Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа

Описание:
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа
Этапы формирования самоконтроля
Пути предупре­ждения и ликвидации пробелов
Приемы воспитания навыка самоконтроля и самоанализа
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФБГОУ ВПО «ВОЛГОГРАДСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»



РЕФЕРАТ
по педагогике
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа.


Выполнила: студентка филологического           факультета группы ФЛ-ЛБS-31 Тараканова Елена Вадимовна


Проверил: Улановская К.А.




Волгоград
2012

Содержание.

1.     Введение………………………………………………………………..3

2.     Этапы формирования самоконтроля………………………………..5

3.     Пути предупре­ждения и ликвидации пробелов…………………….9

4.     Приемы воспитания навыка самоконтроля и самоанализа…………11

5.     Заключение…………………………………………………………….14

Введение.

Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролиро­вать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм - са­моконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответст­вии с правилами поведения. Задача современного школьного образова­ния состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя,  принимать решения,  определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации. Сле­довательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля.

1) внешняя (осознаваемая) произвольная;

2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная.

В условиях школы полное формирование внутреннего непроизволь­ного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно форми­рование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуще­ствляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти зна­ние, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит корректи­вы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную по, еле совершения ошибочного действия,, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочны? действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся. Конечно, механизм caмоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным.

Этапы формирования самоконтроля:

1-й этап  Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.

 Для этого учитель должен:

-          показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двухпроцессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными;

-          ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;

-          сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;

-          выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки;

-          просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность иобъяснить полученную им оценку;

-          просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;

-          научить учащихся пользоваться различными видами проверки.

2-й этап   Ученик должен научиться  наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.

Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу.

После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и ре­шения трудных задач, а ученикам еще раз верить свои ответы и решения. При взаимо­проверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и пра­вильно понята тема, может ли ученик само­стоятельно найти решение той или иной за­дачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи не­сколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необ­ходимо:

-         предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображе­ния относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения;

-         приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стиму­лировать постановку вопросов учителю;

-         демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рас­сказ с сознательным нарушением логических связей, которое уче­ники должны обнаружить.

Взаимопроверка служит хо­рошей школой воспитания са­моконтроля - ведь обнару­жить ошибки в работе това­рища гораздо легче, чем в соб­ственной, а полученные навы­ки контроля ученик переносит на свою деятельность (само­контроль).

3-й этап    Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию.

От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обу­чения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учи­телем

Самоанализ и самооценка предполагают оп­ределение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою дея­тельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и воз­можности для перестройки и улучшения своей  учебной  деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осу­ществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен:

-                     приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанно­го и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к текс­ту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять но­вую информацию с ранее изученной;

-                     вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные ре­зультаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы;

-                     не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;

-                     не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завы­сить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он се­бе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нор­мах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в даль­нейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д. рекомендовать уча­щимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону кар­точки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточ­ками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.;

- приучать учащихся контроли­ровать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных ра­бот с указанием полученных результатов.

Пути предупре­ждения и ликвидации пробелов.

 Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько:

а) прийти на групповое заня­тие-консультацию по теме (указывает учитель);

б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме;

в) взять у учителя дополнительное задание для отработки неус­тойчивого навыка;

г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями);

Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, уче­нику дается две недели на устране­ние обнаруженного пробела и прове­дение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задол­женности и учится спрашивать се­бя: "Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?"

д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя кон­спекты,  учебник.  Учащийся  должен  самостоятельно  оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и созда­вать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть ре­комендации по этому вопросу?»;

- формировать у учащихся умение контролировать свою деятель­ность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предла­гать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать инди­видуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий. 

Приемы воспитания навыка самоконтроля и самоанализа.

Чтобы работа учителя по воспитанию навыка самоконтроля была эффективной, нужна систематическая работа в этом направлении.   В своей практике учителя  использую следующие приемы:

1.  Учащимся дается задание составить задачи для одноклассников, используя пройденный материал.

При составлении задачи ученику приходится побывать и в позиции учителя, который составляет задачу, и в позиции ученика, который решает задачу. Он старается составить задачу таким образом, чтобы задача и решалась, и в то же время она в себе содержала некоторую трудность, т. е требовала обдумывания, применения своих знаний, в том числе и знаний полученных по другим предметам. При этом ему необходимо оценивать свои силы, знания, заранее запланировать свои действия. Чтобы не ошибиться, он будет, пересматривать каждое свое действие, контролировать их выполнение. Ему придется решать задачу, анализировать и обобщать её по нескольку раз, вновь возвращаясь к условию задачи.

2. Учащимся даются задания, составленные учителем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

Сознательно допущенная ошибка заставит ученика подумать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется своя неполнота понимания, что заставляет ученика анализировать свои знания.

3. Учитель при объяснении “допускает” ошибку.

Учитель при объяснении на доске сознательно допускает ошибку: при выводе формулы или решения задачи, и т.д. Ученикам, которые нашли ошибки учителя, приходиться давать убедительные объяснения и приводить доказательства, пока все учащиеся не увидят ошибку, не поймут её и не включаться в активную умственную деятельность.

4. Учащиеся объясняют доказательство или решение задачи

одноклассникам.

Во время объяснения учащимся решения или доказательства какой-либо задачи, все остальные должны напряженно искать возможных возражений и немедленно их высказывать. Ученик, прежде чем сказать, будет обдумывать, анализировать каждый шаг своего решения, рассматривать его с различных точек зрения, пересматривать свою точку зрения, аргументировать и доказывать свое мнение, изыскивать исчерпывающие аргументы. Если он “отобьется” от всех возражений, ему удастся убедить в своей правоте других, то он испытает радость, удовлетворение от своей работы.

Выбор наиболее оптимального решения, требует от учащихся разностороннего рассмотрения условия задачи, тщательного анализа каждого шага их решений, сравнения методов и способов решения этих задач. Ученик опять же будет изыскивать аргументы в пользу понравившегося ему решения, будет стараться доказывать и отстаивать свое мнение.

6. Учащимся дается задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.

Если в  задачах отсутствуют некоторые данные, вследствие чего дать точный ответ на вопрос задачи не представляется возможным. Цель таких заданий научить учащихся “схватывать” в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах следует дать самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

7. Учащимся дается задание с избыточными данными.

В таких задачах введены дополнительные, ненужные, не имеющие значения показатели. Учащиеся должны уметь из совокупности данных им величин выделить именно те, которые представляют собой систему отношений, комплекс взаимосвязанных величин, составляющих существо задачи, и являются необходимыми и достаточными для ее решения.

8. Трудно переоценить роль самостоятельной работы для формирования самоконтроля. Самостоятельность формирует у учащихся движение от незнания к знанию…. Систематическая самостоятельная работа является не только средством обучения, но и формой управления процессом обучения.    При самостоятельной работе воспитывается активная жизненная позиция. Именно в процессе самостоятельной работы в головах учеников возникают вопросы: “Как решать?”, “Каким приёмом воспользоваться?”, “Какой теоретический материал надо знать?”, “Что знаю?”, “Что не знаю?”, “Где возьму?”. Затем в процессе работы следуют ответы и на эти вопросы, и на другие, возникающие на пути к достижению цели. Ученик наблюдает собственное движение, корректирует его, если в этом есть необходимость, т.е. активно управляет собственной учебной деятельностью.

9. Хорошо формируют самооценку так называемые задания по уровням.

Выбирая нужный для себя уровень, ученик учится правильно оценивать свои знания. Задача учителя тактично посоветовать ребёнку правильный выбор, если он на первых порах затрудняется в выборе.

10. На своих уроках используются  разные приемы рефлексии.

Рефлексия  (от лат. reflexio - обращение назад)  – анализ учащимися собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления,  осознанного отношения к своей деятельности.  

На своих уроках можно  использовать  приём незаконченного предложения.  Устно закончить предложение: «  Сегодня на уроке я научился …», « Мне понравилось…», « Мне не понравилось…», « Сегодня я положил в свою копилку знаний …», «Ощутили ли  вы интеллектуальный рост? Какую духовную прибыль вы получили?» и т.д

Заключение.

Если такую работу правильно организовать, проводить систематически и целенаправленно, то учащиеся быстро её осваивают, и она даёт хорошие результаты. Установка на постоянную самопроверку, отыскивание ошибок и исправление их самим учеником повышает активность и самостоятельность школьников. Постепенно растёт уверенность детей в преодолении трудностей, повышается ответственность за выполнение каждой письменной работы, вырабатывается привычка, а затем потребность в самоконтроле, то есть формируются качества человека, необходимые ему во всех сферах трудовой деятельности.

По словам Джозеф Шугерман , самого большого успеха добивались те, кто, поняв проблему, превращали ее в возможность.

 При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятель­ности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспек­тов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вно­сить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность.

Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенство­вания ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.


Информация о файле
Название файла Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа от пользователя z3rg
Дата добавления 9.2.2013, 19:32
Дата обновления 9.2.2013, 19:32
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 17.74 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 8495
Скачиваний 203
Оценить файл