Текст:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Реформы Александра II как тему для реферата я выбрала не просто так. Александр II был одним из самых прогрессивных царей России, его называли Царь-Освободитель, Александр-Освободитель. Его предшественники прекрасно понимали, что крепостное право – это «зажженная пороховая бочка», на которой сидели российские императоры, Александр II тоже это понимал. Но он не просто это понимал, он действовал, проводил реформы. Александр II отменил крепостное право, и большая часть населения России того времени получила долгожданную свободу, повёл земскую, военные и суд*цензура*ю реформы. Для проведения столь сложных реформ требовалось немало сил, которые нашёл в себе Александр II. И именно по этой причине реформы Александра II привлекли моё внимание больше всего.
Цель работы: Изучить историческую литературу по выбранной теме. Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
Задачи:
1)Проследить биографию Александра II.
2)Рассмотреть реформы Императора.
3)Выявить воздействие реформ на социально-экономическое развитие России.
1 АЛЕКСАНДР II: ЛИЧНОСТЬ И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ
Александр II вступил на престол 19 февраля 1855 года в возрасте неполных 37 лет. В отличие от отца он был достаточно хорошо подготовлен к управлению государством. Его наставником, осуществлявшим общий надзор за воспитанием и образованием, был назначен поэт В. А. Жуковский, стремившийся привить будущему императору уважение к закону, неприятие деспотизма, понятие высокой нравственной ответственности за судьбы страны, умение шагать в ногу со временем. Александр получил разностороннее образование: юридические науки ему преподавал М. М. Сперанский, историю, географию и статистику- К. И Арсеньев, финансы- Е. Ф. Канкрин, военное дело- Г. В. Жомини, дипломатическое искусство- Ф. И. Бруннов. Обучение завершилось путешествием по России (1837 г.) и поездкой по Европе (1838-1839 гг.). Николай I охотно привлекал цесаревича к государственному управлению: так, в 1842г., во время длительного отъезда императора из столицы, на Александра возлагалось решение всех государственных дел, в 40-50-х гг. XIX в., он председательствовал в различных секретных комитетах, рассматривавших по поручению Николая I вопросы внутренней и внешней политики, в годы Крымской войны являлся военным губернатором Петербурга.
Александр II пришел к власти в сложной обстановке военного поражения и общественно- политического подъема. Свое царствование он начал с объявления амнистии декабристам, польским повстанцам и петрашевцам. Одним из примечательных явлений стала гласность, правда, весьма дозированная. С конца 50-х гг. XIX в. Пресса начала превращаться в важный политический фактор: на ее страницах активно обсуждались проблемы общественной и государственной жизни страны. Желая быть в курсе общественных настроений, Александр II повелел перепечатывать для себя издававшийся в Лондоне герценовский «Колокол». Постепенно на важнейших государственных постах оказываются представители реформаторской группировки «либеральных бюрократов»: братья Н. А. и Д. А. Милютины, А. В. Головнин, С. С. Ланской, Я. И. Ростовцев, А. П. Заболоцкий- Десятовский, Д. Н. Замятнин, М. Х. Рейтерн, В. А. Татаринов и др. Большое влияние на государственные дела, особенно в первые годы правления, оказывал брат императора- великий князь Константин Николаевич, считавшийся главой этой группировки.
Вместе с тем современники отмечали, что Александр II не отличался твердой волей в политических делах, нередко перекладывал ответственность за принятие политических решений на свое окружение. Результатом подобного стиля управления стало возрождение института временщиков. Во второй половине 60- первой половине 70-х гг. XIX в. Таковым становится шеф корпуса жандармов и главный начальник Третьего отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии П. А. Шувалов, прозванный современниками за высокомерие и властность «Петром IV», в начале 80-х гг. XIX в. – М. Т. Лорис- Меликов, наделенный диктаторскими полномочиями для искоренения революционного движения в стране. Периоды энергичного реформаторства сменялись у Александра II периодами кол*цензура*ий и движения вспять. Подобная непоследовательность вела к разочарованию в обществе итогами реформ, способствовала росту революционных настроений.
Александр II стал первым российским монархом, на которого в буквальном смысле этого слова была развернута охота со стороны радикально настроенных кругов.
В апреле 1866 г. В него стрелял член ишутинского кружка Д. В. Каракозов, и июне 1867 г. – польский эмигрант А. Березовский, в апреле 1879г.- землеволец А. К. Соловьев. В августе 1879 г. Исполнитеьный комитет «Народной воли» принял решение об убийстве Александра II. Два покушения, организованные народовольцами- подрыв царского поезда под Москвой в ноябре 1879 г. И взрыв С. Н. Халтурина в Зимнем дворце в феврале 1880 г.,- не достигли цели, однако третье покушение, организованное С. Л. Перовской, привело 1 марта 1881 г. К трагической гибели царя- реформатора.
2 ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 1863- 1874 ГОДОВ
2.1 Необходимость реформ
По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да
развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой
полезной деятельности..."
На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В свое речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы. Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.
Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии. Это были действительно крупные изменения, сравнимые разве что только с реформами Петра I.
2.2 Отмена крепостного права
3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.
В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих их крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюрократии».
Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.
Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.
«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях – и особых поверочных комиссий.
«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.
«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных. Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.
Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.
2.3 Земская реформа
После крестьянского «Положения» в ряду административных реформ одно из важнейших мест занимает, без всякого сомнения, «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое было издано 1 января 1864 года.
Согласно положению вводились бессословные выборные органы местного самоуправления – земства. Они избирались всеми сословиями на трехлетний срок и состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ). Выборы в земские распорядительные органы – собрания гласных (депутатов) – проводились на основе имущественного ценза, по куриям. Первая курия (землевладельческая) состояла из владельцев земли от 200 до 800 десятин или недвижимости, стоимостью от 15 000 рублей. Вторая курия (городская) объединяла собственников городских промышленных и торговых заведений с годовым оборотом не менее 6 000 рублей и владельцев недвижимости не менее чем на 2 000 рублей. Выборы же по третьей курии (сельских крестьянских обществ) были многостепенными. Земские собрания избирали исполнительные органы – земские управы – в составе председателя и нескольких членов.
Земства были лишены каких-либо политических функций, их деятельность ограничивалась, в основном, решением местных вопросов. Они несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за своевременные поставки продовольствия, за качество дорог, за страхование, за ветеринарную помощь и многое другое.
Все это требовало больших средств, поэтому земствам было позволено вводить новые налоги, облагать население повинностями, образовывать земские капиталы. При своем полном развитии земская деятельность должна была охватить все стороны местной жизни. Новые формы местного самоуправления не только сделали его всесословным, но и расширили круг его полномочий. Самоуправление получило столь широкое распространение, что многими было понято, как переход к представительному образу правления, поэтому со стороны правительства вскоре стало заметно стремление удержать деятельность земств на местном уровне, и не позволять общаться между собой земским корпорациям.
В конце 70-х годов земства были введены в 35 из 59 российских губерний.
2.4 Городская реформа
16 июня 1870 года было издано "Городовое положение", по которому в 509 из 1130 городах вводилось выборное самоуправление - городские думы,
избираемые на четыре года. Городская дума (распорядительный орган)
избирала свой постоянно действующий исполнительный орган - городскую
управу, состоявшую из городского головы (так же избираемого на четыре
года) и нескольких членов. Городской голова был одновременно председателем и городской думы и городской управы. Городские думы находились под контролем правительственных чиновников.
реформы Александра II, их воздействие на социально-экономическое развитие Россииреформы Александра II, их воздействие на социально- экономическое развитие России
1 АЛЕКСАНДР II: ЛИЧНОСТЬ И СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………………….4 2 ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 1863- 1874 ГОДОВ……………….………....…6 2.1 Необходимость реформ…………………………………………………...6 2.2 Отмена крепостного права…………………………………………..……7 2.3 Земская реформа………………………………………………….….…..10 2.4 Городская реформа…………………………………………………...….11 2.5 Административные реформы…………………………………………...12 2.6 Судебная реформа………………………………………………….……14 2.7 Военные реформы…………………………………………………...…..16 2.8 Реформы в области просвещения………………...…………………….18 2.9 Реформы в области печати……………………………………….…..…20 3 ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕФОРМ НА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ………………………………………………..….…21 | |||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||
Проверил admin 15.12.2012, 17:04 | |||||||||||||||||||||||
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл" | |||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|