ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что несмотря на столь долгое существование теории государства и права, подход в правовой науке к выявлению, составу и сущностным характеристикам признаков государства остаётся и по сей день динамичным.
Исследование сущностных характеристик признаков государства в их взаимозависимости привлекает внимание представителей науки теории государства и права по различным причинам.
Во-первых, именно признаки государства являются ключевым основанием для признания того или иного вновь возникшего образования государством.
Во-вторых, признаки государства зачастую используются экстремистки настроенными силами, стремящимися добиться выхода той или иной территории из состава государства, либо признания «государственного» статуса за отдельными территориями.
В-третьих, понимание сущностных характеристик признаков государства способствует гармонизации федеративных отношений и предотвращению возникновения у субъектов федерации стремления к трактовке собственного статуса как «государства в государстве».
Все эти факторы, как представляется, служат достаточным обоснованием актуальности избранной темы.
Степень научной разработанности темы. Теоретические основы признаков государства изложены в работах известных зарубежных учёных: Г. Еллинека, Ф. Энгельса, Г. Гегеля, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, К. Маркса.
Среди отечественных исследователей следует особо выделить Ф. Кокошина, Г.Ф. Шершеневича, А. Ломана, В. Хвостова, Р.Л. Иванова, А.И. Гройсберга, А.А. Анохину. Исследованию проблемы экстремизма посвящены работы Р.Г. Галихузиной, М.М. Марданшина, П.А. Меркулова, Д.С. Рязанова, Л.Л. Хоперской, Р.В. Кулешова, Д.С. Козлова и др.
Таким образом, актуальность и слабая освещенность исследуемой проблемы предопределили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.
Цель
и задачи курсовой работы. Цель представленного исследования
–
выявление проблем сохранения признаков государства, разработка путей их
решения. Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
- сформулировать определение понятия признаки государства;
- рассмотреть признаки современного государства и их сущность;
- рассмотреть экстремизм как проблему сохранения признаков государства и предложить пути её решения.
Объектом исследования выступают признаки государства.
Предмет исследования – общественные отношения между государствами, государством и организациями, между государством и людьми.
Эмпирической базой написания курсовой работы послужили научные труды российских[1] и зарубежных учёных[2], источники права[3], программные документы[4], Интернет-ресурсы удаленного и локального доступов[5], специализированные периодические издания, монографии[6].
Методологическая основа. В работе использовались общенаучные методы исследования (логического анализа и синтеза, сравнительного анализа).
Структура и содержание курсовой работы. Структуру работы определили поставленные цели и задачи. Работа состоит из введения, обосновывающегося актуальность исследуемой темы; основной части, состоящей из двух глав; заключения, в котором отражены общие выводы. К курсовой работе прилагается список использованной литературы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ ПРИЗНАКИ ГОСУДАСТВА. ПРИЗНАКИ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА
И ИХ СУЩНОСТЬ
Для того чтобы правильно провести исследование по заданной теме, рассмотрим понятие признаки государства.
В учебных пособиях, периодических изданиях как такого определения понятию признаки государства не дается. В теории исследователи раскрывают понятия «государство», «функции государства», «механизм государства», «формы государства» и т.п. В силу отсутствия доктринального определения основному понятию по рассматриваемой теме, попытаемся сформировать его самостоятельно, синтезировав свое собственное определение.
Рассмотрим понятия «государство» и «признаки».
Известные российские ученые-правоведы Ф. Кокошин, Г.Ф. Шершеневич, А. Ломан и В. Хвостов определяли государство как соединение людей под одной властью в пределах одной территории. В частности А. Ломан указывал, что «… государство, с философской точки зрения это эгоизм оседлого народа определенной части земного шара в его совокупности, движимый по пути своего развития…».[7]
Немецкий исследователь Г. Еллинек полагал, что государство представляет собой общественное образование и особое правовое явление.[8]
В период советского функционирования и развития юридической науки доминирующим являлось марксистско-ленинское учение о государстве. Ф. Энгельс в своей работе «Гражданская война во Франции» привел свое определение государства: «В действительности же, – пишет он, – государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим…».[9]
Е.П. Казбан дает следующее определение понятию «государство»: «Государство – это независимая централизованная социально-политическая организация для регулирования социальных отношений».[10]
Автор учебного пособия В.И. Червонюк определяет государство как «исторически сложившуюся, сознательно организованную социальную систему, управляющую обществом».[11]
На наш взгляд, наиболее удачным является определение, отвечающее современности, дано соавторами В.Л. Кулаповым и А.В. Малько: «государство есть особая суверенная территориальная организация политической власти, которая с помощью права и специально созданного аппарата обеспечивает управление делами всего общества, используя для этого национальные ресурсы».[12]
Таким образом, понятие «государство»– многогранно по своей сути и содержанию, воспринимается неоднозначно и имеет многочисленное число трактовок.
Теперь обратимся к понятию «признак». Под признаком мы понимаем отличительные черты, которые отличают одно понятие от другого.
На основании прочитанного сгенерируем определение понятия «признаки государства». Признаки государства – это черты государства, которые отличают его от простой общности людей. Ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «общество» и «государство», эти понятия нельзя назвать синонимичными.
Признаки государства позволяют показать его самостоятельность, определенность и уникальность. Несхожесть государства с другими социальными явлениями становится очевидной при раскрытии признаков государства.
Если до недавнего времени среди признаков государства можно было назвать такие признаки как наличие собственной валюты или наличие традиций и обычаев, которые присущи только этому государству, то признаки современного государства значительно сузились.
Все признаки государства условно можно поделить на несколько категорий. Каждая из сторон государства характеризуется отдельной категорией признаков. Помимо этого, среди признаков государства встречаются такие, которые имеются и у других явлений, а есть признаки, которые характерны только для него, т.е. специфичные.
Рассмотрим классификацию признаков государства. Основаниями классификации будут: сторона государства (сфера его бытия), отражаемая признаками; уровень их важности для характеристики качеств государства; степень сходства или различия между государством и сравниваемыми с ним социальными явлениями.[13]
По сфере бытия все признаки государства можно разделить на:
· экономические;
· социальные;
· кратологические (властные, силовые);
· идеологические.
К особенностям экономических признаков государства относят производящую экономику, обеспечивающую систематическое получение излишков продуктов и иных материальных благ (избыточного продукта); производственные отношения, построенные на эквивалентном обмене, свободе и инициативности их участников; основанный на экономических потребностях систематический товарный обмен и т.д.
Социальные признаки показывают свойства его социальной сферы, которой присущи: социальная дифференциация, формирование групп с несовпадающими, конкурирующими интересами; становление человека в качестве относительно автономного субъекта социальных отношений, осознающего собственные потребности и интересы, и др.[14]
Кратологические признаки отражают организацию социальной власти в государстве, для которой свойственны: дифференциация сфер властвования, возникновение непубличных разновидностей власти (семейной, корпоративной и т.д.); появление органов профессионального управления общественными делами.[15]
Идеологические признаки государства отражают качества его духовной сферы, к которым относятся: дифференциация общественного сознания; появление самостоятельных видов норм, в том числе норм юридического права, которые дали возможность согласовывать конкурирующие интересы на справедливой цивилизованной основе не только внутри конкретного социума, но и за его пределами, и т.п.[16]
Как правило, такая градация признаков государства не проводится, поскольку она связана с синтезированием, социально-философским его (государства) восприятием, которое в современном обществознании практически не используется.
По уровню важности признаки подразделяются на:
· существенные;
· несущественные.
Рассмотрим существенные признаки государства.
По степени сходства или различия между государством и другими явлениями, как мы уже отмечали, выделяют общие и специфические признаки государства.
Как правило, государство сравнивают сразу с несколькими объектами, что ведет к формированию соответствующих групп признаков. Первое, с чем соотносят государство – первобытное общество (первобытный социум), которое диалектически отрицается государством. Во вторую очередь с другими самостоятельными государствами. При этом сопоставлении происходит сравнение форм проявления государственности у различных народов, поскольку единого для всего населения Земли государства не сформировалось, но возникло множество стран, обладающих как сходствами, так и признаками, отличающими одни государства от других. Также государство сравнивается с организациями, преследующими сходные с государством цели и воплощающие или стремящиеся воплотить такие же, как и оно, функции. Это различные некоммерческие организации, такие как политические партии, общественные движения, в том числе нелегальные. Такое сравнение происходит в связи с тем, что некоторые из этих некоммерческих организаций используют в своем названии слово «государство». О них мы поговорим позднее, во второй части курсовой работы.
Перечислим, рассмотрим подробнее основные признаки государства, выделяемые различными авторами. Все признаки указывают на отличие государства от родоплеменной организации общества.
1. Территориальное деление населения или как его еще называют, территориальный признак организации населения, заключается в двух аспектах: территориальное деление населения осуществляется без учета родства между людьми, наличие родственных связей между людьми не имеет значения, поскольку государство – организация территориальная, а не родственная. Разделение населения по территориальному признаку означает, по мнению В.И. Червонюка, во-первых, что государство имеет свою территорию и обеспечивает безопасность ее границ; во-вторых, что население данной территории имеет устойчивую связь с государством, т.е. на него распространяется власть государства как на его территории, так и за ее пределами.[17]
2. Наличие юридического права, которое выступает особым регулятором межличностных отношений, оформляет государственную власть, тем самым легитимируя ее. Юридическое право охраняется и гарантируется всей системой институтов государства, в том числе органами государственной и муниципальной власти, использующими императивные меры.
Также в качестве гарантов юридического права сегодня выступают различные организации, представляющие гражданское общество (профессиональные и предпринимательские союзы, правозащитные объединения и другие некоммерческие организации).
Само право зародилось благодаря становлению новых типов производственной деятельности, увеличению числа связей в сфере производства материальных благ, их присвоению и распределению, которые потребовали нормирования и учета вклада каждого члена общества, а также необходимости распределения.[18]
3. Суверенитет (народный суверенитет), который означает первичность воли народа во взаимоотношениях с официальным представителем его интересов – государственным аппаратом, а также при взаимодействии с иными обособленными подразделениями социума, которые претендуют в нём на лидерство.[19] Смысл этого понятия сводится к тому, что народ верховенствует над любыми общественными группами и организациями при решении общих вопросов и отстаивании государственных интересов. Тем самым народ очерчивает пределы вмешательства органов власти и организаций в различные сферы общественных отношений;
4. Профессиональный аппарат управления (государственный аппарат), которому обществом передаются (делегируются) полномочия по руководству социально неоднородным обществом. Все это делает невозможным участие государственных и муниципальных служащих в производстве материальных благ и услуг наряду с другими участниками общества. Государственный аппарат представляет собой надстройку над народом, который в случае необходимости, может принимать непопулярные, но необходимые для всего общества решения, даже вопреки доминирующим группам, которые активно вовлечены в лоббирование своих интересов.
Относительная обособленность государственного аппарата имеет и негативную сторону. Входящие в его состав государственные служащие тоже образуют автономную социальную группу. Как и любая подобная группа, она обладает собственными интересами, которые могут противоречить потребностям государства;
5. Взимание с населения налогов (фискальный признак), который состоит в наличии системы налогов, займов, податей. Этот принцип позволяет государству проводить определенную политику и содержать государственный аппарат, потому что публичная власть – это чиновники, полиция, армия, а также тюрьмы и другие специальные учреждения;
6. Признак монопольного применения силы, означающий, что никто, кроме государства не может лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода.[20]
Вторая группа признаков позволяет отличить одно государство от других. При сравнении государств между собой названные выше признаки (территориальный признак организации населения, наличие юридического права, народный суверенитет, государственный аппарат, взимание налогов с населения, признак монопольного применения силы) не упоминаются, поскольку они свойственны любой стране, т.е. являются общими для всех государств. Отличают одно государство от другого следующие признаки: собственная территория, народ (постоянное население), обладания национальным суверенитетом.[21]
Третья группа состоит из признаков, которые отличают государство от иных организаций, которые преследуют схожие с ним цели, выполняют или стремятся осуществить такие же, как и оно, функции. В состав третей группы входят: универсальность, верховенство государственной власти, особый порядок вхождения людей в состав государства.
Универсальность государства состоит в том, что оно охватывает все сферы общественной жизни и всех людей, в нём проживающих [(граждан, иностранных граждан и апатридов (лиц без гражданства)] и все организации, находящиеся на его территории или подпадающие под его экстерриториальную юрисдикцию.
Особый порядок вхождения людей в состав государства характеризуется тем, что гражданами государства в большинстве случаев люди становятся не в результате принятия в гражданство, а по иным основаниям, не связанным с желанием лица стать гражданином, т.е. автоматически (вследствие рождения детей на территории государства, принадлежности его родителей к числу её граждан и т.д.).[22]
Вывод. Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что у государства существует шесть основных признаков:
1. Территориальное деление населения (территориальный признак организации населения);
2. Наличие юридического права;
3. Суверенитет (народный суверенитет);
4. Профессиональный аппарат управления (государственный аппарат);
5. Взимание с населения налогов (фискальный признак);
6. Признак монопольного применения силы.
Выделяют еще две группы признаков:
I. Группа признаков, позволяющих отличить одно государство от другого. Сюда входят собственная территория, народ (постоянное население), обладания национальным суверенитетом.
II. Группа признаков, которые отличают государство от иных организаций:
- универсальность;
- верховенство государственной власти;
- особый порядок вхождения людей в состав государства.
ГЛАВА 2 ЭКСТРЕМИЗМ КАК ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ
ПРИЗНАКОВ ГОСУДАРСТВА.
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ЭКСТРЕМИЗМА
Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются на сегодняшний день государства – сохранение независимости во внешних и внутренних делах. Зачастую неправительственные организации пытаются претендовать на лидерство на той или иной территории нелегитимными методами, один из которых – экстремизм. Что же такое экстремизм? Какого его значение и влияние на дестабилизацию обстановки внутри стран?
Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» даётся сразу несколько определений понятию экстремистская деятельность (экстремизм):
«- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;[23]
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;[24]
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг».[25]
В целях конкретизации положений названного Федерального закона Президентом Российской Федерации В.В. Путиным была подписана Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее – Стратегия). Вторая глава Стратегии посвящена основным источникам угроз экстремизма в современной России. Выделим, на наш взгляд, наиболее важные и проиллюстрируем их примерами из истории современной России и других стран.
«9. Серьезную угрозу представляют участившиеся в иностранных государствах случаи умышленного искажения истории, возрождения идей нацизма и фашизма». [26]
Политический экстремизм. Масштабный общественно-политический Крымский кризис, развернутый активистами «Правого сектора», – яркий пример политического экстремизма с использованием умышленного искажения истории. В ходе своей деятельности активистами «Правого сектора» активно уничтожаются исторические артефакты - памятники лидерам советской власти, а руководством Украины переиздаются учебники истории, искажающие факты.
В ходе событий на Украине активисты «Правого сектора» не раз заявляли о своих намерениях перенести свою деятельность как на территорию Москвы, так и на поднятия восстания на всей территории России. Одно из таких заявлений было сделано 6 марта 2014 года на пресс-конференции в Киеве: Игорь Мосийчук заявил, что «Правый сектор» намерен в случае открытого вторжения российских войск на территорию Крыма частично перенести свою деятельность в Москву: «Мы готовы ехать туда и делать там революцию».[27]
Таким образом, можно сделать вывод, что экстремистская деятельность Украинских формирований носила межнациональный характер.
По мнению Е.В. Семеновой, в ходе кризиса на Украине Россия допустила въезд иностранных граждан на свою территорию, и теперь наша страна находится в постоянной угрозе терроризма, так как под видом обычных граждан на нашу территорию могли проникнуть представители как «Правого сектора», так и представители террористических группировок.[28]
«11. Наиболее опасные виды экстремизма – националистический, религиозный и политический – проявляются в возбуждении ненависти либо вражды по признакам пола, расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности или принадлежности к какой-либо социальной группе, в том числе путем распространения призывов к насильственным действиям, прежде всего через информационно-телекоммуникационные сети, включая сеть „Интернет“ , в вовлечении отдельных лиц в деятельность экстремистских организаций или групп, в проведении несогласованных акций, организации массовых беспорядков и совершении террористических актов».[29]
Националистический экстремизм. Яркий пример националистического экстремизма – теракты, подготовленные и проведенные норвежским террористом-одиночкой Андерсоном Берингом Брейвиком. Теракты А. Брейвика стали свидетельством того, что даже в одиночку возможно эффективное планирование такого рода акций – что самое страшное. Несмотря на одиночное планирование непосредственного теракта, террорист-одиночка в современных условиях может устанавливать долгосрочные международные связи в единомышленниками и таким образом собирать базу адресов для рассылки своего манифеста сочувствующим.
Д.Ю. Базаркина отмечает, что «А. Берйвик сам был удивлен достигнутому успеху, ожидая, что будет захвачен после взрыва, устроенного им в центре Осло».[30]
Р. Пантуччи утверждает, что зачастую интернет становится катализатором радикализации будущих террористов-одиночек, подталкивая человека от радикального образа мысли к действию. Этот процесс осуществляется множеством способов: для «проверки» своей точки зрения люди находят активных сторонников и сочувствующих на форумах, формируя сети, связывающие людей, не знакомых лично, но способных на расстоянии спланировать самые разные акции, в том числе и теракты. В интернете террористы-одиночки также часто находили руководство по эксплуатации технических средств и по изготовлению взрывчатых устройств.[31]
Интернет называется различными авторами ключевым инструментом, который А. Брейвик использовал для участия в идеологических дискуссиях и проработке своей «операции». Было установлено, что его манифест «Европейская декларация независимости – 2083», основан главным образом на исследовании, проведенным А. Брейвиком на материалах праворадикальных и антиисламистских форумов.[32] Существует, например, информация, что А. Брейвик неоднократно связывался c британскими националистами.[33] Даже наличие минимальных международных контактов позволило ему представить себя как лидера обширной и развернутой сети сочувствующих: так, в предисловии к своему манифесту А. Брейвик указал, что тот был публикован «при поддержке братьев и сестер из Англии, Франции, Германии, Швеции, Австрии, Италии, Испании, Финляндии, Бельгии, Нидерландов, Дании, США и т.п.».[34]
Для совершения своего преступления А. Брейвик использовал вполне популярные ресурсы в сети Интернет, такие как alibaba.com, eBay, Facebook и др., где искал сторонников, закупал материалы для изготовления взрывчатки, искал каналы покупки огнестрельного оружия. Все это лишний раз доказывает, что международная система чрезвычайно уязвима.
Случай А. Брейвика показывает, что имиджевая и репутационная составляющая при планировании и осуществлении теракта продумывается экстремистами-одиночками не менее тщательно, чем террористической группой. Можно сказать, что одиночки пытаются стать такими же идейными вдохновителями для сочувствующих, как и связанные с крупными организаторами террористы.
Религиозный экстремизм. События современности, происходящие в России и мире, актуализируют необходимость научного осмысления возрастания влияния исламского фактора на геополитические процессы, подрыв суверенитетов.
Рассмотрим палитру деструктивных течений, распространенных в Приволжском федеральном округе. В статье Р.Г. Галихузиной и М.М. Марданшина говорится, что среди организаций, признанных в России экстремистскими и террористическими, в Башкирии действует «Имарат Кавказ», «Булгарский джамаат» (по данным ФСБ, часть «Аль-Каиды»), «Исламский джамаат», «Хизб ут-Тахрир». В Чувашской Республике в 2008 году пятеро мусульман были привлечены к ответственности за причастность к «Хизб ут-Тахрир» по ч. 2 ст. 282-2 (участие в деятельности религиозного объединения, в отношении которого судом принято вступившее в законную силу решение о запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности) и ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды, а равно унижение человеческого достоинства).[35]
В Татарстане ведется борьба с такими объединениями как, «Хизб ут-Тахрир» и «Вакф», последователями шейха Умара (Айрата Шакирова, «Ахль ас-Сунна»), аполитичным движением «Таблиги Джамаат». В Нижегородской области к уголовной ответственности привлекаются члены «Хизб ут-Тахрир» и последователи турецкого богослова Сайда Нурси.[36]
В Оренбургской области во второй половине нулевых годов судами запрещаются ряд сочинений, рекомендованных для чтения – сборники хадисов, трудов средневековых богословов, которые включаются в Федеральный список экстремистских материалов.[37]
По оценкам крупнейшего специалиста в области ислама А.В. Малашенко, в разное время «проявления «ваххабизма» замечены в Татарстане (Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск, Кукмор), Башкортостане (Агидель, Октябрьский, Сибай, Уфа), Мордовии (Белозерье), Оренбургской, Пензенской, Ульяновской, Пермской, Самарской (Тольятти) областях.[38]
Хотя ряд учёных и законодателей, выбравших экстремизм темой своих исследований, прибегают к классификации экстремизма на политический, религиозный и экстремистский, на наш взгляд, границы между этими видами экстремизма очень размыты. Конечная цель действий террористов не может быть достигнута в любом случае, их действия могут обернуться лишь кровопролитием, войнами, т.е. дестабилизацией обстановки, которые в свою очередь приведут к анархии и хаосу.
В настоящее время можно говорить о сосуществовании в отечественной науке нескольких подходов к пониманию сущности религиозного экстремизма, акцентирующих внимание на следующих характеристиках:
- применение насилия;
- осуществление противоправной деятельности, направленной на слом существующего политического режима;
- пропаганда нетерпимости и практика реализации подобных убеждений в политическую жизнь;
- сущностный антидемократизм, антиплюрализм, отрицание прав и свобод человека, что представляет собой доминирующую в западном обществоведении концепцию.
В некоторых исследованиях это подходы противопоставляются друг другу, делаются попытки обоснования исключительной значимости лишь одного из указанных признаков. Однако большая часть авторов в той или иной степени пытаются их синтезировать, в силу чего отнесение конкретной работы к тому или иному типу носит во многом условный характер.
Пытаясь разграничить политические и неполитические элементы объёма понятия «религиозный экстремизм», исследователи начали использовать термин «религиозно-политический экстремизм», впервые употреблённый Н.П. Андриановым в 1981 году и завоевавший признание научной общественности в начале XXI в.[39] Сыгравший значимую роль в разработке концепта доктор философских наук, профессор А.А. Нуруллаев писал: «Преследование политических целей позволяет отличить религиозно-политический экстремизм от религиозного экстремизма, который главным образом проявляется в сфере религии и не ставит перед собой таких целей».[40]
Несмотря на серьезную аргументацию, данный подход до настоящего времени не стал в науке доминирующим, и продолжаются как употребление термина «религиозный экстремизм» по отношению к организациям и доктринам, обладающим политическими характеристиками, так и попытки введения новых терминов, обоснованность которых вызывает серьёзные сомнения (например, «экстремизм в религии»).
Теоретические разногласия не смогли обеспечить глубокую проработку содержания понятия «религиозно-политический экстремизм». При этом общим местом исследований, признающих подобное деление, является указание на то обстоятельство, что признаками данного явления являются аргументируемое ссылками на религиозные догматы отрицание инакомыслия, низкий уровень толерантности, акцентирование социально-нормативного содержания религии, а также отрицание компромиссных путей преодоления политических противоречий.
Развивая мысль о существовании политической разновидности экстремизма, российский учёный М.И. Ефремов предлагает в рамках религиозного экстремизма выделять также его религиозно-психологический вид, относя к последнему идеи и организации, не преследующие политических целей. В качестве примера приводится секта «Горный Иерусалим», последователи которой в ноябре 2007 года ушли в созданное ими укрытие под землёй для молитв в ожидании «конца света», не выдвигая никаких требований.[41]
Под «религиозным фундаментализмом» российский исследователь А.И. Кырлежев предлагает понимать устойчивую религиозную установку или один из типов современного религиозного сознания, характеризующийся:
- негативным отношением к секуляризации, призывами к воссозданию традиции в форме доминирования религии в жизни общества, утверждению религиозной идеологии с использованием средств современной цивилизации;
- попыткой интерпретировать религию в терминах власти над человеком как в духовном, так и в политическом отношении;
- апеллированием к абсолютному авторитету религиозных текстов, предполагая возможность их однозначного понимания и отрицая герменевтический подход, что приводит к антиплюрализму, выражающемуся в требовании принять собственную интерпретацию в качестве единственно верной;
- отрицанием исторического развития, что объясняет усиленные апокалиптические ожидания фундаменталистов, которые в этой ситуации склонны рассматривать себя в качестве некой «богоизбранной» группы.[42]
Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что понятия «религиозно-политический экстремизм» и «религиозный фундаментализм» являются совместными и пересекающимися (Рисунок и Таблица).[43]
![]() |
Соотношение понятий «религиозный экстремизм (А), «религиозно-политический экстремизм» (В) и «религиозный фундаментализм» (С)
Примеры организаций и движений, относимых к религиозному
экстремизму, религиозно-политическому экстремизму и религиозному фундаментализму
Множество |
Тип организации |
Наименование |
Регион |
А1 |
Религиозно-экстремистские, не являющиеся политическими и фундаменталистскими |
«Небесные врата» |
США |
«Ветвь Давидова» |
США |
||
А2 |
Религиозно-эстремистские фундаменталистские, не являющиеся политическими |
«Учение Христа» |
США |
«Церковь Бога» |
США |
||
«Храм народов» |
Гаити |
||
В1 |
Религиозно-политические экстремистские, являющиеся фундаменталистскими |
«Господня армия сопротивления» |
Уганда |
«Абу Сайаф» |
Индонезия |
||
«аль-Джихад» |
Египет |
||
В2 |
Религиозно-политические экстремистские, не являющиеся фундаменталистскими |
Аум Синрике |
Япония |
ATWA |
США |
||
«Церковь создателя» |
США |
||
С1 |
Фундаменталистские, не являющиеся экстремистскими |
«Христианские правые» |
США |
Бхаратия Джаната Парти |
Индия |
||
Гуш Эмуним |
Израиль |
Дальнейшая проработка вопросов различения видов религиозного экстремизма, их типологии призвана не только способствовать углублению теоретического анализа проблематики экстремизма, но и обеспечить обретение новых ориентиров для экстремистских мер государственной политики, залогом успешности которой, не в последнюю очередь, является подбор как общих, так и специфических мер противодействия при надлежащем воплощении в жизнь конструктивной свободы совести и вероисповедания.
За правонарушения экстремистской направленности в российском законодательстве предусмотрено два вида ответственности – административная и уголовная.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ правонарушениям экстремисткой направленности посвящено три статьи: «Статья 13.15 Злоупотребление свободой массовой информации», «Статья 20.29 Производство и распространение экстремистских материалов», «Статья 20.3 Производство и распространение экстремистских материалов».[44] За правонарушения по этим статьям законодатель предусматривает наказания в виде штрафов, которые варьируются от одной тысячи до одного миллиона рублей или административный арест (административное приостановление деятельности) сроком от одного дня до девяноста суток, с учетом принадлежности лица к гражданам, должностным или юридическим лицам.
В Уголовном кодексе Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ предусмотрено 7 статей, предусматривающих уголовную ответственность за преступления экстремистской направленности. Среди преступлений законодатель выделяет:
- публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности;
- публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации;
- диверсию;
- возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства;
- организацию экстремистского сообщества;
- организацию деятельности экстремистской организации;
- финансирование экстремистской деятельности.[45]
Вывод. Основная мировая проблема сохранения признаков государства, а равно и сохранение государственности – нарастающее влияние экстремизма. Несмотря на активное совершенствование законодательства в области регулирования экстремистской деятельности на территории Российской Федерации, считаем, что одних прописных норм и табу недостаточно.
В качестве методов борьбы с радикально настроенными людьми можно предложить:
- эксплуатацию в СМИ возможного признания невменяемости;
- использование сатиры и юмора с целью принизить имидж террористов;
- образовательные программы, действующие на всех ступенях образования, от школы до университета, а также программы, нацеленные на работу в семьях. Особую роль следует программам обучения чиновников – ведущих работу с представителями проблемных групп населения;
- недопущение придания таким людям какого-либо положительного имиджа;
- усложнение процедур запроса и получения разрешения на ношение оружия и членство в стрелковых клубах;
- контроль спецслужбами за информационными ресурсами, в том числе сетью Интернет;
- изучение «культуры» экстремистов: их интересов, предпочтений в одежде, сленга и т.п. для выявления радикально настроенных людей внутри социума.
Дальнейшее изучение вопросов различения видов религиозного экстремизма (экстремизма в целом), их типологии призвана не только способствовать углублению теоретического анализа проблематики экстремизма, но и обеспечить обретение новых ориентиров для экстремистских мер государственной политики.
Говоря и действуя в благих намерениях сохранить такой важный признак государства как суверенитет, нельзя забывать и о том, что борьба с политическим экстремизмом не должна превратиться во взращивание тоталитарного режима.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Признаки государства – это черты государства, которые отличают его от простой общности людей. Ни в коем случае нельзя отождествлять понятия «общество» и «государство», эти понятия нельзя назвать синонимичными.
Исходя из проведенного исследования, можно утверждать, что у государства существует шесть основных признаков:
1. Территориальное деление населения (территориальный признак организации населения);
2. Наличие юридического права;
3. Суверенитет (народный суверенитет);
4. Профессиональный аппарат управления (государственный аппарат);
5. Взимание с населения налогов (фискальный признак);
6. Признак монопольного применения силы.
Выделяют еще две группы признаков:
III. Группа признаков, позволяющих отличить одно государство от другого. Сюда входят собственная территория, народ (постоянное население), обладания национальным суверенитетом.
IV. Группа признаков, которые отличают государство от иных организаций:
- универсальность;
- верховенство государственной власти;
- особый порядок вхождения людей в состав государства.
Основная мировая проблема сохранения признаков государства, а равно и сохранение государственности – нарастающее влияние экстремизма. Несмотря на активное совершенствование законодательства в области регулирования экстремистской деятельности на территории Российской Федерации, считаем, что одних прописных норм и табу недостаточно.
В качестве методов борьбы с радикально настроенными людьми можно предложить:
- эксплуатацию в СМИ возможного признания невменяемости;
- использование сатиры и юмора с целью принизить имидж террористов;
- образовательные программы, действующие на всех ступенях образования, от школы до университета, а также программы, нацеленные на работу в семьях. Особую роль следует программам обучения чиновников – ведущих работу с представителями проблемных групп населения;
- недопущение придания таким людям какого-либо положительного имиджа;
- усложнение процедур запроса и получения разрешения на ношение оружия и членство в стрелковых клубах;
- контроль спецслужбами за информационными ресурсами, в том числе сетью Интернет;
- изучение «культуры» экстремистов: их интересов, предпочтений в одежде, сленга и т.п. для выявления радикально настроенных людей внутри социума.
Дальнейшее изучение вопросов различения видов религиозного экстремизма (экстремизма в целом), их типологии призвана не только способствовать углублению теоретического анализа проблематики экстремизма, но и обеспечить обретение новых ориентиров для экстремистских мер государственной политики.
Говоря и действуя в благих намерениях сохранить такой важный признак государства как суверенитет, нельзя забывать и о том, что борьба с политическим экстремизмом не должна превратиться во взращивание тоталитарного режима.
Список использованных источников и литературы
Законодательные документы (нормативно-правовые акты)
1 Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: в ред. федер. конст. закона Рос. Федер. от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 31, ст. 4398.
2 Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24 мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 5 июня 1996 г.: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 30 дек. 2015 г. № 22-П // Рос. газ. – 1996. – 18 июня.
3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон Рос. Федерации от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 15 февр. 2016 г. № 30-ФЗ // Рос. газ. – 2001. – 31 декабря.
4 О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 27 июня 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 июля 2002 г.: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ // Рос. газ. – 2002. – 30 июля.
5 О судебное практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 // Рос. газ. – 2011. – 04 июля.
Нормативные акты
1 Федеральная стратегия «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»: утв. Президентом Рос. Федер. 28 ноября 2014 г. Пр-2753.
Однотомные научные монографии
1 Еллинек Г. Общее учение о государстве. – Спб.: Российская академия правосудия, 1908. – 448 с.
2 Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практик. – М.: Российская академия правосудия, 2012. – 580 с.
Однотомные учебники и учебные пособия
1 Кулапов В.Л. Теория государства и права: учебник/ В.Л. Кулапов, А.В. Малько. – М.: Норма, 2009. – 384 с.
2 Ломан А. Современное учение о государственной власти. М.: Тип. Э. Лисснера, Ю. Романа. – М.: Норма, 2011. – 511 с.
3 Малашенко А. Ислам для России / Моск. центр Карнеги. М.: РОССПЭН. – 2007. – 258 с.
4 Червонюк В.И. Теория государства и права: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 704с.
Электронные ресурсы
Электронные ресурсы локального доступа:
1 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 29 дек. 2014 г. по делу № АКПИ14-1424С [Электронный ресурс]: решение ВС РФ. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2 Решение Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. по делу № АКПИ14-1292С [Электронный ресурс]: решение ВС РФ. – Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
Электронные ресурсы удаленного доступа:
1 Беляев Г.Ю. Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности и глобальный вызов гуманистическим образовательным системам // Научная электр. библиотека. – 2015. – № 1 – 2 (19 – 20). – URL: – http://elibrary.ru/download/30564706.pdf (дата обращения: 14.03.2016).
2 Галихузина Р.Г., Марданшин М.М. Религиозный экстремизм на почве ислама в Приволжском федеральном округе // Научная электр. библиотека. – 2014. – Т.14. – № 4. – URL: – http://elibrary.ru/download/23692757.pdf (дата обращения: 08.03.2016).
3 Гройсберг А.И. Развитие теории суверенитета Ж.-Ж. Руссо в годы французской буржуазной революции // Научная электр. библиотека. – 2015. – № 1 (27). – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-teorii-suvereniteta-zh-zh-russo-v-gody-frantsuzskoy-burzhuaznoy-revolyutsii (дата обращения: 01.03.2016).
4 Меркулов П.А. Государственная молодежная политика как инструмент в борьбе с экстремизмом // Научная электр. библиотека. – 2015. – Т.10. – № 4. – URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=23855394 (дате обращения: 06.03.2016).
5 Рязанов Д.С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Научная электронная библиотека. – 2014. – Т. 7. – URL: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1255545 (дата обращения: 11.03.2016).
6 Чернявский Д.О., Скулатов Р.М. Публичные призывы к нарушению территориальной целостности: проблемы социально-политической обусловленности уголовно-правового запрета // Научная электр. библиотека. – 2015. – № 1 (31). – URL: http://elibrary.ru/download/57249123.pdf (дата обращения: 04.03.2016).
Статьи из журналов
1 Анохина А.А. Конституционно-правовой анализ соотношения понятий «суверенитет», «независимость» и «государственная целостность» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. – 2015. – Т. 15 – № 3. – С. 330–334.
2 Базаркина Д.Ю. Возможности коммуникационного противодействия ультраправому терроризму одиночек // Государственное управление. Электронный вестник. – 2014. – № 44. – С.119 – 135.
3 Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. – № 3 (44). – С. 6 – 22.
4 Казбан Е.П. Государство и государственность. К вопросу о соотношении понятий // Вестник университета (Государственный университет управления). – 2013. – 4. – С. 34 – 38.
5 Кулешов Р.В. Международное законодательство и Конституция РФ как нормативно-правовая основа для совершенствования антиэкстремистской и антитеррористической деятельности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2015. – № 3 (31). – С. 27 – 31.
6 Уртенова Ф.А. Международные правовые основы государственного суверенитета: общетеоретические характеристики концепции // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 3. – С. 1 – 8.
Статьи из газет
1 Жолудев А.А. Крымский кризис как условие развития экстремизма // Российская газета. – № 219. – С. 5 – 7.
Сборник
1 Козлов Д.С. Современный политический экстремизм как инструмент свержения власти: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 4 (41) / Сибак. – Новосибирск, 2015. – 162 с.
2 Семёнова Е.В. К вопросу о борьбе с экстремизмом на территории Крыма России // сб. трудов конференции «Право и политика: теоретические и практические проблемы». – 2014. – С.307–310.
Зарубежные публикации
1 Breivik A. 2083 – A European Declaration of Independence. – 2011. – P.4.URL:www.kevinislaughter.com/wcontent/uploads/2083+A+European+Declarati-on+of+Independence.pdf (Mode of access: 20.02.2016).
2 Pantucci R. What Have We Learned about Lone Wolves from Anders Behring Breivik? // Perspectives on Terrorism. – 2014. – Vol. 5. – № 5–6. – P. 27–42.
[1] См, например: Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. – № 3 (44). – С. 6 – 22; Козлов Д.С. Современный политический экстремизм как инструмент свержения власти: сб. ст. по материалам XLIV междунар. науч.-практ. конф. № 4 (41) / Сибак. – Новосибирск, 2015. – С. 162.
[2] Pantucci R. What Have We Learned about Lone Wolves from Anders Behring Breivik? // Perspectives on Terrorism. – 2014. – Vol. 5. – № 5–6. – P. 27–42;
[3] О судебное практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 11 // Рос. газ. – 2011. – 04 июля.
[4] Федеральная стратегия «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»: утв. Президентом Рос. Федер. 28 ноября 2014 г. Пр-2753.
[5] Галихузина Р.Г., Марданшин М.М. Религиозный экстремизм на почве ислама в Приволжском федеральном округе // Научная электр. биб-лиотека. – 2014. – Т.14. – № 4. – URL: – http://elibrary.ru/download/23692757.pdf (дата обращения: 08.03.2016).
[6] Еллинек Г. Общее учение о государстве. – Спб.: Российская академия правосудия, 1908. – С. 448.
[7] Ломан А. Современное учение о государственной власти. М.: Тип. Э. Лисснера, Ю. Романа, 1896. С. 58
[8] Еллинек Г. Общее учение о государстве. Спб, 1908. С. 117-118.
[9] Энгельс Ф. Сочинения К. Маркс и Ф. Энгельс. М., 1962. С. 200
[10] Казбан Е.П. Государство и государственность. К вопросу соотношения понятий. М.: Вестник университета (Государственный университет управления), 2013. С. 35
[11] Червонюк В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 87
[12] Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Норма, 2009. С. 56
[13] Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - № 3 (44). С. 6.
[14] Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - № 3 (44). С. 7.
[15] Там же. С. 7.
[16] Там же. С. 7.
[17] Червонюк В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 84.
[18] Там же. С.85
[19] Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - № 3 (44). С. 14.
[20] Червонюк В.И. Теория государства и права. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 85.
[21] Иванов Р.Л. Признаки государства // Вестник Омского университета. Серия «Право». – 2015. - № 3 (44). С. 16.
[22] Там же. С. 19.
[23] Цит. по: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ // Рос. газ. – 2002. – 30 июля. – Статья 1.
[24] О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ // Рос. газ. – 2002. – 30 июля. – Статья 1.
[25] Цит. по: О противодействии экстремистской деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 23 ноября 2015 г. № 314-ФЗ // Рос. газ. – 2002. – 30 июля. – Статья 1.
[26] Цит. по: Федеральная стратегия «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»: утв. Президентом Рос. Федер. 28 ноября 2014 г. Пр-2753. – Пункт 9. Глава II
[27] Жолудев А.А. Крымский кризис как условие развития экстремизма // Российская газета. – № 219. – С. 5.
[28] Семёнова Е.В. К вопросу о борьбе с экстремизмом на территории Крыма России // сб. трудов конференции «Право и политика: теоретические и практические проблемы». – 2014. – С.307.
[29] Цит. по: Федеральная стратегия «Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года»: утв. Президентом Рос. Федер. 28 ноября 2014 г. Пр-2753. – Пункт 11. Глава II
[30] Базаркина Д.Ю. Возможности коммуникационного противодействия ультраправому терроризму одиночек // Государственное управление. Электронный вестник. – 2014. – № 44. – С.119.
[31] Pantucci R. What Have We Learned about Lone Wolves from Anders Behring Breiwik? // Perspectives on Terrorism. – 2014. – Vol. 5. – № 5–6. – P. 35.
[32] Breivik A. 2083 – A European Declaration of Independence. – 2011. – P. 4. URL: www.kevinislaughter.com/wp-content/uploads/2083+-+A+European+Declarati-on+of+Independence.pdf (Mode of access: 20.02.2016).
[33] Базаркина Д.Ю. Возможности коммуникационного противодействия ультраправому терроризму одиночек // Государственное управление. Электронный вестник. – 2014. – № 44. – С.122.
[34] Breivik A. 2083 – A European Declaration of Independence. – 2011. – P. 4. URL: www.kevinislaughter.com/wp-content/uploads/2083+-+A+European+Declarati-on+of+Independence.pdf (Mode of access : 20.02.2016).
[35] Галихузина Р.Г., Марданшин М.М. Религиозный экстремизм на почве ислама в Приволжском федеральном округе // Научная электр. библиотека. – 2014. – Т.14. – № 4. – С. 79.
[36] Там же.
[37] Там же.
[38] Малашенко А. Ислам для России / Моск. центр Карнеги. М.: РОССПЭН. – 2007. – С. 30.
[39] Андриантов Н.П. Советский образ жизни и атеистическое воспитание. – М.: Политиздат, 1981. – с. 64.
[40] Цит. по: Нуруллаев А.А. Религиозно-политический экстремизм // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов, 2003. - № 4. – с. 85.
[41] Рязанов Д.С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Научная электронная библиотека. – 2014. – Т. 7. – С.179.
[42] Кыржелев А.И. Религиозный фундаментализм //Новая философская энциклопедия. – Т.4. – С. 435.
[43] Рязанов Д.С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Научная электронная библиотека. – 2014. – Т. 7. – С.181.
[44] Цит. по: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 15 февр. 2016 г. № 30-ФЗ // Рос. газ. – 2001. – 31 декабря.
[45] Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: в ред. федер. закона Рос. Федер. от 30 дек. 2015 г. № 22-П // Рос. газ. – 1996. – 18 июня. – Статьи 208 – 282.3.