Характеристика социального взаимодействия и социальной перцепции людей в обществе

Описание:
Социальное взаимодействие как интегрирующий фактор образования групп.
Социальная группа и влияние на нее.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»

Кафедра педагогики и психологии профессионального образования

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Общая психология»

на тему «Характеристика социального взаимодействия и социальной перцепции людей в обществе»

Выполнила:

студентка гр. 1-ПД-42

Бузина Евгения Алексеевна

Проверила:

 к.пед.н., доцент каф. ПППО

Васильева Е.А.

Санкт-Петербург

2012

Содержание:

     Введение.

1.     Социальное взаимодействие как интегрирующий фактор образования групп.

2.     Социальная группа и влияние на нее.

3.     Групповое мнение.

4.     Групповое настроение.

5.     Групповые устремления.

6.     Групповые традиции.

7.     Социальная перцепция.

8.     Механизмы социальной перцепции.

9.     Эмпатия.

10.                       Аттракция.

11.                       Факторы аттракции.

12.                       Каузальная атрибуция.

13.                       Теория каузальной атрибуции Г. Колли.

14.                       Идентификация.

15.                       Социальная рефлексия.

Заключение.

Список источников.

ВВЕДЕНИЕ

Человек нуждается в общении с себе подобными и по-видимому получает радость от такого общения. Большинство из нас активно ищет взаимодействие с другими людьми. Во многих случаях наши контакты с другими людьми кратковременны и незначительны. Однако, если двое или более людей проводят достаточно много времени в непосредственной близости друг к другу, они постепенно начинают психологически осознавать и существование друг друга. Осознание того, что о них думают и чего-то ждут от них другие, заставляют людей некоторым образом менять свое поведение, подтверждая тем самым существование социальных взаимоотношений. Когда такой процесс происходит, случайное скопление людей становится группой. Тема социального взаимодействия людей в обществе и образование, и существование социальных групп находится в сфере внимания социологов еще с начала нынешнего века. Группа традиционно выступает предметом социально- психологических исследований. При этом изучаются как процессы, развивающиеся внутри группы, так  и она сама как целостный субъект деятельности, включенный в процесс взаимодействия с другими группами в систему общественных отношений. Эти группы могут быть различны. Одним из основоположников теории малых групп был американский социолог и социальный психолог Чарльз Хортон Кули. Он довольно широко применял в своих исследованиях метод органической аналогии и рассматривал общество, социальные группы и индивидов как единый живой организм.

Интерес социологов к малым группам исходил из того, что результаты этих исследований можно было применить на все более крупные социальные общности. Главной целью является понимание того, как оказывают влияние на социальные группы групповые устремления, мнения, настроение и традиции. Так же целью является раскрытие механизмов социальной перцепции и ознакомление с понятиями, связанными с затронутой темой.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК

ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ФАКТОР ОБРАЗОВАНИЯ ГРУПП

Социология, антропология, история- науки о том, как люди живут вместе. Лучше определять место человека в социальном пространстве относительно, как социальную позицию (принадлежность к группе, к общности), как ранг в социальном порядке, место в иерархии, принадлежность группе, социуму, культуре. Для начала дадим понятия существующим взаимодействиям. Межличностное взаимодействие – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, длительности, отношений, установок. Социальное взаимодействие (интеракция)-это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов. Именно сопряженность действий, их возобновляемость , регулярность отличают социальное  взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни. Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям.

Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом :

по количеству субъектов взаимодействия – на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов; по продолжительности – на кратковременные и долговременные; по характеру – на односторонние и многосторонние; по организованности – на организованные и неорганизованные; по сознательности – на сознательные и стихийные; по материи обмена – на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.

Как и все виды социальной связи, социальные взаимодействия могут быть непотребованными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах. Примером может быть предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает.

Выделяются также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Первое предполагает наличие общих, совместных целей. А соперничество предполагает наличие единого

неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия.   Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.

На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей.

Социальная группа и влияние на нее

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.). Наиболее распространены классификации группы: по размеру, по общественному статусу, по непосредственности взаимосвязей, по уровню развития, по значимости.

Величина, структура и состав группы определяются целями и задачами деятельности, в которую она включена или ради которой создана. Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики, развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности.

Групповое мнение

Некоторые результаты совместной умственной деятельности людей – общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные

решения по текущим проблемам профессиональной деятельности,

а также сам процесс их формирования называют групповым мнением.

Иногда в этом случае говорят о групповой мысли или групповом разуме.

По своей сути групповое мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение малой группы или ее большей части к

объектам, явлениям или событиям окружающего мира. Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации объединенных в группы людей.

Групповое настроение

Социально-психологический климат группы всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств, страстей, которые овладевают ее членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название группового настроения, представляющего собой эмоциональные реакции группы на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени. Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемого явление мобилизует или сдерживает группового сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение группы – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности людей к тем или иным действиям.

Групповые устремления

Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают групповые устремления. По своей сути это цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов группы. Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед группой.

Групповые традиции

Не менее важное влияние на функционирование группы оказывают групповые традиции. Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной, учебной и т.д. деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действия и

общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов группы. Эмоционально привлекательные

традиции стимулируют развитие группы, способствуют повышению сознательности и организованности. Групповые традиции нередко отождествляются с историей коллектива, характерными событиями в его прошлом. В традициях видят программы и образцы поведения. Их же утрата существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности. А это существенно влияет на проявление взаимоотношений в группе.

Социальная перцепция

Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлении об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образ, а не представляемые ими объекты. Изменить образ нелегко, и мучительность этого процесса является одной из причин, по которой его всячески избегают. Например, когда умирает любимый человек, требуется значительные усилия, чтобы приспособить свой образ мира к изменившейся ситуации. Эти усилия, именуемые скорбью, весьма изнурительны, приводят к усталости и потере веса. Люди в состоянии скорби нередко встают по утрам более усталыми, чем ложатся вечером, и чувствуют себя, как будто проделали за ночь тяжелый труд. Они и вправду проделывают за ночь тяжкий труд, меняя свои психические образы.

Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку ее сущность заключается в образном восприятии, понимании и оценке человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.  Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Бриннер (1947) для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула – объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т.  д. Позднее под этим понятием стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но так называемых социальных объектов (других людей, самих себя, групп, классов, народностей и т.п.), социальных ситуаций и т. п. Было установлено, что восприятие социальных объектов обладает рядом специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов. Во-первых, социальный объект (индивид, группа и т. д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту, как это имеет

место при восприятии неодушевленных предметов. Воздействую на субъект восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону. Во-вторых, внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия, в том числе причинных. В-третьих, восприятие социальных объектов характеризуется большей слитностью познавательных компонентов с эмоциональными (аффективными) компонентами, большей зависимостью от мотивационно- смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. В этой связи термин «перцепция» приобретает в социальной психологии расширенное толкование.

Социальная перцепция делится на два основных аспекта:

·        когнитивный (способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности и индивидуальности);

·        эмоциональный (способ определить по внешним, поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент).

Механизмы социальной перцепции

Способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают, и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются: апатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия. Теперь рассмотрим каждый механизм подробнее.

Апатия

Апатия (от греч. – сопереживание) – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Поэтому апатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек – человек» требует развития данного механизма перцепции. Термин «апатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. Возник он на основе немецкого слова einfuhling  ( основное значение – проникновение), примененного Т. Лииппсом в 1885 г. Одно из самых ранних определений эмпатии находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905):  «Мы учитываем психическое состояние человека, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своими собственными».

Каузальная атрибуция

Каузальная атрибуция – это эффект межличностного восприятия, заключающийся в приписывании людьми друг другу причин поведения и его образцов. Родоначальником исследований по каузальной атрибуции является Фриц Хайдер, впервые сформулировавший и саму идею и давший систематическое описание различных схем, которыми пользуется человек при построении причинного объяснения поведения другого человека. Так же многие другие ученые вели исследование по данной теме. Рассмотрим, как пример, одну из теорий каузальной атрибуции Гарольд Келли.

Теория  каузальной атрибуции Г. Келли

Вопрос о различных типах причин, которые могут быть приписываемы объекту восприятия, — это вопрос о том, «откуда» вообще берутся приписываемые причины. На этот вопрос и отвечает развернутая теория атрибутивного процесса, предложенная Г. Келли. В этой теории разбираются два случая:

         1. Когда воспринимающий черпает информацию из многих источников и имеет возможность различным образом комбинировать поведение объекта и его причины, выбрав одну из них. Например, вы пригласили кого-то в гости, а тот человек отказался. Как объяснить, в вас ли здесь дело или в приглашенном? Если вы знаете, что этот человек отказал в это же время и другим друзьям, а в прошлом вас не всегда отвергал, то вы скорее припишите причину отказа ему, а не себе. Но это возможно лишь в том случае, если у вас есть неоднократные наблюдения.

2. Когда воспринимающий имеет одно-единственное наблюдение и тем не менее должен как-то объяснить причину события, которых может быть несколько. В нашем примере о водителе, сбившем пешехода, вы ничего более не знаете ни о водителе (сбивал ли он раньше других пешеходов или это с ним случилось в первый раз), ни о пешеходе (может быть, он так невнимателен, что и раньше много раз становился жертвой автомобилистов). В данном случае воспринимающий, имея лишь одно наблюдение, может Допустить много различных причин.

Идентификация

·        Уподобление ( как правило неосознанное) себя значимому другому ( например родителю) как образцу на основании эмоциональной связи с ним. Посредством механизма идентификации начиная с раннего детства у ребенка формируются многие черты личности и поведенческие стереотипы, половая идентичность и ценностные ориентации.

·        Отождествление себя с персонажами художественного произведения, благодаря которому происходит проникновение в смысловое содержание произведения, его эстетические переживания.

·        Механизмы психологической защиты, заключающийся в бессознательном уподоблении объекту, вызывающему страх или тревогу.

·        Проекция, приписывание другому человеку своих черт, мотивов, мыслей, чувств.

·        Групповая идентификация – отождествление себя с какой- либо социальной группой или общностью, принятие ее целей, ценностей, осознание себя как члена этой группы или общности.

Социальная рефлекция

Термин «рефлексия» ведет свое начало от латинского термина «reflexio» - «обращение назад» к английскому философу Дж. Локку. В настоящее время этот термин используется тогда, когда личность оценивает себя и свои действия. Внутренний диалог самим с собой - это и есть рефлексия. Она дает человеку возможность увидеть себя со стороны глазами другого «Я», понять себя, свои желания, свои переживания, поступки.

Одним из первых условий рефлексивного акта является полная остановка, прекращение непрерывного, «естественного» хода какого- либо процесса. В практическом смысле для выхода в рефлексию достаточно задать себе вопрос типа «Что происходит? Что со мной? Что я делаю и почему?». Следующим этапом рефлексивного процесса является анализ, который может принять форму внутреннего диалога, и решение, которое может иметь форму выводов или намерения поступать определенным образом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема реферата актуальна и на сегодняшний день и в будущем, поскольку при помощи изучения психологических процессов и социальных взаимодействий люди научатся без сложностей находить общий язык с другими людьми. Каждый человек нуждается в общении и понимание правильного подхода к этому процессу поможет наладить жизнь не только человеку, но и обществу в целом. Цель реферата достигнута: раскрыты понятия, влияние на социальные группы людей, механизмы социальной перцепции  и социальные взаимодействия. При дальнейшем разборе этой темы, понадобится углубить в каждое из понятий, поскольку существует множество деятелей, их теорий, исследований, о которых не было указано в реферате.

Список источников

1.     Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. – М.: «Ключ – С» , 1999, СС. 24-43.

2.     Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология: Словарь – справочник. – Минск, 1998.

3.     Майкл М., Майкл А., Франкли Х. Основы менеджмента. – М.: «Дело», 1997., Ч. – 4, гл. - 15.

4.     Андреева Г. М. Психология социального познания. – М.,Аспект Пресс, 2000.

5.     Реан А. А. Психология изучения личности: Учебное пособие. – СПб., Изд-во Михайлова В. А., 1999.

6.     Андреева Г. М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 2004.

7.     URL//http//www.psychology.net.ru/dictionaries/psy.html (9.12.2012).

8.     URL//http//www.alllectures.narod//lectures/sociologi/39.HTM


Информация о файле
Название файла Характеристика социального взаимодействия и социальной перцепции людей в обществе от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 20:55
Дата обновления 9.2.2013, 20:55
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 32.82 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 2686
Скачиваний 93
Оценить файл