Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки
040700 «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Государственная молодежная политика в РФ»
Тема «Молодежные спортивные объединения
в контексте реализации ГМП РФ»
Студент 3 курса направления
«Организация работы с молодежью»
Кичигин Илья Николаевич
Научный руководитель: доцент кафедры философии ______________ Лоскутов Юрий Викторович
Пермь, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ. 6
1.1. Спортивные молодежные объединения в дореволюционной России. 6
1.2. Управление молодежными спортивными организациями в рамках массового спорта в Советском Союзе. 11
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 17
2.1. Положение молодежных спортивных объединений в современной России 17
2.2. Деятельность молодежных спортивных организаций в нормативно-правовых актах РФ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 31
ВВЕДЕНИЕ
Значение физической культуры и спорта в современном мире основано на признании безусловной важности физкультурно-спортивной деятельности для человека, государства и общества в целом.
Важной причиной, обусловливающей необходимость проявления всего арсенала средств и методов системы физической культуры и спорта для полноценного развития современного общества, является насущная потребность укрепления здоровья, улучшения физической подготовленности и формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения. Молодежь, являющаяся основным кадровым резервом и залогом экономического и социального развития страны, должна отвечать современным требованиям, предъявляемым к ее физическому состоянию.
. Проблемы, связанные с научным анализом сферы физической культуры и спорта, рассматривались в работах отечественных учёных: С.Н. Братановского, В.В. Галкина, С.А. Медведева, А.Г. Хичина, М.Я. Сарафа. Однако существующие работы, посвященные взаимодействию органов власти и общественных молодежных объединений в сфере спорта, недостаточно полно раскрывают данную связь и носят описательный характер.
Вместе с тем, для непрерывной адаптации молодежной среды к изменяющимся внешним и внутренним условиям, связанным с регулированием сферы физической культуры и спорта, дальнейшим развитием институтов физической подготовки подрастающего поколения, необходимы дальнейшие исследования.
Цель исследования: раскрыть сущность и особенности государственной молодежной политики в отношении молодежных спортивных организаций.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть историю отношения государственных структур и молодежных спортивных организаций
2. Раскрыть современную нормативную базу, лежащую в основе ГМП РФ в отношении молодежных спортивных организаций
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере физической культуры и спорта.
Предметом исследования является деятельность государства в смежных сферах молодежной политики, физической культуры и спорта.
Методологической основой работы служат принципы объективности и принцип историзма.
В ходе диссертационного исследования использовались общенаучные методы: методы анализа и синтеза, обобщения, исторический метод, контент-анализ.
Научная новизна исследования. Курсовая работа представляет собой исследование реализации государством политики в отношении молодежных спортивных организаций, основанное на изучении исторических свидетельств и нормативно-правовых актов в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта.
В работе предпринята попытка рассмотреть особенности реализации ГМП в отношении молодежных спортивных организаций как области пересечения сфер ответственности различных структур с учётом специфики как молодежных объединений, так и государственных структур.
Естественно, на данном этапе автор не претендует на исчерпывающее и всестороннее исследование данной проблемы. Тем не менее, настоящая работа представляется одним из шагов в этом направлении.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе рассматривается история возникновения молодежных спортивных организаций в Российской Империи, их дальнейшая трансформация и период СССР и прослеживается история отношений данных организаций и органов власти.
Вторая глава посвящена исследованию современного состояния молодежных спортивных организаций, деятельность которых в данной работе подробно не рассматривается, государственных органов управления физической культурой и спортом. Кроме того, в главе рассматриваются формы государственного регулирования сферы молодежного спорта и проводится анализ действующего российского законодательства в данной сфере.
Итогом данного исследования станет комплекс предложений по усовершенствованию сферы государственного регулирования в области молодежных спортивных объединений, созданный на основе умозаключения из содержания данной работы.
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
1.1. Спортивные молодежные объединения в дореволюционной России
Проблема физического воспитания подрастающего поколения всегда являлась актуальной для России, рубеж XIX-XX вв. не стал исключением. Основной причиной беспокойства правительства за состояние здоровья молодых граждан Российской Империи являлось невысокое количество молодых людей, пригодных к строевой службе, а от этого показателя целиком и полностью зависело само существование государства, окруженного недружественно настроенными соседями. Поэтому на заре ХХ века началась активная работа по перениманию иностранного опыта и внедрению мер по развитию физического потенциала граждан Российской Империи.
Начало активной деятельности государственных структур по продвижению спорта в среду молодых людей положено в 1902 году, когда Правительством были учреждены «Временные правила о порядке и организации студенческих учреждений в высших учебных заведениях министерства народного просвещения». Данный документ предписывал студентам высших учебных заведений посещение спортивных кружков для занятий разного рода физическими упражнениями.
Уже к 1911 году на базе крупных российских университетов и институтов были созданы около 40 спортивных клубов, а также спортивные Лиги студентов в Москве и Санкт-Петербурге. Перед этими организациями стояли две ключевые задачи – развитие российского спорта и подготовка специалистов в области физического воспитания.
К 1916 году 35 ВУЗов страны из 105 имели свои спортивные команды и общества, которые дали «путевку в жизнь» многим выдающимся спортсменам и тренерам, специалистам в области физической культуры.
Следует отметить, что работы государства по повышению физического состояния молодежи было явно недостаточно. Поэтому значимая часть нагрузки по физическому воспитанию молодого поколения легла на общественные объединения, такие как «Русский сокол» или «Маяк». Деятельность данных организаций следует рассмотреть подробнее, так как они заложили основы работы по массовой физической подготовке молодого населения.
В России сокольское движение появилось, прежде всего, благодаря своей гимнастической основе и изначально воспринималось как еще одна система физического воспитания. С 1830-х годов в Империи уже были известны немецкая и шведская системы гимнастики, но лишь в 1871 году, благодаря стараниям Великого Князя Михаила Павловича, физические упражнения ввели как обязательный предмет в Устав гимназий и прогимназий. Однако из-за отсутствия подготовленных преподавателей выполнить это решение не представлялось возможным. Занятия либо не проводились вообще, либо принимали форму строевой подготовки.
Развитие сокольского движения в стране в первое десятилетие XX века сопровождалось открытием многих гимнастических обществ «Сокол» в самых разных городах. «Первое гимнастическое общество в России (получившее официальное разрешение называться «Сокол» в 1907 г.) было основано в Тифлисе в 1900 г. В том же году были созданы — «Чешские гимнастические кружки» в Санкт-Петербурге и Киеве, а в 1903 г. — «Гимнастическое общество в Ташкенте» [Электронный ресурс http://www.ruslo.cz/articles/895/]. Также сокольская гимнастика проникает в систему физического воспитания молодежи и физической подготовки военнослужащих, что естественно повлияло на ее популярность среди разных социальных слоев населения государства.
Но главную роль в популяризации сокольского движения сыграло государство. После поражения России в русско-японской войне и тяжелых лет Первой революции 1905-1907 гг., премьер-министр П. А. Столыпин позиционирует «Соколов» как «новое движение, на которое возлагается миссия остановить распространение революционных идей, способствовать укреплению панславистских связей и физически подготовить молодое поколение» [Электронный ресурс http://www.ruslo.cz/articles/895/].
Подобный факт не мог остаться незамеченным в высших эшелонах власти. «Вскоре сокольству стало благоволить и Министерство народного просвещения. Об этом свидетельствует широкий ареал распространения идей движения. В 1912 году сокольская гимнастика преподавалась в 855 средних учебных заведениях, немецкая — в 415, шведская — в 296» [Электронный ресурс http://www.ruslo.cz/articles/895/]. Кружки сокольской гимнастики создавались в высших и средних учебных заведениях, подконтрольных ведомству. Следует отметить, что утверждение Устава Союза Русского Сокольства сенатором Крыжановским 4 июня 1910 окончательно закрепило официальный статус движения.
Первая мировая война и последовавшая за ней череда революций в России поставили крест на деятельности сокольских организаций. Многие участники движения ушли добровольцами на фронт, вернувшиеся же с боев большей частью были репрессированы в первые же годы Советской власти.
Не менее интересна и драматична судьба христианского общества, получившего название «Маяк». Несмотря на то, что деятельность в сфере спорта не являлась основной, данная организация сделала многое для популяризации физической культуры и спорта среди молодых людей рубежа веков.
Изначально организация молодых христиан, решивших бороться за возрождение духовных ценностей, возникла в 1844 году в Лондоне. Но уже к началу ХХ века около 900 тысяч человек по всему миру называли себя последователями YMCA – Христианской Организации Молодых Людей, выросшей из небольшой группы единомышленников. К этому же времени относится появление представительства YMCA в Российской Империи. В 1898 году императрица Александра Федоровна сделала пожертвование в 5 тысяч долларов на благотворительные нужды и разрешила организации прислать в Россию своего представителя «с целью изучения благотворительности и возможности учреждения организации общества молодых людей» [Электронный ресурс http://ljwanderer.livejournal.com/179052.html]. Кроме того, YMCA нашли союзника в лице министра путей и сообщений князя М.А.Хилкова.
Благодаря высокому покровительству 22 сентября 1900 году в Петербурге при содействии герцога Ольденбургского и императрицы Александры Федоровны был организован Комитет содействия нравственному и умственному развитию молодых людей, известный как российский филиал YMCA.
Данная организация, благодаря озвученной выше поддержке властей, смогла развернуть обширную популяризаторскую работу среди молодого населения России. Особенно велик ее вклад в развитие отечественного баскетбола.
Так в 1907 году в отчете деятельности общества "Маяк" значилось упоминание о приглашении в Россию американского специалиста Эрика Людвига Мораллера, который и поведал маяковцам о баскетболе. А уже через два года баскетбол проник в «Общество телесного воспитания «Богатырь» – крупнейшее спортивное общество России, в котором работали ведущие ученые того времени в области физического воспитания. Вскоре появились первые команды и клубы: «Коломяги», «Уникс», «Меркур», «Спорт» и другие. Городская комиссия Санкт-Петербурга строила спортплощадки, среди них – в Александровском, Михайловском, Прутковском садах, Васильевском острове, Выборгской стороны, при каждой из которых появлялись команды.
Следует подчеркнуть, соответствующими структурами производился контроль деятельности всех объединений, в т.ч. и спортивных, так или иначе связанных с зарубежными организациями. Так первая российская баскетбольная команда не имела своей формы из-за того, что «утвержденный российской полицией Устав общества специально оговаривал запрет на митинги в стенах “Маяка”, произношение политических речей и ношение всякого рода партийных значков и символов» [Электронный ресурс http://slamdunk.ru/history/basketballhistory.html?Id=60717] . Таким образом государство ограничивало зарубежное влияние на подрастающее поколение.
Но, несмотря на ряд аспектов, связанных с государственной безопасностью, правительство благосклонно относилось к распространению различных форм спортивной деятельности молодежи через объединения молодых людей. Так растущая популярность баскетбола привела к тому, что в 1908 года баскетбол, вместе с футболом и гимнастикой, был включен в программу регулярно проводимых занятий на «Атлетическом поле» общества «Маяк» на Крестовском острове.
Таким образом, следует отметить, что правительство Российской Империи, несмотря на консервативность взглядов и излишнюю подозрительность к иностранному опыту, делало попытки перенять и внедрить на территории государства прогрессивные западные формы работы с молодыми людьми в сфере физической подготовки. И, как уже было отмечено выше, достаточно важная роль в этом отводилась общественным объединениям молодых людей.
1.2. Управление молодежными спортивными организациями в рамках массового спорта в Советском Союзе
После победы Октябрьской революции 1917 года для молодежных организаций, действовавших в дореволюционной России, наступили трудные времена. Новое государство стремилось взять под контроль все сферы общества и установить монополию на воспитание подрастающего поколения. Конечно, нельзя утверждать, что деятельность небольшевистских молодежных спортивных обществ была прекращена новым государством в одночасье. Так 3–8 апреля 1919 г. прошел Первый Всероссийский съезд по физической культуре спорту и допризывной подготовке, в котором принял участие, например, вышеупомянутый Союз Русского Сокольства. Организация, лишенная поддержки властей, продолжала действовать вплоть до 1923 года, когда по предложению Н.И. Бухарина и К.Б. Радека была запрещена. «Соколы» были не одиноки в беде: аналогичная судьба постигла «Маяк» и другие некоммунистические организации. Наступила эпоха спортивного воспитания молодежи в социалистическом духе.
Новое советское государство формировалось в тяжелых условиях: шла Гражданская война, на отдельных территориях шла открытая интервенция. Государству срочно нужна была армия. Поэтому уже в апреле 1918 г. Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет издает декрет «Об обязательном обучении военному искусству», согласно которому был образован специальный орган для осуществления руководства военной подготовкой трудящихся от 16 до 40 лет – Центральный Отдел всеобщего военного обучения (Всевобуч). Данный орган стал первой советской управленческой структурой, взявшей на себя руководство по физкультурно-спортивному воспитанию молодежи.
В том же 1918 г. было положено начало первым комсомольским спортивным обществам «Муравей» (Москва), «Спартак» (Петроград), «Красный молодняк» (Минск) и некоторые другие.
В первые годы советской власти вовлечение в физкультурно-спортивное движение происходило как на добровольной основе, так и за счет принуждения. Интерес населения к физическому воспитанию и спорту всячески поощрялся партийными, комсомольскими и профсоюзными организациями.
Большой энтузиазм, с которым молодежь вступала в спортивные кружки и секции, требовал реформ в структуре управления и корректировки организационно-методической деятельности. Для этого в 1920 году был создан Высший совет физической культуры, который взял на себя координационную и управленческую работу по взаимодействию государственных и общественных спортивных организаций, плановой работы и организации соревновательной деятельности.
После упразднения Всевобуча возник вопрос, каким должна быть структура, реализующая политику в сфере спортивного воспитания. Существовало две точки зрения на данную проблему. Бывшие работники Всевобуча хотели видеть единую в стране общественную структуру, членами которой могли бы стать все спортивные клубы и общества. ЦК комсомола раскритиковал данную инициативу, опасаясь, что созданная организация станет конкурентом в воспитании молодежи.
Мнение руководителей комсомола оказалось весомее и 27 июня 1923 г. Правительство вынесло постановление о создании Высшего Совета физической культуры (ВСФК) при ВЦИК РСФСР и ликвидации самостоятельных спортивных организаций.
Специальным декретом «О высших и местных советах физической культуры трудящихся РСФСР» устанавливалось, что ВСФК учрежден при правительстве для оптимизации управления и координации работы различных министерств и ведомств в физкультурно-спортивной сфере. В соответствии с поставленной целью в состав ВСФК вошли представители наркоматов обороны, труда, просвещения, здравоохранения и внутренних дел. Помимо этого в состав Совета вошли представители коммунистической партии (отдел агитации и женотдел), ЦК РКСМ, представители ЦС профсоюзов [Братановский, Медведев, 2012, С.14].
Следует отметить, что РКП(б) так же не оставалась в стороне от проблемы спортивного воспитания граждан. В постановлении ЦК РКПБ «О задачах партии в области физической культуры» значилось, что «физическая культура должна составить неотъемлемую часть воспитания и образования и должна быть включена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных учреждений и организаций (профсоюзов, РЛКСМ, Красной Армии, школ и т.д.)» [Братановский, Медведев, 2012, С.14].
В начале 30-х гг. ЦК ВКП(б) рекомендовал комсомолу и профсоюзам усилить работу по физической культуре, по втягиванию в нее широких масс, особенно молодежи, по подготовке руководителей и инструкторов. В постановлении «О всесоюзном физкультурном движении» прослеживается диалектическое единство, с одной стороны, государственного контроля и руководства и, с другой стороны, широкого общественного участия. Без совместной работы двух этих составляющих невозможно «сдвинуть развитие физкультурного движения». Таким образом, можно сделать вывод о заинтересованности руководящего аппарата как в подготовке кадров для грамотной политики воспитания физически здорового поколения советских граждан, так и проведении комплекса мероприятий по унификации общегосударственного спортивного движения.
В это время, по причине сращивания государственного аппарата со структурами управления физкультурой и спортом и последовавшей за этим идиологизацией спортивной сферы, формируется милитаризованный образ физической культуры. По инициативе ВЛКСМ был разработан и внедрен Всесоюзный комплекс ГТО, ставший конкретизацией намерений партии по политизации спорта.
В послевоенный период наблюдается резкий рост активности государственных органов в сфере подготовки спортивного резерва. Все спортивные помещения, занятые сторонними организациями, были освобождены, по стране было открыто более 80 спортивных школ молодежи, введены должности государственных тренеров по видам спорта. Данный факт стал предпосылкой осознания государством спорта как инструмента повышения международного престижа. А без молодых людей, являющихся перспективными представителями государства на состязаниях различных уровней, реализация данного проекта невозможна. Поэтому следует отметить, что происходит дальнейшее распространение массовых форм физкультуры, но уже не в ущерб спорту индивидуальных высоких достижений.
В пользу этого говорит и решение XXIII Съезда КПСС, который призвал все связанные с явлением организации, особенно профсоюзные, комсомольские и ДОСААФ, «внедрять в быт населения массовые виды физкультуры и спорта, особенно в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях» [Братановский, Медведев, 2012, С.22]. В рамках работы по спортивному воспитанию населения в 1968 г. был создан Комитет по физической культуре и спорту, в ведомство которого перешли органы управления физкультурой и спортом детских и молодежных организаций, в первую очередь, комсомола. Данный факт в значительной мере ограничил свободу ДФСО (добровольных физкультурно-спортивных объединений), в том числе и небезызвестный «Буревестник», переданный позднее в ведомство профсоюзов, превратив их в придаток административной системы и бюрократизировав их деятельность.
Таким образом, можно сделать вывод, что цели и задачи политики государства в области спорта во многом пересекались с реализацией молодежной политики Советского Союза. Спорт и физическая культура должны были «всемерно способствовать укреплению здоровья советских людей, повышению их работоспособности и производительности труда, готовности к защите Родины, завоеваний социализма, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы и выносливости, воспитанию здорового и жизнерадостного поколения». Отсюда следовали и основные направления работы субъектов системы: массовое физкультурно-оздоровительное движение с включением большого числа молодежи и рабочих, профессиональный спорт (спорт высших достижений), повышение готовности выпускников школ к трудовой деятельности через систему нормативов, воспитание патриотизма и увеличение популярности спорта.
Говоря о нормативном обеспечении деятельности спортивных объединений, включая молодежные, в последние годы существования СССР, следует отметить, что кардинальных изменений в политике в данной сфере не происходило. В пользу данного факта свидетельствует содержание нормативно-правовых актов того времени. «В 1981 г. вышло постановление, направленное на увеличение массовости занимающихся спортом, в 1982 г. введена плановость в организации спорта и физической культуры [Электронный ресурс http://www.gumchtenia.rggu.ru/article.html?id=79685]. Однако нужно подчеркнуть, что в 1985 г. изменен комплекс нормативов ГТО, что свидетельствует о попытках изменения действующей системы под актуальные задачи и вызовы, стоящие перед обществом.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить четко прослеживаемую эволюцию отношения государства к занятости молодежи в спортивной сфере: от вялотекущей политики руководства Российской Империи, зачастую ограничивавшейся лишь формальным разрешением на деятельность той или иной организации, до монополистической политики полного контроля, проводимой Коммунистической партией. Однако крушение Советского Союза означало полный пересмотр действующих отношений и построение новых форм работы, учитывающих нестабильность внешней обстановки.
Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ МОЛОДЕЖИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Положение молодежных спортивных объединений в современной России
После распада СССР в 1991 году произошли серьезные структурные изменения как в системе массового спорта в целом, так и в системе молодежных спортивных организаций. Новые реалии, прежде всего, экономические, поставили спортивные объединения на грань выживания.
При этом, разумеется, не следует думать, что перемены носили внезапный характер. Уже с началом перестройки произошло снижение финансирования из федерального бюджета, в результате чего в упадок пришел детский и юношеский спорт и спорт высших достижений [Голощапов, 2013, С.114]. Кроме того, 20 февраля 1987 года вышло постановление ВЦСПС «О мерах совершенствования руководства физкультурным движением профсоюзов», естественно, подготовленное и согласованное в ЦК КПСС и Госкомспорте СССР, фактически заявившее о ликвидации спортивных обществ и создании единого ВДФСО профсоюзов. Согласно данному постановлению были упразднены все добровольные спортивные общества, по большей части молодежные. Список, помимо прочего, включал в себя общества "Буревестник", "Водник", "Локомотив", "Спартак", "Труд", "Урожай" и другие. Несмотря на ярко выраженную направленность на организацию спортивного воспитания молодежи, данный документ фактически разрушил устоявшуюся систему спортивной подготовки молодых людей. Конечно, в статьях документа говорилось и о проведении рабочих спартакиад и студенческих универсиад, но история независимых спортивных объединений прервалась, что крайне негативно отразилось на общем состоянии молодежного спорта в последующий период.
Прежде чем говорить непосредственно о положении молодежных спортивных объединений на современном этапе, следует подробнее остановиться на изменениях, происходивших в структурах управления данными объединениями в последние два десятилетия. Процессы, происходившие в регулирующих область спорта и молодежной политики органах власти, непосредственным образом повлияли на текущее состояние молодежного спорта как целого и деятельность спортивных организаций в частности.
Следует отметить, что период 1992-2002 гг. был чрезвычайно сложным временем для управления физкультурно-спортивной отраслью. Снижению эффективности органов управления, центральным из которых стал Комитет РФ по физической культуре, способствовали недофинансирование, реорганизации и текучка кадров и коренные перемены в социально-экономической сфере жизни – все это чрезвычайно затрудняло управление физическим и спортивным воспитанием в государстве.
Вместе с проводимыми реформами ведомства изменялась его структура и функции: Комитету то передавалась молодежной политики, то изымалась из его ведомства – в 1994 г. Комитет стал называться Комитетом РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму, но в этом же году (спустя 4 месяца после передачи) молодежная политика была изъята из его компетенции.
В 2004 году в целях оптимизации государственных функций Правительство РФ было реформировано. В соответствии с концепцией правительственной реформы, Госкомспорт переходил под контроль Министерства здравоохранения и социального развития и был переименован в Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму (Росспорт), курирующий, помимо прочего, и молодежные организации, о которых будет сказано ниже.
В результате дальнейших перестановок место ликвидированного в 2008 году Росспорта управленческие функции стало исполнять Министерство спорта, туризма и молодежной политики, которая была выведена из ведения данной структуры в мае 2012 года.
Из вышесказанного следует, что структуры, реализующие государственную политику и курирующие деятельность молодежных спортивных организаций, не отличаются устойчивостью, в связи с чем работа данных ведомств на протяжении длительного времени была фрагментарной, неполной. Данный факт, безусловно, негативно отразился на количественном охвате молодого населения страны различными спортивными мероприятиями и, как следствие, уровне физической подготовки молодых граждан. Кроме того, государственным структурам приходилось в короткие сроки менять стиль и методы руководства и прибегать к помощи саморегулирующихся спортивных организаций, которые, как уже было отмечено, были расформированы в конце Советского периода и возродились уже после распада СССР.
Подходя к вопросу о современном положении молодежных спортивных объединений, следует особо отметить, что уставные документы большинства всероссийских организаций, несмотря на активное в них участие молодежи, зачастую не акцентируют молодежную направленность деятельности. Поэтому следует подробнее остановиться на организациях, позиционирующих себя как молодежные.
С 1991 года в РФ действует Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо». Помимо граждан в возрасте до 30 лет, входящих в постоянный «взрослый» состав общества, при региональных представительствах действуют отделения для несовершеннолетних граждан. Для организации работы данных сообществ создаются детские и юношеские организации "Юный динамовец", членами которых являются дети и подростки в возрасте до 18 лет, а также детские и юношеские объединения, ориентированные на молодежь, нацеленную на работу в органах безопасности и правопорядка. По состоянию на апрель 2010 года в спортивных секциях, организованных обществом, занимается более 120 тысяч детей [Проничева, 2010].
Образованный в 1993 году Российский студенческий спортивный союз (РССС) – прямой потомок уже упомянутого выше общества «Буревестник» – на сегодняшний день объединяет 63 региональных отделения в 7 федеральных округах. Говоря о связи данной организации с органами власти, следует отметить, что в 2011 году РССС подписал соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Министерством спорта Российской федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации и соглашение с Олимпийским комитетом России. Кроме того, в 2012 г. подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве с Российским союзом ректоров.
Как следует из названия, основным контингентом организации являются студенты, поэтому взаимодействию с университетами, особенно федеральными, уделяется особое внимание. В данный момент подписаны соглашения о сотрудничестве с Казанским (Приволжским) федеральным университетом, Сибирским федеральным университетом, Южным федеральным университетом, Уральским федеральным университетом им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина и Северо-Восточным федеральным университетом. Помимо озвученных вузов РССС координирует более 500 вузов.
Особо следует отметить, что РССС создал эффективную систему сотрудничества с национальными спортивными федерациями: в настоящий момент он имеет соглашения о сотрудничестве с 29 всероссийскими федерациями по видам спорта. Основной целью взаимодействия является создание и развитие студенческих лиг и ассоциаций по видам спорта, популяризация спорта среди студенческой молодежи. В настоящее время при участии РССС и всероссийских спортивных федерации учреждены 13 студенческих спортивных лиг и ассоциаций.
Говоря о международном положении данной организации, стоит отметить, что РССС является полномочным представителем России в Международной федерации студенческого спорта (FISU) и Европейской ассоциации студенческого спорта (EUSA), что, несомненно, свидетельствует о высоком уровне развития данной организации. Кроме того, РССС – единственная всероссийская спортивная организация, вошедшая в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, о чем подробнее будет сказано ниже.
Напоследок хотелось бы сказать о физкультурно-спортивной организации «Юность России», учрежденной в 1990 году. На сегодняшний день данная организация объединяет различные спортивные организации 80 субъектов Российской Федерации, в том числе 50 ДЮСШ. Членами организации являются учащиеся учебных заведений, их выпускники, работники системы образования, члены их семей.
Особо следует отметить тот факт, что "Юность России" является одним из постоянных членов Международной федерации школьного спорта, объединяющей более 75 национальных детских спортивных организаций, что свидетельствует об эффективности работы данной организации и ее довольно успешном выходе за пределы РФ.
Согласно данным отраслевого портала «Спортивная Россия» на территории РФ действует порядка 393 самостоятельных организаций и региональных отделений физкультурно-спортивных молодежных обществ, что свидетельствует об их достаточно плотном распространении, учитывая все трудности, с которыми пришлось столкнуться данным организациям в последние два десятилетия [Электронный ресурс http://www.eurasianhome.org/organizationsregional].
2.2. Деятельность молодежных спортивных организаций в нормативно-правовых актах РФ.
Перед современной Россией стоит ряд вызовов, связанных ухудшением качества населения, снижением количества здоровых граждан. По данным Минздравсоцразвития России, только 14 процентов обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Свыше 40 процентов допризывной молодежи не соответствует
требованиям, предъявляемым армейской службой, в том числе в части
выполнения минимальных нормативов физической подготовки. В настоящее время 85 процентов граждан, в том числе 65 процентов детей, подростков и молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом [Стратегия развития физической культуры и спорта, 2009]. Поэтому решение данных проблем – задача, стоящая не только перед государственными органами, но и обществом в целом. Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть формы их взаимодействия.
Каждая из озвученных выше организаций является одновременно как субъектом молодежной политики, так и объектом действия нормативных актов, принятых сразу несколькими ведомствами. Это обусловлено, в первую очередь, сложностью объекта. С одной стороны, на данные организации направлены акты, принятые в рамках реализации ГМП, т.е. определяющим фактором в данном случае является их молодежный характер. С другой стороны, ведомства, регулирующие спортивную деятельность, видят в данных организациях, прежде всего, спортивную составляющую.
Для объективного понимания процессов, происходящих в рассматриваемой сфере в настоящий период, имеет смысл отделить документы, принятые Министерством образования, в ведении которого находится молодежная политика, от документов, разработанных Министерством спорта, Агентством по физической культуре и другими структурами, связанными непосредственно со спортивной деятельностью для их более взвешенного анализа.
Понятия «молодежный спорт» в современном законодательстве не существует, однако Комитет Государственной Думы РФ по физической культуре, спорту и молодежной политике впервые в истории современной России дает понятие детско-юношеского спорта, опираясь на которое будут рассмотрены нормативные акты, регулирующие в т.ч. и данную сферу. Согласно поправкам в ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», о котором подробнее будет рассказано ниже, «детско-юношеский спорт – часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях спортивной подготовки, а также на их участие в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены в возрасте до 18 лет (или до иного возраста, указанного для этих целей в Единой всероссийской спортивной классификации) являются основными участниками" [О физической культуре и спорте в Российской Федерации, 2015]. На основании данной поправки возможно вывести понятие молодежного спорта с указанием возраста граждан от 14 до 30 лет. Однако в этом случае определенное количество молодых людей будет попадать под действие двух определений, в связи с чем данная инициатива должна быть продумана более тщательно.
Основным нормативным актом, регулирующим деятельность организаций детско-юношеского спорта и организаций со стороны Минобрнауки, является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятый в декабре 2012 года.
Данный закон предусматривает несколько аспектов работы с молодыми людьми, попадающих в сферу деятельности молодежных спортивных организаций.
К данным аспектам можно отнести, во-первых, реализацию дополнительных предпрофессиональных программ, «которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта» [Об образовании в Российской Федерации, 2012, ст. 84].
Во-вторых, Законом предусмотрена сетевая форма реализации программ в т.ч. спортивного воспитания, что самым непосредственным образом касается молодежных спортивных организаций [Об образовании в Российской Федерации, 2012, ст. 15].
В-третьих, в тексте закона говорится о принципах функционирования данных организаций. К ним относятся принципы «автономии образовательных организаций, академические права и свободы работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций» [Об образовании в Российской Федерации, 2012, ст. 3].
Кроме того, Министерство осуществляет, согласно законодательству, меры по поддержке деятельности молодежных организаций.
Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" определяет поддержку как совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни.
В тексте закона указано, что он «регулирует отношения, возникающие в связи с установлением и осуществлением федеральными органами исполнительной власти мер государственной поддержки общероссийских, международных молодежных и детских объединений» [О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, ст. 1].
Далее говорится, что поддержка оказывается общероссийским, международным молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов, т.е. рассматриваемые в работе молодежные спортивные организации входят в данную категорию. [О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, ст. 4, п. 1]. Согласно последним изменениям, в данную группу попадают и общероссийские, международные детские объединения граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан, объединившихся для осуществления совместной деятельности. Следует отметить, что решение о государственной поддержке проектов молодежных и детских объединений принимается федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики по результатам конкурса указанных проектов. Данный факт может служить причиной того, что в реестре Агентства по делам молодежи, как уже было отмечено ранее, указана лишь одна организация, получающая государственную поддержку.
Говоря о регулировании деятельности молодежных спортивных организаций со стороны Министерства спорта, в первую очередь следует подробнее остановиться на ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Данный закон опять-таки не вводит понятий «молодежный спорт», «молодежная спортивная организация», однако в перечне субъектов физической культуры отдельно представлен уже упомянутый Российский студенческий спортивный союз, что говорит о выходе организаций данного типа из разряда только объектов государственной политики. Согласно тексту закона, на данную организацию возложена задача содействовать развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта [О физической культуре и спорте в Российской Федерации, 2015, ст.6].
Согласно тексту закона, молодежные спортивные организации создаются и действуют на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации коммерческих и некоммерческих организаций, а также в соответствии с учредительными документами физкультурно-спортивных организаций [О физической культуре и спорте в Российской Федерации, 2015, ст.10].
В «Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года», которая является одним из важнейших ориентиров развития детско-юношеского спорта, одним из ключевых направлений является создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, в первую очередь подрастающего поколения. Согласно плану реализации, общественным физкультурно-спортивным организациям отведена достаточно важная роль: на них возложено создание системы массовых центров и системы работы по месту жительства, разработка и реализация плана проведения Спартакиад народов России, разработка мер по проведению комплексных соревнований среди школьников в целях популяризации спорта и отбора наиболее талантливых из них, что может говорить о высокой оценке деятельности данных организаций государственными органами.
Кроме того, одной из центральных проблем, озвученных в Стратегии, является отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, искусственное сдерживание его развития. Поэтому крайне важен тот факт, что в тексте документа отдельным пунктом вынесена разработка комплекса мер по развитию и укреплению молодежных общественных организаций в сфере физической культуры и спорта, в том числе по определению организационно-правовых форм этих организаций [Стратегия, 2009, С. 6]. Однако следует отметить, что данный факт нашел отражение лишь в данном документе, что, безусловно, свидетельствует о невысокой заинтересованности органов управления спортом в развитии общественных организаций.
К сожалению, далеко не всегда государственные органы поддерживают инициативы законодателей в отношении общественных организаций спортивной направленности. Так правительство отклонило дополнение полномочий субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта положениями о содействии развитию молодежного спорта, установление новых правовых основ поддержки молодежных и детских общественных объединений органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что спортивные общества во взаимодействии с федеральными и региональными органами власти, могут усилить работу по развитию многих видов спорта и уже сегодня берут на себя ряд функций по подготовке спортивного резерва страны и, главное, могут существенно повысить эффективность работы государственных органов по популяризации физкультурно-спортивного движения в молодежной среде. Но для эффективной деятельности по повышению физического состояния населения и реализации программ необходимо взаимодействие на равных условиях, без давления на общественные организации, без тотального контроля, что, к сожалению, часто встречается в российской действительности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как известно, основной задачей государственной политики является создание условий для роста благосостояния населения Российской Федерации, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности. Достижению этой цели в значительной мере способствует сохранение и улучшение физического и духовного здоровья граждан. Поддержание двигательной активности и постоянное физическое развитие каждого гражданина, ведущееся с молодых лет, являются факторами, определяющими здоровье граждан. Опыт развитых стран показывает, что такая задача укрепления здоровья нации может быть решена при реализации комплексной программы, основой которой будет развитие массового спорта с максимальным включением молодежи.
В целях обеспечения подготовки резерва спортивных сборных команд следует более детально рассмотреть вопрос о более эффективном использовании потенциала всероссийских общественных физкультурно-спортивных организаций и более широкого внедрения методов и форм их поддержки.
Одним из способов поддержки государством организаций данного типа может стать формирование государственного заказа на подготовку спортивного резерва сборных команд России, что, помимо увеличения численности воспитанников, привлечет в сферу дополнительные государственные средства.
Следующим шагом представляется возрождение системы спортивных клубов. Данная инициатива уже исходила от представителей добровольных спортивных обществ еще в июне 2009 года, однако не встретила должной поддержки со стороны государства, поэтому в настоящий момент система автономных спортивных клубов находится в полузачаточном состоянии.
Понятно, что из-за изменившейся экономической и политической структуры возрождение системы спортивных обществ в прежнем их виде не возможно, но опыт проводившейся ими работы необходим и для повышения массовости спортивного движения, и для создания качественного сдвига в системе подготовки спортивного резерва.
На основании выявленных в результате исследования фактов целесообразно сформулировать рекомендации Министерству физической культуры и спорта по дальнейшей работе по развитию системы детско-юношеского спорта.
Во-первых, следует дополнить Закон «О физической культуре и спорте в РФ» определениями и статьями, касающимися деятельности молодежных спортивных обществ как особых субъектов физической культуры и спорта.
Во-вторых, в условиях пост-кризисных экономических реалий следует обратить внимание на вопрос налогообложения общественных организаций, действующих в области физкультуры и спорта. По мнению представителей организаций, пересмотр или, по крайней мере, коррекция сложившейся практики налогообложения в виде системы предоставления налоговых льгот для подобных организаций, способна существенно снизить финансовое бремя и сосредоточить усилия на работе с детьми и молодежью.
В-третьих, на основании актуальных рекомендаций, данных Министерству группой общественных спортивных организаций в 2009 году, можно сформулировать ряд новых указаний с поправкой на современное состояние рассматриваемой сферы.
В перечень рекомендаций, помимо озвученной выше, можно внести:
· Создание федерального органа управления системой детско-юношеского спорта и подготовки спортивного резерва, так как на федеральном уровне отсутствует отдельная структура управления процессами, происходящими на стыке молодежной и спортивной политики.
· Активное содействие спортивным обществам в организации подготовки молодых одаренных спортсменов из различных регионов страны, не имеющих возможности создания современных условий для их подготовки.
· Продолжение начатой работы по развитию системы спортивных клубов, обеспечивающих подготовку спортивного резерва, а также развитие и совершенствование системы мер государственной поддержки клубов.
Таким образом, становится всё более очевидным, что необходимо проведение корректировки проводимого в последнее десятилетие реформ молодежной политики. Заинтересованность государства в кадровом резерве очевидна, но очевиден и тот факт, что распределение сторон воспитания молодежи между различными ведомствами и большое количество нормативных актов, не приведенное в систему, не самым благоприятным образом отражаются на всеобъемлющем развитии молодых людей. Поэтому законодателям следует целенаправленную работу по созданию Федерального закона о молодежи и молодежной политике, так как он может стать инструментом, включающим в себя все аспекты деятельности молодежи, упущенные в текстах прочих законов и подзаконных актов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты:
1. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений» : Федер. закон от 5 апреля 2013 года N 56-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 марта 2013 года : одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О государственной поддержке детских и молодежных объединений [Электронный ресурс] : Федер. закон от 28.06.1995 года N 98-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 мая 1995 года. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
3. О физической культуре и спорте в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 06.04.2015) : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 ноября 2007 года : одобрен Советом Федерации 23 ноября 2007 года. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс». Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федер. закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 декабря 2012 года 6 : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
5.
Основы
государственной молодежной политики
в Российской Федерации до 2025 года [Электронный
ресурс] : утверждены
распоряжением Правительства Российской Федерации
от
29 ноября 2014 г. № 2403-р. Доступ из справ.- правовой системы
«КонсультантПлюс».
6. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. №1101-р. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
7. О мерах по совершенствованию руководства физкультурным движением профсоюзов [Электронный ресурс] : Постановление Президиума всесоюзного центрального Совета профессиональных союзов от 20 февраля 1987 г. N 2-16. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
8. О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики : Положение [Электронный ресурс] : Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 408. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
9. О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 21января 2015 года №30. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
10. О Федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в 2006 – 2015 годы» [Электронный ресурс] : Постановление Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. N 7. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
11. План мероприятий по реализации в 2009 - 2015 годах Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года [Электронный ресурс] : Утвержден приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 14 октября 2009 г. № 905. Доступ из справ.- правовой системы «КонсультантПлюс».
Основная и дополнительная литература:
1. Братановский С.Н., Медведев С.А. Государство, право и спорт (теоретико-правовое исследование). Монография. / С.Н. Братановский, С.А.Медведев. – М.: Директ-медиа, 2012. – 228 стр.
2. Проничева В.Е. О динамовских программах физического и нравственного развития детей и подростков и профилактики негативных тенденций в молодежной среде. Текст выступления на заседании Попечительского совета Общества «Динамо» (Москва, 7 апр. 2010 г.). / В.Е. Проничева. – М., 2010.
3. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Б.Р. Голощапов. – 10-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 320 с.
Интернет-ресурсы:
1. Взлет и падение «Русского сокола». Сайт русской диаспоры в Чешской Республике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ruslo.cz/articles/895/
2. Галкин В.В. Формирование и развитие системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 2). Управление физической культурой и спортом в советский период [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/sport-2/sport-management/formation-part-2/
3. Молодые христиане в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ljwanderer.livejournal.com/179052.html
4. Общественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://lib.sportedu.ru/GetText.idc?TxtID=1514
5. Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2014 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/activities/federal-programs/fiz-ra-i-sport-skryt/26377/
6. Региональные спортивные организации. Отраслевой портал «Спортивная Россия». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasianhome.org/organizationsregional
7. Становление баскетбола в Российской Империи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slamdunk.ru/history/basketballhistory.html?Id=60717
8. Хичин А.Г. Система органов управления физической культурой и спортом в СССР к началу перестройки: доклад на конф. «Гуманитарные чтения РГГУ» (02.04.2009) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gumchtenia.rggu.ru/article.html?id=79685