почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высоко точная шта

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

УРАЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ                                                ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ                                                                      
                                                  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ              «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЖИВОПИСИ, ВАЯНИЯ И ЗОДЧЕСТВА ИЛЬИ ГЛАЗУНОВА»                                               Кафедра истории искусств и гуманитарных дисциплин

 

Чайная пара.

Реферат

Учебная работа                                                                          
                         студентки 3 курса специальности                                                                    «Декоративно-прикладное искусство                                                                              и народные промыслы»                                                                       
                 Гасец М. А.                                                                              
                    Преподаватель:                                                    
                                                Маврина Е. А..

 Пермь 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………….…………………..…………….3

1. Традиции чаепития …………..……………..…………….….....................4

     2. Традиции чаепития в России…………………………………....................5

     3. Чайная посуда………….…..………..…..………………….………….…...9

4. Подстаканник…………………………………....…………………….…...9

5. Материалы и технология…………………………………….…………...12

6. Дифовка ………………………………………………………...…………13

7. Аналогичные изделия……………………………………………………..17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………20

Введение

Чаепитие – неотъемлемая часть жизни каждого человека, ничто не сравнится с удовольствием от чашечки ароматного травяного чая, выпитой зимой с малиновым вареньем, или от стакана зелёного чая в жаркий день...  А главное, если этот чай выпит в хорошей компании. Поэтому, выбирая тематику своей дипломной работы, я остановилась именно на посуде для чаепития, а именно – чайной паре.

В данном реферате, я хочу рассмотреть основные особенности выбранной темы: историю традиции чаепития и чайной посуды, предполагаемую технологию изготовления и выбор материалов. Кроме того, привести примеры аналогичных изделий, выполненных студентами академии и музейные образцы.

Традиции чаепития

  Как известно, традиции чаепития были заложены в Китае и Японии, где чай пьют в чистом виде маленькими порциями, ничем не закусывая. Для этих народов употребление чая с добавками или со сладостями считается неприемлемым. Так сложилось еще с конца VIII века, когда вышел первый кодекс чая, в котором был прописан запрет на смешивание чая с другими продуктами. Но во многих странах не придерживаются подобных правил и активно употребляют чай, внося разнообразие в его вкусовые характеристики. Например, в Индии в чай добавляют молоко, сахар и лимон, а вот в Иране и Турции вместо сахара чай пьют вприкуску с изюмом, инжиром или миндальным орехом, а также добавляют в напиток пряности (кардамон, корицу и т.д.).

          Некоторые арабские народы Северной Африки пьют зеленый чай, добавляя в напиток листочки мяты и сахар, а также они употребляют чай со льдом и с соком лимона, апельсина или грейпфрута. Европейцы чаще всего пьют чай с небольшим количеством сахара, не употребляя при этом конфет. В странах России сложилась традиция пить не крепкий и сладкий чай, обязательно закусывая различными кондитерскими изделиями – конфетами, печеньями, булочками, пирожными, вареньем и другими сладостями. Более того, русские народы добавляют в чай молоко, лимон, пряности, мед.

      В любой традиции приготовление и употребление чая обычно включается в себя следующие шаги:

·        отмеривание и подготовка заварки

·        нагрев воды

·        подготовка посуды для заваривания

·        заваривание

·        разлив чая

·        питьё чая

        Каждая более-менее обособленная чаепотребляющая географическая область или страна сформировала свои «чайные традиции», отличающиеся способом приготовления, обстоятельствами и порядком употребления чая. Традиции эти более или менее строго выдерживались в прошлом, в разной степени им следуют и в настоящее время.

Традиции чаепития в России

   Первые традиции и ритуалы, связанные с употреблением чая, были сформированы в России на рубеже XVIII—XIX веков двумя богатейшими сословиями тогдашнего русского общества: дворянами-аристократами и купечеством. В дворянской среде была позаимствована, с некоторыми изменениями, британская чайная традиция: чай пили за безукоризненно накрытым столом, из фарфорового сервиза, часто с молоком. Чай подавался в сухом виде, в специальной чайнице, и заваривался непосредственно за столом. Основным содержанием встречи за чаем было общение, сам чай, по сути, играл вспомогательную роль. Именно в дворянской среде первоначально появился обычай мужчинам пить чай из стаканов резного стекла в подстаканниках, обычно серебряных; с распространением фарфора эта манера забылась, но впоследствии возродилась в трактирном чаепитии простонародья. Тогда же начали пить чай, смешивая его со спиртным, главным образом — с ромом. Ром, как и чай, импортировался, стоил немалых денег и был доступен немногим.

Серебро 84*. Клеймо мастера "A.W.W", пробирного мастера с датой "В.С 1866

            Купечество создало свою традицию чаепития, соответствующую общей тенденции выставлять зажиточность и благополучие напоказ. Та же манера употребления чая была характерна для богатых помещиков. Купеческий чайный стол — это то, что в первую очередь представляется, когда заходит речь о питье чая «по-русски»: самовар, варенье, мёд, разнообразная выпечка, от сушек и бубликов до пирогов с мясом, питьё чая из блюдца. Купеческое чаепитие было длительным, в ходе его выпивалось до нескольких десятков чашек чая. Многократное заваривание чая и манипуляции с несколькими чайниками в ходе такого чаепития были неудобны, поэтому заварочный чайник обычно использовался один, чай заваривался в нём очень крепко и разводился непосредственно в чашке кипятком из самовара. Таким образом, ещё в начале XIX века сформировалась традиция двухчайниковой заварки, которая сохраняется в России и по сей день.

          Влияние на чайные традиции оказал и «чайный общепит» царской России, развившийся в конце XIX — начале XX века. В трактирах чай подавали «па́рами», то есть в двух чайниках: большой, с кипятком, и устанавливающийся на него сверху в специальное углубление маленький заварочный чайник, с заваркой (получался своего рода «самовар в миниатюре»). Клиент сам наливал себе в чашку заварку и разводил её кипятком до нужной крепости. В трактирах возродилась традиция питья чая из стаканов, которые были дешевле и долговечнее фарфоровых чашек и допускали, к тому же, двойное использование, так как в них можно было подавать и спиртное. В буфетах и дешёвых закусочных чай подавался прямо в стакане, который посетители обычно требовали наливать как можно полнее. По одной из версий, именно отсюда пошла манера наливать гостю полную чашку чая, практически вровень с краями.
           Русская чайная в дореволюционные времена была примерно тем же, что и восточная чайхана: в ней пили чай, заедая различными закусками, беседовали, проводили деловые встречи. В больших чайных было два отдельных зала: чайный, где, собственно, пили чай, и «деловой», где писцы и стряпчие (юристы невысокого ранга) подрабатывали, составляя за небольшую плату документы, письма, прошения, давая консультации. Столы в чайном зале были только общие, длинные, большие самовары выставляли прямо на столы. Чай подавался клиентам в виде заварки, которую каждый по вкусу разводил кипятком из самовара.
          Попытки следовать дворянским и купеческим примерам при меньших финансовых возможностях создали во второй половине XIX века мещанскую традицию чаепития. Городские обыватели, подражая дворянам, собирались за чаем для беседы, при этом делалась попытка насколько возможно приблизиться к купечеству по богатству стола. Поскольку чай был довольно дорог, пили его жидким. В популярной кулинарной книге конца XIX века[14] рекомендуется на четырёх человек класть в заварник всего одну чайную ложку сухого чая, заваривать его четверть часа и разлить по чашкам, разбавив кипятком, то есть норма заварки предлагается вчетверо меньше типичной современной. Как и у более богатых сословий, к чаю обязательно подавались закуски, но были они дешевле и проще. Помимо разговоров, питьё чая могло сопровождаться «культурной программой» в виде исполнения песен под гитару. Считается, что появлением такого музыкального направления, как русский городской романс, русская культура обязана именно чайным посиделкам мещан.
          Считается, что в России предпочитают некрепкий чёрный чай — советская норма закладки чая для предприятий общественного питания составляла 4 г на литр. В России чай пьют обычно после трапезы, а иногда — отдельно от неё, к чаю подают выпечку или кондитерские изделия — таким образом, чай заменяет десерт. В зависимости от индивидуальных вкусов к чаю может добавляться сахар, лимон или лимонный сок (выдавленный из разрезанного лимона непосредственно в чашку), мёд, варенье. Варенье обычно едят с чаем вприкуску либо намазывают на хлеб, реже — кладут непосредственно в чай. Мёд также может намазываться на белый хлеб или использоваться как добавка в чай, заменяющая сахар. Иногда чай пьют с молоком или сливками. Также в чай может добавляться бальзам, коньяк или ром.
           Традиционно в России воду для чая кипятили в самоваре, способном долго сохранять воду горячей, а также подогревать заварочный чайник для лучшей экстракции чая. Самовар при чаепитии выставлялся на середину стола, ближе к хозяйке, либо на небольшой дополнительный столик рядом с хозяйкой, что было эстетично, удобно (не нужно никуда отходить, чтобы налить гостю ещё чаю, если он пожелает) и позволяло хозяевам продемонстрировать уровень своего достатка, одним из символов которого был самовар как можно бо́льшего веса. Однако в настоящее время самовары (в основном — электрические) очень редки, обычно воду кипятят на плите в металлическом чайнике, либо используют электрочайник. Впрочем, производство самоваров (в том числе и дровяных) в России сохраняется, главным образом, как сувенирной продукции.
Для торжественных и формальных чаепитий подаются фарфоровые или фаянсовые чайные па́ры с чашкой небольшого размера (200—250 мл). В домашнем чаепитии кое-где сохраняется традиция переливания горячего чая из чашки в блюдце и питья из него. В повседневной жизни чай пьют из любой подходящей по размеру и привычной посуды: из чашек, стаканов, кружек. На железных дорогах сохранился обычай подавать чай в стеклянном стакане, установленном в подстаканник.

          Особенностью русского чаепития, сохраняющейся и поныне, является двухчайниковая заварка: чай заваривают в небольшом чайнике гораздо крепче, чем его пьют — в чайнике объёмом около полулитра заваривается количество сухого чая, достаточное для нескольких человек. Концентрированную заварку разбавляют кипятком непосредственно при розливе по чашкам, регулируя крепость напитка по вкусу. Иногда после однократного розлива заварку повторно заливают кипятком и настаивают, но не более одного раза.
          Хотя употребление чая в России, в отличие от японцев или англичан, не сопровождается формализованным церемониалом, к XIX веку сложились свои особенности этикета употребления чая, большинство из которых сейчас уже забыты. Например, гость, выпив одну чашку чая, должен был отказываться от следующей, пока хозяйка несколько раз не попросит его продолжить чаепитие.
          До сих пор распространён вариант питья чая с сахаром «вприкуску»: несладкий чай пьют, держа при этом во рту небольшой кусочек твёрдого сахара так, чтобы сахар «омывался» чаем, либо от кусочка сахара просто откусывают понемногу, запивая крошки сахара чаем. Во втором случае сахар иногда предварительно обмакивают краешком куска в чай, чтобы уменьшить его твёрдость. В прошлом питьё «вприкуску» было данью экономии, сейчас его иногда практикуют любители чая, считающие, что добавление сахара прямо в напиток портит его вкус. Ещё одна почти забытая уже традиция — питьё чая «с полотенцем», согласно которой перед чаепитием на шею вешали полотенце «для утирания пота».
          В небогатых семьях стакан или чашку накрывали и клали сверху кусок сахара, который надо было растягивать на всё чаепитие — этот обычай диктовался дороговизной сахара; в более состоятельных сахар ставили на стол и клали ложечку в стакан или чашку. Сегодня нередко в сахарницу кладётся общая ложка, которой сахар накладывают в чашки, при этом размешивает сахар в чае каждый своей ложкой.
          Сохранившейся традицией остается традиция наливать гостю полную чашку чая. Что означает, что хозяин не хочет чтобы гость быстро уходил. Впрочем с распространением традиции пить чай большими (иногда до полулитра) чашками — перед тем как налить такую чашку полной, у гостя интересуются, сколько ему наливать.

Чайная посуда.

При выборе комплектации сервиза я остановилась на чайной паре, основой которой чаще всего является чайник, две чашки и поднос. Однако, больше чем чашки мне всегда нравились подстаканники, поэтому я остановила свой выбор на них и хочу кратко описать их историю.

Подстаканник

Подстаканникподставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони.

Считается, что в Дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стекла... Чай был горячим, стекло нагревалось, а значит, возникла предпосылка к появлению некого устройства, которое служило бы для того, чтобы защищать ладони мужчин. В любом случае, так это было или нет, но точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории. Случилось это потому, что, в начале своего жизненного пути подстаканник выполнял только  техническую функцию. Выглядел подстаканник в то время, наверное, более чем неказисто и нереспектабельно…

Как предмет, знакомый нам, подстаканник оформился в конце восемнадцатого века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью.

XIX и начало XX века, до Великой Октябрьской Социалистической Революции (ВОСР), характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье, чеканка, гибка... Упор делается на эксклюзивность изготовления и  драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений (готика, возрождение, модерн).

С началом ВОСР производство подстаканника прекращается вообще. Однако, он продолжает занимать достойное место в быту, но уже у творцов революции. В почете у Советских вождей продукция, произведенная еще в Царской России. Возобновляется изготовление подстаканников только в период НЭПа, маленькими частными артелями. В технологию производства наряду с уже известным литьем, вносятся гравировка и выдавливание рисунка.

Начиная с 30-х годов ХХ века, подстаканник вдруг становится популярным, мало того, он начинает нести функцию средства государственной пропаганды. Трудно сказать, кому именно из идеологов нового государства принадлежит эта идея. Определяющим здесь, скорее всего, явился тот факт, что государственная пропаганда это тема почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высоко точная штамповка. Подобран и материал, обеспечивающий простоту изготовления и «породистость» внешнего вида – серебро.

Поскольку подстаканник в этот исторический момент это «зеркало» событий, происходящих в СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные аспекты политической и культурной жизни государства.

Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» (МНЦ) с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие. Интересно еще и то, что на  этот временной период приходится расцвет производства самодельных подстаканников. Места их изготовления это: «зоны» и оборонные заводы.

Примечательно , что, несмотря на такой расцвет производства и популярность у граждан, цена на подстаканники составляет немалую сумму: за изделие из МНЦ, мельхиора, серебра  - от 2 до 5 рублей за штуку, из алюминия и нержавейки – от 1 до 2 рублей.

Неизвестно, подсчитывал ли кто-нибудь точное количество всех выпущенных в Советском Союзе подстаканников, их модификаций и событий, которым они были посвящены. Можно только примерно подсчитать количество предприятий, выпускавших это изделие широкого потребления. В Советском Союзе их насчитывалось около 30...

Сейчас тоже выпускаются подстаканники и их спектр широк: от авторских высокохудожественных работ до заводских штамповок. Что касается авторских подстаканников – здесь все понятно: тенденция на эксклюзивность. С заводскими штамповками победнее: глухари, кабаны (есть в серебре и с позолотой) или пере штамповка старых образцов,  но не всех, а таких как «Советский Космос» и «новый Крым». Также известны подстаканники, изготовленные из пластика и пластмассы, но художественной ценности у этих изделий никакой.

 

Подстаканник с блюдцем
Серебро 84*. Клеймо мастера "В.И" , пробирного мастера с датой "АА 1891"
Поверхность в стиле "тромплей" (фр. trompe l" oeil - обман зрения) - имитирует фактуру бересты

Материалы и технология

На данный момент более привычно видеть на столе фарфоровую или фаянсовую посуду, однако мне бы хотелось в качестве основы для изделий (чайник, поднос и подстаканники) использовать металл, предпочтительно медь с латунными накладками и небольшими деталями с эмалью. Чтобы избежать вредного воздействия меди, внутреннюю поверхность изделий необходимо будет посеребрить или использовать какое-либо другое покрытие.

Технологией изготовления предметов будет дифовка.

Дифовка

Дифовка — древний прием холодной обработки листового металла, производимый непосредственными ударами молотка, под которыми он тянется, изгибается, садится и в результате приобретает необходимую форму. От кузнечной ковки дифовка отличается тем, что она производится в холодном состоянии, а при кузнечных работах металл нагревают докрасна. Кроме того, она выполняется из листового металла не толще 2 мм; ковочные же работы обычно производятся из массивной заготовки. От чеканки дифовка отличается тем, что она выполняется непосредственно молотком, а чеканы (притом деревянные) употребляются редко.

На протяжении своей многовековой истории в зависимости от обрабатываемого металла (золота, серебра, меди, железа) и назначения производимых изделий дифовка приобретала различные виды и свойства.


При дифовке в результате удара молотом происходит местное сплющивание листового металла, то есть уменьшается его толщина, но увеличивается площадь. Таким образом, если взять плоскую круглую заготовку и на наковальне начать обрабатывать молотком ее центральную часть, то лист станет изгибаться, приобретая форму сферы. Концентрируя удары в определенных местах и применяя разнообразный подкладной инструмент, получают изделия различной формы.
Выколотка сферы 1-на наковальне; 2-на «стойне»

При глубокой вытяжке по краям заготовки образуются гофры (складки), которые при последующей обработке необходимо «посадить», то есть распрямить. Процессом образования гофр можно управлять, если предварительно наметить их круглогубцами или при помощи специальных оправок.


Оформление сферы:

а — изготовление гофр;  б — осадка гофр

При этом надо следить, чтобы гофры были низкими и широкими не завалены в какую-либо сторону. Необходимо обращать внимание и на чистоту рабочей поверхности и инструмента. Ударная поверхность молотка и опорная поверхность наковальни и поправок должны быть хорошо закалены и отшлифованы, чтобы на поверхности металла не образовывались царапины и трещины, которые при дальнейшей обработке приводят к разрыву изделия.

Известно, что по мере обработки металлическим молотом лист нагартовывается (наклепывается), в результате чего поверхность листа упрочняется и становится более хрупкой. Поэтому для уменьшения наклепа при работе применяют молотки с плоским или фигурным бойком из твердых пород дерева (бук, граб, клен, самшит и др.). Для продления срока службы деревянных молотков их обматывают тесьмой на клею и сверху покрывают лаком.

Не оставляют следов от удара также молотки из резины и текстолита, молотки со вставками из красной меди, алюминия или свинца.

Мастера-дифовщики используют при работе свыше 100 различных молотков, большое число опорных и подкладных инструментов для посадки гофр, правки и выравнивания металла (гладильники), для создания сферических поверхностей (шаровые), для обработки шеек ваз, кубков (шеечные), опорные и подкладные (кобылины, наковальни, шпераки, массивные загибки, подсечки и клепки швов). При работе опорный и подкладной инструменты устанавливают в гнезда основной наковальни, зажимают в стуловых тисках, иногда вбивают непосредственно в деревянный чурбан или землю.


а — молотки для дифовки; б — подкладной инструмент; в — вертикальные «стойны»

Для создания монументальных скульптур, а также различных декоративных бытовых изделий применяют выколотку по моделям или шаблонам (металлическим, каменным или деревянным). Предварительно определяют, на какие элементы должна быть разбита вся форма, затем делают раскрой металла (с учетом вытяжки и посадки) и после обжига начинают по модели выколачивать форму молотками.

При сложных формах заготовку в процессе работы несколько раз отжигают и снова обколачивают по форме. После выколотки всех элементов формы их подгоняют друг к другу, обрезая ножницами и опиливая напильниками края, а затем сваривают элементы встык или соединяют фальцем. После окончания сборки необходимо обработать все швы и довести поверхность до нужной чистоты.

Выколоткой изготовлялись в старину корпуса самоваров, тазов, чайников, мисок, подносов, кувшинов и кумганов.

Изделия с неглубокой вытяжкой делают при помощи разнообразных молотков и оправок без применения пайки, а сложные, такие, как кувшины, кумганы, кубки, — по частям, спаивая затем их в единое целое.

Для получения изделий выколоткой применяют опорный инструмент: стойно —толстый металлический стержень, на котором загибают края изделия (стойно вбивают в деревянный чурбак или землю), желобильню — чугунную (см. чугуны) плиту с углублением для выгиба краев дна у чайников, ведер и других подобных изделий; осадку и ожимку — толстые металлические стержни длиной 200—250 мм с углублениями на концах для осадки и оформления головок заклепок.

Аналогичные изделия

В качестве аналогов мне хочется привести, во-первых, дипломные и курсовые работы студентов академии, выполненные в подобной тематике.

1.     Антипин Артём Анатольевич. Сервиз для вина «Венецианский карнавал»  (дипломная работа).

2.      Попова Ольга николаевна. Подарочный набор «Богатырская забава» (дипломная работа)

3.     Декоративный ковш, Ишмаева А. Г. 2003г. (курсовая работа).

4.     Подсвечник, Шиндин И. Е. 2003г. (курсовая работа).

Во-вторых, музейные образцы посуды, изготовленные методом дифовки:

 

1.     Золотой ковш из коллекции Петра I (Государственный Эрмитаж)

2.     Чаша. Древняя Русь, Чернигов, XII в. Серебро, ковка, резьба. Принадлежала князю Владимиру Черниговскому.

3.     Ковш. Мастерские Московского Кремля, 1535 г. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Принадлежал князю Ивану Ивановичу Кубенскому.

Список литературы

1.     Каталог дипломных работ 1998-2010 гг., составитель Зобачева Е. А., г.Пермь, 2011г.

2.     Методическое пособие по дифовке, составитель Зобачева Е. А

3.     Флёров А. В. Материаловедение и технология художественной обработки металлов: учебник для вузов, 2011г.

4.     http://www.kreml.ru/exhibitions

5.     http://moschay.ru

Информация о файле
Название файла почти всего советского искусства: от кино до посуды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Меняется и сам способ производства. Теперь это высоко точная шта от пользователя Гость
Дата добавления 5.5.2020, 18:45
Дата обновления 5.5.2020, 18:45
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 2.21 мегабайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 358
Скачиваний 129
Оценить файл