Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
Юридический факультет
Кафедра конституционного и муниципального права
Реферат
по конституционному праву зарубежных стран на тему:
«Конституционно-правовое устройство Исламской Республики Иран»
Выполнил: студент
группы 1117БО5, 3 курс
очной формы обучения
направление подготовки
“юриспруденция”
Акатов Н.С.
Научный руководитель:
старший преподаватель
кафедры конституционного и
муниципального права
Григорьев Александр
Алексеевич
Нижний Новгород
2020
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
Глава 1. Процесс становления и развития Исламской Республики Иран…………………………….………………..………………………………..4
1.1 Процесс становления и развития Исламской Республики Иран…4
1.2 Особенности принятия и пересмотра конституции Исламской Республики Иран 1979 года……………………………………………………..6
Глава 2. Общая характеристика Конституции Ирана 1979 года……...10
Глава 3. Права и свободы человека и гражданина в Исламской Республике Иран………………………………………………………………..12
Глава 4. Система органов государственной власти в Исламской Республике Иран………………………………………………………………..15
4.1 Президент и органы исполнительной власти Республики Иран..15
4.2 Органы законодательной власти в Республике Иран……………17
4.3 Структура органов судебной власти Республики Иран…………20
Глава 5. Административно – территориальное устройство Исламской Республики Иран………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………….26
Перечень используемых источников…………………………………...28
Введение
Исламская Республика Иран занимает уникальное место в конституционной истории зарубежных стран. В литературе по конституционному праву Иран характеризуется как модернизированное теократическое государство. Вместе с тем, в условиях клерикально-авторитарного политического режима регулярно проводятся выборы, последними из которых были имевшие значительный общественный резонанс президентские выборы 2009 года Принципы ислама в этом государстве нашли конституционное закрепление и повседневно реализуются в правоприменительной практике. При этом Иран по этническому составу не относится к арабским странам, географически находясь в их окружении. Кроме того, это единственное государство региона, избежавшее прямой колонизации европейских стран. Поэтому влияние последних на государственно-правовую систему Ирана было исключительно опосредованным.[1]
Находясь на протяжении тридцати лет в условиях жесткого политического противостояния с Соединенными Штатами, власти Ирана поддерживают радикальные исламские группировки в регионе, в частности, «Хизболла», открыто угрожают существованию Государства Израиль и претендуют на особые отношения с Российской Федерацией. По этой причине, изучение особенностей конституционного устройства Исламской Республики Иран в современных реалиях имеет довольно большое значение.
Глава 1. Процесс становления и развития Исламской Республики Иран
1.1 Процесс становления и развития Исламской Республики Иран
Иранское законодательство активно изучалось отечественными учеными еще в советское время. В науке советского востоковедения достаточно позитивно оценивалось иранское законодательство 60-х годов XX века, принятое в соответствии с программой реформ, одобренных на референдуме 26 января 1963 года. В частности, к нему относились акты земельной реформы 1963-69 гг., национализация лесных угодий, изменение закона о выборах в меджлис, закон об участии рабочих в прибылях предприятий 1963 года, закон о расширении прав женщин в сфере семейных отношений 1967 года.[2]
Однако следует отметить тот факт, что в обобщающем сочинении, вышедшем в свет накануне антишахской, исламской революции 1979 года, содержался совершенно неверный вывод о том, что «объективное развитие страны, ее модернизация приводят к постепенному падению роли и влияния религии и духовенства в иранском обществе»,[3] этот вывод никак не соответствовал действительности. Дело в том, что лидер иранских фундаменталистов Р.М. Хомейни перешел в оппозицию правительству еще в 1962 году, когда по указу шаха было ликвидировано условие о том, чтобы все кандидаты в провинциальные собрания были мусульманами, а свидетели в суде получили право давать присягу не только на Коране, но и на других священных книгах. В 1963 г. он призвал не участвовать в референдуме, который должен был одобрить «белую революцию» шаха. Хомейни осудил нарушение исламских и конституционных принципов, политическое, экономическое и военное сотрудничество западных держав с Ираном, лишение свободы слова части представителей духовенства. Все это содействовало сплочению вокруг него разнородных оппозиционных сил и быстрому росту авторитета аятоллы в стране, что в конечном итоге привело к событиям исламской революции.
До Исламской революции 1979 Иран после принятия в 1906 Конституции являлся парламентской монархией, в которой реальная власть принадлежала шаху. Первая иранская Конституция состояла из двух компонентов – Основного закона, принятого в 1906 и наиболее важной части – Дополнений к Основному закону, принятых в 1907. В 1911 был принят закон о всеобщих выборах, который заложил основы избирательной системы в Иране, действующей до сих пор – всеобщее избирательное право, прямые и тайные выборы на пропорциональной основе, отмена имущественного ценза. В 1963 избирательное право получили женщины. Несмотря на значительные изменения в общественно-политической жизни Ирана в последующие 70 лет, кардинальных изменений Конституции не произошло, а внесенные поправки лишь расширили полномочия шаха. Многие из декларированных конституционных прав оказались нереализованными. В частности, не был создан согласно ст. 2 Дополнений Совет из пяти улемов, призванный контролировать соответствие принимаемых законов принципам ислама. Шах часто использовал право роспуска меджлиса (парламент). Его законотворческая деятельность контролировалась шахом.
После свержения монархии 11 февраля 1979 был проведен всеобщий референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля 1979 провозгласили исламской республикой. Конституция, принятая в декабре 1979 закрепила основные черты этого уникального государственного устройства в виде теократической республики, совмещающей элементы религиозной и республиканской власти.
Отдельные аспекты данной темы нашли отражение в трудах современных отечественных и зарубежных государствоведов. Российские юристы относят Иран к странам, где исламский фундаментализм утвердился на государственной основе.[4] Ими сделан вывод о том, что для теократической республики характерно юридическое закрепление участие духовенства не только в политической жизни, но и в непосредственном управлении государством.[5]
1.2 Особенности принятия и пересмотра конституции Исламской Республики Иран 1979 года
После насильственного свержения династии Пехлеви 11 февраля 1979 года был проведен референдум по вопросу будущего государственного устройства, по результатам которого Иран 1 апреля того же года был провозглашен исламской республикой. Концептуальные основы подобного типа государства были разработаны главой антишахской оппозиции аятоллой Рухоллой Мусави Хомейни и обстоятельно изложена в работе «Образ правления в исламской республике». В ней автор изначально постулировал необходимость учреждения исламского государства, которое возможно в двух вариантах. Первый предусматривал руководство государством со стороны «скрытого» имама Махди либо назначенного им. В этом случае Хомейни не обосновывал выбор формы правления, ибо Махди «единолично устанавливает законы, назначает исполнительные и судебные органы, руководит армией и ее вооружением, организует финансы. Он приводит в действие весь механизм власти, всю административную и финансовую систему».
Второй вариант рассчитан на отсутствие «истинного» имама, при котором наиболее адекватной для иранских шиитов, с точки зрения Хомейни, может быть только исламская республика как демократический строй, суверенитетом обладает весь народ, выражающий всеобщую волю избрать государственные органы и вручить им власть. В этой связи, в востоковедческой литературе отмечалось, что в этом Хомейни вступил в противоречие с ведущим догматом шиитского направления в исламе о наследственном характере власти, которой могут обладать исключительно потомки пророка.
Для аргументирования легитимности выборных органов власти Хомейни активно использовал теоретический арсенал исламского правоведения и богословия: во-первых, тезис о том, что фетвы (решения) тех, кто достоин выносить их в соответствии с шариатом, провозглашать исламские постановления, должны исполняться всеми, кто не обладает подобными качествами; во-вторых, положение о совете, согласно которому, при возникновении сомнений по какому-либо вопросу он должен ставиться на обсуждение; в-третьих ключевое положение о «велайат-е факих-е муджтехид» («наместнической миссии исламского законоведа высшего ранга»), в соответствии с которым, тем, кто отвечает рангу муджтехида [6]и обладает блестящими способностями толкования основ и первоисточников ислама, предоставлено «право власти над частью имущества и гражданами общества»; в-четвертых, тезис о необходимости делать добро и удерживаться от дурного поступка.
Р. Хомейни классифицировал органы власти в исламской республике следующим образом: орган принятия решений, основанных на шариате; совещательный орган; исполнительный орган власти. Орган принятия решений был спроектирован как своеобразный симбиоз законодательного органа и органа учредительной власти, состоящий из наиболее авторитетных богословов. Решения в форме единогласно принимаемых фетв в установленном порядке следовало основывать исключительно на исламских первоисточниках (Коране, Сунне), упорядочивать их и приводить в действие. После принятия решения по спорному вопросу остальные точки зрения необходимо предавать забвению, причем сторонникам того или иного муджтехида необязательно знать, кому из состава этого органа принадлежал проект решения.
Совещательный орган предусматривался как собственно парламент, депутаты которого «избираются народом». На основе фетв, принимаемых органом принятия решений, парламент должен обсуждать «различные проекты государственных дел», принимать их в соответствии с потребностями страны и передавать исполнительному органу. В составе парламента резервировалось представительство исламских богословов (не менее пяти депутатов) для того, чтобы «все законы утверждались под их надзором и не выходили за рамки предписаний ислама».
Исполнительный орган планировался как правительство исламской республики, в компетенцию которого входили бы назначение на низовые государственные должности, исполнение программ, утвержденных высшими органами власти, принятие исполнительных распоряжений, контрольные функции.
Р. Хомейни не выделял судебные органы как отдельную ветвь власти, посчитав, что в исламском государстве отправление правосудия будет осуществляться исключительно мусульманскими богословами: все сотрудники органов правосудия от министра юстиции и вплоть до судей низовых судов должны быть муджтехидами или факихами.[7] Из числа духовных лиц должны назначаться также министры и их подчиненные, которые «распоряжаются гражданами страны»: начальник полиции, ответственный за мобилизацию в армию, губернаторы.
В последний период деятельности «лидера Исламской революции» Хомейни выявилась необходимость определенных изменений его государственно-правовой доктрины. С одной стороны, он стал претендовать на роль лидера и верховного судьи всего мусульманского мира.
С другой стороны, в соответствии с письмом Хомейни от 24 апреля 1989 года был создан Совет по переоценке Конституции Исламской Республики Иран в составе 20 членов для пересмотра некоторых положений Основного закона. Наиболее сложной проблемой для этого органа стало определение критериев преемника Хомейни. По Конституции 1979, духовный лидер должен обладать публичным авторитетом, однако в шиитской традиции отсутствуют нормативные правила определения авторитета. В результате достигнутых компромиссов была выработана формула, по которой функции духовного лидера (рехбариат) были отделены от функций «авторитетного лидера» (мерьяйят). Соответственно от духовного лидера страны требовались лишь достаточный жизненный и политический опыт, его должность было решено установить как пожизненную. Избирать его должен Совет экспертов, состав которого формируется по результатам всеобщего голосования.
В принятой Конституции Исламской Республики Иран 1979 года нашли отражение практически все концептуальные установки Р. Хомейни. В пространной преамбуле к Конституции излагаются основные этапы «великой Исламской революции», приведшей к свержению «власти внутренней тирании и основанного на ней иностранного господства». Сущность Основного закона выражена в положении о том, что «Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы)».[8]
Источники конституционного права ИРИ определены в положении преамбулы о том, что законотворчество, которое отражает принципы социального управления, находится в рамках Корана и Сунны. «Поэтому необходим серьезный и пристальный контроль со стороны справедливых, праведных и преданных исламских богословов». Исходя из этого, иерархия источников выглядит следующим образом: Коран, Сунна - толкования исламских богословов - Конституция ИРИ - светское законодательство.
Глава 2. Общая характеристика Конституции Ирана 1979 года.
По форме правления Иран - республика, однако сильное влияние шиитских политических концепций придает форме правления в Иране большую специфику. Действует Конституция, утвержденная на референдуме 2-3 декабря 1979 г., с последующими (от 28 июля 1989 г.) поправками.
Конституция ИРИ имеет преамбулу, в которой изложен ход истории Ирана и революционных событий и разъясняются принципы подхода в ИРИ к различным вопросам (метод правления в исламе, армия, женщина в обществе и др.)
Основной текст Конституции состоял из 12 разделов, объединяющих 175 статей. После поправок, внесенных в 1989 году, число разделов увеличилось до 14, а статей – 177. В них нашли отражение следующие темы: общие принципы государственности, атрибуты государственной власти, права народа, экономика и финансы, права национального суверенитета и отрасли государственной власти, законодательная власть, Руководитель, исполнительная власть, внешняя политика, судебная власть, средства массовой информации. 28 июля 1989 года в Иране прошел референдум, на котором были одобрены изменения, внесенные в Конституцию. Было добавлено 2 новых раздела (Высший Совет Национальной безопасности и процедура внесения поправок в Основной Закон). Была юридически закреплена деятельность новых органов власти (Совет по определению блага строя и Совет по выработке политики реконструкции). Была упразднена должность премьер-министра, и его полномочия взял в свои руки Президент. Верховный Судебный Совет был заменен Председателем Судебной власти. Меджлис сменил название на Собрание исламского совета. Министерство по делам КСИР вошло в состав Министерства обороны. Был также введен пост Председателя Гостелерадио, назначаемого Рахбаром (ст.175).
В своей основе структура органов власти, предусмотренная проектом конституции, схожа со структурой в обычной президентской республике, представленной помимо президента парламентом, премьер-министром, министрами и властью на местах. Органы государственной власти подчинены сословно-религиозным органам. Однако в соответствии с проектом конституции эти органы власти оказываются заключенными в исламскую оболочку.
Одной из особенностей, отличающих Конституцию Исламской Республики Иран, является то, что этот Основной закон был разработан не для одного только Ирана: его можно считать проектом Конституции, призванной обеспечить необходимые условия для установления всемирного исламского режима. В этой связи в Конституции говорится, что она создает условия для продолжения этой революции внутри страны и за ее пределами, в особенности для расширения международных отношений; вместе со всеми остальными исламскими и народными движениями она стремится к построению единой нации во всем мире.
Ст. 12. Официальной религией Ирана является ислам шиитско-джаафаритского течения. Эта статья не может быть подвергнута изменению.
Все решения парламента должны в обязательном порядке поступать на утверждение Совета хранителей Конституции (Наблюдательного совета) (ст. 94). Ему предоставлено право вето. Он является высшей апелляционной инстанцией как при предварительном отборе кандидатов в депутаты Меджлиса, так и в отношении жалоб на проведение самих выборов Руководителя, Совета Экспертов, президента и в Меджлис. Совет при необходимости дает толкование Конституции. Деятельность парламента при отсутствии этого органа недействительна. Он состоит из 12 членов – 6 назначаются Руководителем, а 6 из числа лиц, рекомендованным Председателем судебной власти, выбирает парламент. Срок полномочий каждого – 6 лет.
Комитет Соблюдения Исламского Порядка, составленный из 6 юристов от Наблюдательного Совета и 6 отобранных правительством должностных лиц, решает споры между Советом и Меджлисом.[9]
Глава 3. Права и свободы человека и гражданина в Исламской Республике Иран по конституции 1979 года
"Права народа" - таково название главы 3 Конституции Исламской Республики Иран, регулирующей правовое положение человека и гражданина.
Правовое положение личности подробно регламентируется действующей Конституцией Исламской Республики Иран. Правам и обязанностям личности посвящена глава 3 Конституции (ст. 19-42). Ст. 19 Конституции устанавливает, что весь иранский народ, т.е. любая нация или община, обладает равными правами независимо от цвета кожи, расы, языка и других различий.[10]
В российской юридической литературе довольно часто встречается мнение о том, что права женщин в Иране ущемлены якобы на основании норм исламского шариата, и в этой же литературе Иран упоминается как государство, где права женщин нарушаются. Справедливости ради, необходимо отметить, что в действующей Конституции не только подробно перечислены основные права женщин, но к тому же на правительство возложена ответственность за обеспечение прав женщин во всех сферах общественной жизни. Так, например, нормы ст. 21 Конституции устанавливают способы реализации этих прав:
1. Предоставление условий для всестороннего развития женщины и защиты ее моральных и материальных прав.
2. Защита матерей, особенно в период беременности и воспитания ребенка, а также содержание на иждивении детей-сирот.
В этой же статье говорится о защите прав вдов, женщин преклонного возраста и т.п.
Ст. 26 Конституции закрепляет, что партии и политические объединения, а также профсоюзы и исламские мероприятия и признанные религиозные меньшинства обладают свободой, если их деятельность не противоречит основам суверенитета, национального единства, исламской морали, а также основам исламской республики. В этой же статье закреплено, что каждый гражданин Исламской Республики Иран имеет право принимать участие в вышеуказанных общественных объединениях.[11]
В Исламской Республике Иран Конституцией гарантируется свобода печати, прессы, если она не противоречит общему порядку и нормам ислама (ст. 24 Конституции). Также признается право на проведение мирных собраний и демонстраций, не противоречащих основам ислама.
Что касается вопроса о политических правах женщин в Республике Иран, то многие отечественные ученые-востоковеды полагают, что в республике присутствует так называемый половой ценз, ограничивающий избирательные права женской части населения. Данное положение является ошибочным, в Исламской Республике Иран такого ценза нет и женщины могут свободно реализовывать активное и пассивное избирательное право, и немало представительниц женского пола являются членами законодательного органа государства (меджлиса). Также они представлены в органах местного самоуправления и занимают крупные посты в правительстве.
Согласно ст. 28 Конституции Исламской Республики Иран каждый имеет право выбора профессии, если это не противоречит исламу и общим интересам и правам других лиц. В этой же статье говорится о том, что государство должно гарантировать всем реализацию права на труд, так как это необходимо обществу.
В Конституции (ст. 29) закреплены также основные социальные права. Например, право на социальное обеспечение, здравоохранение, пенсии. Государство должно обеспечить эти права всем гражданам из средств государственного бюджета, а также из личных пожертвований граждан. В этой связи необходимо отметить, что мечеть как религиозное учреждение играет большую роль в реализации положения вышеуказанной статьи. Среди социальных прав Конституция (ст. 30) закрепляет право на бесплатное среднее образование, и на государство возлагается обязанность расширения бесплатного высшего образования.
В Конституции детально рассматриваются права процессуального характера, среди которых: запрет незаконного ареста, применения пыток при допросе; запрещается также принуждать гражданина давать свидетельские показания. По отношению к заключенным запрещается унижать их честь и достоинство. Нарушитель в этом случае подлежит наказанию. Последние две статьи этой главы посвящены вопросу гражданства. Так, ст. 41 закрепляет, что иранское гражданство является исключительным правом любого гражданина Ирана. Государство не вправе лишить гражданства своего гражданина, кроме тех случаев, когда сам гражданин отказывается от своего гражданства или приобретает гражданство другого государства. Иностранцы могут получить иранское гражданство в соответствии с действующими законами.
Ст. 42. Иностранцы имеют право приобрести иранское гражданство в соответствии с действующими законами и могут быть лишены гражданства в случае приобретения гражданства другого государства или по собственному желанию.
Глава 4. Система органов государственной власти в Исламской Республике Иран
4.1 Президент и органы исполнительной власти Республики Иран
Президент ИРИ, избираемый на четырехлетний срок, возглавляет исполнительную власть. Он должен быть только иранцем. Должность была в значительной степени формальна до июля 1989 года, когда национальный референдум одобрил конституционные поправки - включая отмену должности Премьер-министра, - что чрезвычайно увеличило президентские полномочия. Сейчас Президент формирует Кабинет или Совет министров, состоящий сейчас из 22 министров и одобряемый законодательным органом (до 1989 года этим занимался премьер), отвечает за его деятельность перед меджлисом и Рахбаром, назначает членов Наблюдательного Совета и вице-президентов, и одновременно является председателем Совета Национальной безопасности. Президент Исламской Республики Иран является главой государства. Данное утверждение вытекает из самого наименования его должности («раис-е Джомхури-е Эслами-е Иран» – «глава Исламской Республики Иран») и предоставленных ему, в связи с занимаемым положением, полномочий, к которым относятся: регулирование отношений между законодательной, исполнительной и судебной властью, руководство исполнительной властью (кроме вопросов, непосредственно отнесенных к компетенции Рахбара), реализация программ развития, бюджета, промульгация законодательных актов, выдвижение кандидатуры премьер-министра и утверждение его в должности после получения вотума доверия в меджлисе, подписание договоров и соглашений с другими государствами, назначение послов Ирана в других странах, награждение правительственными наградами (ст. 113, 123-126, 128-129 Конституции).
В девятом разделе Конституции рассматриваются прерогативы исполнительной власти, начиная с президента, премьер-министра, министров и заканчивая армией и войсками революционной гвардии ("стражей революции"). Так, в ст. 113 говорится, что президент республики представляет высшую государственную власть в стране и отвечает за соблюдение Конституции и регулирование взаимоотношений между тремя ветвями власти. Срок полномочий президента - 4 года. Он избирается непосредственно народом. Повторное избрание допускается только на один срок (ст. 114). В ст. 115 перечисляются условия, которым должен отвечать претендент на пост президента Исламской Республики Иран (избирательный ценз). Важнейшее из них - чтобы он разделял официальную религиозную доктрину страны (т.е. был шиитом). Президентские выборы проводятся под прямым контролем со стороны Совета конституционного надзора. Избранный президент вправе назначить премьер-министра, заручившись согласием Консультативного меджлиса. Президент парафирует все международные договоры, соглашения и конвенции, заключенные Ираном с иностранными государствами, после ратификации их меджлисом. Президент вправе присутствовать на заседаниях Совета министров. В случае отсутствия президента или по причине его болезни формируется временный Президентский совет, включающий в свой состав премьер-министра, председателя Консультативного меджлиса и председателя Верховного суда. Срок полномочий такого органа не должен превышать двух месяцев (ст. 130). В случае отсутствия президента в течение более чем двух месяцев или его смерти временный Президентский совет готовит выборы нового президента в течение 50 дней (ст. 131). В ст. 133, 142 Конституции рассматриваются вопросы, связанные с назначением министров, их компетенцией и ответственностью перед президентом и исламским конституционным меджлисом, а также условия и порядок снятия их с должности. Ст. 141 запрещает министрам работать на государственных хозяйственных предприятиях. Кроме того, министры не могут быть членами Консультативного меджлиса, а также работать в адвокатуре или руководить какой-либо частной или смешанной компанией. Вместе с тем министры вправе работать в университетах или научно-исследовательских учреждениях, совмещая эту деятельность со своей министерской должностью.[12]
4.2 Органы законодательной власти в Республике Иран.
270 членов однопалатного законодательного органа – Меджлиса или Собрания Национального Совета (Меджлис-е шоура-е мелли) - избираются на четырехлетний срок; признанные национально-религиозные меньшинства также имеют свое представительство. Парламент приобретает свои полномочия при наличии двух третей депутатов. Меджлис осуществляет все законотворчество и уполномочен на то, чтобы объявить импичмент президенту при наличии двух третей голосов. В его компетенцию также входит толкование светских законов. Законопроект может вноситься на рассмотрение группой из 15 депутатов. Все международные договоры, обязательства, соглашения и конвенции подлежат ратификации меджлисом. Кабинет министров, прежде чем приступить к выполнению обязанностей, должен получить вотум доверия в меджлисе. Депутаты в случае необходимости могут направлять интерпелляцию всему правительству или каждому министру в отдельности. Распустить меджлис может только Рахбар. Сейчас парламент называется Собранием исламского совета.
Конституция гласит, что главной задачей Консультативного меджлиса (совета) является принятие законов в соответствии с Конституцией; иначе говоря, меджлис (парламент Ирана) не вправе принимать законы, противоречащие положениям Конституции и нормам официальной религиозной доктрины (шиизма) (ст. 71, 72). Меджлис берет на себя задачу истолкования законопроектов, представляемых правительством на рассмотрение меджлиса (ст. 74). Депутаты меджлиса (числом не менее 15) могут выступать с предложениями по принятию законов и добиваться их одобрения (право законодательной инициативы). Однако меджлис оставляет за собой право уточнять и обсуждать все остальные государственные дела; иными словами, меджлис может свободно выбирать темы для обсуждения. Договоры и соглашения, заключаемые правительством с другими государствами, могут вступить в силу лишь после ратификации их меджлисом (ст. 77). В прерогативы меджлиса входит также рассмотрение вопросов, связанных с государственной границей: международные границы страны не могут быть изменены без согласия на то четырех пятых членов Консультативного меджлиса, т.е. 80% всех депутатов (ст. 78). В компетенцию меджлиса входит также предоставление правительству права на временное введение чрезвычайного положения на тридцатидневный срок, который может быть продлен. Что касается иностранной торговой и экономической деятельности внутри страны, то ст. 81 Конституции предоставляет меджлису право выдавать иностранцам лицензии на основание в стране промышленных, торговых и сельскохозяйственных фирм и предприятий. Однако в тексте статьи не упоминается, кто обладает этим правом. Вместе с тем меджлис вправе выдавать лицензии на работу в стране иностранных специалистов после изучения рекомендаций, представляемых правительством (ст. 82). Ст. 85 Конституции лишь закрепляет за меджлисом право принимать законы, т.е. меджлис не может передавать свои полномочия правительственным или неправительственным органам, комитетам или комиссиям, не входящим в его состав; они могут быть переданы лишь комиссиям самого меджлиса.
Одной из важнейших прерогатив меджлиса является вынесение вотума доверия правительству: после формирования кабинета он становится действующим лишь после получения доверия со стороны меджлиса. Однако в статье, посвященной этому вопросу, не указывается на процентное соотношение депутатов, обеспечивающее доверие правительству. Кроме того, члены кабинета ответственны перед меджлисом за свою деятельность и обязаны приходить на заседания этого органа и отвечать на вопросы депутатов (ст. 88). Меджлис вправе лишить своего доверия отдельных министров (или весь кабинет). Кандидатура министра, лишенного доверия, не может предлагаться в состав следующего кабинета.
В полномочия Консультативного меджлиса входит утверждение половины членов Совета защиты Конституции (6 членов-юристов), кандидатуры которых обычно выдвигаются самим Советом. Однако ст. 91 не предусматривает права меджлиса отклонять кандидатуры, выдвинутые Советом конституционного надзора. Ст. 93 подтверждает право Совета конституционного надзора отклонять любые проекты постановлений меджлиса, кроме второстепенных, касающихся порядка работы парламента (регламент). Законопроекты, одобренные меджлисом, выносятся на рассмотрение Совета конституционного надзора, который изучает их на предмет соответствия положениям Конституции и шариата в десятидневный срок, который может быть продлен только один раз. Ст. 96 Конституции разграничивает полномочия факихов и юристов внутри Совета конституционного надзора.
Она наделяет факихов правом рассматривать степень соответствия законопроектов шариату и одобрять их простым большинством голосов (одних только факихов), между тем как членам-юристам эта статья предоставляет право совместно с факихами рассматривать степень соответствия законов положениям Конституции. Члены Совета вправе присутствовать на заседаниях Консультативного меджлиса и принимать участие в обсуждении законопроектов, рассматриваемых меджлисом. Однако ст. 97 не содержит указания на право членов Совета конституционного надзора участвовать в голосовании в случае их присутствия на заседаниях Консультативного меджлиса. Ст. 98 ограничивает право толкования положений Конституции Советом конституционного надзора, не признавая его за меджлисом. Ст. 99 даже запрещает меджлису контролировать выборы президента республики или проведение всенародных референдумов, оставляя это право лишь за Советом конституционного надзора.
Однако Конституция не ограничивается определением способа формирования парламента, она закрепляет положение о местных консультативных меджлисах. Так, в седьмом разделе Конституции излагаются необходимые условия их формирования и порядок выполнения ими своих задач и функций. Кроме того, здесь говорится о взаимоотношениях между сельскими, городскими и областными меджлисами, а также об их взаимоотношениях с главами административных органов, назначаемыми правительством. Ст. 103 обязывает этих администраторов уважать решения местных консультативных меджлисов, принятые в рамках их компетенции, и исполнять их, если они не противоречат шариату и законам страны. Ст. 106 рассматривает возможность роспуска местных консультативных меджлисов, однако не определяет инстанцию, пользующуюся этим правом. В этой же статье местные консультативные меджлисы наделяются правом обжаловать решения администрации в специализированном судебном органе.
4.3 Структура органов судебной власти Республики Иран
Судебная власть состоит из Верховного Суда, Высшего Судебного Совета, и низших судов. Главный судья и генеральный прокурор должен быть шиитами-правоведами. Конституция не содержит требования о том, чтобы все судьи и прокуроры были служителями культа, однако смысл ст. 167, предписывающей судье руководствоваться шариатом, когда он не может решить дело на основе светского закона, предполагает, что судья должен обладать полномочиями шариатского судьи. Индивидуальные права – такие, как свобода печати, собрания, и выражения - гарантируются в пределах содержания шариата. Согласно конституции, все исламские судьи основывают свои решения на Шариате. В 1987 году для рассмотрения тяжб в среде духовенства был создан Специальный суд для духовных лиц.
Верховный судебный совет просуществовал с 1979 по 1989 г. В его состав входили Председатель Верховного Суда, генеральный прокурор и трое муджтехидов. За 10 лет он проделал огромную работу по созданию новой структуры органов юстиции и разработке судебных законопроектов. В 1982 его директивой были отменены все не соответствующие исламским принципам законы. Предписывалось судьям ссылаться на исламские тексты, а при сомнении обращаться в Наблюдательный Совет или в штаб-квартиру аятоллы Хомейни. В 1983 году Меджлис пересмотрел уголовный кодекс и установил систему кровной мести. Наказания, включая отрубание частей тела и телесные, могут быть исполнены членом семьи потерпевшей стороны или представителем государства. Отменена апелляция и введена полная конфискация. С 1989 года полномочия Верховного Судебного Совета возложены на Председателя Судебной власти, назначаемого Руководителем на 5 лет. Председатель назначает Председателя Верховного Суда, определяет Генерального Прокурора и предлагает президенту кандидатуру министра юстиции.
Задачей Верховного Суда – второго по значению органа судебной власти, является «контроль за правильным исполнением законов, унификация деятельности судебной системы, а также выполнение обязанностей, предусмотренных законом, в соответствии с процедурой, устанавливаемой Председателем Судебной власти (ст. 161).
Судебная система Ирана состоит из общих и специальных судов. Туда же входят и исламские революционные суды. К их компетенции отнесены политические преступления, частично экономические и дела, связанные с наркотиками. Кроме того, в судебную систему входят:
Суд административной справедливости (рассмотрение споров между населением и судебной властью)
Генеральная инспекция (специальный надзор за исполнением законов и постановлений)
Юридическая полиция (надзор юридической администрацией и работниками судебной системы)
Десятый раздел Конституции посвящен судебной власти. В ст. 156 говорится о том, что судебная власть является независимой властью, защищающей индивидуальные и общественные права; она несет ответственность за соблюдение справедливости. В этой статье перечисляются задачи судебной власти, в том числе проведение расследования, рассмотрение исков и жалоб и т.д., наблюдение за общественными правами, соблюдение справедливости и законных свобод. Кроме того, данная статья возлагает на судебную власть задачу контроля за соблюдением законов. Ст. 157 предусматривает формирование Верховного совета юстиции, который является высшим органом судебной власти. На этот Совет возлагается задача составления судебных инструкций, назначение, перевод и смещение судей и т.д. В следующей статье (ст. 158) регламентируется членство в Верховном совете юстиции. Совет включает в свой состав 15 членов, в том числе председателя Верховного суда и генерального прокурора республики, а также трех судей-муджтахидов, избираемых судьями страны. Если учесть условие, выдвигаемое ст. 162 Конституции, которая предусматривает, что председатель Верховного суда и генеральный прокурор должны быть муджтахидами, то становится очевидным, что муджтахидами должны быть все члены Верховного суда юстиции. Здесь нет места юристам-специалистам. Достаточно знать шариат и быть муджтахидом чтобы стать членом этого высшего органа судебной власти. Ст. 163 Конституции подтверждает это, предусматривая, что качества судьи определяются законом в соответствии с принципами фикха. Таким образом, новая Конституция целиком осветила положения шариата: ни одно постановление правительства не может иметь законной силы, если оно противоречит исламским суждениям, как гласит ст. 170 Конституции. Может показаться трудным вынести окончательное суждение относительно того, насколько иранский опыт в его современной исламской модели соответствует абстрактному идеалу власти в исламе. Однако не вызывает сомнений то, что этот опыт опирается на многовековое наследие. С идейно-исторической точки зрения было невозможно ожидать формулирования новой Конституции как способа воплощения "общего закона" государства без учета всех достижений политико-правовой мысли шиизма. В политико-юридическом плане Конституцию Ирана можно рассматривать как шаг вперед в деле канонизации законодательных представлений в современной форме. Мы видели, что юридические понятия распределялись спонтанно и неорганизованно; вопрос о них поднимался многими авторами и улемами и был объектом иджтихада этих улемов. Конституция Исламской Республики Иран попыталась соединить все, что накопилось в идейном наследии ислама (в первую очередь шиизма) в рамках Основного закона этого государства. Здесь следует отметить, что эта Конституция не лишена недостатков, особенно с точки зрения деления на статьи и их последовательности. Как мы видели, составители Конституции допустили существенную путаницу. Так, они смешали функции Совета экспертов с функциями Совета конституционного надзора, а функции последнего с функциями Консультативного меджлиса. То же самое можно сказать о функциях других органов и комиссий, подчиненных как меджлису, так и Совету министров или верховному главе (имаму).
Глава 5. Административно – территориальное устройство Исламской Республики Иран
Конституция ИРИ не даёт развёрнутую характеристику территориально-государственного устройства страны, не перечисляет её составные территориальные единицы. Однако из анализа конституции следует, что ИРИ — унитарное государство.
Согласно ст. 9 конституции (называется «Принцип независимости»), «ни частный гражданин, ни группа или какие-нибудь власти не имеют права нарушить даже самым малейшим образом политическую, культурную, экономическую, военную независимость или территориальную целостность Ирана под предлогом осуществления свободы. Вместе с этим и власть не имеет права ущемлять законные свободы... под предлогом сохранения территориальной целостности страны».
В настоящее время страна поделена на 31 остан – губернаторства, во главе которых стоят остандары (генерал-губернаторы). Второй уровень управления составляют шахрестаны (области), на которые делятся губернаторства. Во главе шахрестанов, которых насчитывается 402, стоят фармандары (губернаторы). Третий уровень управления – это районы – бахши, во главе которых стоят бахшдары. Насчитывается 999 бахшей. Сельские районы делятся на дехистаны, или группу деревень, под началом дехдара (старосты). Министр внутренних дел назначает генерал-губернаторов и губернаторов (ст. 103). На каждом уровне имеется совет, а Высшие Советы Областей формируются из представителей провинциальных советов (ст. 100). Министерство внутренних дел назначает мэра каждого города, а представители городской власти избираются на местном уровне. Староста деревни, рекомендованный высшими инстанциями, управляет сельской местностью.
Согласно конституции, выборы должны проводиться по крайней мере, каждые четыре года и должны контролироваться Наблюдательным Советом. Избирательное право универсально и действительно с возраста 16 лет. Все важные вопросы решаются на референдуме.[13]
Заключение
Иран с точки зрения исследования государственных и идеологических партнеров, - уникальный объект исследования. Исламская Республика Иран - это, безусловно, идеологизированное государство, где в качестве государственной идеологии является ислам. Ислам имеет в Иране конституционный статус государственной религии, в официальное название страны введено определение её как исламской республики. Но главное, что позволяет говорить об уникальности, - то, что это название подкреплено конституционно закрепленными атрибутами и структурами государственной власти, которые обеспечивают руководство страны духовенством, а также тем, что исламские нормы организации общества и экономики введены и реализуются как государственные правовые нормы.[14]
Занимаясь исследованием конституционного права Исламской Республики Иран можно прийти к следующим выводамследующим выводам:
Во-первых, концептуальные основы современного конституционного права Ирана, разработанные аятоллой Р. Хомейни, сводились к сочетанию нормативного закрепления основ исламского фундаментализма с ограниченной модернизацией системы государственного управления.
Во-вторых, конституция Ирана 1979 г. закрепила переход от парламентской монархии к новой форме правления - теократической республике.
В-третьих, согласно положениям конституции, все источники конституционного права Исламской Республики Иран должны соответствовать шиитской версии мусульманского права, что ставит практически все светское законодательство государства в подчиненное положение.
В-четвертых, в составе высших органов власти Ирана учреждена особая ветвь власти - институты власти духовенства (Совет экспертов, духовный лидер страны, Совет хранителей Конституции, Комитет соблюдения исламского порядка, Высший Совет по культурной революции).
В-пятых, авторитарно-клерикальный политический режим Ирана допускает проведение выборов светских органов власти, развитие институтов рыночной экономики, провозглашает конституционные права ряда национальных меньшинств.
В-шестых, правовой статус главы государства Исламской Республики Иран носит бицефальный характер, будучи разделенным между духовным лидером, имеющим весьма значительный объем полномочий, и президентом.
Перечень используемых источников
1. Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). М., 2004. С.368.
2. История Ирана / Отв. ред. М.С. Иванов. М., 1977. С.428-434, 448-449, 453.
3. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М.Энтина. М., 2004. С.95.
4. Конституционное право Исламской
Республики Иран – URL: https://vuzlit.ru/1308286/konstitutsionnoe_pravo_islamskoy_respubliki_iran_opyt_konservativnoy_modernizats
ii
5. Конституция Республики Иран – URL: https://worldconstitutions.ru/?p=83
6. Правовые системы стран мира. Исламская республика Иран – URL: https://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/iran.html
7. Административно территориальное деление Исламской Республики Иран– URL: https://studwood.ru/657976/pravo/administrativno_territorialnoe_delenie
8. Заключение по конституционному устройству Исламской Республики Иран – URL: https://vuzlit.ru/1066728/zaklyuchenie
[1] Якушев А.В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств). М., 2004. С.368.
[2] История Ирана / Отв. ред. М.С. Иванов. М., 1977. С.428-434, 448-449, 453.
[3] История Ирана / Отв. ред. М.С. Иванов. М., 1977. С. 454
[4] Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М.Энтина. М., 2004. С.95.
[5] Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М.Энтина. М., 2004. С.124.
[6] В шиитской религиозно-правовой доктрине под муджтехидами понимаются признанные знатоки мусульманского права из числа духовенства, получившие право на самостоятельное формулирование новых правил поведения на основе Корана и Сунны.
[7] Факих - мусульманский правовед, знаток шариата
[8] Iran - Constitution // www.facultystaff.richmond.edu/~jjones//confinder/const.htm
[9] Исламская Республика Иран https://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/iran.html
[10] Конституция Республики Иран https://worldconstitutions.ru/?p=83
[11] Конституция Республики Иран https://worldconstitutions.ru/?p=83
[12] Правовые системы стран мира. Исламская республика Иран ttps://kommentarii.org/strani_mira_eciklopediy/iran.html
[13] Административно территориальное деление Исламской Республики Иран https://studwood.ru/657976/pravo/administrativno_territorialnoe_delenie
[14] Заключение по конституционному устройству Исламской Республики Иран https://vuzlit.ru/1066728/zaklyuchenie