IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

> Научный коллектив УрГПУ создал методическое пособие по формированию гражданско-патриотических ценностей у школьников , Прикладная НИР выполнена по направлению «Современные технологии воспитания. Патриотическое воспитание учащихся и студентов»
Опции V

В 2024 году научный коллектив преподавателей Института общественных наук Уральского государственного педагогического университета в рамках госзадания Минпросвещения России выполнил научно-исследовательскую работу «Россия и мир: формирование гражданско-патриотических ценностей у школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности». Участники проекта поставили перед собой цель выявить исторические особенности формирования гражданских и патриотических ценностей в России и зарубежных странах, предложив на их основе наиболее перспективную модель работы со школьниками. Об этом федеральному порталу «Российское образование» сообщили в пресс-службе вуза.

Основным результатом работы стало учебное пособие «Формирование гражданско-патриотических ценностей на уроках истории: мировой и отечественный опыт», предназначенное для преподавателей истории и других гуманитарных дисциплин, научных работников, а также обучающихся по направлениям подготовки «История» и «Обществознание». 

Как отметил руководитель НИР, заведующий кафедрой всеобщей истории и методики преподавания исторических дисциплин Владимир Земцов, главная особенность пособия заключается в комплексном характере исследования проблем с изложением конкретных практических рекомендаций применительно к региональному уровню Большого Урала. 

«Мы исходили из того факта, что формы, методы и, главное, ориентация в плане формирования гражданских и патриотических ценностей должны основываться на глубокой научной проработке исторических и современных тенденций развития как нашей страны, так и всего мира. Обращение к мировому опыту выявило чрезвычайное разнообразие существовавших и существующих ныне практик. Так, если в Китае (как и в большинстве стран Востока) преобладает ориентация на использование древней традиции, что, естественно, обуславливает явное доминирование консервативных элементов над либеральными и в силу этого нередко проявляется в жестком регулировании принципов преподавания истории, ориентированном на воспитание не гражданственности, но патриотизма, то в США и странах Западной Европы можно вплоть до сегодняшнего дня наблюдать иную тенденцию. Это отражается, в частности, в ориентации стран Глобального Запада на формирование принципов гражданственности при заметном вытеснении патриотических ценностей на второй план, а нередко и в их полном отрицании», – отметил Владимир Земцов.

При этом, по его словам, нельзя не обратить внимания и на существование многообразия в практиках гражданско-патриотического воспитания в странах Запада. Так, в США, несмотря на критику, которой подвергается понятие «патриотизм», в реальности предпринимаются заметные усилия с целью его формирования. А в Германии, например, накоплен немалый опыт в развитии регионального патриотизма. 

«В любом случае практически во всех странах коллективного Запада имеется значительный опыт по развитию чувства гражданственности. Более того, значительный интерес представляет и практика (как успешная, так и вызывающая критику) воспитания историей (мировой, национальной, региональной), отработанная за десятилетия и даже столетия в тех или иных странах зарубежья. На общем фоне мировых практик стран Запада и Востока достаточно своеобразным выглядит опыт нашего Отечества. Воздействие самых разных, а порою и прямо конкурирующих, а то и боровшихся между собою идей православия, интернационализма, национализма, космополитизма и патриотизма обусловили факт пересечения и переплетения на протяжении длительного времени самых разнообразных импульсов, характерных как для консервативной традиции Востока, так и для либеральной традиции Запада. Вместе с тем в предлагаемых материалах мы попытались указать и на чрезвычайно плодотворные для практической работы учителя истории отечественные практики последних десятилетий – от поискового движения до использования цифровых ресурсов. В сущности, выявленные преимущества и недостатки тех моделей коллективного Запада и Глобального Юга, а также специфика отечественных практик формирования гражданственности и патриотизма заставили нас искать некую «четвертую» интегрированную модель, сочетающую в себе элементы и патриотизма, и гражданственности», – рассказал Владимир Земцов. 

Авторы НИР предложили вариант региональной (уральской) модели формирования гражданско-патриотических ценностей у обучающихся школ. Эта модель органично сочетает общемировые и общенациональные идеалы с региональной спецификой и включает в себя основные направления и параметры как урочной, так и внеурочной деятельности учителя истории, а также предлагает критерии оценки сформированности гражданско-патриотических ценностей обучающихся.


Источник: edu.ru


Дата создания: 12.3.2025, 16:31 z3rg
Напечатать статью  Скачать MSWord  Скачать txt

Текстовая версия

Сергей Аполлинариевич ГЕРАСИМОВ
кинорежиссёр, сценарист, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1974). (Как-то совсем неожиданно для меня оказалось, что существуют проблемы с датами жизни великого мастера. Если днем рождения теперь все единодушно называют 2...>>>

Смотреть календарь

Антифеодальным восстанием крепостных крестьян на севере Венгрии началась освободительная антигабсбургская война в Венгерском королевстве, возглавленная Ракоци Ференцем II. >>>
Смотреть календарь

АВТОНОМИЯ (греч. autonomia – самоуправление, независимость) – способность, право самостоятельного, относительно независимого функционирования политических субъектов в составе государственного образования, закрепленное конституцией. Так, Конституция Российской ...