расчет и проектирование зубчатого редуктора с цилиндрическими колесами

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Введение…………………………………………………………………………6

1.Общие сведения……………………………………………………………….6

2.Выбор электродвигателя………………………………………………………7

3.Определение передаточного отношения редуктора и распределение его по ступеням………………………………………………………………………….7

4.Определение крутящих моментов на валах редуктора……………………..8

5.Выбор материалов зубчатых колес и расчет допускаемых напряжений…..9

6.Расчет межосевых расстояний и геометрических параметров зубчатых колес……………………………………………………………………………..11

7.Проверочный расчет зубчатых колес……………………………………….13

8.Расчет сил, действующих в зубчатых парах………………………………..14

9.Компоновка и определение конструктивных параметров узлов редуктора 15

10.Расчет реакций в опорах валов и построение эпюр изгибающих и крутящих моментов…………………………………………………………….16

11.Проверочный расчет подшипников………………………………………..17

12.Расчет шпоночных соединений…………………………………………….18

13.Расчет валов на усталостную и статическую прочность………………….19

14.Проверочный расчет валов на жесткость………………………………….20

15.Выбор масла и расчет объема его заливки в редуктор……………………21

Примечание……………………………………………………………………...48

Литература……………………………………………………………………….49

Приложение 1…………………………………………………………………….50

Приложение 2…………………………………………………………………….51

Приложение 3…………………………………………………………………….52

Введение.

1.Общие сведения.

Элементами подавляющего большинства машин является отдельные детали:

узлы, передаточный механизм, рабочие органы. Детали собираются тем или иным образом, и образуют узлы и часто рабочие органы. Совокупность узлов переднего механизма и рабочий органов образуют машину. Деталь первичная часть любой машины, которая изготавливается без сборочной операции.

Узлы – законченная сборочная единица состоящая из соединенных и соединительных  деталей имеющие общее функциональное назначение. Подшипник качения, коробка скоростей, ременная передача. Детали и узлы, которые встречаются в отдельных типах машин, называются деталями и узлами специального назначения или общего применения. Соединениями называют сформированные подвижные или неподвижные связи между отдельными деталями. Совокупность соединений друг с другом подвижных деталей предназначенных для передачи движения в пространстве и при необходимости для преобразования движения одной или нескольких деталей, называют передаточными механизмами.

В любом механизме или передачи деталь передающая движение называется ведущим звеном, а деталь которая воспринимает ее называют ведомое звено. Кинематической парой, называют соединение двух сопрягаемых (соединяющих тело друг с другом) звеньев допускающее их относительное движение. Звенья механизма могут быть : абсолютно твердыми (зубчатые колеса, шпонка, кольца подшипника, шарикоподшипник.); упругими (или гибкими),(трос, ремень); жидкими (масло, вода и т.д.); газообразный (воздух). Рабочими органами называют детали или узлы предназначенные для выполнении заданной функцией той или иной машины.

Под термином передача понимают передаточный механизм или совокупность передаточных механизмов, предназначенных для передачи механических движений из одной точки пространства в другую точку пространства и при необходимости преобразовать движение (вращательное в поступательное либо наоборот). Передачи бывают ремённые, зубчатые, фриксоная, цепные, передача винт-гайка, планетарная передача, волновая и гидравлическая.

Данная курсовая работа посвящена расчету и проектированию зубчатого редуктора с цилиндрическими колесами.

2.Выбор электродвигателя.

Выбираем электродвигатель привода зубчатой передачи  [ 2 ]. Передаваемая мощность на выходном 3м валу редуктора N3-1,8КВт, частота вращения 1го вала n1-60 об/мин.

Мощность по валу электропривода можно найти по формуле [ 2 ] : Nдв=N/(Ƞ-3 п·Ƞ-2 n·Ƞ- м),                                                                              
  (2.1)

где N3=1,8кВт-мощность на выходном конце вала редуктора (по заданию) ;

Ƞ- п =0,99-к.п.д. 1ой пары шарикоподшипников валов;

Ƞ- 3=0,98-к.п.д. 1ой зубчатой пары (для закрытых передач);

Ƞ- м=0,99-к.п.д. муфты, соединяющей вал электродвигателя и входной вал редуктора.

Подставив исходные данные в формулу(2.1), получим:

Nдв=1,8/(0.99·0.98·0.99)= 2кВт

По рассчитанной мощности Nдв и синхронной частоте вращения n1входного вала n1 = 1500 об/мин. редуктора выбираем электродвигатель серии 4A ГОСТ19523 (табл.6) [ 1 ]. Эксплуатационные характеристики электродвигателя – 4A90L4:

- номинальная мощность - Nдв=2,2кВт,

- фактическая частота вращения ротора –  nдв=1425 об/мин;

- диаметр и длина присоединительного конца вала - d·l=24·50мм.

Для дальнейших расчетов принимаем n1= nдв=1425об/м, а мощность N1=Nдв=2кВт

3.Определение передаточного отношения редуктора и распределение его по ступеням.

Общее передаточное отношение редуктора определим по формуле [ 1 ]; I0=n1/n3=142560=23,75.                                                                  
              (3.1)

Передаточное отношение первой (и второй) ступени соосного редуктора :

i1=i2=i0,5 0=√23,75  =4,87.

4.Определение крутящих моментов на валах редуктора.

Исходные данные:

Мощность на выходном валу редуктора -1,8кВт;

Частота вращения 1го вала n1=1425 об/мин;

Третьего вала n3=60 об/мин;

К.п.д. зубчатой пары n3-0,97;

Пара подшипников –nn=0,99.

Крутящий момент на выходном конце 3го вала найдем по формуле (9.4) по

[ 2 ] :

Mкр3в=9555·Nзв/n3,

где Nзв - заданная мощность на выходном конце 3го вала, кВт;

n3 – частота вращения 3го вала, мин-1.

Подставив исходные данные в формулу (9.4)получим:

Mкр3в=9555·1,8/60=286,65 Н·м.

Крутящие моменты на:

- 3м валу в сечении установки зубчатого колеса Z4, найдем по формуле (9.5) по [ 2 ]:

Mкр3=Mкр3вп=286,65/0,99=289,54 Н·м,

где Ƞп= 0,99-к.п.д. пары шарикоподшипников опоры.

-2м валу в сечении установки зубчатых колес Z3 и Z2, найдем по формуле (9.6) по [ 2 ]:

Mкр2=Mкр3/(i2·Ƞn·Ƞ3)=289,54/(4,87·0,99·0,97)=62Н·м,

где Ƞ3 = 0,97 – к.п.д. пары зубчатых колес 2ой степени.

-1м валу в сечении установки зубчатого колеса Z1, найдем по формуле (9.7)

по [ 2 ]:

Mкр1=Mкр2/(i1·Ƞn·Ƞ3)=62/(4,87·0,99·0,97)=13,26 Н·м.

- на входном конце 1го вала, найдем по формуле (9.8) [ 2 ] :

Mкр1в=Mкр2n=13,26/0,99=13,39Н·м.

5.Выбор материалов зубчатых колес и расчет допускаемых напряжений.

Согласно [1] таблицы 5.3 для обеспечения средних габаритов зубчатых колес по 9 степени точности выбираю материал и термообработку зубчатых колес:

- для Z1 и Z3- сталь 40ХН с Т.О. улучшение до НВZ1 Z3…310:

- для Z2 и Z4- сталь 40ХН с Т.О. улучшение до НВZ2 Z4…290.

Базовое число циклов нагружения согласно рис. 5.1  [ 1 ]:

NН σ 1=30·106 ; NH σ 2=27·106 ; NH σ 3=30·106 ; NH σ 4=27·106.

Фактическое число циклов нагружения:

- для Z1-Nц1=20·108 – согласно заданию;

-для Z2-Nц2=Nц1/i1=20·108/4,87=4·108;

-для Z3 и Z2-Nц3=Nц2=4·108;

-для Z4-Nц3/i2=4·108/4,87 = 0.821·108.

Тогда коэффициент учитывающий долговечность работы зубчатых колес по напряжению контактной выносливости :

KN1 =6√N1/Nц1=6√30·106/20·108=0.3

Принимаю KN1 = 1.

Предельные значения напряжений контактной выносливости по формуле:

Тогда для Z1 = σHlim1,3=1,8·НВ+67=1,8·310+67=625 МПа

σHlim2,4 = 1,8·290+67=589МПа.

Допускаемое напряжение контактной выносливости зубчатых колес определим по формулам:

[ σ ]H1Hlim1·KN1·KR1·KV1/SH1           [ σ ]H2Hlim2·KN2·KR2·KV1/SH2         [ 5.1 ]

[ σ ]H3Hlim3·KN3·KR3·KV2/SH3           [ σ ]H4Hlim4·KN4·KR4·KV2/SH4      [ 5.2 ]

Подставив исходные данные в формулы получим:

[ σ ]H1=625·1·0.9·1.1/1.1=562.5 МПа;       [ σ ]H2=589·1·0.9·1.1/1.1=530.1 МПа;

[ σ ]H3=625·1·0.9·1.05/1.1=536.9 МПа;     [ σ ]H4=589·1·0.9·1.05/1.1=506 МПа;

[ σ ]HΙ=[ σ ]H1+[ σ ]H2/2.2=562.5+530.1/2.2=496.63 МПа.

Принимаю [ σ ]НΙ=530 МПа, т.к. она наименьшая из косозубых пар и больше 2ой пары на 20 НВ [ 2 ];

[ σ ]HΙΙ=[ σ ]H3+[ σ ]H4/2.2=537+506/2.2=474МПа

Принимаю [ σ ]НΙΙ=506 Мпа, т.к. она наименьшая из прямозубых пар и меньше 1ой пары на 20НВ[ 2 ];

Напряжение изгибной выносливости определим по формуле:

[ σ ]FZiFlimi·KNi·KRi·Kp/SF4                                                                              ( 5.8)

где   σFlimZi – предел изгибной выносливости, зависящий от способа упрочнения и твердости сердцевины зубьев колес;

KNi = m√4·106/Nцi – коэффициент долговечности по изгибу, зависящий от ресурса работы зубчатого колеса - KNi = 1; т.к. Nцi > 4·106 для всех колес;

KRi – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости впадины между зубьями - KRi – 0.9; (без финишной обработки зубья);

Kp – коэффициент, учитывающий влияние реверса - Kp – 1(нереверсивный редуктор).

SFi – коэффициент запаса прочности - SFi – 1.7(для объемной Т.О.).

Согласно [ 1 ] [ σ ] Flimi=1.1·НВi

σFlimZ1,3=1.1·310=341 МПа

σFlimZ2,4=1.1·290=319 МПа

Подставив исходные данные в формулу (5.8) получим:

 [ σ ]FZ1;3Flim1·KN1·KR1·Kp/SF4=341·1·0.9·1/1.7=180.5 МПа .

 [ σ ]FZ2;4Flim2·KN2·KR2·Kp/SF4=319·1·0.9·1/1.7=169 МПа .

KN1=6√4·106/20·108= < 1 принимаю KN1=1;

KN2=6√4·106/4·108= < 1 принимаю KN2=1;

KN3=6√4·106/4·108= < 1 принимаю KN3=1;

KN4=6√4·106/0.82·108= < 1 принимаю KN4=1;

KR=0.9 т.к. не производится финишная обработка колес;

KP=1- принимаю зубчатую передачу нереверсивной;

SFi=1.7- при объёмной Т.О.-  улучшение.

6.Расчет межосевых расстояний геометрических параметров зубчатых колес.

Т.к. зубчатая закрытая и HRCZi < 56, то расчет ведут межосевого расстояния по напряжениям контакта выносливости 2ой ступени, как наиболее нагруженной [ 1 ]:

A2=Ka·(i2+1)·3√KH·MКР2ва2·i2·[ σ ]2H2;                                                        [6.1]

где Ka – коэффициент,  учитывающий упругие свойства материалов колес, суммарную длину контактных линий в зацеплении зубьев, пятно контакта зубьев, передача  косозубые – Ka ≈410МПа 0.33;

KH – коэффициент, учитывающий внешнюю и внутреннюю динамику нагружение зубчатой пары, неравномерность нагружение по длине зубьев колес KH≈1.25;

Ψва242 – коэффициент отношения ширины венцов зубчатых колес Z2 и Z4 к межосевому расстоянию для тихоходной ступени – ψва2=0.35.

Подставив исходные данные в формулу (6.1) получим :

А2=410·(4.87+1)3√1.25·62/0.35·4.87·(506)2=135мм.

Принимаю ближайшее большее из ГОСТа на А2,принимаю 140 мм.

А2=140мм=А1- для соосных редукторов.

Модуль определяю из соответствий:

mΙ = 0.013·A1=0.013·140=1.82 мм и mΙ=B2м,

где В2- ширина Z2 и ψм = 30, т.к. НВ<350,

но ψва1=0.25=В21→В2ва1·А1=0.25·140=35 мм;  в1 = в2+5 = 35+5 = 40 мм.

Тогда mΙ = 3530 = 1.166 мм.

Из 2х значений mΙ = 1,82 мм и mΙ =1.166.

Принимаю ближайшее большее из стандартного ряда модулей, т.е. mΙ = 1.75мм.

Модуль зубчатых колес 2ой ступени определим из соответствия:

mΙΙ = 0.017·А2 = 0.017·140 = 2,38 мм;

В4 = ψва2·А2 = 0.35·140 = 49 мм.

m24м = 49/30 = 1.63 мм.

Окончательно принимаем m2 =2 мм.

А1 = 140 мм – из условий прочности.

A1=dд1+dд2/2·cos β1 = m1(Z1+Z2)/2·cos β1 = A1 ( Z ) задаюсь предварительно углом β1 = 10º, тогда из [ 2 ] находим Z = Z1+Z2 = 2·A1·cos β1/m1 = 2·140·0.9848/1.75 = 157.568 зубьев.

но Zmin>=19;    Z1 = ZC1/(i1+1) = 157.568/(4.87+1) = 26.842.    Принимаю Z1 =27.

Тогда  Z2=Z1·i1 = 27·4.87 = 131.49.          Принимаю Z2 = 131 зуб

Т.к. числа зубьев были округлены до целых значений, то для обеспечения принятого  A1, уточняем величину β1.

β1 = arcos(m1·ZC1)/(2·A1) = arcos(1.75·158)/(2·140) = 9.06872º.

Проверка: A1 = (Z1+Z2)·m1/2·cos β = (27+131)·1,75/2·0.9875 = 140.

Расчет для 2 ступени:

ZC2 = 2·A2·cos β2/m2.

A2 = 140 мм;

Принимаю предварительно β2 = 10.

Тогда ZC2 = 2·140·0.9848/2 = 137.872 зуба, но Z3 = ZC2 (i2+1) = 2A2·cos β2/2·(i2+1). При β2 = 10ᵒ  Zmin>=19 зубов.

Z3 = ZC2/(i2+1) = 137.872/(4.87+1) = 137.872/5.87 = 23.487. Принимаю Z3 = 24.

Тогда Z4 = Z3·i2 = 24·4.87 = 116.           Принимаю Z4 = 114.

т.к. числа зубьев были округлены до целого значения то уточняю β2 = arcos(M2·ZC2)/(2·A2) = arcos(2·138)/(2·140) = arcos(0.9857) = 9.701º.

A2 = (Z3+Z4)·m2/2·cos β1 = (24+114)·2/2·0.9875 = 140.002.

Z3 = 24·Z4 = 24·4.87 = 116.88.    Принимаю = 117.

в2 = 35 мм    в1 = в2+4 = 39 мм.

в4 = 49 мм    в3 = в4+4 = 53 мм.

β1 = 9.069º и β2 = 9,701º.

Определяю размеры зубчатых венцов колес:

-         для Z1

dд1 = m1·Z1/cos β1 = 1.75·27/0.9875 = 47,848 мм.

de1 = dд1+2·m1 = 47,848+2·1.75 = 51,348 мм.

dв1 = dд1-2,5·m1 = 47,848-2,5·1.75 = 43,473 мм.

- для Z2

dд2 = m1·Z2/cos β1 = 1,75·131/0.9875 = 232,151 мм.

de2 = dд2+2·m1 = 232,151+2·1,75 = 235,651 мм.

dв2 = dд2-2,5·m1 = 232,151-2,5·1,75 = 227,776 мм.

 - для Z3

dд3 = m2·Z3/cos β2 = 2·24/0.9857 = 48,6963 мм.

de3 = dд3+2·m2 = 48,6963 +2·2 = 52,6963 мм.

dв3 = dд3-2,5·m2 = 48,6963 -2,5·2 = 43,6963 мм.

-         для Z4

dд24 = m2·Z4/cos β2 = 2·114/0.9857 = 231,3077 мм.

de4 = dд4+2·m2 = 231,3077 +2·2 = 235,3077 мм.

dв4 = dд4-2,5·m2 = 231,3077 -2,5·2 = 226,3077 мм.

7.Проверочный расчёт зубчатых колес.

Для проверочного расчета зубьев каждого колеса и шестерни по напряжениям изгиба можно воспользоваться формулой (7.2)  [ 1 ]:

σFi = 2·Km·KF·Mкрi/(вi·mi·dдi) <=[ σ ]Fi,                                         (7.2)

где Km – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений у основания зубьев, угол наклона и перекрытие зубьев, внутреннюю динамическую нагрузку, степень точности передачи;

KF – коэффициент нагрузки, учитывающий режим нагружения передачи, неравномерность распределение нагрузки по длине зубьев, степень точности передач.

Подставив исходные данные в формулу (7.2) получим:

σF2 = 2·3.4·103·3·62/(35·1.75·216.825) = 95.237 МПа.

Действия пикового крутящего момента Мкрп оценивается коэффициентом перегрузки по формуле (7.3) [ 1 ]:

Kп = Mкрп/Mкр,                                                                             
                                              
(7.3)

Принимаю Kп  = 1.5.

Найдем контактное пиковое напряжение по формуле (7.4) [ 1 ]:

σHmaxi = σH·√Kп<=[ σ ]Hmaxi,                                                            (7.4)

где σH – напряжение контактной выносливости при действии номинального Мкрi на каждом зубчатом колесе.

Подставив исходные данные в формулу (7.4) [ 1 ] получим:

σHmaxi = 530·√1.5 = 649.114 МПа.

Для предотвращения остаточных деформаций и хрупкого разрушения зубьев колес максимальное напряжение изгиба σFmax не должно превышать допустимое максимальное напряжение.

Максимальное напряжение изгиба найдем по формуле (7.5) [ 1 ]:

σFmaxi = σFi·Kп <= [ σ ]Fmaxi ;                                                                 (7.5)

где σFi – напряжение изгибной выносливости в сечение зубьев при действии номинального Мкр.

Подставив исходные данные в формулу (7.5) [ 1 ] получим:

σFmax2 = σF2·Kп = 95.237·1.5 = 142.855 МПа .

При этом [ σ ]Fmaxi = σFlimi·KNimax·Kst/Sst ,                                                                      (7.6)

где σFlimi – предел изгибной выносливости при действии номинального Мкр на зубчатом колесе;

KNimax – максимально возможное значение коэффициента долговечночти;

Kst  - коэффициент влияния частоты пиковой нагрузки Kst =1;

Sst  ≈ 1.75 – коэффициент запаса прочности зубьев колеса.

Подставив исходные данные в формулу ( 7.6 ) [ 1 ] получим:

[ σ ]Fmax2 = σFlim2·KNimax·Kst/Sst = 290·1·1/1.75 = 165.714 МПа.

8.Расчет сил, действующий в зубчатых парах.

Силы, действующие на зубья шестерни и колеса пары, одинаковы по модулю, но направлены в разные стороны. При этом:

1.Окружная сила:

Ft1 = -Ft2 = 2·Мкр1/dд1 = 2·13260/47,848 = 554,255 н;                                     (8.1)

Ft3 = -Ft4 = 2·Мкр2/dд3 = 2·62000/48,6963 = 2546,394 н;                                 (8.2)

2.Радиальная сила:

Fr1 = -Fr2 = Ft1· tg 20º/cos β1 = 554,255 ·0.364/0.9875 = 204,302 н;                (8.3)

Fr3 = -Fr4 = Ft3· tg 20º/cos β2 = 2546,394 ·0.364/0.9857 = 940,334 н;              (8.4)

3.Осевая сила:

Fо1 = -Fо2 = Ft1·tg β1 = 554,255 ·0,1596 = 88,459 н;                                         (8.5)

Fо3 = -Fо4 = Ft3·tg β2 = 2546,394 ·0,1709 = 435,1787 н.                                    (8.6)

9.Компоновка и определение конструктивных параметров узлов редуктора.

Диаметры валов dk-i  в сечение установки подшипников и зубчатых колес при проектировании определяются прочностным расчетом по пониженным напряжениям кручения по формуле (9.1) [ 1 ]:

dk-i = 10·3√Mкрi/(0.2·[ τ ]кр),                                                                                 (9.1)

где Mкрi – крутящий момент в расчётном сечении I kго вала;

 [ τ ]кр = 15 МПа = допускаемые напряжения кручения для валов из среднеуглеродистых сталей.

Подставив исходные данные в формулу (9.1) получим:

dk-2 = 10·3√Mкр2/(0.2·[ τ ]кр) = 10·3√62/(0.2·15) = 27.442 мм.

диаметры валов в расчетных сечениях определяются по формулам (9.2), (9.3), (9.4) [ 1 ]:

-1го вала:

d1-0 = 10·3√ Mкр1/(0.2·23) = 10·3√13.26/(0.2·23) = 14.231          Принимаю 14 мм;

d1-1 = 10·3√ Mкр1/(0.2·19) = 10·3√13.26/(0.2·19) = 15.167          Принимаю 15 мм;

d1-2 = 10·3√ Mкр1/(0.2·15) = 10·3√13.26/(0.2·15) = 16.411          Принимаю 16 мм;

-2го вала:

d2-1 = d1-1; d2-2 = d2-3 = 10·3√ Mкр2/(0.2·15) = 10·3√62/(0.2·15) = 27.442  Принимаю 27 мм;

-3го вала:

d3-0 = 10·3√ Mкр3/(0.2·23) = 10·3√289.54/(0.2·23) = 39.778     Принимаю 40 мм;     

d3-1 = 10·3√ Mкр3/(0.2·19) = 10·3√289.54/(0.2·19) = 42.394     Принимаю 45 мм;

d3-3 = 10·3√ Mкр3/(0.2·15) = 10·3√289.54/(0.2·15) = 45.87       Принимаю 46 мм;

Выписываем параметры подшипников:

2го вала – d1·D1·в1·r1 = 15·35·11·0.5 мм, CTi = 8500 н, Coi = 3330 н.

3го вала – d3·D3·в3·r3 = 45·85·19·2 мм, CTi = 39000 н, Coi = 16670 н.

10.Расчет реакций в опорах валов и построение эпюр изгибающих и крутящих моментов.

а = вn1/2+h1+h21/2 = 11/2+2+5+40/2 = 32.5   Примерно а = 33 м.

в = в1/2+h3n3+h1+h2/lст = 40/2+5+19+2+5+1/2 = 51.5 Примерно в = 52 м.

с = lст/2+h2+h1n3 = 1/2+5+2+19/2 = 17   Примерно с = 17м.

1.Расчет реакций в опорах и изгибающих моментов в вертикальной плоскости:

- момент от осевой силы Fo1 нахожу по формуле (10.1)  [ 1 ]:

Mo1 = Fo1·dд1/2;                                                                              
                   (10.1)

Подставив исходные данные в формулу получим:

Mo1 = 88,459·47,848/2 = 2116,221

- осевая реакция

A1 = - Fo1 = -88,459;                                                                                         (10.2)

- сумма моментов действующих сил относительно правой опоры Л, нахожу по формуле (10.3) [ 1 ]:

ΣМлв = Мо1-Fr1·a+Rпв·(а+б+с) = 0,

откуда Rпв = Fr1·a-Mo1/а+б+с;                                                                           (10.3)

подставив исходные данные получим:

Rпв = 204,302·33-2116,221/33+52+17 = 45,35 н;        

ΣМлв = 2116,221-204,302·33+45,35·(33+52+17) = 0,045 = 0.

- сумма моментов действующих сил относительно правой опоры П нахожу по формуле (10.4) [ 1 ]:

ΣМпв = Мо1+Fr1·(б+с)-Rлв·(а+б+с) = 0,

откуда Rлв = Мо1+Fr1·(б+с)/а+б+с;                                                                 (10.4)

подставив исходные данные получим:

Rлв = 2116,221+204,302·(52+17)/33+52+17 = 158,951;                                                                

ΣМпв = 2116,221+204,302·(52+17)- 158,951·(33+52+17) = 0,057 = 0.

- изгибающий момент в сечении 2(слева) найдем по формуле (10.5) [ 1 ]:

М"и2в = Rлв·а;                                                                             
                       (10.5)

подставив исходные данные в формулу получим:

М"и2в = 158,951·33 = 5245,383;                                                                       
                            

- изгибающий момент сечении 2 (справа) найдем по формуле (10.6) [ 1 ]:

М""и2в = Rпв·(б+с);                                                                                            (10.6)

Подставим исходные данные в формулу получим:

М""и2в = 45,35·(52+17) = 3129,15 н·мм.

2.Расчет реакций в опорах и изгибающих моментов в горизонтальной плоскости:

- сумма моментов действующих сил относительно левой опоры Л найдем по формуле (10.7) [ 1 ]:

ΣМлг = Fм1·д – Ft1·a+Rпв·(а+б+с) = 0,

Откуда Rпг = Ft1·a-Fм1·д/(а+б+с);                                                                     (10.7) подставив исходные данные получим:

Fм1 = 0,1· Ft1 = 0,1·554,255 = 55,4255,       д1-1 = 36мм.

Rпг = 554,255·33-55,4255·36/(33+52+17) = 159,755 н;

Сумма моментов действующих сил относительно правой опоры П найдем по формуле (10.8) и (10.9) [ 1 ]:

ΣМпг = Ft1·(б+с)- Rлг·(а+б+с)+Fм1·(а+б+с+д) = 0,                                         (10.8)

Откуда Rлг = Ft1·(б+с)+Fм1·(а+б+с+д)/а+б+с;                                               (10.9)

подставив исходные данные получим:

Rлг = 554,255·(52+17)+55,4255·(33+52+17+36)/33+52+17 = 449,924 н.

- изгибающий момент в сечении 2 вала найдем по формуле (10.10) [ 1 ]:

Ми2г = Rлг·а;                                   Ми2г = Rпг·(б+с);                                     (10.10)

подставив исходные данные получим:

Ми2г = 449,924·33 = 14847,492 н·мм    и  Ми2г = 159,755·(52+17) = 11023,095 н·мм;                                                                           
     

- изгибающий момент в сечении 1 вала найдем по формуле (10.11) [ 1 ]:

Ми1г = Fм1·д.                                                                             
                       (10.11)

подставив исходные данные получим:

Ми1г = 55,4255·36 = 1995,318.                                                                       
                            

3.Равнодействующяя реакция будет равна по формуле (10.12) и (10.13) [ 1 ]:

- в левой опоре ΣRл = √(Rлв)2+(Rлг)2;                                                           (10.12)

- в правой опоре ΣRп = √(Rпв)2+(Rпг)2;                                                         (10.13)

Подставив исходные данные получим:

ΣRл = √(158,951)2+(449,924)2 = 477,176;

ΣRп = √(45,35)2+(159,755)2 = 166,0671;                                                        

- осевая в левой опоре A = Fo1 = 88,459.

4.Равнодействующий изгибной момент найдем по формуле (10.15) и (10.16)   [ 1 ]:

- в сечении 1 Ми1 = Ми1г = Fм1·д;                                                                  (10.15)

- в сечении 2 ΣМи2 = √(М"и2в)2+(Ми2г)2;                                                        (10.16)

Подставив исходные данные получим:

Ми1 = Ми1г = 55,4255·36 = 1995,318

ΣМи2 = √(5245,383)2+(11023,095)2 = 12207,484.

11.Проверочный расчет подшипников.

Проверочный расчет однорядных радиальных шарикоподшипников каждого вала производится согласно уравнения (11.1) [ 1 ]:

Сpi max = Pэi max·3√Nцi <= Cтi,                                                                             (11.1)

где Стi – табличные значения динамической грузоподъемности предварительно выбранных по принятым диаметрам валов подшипников;

Срi – расчетная номинальная динамическая грузоподъемность подшипников iго вала;

Рэi max – максимальная эквивалентная нагрузка на подшипник наиболее нагруженной опоры iго вала,

Nцi – число циклов нагружений iго вала (номинальная долговечность подшипника вала).

Подставив исходные данные в уравнение (11.1) получим:

Сp1 max = 1343,0769·3√20·108 = 1692170,79

Эквивалентную нагрузку для радиальных шарикоподшипников можно определить по формуле (11.2) [ 1 ]:

Рэi max = (x·v·Rki max+Y·Ai)·kб·kт,                                                                       (11.2)

где Rik max и Ai – соответственно максимальная радиальная и осевая нагрузка на один из подшипников iго вала;

x и Y – соответственно коэффициенты радиальной и осевой нагрузок на опору;

v – коэффициент вращения ;

Kб – коэффициент безопасности;

Kт – температурный коэффициент.

подставив исходные данные в формулу (11.2) получим:

Рэi max = (1·1·1220,979+0·854,07)·1,1·1 = 1343,0769.

12.Расчет шпоночных соединений.

Общая длина шпонок найдем по формуле (12.1):

Iшi = (0.85….0.92)·Iстi                                                                                
      (12.1)

подставив исходные данные получим:

Iш1 = 0.85·39 = 33,15                  Iш3 = 0.85·53 = 45,05

Длину ступиц колес можно принять из соотношения найденного по формуле (12.2) [ 1 ]:

B2,4<=Iст2,4 = (1.0….1.2)·di                                                                               (12.2)

В2,4 – ширина зубчатых венцов колес Z2,4.

подставив исходные данные получим:

B2,4<=Iст2,4 = 1·12 = 12

Длину ступиц шестерен принимаем равной ширине зубчатых венцов:

Iст = в1 = 39 мм и Iст3 = в3 = 53 мм.

Расчетная длина шпонок с:

- закругленными кольцами Iшр = Iш-b = 33,15-  ,                                                        (12.4)

- плоскими концами Iшр = Iш = 33,15,                                                                       (12.5)

Где ширина шпонки  b = 2R закругления.

Условие прочности элемента шпоночного соединения по напряжениям смятия определим по формуле (12.6) [ 1 ]:

σсмi = 2·103·Мкрi/di·ti·Iшр <= [ σ ]смi,                                                            (12.6)    

где Мкрi – крутящий момент на iом валу;

di – диаметр вала в сечении шпоночного соединения;

ti – глубина шпонпаза на iом вала или ступицы зубчатого колеса;

Iшр – расчетная длина шпонки;

[ σ ]смi – допускаемые напряжения смятия материала шпонки, либо ступицы колеса, либо вала.

Подставив исходные данные в формулу (12.6) получим :

σсмi = 2·103·Мкрi/di·ti·Iшр <= [ σ ]смi

Рассчитаем минимально допустимое расстояние между шпонпазом ступицы и впадиной между зубьями:

L = dвi/2-(di/2+t2)>=2.5·mi,                                                                         (12.7)

где dвi и mi – диаметр окружности впадины соответствующего зубчатого колеса и его модуль;

di и d2 – соответственно диаметр вала и глубина шпонпаза в ступице соединения.

Подставив исходные данные в формулу (12.7) получим:

L = dвi/2-(di/2+t2)>=2.5·mi.

13.Расчет валов на усталостную и статическую прочность.

При совместном действии напряжений кручения и изгиба коэффициент запаса усталостной прочности вала в опасном сечении:

n = nσ·nτ/√nσ2+nτ2 >= [ n ] = 1.5,                                                                  (13.1)

где nσ = σ-1/Kσ·σa/(εм·εn)+ψσ·σm – коэффициент запаса усталостной прочности только по изгибу;                                                                                        (13.2)

где nτ = τ-1/Kτ·τa/(εм·εn)+ψτ·τm – коэффициент запаса усталостной прочности только по изгибу;                                                                         
               (13.3)

[ n ] – допустимое значение коэффициента запаса усталостной прочности.

При расчете валов переменные составляющие циклов напряжений (σа и τа) и постоянные (σm и τm) можно определить по формулам (13.3) и (13.4) [ 1 ]:

σm = 0; σa = σи = Миi/Wxi;                                                                              (13.3)

τm = τa = 0.5·τ = 0.5·Mкрi/Wpi = Mкрi/(2·Wpi),                                               (13.4)

где Миi и Мкрi – соответственно изгибающий и крутящий момент в расчетном сечении iго вала;

Wxi и Wpi – соответственно осевой и полярный моменты сопротивления расчетных сечений.

Момент сопротивления:

- для вала круглого сечения Wxi = 0.1·di3 и Wpi = 0.2·di3;                          (13.5)

- для вала с шпоночным пазом Wxi = π·d3/32-b·h(2d-h)2/(16d)                 (13.6)

                                                   и Wpi = π·d3/16-b·h(2d-h)2/(16d).                (13.7)

Эквивалентные напряжения пластической деформации определим по формуле (13.10) [ 1 ]:

σэк = √σиi2+3·τi2 = √(M*иi/Wxi)2+3(M*крi/ Wpi)2<= [ σ ],                     (13.10)

где - M*иi и M*крi – соответственно изгибающий и крутящий моменты при перегрузке ≈ на 30% больше, чем при нормальной работе;

Wxi и Wpi – соответственно осевой и полярный моменты сопротивления рассчитываемых сечений;

[ σ ] = 0.8·σт – здесь σт – предел текучести сердцевины материала вала.

14.Проверочный расчет валов на жесткость.

Максимальный прогиб оси вала в сечении 2:

а - в вертикальной плоскости ув = Fr1·a2·(b+c)2/3·E·Ix·(a+b+c);    (14.1)

б – в горизонтальной плоскости

уr = (Ft1·a2·(b+c)2/3·E·Ix·(a+b+c))-(Fм·I·a·((a+b+c)2-a2)/6·E·Ix·(a+b+c); (14.2)

где E – модуль упругости материала;

Ix = π·dlв4/64 – момент инерции сечения вала;

a, b, c, l – согласно расчетной схеме (рис.14.1) [ 1 ].

Если суммарная величина прогиба оси вала не превышает допустимое значение, т.е.

У = √ув2+уг2 <= [ у ] = 0.01·m1,                                                        (14.3)

то это свидетельствует о достаточной жесткости вала зубчатого редуктора.

15.Выбор масла и расчет объёма его заливки в редуктор.

 Заливка масла в редуктор преследует решение следующих задач:

1 – уменьшить силы трения сцепления в парах трения;

2 – оснизить нагрев трущихся пар;

3 – повысить к.п.д. редуктора;

4 – обеспечить расчетный срок службы редуктора.

Объем заливаемого масла (в литрах) в редуктор можно определить по эмпирической формуле:

V ≈ 0.6·N1,

где N1 – мощность на 1м валу редуктора в кВт.

Литература.

1.Зленко Н.И. «Расчет зубчатого редуктора с цилиндрическими колесами».

2.Зленко Н.И. «Теория механизмов и деталей измерительных систем» , «Детали машин».

3.Зленко Н.И. Альбом «Примеры выполнения рабочих чертежей зубчатого редуктора».

Информация о файле
Название файла расчет и проектирование зубчатого редуктора с цилиндрическими колесами от пользователя Гость
Дата добавления 10.5.2020, 19:11
Дата обновления 10.5.2020, 19:11
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 74.88 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 416
Скачиваний 74
Оценить файл