МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФГОУ ВПО «Байкальский государственный университет»
Факультет государственного права и
национальной безопасности
Кафедра теории права и национальной безопасности
Курсовая работа по учебной дисциплине Основы теории
национальной безопасности на тему:
«Система обеспечения военной безопасности РФ»
Выполнил:
студент группы НБ-15-3
Огаркова Е.С.
Проверил:
Шободоева А.В.
(Доцент, к.и.н., доцент)
Иркутск 2016
Оглавление
Введение. 3
Раздел 1. Основные угрозы военной безопасности РФ.. 5
Раздел 2. Цели, задачи, принципы обеспечения военной безопасности. 15
Раздел 3. Особенности обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта) 20
Заключение. 24
Список литературы: 26
Введение
Данная тема заинтересовала меня, потому что оборона страны всегда играла важную роль в истории государства. Мы совершенствуем и разрабатываем различные виды оружия для обеспечения национальной безопасности, сохранения территориальной целостности и суверенитета своей страны, а так же сохранения интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств. Конституция Российской Федерации гласит: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».[1]
Начало XXI века – время обострения международных отношений именно поэтому данная тема актуальна на сегодняшний день. За последние годы в мире произошли определенные позитивные геополитические изменения, достигнуты важные результаты в процессе разоружения (в их числе подписанный Россией и США очередной договор об ограничении стратегических наступательных вооружений). К сожалению, несмотря на эти успехи, мир не стал более стабильным и безопасным. На смену противоборству социально-экономических систем пришло геополитическое соперничество, противостояние новых центров силы, этносов, религий и цивилизаций. Большинство государств наращивают возможности, в том числе и военные, по оказанию давления на другие субъекты международных отношений. Глобализация процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, углубление разрыва между уровнями благосостояния стран, обострение конкуренции между ними за обладание природными и человеческими ресурсами, ухудшение экологической обстановки формируют новую систему угроз военной безопасности.
Это определяет актуальность проблемы обеспечения безопасности государства в военной сфере (обеспечения национальной обороны).
Я считаю, что для того чтобы понять важность военной безопасности необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1. Основные угрозы военной безопасности РФ
2. Цели, задачи и принципы обеспечения военной безопасности РФ
3. Особенности обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта)
Целью данного исследования является система обеспечения военной безопасности Российской Федерации. Я попытаюсь раскрыть вопросы указанные выше для изучения данной проблемы.
Раздел 1. Основные угрозы военной безопасности РФ
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об обороне»[2] под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории. Подготовка и реализация мер и действий государства в сфере национальной обороны осуществляются в рамках его военной политики. Ее основы определяются Президентом Российской Федерации и отражаются в Стратегии национальной безопасности[3] и Военной доктрине Российской Федерации.[4]
Основными понятиями, которые обеспечивают единство понимания сущности и содержания политики государства в данной области, являются «национальная безопасность», «военная безопасность», «угроза национальной безопасности», «угроза военной безопасности», «военная угроза», «военная опасность».
Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.
Военная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять.
Угроза национальной безопасности - прямая или косвенная возможность нанесения ущерба конституционным правам, свободам, достойному качеству и уровню жизни граждан, суверенитету и территориальной целостности, устойчивому развитию Российской Федерации, обороне и безопасности государства.
Военная угроза - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).
Военную угрозу представляет готовность одного из субъектов политики причинить ущерб жизненно важным интересам другого субъекта политики с использованием сил и средств вооружённого насилия для разрешения сложившихся между ними противоречий и получения односторонних преимуществ.[5]
Военная опасность - состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению военной угрозы (иными словами - потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений).
Таким образом, как военная опасность, так и военная угроза являются своеобразными характеристиками реально существующей или прогнозируемой в будущем военно-политической обстановки, отношений между коалициями государств, отдельными странами, различными политическими силами внутри них. В свою очередь основными показателями военной угрозы и военной опасности являются вероятность (или степень необратимости процесса эскалации военного конфликта) и сроки возможного начала применения военной силы.
Понятие «угроза военной безопасности» в вышеперечисленных документах не приводится. Однако, исходя, из анализа их содержания под такой угрозой можно понимать прямую или косвенную возможность нанесения ущерба обороноспособности (обороне) государства, осуществления деструктивных действий в отношении территории и государства в целом (нарушения неприкосновенности, суверенитета и территориальной целостности).
Угрозы военной безопасности (угрозы национальной обороне) страны представляют собой угрозы разнопланового характера, происхождения и проявления (политические, геополитические, собственно военные, экономические, информационные и т.д.). Как составная часть угроз военной безопасности государства выступают военные угрозы. Их важнейшим отличительным признаком является связь с непосредственным или опосредованным (косвенным) применением сил и средств ведения вооруженной борьбы. Эта связь проявляется в различных по своему содержанию и характеру видах и формах вооруженного противоборства.
Условием успешного исследования проблем военной безопасности страны, практического решения задач ее вооруженной защиты являются анализ существующих международных и внутригосударственных отношений, прогноз их развития с целью выявления военных опасностей и угроз, а также их признаков и источников.
Напряженность в отношениях между субъектами политики возникает с возникновением военных опасностей и их источников. В дальнейшем она может усиливаться и возникает состояние, которое характеризуется как военная угроза.
Военная опасность не обязательно связана с началом военных
приготовлений противоположной стороны. Ее источниками могут быть самые
различные явления и процессы жизни обществ, государств, например:
- пересечение интересов людей,
социальных групп, классов, этносов, цивилизаций, государств или коалиций стран;
- противоречия на экономической, социальной, этнической или религиозной почве;
- производство и накопление ядерных или обычных вооружений;
- наличие и развертывание массовых армий и другое.
Характерными признаками военной опасности для страны являются:
-наличие острых противоречий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы;
-наличие у одной из сторон достаточного количества военных сил и средств для разрешения противоречия в свою пользу или способность государства (другого субъекта межгосударственных или внутригосударственных отношений) создать такие силы в перспективе;
- наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на применение силы, использование вооруженной силы для разрешения накопившихся противоречий;
- наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений;
- благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и другие.
Военная доктрина Российской Федерации выделяет внешние и внутренние военные опасности.
К основным внешним военным опасностям в настоящее время относятся:
-стремление наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора (НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, приблизить военную инфраструктуру стран - членов НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения блока;
- попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность;
- развертывание (наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств, а также в прилегающих акваториях;
- создание и развертывание систем стратегической противоракетной обороны, подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация космического пространства, развертывание стратегических неядерных систем высокоточного оружия;
- территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела;
- распространение оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение количества государств, обладающих ядерным оружием;
- нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области ограничения и сокращения вооружений;
- применение военной силы на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в нарушение Устава ООН и других норм международного права;
- наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств;
- распространение международного терроризма;
- возникновение очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности, деятельность международных вооруженных радикальных группировок в районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий, рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в отдельных регионах мира.
К основным внутренним военным опасностям относятся:
- попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации;
- подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации;
- дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации.
Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами.
Источники военной угрозы проявляются, как правило, в области военно-политических отношений. Их признаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических и военно-экономических акциях сторон, в действиях войск (сил), активизации всех видов информационного противоборства и разведывательной деятельности государств. Эти акции и действия свидетельствуют о резком обострении противоречий и вступлении субъектов политики в завершающую стадию подготовки к использованию силы. Данная стадия характеризуется исчерпанием политических средства для разрешения конфликта.
Такими признаками являются:
- создание и развертывание противостоящей стороной группировок вооруженных сил и других воинских формирований, способных к выполнению задач в военном конфликте;
- декларация решимости политического руководства использовать военную силу;
- организация широкой поддержки населением избранного руководством курса на силовое разрешение существующих противоречий;
- увеличение масштабов и интенсивности ведения информационного противоборства;
- активизация дипломатической деятельности по поиску военных союзников;
- выход из системы двусторонних и
многосторонних соглашений в области вооружений и военной деятельности,
результатом чего может стать резкое изменение баланса военных потенциалов
сторон;
- введение или ужесточение ранее
введенных торгово-экономических санкций;
- расконсервация резервных мощностей оборонно-промышленного комплекса;
- наличие благоприятной военно-политической обстановки для развязывания военного конфликта (принятие военно-политическим руководством союзных держав решения на поддержку силового разрешения противоречий и т.п.);
- усиление активности разведывательных органов и интенсивности боевой подготовки вооруженных сил вблизи границ другого государства;
- полная или частичная блокада территории или ее части и другие.
К основным военным угрозам Российской Федерации Военная доктрина относит:
- резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
- воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально опасных объектов;
- создание и подготовку незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской Федерации или на территориях ее союзников;
- демонстрацию военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными целями;
- активизацию деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или полной мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.
Национальный совет безопасности классифицирует угрозы на две основные группы - внешние и внутренние.[6]
В числе внешних
угроз военной
безопасности выделяются:
- локальные войны и конфликты в пределах постсоветского
пространства (Грузия, Молдова, Азербайджан и др.);
- наличие у многих государств ядерного оружия и других видов
оружия массового поражения;
- вооруженные конфликты в непосредственной близости от
границ Российской
Федерации (Афганистан, Ирак);
- распространение новейших военных технологий;
- изменение стратегической стабильности (связанной с
доминированием США в современном мире);
- территориальные претензии к Россиисо стороны ряда стран (официально не оформленные, идущие в разрез
с международными соглашениями, но оказывающие определенное влияние на политику
этих государств в отношении России).
Среди внутренних
угроз в качестве наиболее актуальных для обеспечения военной безопасности России выделяют:
- трудности социально-экономического характера, связанные с
поддержанием оборонного потенциала государства;
- военно-техническое отставание по разработке перспективных
направлений НИОКР, слабое развитие военной инфраструктуры, деградация ВПК;
- деятельность на территории России незаконных вооруженных формирований, осуществляющих
крупномасштабные террористические акты;
- падение престижа воинской службы, трудности комплектования
и финансирования.
Таким образом, за прошедшее десятилетие характер военных опасностей и угроз в отношении Российской Федерации значительно изменился. Существуют блоки внешних и внутренних военных опасностей и угроз, усилилась взаимосвязь между ними. Изменились средства, которые могут использоваться для оказания политического давления и реализации военных угроз.
Следует отметить, что сегодня комплексность и системность используемой отечественными экспертами методологии исследования угроз безопасности РФ лишь декларируются и подменяются построением некоего подобия базы данных в данной области. Это выражается в добавлении к имеющемуся множеству угроз целого ряда новых, образующихся вследствие интерпретации первоначального множества. Это приводит к абстрагированию от национальных интересов России, в связи с чем выявленные в процессе анализа сколь угодно незначительные неблагоприятные условия и факторы зачастую расцениваются как угрозы.[7]
Раздел 2. Цели, задачи, принципы обеспечения военной безопасности.
Обеспечение военной безопасности – важнейшее направление деятельности государства. Российская Федерация рассматривает обеспечение своей военной безопасности в контексте строительства демократического правового государства, осуществления социально-экономических реформ, утверждения принципов равноправного партнерства, взаимной выгоды и добрососедства в международных отношениях, последовательного формирования общей и всеобъемлющей системы международной безопасности, сохранения и укрепления всеобщего мира.[8]
Основные принципы обеспечения военной безопасности:
1. Сочетание твердого централизованного руководства военной организацией государства с гражданским контролем её деятельности.
2. Эффективность прогнозирования, своевременность вскрытия и классификация военных угроз, адекватность реагирования на них.
3. Достаточность необходимых для обеспечения военной безопасности сил, средств, ресурсов, их рациональное использование.
4. Соответствие уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации государства потребностям военной безопасности.
5. Не нанесение ущерба международной безопасности и национальной безопасности других стран.
Основные задачи по обеспечению военной безопасности:
а)
в мирное время:
- формирование и реализация единой государственной политики в области
обеспечения военной безопасности;
- создание и совершенствование системы обороны Российской Федерации и ее
союзников;
- обеспечение безопасности и защита граждан Российской Федерации;
-
создание благоприятных внешнеполитических условий;
- строительство, поддержание и укрепление дружественных, добрососедских
Партнерских (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
- предотвращение (сдерживание, в том числе ядерное) агрессии или угрозы любого
масштаба против Российской Федерации и ее союзников со стороны любого
государства или группы государств;
- обеспечение (при необходимости) политических акций Российской Федерации путем
проведения соответствующих мероприятий военного характера (военно-морское присутствие);
- осуществление контроля за выполнением зарубежными государствами своих
обязательств в области ограничения, сохранения и ликвидации вооружений и
укрепления мер доверия.
- всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил Российской
Федерации и других компонентов военной организации государства, поддержание их
готовности к согласованным действиям по предотвращению, отражению и пресечению
внешних и внутренних угроз;
- совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной
базы, повышение мобилизационной готовности экономики, организация подготовки
органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и
организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной
безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
- поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя,
целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации;
- защита объектов и сооружений Российской Федерации в Мировом океане, космическом
пространстве; на территории зарубежных государств, судоходства, промысловой и
других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах
Мирового океана;
- охрана и защита государственной границы Российской Федерации в пределах
приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также
исключительной экономической зоны и континентального шельфа и их природных
ресурсов;
- развитие необходимой военной инфраструктуры;
- организация и осуществление активной поддержки обществом мероприятий по
обеспечению военной безопасности;
- обеспечение готовности к участию и участие в миротворческой деятельности.
6)
в период угрозы военной безопасности и с началом войны (вооруженного
конфликта):
- своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного
положения в стране либо в отдельных местностях, проведение полного или
частичного стратегического развития Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов (их части) и приведение их в
готовность к выполнению задач; приостановка выполнения обязательств Российской
Федерации по соблюдению международных договоров в области ограничения,
сокращения и ликвидации вооружений;
- координация действий органов государственной власти и управления, органов
местного самоуправления, общественных организаций и граждан по отражению и
пресечению агрессии, достижению целей войны (вооруженного конфликта);
- организация и скоординированное ведение вооруженной,
политико-дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
- введение в действие нормативных актов военного времени, принятие и реализация
решений по подготовке и ведению военных действий;
- перевод экономики страны, отдельных ее отраслей или организаций! транспорта и
коммуникаций на работу в условиях военного времени;
- организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской
обороны;
- оказание помощи союзникам Российской Федерации и мобилизация их возможностей
для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
- предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на
стороне агрессора;
- использование возможностей ООН, других международных организаций по
принуждению агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на возможно
более ранней стадии и восстановлению международной стабильности, безопасности и
мира.
Цели и задачи военно-технического обеспечения военной безопасности
Главной целью является финансовое и материальное обеспечение военной организации государства, ее оснащение эффективными системами вооружения, военной, специальной техникой и имуществом в количествах, необходимых для гарантированного обеспечения военной безопасности Российской Федерации.
Определены приоритеты военного строительства: достаточным количеством войск и сил флота обеспечить - более высокое качество обороны государства. Суворовский девиз «не числом, а умением» в XXI в. становится еще более актуальным.
Оборона должна быть посильной для экономики государства и в то же время способной адекватно отреагировать на любые угрозы его безопасности. Она должна быть гибкой и подвижной: при нарастании угроз одновременно должна нарастать и оборонная мощь государства. И наоборот. Любое преувеличение или преуменьшение угрозы национальной безопасности чревато тяжелыми последствиями, особенно в условиях скудности экономических ресурсов.
Международное военное и военно-техническое сотрудничество Российская Федерация организует и осуществляет международное военное и военно-техническое сотрудничество, исходя из своих национальных интересов, необходимости сбалансированного решения задач по обеспечению военной безопасности. Международное военное сотрудничество строится на принципах равноправия, взаимной выгоды и добрососедства с целью достижения международной стабильности, национальной, региональной и глобальной безопасности.
Основные положения военной доктрины Российской Федерации и материалы руководящих документов Министерства обороны не могут охватить все многообразие сложной проблематики. Эти документы по мере изменения обстановки на международной арене и внутри страны, естественно, нуждаются в конкретизации и развитии.
Российская Федерация гарантирует последовательное и твердое выполнение своей военной доктрины, соблюдение Устава ООН, общепризнанных норм и принципов международного права[9]
Военная доктрина создает организационную и методологическую базу для практической работы по совершенствованию военной организации государства и повышению ее эффективности.
Раздел 3. Особенности обеспечения военной безопасности в мирное время, в угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта)
Обеспечение военной безопасности[10]
В мирное время:
- формирование и реализация единой государственной политики в области обеспечения военной безопасности;
- поддержание внутриполитической стабильности, защита конституционного строя, целостности и неприкосновенности территории РФ;
- развитие и укрепление дружественных (союзнических) отношений с соседними и другими государствами;
- создание и совершенствование системы обороны РФ и ее союзников;
- всестороннее обеспечение и качественное совершенствование Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, поддержание их в готовности к согласованным действиям по предотвращению, локализации и нейтрализации внешних и внутренних угроз;
- подготовка системы мероприятий по переводу ВС РФ и других войск на условия военного времени (в том числе по их мобилизационному развертыванию);
- совершенствование экономической, технологической и оборонно-промышленной базы, повышение мобилизационной готовности экономики, создание условий, обеспечивающих заблаговременный перевод предусмотренных планом промышленных предприятий на выпуск военной продукции, организация подготовки органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, населения страны к решению задач по обеспечению военной безопасности, ведению территориальной и гражданской обороны;
- защита объектов и сооружений РФ в Мировом океане, космическом пространстве, на территориях иностранных государств, защита судоходства, промысловой и других видов деятельности в прилегающей морской зоне и удаленных районах Мирового океана;
- охрана и защита государственной границы РФ в пределах приграничной территории, воздушного пространства и подводной среды, а также исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов;
- поддержка (при необходимости) политических акций РФ путем проведения соответствующих мероприятий военного характера, а также военно-морского присутствия;
- подготовка к территориальной и гражданской обороне;
- развитие необходимой военной инфраструктуры;
- обеспечение безопасности и защита граждан РФ от военных угроз;
- формирование сознательного отношения населения к обеспечению военной безопасности страны;
- осуществление контроля за взаимным выполнением договоров в области ограничения, сокращения и ликвидации вооружений и укрепления мер доверия;
- обеспечение готовности к участию (участие) в миротворческой деятельности.
В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта):
- своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач;
- координация в соответствии с федеральным законодательством деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций и граждан в интересах отражения агрессии;
- организация и скоординированное ведение вооруженной, политической, дипломатической, информационной, экономической и других видов борьбы;
- принятие и реализация решений по подготовке и ведению военных действий;
- перевод экономики страны, отдельных ее отраслей, а также предприятий и организаций, транспорта и коммуникаций на работу в условиях военного положения;
- организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны;
- оказание помощи союзникам Российской Федерации, привлечение и реализация их возможностей для достижения совместных целей в войне (вооруженном конфликте);
- предотвращение вовлечения других государств в войну (вооруженный конфликт) на стороне агрессора;
- использование возможностей ООН, других международных организаций для предотвращения агрессии, принуждения агрессора к прекращению войны (вооруженного конфликта) на ранних стадиях, восстановления международной безопасности и мира.
Заключение
В процессе исследования проблемы мне удалось выяснить, что система обеспечения военной безопасности Российской Федерации играет особо важную роль в государстве. Благодаря военной безопасности национальные интересы личности, общества и государства находятся в состоянии защищенности от противоправных посягательств.
Система обеспечения военной безопасности предоставляет гражданам РФ защиту от внешних и внутренних угроз разнопланового характера, однако военная опасность для государства будет существовать всегда.
В интересах обеспечения военной безопасности необходимо постоянно оценивать и прогнозировать военные опасности и угрозы, своевременно предпринимать комплекс мер в политической, экономической и других областях жизнедеятельности государства и общества. Особое внимание при этом следует уделять анализу концептуальных взглядов, документов и практических мер в области внешнеполитической и военной деятельности ведущих государств мира.
Военная политика Российской Федерации направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск, а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности Российской Федерации, а также интересов ее союзников.
В мирное время государство стремится совершенствовать систему обороны страны, развивать партнерские отношения с другими государствами, улучшать качество уровня жизни граждан, поддерживать стабильность в стране.
В угрожаемый период и с началом войны (вооруженного конфликта) правовое регулирование обеспечения военной безопасности Российской Федерации имеет свое юридическое содержание, которое включает проведение следующих мероприятий: — своевременное объявление состояния войны, введение военного или чрезвычайного положения в стране либо в отдельных ее местностях, проведение полного или частичного стратегического развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск либо их части, приведение их в готовность к выполнению задач.
Таким образом, обеспечение военной безопасности – это важнейшее направление деятельности государства.
Список литературы:
Конституция РФ от 30 декабря 2008 г. (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 09.01.1996 №20, от 10.02.1996 №173, от 09.06.2001 №679, от 25.07.2003 №841, Федеральным конституционным законом от 25.03.2004 №1-ФКЗ)
Об обороне: федер. закон от 31.05. 1996 г. № 61-ФЗ (ред. от 12.02. 2015 г.) // СЗ РФ – 1996. – 3 июня. – № 23. – Ст.2750.
О безопасности: федер.закон от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. – 2011. – 3 января. – №1. – Ст.2
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : утверждена Указом Президента от 31.12.2015 г. № 683
Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976// Рос. газ. – 2014. – 30 дек.
Баранов Н.А. Лекции по курсу «Проблемы национальной безопасности и контроля над вооружениями». URL: http://nicbar.ru/naz_bez.htm
Гареев М. Оборонная безопасность и новая военная доктрина России. URL: http://old.nasledie.ru/voenpol/14
Гацко М.Ф. Национальная безопасность: учебное пособие. – Ногинск: Издание Ногинского филиала РАНХ и ГС, 2012. – 48 с. URL: http://nog.ranepa.ru/info/posobia/nac.bez%2001.12.2014.pdf
Смульский С.В. Национальная безопасность и национальные интересы России в современных условиях. Материалы научно-практической конференции «Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации». 2 октября 2008, М. РАГС, 2008.
НСБ: программа «Военная безопасность». URL:http://nacsovbez.com/voennaya-bezopasnost
Обеспечение военной безопасности РФ.
URL:http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/takticheskaya_podgotovka/obespechenie-voennoy-bezopasnosti-rf/
[1] Конституция РФ от 30 декабря 2008 г. Ст. 59
[2] ФЗ РФ «Об обороне» (№ 61-ФЗ от 31.05.1996 г.)
Режим доступа: http://base.garant.ru/135907/#block_500 (дата обращения:10.01.2016 г.)
[3] Стратегия
национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года
(утв. Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г.
N 683)
[4] Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 г. № Пр-2976// Рос. газ. – 2014. – 30 дек.
[5] Гацко М.Ф. Национальная безопасность: учебное пособие. – Ногинск: Издание Ногинского филиала РАНХ и ГС, 2012. – 25 с. URL: http://nog.ranepa.ru/info/posobia/nac.bez%2001.12.2014.pdf
[6] НСБ: программа «Военная безопасность»
Режим доступа: http://nacsovbez.com/voennaya-bezopasnost (дата обращения 10.01.2016 г.)
[7] Смульский С.В. Национальная безопасность и национальные интересы России в современных условиях. Материалы научно-практической конференции «Новые угрозы национальной безопасности Российской Федерации». 2 октября 2008, М. РАГС, 2008.
[8] Обеспечение военной безопасности РФ
Режим доступа: http://voenservice.ru/boevaya_podgotovka/takticheskaya_podgotovka/obespechenie-voennoy-bezopasnosti-rf/ (дата обращения:10.01.2016)
[9] Баранов Н.А. Лекции по курсу «Проблемы национальной безопасности и контроля над вооружениями».
Режим доступа: http://nicbar.ru/nazbez_lekzia5.htm
[10] Военная доктрина Российской Федерации, ст. 10