IPB

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Введите слово для поиска


Результаты поиска

Философский энциклопедический словарь

ГАРТМАН - (Hartmann) Николай (род. 20 июля 1882, Рига – ум. 9 окт. 1950, Гёттинген) – нем. философ; с 1931 – профессор в Берлине, с 1945 – в Гёттингене. Сначала принадлежал к марбургской школе, но затем отошел от нее, т. к. не разделял ее рационалистического субъективизма, согласно которому познание есть создание предмета, а мышление и бытие – одно и то же. Познание является скорее постижением в-себе-сущего, которое наличествует до и независимо от всякого познания (у Гартмана всегда говорится больше о категориях бытия, чем о категориях познания) и ведет за пределы сознания – к явлениям действительности. Согласно Гартману, в философии речь идет, следовательно, об исследовании мира явлений, состоящего из различных слоев бытия (неорганического, органического, духовного), из которых каждый высший слой коренится в низшем, не будучи последним полностью детерминированным (см. Учение о слоях). При этом во всех областях существуют проблемы, которые неразрешимы до конца, собственно метафизические проблемы, принадлежащие к проблемному мышлению, названному Гартманом апоретикой: осн. формы бытия (существование, жизнь, сознание, дух, свобода и т. д.) вечно остаются загадочными, непознаваемыми, трансинтеллигибельными, гносеологически иррациональными. Только исходя из проблемного мышления, можно перейти к мышлению систематическому, к теории философской онтологии. Мир, в сущности, есть лишь один мир. Приписывать этому мировому единству некую «идею», напр. в форме «Бога», было бы опрометчиво (см. Атеизм). Фундаментальную онтологию Хайдегтера, ставящую вопрос о смысле бытия, Гартман считает с самого начала ошибочной. К метафизическим, неразрешимым до конца вопросам философии относится также вопрос о положении человека между действительностью и идеальным требованием, между каузальной, реальной детерминированностью и телеологической ценностной детерминированностью. Только через человека ценности воздействуют телеологически детерминирующим образом на каузально детерминированный мир, отсюда возникает власть человека над вещами, позволяющая ему вмешиваться в естественный ход событий и изменять его по своей воле. В своей «Этике» (1926), самом характерном для Гартмана произв., где он проводит некоторые идеи Макса Шелера, Гартман развивает материальную этику ценностей, в которой пытается обнаружить смысл и содержание «добра» и пути осуществления его в жизни. Осн. произв.: «Grundzьge einer Metaphysik der Erkenntnis», 1921; «Ethik», 1926; «Das Problem des geistigen Seins, Untersuchungen zur Grundlegung der Geschichtsphilosophie und der Geisteswissenschaft», 1933; «Zur Grundlegung der Ontologie», 1935; «Mцglichkeit und Wirklichkeit», 1938; «Neue Wege der Ontologie», 1942; «Die Anfдnge des Schichtungsgedankens in der alten Philosophie», 1943; «"Leibniz als Metaphysiker», 1946; «Philosophie der Natur», 1950; «Teleologisches Denken», 1951; «Дsthetik», 1953 (рус. пер. «Эстетика», 1958); «Einfьhrung in die Philosophie (Vorlesungsnachschrift)», 1950; «Philosophen-Lexicon», Bd. l, 1949 (в этой работе Гартман дал краткое изложение своей философии).

Ссылка на документ: ГАРТМАН
Текстовая версия

24 мая на московском стадионе «Динамо» состоялся товарищеский матч сборных СССР и Польши по футболу. Победили советские спортсмены, затем был банкет в гостинице «Ленинградская», после которого футболисты разъехались по домам. На следующий день члены...>>>
Смотреть календарь

отворять см. открывать