выявление проблем сохранения признаков государства, разработка путей их решения

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

ВВЕДЕНИЕ

         Актуальность темы исследования обусловлена:

1) Отсутствием теоретической трактовки понятия «признаки государства» в научной литературе;

2) Неоднозначностью мнений различных авторов по поводу выделения признаков государства, разграничения их на основные и второстепенные;

3) Попытками нивелировать народный суверенитет экстремистскими организациями, нарастающим влиянием таких организаций в мире;

4) Столкновением с препятствиями в защите и реализации государственного интереса из-за воздействия экстремистских групп с целью свержения действующей власти;

5) Проблемой заимствования в геральдике Российской Федерации.

Степень научной разработанности темы. Теоретические основы признаков государства изложены в работах известных зарубежных учёных: Г. Еллинека, Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Маркса.

Среди отечественных исследователей следует особо выделить          Ф. Кокошина, Г.Ф. Шершеневича, А. Ломана, В. Хвостова, Р.Л. Иванова, А.И. Гройсберга, А.А. Анохину.

Исследованию проблемы экстремизма посвящены работы              Р.Г. Галихузиной, М.М. Марданшина, П.А. Меркулова, Д.С. Рязанова,   Л.Л. Хоперской, Р.В. Кулешова, Д.С. Козлова и др.

Таким образом, актуальность и слабая освещенность исследуемой проблемы предопределили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.

Цель и задачи курсовой работы. Цель представленного исследования – выявление проблем  сохранения признаков государства, разработка путей их решения.

Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:

- проанализировать понятие, значение и сущность понятия «признаки государства»;

- рассмотреть признаки современного государства и их сущность;

- исследовать проблему сохранения территориальной целостности и суверенитета и предложить пути ее решения;

- исследовать проблему заимствования в геральдике Российской Федерации.

Объектом исследования выступают признаки государства.

Предмет исследования – общественные отношения между государствами, государством и организациями, между государством и людьми.

Эмпирической базой написания курсовой работы послужили научные труды российских и зарубежных учёных, нормативные правовые акты, программные документы, Интернет-ресурсы удаленного и локального доступов, специализированные периодические издания, монографии. 

Методологическая основа. В работе использовались общенаучные методы исследования (логического анализа и синтеза, сравнительного анализа), частный метод (исторический).

Теоретическая и практическая значимость результатов выполнения курсовой работы заключается, во-первых, в том, что представленные в курсовой работе результаты исследования, во-первых, расширяют научное представление о данной проблеме, во-вторых, могут послужить основой для дальнейших научных исследований признаков государства, Помимо этого в курсовой работе осуществлено осмысление теоретических и практических проблем признаков государства.

Структура и содержание курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединенных в четыре параграфа, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРИЗНАКИ ГОСУДАСТВА

1.1.         Понятие признаки государства

Для того чтобы правильно провести исследование по заданной теме, рассмотрим понятие признаки государства.

В учебных пособиях, периодических изданиях как такого определения понятию признаки государства не дается. В теории исследователи раскрывают понятия «государство», «функции государства», «механизм государства», «формы государства» и т.п. В силу отсутствия доктринального определения основному понятию по рассматриваемой теме, попытаемся сформировать его самостоятельно, синтезировав свое собственное определение.

Рассмотрим понятия «государство» и «признаки».

Известные российские ученые-правоведы Ф. Кокошин,                  Г.Ф. Шершеневич, А. Ломан и В. Хвостов определяли государство как соединение людей под одной властью в пределах одной территории. В частности А. Ломан указывал, что «… государство, с философской точки зрения это эгоизм оседлого народа определенной части земного шара в его совокупности, движимый по пути своего развития…».[1]

Немецкий исследователь Г. Еллинек полагал, что государство представляет собой общественное образование и особое правовое явление.[2]

В период советского функционирования и развития юридической науки доминирующим являлось марксистско-ленинское учение о государстве. Ф. Энгельс в своей работе «Гражданская война во Франции» привел свое определение государства: «В действительности же, – пишет он, – государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим…».[3]

Е.П. Казбан дает следующее определение понятию «государство»: «Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений».[4]

Автор учебного пособия В.И. Червонюк определяет государство как «исторически сложившуюся, сознательно организованную социальную систему, управляющую обществом».[5]

На наш взгляд, наиболее удачным является определение, отвечающее современности, дано соавторами В.Л. Кулаповым и А.В. Малько: «государство есть особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью права и специально созданного аппарата обеспечивает управление делами всего общества, используя для этого национальные ресурсы».[6]

Таким образом, понятие «государство»– многогранно по своей сути и содержанию, воспринимается неоднозначно и имеет многочисленное число трактовок.

Теперь обратимся к понятию «признак». Под признаком мы понимаем отличительные черты, которые отличают одно понятие от другого.

На основании прочитанного сгенерируем определение понятия «признаки государства». Признаки государства – это отличительные черты государства, которые отличают его от простой общности людей. Ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «общество» и «государство», эти понятия нельзя назвать синонимичными.

1.2. Признаки современного государства и их сущность

Признаки государства позволяют показать его самостоятельность, определенность и уникальность. Несхожесть государства с другими социальными явлениями становится очевидной при раскрытии признаков государства.

Если до недавнего времени среди признаков государства можно было назвать такие признаки как наличие собственной валюты или наличие традиций и обычаев, которые присущи только этому государству, то признаки современного государства значительно сузились.

Все признаки государства условно можно поделить на несколько категорий. Каждая из сторон государства характеризуется отдельной категорией признаков. Помимо этого, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у других явлений, а есть признаки, которые характерны только для него, т.е. специфичные. Рассмотрим классификацию признаков государства. Основаниями классификации будут: сторона государства (сфера его бытия), отражаемая признаками; уровень их важности для характеристики качеств государства; степень сходства или различия между государством и сравниваемыми с ним социальными явлениями.[7]

По сфере бытия все признаки государства можно разделить на:

·        экономические;

·        социальные;

·        кратологические (властные, силовые);

·        идеологические.

К особенностям экономических признаков государства относят производящую экономику, обеспечивающую систематическое получение излишков продуктов и иных материальных благ (избыточного продукта); производственные отношения, построенные на эквивалентном обмене, свободе и инициативности их участников; основанный на экономических потребностях систематический товарный обмен и т.д.

Социальные признаки показывают свойства его социальной сферы, которой присущи: социальная дифференциация, формирование групп с несовпадающими, конкурирующими интересами; становление человека в качестве относительно автономного субъекта социальных отношений, осознающего собственные потребности и интересы, и др.[8]

Кратологические признаки отражают организацию социальной власти в государстве, для которой свойственны: дифференциация сфер властвования, возникновение непубличных разновидностей власти (семейной, корпоративной и т.д.); появление органов профессионального управления общественными делами.[9]

Идеологические признаки государства отражают качества его духовной сферы, к которым относятся: дифференциация общественного сознания; появление самостоятельных видов норм, в том числе норм юридического права, которые дали возможность согласовывать конкурирующие интересы на справедливой цивилизованной основе не только внутри конкретного социума, но и за его пределами, и т.п.[10]

Как правило, такая градация признаков государства не проводится, поскольку она связана с синтезированием, социально-философским его (государства) восприятием, которое в современном обществознании практически не используется.

По уровню важности признаки подразделяются на:

·        существенные;

·        несущественные.

Рассмотрим существенные признаки государства.

По степени сходства или различия между государством и другими явлениями, как мы уже отмечали, выделяют общие и специфические признаки государства.

Как правило, государство сравнивают сразу с несколькими объектами, что ведет к формированию соответствующих групп признаков. Первое, с чем соотносят государство – первобытное общество (первобытный социум), которое диалектически отрицается государством. Во вторую очередь с другими самостоятельными государствами. При этом сопоставлении происходит сравнение форм проявления государственности у различных народов, поскольку единого для всего населения Земли государства не сформировалось, но возникло множество стран, обладающих как сходствами, так и признаками, отличающими одни государства от других. Также государство сравнивается с организациями, преследующими сходные с государством цели и воплощающие или стремящиеся воплотить такие же, как и оно, функции. Это различные некоммерческие организации, такие как политические партии, общественные движения, в том числе нелегальные. Такое сравнение происходит в связи с тем, что некоторые из этих некоммерческих организаций используют в своем названии слово «государство».  О них мы поговорим позднее, во второй части курсовой работы.

Перечислим, рассмотрим подробнее основные признаки государства, выделяемые различными авторами. Все признаки указывают на отличие государства от родоплеменной организации общества.

1. Территориальное деление населения или как его еще называют, территориальный принцип организации населения, заключается в двух аспектах: территориальное деление населения осуществляется без учета родства между людьми, наличие родственных связей между людьми не имеет значения, поскольку государство – организация территориальная, а не родственная. Разделение населения по территориальному признаку означает, по мнению В.И. Червонюка, во-первых, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ; во-вторых, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством, т.е. на него распространяется власть государства как на его территории, так и за ее пределами.[11]

2. Наличие юридического права, которое выступает особым регулятором межличностных отношений, оформляет государственную власть, тем самым легитимируя ее. Юридическое право охраняется и гарантируется всей системой институтов государства, в том числе органами государственной и муниципальной власти, использующими императивные меры.

Также в качестве гарантов юридического права сегодня выступают различные организации, представляющие гражданское общество (профессиональные и предпринимательские союзы, правозащитные объединения и другие некоммерческие организации).

Само право зародилось благодаря становлению новых типов производственной деятельности, увеличению числа связей в сфере производства материальных благ, их присвоению и распределению, которые потребовали нормирования и учета вклада каждого члена общества, а также необходимости распределения.[12]

3. Суверенитет (народный суверенитет), который означает первичность воли народа во взаимоотношениях с официальным представителем его интересов – государственным аппаратом, а также при взаимодействии с иными обособленными подразделениями социума, которые претендуют в нём на лидерство.[13] Смысл этого понятия сводится к тому, что народ верховенствует над любыми общественными группами и организациями при решении общих вопросов и отстаивании государственных интересов. Тем самым народ очерчивает пределы вмешательства органов власти и организаций в различные сферы общественных отношений;

4. Профессиональный аппарат управления (государственный аппарат),  которому обществом передаются (делегируются) полномочия по руководству социально неоднородным обществом. Все это делает невозможным участие государственных и муниципальных служащих в производстве материальных благ и услуг наряду с другими участниками общества. Государственный аппарат представляет собой надстройку над народом, который в случае необходимости, может принимать непопулярные, но необходимые для всего общества решения, даже вопреки доминирующим группам, которые активно вовлечены в лоббирование своих интересов.

Относительная обособленность государственного аппарата имеет и негативную сторону. Входящие в его состав государственные служащие тоже образуют автономную социальную группу. Как и любая подобная группа, она обладает собственными интересами, которые могут противоречить потребностям государства;

5. Взимание с населения налогов (фискальный принцип), который состоит в наличии системы налогов, займов, податей. Этот принцип позволяет государству проводить определенную политику и содержать государственный аппарат, потому что публичная власть – это чиновники, полиция, армия, а также тюрьмы и другие специальные учреждения;

6. Принцип монопольного применения силы, означающий, что никто, кроме государства не может лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода.

Помимо вышеперечисленных основных признаков государства, иногда авторами называют такие, как наличие официальной государственной символики (флага, герба, гимна и т.п.) и получение государством международного признания. Хотя геральдика появляется не одновременно с государством и не становится ее существенным ее признаком, тем не менее, считаем этот признак значимым, поскольку государственные символы помогают гражданам страны самоидентифицироваться, отражают дух государства и населения, на ней проживающего. Да, определенные символы, позволяющие идентифицировать первобытные коллективы среди окружающих их соседей, были и в древности, но с переходов от родоплеменной организации общества к государственным образованиям они не потеряли своего значения.

Вторая группа признаков позволяет отличить одно государство от других. При сравнении государств между собой названные выше признаки (территориальный принцип организации населения, наличие юридического права, народный суверенитет, государственный аппарат, взимание налогов с населения, принцип монопольного применения силы) не упоминаются, поскольку они свойственны любой стране, т.е. являются общими для всех государств. Отличают одно государство от другого следующие признаки: собственная территория, народ (постоянное население), обладания национальным суверенитетом.[14]

Третья группа состоит из признаков, которые отличают государство от иных организаций, которые преследуют схожие с ним цели, выполняют или стремятся осуществить такие же, как и оно, функции. В состав третей группы входят: универсальность, верховенство государственной власти, особый порядок вхождения людей в состав государства.

Универсальность государства состоит в том, что оно охватывает все сферы общественной жизни и всех людей, в нём проживающих (граждан, иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства)) и все организации, находящиеся на его территории или подпадающие под его экстерриториальную юрисдикцию.

Особый порядок  вхождения людей в состав государства характеризуется тем, что гражданами государства в большинстве случаев люди становятся не в результате принятия в гражданство, а по иным основаниям, не связанным с желанием лица стать гражданином, т.е. автоматически (вследствие рождения детей на территории государства, принадлежности его родителей к числу её граждан и т.д.).[15]

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ СОХРАНЕНИЯ ПРИЗНАКОВ               ГОСУДАРСТВА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

2.2.         Экстремизм – проблема территориальной целостности              и суверенитета

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются на сегодняшний день государства – сохранение независимости во внешних и внутренних делах. Зачастую неправительственные организации пытаются претендовать на лидерство на той или иной территории нелегитимными методами, один из которых – экстремизм. Что же такое экстремизм? Какого его значение и влияние на дестабилизацию обстановки внутри стран? 

Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» даётся сразу несколько определений понятию экстремистская деятельность (экстремизм):

«- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;[16]

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;[17]

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».[18]

В целях конкретизации положений названного Федерального закона Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была разработана Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия). Вторая глава Стратегии посвящена основным источникам угроз экстремизма в современной России. Выделим, на наш взгляд, наиболее важные и проиллюстрируем их примерами из истории современной России и других стран.

«9. Серьезную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма». [19] Ярким примером могут послужить события, развернувшиеся в странах бывших советских националистических республик – Украине, Латвии, Литве, Эстонии, в которых возрождаются идеи нацизма и фашизма. Благодаря продвижению идей нацизма и фашизма была развернута гражданская война на Украине в конце 2013 года, что дестабилизировало ситуацию внутри страны и привело к смене политического руководства страны уже в феврале 2014 года.

«11. Наиболее опасные виды экстремизма – националистический, религиозный и политический – проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть «Интернет», в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов».[20]

«18. Особую тревогу вызывает проникновение из других государств радикальных течений ислама, проповедующих их исключительность и насильственные методы распространения. Идеологами радикальных течений ислама в России являются прежде всего члены международных экстремистских и террористических организаций и выпускники зарубежных теологических центров, где преподаются основы этих религиозных течений. Отмечаются попытки создания в различных регионах России центров обучения и тренировочных лагерей запрещенных международных экстремистских и террористических организаций».

За правонарушения экстремистской направленности в российском законодательстве предусмотрено два вида ответственности – административная и уголовная.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ правонарушениям экстремисткой направленности посвящено три статьи: «Статья 13.15 Злоупотребление свободой массовой информации», «Статья 20.29 Производство и распространение экстремистских материалов», «Статья 20.3 Производство и распространение экстремистских материалов».[21] За правонарушения по этим статьям законодатель предусматривает наказания в виде штрафов, которые варьируются от одной тысячи до одного миллиона рублей или административный арест (административное приостановление деятельности) сроком от одного дня до девяноста суток, с учетом принадлежности лица к гражданам, должностным или юридическим лицам.

В Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г.       № 63-ФЗ предусмотрено 7 статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности. Среди преступлений законодатель выделяет:

- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

- публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации;

- диверсию;

- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;

- организацию экстремистского сообщества;

- организацию деятельности экстремистской организации;

- финансирование экстремистской деятельности.[22]



[1] Ломан А. Современное учение о государственной власти. М.: Тип. Э. Лисснера, Ю. Романа, 1896. С. 58

[2] Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб, 1908. С. 117-118.

[3] Энгельс Ф. Сочинения К. Маркс и Ф. Энгельс. М., 1962. С. 200

[4] Казбан Е.П. Государство и государственность. К вопросу соотношения понятий. М.: Вестник университета (Государственный университет управления), 2013. С. 35

[5] Червонюк В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 87

[6] Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Норма, 2009. С. 56

[7] Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - № 3 (44). С. 6.

[8] Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - № 3 (44). С. 7.

[9] Там же. С. 7.

[10] Там же. С. 7.

[11] Червонюк В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 84.

[12] Там же. С.85

[13] Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - № 3 (44). С. 14.

[14] Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - № 3 (44). С. 16.

[15] Там же. С. 19.

[16] О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ  // Рос. газ. – 2002. – 30 июля. – Статья 1.

[17] О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ  // Рос. газ. – 2002. – 30 июля. – Статья 1.

[18] О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ  // Рос. газ. – 2002. – 30 июля. – Статья 1.

[19] Федеральная стратегия «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»: утв. Президентом Рос. Федер. 28 ноября 2014 г. Пр-2753. – Пункт 9. Глава II

[20] Федеральная стратегия «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»: утв. Президентом Рос. Федер. 28 ноября 2014 г. Пр-2753. – Пункт 11. Глава II

[21] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 15 февр. 2016 г. № 30-ФЗ // Рос. газ. – 2001. – 31 декабря.

[22] Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 30 дек. 2015 г. № 22-П // Рос. газ. – 1996. – 18 июня. – Статьи 208 – 282.3.

Информация о файле
Название файла выявление проблем сохранения признаков государства, разработка путей их решения от пользователя ahgelikax
Дата добавления 5.5.2020, 18:45
Дата обновления 5.5.2020, 18:45
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 42.76 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 345
Скачиваний 136
Оценить файл