of Applied Sciences
Kajaani University of Applied Sciences
Kemi-Tornio University of Applied Sciences
Kymenlaakso University of Applied Sciences
Lahti University of Applied Sciences
Laurea University of Applied Sciences
Mikkeli University of Applied Sciences
North Karelia University of Applied Sciences
Novia University of Applied Sciences
Oulu University of Applied Sciences
PIRAMK University of Applied Sciences
Rovaniemi University of Applied Sciences
Saimaa University of Applied Sciences
Satakunta University of Applied Sciences
Savonia University of Applied Sciences
Seinäjoki University of Applied Sciences
Tampere University of Applied Sciences
Turku University of Applied Sciences
Vaasa University of Applied Sciences
Приложение 4
Рейтинг национальных систем высшего образования U21
2013 года
1. Масалов А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия История и Политология, 2012, № 2. c. 110
[2] Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 322
[3]Ильинский, И. М. Молодежь в процессе развития // Культура мира и демократии. Культура мира : учеб. пособие. - М. : [б.и.], 1997. -
[4] Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В.,. Цыб А.В Болонский процесс : в вопросах и ответах / С.-Петербург. гос . ун - т . – СПб .: Изд - во СпбГУ , 2004.
[5] Положение об академической мобильности студентов в Пермском государственном национальном исследовательском университете, утв. на заседании Ученого совета ПГНИУ 25.04.2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_nd/polozh_am.pdf
[6] Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации, Проект 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа http://intpr.ntf.ru/DswMedia/koncepciyaakademicheskoymobil-nosti_itog.pdf
[7] Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013-2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219
[8] Finland Demographics Profile 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа www.indexmundi.com/finland/demographics_profile.html
[9] Finland Demographics Profile 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа www.indexmundi.com/finland/demographics_profile.html
[10] Жизнь и общество. Образование в Финляндии http://finland.fi/Public/default.aspx?contentid=255687
[11] Вахштайн В. С. Система образования Финляндии// Вестник Российской академии наук, 2008, том 78, № 4, с. 363
[12] Система образования в Финляндии – основные положения. Серия «Образование в Финляндии» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oph.fi/download/151280_education_in_finland_russian_2013.pdf
[13] Дерябин Ю.С. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании/Ю.С. Дерябин // Педагогика, 2004. т.№4
[14] Система образования в Финляндии – основные положения. Серия «Образование в Финляндии» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oph.fi/download/151280_education_in_finland_russian_2013.pdf
[15] U21 Ranking of National Higher Education Systems [Электронный ресурс] Режим доступа: www.universitas21.com
[16] Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /Ставрук Марина Александровна; [Моск. гор. пед. ун-т, 2011]
[17] Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ставрук Марина Александровна; [Моск. гор. пед. ун-т, 2011], с. 17
[18] Education and training [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/tools/llp_en.htm#tab-4
[19] University of Helsinki. Studies abroad and student exchange programmes [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.helsinki.fi/studying/Studies_abroad_and_student_exchange_programmes.shtml
[20] Saimaa University of Applied Sciences [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.saimia.fi/en-FI/home
[21] OECD [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oecd.org/
[22] ЮНЕСКО[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/
[23] European comission [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/index_en.htm
[24] European Association of International Education [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eaie.org/home.html
[25] EACEA. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/index_en.php
[26] NORDEN [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.norden.org/en
[27] Ministry of Education and Culture [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minedu.fi/OPM/?lang=en
[28] The Finnish Higher Education Evaluation Council (FINHEEC) Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finheec.fi/en
[29]CIMO[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cimo.fi/frontpage
[30]Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 /Ставрук Марина Александровна; [Моск. гор. пед. ун-т, 2011], с. 320-322