Федеральное медико-биологическое агентство
Федеральное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕДИКО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ФЕДЕРАЛЬНОГО МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОГО АГЕНТСТВА
(ФГОУ СПО «СПб МТК» ФМБА России)
ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ЧЕРЧЕНИЯ
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочного отделения
по специальности 060606 «Медицинская оптика»
Санкт-Петербург
2011
Методические указания рассмотрены цикловой комиссией «Общеобразовательных (технических) и математических дисциплин» и одобрены Методическим советом ФГОУ СПО «СПб МТК» ФМБА России.
Автор-составитель: Паламодов Ю.Г., преподаватель высшей
квалификационной категории.
Рецензент: Керник Н.Ю., преподаватель высшей квалификационной
категории ФГОУ СПО «СПб МТК» ФМБА России.
© ФГОУ СПО «СПб МТК» ФМБА России, 2011.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 060606 «Медицинская оптика» и программой по дисциплине «Основы технического черчения».
Методические указания предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по специальности 060606 «Медицинская оптика». Варианты контрольных заданий и образцы графических работ представлены в приложениях в конце данных методических указаний.
При освоении дисциплины «Основы технического черчения» студент развивает пространственное мышление, приобретает умения и навыки, необходимые в дальнейшем для чтения и выполнения чертежей.
Основы технического черчения формируют базовые знания, необходимые для освоения специальных дисциплин. В результате освоения дисциплины студент должен
уметь:
- читать чертежи и схемы по специальности.
знать:
- способы графического представления технических объектов;
- единую систему конструкторской документации (ЕСКД);
Изучение дисциплины складывается из следующих основных этапов:
1) самостоятельная работа с учебной литературой и пособиями;
2) самостоятельное выполнение контрольной работы;
3) проведение занятий по узловым разделам дисциплины;
4) консультации.
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем после сдачи студентами контрольной работы и выполнения комплексной графической работы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Раздел 1. Геометрическое черчение
Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей.
Тема 1.2. Геометрические построения.
Тема 1.3. Приемы вычерчивания контуров технических деталей и принцип нанесения
размеров изображений на чертежах.
Раздел 2. Проекционное черчение
Тема 2.1. Метод проекций.
Тема 2.2. Плоскость, поверхности и тела.
Тема 2.3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок модели.
Тема 2.4. Сечение геометрических тел плоскостями.
Раздел 3. Виды, разрезы, сечения
Тема 3.1. Виды, разрезы, сечения. Сходство и различие между ними.
Тема 3.2. Правила выполнения вынесенных сечений.
Тема 3.3. Простые и сложные разрезы. Местные разрезы.
Раздел 4. Чертежи деталей и сборочные чертежи
Тема 4.1. Рабочий чертеж детали.
Тема 4.2. Винтовые поверхности и изделия с резьбой.
Тема 4.3. Эскиз детали.
Тема 4.4. Чертеж общего вида. Сборочный чертеж.
Тема 4.5. Разъемные и неразъемные соединения деталей.
Раздел 5. Чертежи и схемы по специальности
Тема 5.1. Чертеж очковой линзы, детали очковой оправы, склеенной линзы.
Сборочный чертеж очков корригирующих.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
РАЗДЕЛ 1. ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Тема 1.1. Основные сведения по оформлению чертежей
Студент должен:
уметь:
- выполнять различные типы линий на чертежах; выполнять надписи на технических чертежах; заполнять графы основной надписи.
знать:
- размеры основных форматов (ГОСТ 2,301-68); типы и размеры линий чертежа (ГОСТ 2,303-68); размеры и конструкцию прописных и строчных букв русского алфавита, цифр и знаков; форму, содержание и размеры граф основной надписи;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Форматы чертежей по ГОСТ – основные и дополнительные. Сведения о стандартных шрифтах и конструкции букв и цифр. Правила выполнения надписей на чертежах.
Методические указания
При изучении темы студент должен ознакомиться с ГОСТами 2.301-68, 2.303-68, 2.304-81 знать обозначение основных форматов и их размеры, уметь вычерчивать рамку, основную надпись (рис.1, 1а) и надписывать ее чертежным шрифтом в соответствии с требованиями ГОСТ 2.304-81. При вычерчивании чертежей применять линии различной толщины S основной линии. Например: толщина штриховой линии в два раза тоньше, чем сплошная основная S/2.
![]() |
||||
|
Рис. 1. Размеры формата А4
![]() |
Рис. 1. Образец основной надписи
Литература: [3, с. 16-24; 4, с. 8-14].
Вопросы для самоконтроля
1. Как обозначаются основные форматы?
2. Назовите размеры основных форматов?
3. Назовите типы линий, и в каких случаях они применяются.
4. Назовите типы шрифтов, установленных ГОСТом 2.304-81.
Тема 1.2. Геометрические построения
Студент должен:
уметь:
- строить перпендикулярные и параллельные линии, уклон и конусность; овалы и овоиды; различные виды лекальных кривых.
знать:
- масштабы по ГОСТ, определение, применение и обозначение; правила деления окружности на равные части; правила деления отрезка прямой, деления углов; последовательность построения лекальных кривых (эллипса, гиперболы, параболы, циклоидных и спиральных кривых, синусоиды); правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ 2,307 – 68;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Уклон и конусность на технических деталях, правила их определения, построения по заданной величине и обозначение. Деление окружности на равные части. Построение и обводка лекальных кривых.
Методические указания
Для выполнения чертежа контура технических деталей необходимо изучить геометрические построения, масштабы, уклоны и конусности. При нанесении размеров соблюдать следующие правила: размерная линия не должна пересекаться с выносной, расстояния между размерными линиями должно быть равно 8-10 мм. Размерные числа применять высотой h=3.5 (ГОСТ 2.307-68).
Литература: [3, с. 25-45].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите масштабы увеличения?
2. Назовите масштабы уменьшения?
3. Что называется уклоном и как он обозначается на чертеже?
4. Что называется конусностью и как она обозначается на чертежах?
Тема 1.3. Приёмы вычерчивания контуров технических деталей и принцип
нанесения размеров изображений на чертежах
Студент должен:
уметь:
- определять масштаб изображения, при компоновке чертежа; строить сопряжения прямых, прямой и окружности, двух окружностей.
знать:
- приемы вычерчивания контуров деталей с применением различных геометрических построений; правила нанесения размеров на чертеж по ГОСТ;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Геометрические построения, используемые при вычерчивании контуров технических деталей. Размеры изображений, принцип их нанесения на чертеж по ГОСТ.
Методические указания
При вычерчивании контуров технических деталей надо придерживаться следующей последовательности: 1) провести осевые и центровые линии; 2) провести окружности и прямые линии; 3) найти центры и точки сопряжения.
Литература: [3, с. 45-58; 4, с. 19-35].
Вопросы для самоконтроля
1. Что называется сопряжением?
2. Что называют точкой сопряжения?
3. Назовите виды сопряжений и последовательность их построений?
РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКЦИОННОЕ ЧЕРЧЕНИЕ
Тема 2.1. Метод проекций
Студент должен:
уметь:
- измерять координаты точки; читать комплексные чертежи проекций точек и прямых; строить третью проекцию по двум заданным.
знать:
- методы проецирования; метод проецирования точки на три плоскости проекций; метод проецирования отрезка прямой на три плоскости проекций;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Образование проекций. Методы и виды проецирования. Виды проецирования. Типы проекций и их свойства. Комплексный чертеж. Понятие об эпюре Монжа. Проецирование точки. Расположение проекций точки на комплексных чертежах. Понятие о координатах точки. Проецирование отрезка прямой. Расположение прямой относительно плоскостей проекций. Взаимное положение точки и прямой в пространстве. Взаимное положение прямых в пространстве.
Методические указания
Отрезок прямой относительно плоскостей проекции (H, V,W) имеет семь положений, их необходимо изучить и уметь по двум проекциям отрезка прямой, строить третью, решать задачи, определять положение отрезка прямой по заданным координатам. На рис. 2 представлен комплексный и наглядный чертеж проецирования точки А, по нему можно изучить расположение плоскостей проекций.
Литература: [3, с.69-83; 4, с.46-57].
Вопросы для самоконтроля
1. Что называется проекцией точки?
2. Как называются и обозначаются плоскости проекций?
3. Назовите 7 положений отрезка прямой относительно плоскостей проекций?
![]() |
Рис. 2. Проецирование точки на три плоскости проекции
Тема 2.2. Плоскость, поверхности и тела
1. Плоскость
Студент должен:
уметь:
- решать метрические задачи.
знать:
- приемы изображения плоскости на комплексном чертеже; приемы изображения плоскости общего и частного положения; способы взаимного расположения плоскостей; способы пересечения прямой с плоскостью; особые линии плоскости;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Изображение плоскости на комплексном чертеже. Плоскости общего и частного положения. Проекции точек и прямых, принадлежащих плоскости. Особые линии плоскости. Взаимное расположение плоскостей. Прямые, параллельные и перпендикулярные плоскости. Пересечение прямой с плоскостью. Пересечение плоскостей.
Методические указания
Плоскость относительно плоскостей проекций имеет семь положений. Каждое положение необходимо знать. По двум проекциям плоскости на комплексном чертеже надо уметь строить третью. По заданным координатам плоской фигуры строить комплексный чертеж и наглядный чертеж плоскости. Изучение темы «плоскость» необходимо в дальнейшем для построения чертежей.
Литература: [3, с. 83-93; 4, с. 58-69].
2. Геометрические тела и их поверхности
Студент должен:
уметь:
- строить проекции точек и линий, принадлежащих поверхностям геометрических тел.
знать:
- особенности образования геометрических поверхностей и тел; способы проецирования геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндры, конуса, шара и тора);
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Определение поверхностей тел. Проецирование геометрических тел (призмы, пирамиды, цилиндра, конуса, шара и тора) на три плоскости проекций с подробным анализом проекций элементов геометрических тел (вершин, ребер, граней, осей и образующих). Построение проекций точек, принадлежащих поверхностям. Способы преобразования проекций.
Методические указания
При изучении темы студент должен уметь по двум данным проекциям геометрического тела строить третью. Знать способ дополнительных секущих плоскостей и вспомогательных прямых, с целью нахождения проекций точек и линий, принадлежащих поверхностям геометрических тел.
Литература: [3, с. 107-128; 4, с. 75-87].
Вопросы для самоконтроля
1. Как проецируются боковые ребра прямой правильной призмы на фронтальную и горизонтальную плоскости проекций, если ее основание лежит в плоскости H?
2. Какую дополнительную секущую плоскость нужно провести через точку, принадлежащих поверхности геометрического тела, чтобы найти проекции точек?
3. Как изображается плоскость на комплексном чертеже?
4. Как располагаются на комплексном чертеже проекции горизонтали и фронтали?
5. Какой порядок построения точки пересечения прямой с плоскостью общего положения?
Тема 2.3. Аксонометрические проекции. Технический рисунок модели
1. Аксонометрические проекции
Студент должен:
уметь:
- изображать плоские фигуры, окружности и геометрические тела в аксонометрических проекциях.
знать:
- назначение аксонометрических проекций; виды аксонометрических проекций (изометрия, прямоугольная и косоугольная диметрия), расположение осей и коэффициенты искажения;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Общие понятия об аксонометрических проекциях. Виды аксонометрических проекций: прямоугольные (изометрическая и диметрическая) и фронтальная диметрическая. Аксонометрические оси. Показатели искажения.
Методические указания
Аксонометрические проекции применяются для наглядного изображения предмета на плоскости. Если возникают трудности при построении третей проекции, можно перед решением задачи построить предмет в аксонометрической проекции. Лучше всего для этой цели применить прямоугольную изометрическую проекцию.
Литература: [3, с. 99; 4, с. 70-77].
2. Проекции моделей
Студент должен:
уметь:
- строить по двум проекциям третью проекцию модели; вычерчивать аксонометрические проекции модели; строить комплексные чертежи моделей по натурным образцам и по аксонометрическому изображению.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Выбор положения модели для более наглядного ее изображения.
Методические указания
Для того чтобы построить по двум проекциям третью проекцию модели, студент должен
представить ее форму и наглядное изображение для этой цепи необходимо повторить тему проецирование точки и отрезка.
Литература: [3, с. 172-175; 4, с. 120-134].
3. Технический рисунок модели
Студент должен:
уметь:
- выполнять технические рисунки моделей.
знать:
- зависимость наглядности технического рисунка от выбора аксонометрических осей; приемы построения технического рисунка модели;
иметь представление:
- об элементах дизайна в конструкции детали;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Выбор положения модели для более наглядного ее изображения. Приемы построения рисунков моделей. Элементы технического конструирования в конструкции и рисунке детали. Приемы изображения вырезов на рисунках моделей. Штриховка фигур сечений. Теневая штриховка.
Методические указания
При изучении темы студент должен знать приемы построения технического рисунка модели, уметь располагать аксонометрические оси x, y, z, наносить на поверхность модели штриховку, при этом помня, что источник света располагают слева и сверху.
Литература: [3, с. 179-186].
Вопросы для самоконтроля
1. Под каким углом располагаются оси (x,y,z) относительно линии горизонтали в аксонометрических проекциях?
2. Назовите виды аксонометрических проекций.
3. Назовите три проекции модели?
4. Чем отличаются рисунок от аксонометрического изображения?
5. Последовательность выполнения технического рисунка.
Тема 2.4. Сечение геометрических тел плоскостями
Студент должен:
уметь:
- строить действительную величину фигуры сечения тела; изображать усеченные геометрические тела в аксонометрических проекциях.
знать:
- сечение тел проецирующими плоскостями; правила нахождения действительной величины фигуры сечения; способы построения разверток поверхностей усеченных тел (призмы, цилиндра, пирамиды, конуса);
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Понятие о сечении. Пересечение тел проецирующими плоскостями. Построение натуральной величины фигуры сечения. Построение разверток поверхностей усеченных тел: призмы, цилиндра, пирамиды и конуса. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических прямоугольных проекциях.
Методические указания
При изучении темы студент должен уметь проецировать геометрическое тело, находить его сечение, строить действительную величину сечения, развертку и аксонометрию. Для нахождения действительной величины необходимо применить способ перемены плоскостей проекций.
Литература: [3, с.130-147; 4, с. 101-107].
Вопросы для самоконтроля
1. В какой последовательности строится развертка призмы?
2. Какие линии получаются при пересечении конуса различными плоскостями?
РАЗДЕЛ 3. ВИДЫ, РАЗРЕЗЫ, СЕЧЕНИЯ
Тема 3.1. Виды, разрезы, сечения. Сходство и различие между ними
Студент должен
уметь:
- графически изображать различные материалы в разрезах и сечениях; располагать и обозначать основные, местные и дополнительные виды; располагать и обозначать выносные элементы.
знать:
- виды и их назначение; основные, местные и дополнительные виды и их применение; выносные элементы: определение, содержание, область применения;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Виды: назначение, расположение и обозначение основных, местных и дополнительных видов. Понятие о разрезах и сечениях.
Выносные элементы, их определение и применение. Расположение и обозначение выносных элементов. Условности и упрощения.
Литература: [3, с. 189-201; 4, с. 212-251].
Тема 3.2. Правила выполнения вынесенных сечений
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
уметь:
- выполнять и обозначать сечения.
знать:
- сечения, вынесенные и наложенные;
Сечения вынесенные и наложенные. Расположение сечений, сечения цилиндрической поверхности. Обозначения сечений. Графическое обозначение материалов в сечении.
Литература: [1, с. 189-201; 2, с. 212-251].
Тема 3.3. Простые и сложные разрезы. Местные разрезы
Студент должен
уметь:
- выполнять и обозначать простые и сложные разрезы.
знать:
- разрезы простые: горизонтальный, фронтальный и профильный; сложные разрезы: ступенчатые и ломаные;
Содержание учебного материала:
Разрезы фронтальные и профильные (вертикальные и горизонтальные). Сложные разрезы. Местные разрезы.
Методические указания
При изучении тем 3.1., 3.2 и 3.3. студент должен знать основные, местные и дополнительные виды, сечения. Условности и упрощения. При построении разреза необходимо изобразить все элементы предмета, которые попали в плоскость и те, которые расположены за ней. В сечении изображаются элементы предмета, которые непосредственно находятся в секущей плоскости.
Литература: [3, с. 189-201; 4, с. 212-251].
Вопросы для самоконтроля
1. Дать определение разреза.
2. Какая разница между разрезом и сечением?
3. Сколько основных видов предусматривается ГОСТом 2.305-68?
РАЗДЕЛ 4. ЧЕРТЕЖИ ДЕТАЛЕЙ И СБОРОЧНЫЕ ЧЕРТЕЖИ
Тема 4.1. Рабочий чертеж детали
Студент должен:
уметь:
- выполнять рабочий чертеж оптической детали.
знать:
- виды конструкторских документов по ГОСТ 2.102 – 68; виды конструкторских документов по ГОСТ 2.103 – 68; современные способы получения копии чертежей;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Понятие о комплекте конструкторской документации. Назначение, выполнение и расположение видов, разрезов, сечений на рабочем чертеже детали в соответствии с требованиями (ЕСКД). Основные надписи на чертежах. Указание шероховатости поверхности деталей, технических требований текстовой части чертежа. Изображение схем.
Виды конструкторской документации в зависимости от содержания по ГОСТ 1.102 – 68. Виды конструкторской документации в зависимости от стадии разработки по ГОСТ 2.103 – 68 (проектные и рабочие). Литера, присваиваемая конструкторским документам. Виды конструкторских документов в зависимости от способа выполнения и характера использования (оригинал, подлинник, дубликат, копия). Основные надписи на различных конструкторских документах.
Методические указания
При изучении темы студент должен знать виды конструкторских документов, современные способы получения копий чертежа. Уметь выполнять основные надписи на различных конструкторских документах
Литература: [3, с. 187-189].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите виды конструкторских документов.
2. Назовите конструкторские документы в зависимости от стадии их разработки.
Тема 4.2. Винтовые поверхности и изделия с резьбой
Студент должен:
уметь:
- изображать и обозначать стандартные и специальные резьбы и резьбовые соединения.
знать:
- классификацию, основные параметры и характеристики стандартной резьбы общего назначения; правила изображения стандартных резьбовых изделий (болтов, гаек, винтов, шпилек); условные изображения и обозначения стандартных резьбовых изделий по размерам ГОСТа;
иметь представление:
- о винтовой линии на поверхности цилиндра и конуса; о винтовой поверхности; сбегах, недорезах, проточках и фасках;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Основные сведения о резьбе. Основные типы резьб. Различные профили резьбы. Условное изображение резьбы. Нарезание резьбы: сбеги, недорезы, проточки, фаски. Обозначение стандартных и специальных резьб. Изображение стандартных резьбовых крепежных деталей (болтов, шпилек, гаек, шайб и др.) по их действительным размерам в соответствии с ГОСТ.
Условные обозначения и изображения стандартных резьбовых крепежных деталей.
Методические указания
При изучении темы студент должен знать изображение и обозначения наружной и внутренней резьбы (рис.3), уметь проставлять размеры. Изображать крепежные детали. Иметь представление о сбегах, недорезах, проточках и фасках.
Крепежные резьбы
1. Метрическая резьба – M
2. Трубная цилиндрическая резьба – G
3. Трубная коническая резьба: наружный диаметр – R, внутренний диаметр – Rc.
Ходовые резьбы
1. Трапецеидальная – Tr
2. Упорная – S
3. Прямоугольная (нестандартная)
Наружная резьба
Внутренняя резьба
Рис. 3. Изображение резьбы
Литература: [3, с. 201-212].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите типы резьб и их обозначение.
2. Чем отличаются методическая резьба от трубной цилиндрической?
Тема 4.3. Эскиз детали
Студент должен:
уметь:
- выполнять и читать эскизы и рабочие чертежи деталей.
знать:
- последовательность выполнения эскиза детали с натуры; условные обозначения материалов на чертежах; требования к деталям, изготавливаемым литьем, механической обработкой поверхностей;
иметь представление:
- о форме детали и ее элементах; о конструктивных и технологических базах, нормальных диаметрах, длине и особенностях конструирования деталей машин; о шероховатости поверхности, допусках и посадках; об оформлении рабочих чертежей по экскизу;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Форма детали и ее элементы. Графическая и текстовая часть чертежа.
Применение нормальных диаметров, длины и т.п. Понятие о конструктивных и технологических базах.
Измерительный инструмент и приемы измерения деталей.
Литейные и штамповочные уклоны и скругления. Центровые отверстия, галтели, проточки.
Понятие о шероховатости поверхности, правила нанесения на чертеж ее обозначений. Обозначение на чертежах материала, применяемого для изготовления деталей. Назначение эскиза и рабочего чертежа. Порядок и последовательность выполнения эскиза деталей.
Понятие о допусках и посадках.
Порядок составления рабочего чертежа детали по данным ее эскиза. Выбор масштаба, формата и компоновки чертежа.
Выполнение эскиза оправы корригирующих очков.
Методические указания
При изучении темы студент должен иметь представление о форме детали и ее элементах, уметь проставлять размеры, шероховатость поверхности, заполнять основную надпись. Уметь выполнять и читать эскизы и рабочие чертежи.
Литература: [3, с. 243-257; 4, с. 301-315].
Вопросы для самоконтроля
1. Чем отличается эскиз от рабочего чертежа?
2. Каковы требования к рабочим чертежам детали?
3. Как проставить шероховатость детали, если поверхности обработаны по-разному?
4. как обозначить шероховатость детали, если поверхности обработаны одинаково?
5. Какие способы нанесения размеров вы знаете?
Тема 4.4. Чертеж общего вида. Сборочный чертеж
Студент должен:
уметь:
- последовательно выполнять сборочный чертеж и наносить на него позиции деталей.
знать:
- назначение и содержание сборочного чертежа и чертежа общего вида, их отличительные особенности; порядок выполнения сборочного чертежа и заполнения спецификации; упрощения, применяемые в сборочных чертежах, увязку сопрягаемых размеров; порядок деталирования сборочного чертежа;
иметь представление:
- о комплекте конструкторской документации; об изображении контуров пограничных деталей; об изображении частей изделия в крайнем и промежуточном положениях; о порядке сборки и разборки сборочных единиц; об обозначении изделий и их составных частей;
- о конструктивных особенностях при изображении сопрягаемых деталей;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Чертеж общего вида, его назначение и содержание. Сборочный чертеж, его назначение и содержание. Последовательность выполнения сборочного чертежа.
Выбор числа изображений. Выбор формата. Размеры на сборочных чертежах. Штриховка на разрезах и сечениях. Назначение спецификаций. Порядок их заполнения. Основная надпись на текстовых документах. Нанесение номеров позиций на сборочный чертеж.
Методические указания
При изучении темы студент должен ознакомиться с оформлением сборочного чертежа. Хорошо знать предыдущую тему (виды, разрезы, сечения). Уметь выполнять эскизы деталей сборочной единицы, составлять из них сборочный чертеж, наносить номера позиций деталей, проставлять размеры (габаритные, присоединительные, размеры на резьбу). Все детали, входящие в сборочный чертеж, занести в спецификацию.
Литература: [3, с. 257-270].
Вопросы для самоконтроля
1. Чем отличаются чертеж общего вида от сборочного?
2. Что такое спецификация?
3. На каком формате выполняют спецификацию?
Тема 4.5. Разъемные и неразъемные соединения деталей
Студент должен:
уметь:
- изображать болтовые, винтовые соединения и соединения шпилькой упрощенно по ГОСТ 2.315–68; изображать и обозначать сварные соединения по ГОСТ 2.312–72;
- читать чертежи соединений, получаемых клепкой, пайкой, склеиванием по ГОСТ 2.313 – 68.
знать:
- виды разъемных соединений деталей; резьбовые, шпоночные, шлицевые, штифтовые соединения деталей, их назначение и условие изображения; виды неразъемных соединений деталей; условные изображения и обозначения сварных соединений по ГОСТ 2.312–72;
- оформление чертежей сварных соединений; резьбовые соединения труб;
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Виды разъемных соединений. Резьбовые, шпоночные, зубчатые (шлицевые), штифтовые соединения деталей, их назначение, условия выполнения.
Первоначальные сведения по оформлению элементов сборочных чертежей (обводка контуров соприкасающихся деталей, штриховка разрезов и сечений, изображение зазоров).
Изображение крепежных деталей с резьбой по условным соотношениям в зависимости от наружного диаметра резьбы.
Изображение соединений при помощи болтов, шпилек, винтов, упрощенно по ГОСТ 2.315 – 68.
Сборочные чертежи неразъемных соединений.
Методические указания
При изучении темы студент должен знать виды разъемных и неразъемных соединений и уметь их изображать. Особенно надо обратить внимание на выполнение чертежей резьбовых соединений, так как они необходимы для сборки окуляра в контрольной работе. Для этой цели надо изучить изображение и обозначение резьбы.
Литература: [3, с. 214-228; 4, с. 286-295].
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите виды разъемных соединений.
2. Назовите виды неразъемных соединений.
РАЗДЕЛ 5. ЧЕРТЕЖИ И СХЕМЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
Тема 5.1. Чертеж очковой линзы, детали очковой оправы, склеенной линзы. Сборочный чертеж очков корригирующих
Студент должен
уметь:
- выполнять чертежи очковой линзы, оправы, склеенной линзы, очков корригирующих.
Содержание учебного материала (дидактические единицы):
Особенности выполнения чертежей оптических деталей и деталей очковых оправ. Постановка размеров, шероховатостей, указание технических требований, оформление основной надписи. Правила выполнения сборочных чертежей очков корригирующих. Правила выполнения чертежей склеенной линзы. Правила выполнения схем.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
По дисциплине «Основы технического черчения» студент выполняет одну контрольную работу. Чертежи выполняются дома на бумаге в клетку, оформление рамки и основной надписи представлены на стр. 4,5. Надписи на чертежах должны быть оформлены чертежным шрифтом ГОСТ 2304-81 «см. образцы».
Вариант студенты выбирают по последней цифре номера шифра. Например: 069, вариант – 9.
Чертежи контрольной работы нужно сброшюровать в альбом и оформить титульный лист, на котором указать фамилию, имя, отчество, курс и номер учебной группы, шифр, номер варианта, наименование учебного заведения. После выполнения указанных требований контрольная работа сдается преподавателю.
Лист 1. Построить третий вид по двум данным (Модель).
Лист 2. Построить третий вид и выполнить разрезы в масштабе 1:2 (Модель).
Лист 3. Выполнить фронтальный разрез резьбового соединения и оформить сборочный чертеж (Муфта).
Лист 4. Выполнить сборочный чертеж окуляра.
Чертежи и задания на комплексную зачетную работу выдает преподаватель. Работа выполняется непосредственно в аудитории.
ПЕРЕЧЕНЬ СТАНДАРТОВ ЕСКД
1. ГОСТ 2.301-68 – Форматы.
2. ГОСТ 2.302-68 – Масштабы.
3. ГОСТ 2.303-68 – Линии.
4. ГОСТ 2.304-81 – Шрифты чертежные.
5. ГОСТ 2.305-68 – Изображения – виды, размеры, сечения.
6. ГОСТ 2.306-68 – Графические обозначения материалов.
7. ГОСТ 2.307-68 – Нанесение размеров и предельных отклонений.
8. ГОСТ 2.308-79 – Указание на чертежах предельных отклонений.
9. ГОСТ 2.309-73 – Обозначение шероховатостей поверхности.
10. ГОСТ 2.310-68 – Нанесение на чертеж покрытий, термической обработки.
11. ГОСТ 2.311-68 – Изображение резьбы.
12. ГОСТ 2.312-72 – Условное изображение и обозначение швов, сварных соединений.
13. ГОСТ 2.313-82 – Условное обозначение швов неразъемных соединений.
14. ГОСТ 2.314-68 – Указание на чертежах о маркировании и клеймении изделий.
15. ГОСТ 2.315-68 – Изображение упрощение и условности крепежных деталей.
16. ГОСТ 2.316-68 – Правила нанесения на чертежах надписей, технических требований и таблиц.
17. ГОСТ 2.317-69 – Аксонометрические проекции.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ЛИСТ 1
Содержание листа: на Листе 1 студенты должны выполнить комплексный чертеж детали. Построить третий вид по двум данным.
При построении третьего вида (сверху) по двум данным нужно сначала хорошо представить себе форму детали в целом. Для этого необходимо деталь мысленно расчленить на отдельные составляющие ее геометрические тела, и представить как они будут изображаться на отсутствующем виде сверху. Для того чтобы правильно построить третий вид, необходимо два данных вида рассмотреть одновременно, т.е. найдя какой-либо элемент на виде спереди, посмотреть, как он проецируется на вид слева.
Образец выполнения Листа 1 представлен на ф. А4 (КЧ01), варианты заданий (см. приложение № 1). Для выполнения задания изучить раздел 2. «Проекционное черчение». Литература [9, с. 69-83].
ЛИСТ 2
Содержание листа: на Листе 2 студенты должны выполнить комплексный чертеж детали. Определить третий вид по двум данным.
Деталь должна быть вычерчена в трех видах с применением разрезов и нанесением размеров. Студенты должны изучить правила выполнения простых размеров (ГОСТ 2.305-68). На виде спереди и слева изобразить половину вида и половина разреза, при этом разделительной линией является осевая линия, т.е. штрих пунктирная.
Образец выполнения Листа 2 представлен на ф. А4 (КЧ02), варианты заданий (см. приложение № 2). Для выполнения задания изучить раздел 3. «Виды, разрезы, сечения». Литература [9, с. 172-186].
ЛИСТ 3
Содержание листа: на Листе 3 студенты должны выполнить чертеж муфты (вид спереди и вид слева) путем снятия размеров при помощи линейки с чертежа, изображенного в варианте задания. Затем на виде спереди изобразить фронтальный разрез. Оформить сборочный чертеж, т.е. заштриховать две детали в разные стороны, проставить номера позиций, вычертить спецификацию. Перед выполнением задания необходимо изучить обозначение резьбы ГОСТ 2.311-68.
Образец выполнения Листа 3 представлен на ф. А4 (КЧ03), варианты заданий (см. приложение № 3). Для выполнения задания изучить тему 4.2. «Винтовые поверхности и изделия с резьбой». Литература [9, с. 201-212].
ЛИСТ 4
Содержание листа: на Листе 4 студенты должны выполнить сборочный чертеж окуляра. С этой целью снять при помощи линейки размеры оправы и вычертить ее на формате (см. образец). В оправу вставить линзу. При этом при помощи циркуля определить радиус кривизны линзы и закрепить ее резьбовым кольцом с учетом его размеров. Для выполнения задания (Лист 4) полезно изучить обозначение наружной и внутренней резьбы ГОСТ 2.311-68. Оформить сборочный чертеж.
Образец выполнения Листа 4 представлен на ф. А 4 (КЧ04), варианты заданий (см. приложение № 4). Для выполнения задания изучить тему 4.2. «Винтовые поверхности и изделия с резьбой». Литература [9, с. 201-212].
Приложение 1
Образец выполнения Листа 1
Продолжение приложения 1
Приложение 2
Образец выполнения Листа 2
![]() |
Продолжение приложения 2
![]() |
Приложение 3
Образец выполнения Листа 3
Продолжение приложения 3
Продолжение приложения 3
Продолжение приложения 3
Приложение 4
Образец выполнения Листа 4
|

Продолжение приложения 4
![]() |
Продолжение приложения 4
![]() |
Продолжение приложения 4
Продолжение приложения 4
Приложение 5
![]() |
Приложение 6
Сборочный чертеж
Пример к комплексной зачетной работе
![]() |
Соединение шарнирное
1 – рамка; 2 – букса верхняя; 3 – букса нижняя; 4 – перемычка; 5 – створка
* - обозначить пайку, ** - выполнить соединение винтом
ПЕРЕЧЕНЬ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ
Графические работы № 1, № 2. Линии (фА4). Шрифт (фА4).
Упражнение № 1. Нанесение размеров (фА4).
Графическая работа № 3. Вычерчивание контура технической детали (фА4).
Упражнение № 2. Построение наглядных изображений и комплексных чертежей проекций точки и отрезка прямой (фА4).
Упражнение № 3. Решение задач на плоские фигуры.
Графическая работа № 4. Построение комплексных чертежей геометрических тел с нахождением проекции точек и линии, принадлежащих поверхности конкретного геометрического тела (фА4).
Графическая работа № 5. Построение комплексных чертежей усеченных геометрических тел, нахождение действительной величины фигуры сечения. Развертка поверхности тел. Изображение усеченных геометрических тел в аксонометрических проекциях (фА3).
Графическая работа № 6. Построение комплексных чертежей и аксонометрических проекций пересекающихся многогранников, тела вращения и многогранника, двух тел вращения (фА4).
Упражнение № 4. Построение комплексных чертежей моделей с натуры. Построение комплексных чертежей моделей с натуры. Построение третьей проекции по двум заданным. Построение комплексного чертежа моделей по аксонометрическим проекциям (фА4).
Упражнение № 5. Выполнение рисунка модели (фА4).
Упражнение № 6, № 7, № 8. Выполнение простых и сложных разрезов и сечений для деталей повышенной сложности (без резьбы) (фА4).
Упражнение № 9. Вычерчивание болтового, шпилечного и винтового соединений деталей по условным соотношениям и упрощенно. Чтение чертежей разъемных и неразъемных соединений деталей (фА4).
Графическая работа № 8. Деталь с простым разрезом и аксонометрией.
Графическая работа № 9. Изображение и обозначение резьб. Вычерчивание деталей с резьбой.
Графическая работа № 10. Выполнение эскиза и рабочего чертежа (фА4).
Графическая работа № 11. Соединение резьбовое (фА4).
Графическая работа № 12. Выполнение рабочих чертежей (фА3-фА4).
Графическая работа № 13. Чертеж линзы (фА4).
Графическая работа № 14. Крепление линзы (фА4).
ЛИТЕРАТУРА
1. Боголюбов С. К. Ииженерная графика - М.: «Машиностроение», 2000.
2. Конышева Г. В. Техническое черчение. - М.: «Дашков и К», 2006.
3. Миронов Б. Г., Миронова Р. С. Черчение. - М.: «Машиностроение», 1991.
4. Новочихина Л. И. Справочник по техническому черчению. - М.: «Книжный дом», 2008.
5. Пяткина Д. А., Пузиков А. А. Инженерная графика и компьютерная графика - М.: «Высшая школа», 2006.
6. Стандарты ЕСКД.
- ГОСТ 2.412-81 «СТ СЭВ 139-74»;
- ГОСТ 24052-80 «Оптика очковая».
- ГОСТ 30808-2002/Р51044-97 «Линзы очковые»;
- Куликов В.П. Стандарты инженерной графики. - М.: «Форум-Ифра-М», 2006.
- Правила выполнения чертежей и схем оптических изделий.
7. Уваров А. С. AUTOCAD для конструкторов М., 2006.
8. Чумаченко Г. В. «Справочник по черчению». Феникс, Ростов на Дону, 2011.
9. Чумаченко Г. В. Техническое черчение. - Ростов на Дону: «Феникс», 2010.