методика формирования практических умений и навыков у обучающихся на уроках технологии.

Описание:
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

Министерство образования и науки Российской Федерации                    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Забайкальский  государственный университет»                                    (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)

Факультет естественных наук математики и технологии                               Кафедра теории и методики профессионального образования,                         сервиса и технологий

Курсовая работа

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Выполнил студент 842 группы

Чередниченко А. Н.

Руководитель:

                                                                                
                      Шевкун Анна Владимировна

Чита, 2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

1.Теоретические основы формирования  практических умений и навыков на уроках технологии………………………………… ……………...…………….5

2.  Этапы реализации процесса формирования  основных умений и навыков у школьников на уроках труда……………………………………………………11

3. Методика развития основных умений и навыков у обучающихся на уроках технологии…………………………………………………………………..…...19

Заключение……………………………………………………………………….26

Библиографический список………………………………………………..……27

Приложение …………………………………………………………………...…29

Введение

Общеизвестна величайшая роль труда в жизни людей. Особенности трудовой деятельности оказывают решающее влияние на формирование психики и нравственных представлений человека. Великий русский писатель Л.Н. Толстой писал: "Ничто так, как труд, не облагораживает человека, без труда человек не может соблюсти своё человеческое достоинство!!!"                                                                                
                                                                                 
               

Особый вид труда представляет технологическая деятельность обучающихся. Формирование и закрепление трудовых умений, обобщение опыта работы школ и специальных психолого-педагогических исследований показывает, что для формирования трудовых практических умений решающее значение имеют структура учебного материала, методы обучения, сознательная деятельность учеников.

Успех занятий технологической подготовки  во многом определяет их материально-техническое обеспечение. В современных условиях это – один из наиболее болезненных факторов организации обучения технологии. Учебно-материальная база трудового обучения общеобразовательной школы представляет собой совокупность материальных средств и условий, необходимых для эффективной организации трудового обучения, воспитания и профессиональной ориентации  обучающихся, является органической частью системы более высокого порядка учебно-материальной базы школы.

         В настоящее время в школе основной целью образовательной области «Технология» является подготовка подрастающего поколения к реальной жизни в современных социально-экономических условиях.  Уроки технологии представляют большие возможности для реализации возможностей трудовой деятельности для обучения, развития и воспитания обучающихся.

         Актуальность проблемы заключается в решении проблемы формирования основных умений и навыков у обучающихся согласно Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по технологии.

         Тема: методика формирования практических умений и навыков у обучающихся на уроках технологии.

Объект: образовательный  процесс на уроках «Технологии».

Предмет: методика формирования практических умений и навыков у обучающихся на уроках технологии.

Цель: на основе теоретического обоснования разработать методику формирования практических умений и навыков у школьников в  процессе обучения на уроках технологии.

Задачи:

1) провести анализ педагогической и учебно-методической литературы;

 2) провести анализ методических приёмов организации практической     деятельности обучающихся.

 3) проанализировать методику развития основных умений и навыков у обучающихся на уроках технологии  

Работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

1. Теоретические основы формирования  практических умений и навыков на уроках технологии

«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; одно должно дать ему возможность отыскать для себя груд в жизни. Но таково ли воспитание в наше время? Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда»  К.Д. Ушинский.[12. 5]                                                                          

Через приобщение  обучающихся к делу происходит выявление их интересов, индивидуальности, уровня творческого потенциала.                                                          Проблема формирования умений у школьников очень давно привлекает внимание ученых-исследователей. Например, немецкий философ, психолог и педагог И. Ф. Гербарт считал, что целью обучения является, прежде всего, формирование интеллектуальных умений  обучающихся, их умственное развитие,   выполнение упражнений и применение новых знаний и умений на практике.

Проблемой формирования умений занимались такие известные психологи и педагоги как Рубинштейн С.Л., Талызина Н. Ф., Хуторской А. В., Фридман Л. М. и др.   Педагоги и психологи (Фридман Л. М., Талызина Д. Г. Левитес, Лошкарева) выделяют несколько типов умений:

1.       Двигательные. Включает в себя разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние моторные аспекты деятельности. Например, спортивная деятельность целиком построена на основе этих умений.

2.       Познавательные. Включают способности, связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Это умения, посредством которых человек приобретает самостоятельные знания. Например, работа с книгой, наблюдение, эксперимент, измерение.

3.       Теоретические. Связь с абстрактным мышлением. Они выражаются в способности человека анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод из одной знаковой системы в другую.

4.       Практические. Скоропись, беглое чтение, задания и упражнения с элементами самоконтроля.

5.       Интеллектуальные. Включают в себя умения выделять главное, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать, проводить аналогии, выделять компоненты.

6.       Исследовательские. Включают умение формировать цель исследования, устанавливать предмет и объект исследования, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент и его проведение, проверять гипотезу, определять сферы и границы применения результатов исследования.

7.       Коммуникативные. Умения слушать, слышать другого. 

Наряду с понятием «умение» Рубинштейном С. Л. и Фридманом Л. М. рассматривается понятие «навыки», так как они неразрывно связаны между собой. Ученый-педагог Фридман отмечает, что способность выполнять действие формируется сначала как умение. По мере тренировки и выполнения этого действия умение совершенствуется, процесс выполнения действия свертывается, промежуточные шаги этого процесса перестают осознаваться, действие выполняется полностью и автоматизировано – у ученика образуется навык в выполнении этого действия, то есть умение переходит в навык.

 Одно из основных качеств, относящихся к умениям, заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений – навыков, операций и действий, входящих в состав умений, последовательность их выполнения, сохраняя при этом неизменным конечный результат. Умелый человек, к примеру, может заменить один материал другим при изготовлении какого-либо изделия, сделать сам или воспользоваться имеющимися под рукой инструментами, другими подручными средствами, словом, найдет выход в практически любой ситуации.

Фридман считает, что умения всегда опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков. 

Процесс формирования учебных умений является длительным и, как правило, занимает не один год, а многие из этих умений формируются и совершенствуются в течение всей жизни человека.

Фридман Л. И. выделяет следующие уровни овладения обучающихся действиями, соответствующими учебными умениям и навыкам:

0 уровень – обучающиеся совершенно не владеют данным действием (нет умения);                                                                                                                                1 уровень – обучающиеся знакомы с характером данного действия, умеют выполнять его лишь при достаточной помощи учителя (взрослого);             

2 уровень – обучающиеся умеют выполнять данное действие самостоятельно, но лишь по образцу, подражая действиям учителя или сверстников;         

3 уровень – обучающиеся умеют достаточно свободно выполнять действия, осознавая каждый шаг;                                                                                 

4 уровень – обучающиеся автоматизировано, свернуто и безошибочно  выполняют действия.[16. 142]

Но далеко не все учебные умения должны достигать уровня автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения формируются в школе обычно до 3-го уровня, другие, главным образом общие, до 4-го уровня, после чего они в последующем обучении совершенствуются.

Формирование умений и навыков – специальная педагогическая задача. Школьник в своей учебной деятельности перерабатывает и трансформирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что усвоенный ребенком способ работы с учебным материалом иногда довольно резко может отличаться от учительского эталона. В то же время преподаватель, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество, полученного учеником результата и не представляет себе, какие умения, приемы учебной работы у ребенка стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться нерациональными или просто неверными.

Отметим два главных момента у обучающихся при формировании необходимых умений – постановку цели и организацию деятельности. Особенно эти умения необходимы при реализации ФГОС.

Прежде всего, перед детьми ставится особая цель – овладеть определенным умением. Очень распространенный недостаток организации учебной работы обучающихся то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной задачи, учебной цели. Конечно же, на первых порах, да и периодически в более сложных случаях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает ту учебную задачу, которую должен решить ученик, выполняя это задание. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате данной работы.

Чтобы поставить перед учениками четкую цель, ему нужно сначала самому иметь соответствующую программу формирования умений. В учебный минимум включаются лишь наиболее важные, существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без овладения которыми деятельность учеников не будет достаточно рациональной и эффективной.

Помимо осознания цели, ученику нужно осознание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда индивидуальна: каждый ребенок имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих смысл учению.

  Ставя цель обучить данному умению, учитель должен дать возможность каждому ученику понять, какой личностный смысл будет заключен в этой работе, зачем ему нужно это умение (овладев им, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и правильно решать задачи определенного типа; получать при этом высокие оценки и т. д.).

После мотивационного формирования умения следует этап организации совместной с учителем деятельности. В этой совместной деятельности ученик должен, прежде всего, получить образец, правило, алгоритм работы. После осознания школьниками правил, по которым нужно действовать, необходимы упражнения в использовании полученного умения. Ученику недостаточно знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в собственной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны. Без постоянных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются, теряют свои качества.

 В каждой школе необходимо разработать программу формирования общеучебных умений и навыков по технологии в условиях недостаточной материальной базы. А на основе этой программы каждый учитель в тематический план изучения предмета включает в качестве органического раздела формирование соответствующих общеучебных умений и навыков, а также своих узкопредметных умений и навыков.

В школе и в каждом классе периодически должна проводиться диагностика овладения обучающимися общеучебными и специальными умениями и навыками, что в частности поможет своевременно принять меры по предупреждению и преодолению неуспеваемости.

Можно сделать выводы, что вся деятельность по обучению умению не должна проходить в отрыве от усвоения урочной системы (т. е. программой). Эти два процесса должны протекать параллельно. При этом упражнения могут быть самые разные, не только по содержанию, но и по сложности и видам деятельности. Их продолжительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения. Формы проверки могут быть тоже разными: мини-задание для всех участников класса, индивидуальные мини-задания. Но в любом случае должны быть проверены все обучающиеся. Под понятием «умение» в нашей работе мы будем понимать способ выполнения действия, освоенный субъектом, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков, формируемый путем упражнений. Умение создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях.[22. 77]                                                                             
      

Процесс формирования умений является длительным, а многие умения формируются в течение всей жизни человека. Для того чтобы у обучающихся формировались необходимые умения нужно поставить перед ними цель, сформировать мотив и правильно организовать деятельность.

2. Этапы реализации процесса формирования  основных умений и навыков у школьников на уроках труда

Согласно известному положению дидактики, успешное обучение невозможно без здорового микроклимата на уроке.

При подготовке к уроку учитель должен продумывать все до мелочей: что и как он будет делать на уроке, во время работы обучающихся.

В начале каждого занятия обязательно сообщаются сведения, необходимые для дальнейшей практической деятельности. Рассказ, беседа, объяснение занимают не более 15-20% учебного времени. Сообщаются проверенные, достоверные факты, строго должны соблюдаться принципы научности.

Выбор изделия для практической работы зависит от уровня подготовки обучающихся, их возрастных особенностей. Необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Программа по труду в начальных классах построена таким образом, что предусмотрена преемственность, необходимая для изучения более сложного материала.

 Задание для детей должны быть посильными: трудновыполнимая задача вызывает у них неуверенность в себе, а в конечном итоге – нежелание трудиться, отвращение к работе. Слишком легкие задания приучают работать без напряжения, усилий, а в результате они не приучаются к преодолению трудностей.

Успешно будет проходить урок лишь в том случае, если дети будет заинтересованы, увлечены работой.

Главное в работе с детьми – отсутствие однообразия, поэтому на занятиях должны выполняться различные виды поделок.

На уроках технологии большая роль должна отводиться овладению художественно-творческими навыками и приемами, развитию художественного вкуса, творческого отношения к выполняемой работе. Нужно, чтобы дети учились вносить в работу элементы фантазии, разнообразия. Все эти требования и определяют подход и методику обучения на уроках труда.

Понимание обучения только как руководства процессами последовательности выполнения заданий будет неверным, так как это приведет лишь к подражанию действий руководителя.

Очень важно для успешного формирования художественно-творческих умений и навыков сочетание различных методов обучения: словесных, наглядных, практических. При объяснении новой темы, наряду со сведениями из истории, особенностях и области применения некоторых видов декоративно-прикладного искусства, учитель рассказывает и о назначении выполняемых изделий.

Во время беседы активируется внимание ребят, оно оживляет занятия. В беседе учитель выясняет степень подготовленности детей к работе, а также степень знаний и усвоения материала.

Также уже во вводной части беседы необходимо познакомить детей с разнообразными вариантами изделия, предоставить детям возможность потрогать руками каждое из них, выразить чувство восхищения его красотой и желание научиться мастерству. Беседа возбуждает у обучающихся интерес к занятию. В заключительной беседе закрепляют знания, полученные на занятии.

Общее впечатление от беседы помогут усилить наглядные методы обучения – демонстрация различных схем, таблиц, образцов изделий декоративно-прикладного искусства, видеоматериалов. Они помогают знакомить обучающихся с материалами и трудовыми процессами с народными промыслами.

Художественно-творческие умения и навыки нельзя сформировать, не используя практические методы обучения. Среди практических методов обучения наибольшее применение получили упражнения.

Упражнение – это целенаправленное повторение действий с применением правильных приемов работы, исправление допущенных ошибок и стремлением достичь лучшего результата. Суть упражнений – в повторении действий. При этом трудовое действие становится упражнением тогда, когда его используют для решения конкретной педагогической задачи: научить ребенка определенному приему или сформировать какое-либо умение или навык.

Так, успех в формировании художественно-творческих умений и навыков зависит не только от числа повторений, но и от подбора упражнений с постепенным переходом от легких к более сложным. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.

Виды упражнений зависят от характера выполняемой работы. Например, детям младшего возраста учитель предлагает поупражняться в нанизывании бусинок на нить, в закреплении на конце нити крупной бусины.

Значительное место на занятиях занимают инструктажи, они играют важную роль в учебном процессе. Например, при организации практической работы обучающихся по изготовлению какого-либо изделия нужно объяснить и показать им, каким должно быть изделие, объяснить порядок выполнения и показать приемы работы, объяснить и показать приемы контроля за работой и ее результатами.

В ходе самой работы обучающихся нужно помогать им советами, дополнительно показывать приемы работы. По окончании практической работы обучающихся нужно подвести ее итоги, указать на допущенные ошибки в работе.[19. 452]

По форме инструктажи могут быть устными, письменными, графическими и письменно-графическими.

Устный инструктаж – это описание учителем порядка и приемов работы. Формой письменного инструктажа может быть письменная инструкция к работе.

Графического – плакаты, отражающие серии рисунков, показывающих приемы работы и их последовательность.

 Формой письменно-графического инструктажа служат технологические карты.  

По своему характеру инструктажи делятся на вводные, текущие и заключительные или итоговые.

Вводный инструктаж – направлен на организацию практической работы обучающихся. Цель вводного инструктажа – раскрыть обучающимся содержание трудовой деятельности в данной предстоящей практической работе. Он включает в себя объяснение предстоящей работы, показ и объяснение приемов контроля за ходом и результатами работы.

Текущий инструктаж- проводится во время выполнения обучающимися практической работы, которая занимает основное время урока. Его задача – непосредственное направление и корректирование деятельности обучающихся по выполнению задания. Текущий инструктаж осуществляется на основе наблюдений и контроля учителя за действиями учеников. По ходу его учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам, указывает на ошибки, помогает найти их причины, подсказывает порядок выполнения работы, напоминает о требовании техники безопасности, подсказывает какие-то идеи. Даже если дети работают каждый над своим изделием и осуществляют индивидуальные замыслы, во время практической работы имеет смысл поддерживать их творческое общение, обмен идеями.

Заключительный инструктаж- проводится по окончании практической работы обучающихся. Его цель – подвести итог работы, сделать ее анализ, вскрыть причины допущенных ошибок, объяснить способы их устранения.

Подведение итогов работы, ее оценка – очень важный этап урока. На этом этапе осуществляется привлечение внимания детей к полученным результатам, общая оценка достижений, повторение и обобщение пройденного на уроке, формирование умения рассматривать и оценивать произведения друг друга, развитие интереса и внимательного отношения к творчеству других, формирование доброжелательных отношений в коллективе.

Как и другие структурные элементы урока, подведение итогов требует самого творческого подхода. Чаще других приемов можно использовать организацию выставки работ обучающихся с их коллективным просмотром и обсуждением.

Большое значение для углубления знаний и расширения кругозора обучающихся имеют посещение выставок и музеев, где дети смогут ознакомиться с различными видами народного декоративно-прикладного искусства.

Рассматривая изделия важно обратить внимание на то, что это Памятники народной культуры, культуры твоего народа.

Такое же бережное отношение необходимо формировать у школьников и в процессе оформления выставок их работ, потому что многие их изделия являются продолжением народных традиций в прикладном творчестве.

Таким образом, обучения на уроках трудового обучения могут быть различными, использоваться в комплексе. Большое значение для правильного их выбора имеет хорошее знание программы и тех требований, которые можно предъявить школьникам.

  Но это вовсе не значит, что учитель не может создавать на занятиях такие условия и ситуации, которые содействуют образованию и развитию практической активности детей. Для создания на уроках таких ситуаций, когда каждый ученик стремится максимально выразительно реализовать свой замысел, используются различные педагогические средства: методические, организационные, игровые. Чтобы в процессе труда ребенок еще и учился, такие ситуации должны включать или задачи, поставленные учителем и направленные на освоение новых способов художественной и трудовой деятельности, или задачи, поставленные самим учеником в своем замысле. Не менее важен и эмоциональный настрой ребенка, и общий психологический климат в классе.

Существуют разные подходы и рекомендации. Так, например, американский психолог Дж. Смит написал на эту тему книгу, которая особенно ярко отражает типичный подход к обучению, существующий сегодня у большинства зарубежных авторов.

Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание следующих условий:

1.     Условия физические, т.е. наличие материалов для труда и возможности в любую минуту действовать с ними;

2.     Условия социально-экономические, т.е. создание взрослыми у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его трудовые проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

3.     Психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его начинаний.[5. 265]

Но роль учителя или родителей в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его способностей. На этот счет полезные рекомендации разработал американский психолог Дж. Гауэн. Вот наиболее интересные их них:

1.     Создайте уютную и безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которых он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

2.     Поддерживайте способности ребенка и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительной оценки идей ребенка.

3.     Будьте терпимы к страшным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими и нелепыми. Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны – терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.

4.      Давайте ребенку возможность побыть одному и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может затруднить развитие трудовых навыков. Желание и цели детей принадлежат им самим, а помощь взрослого может порой восприниматься как «нарушение границ» личности.

5.     Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи, наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он, в свою очередь, будет и сам ценим другими.

6.     Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувства безопасности, любви, уважения к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения.

7.     Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выражать свои идеи славами и делать их таким образом понятными для окружающих.

8.     Находите слова поддержки для новых начинай ребенка, избегайте критиковать первые опыты – как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с теплотой: ребенок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

9.     Поддерживайте необходимую атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

Чем больше вы предоставляете возможностей для развития трудовых навыков, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою  энергию в совершенно нежелательном направлении.[9. 98]

Итак, необходимо создать определенную психологическую атмосферу, в которой ребенок мог бы проявлять и развивать свои способности, вместе с тем, для успешного формирования практических умений и навыков необходимо еще правильно организовывать творческую деятельность ребенка. Сюда входит и организация рабочего места, и ознакомление с материалами и инструментами, которые ребенок будет использовать.

3.  Методика развития основных умений и навыков у обучающихся на уроках технологии

Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.

        Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

           освоение технологических знаний, основ культуры созидательного труда, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

           овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;

          развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей  деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;

          получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

С учётом общих требований федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

•                развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;

•                активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

•                совершенствование умений осуществлять учебно-исследовательскую и проектную деятельность;

•                формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.[21. 54]

Особое место на уроках трудового обучения занимает практическая работа обучающихся, в результате которой создается изделие определенного функционального назначения. Процесс изготовления любого изделия требует от ребенка активных действий. Об активности можно судить, прежде всего, по внешним ее признакам – ученик размечает, режет, шьет, клеит, лепит и т.д., то есть осуществляет определенные трудовые действия. В тоже время трудно сказать, насколько активен ребенок внутренне. Именно преобладание репродуктивной деятельности школьников следует считать одним из главных недостатков современного урока труда.

Если попытаться точнее сформулировать задачу, которую предстоит решать современному учителю, то она состоит, очевидно, в формировании у детей особого типа мышления, которое можно назвать «практическим». Именно руководствуясь им как комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов деятельности, человек может формировать в себе практические умения и навыки.

Начать эту работу следует как можно раньше и вести по определенным этапам. Одной из задач первого этапа будет формирование у детей соответствующей установки сознания, с которой они подходят к работе по изготовлению отдельных бытовых вещей. Как же формируется эта установка? Хорошо известно, что основой любой установки сознания являются те или иные знания. Руководствуясь ими, человек начинает проявлять интерес к совершенно определенным сторонам действительности, избирательно на нее реагирует.

Работая над своими поделками,  обучающиеся каждый раз будут осмысливать пользу и значение получаемых ими практических навыков и умений. При изготовлении любого изделия необходимо соблюдать конкретные требования. Напомним некоторые из них:

- Все части предмета должны быть соразмерны, т.е. пропорциональны друг другу, а предмет в целом также должен быть пропорционален человеку, который будет им пользоваться. Очень полезны для осознания данного требования задания, в которых при конструировании предмета  обучающиеся ориентируются, например, на размер определенной игрушки: делают автомобиль или трактор, клеят на него гараж, прицеп и пр. Осознание учениками и учет такого требования, как соразмерность вещи, позволяет более грамотно в целом конструировать гармоничную форму. Например, когда ученики делают из  древесины разделочную доску, оба названных требования как бы помогают друг другу лучше проявиться. Назначение разделочных досок требует, чтобы она была качественно изготовлена, была прочной и эстетичной. Этим диктуется определенная форма изделия и определенные методы изготовления разделочной доски.

- Любую вещь из любого материала нельзя делать без ущерба для практического употребления. Должны соответствовать предмету такие качества материала, как твердость или мягкость, цвет, гладкость или шероховатость поверхности и др. В любом изделии это соответствие должно выражаться наиболее ясно, чтобы производить наиболее сильное впечатление. Например, посуда, раскрашенная «под дерево», теряет художественные достоинства, так как качества этих двух материалов весьма различны. Очень важно, чтобы ученики усвоили: практичность вещи определяется не денежной стоимостью материала, из которого они сделаны, а тем, насколько мастеру удалось выявить и подчеркнуть все достоинства этого материала.

Полезность вещи заключается в определенности ее характера, в целесообразности формы и в полной ее согласованности с назначением самой вещи. Ученики «конструируют», например, кухонные прихватки в форме бабочек, кленовых листьев, зверей и пр., хотя наиболее подходящими, гармоничными, и, следовательно, художественными для этих изделий будут как раз обычные простые формы: круг, квадрат, овал. Желательно обращать внимание детей на данное конструктивное требование.

Существенную роль в изделиях играет материал, из которого будет создаваться изделие. Он также должен соответствовать назначению предмета. Этой мыслью в дальнейшем часто и руководствуются в тех случаях, когда им нужно оформить свой быт, себя самих, а также исходят из подобного убеждения и в оценке окружающего предметного мира. Поэтому на уроках труда при изготовлении бытовых вещей так важно сформулировать у детей правильное понимание того, как и из какого материала лучше всего будет изготовлено изделие. Лучше всего, если ученик подумает об этом до изготовления предмета.

Многие бытовые вещи в качестве украшений имеют как раз необходимые конструктивные детали: например, роспись на разделочной доске, которая дополняет изделие и одновременно подчеркивает его форму, но при этом она изготавливается другим способом, что говорит о том, что необходимо развивать не только определённые умения и навыки, а делать акцент на наиболее нужных и необходимых.

Конечно, все перечисленные требования к практическим умениям при изготовлении изделий носят достаточно общий характер, в конкретной же вещи все это проявляется в присущих только ей деталях.

Обучающиеся в большинстве случаев ориентируются на создание копии изделия, демонстрируемого учителем в качестве образца. Реализация творческих возможностей обучающихся, как правило, возможна лишь на этапе оформления изделия, причем необходимо отметить, что формированию умения грамотно, с учетом функционального назначения оформлять изделия специального внимания не уделяется. Каждый ребенок оформляет изделие произвольно, сообразуясь с собственным пониманием целесообразности и красоты.

К сожалению, современные дети в значительной мере подвержены влиянию «вещизма», что всегда связано с недостаточной эстетической развитостью. В этой связи уместно вспомнить слова выдающегося русского художественного критика XIX в. В.В. Стасова: « Есть еще пропасть людей, которые воображают, что нужно быть изящным только в музеях, в картинах, статуях, в громадных соборах, наконец, во всем исключительном, особенном, а что касается до остального, то можно расправляться, как ни попало – дескать, дело пустое и вздорное. Что может быть несчастнее и ограниченнее таких понятий! Нет, настоящее, цельное, здоровое в самом деле искусство существует уже лишь там, где потребность в изящных нормах, в постоянной художественной внешности простерлась уже на все сотни тысяч вещей, ежедневно окружающих нашу жизнь…».[3. 161]

Все эти вещи, в свою очередь, порождают совершенно определенный психологический климат, так или иначе воздействующий на создавшего их человека. В идеале под окружающей средой, с которой предмет должен гармонировать, понимаются не только предметы, но и все множество специфических условий этой среды: ее обыденный или праздничный тип, особенности характера и образа жизни людей, живущих в данной среде, и пр. Разумеется, все это достаточно сложно. Воспитание такого человека, который способен организовать полную гармонию, является, видимо, одной из целей большой и серьезной работы школы.

Из урока в урок ученики получают определенную информацию, приобретают соответствующий круг знаний, и из урока в урок эта информация осмысливается в самостоятельных разработках. Изделие не всегда создается путём копирования образца, в некоторых случаях отдельные элементы разрабатываются учеником самостоятельно.

На первых этапах доля самостоятельности может быть и небольшой, поскольку особе внимание придется уделять обучению приемам работы, но в дальнейшем необходимо стремится к тому, чтобы ученики сами старались осознавать как нужно выполнить определённую технологическую операцию. Первоклассников обучают изготавливать изделие из бумаги, используя приемы сгибания и вырезания, в дальнейшем обучении эти навыки пригождаются при изготовлении и других изделий. Учитель не просто показывает первоклассникам эти удобные и интересные приемы оформления стола, не только научит им детей, но еще и обязательно заострит внимание учеников на нужность каждого из способов к определенной жизненной ситуации.

            В работе со школьниками учитель не всегда заостряет каждый раз подробное внимание на осмыслении необходимости определённого навыка в дальнейшем.

Обучающая практическая деятельность рассматриваются нами, в первую очередь, как деятельность, способствующая развитию целого комплекса качеств личности: умственной активности, быстрой обучаемости, смекалки и изобретательности, стремлению добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы, самостоятельности в выборе и решении задачи, трудолюбия, способности видеть общее, главное в различных и различное в сходных явлениях и т.д.

Результатом такого обширного и эффективного развития качеств, необходимых для практической деятельности, должен стать самостоятельно созданный продукт: модель, игрушка и тому подобное. Творчество, индивидуальность, художество должны проявляться хотя бы в минимальном отступлении от образца.

Однако, чтобы создать конкретный продукт, нужны, кроме общеобразовательных, общепрофессиональные знания, в том числе о способах деятельности: правила работы инструментами, технология изготовления изделия, правила создания художественных композиций, а самое главное – овладение ими на высоком уровне. А так как у школьников (даже младшего возраста) свои индивидуальные интересы, способности, склонности, то надо в учебный процесс включить самые различные виды труда, поощряя проявления самостоятельности. Такое разнообразие работ, многостороннее опробование своих сил позволяет выявить индивидуальные способности каждого и обеспечить условия для развития, сделать процесс обучения интересным для детей.

Только снабдив  обучающихся определенным минимумом практических знаний, можно говорить о самостоятельном создании ими конкретных и разнообразных, оригинальных, творческих продуктов, можно говорить об обучении школьников труду.

Пробудить заложенное в каждом ребенке трудовое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в труде для радостной и счастливой жизни – к этому и стремимся мы в меру своих сил и способностей, организуя наши уроки. Конечно, эту задачу не под силу решить одному педагогу. Но если каждый из нас задастся такой целью и будет стремиться к ней, выиграют, в конечном счете, наши дети.

Заключение

Формирование у подрастающего поколения практических знаний умений  является педагогической задачей современного общества.

Овладение  практическими умениями и навыками способствует формированию у учащихся правильной культуры, как составляющей части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помогает им в овладении и понимании многих процессов и явлений.

Приобщение ребенка к труду в процессе обучения должно быть одной из важных целей педагога, должно периодически подкрепляться необходимыми знаниями, которые обеспечивают совершенство творения.

Наверное, можно сказать, не остерегаясь упреков в перегибах, что трудовое воспитание – главное в формировании личности.

Формирование  практических умений и навыков у учащихся не является результатом деятельности одного педагога. В процессе их формирования  должен участвовать весь педагогический состав, но главная ответственность за формирование навыков лежит на плечах учителя технологии.

Уроки трудового обучения, построенные грамотно методически – это особые уроки. На них как ни на каких других, ввиду специфики предмета, учитель близок к ученику. Он стремится любую работу –  строгание, пиление и т.д. – сделать максимально индивидуальной.

Список используемой литературы

 1. Альтшулер Г.С. Творчество как точная наука. Москва: Сов. радио, 1979.175с.

2. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Москва, Просвещение, 2002

3. Выготский Л. В.  Педагогическая психология // Под ред. В. В. Давыдова.  Москва: Педагогика-Пресс, 1996.  536 с.

4. Есенкова Т.Ф. Методические рекомендации по внедрению стандарта общего образования по "Технологии" / авт.-сост. О.В. Атаулова;  под ред. Т.Ф. Есенковой, В.В.Зарубиной.  Ульяновск:УИПКПРО,2004.

5.  Жариков Е.С., Золотов А.Б. Как приблизить час открытий: Введение в психологию научного труда.  Кишинев, 1990. 324 с.

6. Закон Российской Федерации "Об  образовании" от 10.07.1992 №3266-1, с              внесёнными изменениями Федеральным законом от 23.12.2003 № 186-ФЗ.

7. Кругликов Г.И. Методика  преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., стер. Москва: Академия, 2004.

8. Лернер И.Я. Проблемное обучение.  Москва: Знание, 1974. 94 с.

9. Логвинова И.М. Конструирование технологической карты урока в  соответствии с требованиями ФГОС // Управление начальной школой. 2011. №12.

10. Лук А.Н. Мышление и творчество. Москва: Политиздат., 1976.  144 с.

11. Минобрнауки РФ от 24.11.2011  N МД- 1552/03 "Об оснащении общеобразовательных  учреждений учебным и учебно - лабораторным оборудованием" (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений  учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного  стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").

12. Наумова Т.В. Развитие творческого мышления : учебное пособие; Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. Чита : ЗабГГПУ, 2009.

13. Новиков Н. Н. Творческое развитие учащихся на уроках технологии // Молодой ученый. 2015. №7.  С. 838-840.

14. Примерные программы  по учебным предметам. Технология.5 - 9 классы: проект.2-е изд. Москва: Просвещение, 2011. 96с. (Стандарты второго поколения).

15. Понятие творчества в педагогике [Электронный ресурс] URL. http://www.edumask.ru/magiws-729-1.html (дата обращения 28.01.2016)

16. Понятие творчества в психологии [Электронный ресурс] URL. http://letopisi.org/index.php/Понятие_творчества_в_психологии  (дата обращения 28.01.2016)

17. Рошка А. Творческое мышление. Пути его определения и развития. - Москва: Наука, 1971.

18. Симоненко А. Т. Технология трудового обучения.  М. Брянск,1996. 181с.

19. Симоненко В.Д. Программа начального и основного общего образования: Сборник. Москва: Вентана - Граф, 2010.54с.

20. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньская школа,1973.

21. Федеральная целевая программа развития образования на 2011- 2015 годы. http:// ФЦПРО.РФ

22. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ.  М.: Про-свещение, 2010. (стандарты второго поколения).

23. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ(ред.от 25.11.2013) " Об обра- зовании в Российской Федерации".

Информация о файле
Название файла методика формирования практических умений и навыков у обучающихся на уроках технологии. от пользователя gevaforu
Дата добавления 5.5.2020, 16:00
Дата обновления 5.5.2020, 16:00
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 56.08 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 308
Скачиваний 83
Оценить файл