Мадонна с гвоздиками из Лондонской Национальной галереи: оригинал Рафаэля или копия?

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

 Национальный исследовательский университет

Высшая школа экономики

Дисциплина: Экспертиза произведений изобразительного искусства.

Реферат на тему: «”Мадонна с гвоздиками” из Лондонской Национальной галереи: оригинал Рафаэля или копия?»

Работу выполнила

студентка 1 курса магистратуры

факультета гуманитарных наук,

программы

«История художественной культуры и рынок искусства»

Ксения Савилова.

Преподаватель

Никогосян М.Н., доцент

Москва, 2016

  Рынок искусства  - это постоянная лотерея, требующая от ее участников не только знания принципов работы аукционных домов и трендов, возникающих в данной области. Здесь, помимо тонкого вкуса и тяги к прекрасному, важно обладать точной информацией о том, что именно за работы представлены, кому они принадлежат, и насколько подтверждается их достоверность. С того момента, как произведения искусства (будь то работы старых мастеров, именитых художников или  получившие высокую оценку экспертов) приобрели свою культурную значимость, их ценность, как историческая, так и материальная значительно возрастает. Вероятней всего, изначальное формирование рынка искусства преследовало исключительно благородные цели, которые, как это часто случается, повлекли за собой непредвиденные и неблагоприятные последствия. С пониманием того, что стоимость некоторых работ может достигать внушительных размеров, а настоящие ценители в погоне за истинным художественным объектом готовы бороться до последнего цента, в кругах искусства появились и те, кто видит в этом исключительно источник для собственной выгоды. История насчитывает немало случаев, когда в частных и музейных коллекциях оказывались работы, представленные как оригиналы. Что удивительно, в скандальных случаях, связанных с подделкой произведений искусств, не раз были задействованы и сами знатоки, сознательно одобрившие фальшивку. Не исключено, что иногда искусствоведы не признают в представленной им работе оригинал, давно утерянный или неожиданно возникший без каких-либо письменных свидетельств. К счастью, стремительное развитие технологий в разных областях не обошло стороной и рынок искусства. Сегодня, благодаря различному оборудованию и экспертным тонкостям, анализ работ способен показать даже самые потаённые части картины, раскрыть ее историю.

   В числе случаев, связанных с вопросом подлинности произведения искусства, нам представляется интересным рассмотрение сюжета, главным героем которого стала картина Рафаэля. В 2004 году в стенах Лондонской Национальной галереи появилась картина, которая ввиду своей истории давно стала легендой и объектом преследования всех почитателей старых мастеров. «Мадонна с гвоздиками» («Madonna of the Pinks», «La Madonna dei garofani») – одна из работ Рафаэля, относящаяся к его раннему периоду. Работа датируется 1506-08 годом и была написана во Флоренции. Её обнаружил куратор искусства Ренессанса Лондонской Национальной галереи Николас Пенни во время своего исследовательского путешествия, в собрании Герцога Нортумберленда, расположенного в замке Алник. По свидетельствам нашедшего работу искусствоведа[1] «Мадонна с гвоздиками» изначально была всеобщим достоянием Рима. После она оказалась в коллекции Камуччини, известной семьи коллекционеров и арт-дилеров. Сын одного из братьев, Жованни Батисата, продал коллекцию четвертому герцогу Нортумберленда в 1853 году; до настоящего времени картина Рафаэля хранилась в замке. Примечательно, что до момента, как картина оказалась в собрании Камуччини, нет точно понимания того, где хранилась «Мадонна с гвоздиками». Существует версия, что к Пьетро Кмуччини картина попала из семьи Одди, но Пенни склонен считать  ее необоснованной.[2]

   Появление этой работы в Лондонской Национальной галерее вызвало массу споров относительно ее подлинности. На основании исторического и технологического анализа мнения экспертов разделились на два лагеря: Николас Пенни и специалисты Лондонской Национальной галереи склонны считать, что по всем параметрам, включая пигментный анализ и данные инфракрасного излучения, картина «Мадонна с гвоздиками» действительно принадлежит Рафаэлю. С другой стороны, ряд исследователей приводят контраргументы, указывающие на ложность предположений о ее подлинности. В данной работе будет предпринята попытка рассмотрения двух противоположных точек зрения с целью выявления наиболее релевантной.

   В первую очередь обратим внимание на то, что представляет собой сама картина. Размеры картины – 27.9 см х 22.4 см, толщина панели – 8 мм. Предположительно, что доска для этой картины изготовлена из вишни, поверх которой наложен гипсовый грунт и тонкий слой имплематуры из свинцовых белил, марганца и желтого свинца.[3]

   Одна из технических особенностей Рафаэля заключается в его подготовительном рисунке, который был также обнаружен при помощи рентгеновской спектроскопии. На ней было выявлено, что подготовительный рисунок был выполнен из сплава свинца и олова.[4] Техника подготовительного рисунка Рафаэля имеет свои особенности. Они выражаются в резком характере линий и в использовании техники в местах, где после на картине будут тени. Получавшийся в итоге мультипликационный эффект в дальнейшем служил основой для нанесения красочного слоя. Рафаэль использовал точечное нанесение контура рисунка, прокалывая бумагу по контуру и далее перенося «трафарет» на уже подготовленный для рисунка грунт[5] (метод носит название pouncing – «затирание», контур наносился путем втирания темного пигмента в проколы).[6] Их след хорошо заметен при инфракрасном анализе. Подобным образом Рафаэль писал в основном картины небольшого размера. Еще одной характерной чертой для Рафаэля Пенни выделяет прописывание пальцев рук. В характерных с точки зрения анатомии местах прослеживаются дуги на пальцах руки.[7]  Однако, на работе «Мадонна с гвоздиками» точечно прорисованный контур и дуговое прорисовывание фаланг пальцев прослеживаются при инфракрасном анализе только на левой руке Христа. В большей степени Рафаэль писал картину в свободной манере, без техники контурного нанесения предварительного рисунка и прописывание пальцев. Это могло бы породить ряд сомнений (на что частично указывают исследователи, не признающие подлинность работы Рафаэля), если бы не аналогичная ситуация в картине Малая Мадонна Каупера (1504-1505). Пенни также отмечает наличие диагональных линий, прослеживаемых в обоих работах.[8]  

   Пигментный состав картины очень разнообразен. Во-первых, анализ показал, что в качестве красящего вещества Рафаэль использовал для неба и драпировок платья Мадонны натуральный ультрамарин. Одним из часто встречающихся в работе пигментов является азурит, который при сочетании с другими веществами дает многообразие других оттенков: сочетание красного лака, белого и черного натуральных пигментов дало оттенок платья Мадонны; красный лак и азурит для зеленого оттенка занавески и рукава. Желтый свинец и малахит дали оттенок для пейзажа, изображенного на дальнем плане. Все пигменты имеют органическое происхождение, что свидетельствует о натуралистичности картины для того периода. В качестве подтверждения подлинности использования красочного слоя, исследователи ссылаются на схожесть химических составов в картинах «Мадонна с гвоздиками» и «Святая Екатерина Александрийская» (1507), близкой по датировке.[9] Все пигменты, которые использованы в картине, относятся ко времени Рафаэля, на что указывает схожий пигментный состав работ, в подлинности которых не возникает сомнений. Особый упор в этом моменте сделан на пигменте свинцово-оловянный желтый («lead-tin yellow») и так называемый сиреневый («mauve colour»), которые, по замечанию Ашока Роя совершенно точно указывают на авторство Рафаэля.[10] Особенно в данном вопросе хотелось бы обратить внимание на первый пигмент. Вопрос  о подлинности картины Рафаэля «Мадонна с гвоздиками» был также освещен в российских СМИ. Так, Lenta.ru с ссылкой на The Times сообщает, что с полотна из-под рамы были взяты пробы, где обнаружили пигмент свинцово-оловянный желтый, «рецепт изготовления которого был утрачен в XVII веке».[11] Совершенно точно в 19 веке (время, которым датируют возможную копию) не было возможности сделать точный анализ пигментов, которые использовал Рафаэль для получения аналогичного вещества. Этот факт является довольно сильным аргументом в пользу мнения о подлинности авторства Рафаэля.

   При условии довольно сильных доказательств того, что найденная в замке герцога картина «Мадонна с гвоздиками» выполнена Рафаэлем Санти, было бы непрофессионально оставить без рассмотрения тезисы, которые указывают на то, что это копия. Несмотря на то, что их не так много и все они в основном основаны скорее на наблюдениях и «внутренне чувстве», в них присутствует «здравое зерно», на которые нельзя не обратить внимание. Во-первых, исследователи с критикующей стороны, указывают на то, что в грунте найденной картины присутствуют дефекты, наличие которых подтверждает и сам Пенни.[12] Некоторые утверждают, что наличие дефектов (в первую очередь пузырей) вполне естественно для того времени из-за техники просушивания.[13] Однако, Рафаэль не был бы столь признанным художником, если бы не следил за качеством выполненных работ. В статье «The Rescue of a Masterpiece?» автор указывает на то, что для 16 века подобная ситуация была несвойственна, тем более Рафаэль рисовал во Флоренции, в центре художественной жизни Италии того времени.[14] Конечно, основа могла быть разрушена ввиду возраста картины, но подобная ситуация (за исключением пузырей) не замечена в других работах Рафаэля того же периода.

   Следующий важный аргумент, который приводя в качестве опровержения подлинности, основывается на провенансе работы. Из источников известно, что работа попала к герцогу из коллекции семьи Камуччини, которая известна тем, что занималась копированием произведений, в том числе и Рафаэля.[15] Такой факт не может остаться не замеченным, поскольку, есть основания полагать, что они были знакомы с техниками Рафаэля (даже при отсутствии возможности рентгенографии), с материалами, которыми он пользовался и с особенности нанесения красочного слоя. Даже наличие свинцово-оловянного желтого, рецепт которого якобы утерян, мог сохраниться в старых архивах или же восстановлен на основании других работ (для этого нужно понимать, насколько наука в то время была способна осуществить подобный опыт). В текстах не приводится пигментный анализ известных копий, относящихся к 18 веку, который мог бы прояснить ситуацию на возможность использования веществ, найденных в картине Рафаэля.

   Вернемся к физическому состоянию картины. Джеймс Бек в своей статье обращает внимание на то, что задняя часть картины была подвержена полировке, что могло бы уничтожить важные для понимания века характеристики. Бек указывает, что такой метод был возможен только в 19 веке, как раз в то время, когда картина была продана Герцогу.[16] Несоответствие обнаруживается также в положении тел на картине. По положению она напоминает работу Леонардо «Мадонна Бенуа» (некоторые черты, например, приоткрытый рот, также предполагаемо списан с этой работы),[17] однако, взаимоотношения противоречат тем, какие обычно просматриваются в работах Рафаэля, посвященных Мадонне. Бек указывает на то, что такое положение тел и анатомические черты больше подходят картинам 19 века.[18]

   Здесь уже следует отойти от научного подхода к анализу картины и перейти к более умозрительным практикам, о которых часто говорили знатоки искусства, вроде Морелли. При внешнем сходстве картины «Мадонна с гвоздиками» с другими работами Рафаэля, есть ряд отличительных черт, которые не указаны в работах исследователей Лондонской Национальной галереи и их оппонентов. Во-первых, внимание привлекает открытый рот, который до 1508 года практически не встречался в картинах художника, созданных во Флоренции (исключение составляет Мадонна Темпи, 1508 года, но ее стилистические особенности в целом отличаются от предыдущих картин Рафаэля и явно относятся к более позднему периоду). Если основываться на факте, что данный элемент был позаимствован у Леонардо, привлекает внимание иная деталь: зубы, которых у Рафаэля не встречается совсем. Совершенно точно можно заметить, что эта деталь не свойственна Рафаэлю, поскольку в его Мадоннах важно было показать их витальность и кротость, которые исчезают с появлением «оскальной» улыбки. Намек на подобную улыбку мы можем увидеть в копии Виктора Жакутота.

   Не хотелось бы оставить незамеченным и тот факт, что образы в картине положение фигур, композиция в целом и некоторые детали (как вуаль на правом плече Мадонны) напоминают картину «Мадонна Орлеанская», датированная 1506-1507 годом. В ней присутствуют очевидные в чертах лица и фигур сходства с работой «Мадонна с гвоздиками», а, следовательно, есть вероятность того, что она была взята за основу для данной копии (другие официальные копии картины имеют гораздо меньше внешних сходств). Все приведенные доводы выравнивают чашу весов с научными аргументами в споре о подлинности картины Рафаэля.

   Подводя итог, хотелось бы сделать следующий вывод. Картина «Мадонна с гвоздиками», найденная Пенни, на мой взгляд, не является работой Рафаэля. Если опираться на все существующие доводы (как «за», так и «против»), то есть основание полагать, что она могла быть выполнена одним из учеников Рафаэля или же являться более поздней копией, на ряду с другими, которые признаны официально. Нет оснований утверждать, что Камуччини сознательно подделали эту работу, поскольку ознакомиться со скандальными историями их деятельности в данном случае нам не представляется возможности. Однако, стилистические особенности Рафаэля при сопоставлении с данной работой дают право считать, что в них есть яркие несоответствия. По завершении сравнительного анализа предоставленных аргументов, я бы хотела остановиться на выводе, что работа «Мадонна с гвоздиками» является одной из копий работы Рафаэля.

Список литературы:

1.     Beck J. Rafaell`s “Madonna of the Pinks”: a connoisseurship challenge/ Notes in the History of Art, Vol. 24, No. 2. - The University of Chicago Press, 2005.

2.     Penny N. Raphael"s "Madonna dei garofani" Rediscovered. - Burlington Magazine, 1992.

3.     Roy A., Spring M., Plazzotta C. Raphael`s early work in the National Gallery: paintings before Rome. – Yale University press, 2004.

4.     Roy A. The re-emergence of Raphael’s Madonna of the Pinks. - Scientific department of The National Gallery, London.

5.     The rescue of a Masterpiece / by ArtWatch. - [Internet]: http://artwatchinternational.org/articles/raphael-madonna-of-the-pinks.

1.     Artyx.ru Итальянское искусство эпохи Возрождения. - [Электронный ресурс]: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st012.shtml

2.     Lenta.ru. Экспертиза установила подлинность картины Рафаэля. - [Электронный ресурс]: https://lenta.ru/news/2010/06/15/raphael/



[1] Penny N. Raphael"s "Madonna dei garofani" Rediscovered. - Burlington Magazine, 1992. – P 76.

[2] Op. cit. P 79.

[3] Roy A., Spring M., Plazzotta C. Raphael`s early work in the National Gallery: paintings before Rome. – Yale University press, 2004. – P 26.

[4] Op. cit. P 26

[5] Artyx.ru Итальянское искусство эпохи Возрождения. - [Электронный ресурс]: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000043/st012.shtml

[6] Roy A., Spring M., Plazzotta C. Raphael`s early work in the National Gallery: paintings before Rome. – Yale University press, 2004. – P 25.

[7] Penny N. Raphael"s "Madonna dei garofani" Rediscovered. - Burlington Magazine, 1992. – P 74.

[8] Op. cit. P 74.

[9] Roy A., Spring M., Plazzotta C. Raphael`s early work in the National Gallery: paintings before Rome. – Yale University press, 2004. – P 33.

[10] Roy A. The re-emergence of Raphael’s Madonna of the Pinks. - Scientific department of The National Gallery, London. – P 90.

[11] Lenta.ru. Экспертиза установила подлинность картины Рафаэля. - [Электронный ресурс]: https://lenta.ru/news/2010/06/15/raphael/

[12] Penny N. Raphael"s "Madonna dei garofani" Rediscovered. - Burlington Magazine, 1992. – P 67.

[13] Roy A., Spring M., Plazzotta C. Raphael`s early work in the National Gallery: paintings before Rome. – Yale University press, 2004. – P 5ю

[14] The rescue of a Masterpiece / by ArtWatch. - [Internet]: http://artwatchinternational.org/articles/raphael-madonna-of-the-pinks.

[15] Op.cit.

[16] Beck J. Rafaell`s “Madonna of the Pinks”: a connoisseurship challenge/ Notes in the History of Art, Vol. 24, No. 2. - The University of Chicago Press, 2005. – P 57.

[17] Penny N. Raphael"s "Madonna dei garofani" Rediscovered. - Burlington Magazine, 1992. – P 68.

[18] Beck J. Rafaell`s “Madonna of the Pinks”: a connoisseurship challenge/ Notes in the History of Art, Vol. 24, No. 2. - The University of Chicago Press, 2005. – P 53.

Информация о файле
Название файла Мадонна с гвоздиками из Лондонской Национальной галереи: оригинал Рафаэля или копия? от пользователя bolkobbb
Дата добавления 5.5.2020, 18:05
Дата обновления 5.5.2020, 18:05
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 63.9 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 301
Скачиваний 135
Оценить файл