проблемы защиты детей от информации в РФ

Описание:
Возрастные рейтинги в видеоиграх: проблемы защиты детей от информации в РФ
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра теории и истории государства и права

Возрастные рейтинги в видеоиграх: проблемы защиты детей от информации в РФ

Курсовая работа

Студента 2 курса 2 потока 11 группы очной формы обучения Самыгина Алексея Владиленовича

Научный руководитель:                

доцент, кандидат юридических наук

Архипов Владислав Владимирович

Санкт-Петербург

2016 год

Содержание

Введение........................................................................
.......................................... 3

Глава 1. Видеоигры, их правовая природа и системы оценки содержимого...... 4

§ 1. Видеоигры как источник информации по законодательству РФ............... 4

§ 2. Рейтинговая системы в России..................................................................... 5

§ 3. Зарубежные рейтинговые системы.............................................................. 6

Глава 2. Проблемы российской системы возрастных рейтингов......................... 8

§ 1. Проблемы присвоения рейтинга и ответственности за нарушение законодательства о защите детей от информации......................................................................
..... 8

§ 2. Распространение видеоигр в сети Интернет................................................ 9

Заключение......................................................................
...................................... 12

Приложения......................................................................
.................................... 13

Список использованной литературы................................................................... 14


Введение

В настоящее время, когда человеческое общество в развитых странах не видит себя в разрыве от такого понятия, как «информация», остро встает проблема защиты от нежелательной информации детей. Контент, которым заполнены телекоммуникационные сети, Интернет, пресса и прочие источники информации, может навредить развитию юных членов общества.

Особенно актуальным, по моему мнению, следует считать регулирование доступа детей к видеоиграм. Это связано и с важной ролью данного источника информации в жизни современных детей, и с высокой степенью опасности, которую он может за собой нести. Защита подрастающего поколения от нежелательного контента является, я считаю, делом не только государственного, но и межгосударственного уровня. Однако, в первую очередь доступ к информации должен быть урегулирован на уровне законодательства конкретной страны. Так, например, Президент РФ в указе говорит о создании безопасной для детей информационной среды, в частности о необходимости «общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей».[1]

В своей работе я рассмотрю, каким образом доступ к видеоиграм регулируется в России и других странах, а также постараюсь выделить комплексные проблемы законодательства о доступе к информации.

Глава 1. Видеоигры, их правовая природа и системы оценки содержимого § 1. Видеоигры как источник информации по законодательству РФ

Каким образом можно определить правовой статус видеоигр в РФ? В соответствии с российским законодательством об информации и защите детей от информации, видеоигры могут быть квалифицированы как информационная продукция, а именно программа для ЭВМ.[2] Однако, это не является полностью верным. Компьютерная игра в своей сути состоит не только из программы для ЭВМ, коей может быть назван игровой движок, но и из литературной (сюжетной), изобразительной (графика) и других составляющих. Таким образом, с правовой точки зрения видеоигра представляет из себя сложный объект.

В законе дается отдельное определение информационной продукции, предназначенной для детей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что первоначально законодатель не присваивает видеоиграм статус детского развлечения. Отчасти это правильно, распространено мнение, что компьютерные игры по своей природе не предназначены для детей, несмотря на само слово «игры». Это мнение подтверждается статистикой: в 2012 году возрастная категория до 18 лет составляла всего лишь 14% от всех российских геймеров, а число учащихся (школьников и студентов) составило 22%.[3]

Видеоигры, однако, способны оказать крайне благотворное влияние на развитие ребенка. Благодаря различным мелким деталям, «ключам» к прохождению игры, разбросанным по уровню, повышается внимательность. Улучшаются и зрительно-двигательная моторика, аналитическое мышление, знание языков (при отсутствии локализации на родном языке). Говоря проще, видеоигры представляют в жизни современного ребенка важную роль. Задача родителей и государства – сделать так, чтобы ребенок играл в правильные игры.

Во исполнение этой задачи законодатель с 2010 года формирует законодательную базу, которая должна представлять из себя механизм защиты детей от вредоносной информации, содержащейся в том числе и в компьютерных играх. Каким образом это возможно осуществить? В первую очередь, перенимая опыт Запада, созданием рейтинговой системы.

§ 2. Рейтинговая системы в России

В основе рейтинговой системы в России лежит классификация, определенная законом «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Она носит название «Российская система возрастных рейтингов», или же РСВР. Классификация является распределением информационной продукции в зависимости от ее жанра, содержания и т.д. В соответствии с классификацией, установленной законом, видеоигры в России распределяются по категориям информационной продукции. Среди категорий выделяется информационная продукция, предназначенная для детей, не достигших возраста шести лет, детей, достигших возраста шести, двенадцати, шестнадцати лет и, наконец, пользователей возрастной категории от восемнадцати лет. Никаких дополнительных описаний для продукта не предусматривается.

Рейтинг видеоигры, ее место в классификации, оценивается производителем (издательством) самостоятельно. Также к оценке могут быть привлечены эксперты. В случаях, когда экспертное заключение, по мнению издателя, не соответствует действительности, закон предусматривает возможность обжалования экспертного заключения через суд. На самом продукте рейтинг обозначается знаком информационной продукции (рисунок 1, рисунок 2).

Говоря об особенностях российской рейтинговой системы можно сказать, что она, во-первых, создана и реализуется государством. Второй особенностью является запрет к распространению среди детей продукции, «отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». По сравнению с рассмотренными ниже рейтинговыми системами, данный критерий безусловно выдается. Для сравнения, поговорим о западных аналогах РСВР.

§ 3. Зарубежные рейтинговые системы

Наиболее крупные и популярные системы оценки рейтинга видеоигр – европейская PEGI (Pan European Game Information) и американская ESRB (Entertainment Software Rating Board) – функционируют, в отличие от российской, достаточно давно: с 2003 и 1994 года соответственно. Обе эти системы хорошо зарекомендовали себя, и крупные издатели, как правило, стараются получить их оценку с тем, чтобы поместить ее на обложку своей продукции.

Хотя по своей сути рейтинговые системы создаются с одной целью (ограничить доступ детей к «вредным» видеоиграм и проинформировать родителей об опасности, которую несет за собой тот или иной продукт), мотив создания ESRB отличается от таковых у российского аналога. В США имели места случаи неблагоприятного влияния жестоких видеоигр на подростков, повлекшие за собой массовые расстрелы в школах. Эта тема была затронута медицинскими и другими государственными учреждениями США, сенаторами и другими крупными политиками. Президент Биллом Клинтоном говорил об этой проблеме в своем обращении: «Мы должны думать дважды, когда речь заходит о стрелялках от первого лица».[4]

Рейтинговые системы PEGI и ESRB, помимо маркировки о рекомендуемом возрасте пользователя игры, предполагают краткое описание содержимого игры. Система PEGI имеет восемь кратких описаний, как то изображение наркотиков, насилия, дискриминации и другие.[5] Примечательно, что PEGI отдельно выделяют описание «онлайн игры». Это может быть обусловлено тем, что в силу геймплейных особенностей, предполагающих взаимодействие с игроками в чатах, может навредить ребенку.

ESRB более проработана в плане кратких описаний, существуют категории в зависимости от жесткости присутствующего в игре контента: например, от незначительного и умеренного сквернословия (mild language) до очень грубого и частого сквернословия (strong language). Таким образом, родители, приобретая для своего чада компьютерную игру, могут оценить, чем конкретно примечателен представленный контент.[6]

В общем и целом, РСВР есть, что подчерпнуть у западных аналогов. В ходе анализа российской рейтинговой системы я столкнулся с некоторыми проблемами, которые постараюсь изложить ниже.


Глава 2. Проблемы российской системы возрастных рейтингов § 1. Проблемы присвоения рейтинга и ответственности за нарушение законодательства о защите детей от информации

В федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон) содержится весьма туманное правило, касающееся вопроса осуществления классификации информационной продукции. По п.1 ст.6 Закона, вопрос о соответствии продукта классификации и присвоение рейтинга решается производителем (в нашем случае – издателем) самостоятельно. Кроме того, эксперты государственного ведомства могут привлекаться к участию в экспертном заключении о присвоении информационному продукту (видеоигре) рейтинга. Данным ведомством является Роскомнадзор, в полномочиях которого следить за соблюдением исполнения Закона.[7]

Можно ли говорить о компетентности экспертов касательно присвоения рейтингов видеоиграм? Сложно сказать. Прислушиваются ли эксперты к мнению западных коллег, проводящих оценку продукции по своим системам? Также неясно. Эти шероховатости делают классификацию видеоигр в России откровенно несовершенной.

Как решится вопрос, если, например, рейтинг игры по системе PEGI и РСВР различен? Олег Шпильчевский, руководитель игрового направления Mail.Ru Group, в своем интервью пояснил, что в случае корреляции между рейтингами, будет выбран более строгий.[8] Как будет решаться судьба рейтингов в отношении продуктов других издателей – неясно.

Кроме того, сложно осуществимо кажется и привлечение к ответственности за нарушение законодательства о защите детей от информации. В ст.22 Закона устанавливается ответственность за нарушение законодательства. На этом сведения об ответственности заканчиваются, объем ее неясен.

Как было написано выше, рейтинги призваны, в первую очередь, проинформировать родителей о том, во что играет или хочет играть их ребенок. Если продукция издателя, прошедшего процедуру получения рейтинга по системе ESRB, но оставшаяся без маркировки РСВР на продукте, попадет на полки, как это было до начала маркировки информационной продукции, эта цель не будет достигнута? Крупные издатели всегда стараются получить рейтинг по американской или европейской системе, а значит родители будут предупреждены о содержании видеоигры. Ведь не представляется возможным увидеть на полке диск с The Witcher 3 без узнаваемого «Mature» на обложке. В таком случае, может быть, РСВР не стоит касаться видеоигр, чтобы избежать лишних сложностей?

Я думаю, вопрос этот решится не в пользу избавления компьютерных игр от зоркого глаза Роскомнадзора. Наше законодательство хоть и не слишком ориентировано на индустрию компьютерных игр, является своего рода запасным защитным механизмом, предохраняющим здоровье и развитие российских детей от возможных эксцессов западной культуры. Это к вопросу об уже упомянутом пункте, запрещающем продукцию, пропагандирующую гомосексуализм.

§ 2. Распространение видеоигр в сети Интернет

В интернет-среде все комплексные проблемы, связанные с ограничением доступа детей к «вредным» видеоиграм, обостряются. Родителям сложнее контролировать покупки и скачивания ребенка, а ребенку легче обмануть распространителя информационной продукции и заполучить видеоигру с рейтингом 18+. Конечно же, существуют механизмы регулирования доступа и в сети Интернет.

Рассмотрим процесс распространения игр и связанные с ним сложности на примере платформы Steam. Steam – принадлежащий компании Valve сервис, осуществляющий продажу информационной продукции, а именно видеоигр. При регистрации аккаунта, пользователь принимает лицензионное соглашение, указывает свои персональные данные, в том числе возраст. Возраст пользователя запрашивается и при переходе на страницы магазина, содержащие контент 18+ и видеоигры соответствующего рейтинга. Таким образом, Valve делают все от них зависящее, чтобы уберечь детей от нежелательной информации. Конечно же, ребенок может указать возраст куда более старший, но это остается на контроль родителей.

Помимо этого, в Steam немаловажную роль имеет генерируемый пользователями контент. С помощью такого инструмента, как Steam Workshop, пользователи сервиса могут самостоятельно создавать контент, который может быть загружен в качестве дополнения к игре. Этот фактор нельзя не принимать во внимание. В 2006 году Bethesda Game Studios, разработчик игры TES IV: Oblivion, был вынужден сменить рейтинг ESRB по просьбе соответствующей организации. ESRB мотивировала свое требование пользовательской модификацией, которая позволяла полностью обнажать персонажей игры. Таким образом, рейтинг видеоигры сменился с 13+ (Teen) до 17+ (Mature). Valve, в соответствии с пользовательским соглашением, позволяет, когда это возможно, модифицировать приобретенные продукты. Кроме того, компания отказывается от прав на пользование, распоряжение и распространение любых созданных пользователями материалов и оставляет за собой право в любой момент и без причины удалять созданный пользователями контент.[9]

Если популярные сервисы цифрового распространения компьютерных игр, будь то Origin или Steam, стараются, насколько это возможно, огораживать юных пользователей от нежелательного контента, иначе обстроит дело с незаконным распространением информационной продукции. Интернет-пиратство, с которым издатели и законодатели неустанно борются на протяжении большого количества времени, не оставляет никаких гарантий того, что ребенок не наткнется на нежелательный контент. В области борьбы с пиратским контентом работает федеральная служба по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникаций, также известна как Роскомнадзор. Блокировки сайтов, распространяющих пиратский контент, не самое эффективное решение проблемы, так как для обхода блокировки активно используются плагины для браузеров и другие программы, изменяющие прокси-сервер, позволяя посещать заблокированные по решению суда сайты.


Заключение

Российское законодательство в сфере защиты детей от информации, наносящей вред их здоровью и развитию, начало разрабатываться не так давно. С тех пор была создана Российская система возрастных рейтингов, которая наряду с западными аналогами используется для маркировки информационной продукции.

Задача нашего законодателя – довести эту систему до уровня зарубежных рейтинговых систем. Механизм классификации информационной продукции требует доработки, особенно в части проведения экспертиз и конкуренции рейтингов, выданных западными системами и РСВР.

Вопрос об ответственности за нарушение рассматриваемого законодательства, в частности за неверную оценку и распространение ненадлежащей информационной продукции среди детей, должен решиться. Возможно, ответ на этот вопрос найдет судебная практика, но без активных действий со стороны законодателя этот процесс будет крайне затянутым.

Для прогресса в данной области информационной безопасности, стоит понимать, в первую очередь должно измениться сознание людей и отношение к видеоиграм. Система ESRB не зря обходится без государственного регулирования: рынок компьютерных игр, его развитие сложилось таким образом, что издателям выгодно получить рейтинг, а распространителям, благодаря этому рейтингу, выгодно законным путем реализовывать информационную продукцию.

Россия, к сожалению или к счастью, не подверглась влиянию культуры видеоигр в последней четверти XX века и не знала потрясений, вызванных, как некоторые считают, влиянием жестоких видеоигр. Так или иначе, нам предстоит становление этой культуры, что должно сопровождаться государственным регулированием данной области. Только совместными усилиями коллективного сознательного и государства мы сможем создать благоприятную информационную среду для развития и здорового существования детей.


Приложения


Рисунок 1.

Рисунок 2.


Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты и другие официальные документы:

1.     Постановление Правительства «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» N 228 от 16.03.09 (в ред. от 25.12.15).

2.     Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы» от 01.06.12 N 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 23. – ст.2994.

3.     Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 29.12.10 N 436-ФЗ // Российская газ. – 2010. – 31 дек. – (в ред. от 29 июня 2015).

Специальная литература:

4.     Информационная безопасность: учеб. пособие / В.В. Гафнер. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 324 с. — (Высшее образование).

Электронные ресурсы:

5.     URL : http://store.steampowered.com/subscriber_agreement/russian/

6.     URL : http://rg.ru/2014/04/03/markirovka-site-anons.html

7.     URL : http://www.esrb.org/ratings/ratings_guide.aspx

8.     URL : http://www.pegi.info/en/index/id/33/

9.     URL : https://corp.imgsmail.ru/media/files/igrovoj-rynok-v-rossiimail.ru-group2012.pdf



[1] О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы [Электронный ресурс]: указ Президента от 1 июня 2012 г. N 761 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2012. - № 23. – ст.2994.  – СПС «Консультант плюс».

[2] О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ // Российская газ. – 2010. – 31 дек. – (в ред. от 29 июня 2015) – СПС «Консультант Плюс».

[3] Mail.Ru Group, Исследование игрового рынка в России [Электронный ресурс] / Mail.Ru Group // corp.mail.ru – Режим доступа: https://corp.imgsmail.ru/media/files/igrovoj-rynok-v-rossiimail.ru-group2012.pdf

[4] Информационная безопасность: учеб. пособие / В.В. Гафнер. — Ростов н/Д : Феникс, 2010. — 324 с. — (Высшее образование).

[5] URL : http://www.pegi.info/en/index/id/33/

[6] URL : http://www.esrb.org/ratings/ratings_guide.aspx

[7] О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс]: постановление Правительства от 16 марта 2009 г. N 228. – в ред. от 25 дек. 2015 г. – СПС «Консультант плюс».

[8] В России видеоигры начинают маркировать по возрасту [Электронный ресурс]: интернет-портал «Российской газеты». / ФГБУ «Редакция «Российской газеты». – Режим доступа : http://rg.ru/2014/04/03/markirovka-site-anons.html

[9] Соглашение подписчика службы Steam [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://store.steampowered.com/subscriber_agreement/russian/

Информация о файле
Название файла проблемы защиты детей от информации в РФ от пользователя xiguga
Дата добавления 10.5.2020, 20:49
Дата обновления 10.5.2020, 20:49
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 52.51 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 363
Скачиваний 86
Оценить файл