Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный
исследовательский университет»
Кафедра философии
Направление подготовки бакалавров
39.03.03. «Организация работы с молодежью»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема «Криминальные субкультуры за рубежом и в России»
Студент: Познянская Марина Вячеславовна,
2 курс, «Организация работы с молодежью»
Научный руководитель: доктор
философских наук, профессор кафедры философии, декан
философско-социологического факультета
Береснева Наталья Ириковна
Пермь, 2015
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. 6
Феномен молодежной субкультуры.. 6
§1. Виды субкультур. 11
§2. История возникновения. 15
Глава 2. 18
Криминальная субкультура в Америке. 18
§1. История развития субкультуры.. 18
§2. Основные характеристики и черты.. 22
Глава 3. 27
Криминальная субкультура в России. 27
§1. История развития субкультуры.. 27
§2. Основные характеристики и черты.. 35
Заключение. 40
Список использованных источников. 43
Введение
Актуальность: В настоящее время за рубежом и в России существует множество всевозможных молодежных субкультур, которые в некоторой степени являются социальным феноменом. Субкультуры – это специфический образ жизни, где происходит самовыражение человека, удовлетворение чувства прекрасного, осознание собственного предназначения в обществе. Они появляются постоянно и бывают абсолютно не похожими друг на друга, отличаются от основной молодежной культуры страны - языком, системой ценностей, одеждой, образом жизни и манерой поведения.
Субкультуры формируются на национальной, демографической, географической, профессиональной и других основах. Самые известные молодёжные движения, непосредственно связанны с определенными жанрами музыки. Например, хиппи, панки, металлисты, молодежные движения пацифистов и поклонников рок-музыки. Существуют так же субкультуры, возникшие от принадлежности к единым видам искусства. Например, граффити. А любовь к японской анимации породило фанатство аниме, которое в итоге переросло в субкультуру отаку. Со второй половины 90-х г., с распространением виртуальных сетей, стали появляться интерактивные субкультуры (фидо-сообщество, хакеры). Футбольных фанатов можно отнести к спортивным субкультурам.
Молодежная субкультура возникает с помощью непосредственного участия самих молодых людей и конкретные ее специфические черты понятны лишь им. Молодежная субкультура – явление, нацеленное на охват молодежи в общество, отклоняясь от традиционной культуры и через которое проходят немногие.
Проблемой является существование течений, которые несут асоциальный характер, в своей деятельности используют силы и средства, противоречащие нормам морали и законам страны, например, насилие, унижение и т.д. Появление их вызвано естественным обособлением лиц, нарушающих закон, с очень жесткой иерархией и своими законами. Криминальная субкультура опирается на дефекты правосознания, которые осложняются дефектами нравственного сознания, пренебрегающими общечеловеческими принципами морали. В разных странах эта часть общественной культуры содержит свои индивидуальные особенности.
Целью курсовой работы служит рассмотрение криминальных субкультур за рубежом и в России.
Задачи, которые нужно решить для достижения данной цели:
1) рассмотреть существующие способы классификации и причины возникновения криминальной субкультуры;
2) проанализировать молодежные криминальные субкультуры за рубежом;
3) проанализировать молодежные криминальные субкультуры в России.
Объектом исследования является криминальная субкультура. Предметом исследования служит криминальная субкультура в Америке и люберы в России. Люберы - одна из молодежных групп криминального направления, носит агрессивный характер поведения молодежи в условиях социальной аномии. Они получили широкую известность благодаря культуризму, активно пропагандировали здоровый образ жизни, сплачивая группы людей. Субкультура рейверов - это целый образ жизни. Они постоянно находятся в вихре событий и ночных забав, специально выстраивают свой распорядок дня так, чтобы было достаточно свободного времени ночью. Поэтому, многие их приравнивают с понятием «тусовщик».
Степень разработанности проблемы: при анализе литературы выявлено внимание к изучению истории молодежных субкультур криминальной направленности. К изучению проблем криминальной субкультуры обращаются как отечественные, так и зарубежные ученые (Букина Е.Я., Волкова Ю.Г., Громов Д.В., Каган М.С., Кон И.С., Кравченко А.И., Левикова С.И., Омельченко Е.Л., Орлова Н.А., Переверзев М.П., Поправко Н.В., Радугин А.А., Сергеев С.А., Солонин Ю.Н., Тарасов А.Н., Фрадкин Ф.А., Фролов С.С., Щепанская Т.Б., Яковлев В.Е., ParkR.). Однако единого подхода к трактовке целей и задач этих субкультур нет.
Методами исследования курсовой работы является анализ литературы, сопоставление истории молодежной криминальной субкультуры за рубежом и в России, в частности, рейверов и люберов.
Учитывая дальнейшую практическую деятельность по организации работы с молодежью, изучение истории молодежных субкультур является важным моментом, особенно, для предотвращения отрицательных сторон функционирования контрсубкультур. Знание специфики деятельности и приверженности к определенным ценностям этих молодежных сообществ позволяет прогнозировать их поведение и принимать заранее необходимые меры профилактики.
Данная курсовая работа состоит из Введения, основной части, состоящей из 3-х глав, Заключения, списка литературы.
Введение отражает актуальность, проблему, цели, задачи, объект, предмет, степень разработанности и ценности поставленной проблемы, методы исследования.
В Заключении подведены итоги исследования данной темы, сформулированы выводы, которые пригодятся в дальнейшей практической профессиональной деятельности.
Глава 1
Феномен молодежной субкультуры
В наше время феномен молодежной субкультуры является актуальной темой для изучения. Это достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Поскольку материалом моей работы служит молодежная субкультура, следует остановиться на понимании этого термина и историческом аспекте развития. Именно поэтому в данной главе будут рассмотрены такие понятия, как «молодежь», «культура», «субкультура» и ее виды, «контркультура», причины и история возникновения.
Чтобы подробно рассмотреть молодёжные субкультуры, необходимо определиться с понятием «молодежь» и ее отличительными чертами от других общественных групп. В литературных источниках молодежь определяется как особая социальная демографическая группа общества с характерными социально-психологическими свойствами, профессиональными и социальными ориентирами, которые определяются уровнем социально-экономического и культурного развития. Ее выгодно отличают мобильность и интеллектуальная активность от других возрастных групп. Возрастные рамки в разных странах отличаются. Нижняя граница возраста устанавливается в возрасте 14-16 лет и определяется биопсихологическими особенностями организма: половое созревание, физический рост, становление устойчивости психики, а так же переход личности от внешнего самоопределения окружающей среды к решению ее внутренних проблем. Верхняя граница - 25-30 лет и старше с наступления «взрослости», когда человек может самостоятельно принимать решения, реализовывать их, быть ответственным за свои действия. Молодежь выделяет свою культуру и свою субкультуру, которые их объединяют и развивают.
Понятие «культуры» трактуется в социальной науке достаточно широко. Невозможно найти однозначного определения данного социального феномена. Иногда понятия «культура» и «общество» в работах социологов трактуются как тождественные, ряд исследователей рассматривает культуру как подсистему общества, часть исследователей, напротив, считают понятие культуры шире, чем понятие общества. В любом случае, универсального определения культуре дать невозможно. По данным литературы, культура - это понятие многоплановое, неоднозначное и спорное[9].В научных источниках существует много определений культуры. Различные научные подходы привели к многообразию трактовок роли, места и сущности культуры в современной цивилизации. Высказывается даже такое мнение, что найти адекватное определение культуры, отвечающее задачам общетеоретического ее изучения, невозможно[10].
Так, согласно изученной литературе, выделены следующие определения понятия культуры:
1. Культура - это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой жизни в соотнесенности его со смыслом сущего [13];
2. По мнению известного американского социолога, русского эмигранта, П. А. Сорокина, рассматривающего в качестве культуры «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения» [1].
Выдающийся американский антрополог, этнолог и культуролог - Лесли Алвин Уайт, ввёл в науку термин «культурология» и выделил её как самостоятельную дисциплину. Под его пониманием, культура - это организация разнообразных явлений - материальных объектов, телесных актов, идей и чувств, которые состоят из символов или зависят от их употребления[4].
Социолог К. Янг утверждал, что «культура - это формы привычного поведения, общие для группы, общности или общества. Она состоит из материальных и нематериальных элементов» [2].
Антрополог Р. Линтон указывал: "а) Культуры - это, в конечном счете, не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества, б) Культура - это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членам данного общества" [2].
Создание, совершенствование и передача культуры последующим поколениям основываются на процессе общения и социализации, когда происходит освоение ценностей, верований, норм и правил жизни, идеалов предшествующих поколений [6, 7].
Молодежь - это значительная часть людей нашего общества. Она стоит на этапе своего социального становления, освоения социальной роли. Данной группе хочется быть оригинальной, необычной, свои мировоззрения выражать в яркой экспрессивной форме, порой эпатажной, непонятной основной массе людей.
Американский социолог Т. Парсонс рассматривает понятие «молодежная культура» как некое стремление копировать главные внешнекультурные формы и роли взрослого периода жизни. Молодежь выделяет из всего спектра ценностей, норм, качеств зрелого человека те, которые сочетаются с представлениями о должном. Они приносят пользу в разрешении эмоционально- психологического напряжения и противоречия. Таким образом, многие молодые люди объединяются в различные группировки, которые иногда способны принять солидные масштабы. Многие становятся известны и популярны во всем мире, другие - только в какой-то отдельной стране или городе. Такие группировки в настоящее время принято называть модным словом «субкультура».
Появление молодежных субкультур связано с вхождением общества в индустриальную эпоху, эпоху постмодернизма и постиндустриального общества.
Смысл и причины появления молодежного явления как субкультура неоднозначно трактуется в отечественной науке. Научных работ, изучающих эту проблему мало, они появились сравнительно недавно. Это связано с тем, что советская педагогика, несмотря на наличие в стране разнообразных неформальных молодежных сообществ, отказывалась от изучения их. Так, И.С. Кон [5] отмечает, что «некоторые советские социологи возражали даже против самого этого термина («юношеская субкультура»), считая его «буржуазным».
Субкультура (sub - под и cultura - культура; подкультура) - это культура некой общности людей, объединенных общими ценностями, мировоззрением, интересами, особенностями жизнедеятельности и другими аспектами, также субкультурой иногда называют саму общность. Она формируется благодаря возрасту, национальности, вероисповедования, социального статуса или места проживания. Как правило, субкультура сосредоточена на дружбе группы сверстников, а не на семье. Представители субкультур продвигают свой собственный имидж, язык, взгляды на жизнь, манеры и стиль поведения и др.
Глубоко изучил этот вопрос И.С.Кон[5], советский и российский социолог, антрополог, философ, рассматривая молодежную субкультуру, он показал, что «вопрос этот имеет две стороны. Во-первых, юношество, так или иначе, воспринимает и усваивает культуру, созданную прошлыми поколениями. Во-вторых, каждое поколение молодежи создает нечто новое, свое и имеет свою собственную возрастную субкультуру». Молодежная субкультура, как любая культура, является динамической системой, т.е. быстро распространяется по миру, иногда модифицируется и изменяется с появлением нового поколения. Молодежная субкультура всегда вытекает из культуры взрослых и не является чем-то цельным и законченным. Как вся молодежь, она текуча, изменчива и весьма неоднородна, включает в себя множество разных, порой враждебных друг другу течений и направлений.
Известный американский социолог Альберт Коэн говорил: «субкультура – это культура в культуре, имеющая строго определенные контуры. Она включает знания, верования, цели и ценности, суждения и оценки, предрассудки и предубеждения, жаргон и манеру поведения, характерные для социальной группы и разделяемые ее членами. К этой множественной системе субкультур относится и молодежная культура» [3].
Специалист С.И. Левикова [8] указывает на следующие черты, характеризующие молодежную субкультуру:
1) молодежная субкультура представляет собой социальную общность, каждый представитель которой сам причисляет себя к ней;
2) вхождение молодого человека в ту или иную молодежную субкультуру означает принятие им и разделение ее норм, ценностей, мировосприятия, манер, стиля жизни, а также внешних атрибутов принадлежности к данной субкультуре (прическа, одежда, украшения, жаргон);
3) как правило, молодежные субкультуры возникают на основе тех или иных пристрастий к музыкальным стилям, образу жизни, отношения к определенным социальным явлениям;
4) значимые для той или иной молодежной субкультуры идеи и ценности получают внешнее выражение в обязательной для ее членов символике и атрибутике группы.
Кроме того, как показывает литература, молодежные субкультуры не имеют каких-либо жестких дифференциаций. Молодые люди могут состоять как в одной молодежной субкультуре, так и в другой, т.е. не исключается членство в других.
§1. Виды субкультур
Типологизировать молодежные субкультуры стали в семидесятые, в то время, когда это явление рассыпалось на множество различных форм. Рассматриваемые формы были характерной «групповой индивидуальностью» молодых людей, объединяющихся в субкультуры. С тех пор была создана не одна типология субкультур молодежи по многообразным принципам.
Согласно Франдкину[17], молодежные субкультуры делятся на следующие виды:
1) просоциальные, асоциальные, антисоциальные;
2) группы принадлежности и референтные;
3) большие и малые;
4) с демократическим и авторитарным подчинением;
5) разновозрастные и одновозрастные;
6) однополые и разнополые и т.д.
Сергеев С. А. [14] предложил следующую типологию субкультур:
1) романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, индеанисты, толкиенисты, с известными оговорками байкеры);
2) гедонистическо-развлекательные («мажоры», рэйверы, рэперы и т.д.);
3) криминальные («гопники», люберы);
4) анархо-нигилистические (панки, экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Тарасов А. Н. [16],основавший типологию молодежной субкультуры, отражающую обстановку в России в начале XXI века, считает, что есть несколько практически не пересекающихся «молодежных миров»:
1) «золотая молодежь» в столицах;
2) наркоманская субкультура;
3) уголовная среда;
4) «голубая» тусовка;
5) неофашисты и скинхеды;
6) «нацболы» (национал-большевики);
7) футбольные фанаты;
8) «попсовики»;
9) «старая контркультура» (субкультура, развивающая традиции хиппи 60-х годов);
10) сатанисты;
11) «новая контркультура» (оппозиционная молодежная субкультура, соединившая традиции старых хиппи, национал-большевизма и левацкого революционаризма).
Согласно Фролову С.С. [18], молодежные субкультуры подразделяются на следующую классификацию:
По принадлежности:
· Интгруппы - такие группы, к которым молодой человек чувствует свою принадлежность и в которых он идентифицируется с другими членами таким образом, что оценивает членов группы как «мы»;
· Аутогруппы – такие группы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает символические значения «не мы», «другие»;
Теории аналогичных групп создавались еще в начале XX века. Парком Р. и Берджессом Э. [21], а также Богардусом Э., предложившим концепцию социальной дистанции, которая с успехом может экстраполироваться на молодежные субкультуры, поскольку отражает атрибутивное свойство практически всех неформальных молодежных объединений.
По взаимоотношениям:
• Первичные - каждый член группы видит в другом индивида и личность; молодые люди интересуют друг друга прежде всего как личности, у них общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении. Группа всегда ориентирована на взаимосвязи ее членов;
• Вторичные - контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь дружеские личностные контакты с другими членами необязательны, все контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Группа всегда ориентирована на цель.
Важно при этом отметить, что первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется. Входящие в них молодые люди находят там интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов. Потребность молодых людей в самореализации и самовыражении удовлетворяется именно в подобных группах. В то же время члены вторичных групп имеют возможность найти эффективный механизм для достижения определенных целей, хотя и ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях. Но это довольно часто компенсируется тем, что во вторичных группах практически всегда есть некоторое число первичных.
По степени общения:
• малые группы, где молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия, там групповое мнение выступает в качестве постоянно действующего фактора социального контроля. Они конформны к групповым нормам;
• большие группы, где нет непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы. Им присущи рационально целеориентированные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, а групповое мнение редко учитывается. Большие группы конформны к политике, проводимой большей частью группы.
Исходя из подобной типологизации, а также анализируя долю участия молодого человека в той или иной субкультуре, Левикова [8] разделяет молодежные субкультуры на группы:
• «чистые» («регулярные») становятся самоцелью для молодых людей. Они, как правило, закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще;
• «смешанные», или «неполные» («нерегулярные»), участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах.
«Контркультура». Иногда группа может активно вырабатывать нормы или ценности, которые противоречат преобладающей культуре, ее содержанию и формам. Поэтому, для обозначения социально-культурных течений, отличающих от основных принципов «базовой» культуры, используется термин «контркультура».
Контркультура - направление развития современной культуры, противостоящее атмосфере современного индустриального общества, которое получило распространение среди части молодежи западных стран с конца 60-х гг. [15].
Первоначально многие субкультуры возникали как форма протеста. В западных странах контркультуры возникали как движение против войны во Вьетнаме (в США), и вообще против ценностей буржуазного мира - карьеры, семьи, церкви. В Советском Союзе известна контркультура хиппи, называемая «системой», возникшая как оппозиция существующему строю и официальному молодежному движению ВЛКСМ в частности. В современном мире продолжают существовать субкультурные формы, пусть сейчас уже и в измененном виде, а контркультурные молодежные движения, напротив, так и остались в мятежных 60-х, но смогли оплодотворить новейшие направления искусства и культуры ХХ века.
Контркультура преступного мира является старейшей. Она появилась благодаря объединению лиц, нарушающих закон. Например, ссылки в отдалённые места, тюремное заключение и «сходки». В связи с этим, образовалась жёсткая субкультура, обладающая своими законами и чёткой иерархией подчинения. Данная субкультура располагает своими отличительными особенностями в разных странах. В России после 90-х годов в массовую культуру проникли элементы контркультуры преступного мира, например, блатной жаргон и песня, татуировки.
Так же субкультура скинхедов является ярким примером контркультуры. Эта субкультура зародилась как музыкальная, продолжительное время была связана с направлениями реггии и ска, но в дальнейшем часть этой субкультуры присоединилась к радикальным политическим течениям. Но не стоит отождествлять саму субкультуру, т.е. традиционных скинхедов, и радикальную часть субкультуры, т.е. контркультуру, которая связана с неонацистами, антикоммунистами и другими политическими убеждениями.
В культуре современной молодёжи России обнаруживаются положения субкультуры и контркультуры.
§2. История возникновения
Возникновение и развитие молодежных течений и направлений имеет свою историю. Публикации относительно молодежной культуры появлялись еще в 1930-е гг., однако, как пик их развития на мятежные шестидесятые. Это связано с протестными движениями конца 50-60-х гг.XX столетия, когда молодое поколение было вовлечено в социальные проблемы общества.
Дэвид Рисмен - американский социолог, в своих исследованиях в 1950 году определил понятие субкультуры как группу людей, избирающих определенный стиль и ценности меньшинства [19]. Британский социолог Дик Хэбдидж в монографии «Субкультура: значение стиля» провел более детальный анализ явления и понятия субкультуры. Он считал, что людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности, объединяет субкультура [19].
В своих трудах французский социолог Мишель Мафессоли молодёжные субкультуры называл «городскими племенами». А российский орнитолог Виктор Дольник в книге «Непослушное дитя биосферы» использовал понятие «клубы» [19].
В СССР употреблялся особый термин - «Неформальные объединения молодёжи», отсюда, участников молодежных субкультур стали обозначать жаргонным словом – «неформалы». В современном молодежном мире субкультурное сообщество иногда обозначают жаргонным словом «тусовка».
Приблизительно в шестидесятые годы стали зарождаться хиппи. Возникновение компьютерных технологий побудило к появлению хакеров как молодежной субкультуры.
Семидесятые – это время процветания рока, особенно, панк-рока. В эти годы зарождается такое направление, как глэм-рок. В 1979 г. готику как субкультуру признали все средства массовой информации.
В восьмидесятые ознаменовались неоромантикой и развитием электро-попа. Девяностые же годы богаты смесью различных субкультур. В конце XX века шаг за шагом возникают такие субкультуры, как анимэ, эмо, гламур, антигламур и другие.
Таким образом, историю развития молодежных субкультур нашей страны можно разделить на три своеобразных «периода». Первый начался с шокирующей и контркультурной группы городской молодежи - «стиляг», которые предпочитали музыку в стиле джаз, рок-н-ролл, одевались и танцевали «стильно», за что и получили презрительную кличку «стиляги». Второй период возникает со второй половины 60-х, молодежное движение увлечено рок-музыкой, в быт молодежи постепенно проникают наркотики. В 70-е годы появляется «Система» - советская хипповская субкультура. Так называемая «Система», обновлялась через каждые 2-3 года, туда были втянуты и панки, и металлисты, и даже криминогенные люберы. Начало «третьего периода» - 1986 год, в это время было официально признано существование субкультур. Самопроизвольно возникающие группы молодежи именовали то любительскими, то неформальными, то самодеятельными. Российские «неформалы» копировали молодежные субкультуры запада и характер их течений.
Проанализировав данные литературы, можно отметить, что первостепенная причина ухода в молодежную субкультура –необходимость в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против консерватизма взрослых. Говоря субкультуре молодежи, следует помнить, что это явление спорное, разноречивое, эмоционально-импульсивное, как само юношество. Необходимо увидеть внутренние, сверхглубинные процессы становления личности, находящиеся за внешней, иногда раздражающей и непонятной стороной, а также уметь разграничивать внешнее выражение и внутренне содержание молодежной субкультуры.
Глава 2
Криминальная субкультура в Америке
В предыдущей главе упоминались определения, характеристики и причины возникновения криминальных субкультур. Наряду с изучением люберецкой субкультуры в рамках данной работы мною были получены материалы так же и другой субкультуры агрессивного и агрессивно - идеологического типа. Данная глава посвящена описанию криминальной субкультуры Америки - «рейва».
Никто не удивится тому, что современные молодежные субкультуры берут свое начало не в России, а в Америке. Америка – страна с преобладанием всевозможных молодежных субкультур, появление которых в свое время было связано с развитием движений за гражданские права в 1950–1960х годах, когда изрядная часть активистов и борцов за права тех или иных меньшинств была представлена студентами, школьниками и работающей молодежью. Благодаря увеличениям длительности социализации перед вступлением во взрослую жизнь и ростом благосостояния, происходило развитие общества. Субкультуры, рожденные в США, продолжают и в настоящее время активно влиять на динамику мировоззрения молодых людей. Кроме того, как и в России, преступный мир западных стран имеет свои неповторимые особенности и черты, состоит из необходимых сведений и выполняет определенные функции, которые помогают поддерживать свое существование.
§1. История развития субкультуры
В конце 50-60-х г.XX века сленговое слово «рейв» («rave») применялось выходцами с Карибских островов и обозначало массовую вечеринку. Это слово с английского языка переводится как бред, бессвязная речь, безумие, весёлое сборище, вечеринка.
В первый раз рейвы как массовые вечеринки с выступлением ди-джеев и исполнителей электронной музыки появились в начале 80-х годов XX века в США. Под конец 1980-х годов данным термином начали обозначать субкультуру «рейверы». В 1988 году рейвы, как многочисленные ночные встречи, распространились по всей Великобритании и стали массовым феноменом, а уже к началу девяностых утвердились за территорией страны. Однако, до 1988 года существовали ди-джеи, вечеринки и клубы, но именно этот год произвел на обществе настоящий культурный переворот. Многое изменилось: молодежь по-другому стала преподносить себя, поменялась одежда, появились совершенно иные виды танцев и музыки. Масса представителей электронной танцевальной музыки возгласили о факте рейверства, и о том, что этот широкий музыкальный жанр – достойная замена рок-н-роллу. Таким образом, в 90-х годах электронная музыка стала частью жизни движения рейверов. Между 1997 и 2000 годами фестивали «LoveParade», проходившие в Берлине, собрали больше миллиона желающих посетить вечеринку рейверов, а затем подобные встречи проходили и в таких городах Германии, как Эссен, Дортмунд, также, «Будапештпарад» в Венгрии, «Стритпарад» в Швейцарии. Выступления с участием огромного количества людей, так называемых фриков, танцующих под электронную музыку с разукрашенными лицами в немного нелепых, но от этого ещё более привлекательных костюмах. В г. Дортмунд, который принимал в 2008 г. «Парад Любви», побывало полтора миллиона человека. Представители молодежной среды заметно тяготеют к вненациональным и неидеологизированным формам культуры. Не случайно по сути дела она не знает национальных величин и легко и быстро распределяется по регионам, странам и континентам.
До середины 80-х годов электронная танцевальная музыка, в особенности кислотный хаус и техно еще не звучали в клубах и на свободных вечеринках. Такие модные вечеринки привлекали тысячи людей. Исконно самые первые рейв-вечеринки проводились на складах, заброшенных амбарах и заводах или же на обширном участке земли под открытым небом, где собирались тысячи и более людей. Обычно такие массовые мероприятия в провинции никем не контролировались и тем самым вызывали у общества негативное отношение. Как правило, эти вечеринки отличались высокой ценой, но невысоким качеством и считались закрытыми.
В начале двухтысячных все еще продолжали существовать тайные и незаконные вечеринки в закрытых клубах. Существовал особый лозунг - «PLUR» («Peace, Love, Unity, andRespect» - «Мир, любовь, единство и уважение»). На закрытых вечеринках продолжали играть музыку при помощи различных ударных инструментов, танцевать весьма свободные танцы. Однако на сегодняшний день официальная аббревиатура уже не так общераспространенна. Впрочем, сам термин еще отлично годится для определения идеологии и видения рейверов. Большинство представителей стараются придерживаться принципа «PLUR»; выражается это в том, что они прилежно стараются быть гиперчувствительными, настоящими, открытыми. Даже в самых ужасающих моментах (к примеру, закончилась вода в бутыле, экстази оказался аспирином, неоновые палочки не светятся и т. п.) представители считают, что «все, что ни делается, - к лучшему».
Слово «rave» равняется по замыслу к «точке потери сознания». Развивалась субкультура рейверов параллельно с распространением наркотиков. В обыденном сознании молодежная субкультура прочно увязывается с наркоманией и тем самым, жизнь молодых людей целиком зависит от синтетических веществ. Метилендиоксиметамфетамин (MDMA) – это химическое соединение, по-простому называется «экстази» [24]. Данная вариация веществ в виде таблеток, кристаллов или порошка является главным источником жизненной силы, удовольствия и расширения сознания рейверов. Экстази – это синтетический психоактивный наркотик, внесённый в список запрещённых веществ, который имеет свойства стимулятора и галлюциногена [24]. Наркотики являлись доступным средством и критиковались инициативными группами родителей и представителями закона. Однако запущенное действие уже было трудно остановить, потому что не существовало ограничений на возраст и прием наркотиков. Благодаря распространению наркотиков на рейверсих дискотеках сходились до двадцати пяти тысяч человек, вместо четырех тысяч, которые посещали совершенно обычную вечеринку. Период экстази-прихода, как правило, длится пять часов. У рейверов появлялась сильная энергия, молодежь счастлива, бодра и эмоциональна. Мощная музыка добавляет особый эффект такому состоянию: затяжные припадки, своеобразные лихорадочные танцы, объятия и безумные улыбки. Кроме всего вышеперечисленного, в таком психическом сотоянии рейверы предрасположены к состраданию и сопереживанию.
В свое время, власти неприязненно откликались на быстрорастущий рейтинг рейвов. Они многократно во всеуслышание высказывали свои протесты по отношению к субкультуре и штрафовали любого, кто устраивал нелегальные вечеринки. Полиция в свою очередь применяла жестокие меры к толпе загородных рейверов. Уже к 2000-м годам рейверские вечеринки в большинстве случаев стали выражать протест к приему препаратов, включенных в список наркотических веществ. К сокращению дискотек привел рост уровня преступности, отчасти связанный с освоением кокаина. За последние сорок лет субкультура рейверов целиком освободилась от политической подоплеки своих увлечений и деградировала в вид, увлекающийся только танцами и употреблением синтетических психоактивных веществ. Субкультура продолжает развиваться и по сей день. Многие отмечают, что рейверы - это один из немногих видов субкультур, которые с радостью принимают свое название. Вдобавок ко всему, некоторые деятели молодежной культуры, а именно, ключевые фигуры специфичных вечеринок - ди-джеи, изрекались и изрекаются до сих пор по поводу чрезвычайно негативного отношения к приему наркотических средств. За минувшие годы рейв остался без своей контркультурной тональности в духе психоделической хиппи-революции 60-х, сейчас же рейв-вечеринки стали забавным времяпрепровождением, яркими и легкими развлечениями подростков, приравнявшись к диско. Поэтапно, определенной частью альтернативной молодежи рейв стал рассматриваться как разнообразие техно-попсы. В новоявленных коммерческих проектах, связанных с рейверством, могут участвовать до двадцати тысяч человек. Кроме этого, некоторая доля рейверов объединилась с «нью-эйдж», оставшаяся часть превратилась в клубных рейверов - доминирующую культуру, составив продвинутую часть молодежного мэйнстрима.
§2. Основные характеристики и черты
Рейверы – это субкультура молодых людей, которые любят вечеринки и своеобразную музыку. В связи с тем, что в их основе лежит эмоциональное, психическое состояние, то внешний вид и поведение пропагандируют отход человека от природы. Прежде всего, в одежде приветствуются все яркие кислотные оттенки и искусственные материалы (винил, пластик). Например, наиболее популярными цветами являются ярко-розовый, ярко-оранжевый, ядовито-фиолетовый, лимонно-желтый цвет и другие насыщенные гаммы. В одежде крайне распространены яркие широкие штаны (они могут быть с декоративной шнуровкой по бокам, боковыми вставками или же заплатками) и яркие футболки. Рейверы часто носят комбинезоны; толстовки с капюшоном на молнии или с карманами кенгуру; мини-юбки или юбки с разрезом. Нельзя не отметить обувь, объемные башмаки-ботинки на платформе, достигающей 20, а то и 30 сантиметров.
Волосы рейверов, чаще всего, отображают их внутреннее эмоциально-психическое состояние. Многие молодые люди свои короткостриженные волосы окрашивают в яркие, насыщенные цвета. Иногда на волосах рисуют квадраты, круги и другие геометрические фигуры. Обычно волосы закреплены незаметными заколками или резинками. Причёска приводится с помощью геля в состояние художественного беспорядка и применяются блёстки. К образу добавляют неестественно-яркий макияж.
Рейверы старательно избегают татуировок. Но, являются страстными поклонниками пирсинга в самых доступных местах для публики, например, пирсинг на лице.
К своему облику представители субкультуры добавляют различные виды аксессуаров: портфели, браслеты, пояса, бутылки воды, ошейники, белые перчатки, пластиковые солнцезащитные очки, особые серьги и многое другое. Эти аксессуары помогают выделяться рейверам из толпы, но некоторые служат не только для этой функции. Например, конфеты, леденцы на палочке, жевательные резинки обеспечивают необходимое для танцев содержание сахара в крови, а так же, помогают справиться с постоянным стуком челюстей, который вызывает экстази. Избавиться от постоянных подергиваний рта помогают и обычные детские соски-пустышки, свистки, неоновые святящиеся палочки. Поэтому, в своей одежде рейверы предпочитают множество обширных карманов, т.к. в них помещается все необходимые аксессуары и атрибуты. Нельзя не отметить употребление ярких газовых масок. Когда толпа людей зажигала под ритмичные биты (особенно на складах), воздух был заполнен пылью и становилось трудно дышать, поэтому многие рейверы пришли к помощи масок. С течением времени, потребность исчезла, и такой аксессуар только лишь дополнял образ.
Таким образом, более вызывающей была одежда и аксессуары, тем лучше. Рейверы предпочитали максимально кричаще-яркие волосы и наряды, чтобы ни у кого не возникало сомнений в том, кем они являются.
В настоящие дни культура рейва испытывает некоторые преобразования. Совсем недавно их вечеринки предполагали массовые многотысячные мероприятия, сейчас же, в эпоху клубов, гулянки рейверов переносятся на танцпол. Современные рейверы именно здесь, как правило, и демонстрируют свою одежду, реже встречаются в своей экипировке на улице.
Хоть манера данного направления совершенствуется очень быстрыми шагами. В настоящее время, многие дизайнеры создают одежду, обувь и аксессуары данного стиля – имеются даже высокоспециализированные магазины для рейверов. Основной задачей дизайнера является разработка рисунков и фасонов, сочетание материалов, которые будут нанесены на одежду. Красочные картинки, символики, эмблемы могут быть нанесены на футболки, майки, жилеты, рюкзаки, перчатки, очки и на другую атрибутику рейверов. Дизайнеры находят содержание рейверских изображений из мира воображений, что может возникать под влиянием музыки и разновидностей галлюциногенов.
Подводя итог, субкультура рейверов в какой-то степени схожа с движением «хиппи». Они постоянно находятся в вихре событий и ночных забав. Экстравагантная внешность субкультуры – это не какая-то определенная цель, это лишь один из инструментов самовыражения и уход от реальности. Система взглядов членов движения основана на «невмешательстве». Для примера, настоящий рейвер быстрее подзаработает на развлечение, чем попросит деньги у родителей, родственников и знакомых.
Субкультура рейверов – это целый образ жизни. Их представители специально выстраивали свой распорядок дня таким образом, чтобы было достаточно свободного времени ночью.
Неотъемлемая часть стиля жизни рейверов – это ночные вечеринки с очень громким звуком, компьютерной графикой и лучами лазеров. Соответственно, рейверы ведут ночной образ жизни и их жизнь – сплошное развлечение. Поэтому, многие приравнивают рейверов с понятием «тусовщик». Как уже упоминалось ранее, в молодежной субкультуре рейверов музыка стоит на особом месте. Ключевой фигурой на вечеринке являлись ди-джеи, т.к только они могли задать ритм от 115 до 160 ударов в минуту. Благодаря подбору определенной музыки, навыку собирать все это воедино, ди-джеи могли управлять эмоциональным состоянием публики. Основной замысел вечеринок построен на импровизации звуков и на визуальных эффектах, что вводит людей в другое физическое и психологическое состояние. Техно-музыка – основной музыкальный жанр, исполняемый на рейвах. Для данного стиля характерны искусственность звука, акцент на механические ритмы, многократные повторы структурных элементов музыкального произведения. Существуют разнообразные подстили: брейкбит, джангл, хардкор-техно, бигбит, эйсид-хаус, драм-н-бэйс, транс, хардкор. Источник жизненных ориентиров рейверов - образцы стиля и образа жизни музыкальных кумиров. Одни из самых популярных групп, исполняющих рейв: «AGuyCalledGerald», «TheProdigy», «Scooter», «Westbam», «808 State», «U96», «Grid», «JoeyBeltram», «TheShamen», «X-Perience». Технические достижения оказали колоссальное воздействие на совершенствование направления. «Техно - это музыка, звучащая, как технология», - говорил Хуан Аткинс, один из основателей этого стиля. Данный стиль - это культура больших городов. Контингент приверженцев техно принципиально не имеет характерных признаков. В этой культуре максимален культ безымянности. Появляется новое техническое музыкальное оборудование – сэмплер, которое открыло новую эпоху в развитии субкультур. Благодаря нему, каждый молодой человек мог создать свою музыку из обрывков и вырезок другой. Культура рейва - это продолжающееся всю ночь расслабление, главенство экстази, стремление избегать конфликтов. С этой культурой связывают новые измерения клубных сцен.
Их ночная жизнь должна быть максимально полноценной и насыщенной, но это также зависит от ди-джеев, программ клубов, контингента и многих других значимых факторов. Субкультура рейверов обновляется и трансформируется до сих пор. Но так же, как и в девяностые годы, в клубах существует и развивается допинг, и на сегодня субкультуру можно рассматривать как закономерное проявление потребительского общества, но представители этой субкультуры не протестуют и не самовыражаются, а просто отдыхают.
Глава 3
Криминальная субкультура в России
В предыдущей главе раскрыты определения, характеристики и основные черты становления криминальной субкультуры за рубежом - рейверов. Данная глава отражает описание, причины возникновения такой криминальной субкультуры, как люберы (лю́беров также по-другому называют любера́ми).
Люберы - это подростковое движение, сформированное в г. Люберцы в черте Московской области в конце семидесятых и просуществовавшее до 90-х годов XX века в большинстве городов СССР.
Наименование субкультуры произошло от названия одного из величайших индустриальных районов Подмосковья, где основной социальный состав - промышленные рабочие. Именно интенсивное создание таких промышленных центров, сопровождающееся массовым ввозом рабочей силы, быстрым ростом количества и централизации жителей определенного демографического слоя создавало условия для зарождения агрессивной подростковой субкультуры, примером которой являются люберы.
§1. История развития субкультуры
В начале семидесятых многие регионы России, включительно Москва и Подмосковье, подверглись влиянию на бум, вызванный некоторыми западными видами спорта. В моде укрепилось увлечение культуризмом (рукопашный бой, бокс, плавание, бег, прыжки и другие виды спорта). Изначально силовые виды спорта выступали как средство увеличения физической силы мускулов. Удивительным итогом послужило явное сокращение уровня подростковой преступности в городах. Основная причина этого снижения - само появление нового увлечения. Тем не менее, через некоторое время начал функционировать новый фактор, и в связи с этим, появилось идеологическое преобразование субкультуры. Несмотря на формальный запрет, культуризм широко развивался и в г. Люберцы, в одном из центров столичного региона. Поэтому, во время подготовки к Олимпийским играм 1980 года, при поддержке местных властей, начиная с 70-х годов, усиленно совершенствовались школы силовых видов спорта. Спортсмены, привозившие западные специализированные печатные периодические издания для самообучения, на первых порах были проводниками данной моды. Эти журналы, как одно из существенных средств массовой информации, стали быстро распространяться по знакомым или даже перепродаваться. Сначала культуризмом занимались сами спортсмены и их близкие знакомые, т.к. они имели больше возможностей. Затем уже молодежь делилась опытом и навыками со своими сподвижниками по двору и по школе. Этот процесс автоматически делал их лидерами дворовых команд, где они получали безусловную престижность. Культуризм стал модным и выгодным занятием: это способствовало развитию уважения и авторитета, эстетичную фигуру, физическое главенство перед другими. Дворовые команды решительно усиливали свое прежнее положение в подростковой среде, подчиняли себе более слабые группировки, занимали выгодные позиции. Другим командам, чтобы сохранить свое «лицо» и остаться независимыми, также необходимо было заняться силовыми видами спорта, но они нуждались в помещении и инвентаре. Такими помещениями послужили пустующие подвалы, которые специально оборудовали под спортивные залы, а инвентарь производился на заводах задействованными в работе представителями команд, или же воровался. Культуризм восстановил мир между многими люберецкими командами. Так, они фундаментально занялись процессом овладения спортивным мастерством и его совершенствования. Драки отходили на второй план, так как спорт отнимал в достаточной мере свободное время и силы. К тому же, стало выгоднее помогать друг другу в процессе саморазвития на тренировках, а не являться помехой.
Таким образом, с первых шагов зарождения движения сложились две группы - «спортсмены» и «хулиганы». Первая группа – это люди, целеустремленно занимающиеся спортом, они старались достичь высоких результатов, часто не интересовались уличной жизнью. Для второй группы, спорт не являлся самоцелью, они воспринимали его как высокопрестижное времяпрепровождение. При этом, «спортсмены» пользовались несомненным авторитетом у «хулиганов» и оказывали сильнейшее влияние на них. Особым сплачивающим фактором послужили поездки люберецких групп в места молодёжного массового отдыха г. Москва, например, встречи в крупных парках, на центральных дискотеках или в кафе. Отправляясь в поездки, люберы оказывались во взаимодействии с другими многочисленными уличными компаниями. Поэтому, в ряде случаев эти путешествия сопровождались конфликтами, провоцируемыми не только люберецкой молодежью, но и москвичами.
Как было сказано раннее, культуризм в семидесятые годы в России был запрещен и во многих районах даже преследовался. Однако люберецкие власти не обращали на это внимание, решив, что увлечение спортом отвлекает молодежь от хулиганства и преступности. Родители по таким же причинам одобряли новое увлечение и даже просили своих приятелей устроить их детей в подвал. Таким образом, для серьезно занимающихся культуризмом групп, потасовки отошли на второй план. Как правило, лидерами таких групп становились взрослые («старики»), которые большое количество времени занимались определенным видом спорта, прошли армию, работали и имели свою семью. Кроме чисто спортивных навыков, они стали внушать подросткам свою собственную идеологию: позитивно рассказывали о службе в армии, о не сочетаемости спорта с алкоголем, наркотиками и многое другое. «Старики» прививали молодежи и определенное политическое мировоззрение. В качестве культа выдвигался идеал физического здоровья и мускул. Особую популярность имели фигуры известных западных культуристов. Между подвалами возникали особые соревнования по степени накаченности. У некоторых команд появились свои девизы, например, «Физическое совершенство вместо наркотического и алкогольного балдежа». Команды ставили перед собой четкие установки и цели: достижение физического совершенства и подготовка к службе в Советской Армии. Обосновывалось это как патриотический долг каждого мужчины, хотя на более глубоком психологическом уровне армейская служба воспринималась ими скорее как испытание, которое должен пройти каждый «настоящий» мужчина.
Со второй половины 80-х годов у люберов появляется своя символика и гимн.
Таким образом, название «люберы» субкультурное движение получает в начале восьмидесятых, в то время, когда некоторые группы стали выезжать в Москву с целью «восстановления справедливости». Движение стало разрастаться, теперь в Москву стали ездить не только люберчане, но и жители других городов ближнего Подмосковья.
Включительно до 1985 года деятельность люберов в СМИ никак не отображалась. Широкая популярность возникла в июне 1986 года, после опубликования статьи в газете «Советская Россия», где сообщались сведения, что вечером 9 мая по Красной площади разгуливала колонна молодых людей, хором скандирующая «Люберцы! Люберцы!». После этого о субкультуре стали писать очень многие центральные газеты и журналы («Комсомольская правда», «Собеседник», «Огонёк», «Литературная газета», «Ленинское знамя»)[20].
Именно благодаря этим статьям, субкультура заняла позицию нового уровня, и с конца 1986 года любера стали общепризнанными. Термин «любер» увеличил свои пределы по всей стране и стал нарицательным, народ люберов уважал.
К весне 1987 года «люберство» вошло в моду. В этот период кульминации, люберы состояли из множества команд, которые взаимодействовали и поддерживали друг друга. Классическая команда состояла из 10 - 30 человек, они формировались по месту жительства, учебы и по «качалкам». Каждая команда имела свои авторитеты, которые играли роль лидеров. Самые сильные и опытные ребята время от времени сменялись, статус лидера был непостоянен. Но это не значило, что авторитет освободившего место падал, в любой момент он его мог занять снова. В командах не существовало строгого распределения должностей и обязанностей. Также отсутствовало требование поголовного участия в событиях. По сравнению с другими агрессивными субкультурами, внутреннее устройство люберов выглядело довольно демократичным, кроме их внешних акций. Членство в команде позволяло заявить о себе, завоевать авторитет. Из-за боязни остаться без этого, молодежь без принуждения выполняла требования авторитетов. Участие в мероприятиях являлось добровольным, но в тоже время было подкреплено единством и условием членства в команде. Подросток, принимая участие в деле, лишний раз может проявить себя и доказать свою преданность. Не существовало суровой организации, но при надобности люберы могли быстро собраться в нужном месте до 200 человек и более. Это происходило с помощью телефонной «обзвонки», т.е. каждый обзванивал всех своих знакомых, а те своих.
Не считая люберецкую молодёжь, стали именовать себя «люберами» и симпатизирующие им молодые люди с окраин Москвы, из промышленных городов и посёлков, из разнообразных поселений Подмосковья, которых попросту члены неформальных молодёжных группировок называли «люберами сопутствующей волны». Так, «любером» стали обозначать представителя определённой субкультуры, независимо от места жительства. Молодёжные группы, подобные люберским, начали возникать и в других городах СССР, например, в Ленинграде. После этого, мода на люберов распространилась по всему Советскому Союзу. Это был некий отклик молодёжи на приход массовых демонстрирований неформальной культуры.
В свою очередь, в первой половине 1987 года неформальная московская молодёжь стала инициативно сплачиваться с целью борьбы с люберами. Отныне прибывающие в столицу любера не являлись однозначными агрессорами, теперь это была оппозиция равноправных по мощи молодёжных группировок. Металлисты давали наиболее организованный «отпор» представителям люберов. В конце зимы - начале весны 1987 года стал заметен резкий рост деятельности этого противоборства. 21 февраля в разных районах Москвы была отмечена концентрация молодежных групп, которую смогли рассредоточить только усилия милиции. На следующий день группа в составе 1000 человек собралась в ЦПКиО им. Горького для того, чтобы выяснить отношения, молодежь скопилась в Москворецком, Краснопресненском и Свердловском районах, а также в метрополитене. 1 марта на Садовом кольце скооперировались так же около 1000 молодых людей, которые собирались устроить побой люберам. Спустя несколько дней ситуация проявилась вновь возле Киевского вокзала г. Москвы. С обеих сторон Крымского моста было скинуто в реку много народа. Кроме этого, была ситуация, когда к парку им. Горького подошла толпа около 3 тысяч человек. Во избежание массовых драк, в эти дни московская и областная милиция ставила кордоны против приезжающей молодёжи на подмосковных железнодорожных станциях Ухтомская, Люберцы и Томилино. Так же, кордоны находились у станции метро «Ждановская» и на автобусных остановках. Электропоезда усиленно проверялись нарядами милиции. УВД г. Люберцы и городской комитет комсомола проводили рейды по спортзалам, которые находились в подвальных помещениях города.
Угасание деятельности движения «люберов» началось фактически следом за его кульминацией 1986 года. Причиной спада являлся тот факт, что сами люберы не смогли соблюсти моральных принципов своей установленной идеологии, которая позволяла и даже настаивала на избивании «врагов» («нацисты», «панки»), но в это же время имела резкие суждения по поводу таких чисто уголовных преступлений, как нападение, бандитизм, насилие. Безнаказанность, появившаяся вследствие похвалы их действий со стороны милиции и населения Люберец, привела к существованию вседозволенности: с 1986 года люберы избивали всех, кто им не нравился, либо выражали свое раздражение по поводу их поступков. Заострялось внимание на разделе социального мира на своих и чужих. Такое разделение было характерно и раньше, но тогда оно дошло до высшей точки: кто не с нами, тот «враг». Увеличился уровень количества и жестокости избиений, некоторые заканчивались смертельными исходами. Появились элементы проявления жестокости (для примера, молодых людей, обладающих длинными волосами, стригли ключами) и все без исключения пытались сколотить капитал за счет грабежа.
Решительно изменилось отношение к Москве и ее жителям: они стали считаться чужаками. Эта неприязнь обосновалась из-за того, что Москва - это «рассадник» неформалов, которых в Люберцах практически не было, и наличием в столице, доведённой до высокого уровня досуговой инфраструктуры (бары, клубы, рестораны, парки и пр.), которая в Люберцах также отсутствовала. Особое отвращение вызывали подростки, проживающие в Москве: «они там привыкли жить на всем готовеньком, а сами хиляки, ничего делать не умеют. Их и в армии за это никто не любит: подтянуться не умеют, а гонора много» [22]. Теперь основная задача люберов - переназначение материальных благ в свою пользу, т.е. нечто сходное с борьбой за социальную справедливость, попросту - грабежи. Они совершались не только неформалами, любой молодой москвич мог быть ограблен, а вдобавок мог получить серьезные телесные повреждения. Разделение территории так же входило в распределение материальных благ. Драки велись за престижные бары, дискотеки и т.д. В местах, которые были завоеваны, устанавливали свои порядки. Объявили войну и Москве.
В 1987 году население было возмущено. Милиция начала принимать меры по прекращению массовых выездов люберов в Москву. Для реализации поставленных целей мобилизовались комсомол и партийные работники. Органы правопорядка устанавливали дежурства в часто посещаемых местах, к примеру, парк им. Горького, кафе «Метелица», ул. Арбат. У подростков, которые внешне походили на «люберов», спрашивали паспорт. У тех, кто не имел паспорта и тех, кто, наоборот, имел люберецкую прописку, отправляли в отделения милиции. По выходным комсомольцы из люберецкого райкома ВЛКСМ выдвигались в столицу, отлавливали представителей субкультуры и на автобусах отправляли их домой. Самые активные ставились на специальный учет. Комсомольцам дежурить в парках помогали инспектора по делам несовершеннолетних г. Люберцы. На границе между Люберцами и Москвой в официально отмечаемые торжественные дни ставились милицейские кордоны. Люберов высаживали с автобусных рейсов и электричек. В силу этого, удалось приостановить частые массовые побои численностью в сто человек с каждой стороны.
В завершении 1989г., часть люберов стала жить спокойной жизнью, а часть ушла под влияние «сидевших» и проникла в криминальную деятельность, сотрудничая с рядами Люберецкой и другими преступными группировками. Как утверждают сами люберы, криминалу подверглась самая спортивная и боеспособная часть группы. Остальные – образумились и стали общаться с обыкновенными людьми.
В современности, Россия практически не имеет люберов. Память о них сохранились только в песнях, исполняемых представителями русского рока и некоторых фильмах тех лет.
По состоянию на 2009 г. город Люберцы уже не входит в тройку самых криминогенных городов Подмосковья.
§2. Основные характеристики и черты
Культ физической силы вместе с её практическим применением развил особую люберецкую моду. Что касается одежды, то люберам был предпочтителен свободный стиль. Таким образом, характерной одеждой люберов являлись широкие клетчатые штаны, кожаные куртки или же «аляски», рубашки белого цвета, узкие чёрные галстуки. В роли головного убора служили клетчатые кепки. Летом представители субкультуры носили майки для того, чтобы были видны мускулы и тренировочные штаны. Пользовались популярностью футболки с героями кино «Коммандо» и «Рэмбо». А зимой - обтягивающие вязаные или меховые шапки, шарфы белого цвета и войлочные ботинки на молнии. Меховые шапки служили парадной одеждой, а вязаные - использовались на выезды в Москву. Кроме того, среди люберов были распространены телогрейки. Помимо теплоты и удобства, они спасали от ударов в драке и делали мужчину более широкоплечим. Обычно их подпоясывали армейскими ремнями, с их помощью талия визуально становилась уже, а плечи шире. Армейский ремень использовался и в драке. Он обматывался по руке, как кастет, или разматывался над головой, а тяжёлая бляшка ремня работала как палица. Таким образом, в массовых драках легче отличались чужие от своих.
Широкие клетчатые штаны, сшитые из плотной ткани - распространенная часть гардероба субкультуры, их запускали в массовое производство советские ткацкие фабрики. Люберы носили их как противопоставление западным варёнкам и джинсам. Значки с В.И. Лениным так же служили противопоставлением. Из-за таких значков люберов неоднократно принимали за комсомольских дружинников. Неформалы же предпочитали другие значки, например, с символикой рок-групп или надписями на английском языке. В литературе упоминается факт, как традиционные люберы могли подзаработать горстку денег. Они отбирали значки у неформала, будто это для борьбы с Западом и сразу же перепродавали их другому неформалу. Обычно стоимость такого значка доходила до 10 рублей, когда батон хлеба стоил 20 копеек.
Из-за частого использования клетчатых брюк, курток и кепок самих люберов порою стали называть «клетчатые». С течением времени, узкие штаны в клетку позаимствовали представители других субкультур, например, рокеры, панки и другие известные субкультуры.
В музыкальных пристрастиях люберы не отличались кардинально от остальной молодежи. В большинстве случаев, субкультура слушала хиты 80-х. Хотя, в литературе также раскрывается, что некоторые люберы признавались, что преимущественно любили послушать металл, но в тоже время не принимали внешний вид западных субкультур. К концу 1980-х добавилась музыка таких известных групп, как «Любэ» и «Дюна». Гитарист популярной советской группы «Ария» Владимир Холстинин, игравший музыку в стиле «металл» - родом из Люберец, а сама группа в конце 1980-х дала концерт в Люберецком дворце культуры. Мероприятие собрало несколько сотен местных жителей, концерт прошел без нарушений и конфликтов. Кроме этого, довольно многие любера слушали «Хэви метал», «Хард рок», в том числе «DeepPurple» и «OzzyOsbourne». Причем слушали данные группы не любера из других населенных пунктов, а самые настоящие, проживающие в Люберцах и те самые, которые ездили в Москву «погонять волосатиков» (принятое словосочетание в их среде). В основном, подавляющее большинство люберов слушало то же самое, что и большинство всей советской молодежи. Это было все, что было в моде - в частности «ModernTalking», итальянцев, Александра Барыкина, «Любэ», «Арию». С 1987-1988 годов появились «Кино» и «Наутилус Помпилиус». Песня «Мама, я любера люблю» советской и российской рок-группы «ДДТ» была очень популярна с момента своего появления в Люберцах.
Вместе с тем, субкультура люберов обладает следующими основными чертами [25]:
1. Отношения внутри группы
Каждый член группы должен был соблюдать следующие требования: не предавать; уважать старших - своих авторитетов; быть солидарным с группой. Внутренние отношения групп были довольно либеральными – было разрешено иметь и высказывать свое личное мнение, и свободно выходить из группы. Участие в акциях не было обязательным, но это влияло на авторитет члена группы.
2. Отношения между группами
Вследствие конфликтов и соперничества между группами, появились такие понятия, как «общее дело» и «свои». Это обозначало, что если кто-то посторонний начинал обижать команду люберов, оставшиеся группы должны были принять защитную реакцию. В общих делах, например, оборона города от чужаков, принимали участие все группы, входящие в субкультуру. В период кульминации, когда поездки в Москву для избиения неформалов стали общим делом, вражда между группами закончилась, а соперничество приобрело форму соревнования в доблести.
3. Отношение к внешнему миру
Любера, как отличительный вид субкультуры, делили мир на «своих» и «чужих», на «наше» и «не наше». Данное деление обладало двумя аспектами. Первый аспект чисто территориальный и характерен для всех агрессивных подростковых субкультур (свои - это люберецкие, чужие - это все прочие). Второй аспект – идеологический («наше», т.е. «советское», а «не наше» - это все то, что, возникло под влиянием Запада). По заведенному порядку, «чужие» - все те, кто поддался западному влиянию. С развитием субкультуры произошли дальнейшие ее трансформации, которые сместили акценты в определении термина «чужой». Чужими стали считаться все те, кто не с «люберами». Не было стремления в уничтожении, но их ненавидели за то, что они «не свои».
4. Идеология субкультуры - официальная идеология СССР
Была замечена нестандартная форма патриотизма – непризнание всего западного и нанесение побоев или совершение иных насильственных действий в отношении переносчиков «западного влияния». В этом случае был присущ культ государства, натаскивание себя к службе в армии, безоговорочная вера всем официальным источникам (например, вера в коммунизм).
5. Эстетика
Субкультура сформировала определенную эстетику, схожую с общепринятой. Например, считалось, что у всего мужского пола должна быть короткая стрижка. С этого момента возникла полная неприязнь длинноволосых мужчин - это не модно и не красиво. Так же, была характерна простота в одежде и отвращение ко всему броскому и оригинальному.
6. Атрибутика внешнего вида
Как уже упоминалось ранее, форма одежды и отличительные знаки принадлежности к люберам: широкие брюки, заправленный свитер или футболка, иногда кепка, и прическа (как правило, очень короткая стрижка). Таким образом, данная форма одежды была принята от пришедшего западного пика моды. Вдобавок, эта одежда была удобна для драк. Со временем значок с изображением В.И. Ленина был добавлен в атрибутику. Люберов легко распознавали по накаченной фигуре, описанной выше символике и развязной походке (руки в брюки), характерной для хулиганов в целом.
Все вышесказанное относится к люберам как таковым, но никак не может быть распространено на всех люберецких подростков. Демократизм люберов проявлялся и в том, что они не сосредотачивались к увеличению численности в свой состав не включенных в субкультуру подростков путем насильственных действий. В зависимости от отношения к субкультуре, мужскую часть подросткового населения Люберец разделяли на три части: «ядро» субкультуры, «периферию» и не участвующих подростков. Как правило, в «ядро» субкультуры входило несколько десятков команд. Оно было окружено «периферией», которая состояла из подростковых компаний и отдельных индивидов, которые в свою очередь были под влиянием «ядра», могли участвовать в отдельных мероприятиях люберов, отчасти придерживались их атрибутики, сочувствовали идеям, но целиком в субкультуру не входили. Что касается не участвующих, то это такие подростки, которые знали о существовании субкультуры, но находились вне зоны воздействия. В состав не участвующих включались и подростки, принадлежащие к альтернативным субкультурам и реально существующие люберецкие металлисты. Несмотря на совокупность идеологических взглядов, злобу и рукоприкладство представителей этой субкультуры, «своих» металлистов люберы не трогали.
Заключение
Молодежная субкультура - это своеобразный образ жизни, воплощение потребностей человека, характерных в самовыражении, развитии, осмыслении своего назначения в мире. В настоящее время явление молодежной субкультуры привлекает внимание различных специалистов, в том числе, социологов, психологов, культурологов, педагогов и других квалифицированных работников.
Нами были рассмотрены существующие способы классификации молодежных субкультур в работах авторов - Фрадкин Ф.А., Сергеев С.А., Тарасов А.Н., Фролов С.С., Парк Р., Берджесс Э.
Криминальная субкультура занимает достаточно важное место в системе ценностей человека. Ее основа - несвойственные гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, которые противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. Так, контркультура преступного мира является старейшей. Вид данной субкультуры появился благодаря объединению лиц, нарушающих закон. Криминальная субкультура зародилась, когда появились первые преступники и первые места лишения свободы. Именно в них и начали создаваться все составляющие элементы криминальной субкультуры, после чего сразу начали разрушаться все культурные, моральные нормы и принципы существования общества.
В данной работе рассмотрены особенности субкультур и контркультур (ценности, мировоззрение, мобильность, интересы жизнедеятельности).
Анализ литературы позволил выделить яркие криминальные субкультуры в Америке (рейверы) и в России (люберы).
Нами проанализированы основные характерные черты и причины возникновения названных субкультур. Сходных черт немного. Первопричины возникновения и социальное положение в обществе являются одними из черт различия.
Америка - страна, в которой преобладают всевозможные молодежные субкультуры, в том числе, криминального характера. Криминальная субкультура – «рейва» развивалась параллельно с распространением наркотиков, которые были в открытом доступе. Рост преступности, связанный с проникновением на вечеринки кокаина, привёл к их сокращению. Субкультура продолжает развиваться и по сей день, но сейчас же рейв-вечеринки стали забавным времяпрепровождением, яркими и легкими развлечениями подростков, приравнявшись к диско.
Что касается криминальной субкультуры в России, то нами рассмотрена субкультура – «люберы». Наименование субкультуры произошло от названия одного из ведущих индустриальных районов Подмосковья, где основной социальный состав - промышленные рабочие. Именно интенсивное создание таких промышленных центров, сопровождающееся массовым ввозом рабочей силы, быстрым ростом численности и концентрации населения определенного демографического слоя создавало условия для зарождения агрессивной подростковой субкультуры, примером которой являются люберы.
Отмечено, что появление молодежных субкультур связано с вхождением общества в индустриальную эпоху, эпоху постмодернизма и постиндустриального общества. Первостепенная причина ухода в молодежную субкультуру – тяготение приобрести внешние, формальные характеристики, которые позволяют выделяться из общей массы населения мегаполиса, также, потребность в друзьях, конфликты дома и в школе, протест против консерватизма взрослых.
Пропаганда наркотических средств и рост наркомании - одна из существенных составляющих в динамике криминогенной обстановки, что связано с ухудшением социально-экономического положения страны. За последнее время население радикально изменило свое отношение к наркотикам, в том числе, молодежь. Это происходит из-за явной тенденции к либерализации. Наркотики в процессе их употребления больше не кажутся чем-то исключительным, а обретают обыденные и повседневные свойства. Также, всем известно, что направление моды на определенный вид наркотика связано с внутренней динамикой подростковой субкультуры.
Молодость - пора, когда любой человек должен самостоятельно определить свою судьбу, найти единственно верный путь, который ведет к успеху и позволяет по максимуму реализовать свои способности и таланты. Этот период сопряжен с трудным жизненным процессом самопознания, обретения собственного “Я”. На этой стадии определяются границы реальных возможностей, понимание способностей и утверждение себя в обществе. Именно здесь субкультура молодого поколения приобретает явные контркультурные элементы. Таким образом, изучая молодежные субкультуры и их историю, в частности, контркультуры, мы можем анализировать и прогнозировать, а так же, направлять современную молодежь в нужное русло. Один из вариантов работы – сравнение субкультур, представляющих один социальный слой.
Список использованных источников
1. Букина, Е. Я. Культурология: теория и история культуры / Е. Я. Букина. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2010. - 344 с.
2. Волков, Ю.Г. Социология / Ю.Г. Волкова.– М.: Гардарики, 2003. - 512 с.
3. Громов, Д.В. Молодежные субкультуры Москвы / Д.В. Громов. - М.:ИЭА РАН, 2009. - 544 с.
4. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - СПб., 1996. - 415 с.
5. Кон, И. С.Психология ранней юности / И. С. Кон. – М., Просвещение, 1989. – 256 с.
6. Кравченко, А. И. Культурология: Уч. пос. / А. И. Кравченко.- Москва: Академический проект, 2001. - 496 с.
7. Кравченко, А.И. Хрестоматия по культурологии: уч. пос. /
А.И. Кравченко. - М.: ТК Велби; Изд-во Проспект, 2008, - 384 с.
8. Левикова, С. И. Молодежная субкультура: Уч. пос. / С.И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.
9. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры /
Е.Л. Омельченко. - М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2000. - 262 с.
10. Орлова, Н.А. Молодежные субкультуры. / Н.А. Орлова. - Томск: ТУСУР, 2007. - 150 с.
11. Переверзев, М.П. Экономические основы работы с молодежью: Учеб. Пос. / М.П. Переверзев, З.Н Калинина. Под общ.ред.
М.П. Переверзева.- М.:ИНФРА-М, 2011. - 208 с.
12. Поправко, Н. В. Основы социологии / Н. В. Поправко, А. Ю. Рыкун. - Томск: Изд-во ТомГУ, 2005. – 223 с.
13. Радугин, А.А. Культурология: Уч. пос. / А.А. Радугин. - М.: Центр, 2001. - 304 с.
14. Сергеев, С.А. Молодежные субкультуры в республике /
С.А. Сергеев. // Социологические исследования, / - 1998, №11. - 95 с.
15. Солонин, Ю.Н., Культурология: Учебник / Ю.Н. Солонин, М.С. Каган. - М.: Высшее образование, 2005. - 566 с.
16. Тарасов, А. Н. Кому союзник товарищ Че. Молодежь в провинции – новый тип оппозиции / А. Н. Тарасов. // - Век, 2000. №42. 20-27 окт.
17. Фрадкин, Ф.А. Введение в педагогическую специальность / Ф.А. Фрадкин, Л.И. Богомолова. – М.: Сфера, 1996. -64 с.
18. Фролов, С.С. Основы социологии / С.С. Фролов. - М.: Юристь, 1997. - 343 с.
19. Щепанская, Т.Б. Система: тексты и традиции субкультуры / Т.Б. Щепанская. - М.: ОГИ, 2004. - 286 с.
20. Яковлев В.Е. Контора люберов // Огонёк. - М., 1987.
21. Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chicago, 1924.
22. «Московский комсомолец», 15 окт., 1 нояб. 1988г. (Хроника происшествий).
23. URL: http://dead-line.net/kulturologiia/263946-kultura-xx-veka.html, дата обращения 01.12.2014 г.
24. URL: http://ru.narconon.org/drug_information/ecstasy-x, дата обращения 05.01.2015 г.
25. URL: http://sbelan.ru/content/субкультура-«люберов», дата обращения 07.01.2015 г.