опасаются ли немцы экспансии ислама? 36% опрошенных испытывают серьезную озабоченность по этому поводу, 39% – легкую озабоченность, 22% – вообще никакой угрозы не видят[8]. Страх перед мигрантами

Описание:
главы, 4 параграфа, заключение и список источников.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Кафедра философии

Направление подготовки

040700 «Организация работы с молодежью»

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗА РУБЕЖОМ»

Тема «УЧАСТИЕ МОЛОДЕЖИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ В АНТИФАШИСТСКОМ ДВИЖЕНИИ»

                          Студент: Мельников Виктор Олегович, 2 курс н/б «Организация работы с молодежью»

              Ф.И.О. полностью, курс, направление

Научный руководитель: кандидат философских наук, доцент кафедры философии Малкова Елена Вячеславовна     _____________

                Уч.степень, уч.зв   подпись             Ф.И.О.

Пермь, 2014


Оглавление

Введение.. 2

Глава 1. Особенности неофашизма в Германии и вовлеченность молодежи в деятельность неофашистских организаций... 4

1.1         Неофашизм в Германии: основные характеристики и факторы развития. 4

1.2. Опыт участия молодежи объединенной Германии в неофашистском движении. 12

Глава 2. Молодежный антифашизм в объединенной Германии: виды участия и поддержка государства... 18

2.1. Виды участия молодежи объединенной Германии в антифашистском движении. 18

2.2. Участие правительства Германии в поддержке молодежного антифашизма. 22

Заключение.. 26

Библиографический список: 27


ВВЕДЕНИЕ

В нашем мире существует огромное количество различных национальностей. Каждая их них имеет собственную культуру, традиции, обычаи, историю, язык и т.д. Это делает их всех равными. Национальное единство – мощная интегрирующая функция, направленная на объединение нации в выполнении каких-то целей, задач и решении проблем. Однако, у этой, безусловно, позитивной функции есть «побочный продукт». В двадцатом веке этот продукт сформировался в идее фашизма – понятии неравности, неполноценности различных социальных групп, наций, рас. В Германии, Италии и некоторых других странах эта идея приобрела статус официальной идеологии и в дальнейшем стала причиной второй мировой войны. Когда же эти государства потерпели поражение, то многим казалось, что идея «ушла в прошлое». Однако это не так: в настоящее время неофашизм является одной из серьезных угроз существования демократии. Неофашистская организация «Правый сектор» на Украине, творящая беззаконие – прямое доказательство. В Российской федерации проблема неофашистских настроений также актуальна: с 2004 по 2013 год ультраправыми было убито 579 человек [6]. Особенно страшно то, что активным участником неофашистских акций, как в России, так и в Европе является молодежь. Как бы банально это не звучало, но молодежь – наше будущее и с проблемой развития праворадикальной идеи нужно что-то делать. Гражданское общество нашло решение этой проблемы, которое выразилось в формировании антифашистского движения. Однако, в России, к сожалению, это движение крайне плохо развито и организовано. Именно поэтому следует обратиться к опыту Западноевропейских стран, а конкретно – к Германии. 1990 год был выбран не случайно: это год объединения Германии в единую страну, а, следовательно, и начало современного этапа истории немецкого государства.

Объектом исследования является неофашизм и антифашизм в Германии.

Предметом исследования является участие молодежи Германии в неофашистском и антифашистском движениях с 1990 года.

Целью данной работы является исследование молодежного антифашизма объединенной Германии.

В соответствии с заданной целью, мы ставим следующие задачи:

·                  Выявить ключевые причины и факторы появления и развития неофашизма, а также его характерные черты;

·                  Сформировать представление о неофашистском движении в объединенной Германии и участии в нем молодежи

·                  Осуществить анализ основных видов участия молодежи Германии в антифашистском движении с 1990 года;

·                  Изучить участие правительства Германии в противодействии неофашизму

К ключевым понятиям нашей работы следует отнести:

Фашизм/неофашизм — общее название социально-политических движений, идеологий и государственных режимов правоэкстремистского толка, которые отличает воинственный расизм, ксенофобия по отношению к «чужим» национальным и социальным группам, шовинизм, переходящий в геноцид, мистический вождизм, культ тоталитарного государства[27].

Антифашизм — идейно - политическое движение, направленное против фашизма (неофашизма) [12].

Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. На основании «Закона о помощи детям и молодежи» в Германии к молодежи относятся молодые люди в возрасте от 14 до 27 лет [1].

Структура данной курсовой работы включает введение, 2 главы, 4 параграфа, заключение и список источников.


ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ НЕОФАШИЗМА В ГЕРМАНИИ И ВОВЛЕЧЕННОСТЬ МОЛОДЕЖИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НЕОФАШИСТСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1.1   НЕОФАШИЗМ В ГЕРМАНИИ: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Проблема неофашизма, как угрозы существования демократических ценностей и институтов, очень актуальна в Германии. С 1990 года, число убитых правыми радикалами составляет 169 человек[28]. Особую опасность представляет тот факт, что активным участником неофашистских движений является молодежь. Однако прежде чем рассматривать участие молодежи Германии в неофашистском движении, следует обратиться к самому явлению неофашизма, его характерным чертам, а также ключевым факторам, повлиявшим на его становление и развитие.

В Германии неофашизм возник практически сразу после войны, в Западных оккупационных зонах, где не особо хорошо выполнялись условия денацификации[13]. Это создало почву для образования различных организаций в первую очередь партий, с реваншистскими целями[1]. Необходимо  заметить, что среди ученых существует спор о правомерности понятия «неофашизм». Например, часть из них считает, что появившееся после окончания войны праворадикальные движения и организации не несут в себе ничего принципиально нового и ориентируются на образцы «классического фашизма»[2][3, С. 122]. Однако всё-таки некоторые изменения характерных черт произошли. В частности, ввиду угрозы уголовного преследования, многие неофашистские организации стали избегать слишком прямой ориентации на национал-социализм Гитлера и всячески маскировать свои цели. К примеру, в публицистике партии НДПГ – наиболее крупной неофашистской партии современной Германии – антисемитские высказывания почти не встречаются[3, С 111-112]. Хотя в целом, следует признать, что характерные черты фашизма и неофашизма совпадают. Последователи этих течений иерархически расчленены по принципу фюрерства, имеют специализированную униформу, заточенную под военный стиль. Также они обнаруживают схожий тип поведения: массовые манифестации, массовые марши, подчеркивание мужского и юношеского характера движения. Имеют формы некоторой секуляризированной религиозности, проявляющиеся, например, в освящении знамен, в почитании мертвых, в песнях и празднествах, и наконец, не в последнюю очередь, они одобряют применение насилия в политических конфликтах, понимаемых как борьба в буквальном смысле этого слова. Также отличительной чертой является амбивалентность программных целей: в них обнаруживаются одновременно антисоциалистические и антикапиталистические, антимодернистские и специфически современные, крайне националистические и тенденциозно транснациональные моменты[3, С. 117].

Перейдем к ключевым факторам и причинам появления и распространения праворадикальных идей в Германии.

Начнем с первого фактора – исторического. Его сутью является «преемственность поколений» фашистов/неофашистов. Война закончилась, однако идеи не ушли в прошлое: бывшие эсэсовцы получив определенные сроки (а то и вовсе не получив), через определенное время вышли из тюрем и начали активно включаться в политику. Это предопределило передачу неофашистских идей «из поколения в поколение». Поэтому сейчас «Третий рейх» представляет собой некий образец, идеал и эталон государства в современной неофашистской пропаганде.

Следующий фактор – экономический. Экономика, по Марксу, является ведущей сферой общественной жизни, поэтому очевидно, что когда в государстве существуют серьезные проблемы в экономике, это может привести к глубоким кризисам в политической, социальной и духовной сферах. Например, после объединения Германии в 1990 году, экономика восточных регионов была приведена к рыночной системе, в основном, с помощью приватизации. Это негативно отразилось на социально-экономической ситуации: произошел невиданный рост безработицы, который составлял 15-17% от числа занятых[4,C. 561-562]. Не случайно, что именно в восточных регионах неофашистским партиям удавалось пробиться в местные парламенты – ландтаги.

Перейдем к политическому фактору. «Основанная в 1964 году как совместная организация для всех группировок правого и более или менее национал-социалистского направления, Национал-демократическая партия Германии (НДПГ) сумела в удивительно короткое время выйти из полной неизвестности и добиться примечательных избирательных успехов. Например, на выборах 1966 года она получила на выборах в ландтаги в Гессене 7,9%, в Баварии 7,4%, в Рейнланд-Пфальце 6,9%, в Шлезвиг-Гольштейне 5,8%, в Нижней Саксонии 7%, в Бремене 8,8%, а в Баден-Вюртемберге даже 9,8%» [3, С. 111]. В программном заявлении, принятом на Эссенском съезде в 1969 г., Германская коммунистическая партия высказала идею, что питательную среду для НДПГ создают официальный национализм правительства, антикоммунизм и агрессивные цели правящих кругов[13]. В современности мы можем наблюдать похожую картину: в мае 2013 года «в Германии начался судебный процесс над праворадикальной террористической организацией "Национал-социалистическое подполье", раскрытие деятельности которой в ноябре 2011 года повергло Германию в шок. На счету террористов за десятилетие подпольного существования их организации – полтора десятка ограблений банков, взрывы бомб, убийства восточных мигрантов и немецких полицейских. Члены данной банды в период с 2000 по 2006 год убили 8 мелких предпринимателей, среди которых были турки и один грек, которого бандиты ошибочно приняли за турка» [18]. Комментируя преступления НСП, Ангела Меркель заявила, что "терроризм в области правого экстремизма это низость, это позор для Германии" [19], тоже говорили и другие высшие политические деятели, однако всё больше распространяется версия, что крайне правые силы поддерживаются спецслужбами, а, следовательно, и теми, кто ими управляет: ««В Германии сегодня должно сложиться впечатление, что спецслужбы слепы на правый глаз, или просто не хотят его открывать», — говорит лидер партии «Зелёных» Ренате Кюнаст , намекая на то, что до нынешних событий в рядах правящих консерваторов широко обсуждалась борьба с левым экстремизмом. Удар с противоположной стороны стал полной неожиданностью» [19], «“Пока мы видим, что внедренные спецагенты безрезультативны, ни о чем толком не сообщают. Все эти сотрудники спецслужб сами по большей части разделяют расистские взгляды, и сочувствуют крайне-правым,” – заявил представитель зеленых Ганс-Христиан Штробель» [19]. Поддержка Германией ультранационалистических сил на Украине также вызывает ряд сомнений.

В настоящее время, влияние политического фактора приняло и другие формы. Все усиливающаяся проблема миграции (это следующий фактор), волнует многих, однако современная западная демократия, погрязшая в доведенной до абсурда политкорректной системе, агрессивно реагирует на любые отрицательные слова об этой проблеме. Примером может являться книга Тило Саррацина «Германия: самоликвидация («Deutschland schafft sich ab»), где он призывал ограничить въезд мигрантов, особенно исповедующих ислам. Сразу же после выхода книги Саррацин подвергся жесточайшей критике: его тут же окрестили фашистом, требовали его отставки (он на тот момент являлся членом правления Федерального банка Германии). Это показывает то, насколько легко современная, излишне политкорректная, система общества навешивает ярлыки на людей. И это ситуация явно нездорового общества, так как у любой нации должен присутствовать определенный патриотизм. Но как пишет сам Саррацин: «Когда дело касается Германии, в голове у многих из нас срабатывает «внутренний цензор» - любишь Родину? – Конечно! Патриот своей закусочной? – Ещё какой! … Немец? – Ну, разве что во время мирового первенства по футболу, а так – нет уж! . . . Тревожиться за Германию как страну немцев уже считается практически неполиткорректным» [5, С.23]. Данное положение дел является абсолютно ненормальным, и это порождает отвращение у некоторых немцев не только к самой этой ситуации, но и вообще к демократическим ценностям, таким как парламентаризм, равенство и т.д., что ведет к образованию и распространению различных радикальных идей, в том числе и фашизма. Однако следует признать, что часть идей Саррацина – явная ксенофобия.

Так как мы уже упомянули проблему миграции, перейдем непосредственно к следующему фактору – миграционному. Лежавшая в руинах после второй мировой войны Германия, нуждалась в трудовых ресурсах для восстановления. А так как, опять-таки из-за войны, собственных ресурсов не хватало, были осуществлены трудовые наймы миллионов рабочих за рубежом. Впоследствии, трудовые мигранты могли получить немецкое гражданство, а также право на перевоз из-за границы семьи. «Уже с конца 1960-х многим гастарбайтерам позволено забирать к себе семьи. Правда, здесь модели поведения были весьма различны. Так, из двух миллионов итальянских гастарбайтеров нанятых до 1973 г. большинство через несколько лет вернулись на родину. Сегодня в Германии живет около 550 тысяч итальянцев. А из 750 тысяч турок, которые тоже были наняты до 1973г. большинство осталось в Германии, и перевезли к себе семьи. Сегодня в Германии живет около 3 млн. человек турецкого происхождения. Их доля в рождаемости в два раза выше, чем их доля в населении и она продолжает увеличиваться». [5, С.244]. Как только мигранты из временной необходимости превратились в сообщество множества поколений, немцам пришлось как-то решать эту проблему. Заботы по интеграции мигрантов в общество увеличились, когда мусульманские недовольства серьезно раскачали Европу в 80-х годах. Решение этой проблемы немцы, в конце концов, нашли в середине-конце 80-х. Этим решением был мультикультурализм – либеральная и гуманная идея, предлагающая мигрантам большую сделку: сохраняйте свою культуру, но оставайтесь преданными этому государству. Согласно этой идее, от турецких иммигрантов, например, не ожидали интеграции в немецкую культуру. Наоборот, они должны сохранять свою культуру, включая язык и религию, и эта культура должна сосуществовать с немецкой. Таким образом, появлялось огромное число иностранцев, многие из которых не могли говорить по-немецки и по определению не разделяли немецкие и европейские ценности. Строящиеся мечети, люди, не говорящие на государственном языке, появление целых районов в городах, куда коренному жителю опасно даже зайти, широкое освещение СМИ террористической угрозы (в первую очередь исламского терроризма) – всё это вызвало ксенофобские настроения, а в дальнейшем и неофашистские акции. В сентябре 1991 года из-за беспорядков в Хойерсверде пришлось эвакуировать общежитие беженцев. Во время трёхдневных беспорядков в Ростоке-Лихтенхагене в августе 1992 года несколько тысяч человек окружили высотное здание, в котором проживали мигранты и одобрительно смотрели, пока боевики бросали коктейли Молотова. Вьетнамцам, жившим в этом доме, едва удалось спастись, убежав на крышу [17] В ноябре 1992 года поджог в Мёльне, совершённый ультраправой молодёжью, унёс жизни трёх турок [15]. В конце мая 1993 года состоялась одна из самых жестоких неонацистских акций – поджог дома большой турецкой семьи в Золингене, совершенный четырьмя молодыми скинхедами. Три девочки и две женщины погибли; четырнадцать остальных членов семьи, включая несколько детей, получили ранения, некоторые из них серьёзные [15]. Все эти факты подтверждают, что вопрос мигрантов (причем, именно мигрантов из ближневосточных регионов, как правило, исповедующих ислам) стоит очень остро в Германии. В современности оперирование к этому фактору, является одним из основных доводов неофашистской пропаганды.

Ещё один фактор, который особенно сильно проявился, начиная с 90-ых годов – информационный. Быстрое развитие информационных технологий: появление компьютеров, CD-дисков, интернета – дало неофашистам новый, относительно дешевый, мобильный и легкий способ пропаганды. «Около 55 тысяч компакт-дисков с запрещенными песнями праворадикального содержания были изъяты в ходе обысков, которые 800 германских полицейских провели в 200 жилых помещениях и офисах членов неонацистских организаций» [7], Очень много видео- и аудио-файлов можно легко скачать из интернета, так как многие неофашистские сайты зарегистрированы в США или Канаде, где не так строги законы о фашизме, фашистской символике.

Социально-психологический фактор – это последний фактор, который мы рассматриваем. Это распространение неофашистских идей путем целенаправленного воздействия на сознание масс с помощью пропаганды, искусственно создающей у людей чувства страха, ненависти, национального либо расового превосходства. Особенно сильно пропаганда влияет на сознание детей и подростков, ввиду отсутствия у них развитой психики и сложившихся социальных установок. «Нередко первое соприкосновение с праворадикальной тусовкой происходит в 11-12 лет, когда подростков начинает волновать выбор индивидуального стиля. Молодежь с большим удовольствием идет на концерт, чем на партсобрание. И там и там содержание одно и то же. Различаются лишь формы подачи материала» [9]. Понятно, что на таких мероприятиях подросткам можно внушить все что угодно, а потом, когда им исполнится 18 лет, они получат избирательное право и проголосует за ультраправую партию, а кто-то, возможно, ещё раньше вольется в праворадикальные группировки и банды.

Таким образом, в итоге, следует отметить, что мы определили характерные черты фашизма/неофашизма в Германии, наиболее важными из которых являются: наличие лидера – фюрера в организации, четкая иерархия, специфический внешний вид, бескомпромиссная борьба с политическими противниками и амбивалентность программных целей. Также мы выделили несколько ключевых причин и факторов, повлиявших на появление и развитие неофашизма в Германии:

1.               Исторический – «преемственность поколений» фашистов/неофашистов. Третий рейх как образец идеального государства в неофашистской пропаганде.

2.               Экономический – кризисы в экономике могут определять и кризисы в обществе, в том числе влиять на рост радикальных идей. Что можно легко увидеть на примере Веймарской республики: подорванная первой мировой войной, чудовищными репарациями и наступившим мировым финансовым экономическим кризисом, демократическая система оказалась неспособна противостоять приходу к власти фашистских сил во главе с Гитлером. [3, С. 29].

3.                Политический – кризисы в политической сфере также могут способствовать продвижению фашистских идей. Так было и в двадцатом веке, когда антифашистские силы не смогли прийти к консенсусу в сопротивлении Гитлеру, так и в современности. Также не стоит забывать об излишне политкорректной системе, которая приводит к отсутствию здорового патриотизма у немцев, таким образом, образуя «пороховую бочку» для «новых Гитлеров».

4.                Миграционный – ссылка на поведение мигрантов сейчас типичный довод неофашистов. Однако следует признать, что отдельные исламские мигранты действительно провоцируют распространение фашистских идей своим образом жизни и поведением, а также являются источником так называемого «исламофашизма» [20] о котором, правда, немного, будет говориться в следующем параграфе.

5.                Информационный  – способствует распространению неофашизма как ресурс быстрой передачи пропагандистских материалов и  удобной площадки координации деятельности праворадикальных группировок.

6.                Социально-психологический фактор – как причина быстрого и легкого вовлечения в неофашистское движение молодежи.

Имея представление об основных чертах неофашизма и факторах, способствовавших его развитию и распространению в ФРГ на современном этапе, перейдем к анализу участия молодежи Германии в неофашистском движении.

1.2. ОПЫТ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ В НЕОФАШИСТСКОМ ДВИЖЕНИИ

В предыдущем параграфе мы определили ключевые черты неофашизма и факторы, влияющие на формирование и развитие неофашизма. В данном же параграфе будет рассмотрена деятельность молодежных ультраправых сил, как следствие этих факторов, а также различные виды молодежного участия в движении неофашизма: от простого сочувствия, до членства в организациях. Наконец, будет рассмотрено понятие «исламофашизма» в контексте деятельности правых мусульман в Германии.

Сочувствие – самый массовый вид участия и одновременно наименее деятельностный, именно поэтому посчитать точное число сочувствующих неофашистским идеям, очень сложно, если это вообще возможно. По данным «Федерального ведомства по защите конституции» в Германии по состоянию 2012 года насчитывалось больше 22 тысяч правых радикалов, причем чуть меньше половины из них – 9600 являются экстремистами и применяют насильственные действия[16]. Однако, конечно, это всего лишь те, кто был каким-либо образом зарегистрирован и отмечен Федеральным ведомством, реальное число придерживающихся праворадикальных ценностей совсем другое, и хотя посчитать точное число практически невозможно, можно высчитать процентную долю населения. Наиболее действенным методом здесь являются социологические опросы. Надо сказать, что с опросами в Германии дело обстоит намного лучше, чем в России: почти каждое информационное агентство, телеканал, газета, учреждение регулярно проводят опросы на различную тематику. Применительно к нашей теме можно привести следующие примеры:

«В 2009 года был проведён социологический опрос немцев на тему, опасаются ли немцы экспансии ислама? 36% опрошенных испытывают серьезную озабоченность по этому поводу, 39% – легкую озабоченность, 22% – вообще никакой угрозы не видят»[8]. Страх перед мигрантами – «мигрантофобия» - один из ключевых факторов роста популярности неофашистских идей, поэтому данный опрос достаточно показателен, в этом отношении.

Также показательным выглядит отношение немцев к книге Тило Саррацина, о которой уже писалось выше: «Согласно опросу телекомпании ZDF, 56 процентов граждан Германии согласились с тезисами Саррацина и лишь 28 процентов отнеслись к ним негативно», «Опрос института общественного мнения Emnid для издания Bild показал, что 18,7 процента жителей Германии готовы голосовать за партию Тило Саррацина, в случае ее появления. [21]. Между тем, снова нужно отметить, что книга Саррацина содержит большое количество явно ксенофобских высказываний. Это подтверждает то, что среди немцев людей, поддерживающих правые идеи, достаточно много.

Участие в деятельности организаций – ещё один вариант приверженности радикальным идеям. В Германии праворадикальные движения очень многочисленны. Однако, несмотря на то, что существует достаточно много устойчивых организаций, они находятся в постоянном изменении: объединяются во всевозможные альянсы, запрещаются, самораспускаются. На их базе постоянно возникают новые организации. Поэтому отслеживать конкретное число сторонников правого радикализма достаточно сложно.

В качестве примера молодежных неофашистских организаций можно взять «Викинг-югенд» (Wiking-Jugend») , которая была основана в 1948 году, а запрещена только лишь в 1994г. На момент запрета численность ее членов составляла около 400 человек. Данная организация копировала программу, идеологию и стилистику существовавшего во времена Третьего рейха «Гитлерюгенда» [2, С.26]. В качестве работы с молодежью организацией проводились различные лагеря, поездки, марши и всевозможные фестивали, направленные на пропаганду идей фашизма. Большое внимание уделялось военно-спортивной подготовке

Ещё одним примером такой организации является «Верная Родине немецкая молодежь» ("Heimattreue Deutsche Jugend"), основанная в 1990 году. Число сторонников данной организации значительно выросла после запрета «Викинг-югенда», многие члены которого хотели продолжать свое дело. Основная деятельность по работе с молодежью заключалась в организации детских лагерей отдыха на природе, а также проведением спортивных и образовательных мероприятий для детей и подростков. Активно пропагандировались идеи расизма, ксенофобии и антисемитизма, воспитание велось с позиций исторического ревизионизма, то есть пересмотра (по факту – фальсификации) истории, где делались попытки «обелить» режим Гитлера в Германии [2, С.37]. Эта организация была запрещена в 2009 году.

Следующий вид – участие в партийной деятельности. Наиболее крупными ультраправыми партиями являются НДПГ и Республиканская партия Германии. У обеих существуют также «молодежные крылья». Например, «Молодые национал-демократы», которые являются молодежной организацией учрежденной НДПГ, занимаются агитационной работой, участвуют в шествиях и демонстрациях, обучают новые кадры, выпускают собственный журнал – «Активист», открыто называют своим главным методом – «борьбу на улицах»[22]. Такая деятельность, несомненно, привлекает молодежь, например, по данным социологического опроса, более 15% отданных голосов за НДПГ составляли голоса молодежи[14].

В качестве отдельного вида участия можно выделить НС-скинхедов – молодёжную ультраправую субкультуру, представители которой придерживаются национал-социалистической идеологии, одно из направлений субкультуры скинхедов. По данным Федерального ведомства число НС-скинхедов  составляло 7500 в 2012 году[16]. Скинхеды – наиболее агрессивная часть неофашистского движения, зачастую именно они ответственны за погромы, драки и убийства. Например, упоминавшийся ранее поджог жилого дома в Золингене, из-за которого погибло 5 человек, устроили как раз представители НС-скинхедов города [23]. Таким образом, можно говорить о том, что основной метод действия – активная борьба против «врагов белой расы» с применением насилия. Также НС-скинхедов отличает приверженность к особой музыке – RAC (Рок против коммунизма), которая распространяется неонацистской музыкальной промоутерской сетью – «Blood and Honour». Данная организация организует концерты, и создает условия для записи музыкальных групп неонацистской направленности. В Германии запрещена в 2000г., однако продолжает свое существование на иностранных доменах в интернете.

Участие в массовых неофашистских акциях можно выделить как отдельный вид, так как в этих акциях встречаются радикалы всех уровней и типов. Одной из наиболее масштабных акций являются ежегодный марш неофашистов в Дрездене, приуроченный «памяти жертв бомбардировок англо-американскими военно-воздушными силами 13-15 февраля 1945». В 2010 году, например, этот марш собрал около 5 тысяч радикалов [10].

Наконец последним видом участия, который стоит особняком, является деятельность радикальных последователей ислама – «салафитов». Это фундаменталистское течение, проповедующее путь Джихада – священной войны с неверными. Всего последователей радикального ислама в Германии, по данным Федерального ведомства, больше 40 тысяч[16]. Исламизм (исламский экстремизм), часто называют «исламофашизмом», проводя параллель между фашистской идеологией прошлого века и современной деятельностью исламистских организаций: «Фашизм утратил свой этно-расовый оттенок и стал означать любые тоталитарные системы и идеологии, провозглашающие превосходство определенной группы людей над всеми другими, отрицающие демократию, плюрализм, свободу слова и так далее. Типичными проявлениями такого тоталитарного мышления некоторые считают ненависть к Западу, к евреям, к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, склонность к теориям заговоров и готовность легко оправдать насилие и жестокость во имя политических целей, которые оправдывают средства»[11]. Непонятно, насколько это правомерно, поскольку ненависть и насилие у исламистских организаций идет не по национальному или этническому признаку, а по религиозному и простое сведение этих категорий спорно. Но как бы то ни было, насилие мусульман против немцев существует. Показательны результаты социологического исследования, проведенного Институтом криминологии (KFN) Нижней Саксонии в 2007 - 2008 годах. В ходе исследования было опрошены около 45 тысяч подростков в возрасте 15-19 лет. Среди них 10 тысяч - дети мигрантов, в том числе, из мусульманских стран. Согласно исследованию, в группе "верующих" мусульман почти каждый четвертый (23,5 процента) прибегал хотя бы раз к насилию против сверстников или же совершал кражи. Среди мусульманских подростков, идентифицировавших себя как "нерелигиозные", доля правонарушителей была заметно ниже - только 19,6 процентов[21]. Таким образом, можно говорить, что в мусульманской молодежной среде существует агрессивное отношение к Западу и его ценностям, что объясняется религиозным воспитанием

В итоге можно выделить 6 видов участия молодежи в неофашистском движении:

1.               Сочувствие, как простая моральная поддержка правых идей

2.               Деятельность в организациях фашистской направленности

3.               Членство в праворадикальных партиях и содействие им

4.               Участие в движении НС-скинхедов, как особой неофашистской субкультуре

5.               Участие в массовых акциях, в том числе и стихийных погромах

6.               «Исламофашизм», как экстремистская деятельность мусульманской молодежи

Данные виды отличаются по степени организованности (организованное – стихийное), по характеру деятельности («мирный протест», агитация – жесткие, насильственные методы борьбы, вплоть до убийства) и по многим другим характеристикам. Однако следует заметить, что даже простое сочувствие правым идеям может быть опасно, так как этим идеям присуща диалектика: начав с сочувствия, человек может дойти до убийства в составе группы скинхедов.

В заключение первой главы следует указать, что мы выявили основные черты неофашизма, факторы формирования неофашистских настроений в обществе, а также определили основные виды участия молодежи объединенной Германии в праворадикальном движении. Это нужно было сделать для понимания общего состояния неофашистского движения, которое, несмотря на текущее периферийное положение в общественной жизни Германии, обладает достаточно серьезным потенциалом для развития.  Именно поэтому, в следующей главе речь пойдет о возможных мерах противодействия неофашистским идеям: мы рассмотрим основные виды участия со стороны как гражданского общества – антифашистского движения (в первую очередь молодежного), так и государства.


ГЛАВА 2. МОЛОДЕЖНЫЙ АНТИФАШИЗМ В ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ: ВИДЫ УЧАСТИЯ И ПОДДЕРЖКА ГОСУДАРСТВА

2.1. ВИДЫ УЧАСТИЯ МОЛОДЕЖИ ОБЪЕДИНЕННОЙ ГЕРМАНИИ В АНТИФАШИСТСКОМ ДВИЖЕНИИ

Антифашистское движение как явление – естественная реакция общества на распространение праворадикальной мысли. Таким образом, фактор образования антифашизма всего один – появление фашизма, как угрозы существования демократических ценностей и институтов, например, таких как свобода личности и парламентаризм. Именно поэтому участниками антифашистского движения совсем не обязательно является прямой антипод правых – левые, но также и либералы. Различаются также и методы борьбы с неофашизмом у различных групп, организаций и простых людей: помимо обычной пропаганды, воспитания демократических ценностей, мирного протеста существуют крайне агрессивные леворадикальные группировки, которые не гнушаются использования экстремистских форм противодействия, что делает их не менее опасными, чем ультраправые. Всё это говорит о неоднородности антифашистского движения.

Перейдем к его описанию. На наш взгляд, было бы логично описывать участие молодежи по той же схеме, что и в предыдущем параграфе. Однако, конечно, схема будет меняться, поскольку «исламофашизм» к теме этого параграфа не относится. Также нужно сказать и о сочувствии: все те, кто не поддерживает фашизм, является антифашистом (за исключением индифферентных и аполитичных людей, которые по определению не являются участниками политических движений). Именно поэтому сразу перейдем к следующему виду – участию в молодежных антифашистских организациях.

В Германии существует очень много антифашистских организаций, одно только правительство финансирует более четырех тысяч [7], а сколько же их вообще и сколько из них молодежных – неизвестно. Как уже говорилось выше, эти организации представляют разные стороны политического спектра. Например, либеральная организация «Немецкий мемориал» («Memorial Deutschland»), представляет собой отделение международного историко-просветительского общества «Мемориал», имеющее цель не только исследование политических репрессий в СССР, но и пропаганду антифашизма[24]. Леволиберальная организация «Молодые демократы/молодые левые» («JungdemokratInnen/Junge Linke») стремится к воспитанию у молодежи демократических ценностей, а в дальнейшем – к созданию условий для свободы самоопределения во всех сферах жизни общества, а также социальной справедливости. Программных целей организация добивается с помощью создания ежегодного летнего лагеря, где проводятся тематические мастер-классы, семинары и лекции. Также организация устраивает международные обмены специалистов по работе с молодежью с целью обмена опытом[25]. Леворадикальная организация «Революция», как видно из названия, исповедует путь революционной борьбы с национализмом, фашизмом, антисемитизмом, сексизмом, нищетой, голодом и главным корнем всех этих проблем – капитализмом. Для этого они хотят объединить всех молодых людей, в особенности, молодых рабочих в единую организацию – коммунистический интернационал молодежи [26]. Организация призывает всех выйти на улицу и расклеивать листовки, вывешивать баннеры, устраивать митинги и демонстрации. Также они проводят просветительские встречи, где они рассказывают о своей программе, вместе изучают труды классиков марксизма и ведут дискуссии.

Как и в предыдущем параграфе, партийная деятельность молодежи – это следующий, рассматриваемый нами, вид участия в антифашистском движении. Например, «Молодежный союз Германии» при блоке ХДС/ХСС - самая крупная молодёжная политическая организация при партии в Европе (около 120 тысяч) [29]. Помимо всех прочих программных целей она пропагандируют демократические ценности в противовес фашизму. Или «Союз молодых социалистов и социалисток в СДПГ», при Социал-демократической партии Германии. Его численность – более 70 тысяч человек, что больше, чем в самой партии. Как указано в их программе, они борются с национализмом, антисемитизмом и расизмом[30]. Свои цели они реализуют с помощью различных акций, митингов и т.д. Существующий при Коммунистической партии Германии, Коммунистический союз молодежи Германии (KJVD) также борется против фашизма[31]. В целом, можно говорить, о том, что партии много делают для формирования антифашистской молодежи.

Субкультура «Антифа» - ещё один вид участия в антифашистском движении. Нужно отметить, что ведутся споры, считать ли это субкультурой или нет, так как в «Антифа» существуют и другие субкультуры: панки, анархисты и т.д. Однако наиболее яркими представителями этого движения или субкультуры, являются скинхеды. Причем они бывают разными, например «S.H.A.R.P.» («Скинхеды против расовых предрассудков») – скинхеды, противостоящие неофашистам, особенно, если они являются НС-скинхедами. Это ветвь возникла в ответ на стереотип о том, что «все скинхеды – фашисты»[32]. Отличительной чертой «S.H.A.R.P.» является их аполитичность – они не придерживаются никаких политических взглядов. С другой стороны, «R.A.S.H.» («Содружество красных и анархистских скинхедов») – стоят не только на антифашистских, но и на леворадикальных позициях. Помимо, обычной для скинхедов, агрессивной уличной борьбы они также устраивают и демонстрации, например 4 мая пройдет акция «Солидарности с украинскими антифашистами. В память о жертвах фашистской резни в Одессе»[33].

Участие в массовых антифашистских акциях – также является одним из видов борьбы с неофашизмом. Например, самой массовой ежегодной акцией является срыв марша неофашистов в Дрездене, о котором уже упоминалось в прошлом параграфе. В 2010 году на эту акцию собралось около 10 тысяч человек [10]. Ещё одной акцией является «Поезд памяти» - это поезд, на вагонах которого рассказывается история детей «Освенцима». В 2008 году более 240 тысяч посетило те станции, на которых этот поезд останавливался, среди них много молодежи [34]. Очень яркой и красочной акцией является передвижная выставка «Неофашизм в Германии», которая была организована «Обществом антифашистов и лиц, пострадавших при фашистском терроре» («BBH-BDA»). На 26 стендах рассказывалась современная ситуация с неофашизмом в Германии – организациях, различных акциях, а также об антифашистских мероприятиях, в общем обо всем том, что и является темой этой работы. Также нужно отметить акцию срыва фашистского марша в Гамбурге, в рамках которой, немецкие ультралевые сооружали баррикады, громили витрины и забрасывали полицейских камнями. Между тем, желающие провести протест мирно, смогли это сделать у городской ратуши, к слову их было около 10 тысяч человек[35].

Таким образом, мы выделили следующие виды участия молодежи в антифашистском движении:

1.                Сочувствие, как осознанное отрицание правых идей

2.               Участие в антифашистских организациях, причем различного политического спектра

3.               Участие в партийной деятельность в борьбе с правым экстремизмом

4.               Субкультура «Антифа» и наиболее яркие ее представители – скинхеды

5.               Участие в различных крупных акциях, которые объединяют порой абсолютно разные группы антифашистов

В итоге можно сказать, что молодежное антифашистское движение в Германии не просто существует, но и ведет активную борьбу с неофашизмом. Также можно заметить ту особенность, что антифашизм действительно возник и существует как реакция на действия фашистов – появились НС-скинхеды, тут же образовались противоположные S.H.A.R.P. и R.A.S.H., устраиваются марши – проводятся забастовки и попытки срыва. В целом, можно говорить, что пока это борьба успешна для антифашистов. Однако стоит отметить, что леворадикальные группировки своей деятельностью дискредитируют всё антифашистское движение, на которое теперь тоже смотрят с опаской. Хотелось бы верить, что борьба с неофашизмом и насилием, которое он несет, будет проводиться ненасильственными способами, потому что это как раз и отличает эти движения.

В следующем параграфе, мы рассмотрим уже действия государства по пропаганде антифашистских идей. Это действительно важно, так как только совместные усилия гражданского общества и государства смогут одолеть такое опасное явление, как неофашизм.

2.2. УЧАСТИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ГЕРМАНИИ В ПОДДЕРЖКЕ МОЛОДЕЖНОГО АНТИФАШИЗМА

Любое, уважающее себя, государство стремится к максимальному обеспечению нормальной жизнедеятельности общества. Прежде всего, это означает преодоление различных социальных проблем в этом обществе. Фашизм или неофашизм – безусловно, социальная проблема или «социальная болезнь». Именно поэтому прямой задачей государства является преодоление этой «болезни», своего рода «выздоровление» общества. ФРГ, как уже отмечалось в предыдущем параграфе, активно решает эту задачу, финансируя около 4 тысяч антифашистских организаций. Помимо этого, в Германии существует несколько Федеральных программ для молодежи именно в этой сфере.

«Разнообразие – это хорошо. Молодежь за разнообразие, терпимость и демократию» - программа, базирующаяся на четырех направлениях: исследование прошлого и современного антисемитизма, противодействие праворадикальной молодежи, помощь в интеграции и включения в общество, и, наконец, воспитание терпимости в дошкольном и начальном образовании. Эти направления реализуются с помощью конкурса проектов: для участия необходимо заполнить заявку, затем заявки обрабатываются по определенным критериям и объявляются победители, которые и получают гранты на финансирование [36].

Другой программой является «Ксенос – жизнь и работа в многообразии» - против дискриминации на рынке труда и в обществе, по какому-либо признаку. Программа финансируется из средств Европейского социального фонда (ESF). Она также реализуется за счет конкурса проектов, в рамках которого планируется профинансировать 350 лучших. В составе этой программы есть специальная подпрограмма «Выхода из правых группировок и интеграции в общество» [37].

Не является Федеральной программой, однако заслуживает внимания комплекс мероприятий, организуемый «Федеральным Ведомством по защите конституции». Это своеобразная программа по организации помощи выхода из правого движения. Она включает: консультации родителям и членам семьи «радикала», психологическая поддержка молодого человека, помощь в получении образования и квалификации, защита «экс-радикала» от бывших соратников, путем переселения в другие земли и так далее.[16].

Таким образом, можно сказать, что государство, предпринимая такие шаги как: поддержка молодежных антифашистских организаций, финансирование молодежных проектов в рамках Федеральных программ, помощь отказавшимся от неофашистской идеологии - вполне активно участвует в антифашистской деятельности, пропаганде и воспитании демократических ценностей, защите конституционного строя.

Выдвигая гипотезы по решению проблемы молодежного неофашизма, следует обратиться к тем факторам, которые мы определили как ключевые в первой главе данной работы.

1.               Исторический фактор – сложно предложить здесь что-то еще, кроме того, что уже реализуется: всевозможные шествия, демонстрации, просветительские акции, как например «Поезд памяти» - всё это достаточно успешно помогает бороться с историческим ревизионизмом, который пытаются устроить ультраправые, обеляя режим Гитлера.

2.               Экономический фактор – здесь всё тоже хорошо, хотя бы потому, что немецкая экономика одна из лучших не только в Европе, но и во всем мире. Поэтому Германия может и выплачивает различные социальные пособия, льготы, обеспечивает получение образования и квалификации, что не позволяет неофашистам оперировать экономическими доводами в своей пропаганде. Однако об опасности образования иждивенческих настроений в молодежи не стоит забывать, поэтому проектный подход, который реализуется в Федеральных программах – отличное решение.

3.               Политический фактор – здесь кроются самые большие проблемы. И дело даже не в каких-то сотрудниках спецслужб и командования Бундесвера – немецкой армии, сочувствующих ультраправым идеям (хотя, конечно, это может угрожать национальной безопасности Германии), так как эта проблема может быть решена достаточно просто – путем организации или усиления существующих органов, контролирующих набор и воспитание в силовых структурах. Проблема в другом – в доведенной до абсурда политкорректной системе, которая дискриминирует коренных жителей – немцев. Эта проблема сложна тем, что она является проблемой не только Германии, но и всей Западной демократии. В добавление этому, в ФРГ она обостряется ещё и «травмой нацизма» - комплексом вины немцев за развязывание второй мировой войны. В результате мы получаем «фашизм» как ругательство, как ярлык, который можно навесить на кого угодно и это действительно опасно. По-видимому, единственным решением является формирование здорового национального самосознания, о котором и говорил Тило Саррацин.

4.               Миграционный фактор – также, очень серьезная проблема. Нежелание мигрантов интегрироваться в немецкое общество, угроза терроризма вызывают страх, и ненависть у части населения. Неслучайно, что тема мигрантов – один из главных доводов неофашистов. Правительство Германии предпринимает ряд шагов по решению данной проблемы, однако они в основном сводятся к программам развитию толерантности и положительной оценке многообразия. Однако этих шагов явно недостаточно и мультикультурный подход, как уже отмечали многие политики, в том числе и Ангела Меркель, «совершенно провалился» [19]. Нам кажется, что помочь в решении данной проблемы может ужесточение процедуры получения немецкого гражданства и хорошо продуманная программа интеграции в немецкое общество.

5.               Информационный фактор – в современный век бурно развивающихся технологий вести борьбу с неофашизмом достаточно трудно. Большой проблемой здесь является противоречие: что важнее свобода слова или интересы государства? Антифашистская молодежь ищет способы самостоятельно решать эту проблему, например, в рамках Федеральной программы «Разнообразие – это хорошо», реализуется проект «Социальные сети – без нацистов».[36]

6.               Социально-психологический фактор – в качестве возможной меры можно предложить формирование антифашистской социальной установки у детей и подростков путем организации специальных семинаров, тренингов. Также, конечно, нужно сильнее контролировать проведение и содержание различных концертов, так как это является очень мощной психологической нагрузкой на детскую психику, и, безусловно, не допускать проведения концертов неофашистских групп.

В заключении нужно сказать, что только решение всех этих проблем в комплексе даст необходимый результат, в самом деле: нельзя решать проблему интеграции мигрантов не решив проблему формирования национального самосознания, потому что иначе даже непонятно, куда интегрировать этих мигрантов. А это уже не решить без разрешения проблемы политкорретности и так далее.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неофашизм – угроза для существования всего мирового сообщества. Сейчас, общество с тревогой наблюдает развитие событий на Украине, где ультранационалистическая организация «Правый сектор» фактически совершила государственный переворот, постоянно нарушает права человека и осуществляет насильственные действия по отношению к инакомыслящим. Именно поэтому, поддержка антифашистских сил – залог стабильного и мирного сосуществования, возможность открытого диалога. При этом ставка на молодежь – это стратегическое решение, которое решает проблему в долгосрочной перспективе.

В ходе нашего исследования мы изучили состояние неофашизма в Германии и современное участие молодежи ФРГ в антифашистском движении. Также в рамках нашего исследования мы определили характерные черты неофашизма и выявили ключевые факторы, влияющие на возникновение и распространение фашизма/неофашизма. Следствием этих факторов выступают современное активное участие молодежи Германии в неофашистском движении. Оно выражается в участии в различных молодежных неофашистских организациях, партиях, отдельных акциях, субкультуре НС-скинхедов. Наконец, мы определили важную роль ФРГ в антифашистской деятельности, которая выражается в поддержке молодежных антифашистских организаций, в финансировании молодежных антифашистских проектов (в рамках различных Федеральных программ), а также в организации помощи для отказавшихся от неофашистской идеологии.

В целом можно говорить о том, что совместная антифашистская деятельность молодежи и государства Германии вполне успешна. В качестве результатов такой борьбы может считаться тот факт, что до сих пор ни одна ультраправая партия не смогла пробиться в Бундестаг – Федеральный парламент. Да, им удавалось пройти в ландтаги некоторых Земель, но это скорее исключение. Мы считаем, что такой успешный опыт можно и нужно перенимать российским антифашистам и Российской Федерации, в противодействии праворадикальным организациям и ксенофобии, которые существуют в нашей стране.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Sozialgesetzbuch (SGB) Achtes Buch (VIII) – Kinder- und Jugendhilfe, BMJV [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gesetze-im-internet.de/sgb_8/BJNR111630990.html

2. «Rechtsextremismus: Symbole, Zeichen und verbotene Organisationen» - Bundesamt für Verfassungsschutz Stand: 2014  - 66 с.

3.  Випперман В. Европейский фашизм в сравнении: 1922-1982  / Пер. с нем. А. И. Федорова. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2000. – 164 с.

4. Галактионов Ю. В. История Германии в 3 т. / Ю. В. Галактионов – Москва: КДУ, 2008. – Т. 2 – 671 с.

5.  Саррацин Т.  Германия: Самоликвидация / пер. с нем. / Т. Саррацин. – Москва: Рид Групп, 2012. – 387 с.

6. Альперович В., Юдина Н., Праворадикал расправил плечи // Полит.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2014/02/14/xeno/

7. Брахман И., Германия после антифашизма // «Elcomart.com» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elcomart.com/show/95786.html

8. Вардазарян С., Политика мультикультурализма на примере стран Западной Европы: конструктивизм и деструктивизм // «Rauresearch» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://rauresearch.wordpress.com/2012/02/13 /#more-109

9. Деев И., Рост угрозы неонацизма в Германии // «Родон» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rodon.org/polit-090403105047

10. Тушкин А., Колыхалов В., Нацизм в Германии 2.0Ждать ли нам Четвёртого рейха? // «Частный корреспондент» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.chaskor.ru/article/natsizm_v_germanii_20_17024

11. Феофанофф Г., Исламофашизм: оскорбление или комплимент? // «Время новостей Online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vremya.ru/2006/154/5/159567.html

12. Политологический словарь – справочник // «Академик» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://politics_reference.academic.ru/28/

13. Неонацизм в ФРГ // Библиотека исследователям Катынского дела –«Катынь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.katyn-books.ru/library/istoriya-fashizma-v-zapadnoy-evrope56.html

14. N. Dannenberg, Young people drawn to far-right in eastern Germany // «Deutsche Welle» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dw.de/young-people-drawn-to-far-right-in-eastern-germany/a-14937033

15. 2 Germans Admit Arson Attack That Killed 3 Turkish Nationals // Archives «The New York Times» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nytimes.com/1992/12/02/world/2-germans-admit-arson-attack-that-killed-3-turkish-nationals.html    S. Kinzer, Thousands of Germans Rally for the Slain Turks // Archives «The New York Times» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nytimes.com/1993/06/04/world/thousands-of-germans-rally-for-the-slain-turks.html

16. Bundesamt für Verfassungsschutz [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.verfassungsschutz.de/de/arbeitsfelder/af-rechtsextremismus/zahlen-und-fakten-rechtsextremismus

17. Die Lücke in der Stadt // «Die tageszeitung» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.taz.de/!17804/

18. «NSU Watch» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nsu-watch.info

19. «Euronews.com» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.euronews.com

20. W. Laqueur Origins of Fascism: Islamic Fascism, Islamophobia, Antisemitism // «Oxford University Press» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://blog.oup.com/2006/10/the_origins_of_2

21. «InterRigt» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.inright.ru

22. «Aktion-widerstand» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://aktion-widerstand.de

23. AusländerfeindlichkeitMord aus der Mitte // «Ziet Online» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zeit.de/2008/22/A-Solingen

24. «Memorial Deutschland» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.memorial.de

25. «JungdemokratInnen/Junge Linke» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jdjl.org/satzung

26. «Revolution» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.onesolutionrevolution.de/uber-revolution

27. «Национальная энциклопедическая служба» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.politike.ru/dictionary/839/word/fashizm

28. «Opfer Rechter» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.opfer-rechter-gewalt.de/

29. «Junge Union» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.junge-union.de/

30. «Jusos» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.jusos.de/

31. «KJVD» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kjvd.de/

32. «Sharp-odessa.ua» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sharp-odessa.at.ua/publ/1-1-0-1

33. «Red-kins» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.red-skins.de/

34. «Zug-der» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zug-der-erinnerung.eu/generationen.html

35. «News.ru» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.newsru.com/

36. «Toleranz foerdern kompetenz staerken.de» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.toleranz-foerdern-kompetenz-staerken.de/tfks_bundesprogramm.html

37. «ESF.de» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.esf.de/portal/generator/6592/xenos.html



[1] Реваншизм - стремление к реваншу путём пересмотра результатов военных и политических поражений

[2] В контексте данного исследования «неофашизм» будет рассматриваться просто как фашистское движение, возродившееся после войны.

Информация о файле
Название файла опасаются ли немцы экспансии ислама? 36% опрошенных испытывают серьезную озабоченность по этому поводу, 39% – легкую озабоченность, 22% – вообще никакой угрозы не видят[8]. Страх перед мигрантами от пользователя shashka
Дата добавления 5.5.2020, 18:33
Дата обновления 5.5.2020, 18:33
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 50.85 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 302
Скачиваний 77
Оценить файл