Министерство образования
Республики Беларусь
Учреждение образования
Барановичский государственный университет
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Основы экологии и экономии природопользования»
Тема: «
Основы нормирования и стандартизации в области окружающей среды»
Проверила:
Бизюкова Т.Т.
Выполнила
Студентка 2 курса
Группы ЭА-21
Леванькова Марта
Барановичи
2012г.
СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ………………………………………………………3
1в. НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ…………………3
2в. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ………………………………………………………4
3в. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ИСО-14000………………………………………6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..8
ОСНОВЫ НОРМИРОВАНИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИИ В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1в. НОРМАТИВЫ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Понятие "нормативы качества окружающей среды" закреплено в Законе Республики Беларусь "Об охране окружающей среды" В соответствии со статьей 20 Закона нормативы качества окружающей среды устанавливаются на уровне, обеспечивающем экологическую безопасность, и применяются для оценки состояния окружающей среды и нормирования допустимого воздействия на нее.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
- нормативы предельно допустимых концентраций химических и иных веществ;
- нормативы предельно допустимых физических воздействий;
- нормативы предельно допустимых концентраций микроорганизмов;
- иные нормативы качества окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение, для этих природных объектов могут устанавливаться более жесткие, чем действующие на остальных территориях, нормативы качества окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды, перечисленные в статье 20 Законоа, выполняют ряд функций: устанавливают предельные величины вредных химических, физических, биологических воздействий на окружающую среду; служат для оценки состояния по химическим, физическим и биологическим характеристикам различных компонентов природной среды и природных сред (атмосферного воздуха, вод, почв); учитываются также при проведении оценки воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной деятельности.
Соблюдение нормативов качества окружающей среды наряду с другими требованиями законодательства при проведении проектирования предприятий, иных объектов, влияющих на состояние окружающей среды, рассматривается в качестве критерия экологической обоснованности соответствующих решений. Нормативы качества окружающей среды служат также одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окружающей среды, что представляется весьма важным при решении вопросов, связанных с защитой права граждан на благоприятную окружающую среду.
Статья 20 определяет юридический критерий, на основе которого устанавливаются нормативы качества окружающей среды - обеспечение экологической безопасности. В соответствии со статьей 1 Закона экологическая безопасность - состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Таким образом, соответствующие нормативы качества окружающей среды, должны определяться (утверждаться) на уровне, исключающем причинение вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. Нормативы качества окружающей среды устанавливаются соответственно применительно к водам, почве, атмосферному воздуху и являются едиными для территории Республики Беларусь.
Вместе с тем, в указанной статье Закона предусмотрена возможность установления более жестких, чем действующие на остальных территориях, нормативов качества окружающей среды, в целях сохранения особо охраняемых природных территорий, курортных и рекреационных зон, а также типичных и редких природных ландшафтов, имеющих особое природоохранное значение.
Нормативы качества окружающей среды утверждаются и вводятся в действие Министерством здравоохранения Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Соответственно, нормативы качества окружающей среды, как правило, закреплены в санитарных правилах, которые в соответствии со ст.8 Закона Республики Беларусь от 23 ноября 1993 г. "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" в редакции Закона от 23 мая 2000 г. с изменениями и дополнениями обязательны к применению. Примерами таких актов, в частности, являются: СанПиН №8-83-98 РБ-98 Требования к качеству воды при нецентрализованном водоснабжении. Санитарная охрана источников, СанПиН №11-01-92 Санитарные нормы допустимых вибраций в жилых помещениях зданий Республики Беларусь, СанПиН №42-128-4433-87 Санитарные нормы допустимых концентраций химических веществ в почвах, СанПиН №4630-88 Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения, СанПиН №4946-89 Санитарные правила по охране атмосферного воздуха населенных мест и др.
Следует также иметь в виду, что в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь действующими считаются общесоюзные санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, до замены их республиканскими, в части, не противоречащей Закону "О санитарно-эпидемическом благополучии населения", которые обязательны для соблюдения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
В настоящее время массив нормативов качества окружающей среды весьма значителен: более 500 нормативов предельно допустимых концентраций химических и иных веществ для атмосферного воздуха, более 1600 - для водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового назначения, более 100 - для почв.
2в. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ХИМИЧЕСКИХ И ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Предельно допустимая концентрация (далее - ПДК) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе - концентрация, не оказывающая в течение всей жизни прямого или косвенного неблагоприятного действия на настоящее или будущие поколения, не снижающая работоспособности человека, не ухудшающая его самочувствия и санитарно-бытовых условий жизни.
Ориентировочный безопасный уровень воздействия (далее - ОБУВ) загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест - временный гигиенический норматив.
ОБУВ - гигиенический норматив максимально допустимого содержания загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест.
ОБУВ устанавливается на срок 3 года, по истечении которого он должен быть пересмотрен или заменен значением ПДК.
Названия индивидуальных веществ в алфавитном порядке приведены, где это было возможно, в соответствии с правилами Международного союза теоретической и прикладной химии, ИЮПАК (International Union of Pure and Applied Chemistry, IUPAC) и обеспечены номерами Chemical Abstracts Service (CAS) для облегчения идентификации веществ.
Величины ПДК и ОБУВ приведены в мкг вещества на 1 куб.м воздуха (мкг/куб.м).
Настоящие Гигиенические нормативы помимо традиционных разделов (названий веществ, значений максимальной разовой и среднесуточной ПДК, класса опасности веществ) включают лимитирующий показатель вредности, в соответствии с которым обоснована ПДК.
Лимитирующий (определяющий) показатель вредности характеризует направленность биологического действия вещества: рефлекторное (далее - рефл.) и резорбтивное (далее - рез.). Под рефлекторным действием понимается реакция со стороны рецепторов верхних дыхательных путей - ощущение запаха, раздражение слизистых оболочек, задержка дыхания и другие реакции. Данные эффекты возникают при кратковременном воздействии вредных веществ, поэтому рефлекторное действие лежит в основе установления максимальной разовой ПДК (далее - ПДКм.р.). Под резорбтивным действием понимают возможность развития общетоксических, гонадотоксических, эмбриотоксических, мутагенных, канцерогенных и других эффектов, возникновение которых зависит не только от концентрации вещества в атмосферном воздухе, но и длительности его вдыхания. С целью предупреждения развития резорбтивного действия устанавливается среднесуточная ПДК (далее - ПДКс.с.). Некоторые красящие вещества (красители), не оказывая на уровне низких концентраций ни рефлекторного, ни резорбтивного действия, при их осаждении из атмосферного воздуха могут придавать необычную окраску объектам окружающей среды, например снегу, тем самым создавая у человека ощущение опасности или санитарно-гигиенического дискомфорта. В связи с этим для красителей в качестве лимитирующего показателя устанавливается санитарно-гигиенический (далее - сан.-гиг.), который позволяет при соблюдении ПДК избежать появления необычной окраски объектов окружающей среды.
Для веществ, имевших в прежних перечнях одинаковые значения ПДКм.р. и ПДКс.с., проведена корректировка ПДК. Наличие одинаковых ПДКм.р. и ПДКс.с. противоречит реальному распределению концентрации в атмосферном воздухе, так как в данной точке максимальная разовая (20 – 30-минутная) концентрация всегда больше средней концентрации за те же сутки, при этом не исключается возможность риска возникновения неблагоприятных эффектов той или иной степени выраженности. Корректировка ПДК проведена с привлечением новых научных разработок по определению токсичности и опасности веществ (учет дифференцированных коэффициентов запаса, отдаленных эффектов действия, соотношения порогов хронического и ольфакторного действия и другие показатели).
В настоящих Гигиенических нормативах введен перечень "Вещества, выброс которых в атмосферный воздух запрещен", включающий 39 веществ, это обусловлено чрезвычайно высокой биологической активностью данных веществ. В конце настоящих Гигиенических нормативов приведены коэффициенты комбинированного действия различных смесей.
Настоящие гигиенические нормативы переработаны на основании полученных в течение последних 3 лет данных исследований в области гигиенического нормирования загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест, с учетом замечаний и предложений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также по результатам выполнения задания 4.3 "Разработать стандарты качества атмосферного воздуха населенных мест для стойких органических загрязнителей и обосновать единые ПДК для групп веществ с близкой химической структурой, сходными физическими параметрами и однонаправленным характером биологического действия" Государственной научно-технической программы "Экологическая безопасность".
В соответствии со статьей 21 Закона "Об охране окружающей среды" установлены следующие виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду:
- нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ;
- нормативы образования отходов производства;
- нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий);
- нормативы допустимого изъятия природных ресурсов;
- нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
- нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Республики Беларусь. К нормативам иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в частности, можно отнести предельно допустимые нормы применения химикатов в сельском хозяйстве.
Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий.
Суть нормативов допустимого воздействия на окружающую среду заключается в том, что они определяют предельные размеры вредных воздействий на окружающую среду, устанавливаемые для отдельных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (природопользователей), оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Требования о нормировании допустимого воздействия на окружающую среду распространяется на все источники такого воздействия. Так, если на предприятии имеется несколько источников воздействия - труб, через которые загрязняющие вещества сбрасываются в атмосферный воздух или сточные воды в водные объекты, для каждого из источников устанавливается нормативы допустимых выбросов и сбросов химических и иных веществ, для транспортных и иных передвижных средств и установок предусматриваются нормативы для модели.
При установлении нормативов допустимого воздействия на окружающую среду важным является принцип их соотношения с нормативами качества окружающей среды, предусмотренными ст. 20 Закона Республики Беларусь "Об охране окружающей среды". Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий. Суть этого принципа заключается в том, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду для каждого субъекта с учетом всех источников воздействия на окружающую среду устанавливаются на уровне, при котором суммарные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду от всех субъектов на данной территории с учетом перспектив развития не приведут к превышению нормативов качества окружающей среды.
3в. СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ ИСО-14000
Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.
Нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а также иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством здравоохранения Республики Беларусь и иными специально уполномоченными республиканскими органами государственного управления в соответствии с их компетенцией.
Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных природоохранных инициатив.
Система стандартов ISO 14000, в отличие от многих других природоохранных стандартов, ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации вещества и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента - environmental management system, EMS). Типичные положения этих стандартов состоят в том, что в организации должны быть введены и соблюдаться определенные процедуры, должны быть подготовлены определенные документы, должен быть назначен ответственный за определенную область. Основной документ серии - ISO 14001 не содержит никаких "абсолютных" требований к воздействию организации на окружающую среду, за исключением того, что организация в специальном документе должна объявить о своем стремлении соответствовать национальным стандартам.
Такой характер стандартов обусловлен, с одной стороны, тем, что ISO 14000, как международные стандарты, не должны вторгаться в сферу действий национальных нормативов. С другой стороны, предшественником ISO являются "организационные" подходы к качеству продукции, согласно которым ключом к достижению качества является выстраивание надлежащей организационной структуры и распределение ответственности за качество продукции.
Следует отметить, что решение о разработке ISO 14000 явилось результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 году. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 Международной Организации Стандартизации (ISO). Моделью для стандартов послужили британские стандарты BS 7750, опубликованные в 1992 году, в осуществлении которых сейчас добровольно участвуют около 500 компаний. Система стандартов ISO 14000 также использовала зарекомендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000) в соответствии с которыми в настоящий момент сертифицировано более 70000 предприятий и компаний по всему миру. Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты опубликованы в конце 1996 года.
Предполагается, что система стандартов будет обеспечивать уменьшение неблагоприятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях: Организационный- через улучшение экологического "поведения" корпораций. Национальный- через создание существенного дополнения к национальной нормативной базе и компонента государственной экологической политики. Международный- через улучшение условий международной торговли.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Электронный ресурс: http://www.minpriroda.by/ru/orxus/Public_Reception_FAQ/i_43.html. 2. Электронный ресурс: http://www.minpriroda.by/ru/orxus/Public_Reception_FAQ?id=42.