Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки
040700 «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Государственная молодежная политика в Российской Федерации»
Тема «Молодежное научное сообщество: проблемы
и перспективы
(российский опыт)»
Студент Иванова Ксения Ивановна, 3 курс, направление «Организация работы с молодежью»
Научный
руководитель доктор философских наук, профессор кафедры философии
Внутских Александр Юрьевич
______________________
Пермь, 2015
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.. 5
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 10
2.1. Проблемы молодежного научного сообщества. 10
2.2. Сравнительный анализ опыта реализации программ развития молодежной науки 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….…32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Основные категории студенческой науки
(по Л.Д. Хисамиевой)……………………………………………..……….………… ……
38
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования.
В эпоху формирования постиндустриального (информационного) общества, где ключевым фактором развития оказываются человеческие способности, очень важно уделять должное внимание исследованию научного потенциала молодежи и перспектив его повышения. Российское экспертное сообщество считает одной из приоритетных для страны задач развитие формального и неформального образования как основополагающего инструмента формирования человеческого потенциала: Россия, столкнувшаяся в начале XXI века с рядом серьезнейших вызовов[1], остро нуждается в молодом поколении интеллектуалов мирового уровня.
Это означает, что под особым контролем нашего общества и государства должен находиться инновационный, интеллектуальный потенциал молодежи, который в условиях «экономики знаний» в значительной мере определяется молодыми учеными, являющихся единственной силой, способной ответить на кадровый вызов, с которым сталкиваются высокотехнологичный сектор российской экономики, наука, российская высшая школа в изменяющейся социально-экономической ситуации. Таким образом, тема исследования представляется исключительно важной и актуальной.
Состояние разработанности темы. Насколько мы можем судить, работ, обобщающих опыт развития и проблемы организации молодежной науки в России, немного, как и работ, посвященных сравнительному анализу имеющегося в России опыта реализации программ развития молодежной науки. Так, в работах Н.Е.Тороховой, О.О. Николаевой, А.А. Колчиной проведены исследования организации и деятельности молодежных научных сообществ в ВУЗах России; Л.Г. Хисамиева и С.Н. Онянов проанализировали некоторые проблемы молодежной науки; в контексте формирования молодежной политики рассматривали молодежную науку в высшей школе А.И. Андреев, А.В. Андриянов, И.В. Ильин.
Объект исследования - молодежное научное сообщество в России; предмет - проблемы его развития и программы, направленные на решение этих проблем.
Целью данной курсовой работы является определение основных проблем развития молодежного научного сообщества в России, и анализ перспектив их решения в рамках реализации существующих программ развития молодежной науки.
Для достижения этой цели сформулированы задачи, определяющие структуру курсовой работы:
· Сформировать научное представление о молодых ученых как об особой социальной группе;
· Исследовать специфику молодежной науки, выявить основные проблемы, препятствующие успешному развитию молодежной науки в России;
· Провести сравнительный анализ имеющегося в России опыта реализации программ развития молодежной науки на различных уровнях.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность данной работы, ставятся цели и задачи. Первая глава посвящена обоснованию выделения молодых ученых в особую социальную группу и определению критериев такого выделения. Во второй главе характеризуются проблемы, препятствующие развитию молодежной науки в Российской Федерации, а также проанализирован опыт реализации программ развития молодежной науки в Российской Федерации на вузовском, региональном и федеральном уровнях. В заключении делаются выводы по материалу курсовой работы.
Теоретические и методологические основания исследования. Автор исходит из концепции информационного (постиндустриального) общества в качестве базового теоретического основания исследования. Используются методы сравнительного анализа литературы и других источников информации, синтез, обобщение и другие общенаучные методы.
ГЛАВА 1. МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА
Для определения социальной группы «молодые ученые», в первую очередь, важно определиться с более общим, родовым понятием - понятием «молодежь». Для выделения сущности молодежи используют несколько теоретико-методологических подходов. Среди них - социально-психологический, субкультурный, стратификационный и интеграционный[2]
На наш взгляд, наиболее адекватным для раскрытия категорий «молодежь» и «молодые ученые» в качестве социальной группы, является стратификационный подход. Социальная стратификация, по мнению П.А. Сорокина, есть дифференциация некой совокупности людей на «классы» в иерархическом ранге, которая находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества[3]. Молодых ученых как социальную группу необходимо рассматривать с точки зрения профессиональной стратификации, потому что именно в её рамках группы выделяются по двум основополагающим принципам: важность занятия (профессии) для выживания и функционирования группы в целом, а также уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения соответствующих профессиональных обязанностей.
Суть стратификационного подхода в данном случае заключается в том, что общество условно разделяется на возрастные группы и молодежь представляется хронологически ограниченной возрастом социально-демографической группой, которая имеет специфичные социальные позиции, статус и роли, является объектом и субъектом процесса смены поколений. Стратификационный подход используется государством для определения периода вступления граждан в возраст правовой ответственности. Так, российское законодательство определяет 14-летним возрастом начальную границу трудоспособности и правовой ответственности граждан. В 14 лет россияне получают паспорт, удостоверяющий их гражданские права.
Молодой человек, неполно включенный в общественную жизнь и ищущий свое место в обществе, стремится к повышению собственного социального статуса, выступает в качестве источника общественного развития. Молодежь ни прогрессивна, ни консервативна по своей природе; скорее, она - потенция, готовая к любому начинанию. При этом молодежь, вступающая в общественную жизнь, проявляет инновационный потенциал, стремление к приспособлению общества к потребностям именно молодого поколения[4].
Наиболее точным определением молодежи, на наш взгляд, следует считать следующее: молодежь - это социально-демографическая группа, имеющая усредненные возрастные границы 14-30 лет, обусловленные существенными гормональными перестройками организма, а также социальной мобильностью, связанной с переходом индивида от детской несамостоятельности к личностному самоопределению в обществе, от экономической и иной зависимости от родителей к полной правовой ответственности за собственное поведение[5].
Выделяя молодых ученых в отдельную социальную группу также в первую очередь необходимо определить ее возрастные границы. Как мы отмечали, в Российской Федерации возрастные границы молодежи определены как 14-30 лет [6]. Однако молодые ученые – это лица, обладающие особым социальным статусом: получившие или получающие высшее образование, занимающиеся самостоятельной научно-исследовательской или изобретательской деятельностью, обладающие достаточным уровнем мотивации к развитию в профессиональной стезе. Значит, логичным будет специально определять возрастные границы молодых ученых как социальной группы.
Нижняя граница, лимитирующая принадлежность к данной социальной группе, на наш взгляд, должна находиться на уровне 18 лет, т.е. среднего возраста поступления молодого человека в ВУЗ, поскольку самостоятельная научно-исследовательская и учебно-исследовательская деятельность именно в ВУЗе становится важнейшей, необходимой и официально закрепленной составляющей образовательного процесса, начиная уже с 1 года обучения (например, в форме курсовых работ).
Несколько сложнее обстоит вопрос с определением верхней возрастной границы группы молодых ученых. С одной стороны, Общероссийская общественная организация «Российский союз молодых учёных» не определяет верхней возрастной границы для вступления в союз, ограничиваясь лишь нижней – 18 лет[7]. C другой стороны, федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы включает конкретные ограничения по возрасту на получение жилья для молодых ученых, тем самым создавая верхнюю возрастную границу для молодых ученых - 35 лет (для кандидатов наук) или 40 лет (для докторов наук)[8]. «Основы государственной молодежной политики» (далее – ГМП, прим. автора) до 2025 также дают достаточно конкретное определение группы молодых ученых. «Молодой ученый» - работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников - до 45 лет) либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет».
Выделение молодых ученых в особую социальную группу является важным и необходимым по нескольким причинам. Во-первых, как уже упоминалось, представляется возможным достаточно четко определить критерии, позволяющие отнести человека к группе молодых ученых: возраст, самостоятельное занятие научно-исследовательской, инновационной, изобретательской деятельностью, а выходя за пределы студенческой науки – соискание ученой степени, обучение в аспирантуре и докторантуре.
Во-вторых, молодые ученые объективно представляют собой обширное профессиональное сообщество, которое существует на многих уровнях. Например, на уровне ВУЗов – студенческие научные общества, на уровне города – городские сообщества молодых ученых (например, широко известная Самарская городская общественная организация «Сообщество молодых учёных»), на региональном уровне – советы молодых ученых (например, СМУС74-Совет молодых ученых и специалистов Челябинской области), на всероссийском уровне (общероссийская общественная организация «Российский союз молодых ученых»), а также на уровне международном (например, международная организация «Young Scientists Community»).
В-третьих, молодые ученые претендуют на адресную поддержку общества и государства. И в последние годы в России такая поддержка начинает оказываться. Например, действует упомянутая выше федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, предназначенная для формирования доступного жилья эконом класса, в том числе для молодых ученых[9]. Также в России действует несколько видов специальных программ поддержки исследований молодых ученых. К ним можно отнести гранты Президента Российской Федерации (конкурсы молодых кандидатов наук и молодых докторов наук), конкурсы на соискание стипендий Президента Российской Федерации, конкурсы, проводимые Фондом В. Потанина[10] и «Оксфордским Российским Фондом»[11], Фондом М. Прохорова[12], Фондом «Династия»[13] и т.д. Кроме того, со стороны частного бизнеса при помощи операторов - некоммерческих организаций осуществляются внебюджетные инвестиции в исследования молодых ученых в области прикладных наук. Например, «Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» реализует программы, которые направлены напрямую на поддержку инновационных исследований и изобретений. Среди них – программы: «УМНИК», «СТАРТ», «УМНИК на СТАРТЕ», «Коммерциализация» и другие[14].
Таким образом, молодые ученые объективно являются особой социальной группой в современном российском обществе, конкретной категорией молодежи. Молодые ученые выделяются на основе не только возрастной, но и профессиональной стратификации, которая в свою очередь является одним из видов социальной стратификации.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ
МОЛОДЕЖНОЙ НАУКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Проблемы молодежного научного сообщества
Молодежное научное сообщество, как и любое другое объединение, сообщество молодых людей, представляет собой динамичную систему, которой свойственны определенные проблемы. Эти проблемы в рамках нашей работы мы условно разделим на «внешние» и «внутренние». «Внутренними» являются те проблемы, которые касаются молодых ученых как социальной группы и конкретно каждого молодого ученого в вопросах внутренней мотивации к деятельности, исследовательского потенциала и карьерных стратегий ученого. К «внешним» проблемам относятся те, которые связаны непосредственно с управлением молодежной наукой, государственной молодежной политикой и политикой в сфере образования.
Для начала рассмотрим внутренние проблемы, с которыми сталкиваются молодые ученые в процессе научной и исследовательской карьеры. Одной из проблем, которая особо остро стоит в современной России стране в связи с малой привлекательностью академической карьеры в сравнении с советским периодом, когда наука имела безусловную и значительную государственную поддержку, являются сбои в функционировании механизмов профессиональной социализации молодого ученого. Данную проблему исследует О.С.Иванченко, определяя своей целью выявление отношения студентов к науке и научной работе, а также оценку научных перспектив выпускников ЮРГПУ (НПИ) им. М. И. Платова.
Механизм профессиональной социализации молодого ученого предполагает формирования нового научного этоса, поскольку российская наука уже не обладает внутренним морально-этическим ресурсом, необходимым для решения проблемы воспроизводства научных. А это, в свою очередь, требует превращение науки в конкурентоспособную сферу деятельности, включающую в себя высокий профессионализм и достойную оплату научного труда, где молодой ученый способен реализовать свою морально-этическую систему с ценностными приоритетами и представления об идеальной науке и ученом. Однако невозможно привлечь молодого человека к научной деятельности без значительного увеличения финансирования науки, повышения престижа научной деятельности и изменения статуса научного работника[15].
Л.Д. Хисамиева выделяет проблему недостаточного понимания категориального аппарата науки именно в контексте самостоятельной научно-исследовательской деятельности, т.е. у студентов – возможных будущих ученых – а зачастую и у организаторов молодежной науки нет осознанного, четкого разделения научно-исследовательской и учебно-исследовательской деятельности. Хисамиева отмечает, что данная проблема возникла относительно недавно: до 90-х годов XX века использовалось единое понятие «НИРС» (научно-исследовательская работа студента), однако в связи с многоплановостью и многопредметностью студенческих исследований, которые усложняются от исследования к исследованию, возникает необходимость в доработке и, что немаловажно, в знакомстве студентов с основным категориальным аппаратом. Это предполагает четкое разделение таких категорий как НИРС (научно-исследовательская работа студентов), УИРС (учебно-исследовательская работа студентов), НИДС (научно-исследовательская деятельность студентов) и УИДС (учебно-исследовательская деятельность студентов). Вузовское сообщество испытывает определенные трудности в различии этих терминов, их часто используют в качестве синонимов, но это снижает эффективность молодежной науки, снижает качество научных текстов, предлагаемых молодыми авторами и т.д.
Система научно-исследовательской работы студентов представляет собой совокупность мероприятий, направленных на освоение студентами в процессе обучения по учебным планам и сверх них методов, приемов и навыков выполнения научно-исследовательских работ, развитие способностей к научному и техническому творчеству, самостоятельности и инициативы.
Во многих научных и учебно-методических трудах принадлежность исследовательской работы студентов к учебной или научной определяется по формам их участия в учебном процессе или во внеучебной деятельности. Например, к особенностям УИРС следует отнести то, что эта деятельность организуется преподавателем и при ее организации и проведении не требуется выделения специального времени и, кроме того, она позволяет включать в творческий процесс всех студентов.
НИРС и УИРС выступают составными компонентами исследовательской деятельности студентов, направленными на решение каких-либо утилитарных задач. Эти понятия взаимодополняют друг друга. Если учебно-исследовательская работа дает возможность студентам приобщиться к научным исследованиям, то научно-исследовательская работа, опирающаяся на реальные факты производственной деятельности, позволяет сформировать все необходимые качества самостоятельного специалиста-исследователя.
Проведенный анализ понятий НИРС, УИРС, НИДС и УИДС дает возможность сделать вывод о том, что эти категории, обозначающие феномены студенческой науки соподчинены как особенное и общее, находятся на разных иерархических уровнях (см. Приложение 1)[16].
Также исследователи рассматривают в качестве важной проблемы молодежной науки недостаточный уровень мотивации к исследовательской деятельности, который связан с различными причинами: И.Г. Дежина выделяет материальные и «нематериальные» факторы, препятствующие выбору научной карьеры молодым человеком. Материальные: низкая оплата труда, отсутствие необходимой материальной базы для исследований, плохие социальные условия. К «нематериальным» мотивам относится, например, стремление молодого человека к творческой деятельности. Если условия для творчества именно в науке не складываются, то рано или поздно происходит либо деградация личности, либо уход из науки. Данные исследования с целью выяснения отношения студентов и аспирантов к научно-исследовательской работе (НИР), степени участия в НИР на факультетах и кафедрах, а также оценки, степени склонности к занятиям научными исследованиями в будущем, проведенные И.Г. Дежиной совместно с Центром социологических исследований Министерства образования и науки РФ показывают, что творческая атмосфера в науке наблюдается далеко не всегда, молодые ученые часто, и не всегда оправданно, находятся как бы «в тени» своих именитых наставников[17].
Уделяя внимание мотивации как ключевой «внутренней» проблеме молодых ученых, необходимо обратиться к исследованию Г.П. Гвоздевой. Исследование проведено в 2010 году и направлено на изучение мотивации молодежи к труду, в том числе к инновационной и научной деятельности. Гвоздева выделяет три основных мотива, которые свойственны молодым ученым: материальный, творческий и академический. Остановимся на них подробнее.
Мотив материального обеспечения включает в себя всю необходимую совокупность материальных средств для обеспечения потребностей работника и его семьи, т.е. уровень заработной платы должен быть соответствующим и соразмерным его вкладу в производство. Кроме того, имеют значение стартовые условия, в которых находится претендент на рабочее место в науке. Если он обеспечен, по крайней мере, жильем, данная материальная мотивация может проявляться слабее.
Мотив самореализации, творчества в труде направлен на использование собственного потенциала в стремлении достичь научного результата, реализовать свои идеи, принести пользу обществу. Назовем его творческой мотивацией.
Выбирая научную деятельность, молодежь руководствуется и мотивами признания, престижа, власти. Эта группа мотивов выражается в стремлении молодежи в будущем реализовать свою социальную роль. Реализация социальной роли увязывается с авторитетом, с наличием властных полномочий. Научная степень, большое количество признанных публикаций, руководящая должность в организации, членство в экспертных советах – все это наделяет научных работников особым авторитетом. Определенная часть молодежи стремится к этому, проявляя академическую мотивацию.
В случае, когда молодой человек уже выбрал научную деятельность и ведет исследования, материальная мотивация хотя и проявляется, но уже не в качестве барьера, который нужно преодолеть. Творческая и академическая мотивации в той или иной степени будут проявляться у всех молодых ученых, связавших свои жизненные планы с наукой. Часть из них будут стремиться войти в творческую или властную элиту науки. Эти две обычно выделяемые элиты науки разделяет не столько их официальный статус, сколько ценностные ориентации и мотивы, лежащие в основе труда их представителей[18].
«Внутренние» проблемы молодых ученых неразрывно связаны с «внешними», которые касаются молодых ученых как молодежного научного сообщества, существующего в рамках системы образовании и молодежной политики.
К «внешним» проблемам нужно отнести острую нехватку молодых научных кадров. О.Н. Гегечкори и Ю.А. Бессараб отмечают, что российская наука считается самой «старой» в мире. В целом, в последнее десятилетие, несмотря на некоторую стабилизацию последних лет, происходило ухудшение материальных условий научно- исследовательской деятельности. Это, естественно, препятствует притоку молодых людей в науку[19].
О.С. Иванченко также отмечает, что в настоящий момент условия для занятий научной деятельностью в целом неблагоприятны. На фоне уменьшения общего количества российских ученых возникают негативные изменения в возрастной структуре научных кадров. Согласно данным Центра исследований и статистики науки, если в 1995 г. соотношение ученых старшей (свыше 60 лет) и младшей (до 40 лет) возрастных когорт составляло 0,41, то в 2000 г. этот показатель уже составил 0,90, а в 2010 г. ― 1,21. Однако в данном случае важен не просто факт старения научных кадров, речь идет о способности отечественного научного сообщества к самовоспроизводству, т. е. о возможности воспроизводства социокультурного типа российского ученого[20].
Следующей проблемой, которая считается проблемой государственного уровня, является «утечка мозгов». По данным фонда «Открытая экономика», отъезд российских ученых за рубеж в последнее время не только не уменьшился, но и существенно вырос. С 2000 года в основном уезжают молодые исследователи и студенты — более 4000 чел. в год. Расширилась география оттока. Учиться в иностранные вузы едут в основном в Германию. Сейчас там приблизительно 12,5 тыс. студентов из России (в 2001 году их было всего 800). Получать же степень PhD российские молодые специалисты предпочитают в США. В 2006 году защитились 183 человека (в 1997 г. — 74). Более 50 % публикаций российской научной диаспоры идут из США. Наиболее цитируемые российские ученые также работают в США. В период после 2003 года на их долю приходилось 44 % всех ссылок (на тех, кто работает в России, приходится только 10 % ссылок). Лидируют по индексу цитируемости выпускники МГУ, вторые — выпускники МФТИ. В США проживают более 16 тыс. докторов наук — выходцев из бывшего СССР. Новая тенденция — переезд российских ученых в страны Юго-Восточной Азии, вызванный предложениями достаточно хороших условий для работы[21]
По данным общероссийского репрезентативного исследования, проведенного ФГНУ «Центр социологических исследований» в 2005г., М.К. Горшковым и Ф.Э. Шерега, выделяются следующие причины миграции молодых ученых за рубеж.
Выезд исследователей за рубеж для долговременной работы по контракту продиктован двумя причинами: прежде всего низкой оплатой труда в российских научных организациях и ухудшением условий для занятия фундаментальной наукой. Среди основных причин оттока научно-педагогических кадров за рубеж главными являются:
· низкая заработная плата молодых ученых и преподавателей,
· отсутствие жилья и перспектив его получения,
· отсутствие современной приборной базы и условий для проведения исследований,
· отсутствие перспектив и непредсказуемость научной карьеры,
· низкий престиж в обществе научной деятельности,
· отсутствие реальных разумных мер государства по исправлению ситуации[22].
2.2. Сравнительный анализ имеющегося в России опыта реализации программ развития молодежной науки на различных уровнях
Молодежное научное сообщество является, по мнению И.Н. Шарого, основой устойчивого совершенствования научной сферы в условиях инновационного развития экономики, но это возможно только при обеспечении непрерывного притока способной к научной деятельности молодежи, ее закрепления в науке и дальнейшего профессионального роста[23].
Очевидно, что возможность обеспечить приток молодых ученых в самые разные сферы научной деятельности становится реальной только при условии поддержки, сопровождения молодежных научных сообществ на разных уровнях – уровне вуза, региональном и всероссийском уровнях.
Для начала рассмотрим в целом успешный опыт поддержки молодых ученых и молодежных научных сообществ в вузах России - Национальном исследовательском Томском государственном университете и Российском государственном технологическом университете им. К.Э. Циолковского.
Выбор основан на рейтинге вузов России за 2014 год, составленном рейтинговым агентством «РА-Эксперт». Рейтинг состоит из трех основных интегральных факторов: условия для получения качественного образования в вузе, уровень востребованности работодателями выпускников вуза и уровень научно-исследовательской активности вуза. Последний фактор включает в себя наибольшее число критериев по параметрам интегральной оценки инновационной активности, научных достижений и инновационной инфраструктуры. По данным рейтинга НИ ТомГУ занимает 13 место, РГТУ им.Циолковского (МАТИ) – 77 место среди 100 вузов, участвовавших в исследовании (для сравнения, ПГНИУ - 85 место). Важно отметить, что оба вуза, выбранных для анализа, в сравнении с 2013 годом повысили свои позиции: НИ ТомГУ – на одну , МАТИ – более чем на 15[24].
На базе Томского государственного университета действует творческое аналитическое сообщество (далее - ТАСС), которое призвано решить стратегическую проблему подготовки высококвалифицированных научных и педагогических кадров для высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, привлечения молодёжи к исследованиям и осуществления качественного отбора, что должно позволить, в том числе, снизить средний возраст научных и педагогических кадров[25].
Обратим внимание на ключевые элементы положения о ТАСС – цели и задачи. Основными целями ТАССявляются:
· создание и развитие условий (правовых, экономических, организационных, ресурсных и т.д.), обеспечивающих возможность для каждого студента реализовать свое право на творческое и всестороннее развитие личности, участие (полноценное, равное и доступное для каждого в соответствии с его способностями и потребностями) в научных исследованиях, в различных формах аналитической деятельности, в приобретении практических навыков;
· обеспечение единства образовательного, научного и инновационного процессов для формирования и развития творческих способностей студентов, совершенствования форм привлечения молодежи к исследовательской, творческой и предпринимательской деятельности, улучшения профессионально-творческой подготовки специалистов, приспособленных к деятельности в условиях конкуренции, способных творчески и эффективно применять в своей практической деятельности достижения современной науки, обосновывать управленческие решения благодаря практико-ориентированному освоению методологии научного исследования.
Ключевыми задачами ТАСС являются:
1. Раскрытие научно-исследовательского потенциала студентов и выявление среди них наиболее одаренных и способных, имеющих выраженную мотивацию к аналитической, инновационной и предпринимательской деятельности.
2. Повышение качества подготовки специалистов с высшим образованием посредством содействия всестороннему развитию личности студента, формирования его объективной самооценки, приобретения навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, углубленного и творческого освоения учебного материала, ориентации на постоянный рост научного знания, овладения методологией научных исследований, ознакомления с мировыми достижениями науки и практики, приобщения к организаторской и инновационной деятельности.
3. Интеграция научно-практических потенциалов преподавателей и студентов в проведении прикладных, поисковых, методических и научных исследований по приоритетным направлениям развития региона, ориентированных на решение социально-эколого-экономических проблем, обеспечивающих формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований.
4. Подготовка будущих специалистов, способных и готовых работать в инновационном секторе экономики, посредством формирования инновационной культуры, воспитания творческого интереса к своей профессии через исследовательскую деятельность, развития студентами инновационных профессиональных идей и приобретения навыков разработки инновационных проектов еще на стадии обучения, возможностей их апробации и реализации при поддержке университета.
5. Обеспечение преемственности поколений (студент – аспирант – учёный – преподаватель) посредством:
1) эффективного отбора способной, одаренной и талантливой молодежи для пополнения педагогических и научных кадров университета,
2) предоставления возможности успешным студентам продолжать обучение в аспирантуре,
3) привлечения аспирантов и соискателей к работе в ТАСС[26].
Работа в ТАСС также предполагает возможность формирования проблемных научных групп (гибких, временных структур под конкретные комплексные, сложные задачи с привлечением студентов, преподавателей, аспирантов/соискателей из разных подразделений на время её решения). Это позволит накапливать не только опыт самостоятельного решения отдельных
вопросов (работая в стабильных коллективах), но и опыт работы, общения в различных (в том числе временных) коллективах, приобретать навыки коллективного принятия решений.
Работа ТАСС должна быть естественным образом встроена в образовательный процесс университета, обеспечивая реализацию условий, предусмотренных в государственном образовательном стандарте. Деятельность студентов в ТАСС должна учитывать исследовательскую составляющую учебного процесса, предусмотренную в учебных планах (как в аудиторной, так и внеаудиторной форме). Особые возможности при этом для внедрения инновационных активных форм в процессе обучения в университете предоставляет ТАСС.
Таким образом, создание и функционирование ТАСС должно позволить существенно активизировать процесс подготовки специалистов для инновационных секторов региональной экономики и создать условия для более мягкого, менее стрессового для молодого специалиста перехода из студенческого коллектива в профессиональный[27].
Однако ТАСС представляет собой сообщество студентов, представляющих в основном экономические специальности, для решения же сложных задач, которые ставит инновационная экономика, имеет смысл включать в научное сообщество студентов различных специальностей: технических, естественнонаучных, управленческих, общегуманитарных, поскольку в таком случае исследования будут приобретать комплексный характер, затрагивающий многоаспектные проблемы, существующие в регионе.
В РГТУ им. К.Э. Циолковского (МАТИ) предпринимаются серьезные меры в части поддержки и развития целостной системы научно-исследовательской деятельности молодежи. Подготовка компетентных кадров возможна только в университете с мощным научным потенциалом, поэтому требуется корректировка содержания учебных программ и планов, насыщения их специальными дисциплинами, связанными с научно-исследовательской деятельностью, а также признание научной работы важнейшей составляющей образовательного процесса с точки зрения специализации будущего выпускника.
Необходимо создание условий, раскрывающих творческие способности студентов в сфере научной деятельности, формирующих у них навыки ведения научных исследований и организации инновационной работы, способствующих укреплению научных школ вуза и омоложению кадрового состава научных работников и профессорско-преподавательского состава.
В настоящее время в МАТИ разработана и эффективно реализуется концепция научно- исследовательской деятельности молодежи (НИДМ), нацеленная на дальнейшее совершенствование научной работы студентов и аспирантов университета. Она основана на следующих принципах:
· НИДМ является обязательной составной частью процесса обучения в вузе, одним из основных методов усвоения и закрепления полученных умений и знаний;
· при реализации концепции учитывается отечественный и зарубежный опыт организации такой работы, а также заинтересованность и профессорско-преподавательского состава, и молодых ученых в таком виде деятельности;
· ресурсное обеспечение функционирования системы НИДМ осуществляется как за счет бюджетных средств, так и за счет внебюджетных источников финансирования.
Из представителей факультетов создан Совет по молодежной науке. В рамках и в развитие концепции НИДМ создаются студенческие конструкторские бюро и студенческие научно-исследовательские лаборатории[28].
Если говорить о пермском опыте, то следует отметить, что в Пермском государственном национальном исследовательском университете действуют факультетские СНО (студенческие научные общества), однако их деятельность ограничена скромным и нерегулярным финансированием и основана, зачастую, на энтузиазме и добровольных началах. Несмотря на это, можно выделить достаточно высокую активность таких СНО историко-политологического, философско-социологического, ряда других факультетов.
Совет молодых ученых университетского уровня в ПГНИУ был создан менее 10 лет назад. Совет объединяет студенческие научные сообщества и включает представителей от каждого факультета. Главная цель СМУ ПГНИУ – координация, развитие и популяризация молодежной науки в университете. СМУ занимается организацией и проведением конференций и конкурсов, ежегодно лучшие работы публикуются в электронном издании «Вестник молодых ученых ПГНИУ». В период с 2012 по 2013 гг. СМУ ПГНИУ получил существенную поддержку по Программе развития студенческих объединений «От студента к президенту», в рамках которой была проведена междисциплинарная общеуниверситетская конференция и методологический семинар, а также оплачивались многочисленные командировки студентов и аспирантов университета (в основном для участия в научных конференциях). В феврале 2015 года Совет организовал школу Молодых ученых, на которой обсуждались перспективы и пути развития молодежной науки в университете.
Региональная политика в вопросах поддержки и развития молодежных научных сообществ зачастую специально не оформляется, и «автоматически вытекает» из вузовских программ. Однако, например, в Республике Башкортостан в качестве особого направления региональной политики выделяется молодежная инновационная политика.
В российской науке Республика Башкортостан (далее – РБ) представлена более чем 70 организациями, выполняющими научные исследования и разработки. Эффективность работы инновационной системы определяется ее структурой, целенаправленностью и согласованностью поставленных задач, одно из важнейших звеньев которой - молодые ученые. В современной политике они являются стратегическим ресурсом, главным носителем идеологии будущего, основным источником инноваций[29].
Считается, что именно на таком подходе к молодежи, оценке ее роли и значения для перспектив развития РБ должна основываться современная государственная молодежная политика. В целях вовлечения интеллектуальной и творческой молодежи в решение задач инновационного развития республики Министерством промышленности и внешнеэкономических связей РБ, АН РБ в соответствии с распоряжением Правительства РБ от 30 марта 2009 г. № 295-р с 13 по 15 мая 2009 г. организованы «Дни молодежной науки в РБ», проведен межрегиональный Салон инноваций, в рамках которого прошли Первый форум молодых ученых Приволжского федерального округа (ПФО) и Первый молодежный фестиваль науки в РБ.
Основными задачами проведения «Дней молодежной науки в РБ» являлись: популяризация науки, демонстрация обществу места и роли науки в современном мире, объединение научной молодежи ПФО, привлечение талантливой молодежи в науку, повышение престижа профессии ученого и преподавателя в обществе, демонстрация новейших научно-технических достижений, популяризация и разъяснение основных направлений инновационного развития РБ[30].
В последнее десятилетие в республике ведется активная работа по поддержке и развитию молодежного направления в инновационной сфере:
· разработан План мероприятий по привлечению школьников и молодежи к научно-техническому творчеству, изобретательству и рационализаторству (совместный проект Министерства промышленности и инновационной политики РБ, Министерства образования РБ и Министерства молодежной политики и спорта РБ);
· подготовлен проект типового Соглашения «О сотрудничестве и шефстве над учреждением дополнительного образования детей технической направленности». В настоящее время прорабатывается вопрос о заключении таких соглашений с предприятиями и организациями республики;
· в соответствие с Указом Президента РБ от 20 августа 2008 г. № УП-390 «О мерах государственного стимулирования инновационной деятельности в РБ» оказывается активное содействие созданию условий для привлечения и закрепления молодежи в сфере науки и технологий; — в целях формирования и отладки механизмов обратной связи при реализации инновационной политики ежегодно проводится мониторинг деятельности в сфере исследований и разработок[31].
В качестве интегративного механизма, который необходим для объединения молодых ученых различных вузов, создаются региональные площадки. Интересен в этом отношении опыт Чувашии. Одним из рычагов поддержки и консолидации сил молодых ученых и специалистов региона стало создание в 2009 году Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики регионального Совета молодых ученых и специалистов Чувашской Республики. Его основная деятельность направлена на развитие необходимых профессиональных ценностных ориентаций молодых исследователей Чувашии, формирование таких молодых ученых, педагогов-лидеров, которые готовы взять на себя ответственность за решение стоящих перед наукой и образованием задач. Совет осуществляет контроль над формированием профессионально важных качеств молодых ученых и специалистов путем постоянного мониторинга и продуманной системы управления, детализированной в конкретных направлениях деятельности.
Для науки важно учитывать момент соревновательности, когда формируется здоровая конкурентная среда. Соревновательная среда для молодых ученых и специалистов региона формируется благодаря таким ежегодным конкурсам, как «Аспирант года», «Лучший молодой ученый Чувашской Республики», «Наука в объективе», фестиваль молодых преподавателей вузов «Открытая лекция» и др.
С целью организации многостороннего диалога и взаимодействия представителей научной общественности Совет инициирует проведение различных коммуникативных площадок, предоставляя молодым ученым и специалистам возможность услышать компетентное мнение старших коллег и представителей различных областей деятельности, высказать свою точку зрения. В 2012/2013 учебном году наиболее крупными мероприятиями подобного рода стали республиканский семинар «Стипендии и гранты Президента Российской Федерации: региональный опыт», круглые столы «Новые возможности получения научной информации», «Развитие науки и технологий: региональный молодежный стартап – 2013», «Молодые преподаватели высшей школы: достижения и перспективы» и др.
Для осуществления постоянного целенаправленного профессионального информирования молодых ученых и специалистов Советом поддерживается официальный специализированный информационный портал молодых ученых и специалистов Чувашии http://www.smus21.ru. Данный электронный ресурс начал функционировать с октября 2012 года. Этот портал предоставляет полную актуальную информацию о деятельности регионального Совета и аналогичных советов вузов республики, популяризирует инновационные достижения молодых ученых и специалистов, предоставляет аналитическую информацию о положении научной молодежи Чувашии, содействует участию молодых ученых и специалистов в региональных, межрегиональных, общероссийских проектах и программах, а также распространению (внедрению) результатов исследований[32].
Максимально используя все возможности, Совет старается придать научно-образовательной политике в регионе общественный характер. Совместное обсуждение проектов нормативных документов, положений позволяет избежать многих содержательных и организационных ошибок, выявить среди научной молодежи конкурентоспособных специалистов, мыслящих администраторов и сформировать таким образом кадровый резерв, который определит будущее региона[33].
Регионы Приволжского федерального округа, куда и входят выбранные для исследования республики, демонстрируют достаточно высокие показатели относительно системы высшего и послевузовского образования: по данным 2013 года в ПФО насчитывается порядка 446 вузов, где обучаются 1300 тыс. студентов, численность аспирантов составляет порядка 23 тысяч, а обучающихся в докторантуре-800 человек[34]. Опыт реализации программ поддержки молодых ученых в Чувашии и Башкортостане имеет ярко выраженный республиканский, региональный характер, однако подобный опыт полезен для Пермского края.
К сожалению, говоря об опыте Пермского края, приходится констатировать, что здесь пока нет ни единой городской (г. Пермь), ни единой региональной (краевой) системы поддержки молодых ученых и развития молодежной науки. Главным образом молодежные научные сообщества сохранились и действуют, или возрождаются и создаются с нуля на уровне организационном – в вузах. Наверное, есть смысл говорить об институционализации молодежного научного сообщества на городском и региональном уровне, что позволило бы аккумулировать весь уже имеющийся положительный вузовский опыт и придать новый импульс развитию молодежной науки в городе и крае, а значит, и улучшить перспективы региональной науки в целом за счет эффективной координации деятельности молодых ученых из различных организаций и представленности их интересов на уровне города и региона. Однако создание таких структур связано с рядом трудностей, к которым можно отнести не только вопрос финансирования в условиях секвестра бюджета, но и вопрос менеджмента – вопрос о том, в зоне чьей конкретно ответственности будет находиться региональная молодежная наука.
Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить формам поддержки молодых ученых на федеральном уровне. Они представляют собой комплекс мер, которые направлены на информационную поддержку, консолидацию молодых ученых и обмен их опытом, интеграцию молодежной науки в систему государственной власти, а также улучшение социально-экономического состояния молодых ученых. Для обеспечения эффективного информационного обмена между молодыми учеными и специалистами, органами государственной власти, учреждениями науки и образования, предприятиями наукоемкой сферы, заинтересованными представителями делового мира, общественными организациями, а также координация усилий всех сторон, заинтересованных в сохранении и развитии кадровой системы научно-образовательной и инновационно-технологической сфер создана Национальная информационно-аналитическая система поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов «Молодые ученые России»[35].
Система представлена двумя взаимосвязанными ключевыми блоками: WEB-порталом «Президент России – молодым ученым и специалистам» и Сетью государственных и общественных организаций, курирующих вопросы молодых ученых и специалистов.
Специализированный WEB-портал научно-методического и информационно-аналитического обеспечения научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов обеспечивает научно-методическую и информационно-аналитическую поддержку научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых России, создание, актуализацию и поддержку базы данных по научным и научно-педагогическим кадрам, выявление, поддержку и целевое информирование творчески активной научной молодежи, в том числе с учетом информационно-аналитических возможностей ФЦП «Кадры».
Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы направлена на развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне[36]. Это предполагает активное вовлечение талантливой молодежи в научную и научно-образовательную сферу, что напрямую связано с одной из также из приоритетных задач государственной молодежной политики. Формирование системы поддержки талантливой молодёжи, обеспечивающей её эффективную интеграцию в российскую науку, экономику и управление, вовлечение молодых учёных в решение актуальных задач социально- экономического развития страны, содействие деятельности молодёжных секций научных обществ, их участию в международных проектах; разработка и реализация программ, направленных на привлечение молодых граждан РФ, проживающих за рубежом, и молодых соотечественников к участию к сотрудничеству и взаимодействию в реализации российских экономических, научно- образовательных, культурных и иных проектов – всё это отчетливо демонстрирует тесную взаимосвязь между молодежной политикой, молодежной наукой и необходимостью отвечать на вызовы, которые существуют в современной России.[37].
В свою очередь, упомянутая выше Сеть государственных и общественных организаций во главе с Координационным Советом по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию курирует вопросы молодых ученых и специалистов. В данную сеть входят советы молодых ученых и специалистов и административные подразделения по работе с молодыми учеными научно-образовательных учреждений и наукоемких предприятий, советы молодых ученых и специалистов при руководителях субъектов Российской Федерации и соответствующие профильные департаменты администраций субъектов Российской Федерации, общественные и административные органы, курирующие данные вопросы, при полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах, профильные департаменты отраслевых ведомств и профильные федеральные ведомства, имеющиеся общественные объединения молодых ученых и специалистов. Координационный совет будет осуществлять мониторинг, а также информационно-методическое обеспечение деятельности СМУС. В настоящий момент разработано типовые положение о Совете молодых ученых и специалистов при Главе субъекта федерации, находится в стадии утверждения типовое положение о Совете молодых ученых и специалистов в научно-образовательном учреждении[38].
Таким образом, следует констатировать, что институционализация молодежной науки на различных уровнях в России началась, и это приносит свои первые плоды в отдельных вузах и регионах. Однако в целом эффективность политики в области развития молодежной науки пока невелика, проблемы, которые возникают у молодых ученых и молодежного научного сообщества, решаются далеко не в полной мере. Недостаток финансирования и координации, эффективного менеджмента молодежной науки на организационном и региональном уровнях является главным препятствием для серьезных положительных сдвигов на этом направлении. К сожалению, у такого положения вещей есть и очень серьезная глобальная предпосылка: до сих пор Россия объективно остается периферийной страной в системе глобального капитализма, доля ее на мировом рынке высокотехнологичсной (наукоемкой) продукции в последние годы составляет лишь 0,4 - 0,5%[39]: а это принципиально ограничивает эффективность попыток развития молодежной науки, хотя отдельные успехи на конкретных факультетах, в конкретных вузах и регионах в этой области, как показывает практика, действительно возможны. Если в отдельных вузах действуют программы для поддержки молодых ученых и сформированы молодежные научные сообщества, если появляются отдельные региональные программы и проекты направленные на взаимодействие молодых ученых, интеграцию их исследований в другие сферы, то федеральные программы поддержки и развития молодежной науки пока достаточно абстрактны и предлагают небольшой круг инструментов для поддержки молодых ученых (небольшое количество грантов для молодых ученых, явно недостаточно финансируемая программа обеспечения их жильем, информационная поддержка).
Такая ситуация возникает в связи с тем, что молодежная наука не имеет централизованной системы управления и поддержки, а также продвижения, популяризации. Популяризация науки среди молодежи, придание молодежной науке массового характера позволило бы получить увеличение и количества и качества исследований, а значит тем самым, за счет создания высоко конкурентоспособной среды, качественного продукта. Будем надеяться, что это дело ближайшего будущего.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инновационный потенциал молодежи представляет собой один из важнейших ресурсов для улучшения экономического состояния страны в условиях постиндустриальной трансформации, когда особое внимание следует уделять высокотехнологичным отраслям экономики, инновационной экономике вклад в развитие которой молодежи, молодых ученых должен быть наибольшим «по определению».
Молодые ученые представляют собой особую социальную группу в современном российском обществе, конкретной категорией молодежи. Однако в связи со специфичным положением и в системе образования, и в системе государственной молодежной политики молодые ученые испытывают ряд трудностей, проблем, которые были проанализированы и условно разделены на «внешние» и «внутренние».
Молодежная наука в РФ поддерживается на нескольких уровнях: вузовском, региональном, федеральном. Имеется точечный успешный опыт в организации молодежных научных сообществ таких вузах как национальный исследовательский Томский государственный университет и РГТУ им. К. Э. Циолковского; с 2007 года началось развитие Совета молодых ученых в Пермском государственном университете. В республиках Башкортостан и Чувашия реализуются программы поддержки молодых ученых, в том числе, информационной, коммуникационной, финансовой, а также программы, направленные на реализацию творческого (в самом широком смысле) потенциала молодых ученых. К сожалению, приходится констатировать, что Пермский край в этом отношении пока что отстает. Федеральные же программы поддержки и развития молодежной науки пока достаточно абстрактны и предлагают небольшой круг слабо финансируемых инструментов для поддержки молодых ученых.
На наш взгляд, данное исследование имеет перспективу расширения до рамок выпускной квалификационной работы, в смысле создания весьма актуальной для Пермского края региональной модели поддержки и развития молодежной науки. Основой перспективного исследования может стать изученный опыт вузов и регионов России, изучение региональной специфики проблем молодых ученых на основе уже сделанных выводов, а также изучение молодежной науки в контексте государственной молодежной политики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Нормативные акты и иные официальные документы:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 г. Москва "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/01/jilische-site-dok.html (дата обращения: 22.05.2015)
2. Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы ( утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 №424 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3420/файл/2235/13.05.21-Постановление_424-ФЦП.pdf (дата обращения: 22.05.2015)
3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 N 301-р,) от 28.02.2009 N 251-р, от 16.07.2009 N 997-p) » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1SE9wec5mjErkMRDrOBLSuRRbgQgAas36OB8oyhIKqLwu2L97QMruQxVrRW5j/edit (дата обращения: 22.05.2015)
4. Концепция национальной информационно-аналитической системы поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов «Молодые ученые России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://youngscience.ru/files/podrobnee_o_nias.doc] (дата обращения: 22.05.2015)
5. Устав Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых» Принят Учредительным съездом Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых» 21 октября 2005 года » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosmu.ru/statics/attach/union/documents/rosmu_ustav.pdf (дата обращения: 22.05.2015)
Основная и дополнительная литература:
1. Васильев В., Лозован А. Молодежная наука в инновационном вузе/В. Васильев, А. Лозован//Высшее образование в России. - ,2006. № 7. С. 85-89.
2. Гвоздева Г.П. Работа в науке: чем она привлекает молодежь?/Г.П. Гвоздева//Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10. № 2. С. 24-41.
3. Гегечкори О.Н., Бессараб Ю.А. Как привлечь вузовскую молодежь в науку/ О.Н. Гегечкори, Ю.А. Бессараб // Известия Калининградского государственного технического университета. - , 2008. № 13. С. 189-193.
4. Долгова М.В. Рынки наукоемких и высокотехнологичных отраслей: российский и международный /М.В, Долгова// Фундаментальные исследования . 2014. №8-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rynki-naukoemkih-i-vysokotehnologichnyh-otrasley-rossiyskiy-i-mezhdunarodnyy (дата обращения: 23.05.2015).
5. Иванченко О.С. Трансформация образов «идеальной науки» и «идеального ученого» в морально-этической системе студенческой молодежи/ О.С. Иванченко// Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 124-131.
6. Кон И.С. Молодежь // Большая советская энциклопедия (БСЭ). 3-е изд. М., 1974. Т. 16.
7. Масалов А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи / А.Г. Масалов// Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия История и Политология, 2012, № 2
8. Михайлова Т.В. Совет молодых ученых и специалистов Чувашской республики: вклад в развитие региональной науки и образования в регионе/Т.В. Михайлова//Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 40-42.
9. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М. : ЦСПиМ, 2010. – 352 с.
10. Рощина Г.С. Творческое аналитическое студенческое сообщество как механизм развития научно-образовательного потенциала и формирования инновационной инфраструктуры и культуры в регионе/ Г.С. Рощина // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2009. № 1. С. 39-40.
11. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373
12. Хисамиева Л.Д. Основные категории студенческой науки / Л.Д Хисамиева // Педагогическое образование в России . 2012. №5. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kategorii-studencheskoy-nauki (дата обращения: 22.05.2015).
13. Хисматуллин И.Р. Государственная инновационная молодежная политика в Республике Башкортостан/ И.Р. Хисматуллин// Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 1. С. 115-116.
14. Шарый И.Н. .Молодежная политика в сфере науки/И.Н. Шарый//Наука и инновации. Т. 1. № 143, 2015 - С. 10-13.
15. Шишов С.Е. Циркуляция «мозгов»: остановить… или ускорить процесс?/С.Е. Шишов// Ценности и смыслы. - , 2011. № 4. С. 45-53.
Интернет-источники:
1. Андреев А. И. «Современный мир и молодежь: новейшие тенденции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=f4ImFyustcE (дата обращения: 22.05.2015)
2. Благотворительный фонд В.Потанина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondpotanin.ru/ (дата обращения: 22.05.2015)
3. Оксфордский Российский Фонд » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oxfordrussia.ru/ (дата обращения: 22.05.2015)
4. Официальный информационный портал молодых ученых и специалистов Чувашии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smus21.ru (дата обращения 10.05.2015)
5. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfo.ru/?id=49130(дата обращения 24.05.2015)
6. Рейтинг вузов России 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014 (дата обращения: 24.05.2015)
7. Фонд Дмитрия Зимина «Династия» » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dynastyfdn.com/ (дата обращения: 22.05.2015)
8. Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fasie.ru/ (дата обращения: 22.05.2015)
9. Частный благотворительный Фонд Михаила Прохорова » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prokhorovfund.ru/ (дата обращения: 22.05.2015)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Основные категории студенческой науки (по Л.Д. Хисамиевой)
Алгоритм классификации студенческих исследований
Основные
компоненты НИДС
Основные
компоненты
УИДС
Иерархия категорий студенческой науки
[1] Андреев А. И. «Современный мир и молодежь: новейшие тенденции» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?v=f4ImFyustcE (дата обращения: 30.04.2015)
[2] Масалов А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия История и Политология, 2012, № 2, с.110
[3]Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Сорокин П.А.Человек. Цивилизация. Общество. (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373
[4] Масалов А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия История и Политология, 2012, № 2
[5] Там же.
[6]Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 N 301-р,) от 28.02.2009 N 251-р, от 16.07.2009 N 997-p) » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1SE9wec5mjErkMRDrOBLSuRRbgQgAas36OB8oyhIKqLwu2L97QMruQxVrRW5j/edit (дата обращения: 30.04.2015)
[7] Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 г. Москва "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/01/jilische-site-dok.html (дата обращения: 30.04.2015)
[8] Устав Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых» Принят Учредительным съездом Общероссийской общественной организации «Российский союз молодых ученых» 21 октября 2005 года » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rosmu.ru/statics/attach/union/documents/rosmu_ustav.pdf (дата обращения: 30.04.2015)
[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 г. Москва "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/01/jilische-site-dok.html (дата обращения: 30.04.2015)
[10] Благотворительный фонд В.Потанина» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fondpotanin.ru/ (дата обращения: 30.04.2015)
[11] Оксфордский Российский Фонд » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oxfordrussia.ru/ (дата обращения: 30.04.2015)
[12] Частный благотворительный Фонд Михаила Прохорова » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prokhorovfund.ru/ (дата обращения: 30.04.2015)
[13] Фонд Дмитрия Зимина «Династия» » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dynastyfdn.com/ (дата обращения: 30.04.2015)
[14]Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fasie.ru/ (дата обращения: 30.04.2015)
[15] Иванченко О.С. Трансформация образов «идеальной науки» и «идеального ученого» в морально-этической системе студенческой молодежи// Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 124-131
[16] Хисамиева Л.Д. Основные категории студенческой науки // Педагогическое образование в России . 2012. №5. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-kategorii-studencheskoy-nauki (дата обращения: 10.05.2015).
[17] Дежина И.Г Молодежь в науке//Социологический журнал. 2003. № 1. С. 071-087.
[18] Гвоздева Г.П Работа в науке: чем она привлекает молодежь?//Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2010. Т. 10. № 2. С. 24-41
[19] Гегечкори О.Н., Бессараб Ю.А.Как привлечь вузовскую молодежь в науку// Известия Калининградского государственного технического университета. 2008. № 13. С. 189-193
[20] Иванченко О.С. Трансформация образов «идеальной науки» и «идеального ученого» в морально-этической системе студенческой молодежи// Вестник Южно-Российского государственного технического университета (Новочеркасского политехнического института). Серия: Социально-экономические науки. 2015. № 1. С. 124-131.
[21] Шишов С.Е. Циркуляция «мозгов»: остановить… или ускорить процесс?// Ценности и смыслы. 2011. № 4. С. 45-53.
[22] Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. – М. : ЦСПиМ, 2010. – 352 с.
[23] Шарый И.Н. .Молодежная политика в сфере науки//Наука и инновации. 2015. Т. 1. № 143. С. 10-13.
[24] Рейтинг вузов России 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014 (дата обращения: 24.05.2015)
[25] Рощина Г.С. Творческое аналитическое студенческое сообщество как механизм развития научно-образовательного потенциала и формирования инновационной инфраструктуры и культуры в регионе// Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2009. № 1. С. 39-40.
[26] Там же., с.43
[27] Рощина Г.С. Творческое аналитическое студенческое сообщество как механизм развития научно-образовательного потенциала и формирования инновационной инфраструктуры и культуры в регионе// Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2009. № 1. С. 45-47.
[28] Васильев В., Лозован А. Молодежная наука в инновационном вузе//Высшее образование в России. 2006. № 7. С. 85-89.
[29] Хисматуллин И.Р Государственная инновационная молодежная политика в Республике Башкортостан// Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 1. С. 115-116.
[30] Там же. с. 117.
[31] Хисматуллин И.Р Государственная инновационная молодежная политика в Республике Башкортостан// Социология науки и технологий. 2014. Т. 5. № 1. С. 120-128.
[32] Официальный информационный портал молодых ученых и специалистов Чувашии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.smus21.ru (дата обращения 10.05.2015)
[33] Михайлова Т.В. Совет молодых ученых и специалистов Чувашской республики: вклад в развитие региональной науки и образования в регионе//Высшее образование сегодня. 2013. № 10. С. 40-42.
[34]Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pfo.ru/?id=49130(дата обращения 24.05.2015)
[35] Концепция национальной информационно-аналитической системы поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов «Молодые ученые России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://youngscience.ru/files/podrobnee_o_nias.doc] (дата обращения: 10.05.2015)
[36] Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы ( утв. постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 №424 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/3420/файл/2235/13.05.21-Постановление_424-ФЦП.pdf (дата обращения: 30.04.2015)
[37] Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (в ред. распоряжений Правительства РФ от 12.03.2008 N 301-р,) от 28.02.2009 N 251-р, от 16.07.2009 N 997-p) » [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1SE9wec5mjErkMRDrOBLSuRRbgQgAas36OB8oyhIKqLwu2L97QMruQxVrRW5j/edit (дата обращения: 30.04.2015)
[38] Концепция национальной информационно-аналитической системы поддержки научной, образовательной и инновационной деятельности молодых ученых и специалистов «Молодые ученые России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [http://youngscience.ru/files/podrobnee_o_nias.doc] (дата обращения: 10.05.2015)
[39] Долгова М.В. Рынки наукоемких и высокотехнологичных отраслей: российский и международный // Фундаментальные исследования . 2014. №8-4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rynki-naukoemkih-i-vysokotehnologichnyh-otrasley-rossiyskiy-i-mezhdunarodnyy (дата обращения: 23.05.2015).