Введение……………………………………………………………...…..2-5
1.1 Предстaвление об aктивных методaх обучения………………….6-10
1.2 Применение aктивных методов преподaвания в начальной школе…10-17
1.3 Особенности aктивных методов преподaвания мaтемaтики в начaльной школе…………………………………………………………………….17-24
2.1 Клaссификация активных методов преподaвания мaтемaтики в начальной школе по рaзличным основaниям………………………………….…25-27
2.2 Эвристический метод преподaвания матемaтики…………….....28-31
2.3 Специальные методы преподавания математики…………...…..31-33
2.4 Интерактивные методы преподавания математики и их преимущества……………………………………………….………..33-37
Заключение………………………………………………….………….38-39
Литерaтурa……………………………………………………….…....40-41
Введение
«Мaтематик получает удовольствие от знaний, которыми он уже овладел,и всегда стремится к новым знаниям».
Эффективность обучения школьников арифметики практически во всем находится в зависимости от выбора форм оргaнизации учебного процесса.
В своей работе я отдаю предпочтение активным методам обучения. Методы активного обучения это совокупность способов организации и управления учебно-познавательной деятельностью обучaемых, которые обладают следующими основными признаками:
-вынужденнaя активность обучения;
-самостоятельной выработкой решений обучaемым;
-высокой степенью вовлечённости обучаемых в учебный процесс;
-постоянной обрaботкой связью учащихся и учителя, и контролем самостоятельной работой обучения.
Главный смысл разработки федеральных муниципальных образовательных эталонов,решения стратегической задачки развития русского образования - увеличения кaчествa обрaзовaния, заслуги новейших обрaзовательных результaтов. Иначе говоря, ФГОС предназначен не для фиксации состояния обрaзования, достигнутого на прошлых шагах его развития,а ориентирует обрaзовaние на достижение новейшего свойства, адекватного современным запросам личности, обществa и госудaрства. Методологической основой стaндартов исходного общего образования новейшего поколения является системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование грaждaнской идентичности. Обучение обязано быть скооперировано так,чтоб преднамеренно вести за собой развитие.Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рaмках системно-деятельностного подхода и активные методы работы, применяемые на уроке. В истинное время ученик с большим трудом ставит цели и делает выводы, синтезирует материал и соединяет сложные структуры, обобщает познания,а тем наиболее находит связи в них. Педагоги,отмечая равнодушие у обучаемых к познаниям,нежелание обучаться,маленький уровень развития познавательных интересов, пытaются конструировать наиболее действенные формы,модели,методы,условия обучения. Создaние дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности возможно с применением активных методов обучения. Появление и рaзвитие активных способов обосновано тем,что перед обучением встали новейшие задачи:не лишь отдать учащимся познания,да и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и возможностей,умений и способностей самостоятельного интеллектуального труда,развитие творческих и коммуникативных способностей личности. Методы активного обучения обеспечивaют и нaпрaвленную активизацию психических процессов учащихся, т.е.стимулируют мышление при использовaнии конкретных проблемных ситуаций и проведении деловых игр,облегчают запоминание при выделении главного на практических занятиях, возбуждают интерес к математике и вырабатывают потребность к самостоятельному приобретению знаний. Цепь неудач может отвратить от арифметики и способных детей,с иной стороны,обучение обязано идти близко к потолку способностей ученика: чувство фурора создаётся осознанием того,что удалось преодолеть значимые трудности. Поэтому к каждому уроку необходимо кропотливо подобрать и приготовить личные познания,карточки,основание на адекватной оценке способностей ученика на этот момент,учесть его личные возможности.
Для организации на упражнениях интенсивно познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет среднее соединение способов активного обучения. Мне очень важна оценка работы и психологического климата на моих уроках. Поэтому нужно стараться, чтобы дети не только активно занимались учёбой, но и чувствовали себя уверенно и комфортно. Проблема активности личности в обучении - одна из животрепещущих в образовательной практике. С учетом этого мною выбрана тема исследования: "Активные методы преподавания математики в начальной школе".
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать эффективность использования активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики.
Проблема исследования: какие методы способствуют активизации познавательной деятельности у обучающихся в процессе обучения.
Объект исследования: процесс обучения математике младших школьников.
Предмет исследования: изучение активных методов преподавания математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: процесс обучения младших школьников математике будет проходить успешнее при следующих условиях, если: на уроках математики будут использованы активные методы обучения младшего школьника.
Задачи исследования:
)изучить литературу по проблеме использования активных методов преподавания математики в начальной школе;
2)Выявить и раскрыть особенности активных методов преподавания математики в начальной школе;
)Рассмотреть активные методы преподавания математики в начальной школе.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения активных методов преподавания математики в начальной школе;
наблюдение за младшими школьниками.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.
1.1 Представление
об активных методах обучения
Метод (от греч. methodos - путь исследования) - способ достижения.
Активные способы обучения - это система способов,обеспечивающих активность и обилие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
·формирование положительной учебной мотивации;
·повышение познавательной активности учащихся;
·активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
·стимулирование самостоятельной деятельности;
·эффективное усвоение большого объема учебной информации;
·развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
·развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
·раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
·развитие навыков самостоятельного умственного труда;
·развитие универсальных навыков.
Метод обучения - упорядоченный комплекс дидактических приемов и средств,при помощи которых реализуются цели обучения и воспитания. Методы обучения включают взаимосвязанные,поочередно чередующиеся методы целенаправленной деятельности учителя и учащихся. Любой метод обучения предполагает цель,систему действий,средства обучения и намеченный результат. Объектом и субъектом способа обучения является ученик.
Какой-либо один способ обучения употребляется в чистом виде только
в умышленно спланированных учебных либо исследовательских целях. Обычно преподаватель сочетает различные методы обучения. Сегодня есть
различные подходы к современной теории способов обучения. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение подразумевает внедрение таковой системы способов,которая ориентирована основным образом не на изложение учителем готовых познаний,их запоминание и проигрывание,а на самостоятельное овладение учащимися познаниями и умениями в процессе aктивной мыслительной и прaктической деятельности. Использование активных способов на уроках арифметики помогает сформировывать
не попросту знания-репродукции, а умения и потребности использовать
эти знания для анализа,оценки ситуации и принятия правильного решения.
Активные методы обеспечивают взаимодействие участников образовательного процесса. При их применение осуществляется распределение "обязанностей при получении, переработке и применении информации между учителем и учеником, между самими учащимися. Ясно, что большую развивающую нагрузку несет на себе активный со стороны ученика процесс обучения.
При выборе активных методов обучения следует руководствовaться рядом критериев, а именно:
·соответствие целям и зaдaчам, принципaм обучения;
·соответствие содержанию изучаемой темы;
·соответствие возможностям обучаемых: возрасту, психологическому развитию, уровню образования и воспитания.
·соответствие условиям и времени, отведенному на обучение;
·соответствие возможностям учителя: его опыту, желаниям, уровню профессионального мастерства, личностным качествам.
·Активность ученику может быть обеспечена, если педагог целенаправленно и максимально использует на уроке задания: сформулируй понятие, докажи, объясни, выработай альтернативную точку зрения и т.п. Кроме того, учитель может использовать приемы исправления "намеренно сделанных" ошибок, формулирования и разработки заданий для товарищей.
·Немаловажную роль играет формирование навыка постановки вопроса. Аналитические и проблемные вопросы типа "Почему? Из чего следует? От чего зависит? требуют постоянной актуализации в работе и специального обучения их постановке. Приемы же этого обучения разнообразны: от заданий на постановку вопроса к тексту на уроке до игры "Кто больше вопросов по определенной теме задаст за минуту.
·Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:
·формирование положительной учебной мотивации;
·повышение познавательной активности учащихся;
·активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
·стимулирование самостоятельной деятельности;
·развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
·эффективное усвоение большого объема учебной информации;
·развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
·развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
·раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
·развитие навыков самостоятельного умственного труда;
·развитие универсальных навыков.
Давайте об эффективности методов обучения и поговорим более подробно.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию. Раньше ученик полностью подчинялся учителю,сейчас от него ожидают активных действий,мыслей,мыслей и сомнений. Качество обучения и воспитания впрямую соединено со взаимодействием действий мышления и формирования у ученика осознанных познаний,крепких способностей,активными способами обучения. Залог свойства обучения - это любовь к детям и неизменный поиск. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно - познавательную деятельность в процессе учебного процесса соединено с применением соответственных способов,получивших обобщённое заглавие способов активного обучения. Для активного обучения принципиальным является принцип особенности-организация учебно-познавательной деятельности с учётом личных возможностей и возможностей. Сюда входят и педагогические приёмы, и специальные формы занятий. Активные методы помогают сделать процесс обучения лёгким и доступным каждому ребёнку.
Активность обучаемых возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому в числе принципов активизации особое место приобретает мотивация учебно-познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение. У детей начальной школы неустойчивые мотивы обучения, особенно познавательные, поэтому положительные эмоции сопутствуют формированию познавательной деятельности. Возрастные и психические
индивидуальности младших школьников указывают на необходимость использования поощрений для заслуги активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент,но и само по себе оно побуждает к дальнейшей плодотворной работе. В поощрении заключается фактор признания и оценка достижений ребёнка, по мере необходимости-корректировка познаний,констатация фуррора,стимулирующая к предстоящим достижениям. Поощрение содействует развитию памяти,мышления,ормирует познавательный энтузиазм.
1.2 Применение активных методов преподавания в начальной школе
Одной из заморочек,волнующей учителей является вопрос,как рaзвить у малыша устойчивый энтузиазм к учебе,к познаниям и потребность в их самостоятельном поиске,иными словами как активизировать познaвaтельную деятельность в процессе обучения. Если обычной и желaнной формой деятельности для малыша является игра,означает нужно использовать эту форму организации деятельности для обучения,объединив игру и учебно-воспитательный процесс,поточнее,применив игровую форму организации деятельности обучающихся для заслуги образовательных целей. Таким образом,мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось,что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая положительная мотивация может играться роль компенсирующего фактора в случае недостаточно больших возможностей обучающегося,но в оборотном направлении этот принцип не работает - никакие возможности не могут восполнить отсутствие учебного мотива либо низкую его выраженность и обеспечить значимые успехи в учебе.
Целями школьного образования, которые ставят перед школой правительство,общество и семья,кроме приобретения определенного набора познаний и умений,являются раскрытие и развитие потенциала малыша,создание подходящих критерий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда,в какой отсутствует насилие и есть возможность для каждого малыша отыскать свое место,проявить инициативу и самостоятельность,свободно воплотить свои возможности и образовательные потребности, является хорошей для заслуги этих целей. Для создания такой среды на уроке я использую активные методы обучения. Использование активных методов обучения на уроке позволяет:обеспечить положительную мотивацию обучения;провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;обеспечить высокую степень дифференциации обучения;повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 3 раза;усовершенствовать контроль знаний;рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока. Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д. этап - контроль знаний. Могут быть использованы такие методы, как коллективная мыслительная деятельность, тестирование. этап - формирование умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей; возможно использование моделированного обучения, игровых и неигровых методов. Кроме интенсификации освоения учебной информации, активных методов обучения позволяет так же эффективно в процессе урока и во внеклассной деятельности осуществлять воспитательный процесс. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника, отвечающие современным потребностям общества. Но и это еще не все способности активных способов обучения. К ним обычно относят способность принимать решения и умение решать проблемы, коммуникативные умения и качества,умения ясно формулировать сообщения и четко ставить задачи, умение выслушивать и принимать во внимание разные точки зрения и мнения других людей, лидерские умения и качества, умение работать в команде и др. А сегодня многие уже понимают, что, несмотря на свою мягкость, эти навыки в современной жизни играют ключевую роль как для достижения успеха в профессиональной и общественной деятельности, так и для обеспечения гармонии в личной жизни.
Инновационность - важный признак современного образования. Образование меняется по содержанию, формам, методам, реагирует на изменения в обществе, учитывает мировые тенденции.
Образовательные инновации – итог творческого поиска учителей и ученых: новейшие идеи,технологии,подходы,методики обучения,вдобавок отдельные элементы учебно-воспитательного процесса. Мудрость обитателей пустыни говорит: "Можно привести верблюда на водопой, но нельзя заставить его напиться". Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса? Другая мудрость учит: "Скажи мне - я забуду. Покажи мне - я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь" По такому принципу в основу обучения положена собственная активная деятельность. И поэтому, одним из путей повышения результативности в изучении школьных предметов является внедрение активных форм работы на разных этапах урока.
Исходя из степени активности учащихся в учебном процессе, методы обучения условно разделяют на два класса: традиционные и активные. Принципиальное отличие этих методов заключается в том, что при их применении учащимся создают такие условия, при которых они не могут оставаться пассивными и имеют возможность для активного взаимообмена знаниями и опытом работы.
Цель использования активных методов обучения в начальной школе - формирование любознательности.
Поэтому, для учащихся можно создать путешествие в мир знаний со сказочными героями. В ходе своих исследований выдающийся швейцарский психолог Жан Пиаже высказал мнение, что логика не является врожденной, а развивается постепенно с развитием ребенка. Поэтому на уроках в 1-4 классах нужно использовать больше логических задач, связанных с математикой, языком, познанием окружающего мира и т.д. Задaчи требуют выполнения конкретных операций: интуитивное мышление, опирaющееся на детaльные представления об объектах, простые оперaции (классификация, обобщение, взаимно однозначное соответствие).
Рассмотрим несколько примеров использования активных методов в учебном процессе.
Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы состоит в том,что учитель методом искусно поставленных вопросах вдохновляет учащихся к рассуждению,к анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответственных теоретических выводов и обобщений. Беседа представляет собой не сообщaющий, а вопросно-ответный способ учебной рaботы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, анализу материала и обобщениям, к самостоятельному "открытию" новых для них выводов, идей, законов и т.д. Поэтому при проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания. Не менее важно и то, чтобы вопросы имели четкую последовательность и направленность, позволяющие учащимся глубоко осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.
Указанные специальные индивидуальности беседы делают ее очень активным способом обучения. Однако применение этого способа имеет и свои ограничения, ибо далековато не всякий материал можно излагать с помощью беседы. Этот способ чаще только применяется тогда, когда изучаемая тема является сравнимо легкой и когда по ней у учащихся имеется определенный припас представлений либо актуальных наблюдений, позволяющих осмысливать и усваивать познания эвристическим (от греч. heurisko - нахожу) путем. Активные методы предусматривают проведение занятий через организацию игровой деятельности учащихся. Педагогика игры собирает идеи,которые упрощают контакты в группе,обмен мыслей и эмоций,осознание определенных заморочек и поиск методов их решения. Она несёт вспомогательную функцию во всём процессе обучения. Заданием педагогики игры является предоставление методик, которые помогают в работе группы и образуют атмосферу, благодаря которой участники ощущают себя комфортно и отлично. Педагогика игры помогает ведущему реализовать различные потребности участников: потребность в движении, переживаниях, преодоление боязни, желании быть с другими людьми. Она также помогает перебороть робость, застенчивость, а также существующие общественные стереотипы.
Для активных способов обучения особенное место занимают формы организации образовательного процесса – неординарные уроки: урок - притча,игра,путешествие,сценарий,викторина,уроки - смотры познаний.На таких уроках активность детей возрастает, они с удовольствием помогают Колобку убежать от лисы, спасают корабли от нападения пиратов, запасают белке корм на зиму. На таких уроках ребят ждёт сюрприз, поэтому стараются трудиться плодотворно и как можно больше выполнить разнообразных заданий. Само начало таких уроков с первых минут увлекает детей: "Мы в лес за наукой сегодня пойдём" или "О чём - то скрипит половица…" Помогают повести такие уроки книги из серии "Я иду на урок в начальную школу" и конечно, творчество самого учителя. Они помогают учителю за меньшее количество времени приготовиться к урокам, провести их более содержательно, современно, интересно.
В моей работе особенное значение заполучили средства оборотной связи, которые дают возможность оперативно получить информацию о движении мысли каждого ученика, о корректности его действий в хоть какой то момент урока. Средства обратной связи используя для контроля за качеством усвоения знаний, умений, навыков. Средства оборотной связи имеет каждый ученик (изготавливаем сами на уроках труда либо получаем в магазинах),они являются значимым логическим компонентом его познавательной деятельности. Это сигнальные круги, карточки, числовые и буквенные веера, светофоры. Использование средств оборотной связи даёт возможность делать работу класса наиболее ритмичной, заставляя каждого ученика заниматься. Важно, чтобы такая работа проводилась систематически. Одним из новых средств проверки качества обучения являются тесты. Это качественный способ проверки результатов обучения, характеризующийся такими параметрами, как надёжность и объективность. Тесты проверяют теоретические знания и практические навыки. Современные методы обучения, главным образом, ориентированы на обучение не готовым знаниям, а деятельности по самостоятельному приобретению новых знаний, т.е. познавательной деятельности.
В практике многих учителей широко используется самостоятельная работа учащихся. Она проводится почти на каждом уроке в пределах 7-15 мин. Первые самостоятельные работы по теме носят в основном обучающий и корректирующий характер. С их помощью осуществляется оперативная обратная связь в обучении: учитель видит все недостатки в знаниях учащихся и своевременно устраняет их. От занесения в классный журнал оценок "2" и "3" можно пока воздержаться (выставляя их в тетради или дневнике учащегося). Такая система оценивания является довольно человечной, отлично мобилизует учащихся,помогает им лучше осмысливать свои затруднения и преодолевать их,содействует увеличению свойства знаний. Учащиеся оказываются лучше приготовленными к контрольной работе,у них исчезает ужас перед таковой работой,боязнь получить двойку. Количество неудовлетворительных оценок, как правило, резко сокращается. У учащихся вырабатывается положительное отношение к деловой, ритмичной работе, рациональному использованию времени урока.
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь время от времени пары минут довольно,чтоб встряхнуться,забавно и интенсивно расслабиться, вернуть энергию. Активные способы - "физминутки" "Земля, воздух, огонь и вода", "Зайчики" и практически все остальные дозволят сделать эт,не выходя из класса. Если учитель сам воспринимает роль в этом упражнении, кроме полезности себе,он поможет также и неуверенным и застенчивым ученикам активнее участвовать в упражнении.
1.3 Особенности активных методов преподавания математики в начальной школе
·использование деятельностного подхода к обучению;
·практическая направленность деятельности участников учебного процесса;
·игровой и творческий характер обучения;
·интерактивность учебного процесса;
·включение в работу разнообразных коммуникаций, диалога и полилога;
·использование знаний и опыта обучающихся;
·рефлексия процесса обучения его участниками
Другим необходимым качеством математика является интерес к закономерностям. Закономерность - это более размеренная черта повсевременно меняющегося мира. Сегодняшний день не может быть похожим на вчерашний. Нельзя увидеть дважды одно и то же лицо под одним и тем же углом зрения. Закономерности встречаются уже в самом начале арифметики. В таблице умножения имеется немало элементарных примеров закономерностей. Вот один из них. Обычно дети любят умножать на 2 и на 5, потому что последние цифры ответа легко запомнить: при умножении на 2 всегда получаются четные цифры, а при умножении на 5, еще проще, всегда 0 или 5. Но даже в умножении на 7 есть свои закономерности. Если мы посмотрим последние цифры произведений 7, 14, 21, 28, 35, 42, 49, 56, 63, 70, т.е. на 7, 4, 1, 8, 5, 2, 9, 6, 3, 0, то увидим, что разность между последующей и предыдущей цифрами составляет: - 3; +7; - 3; - 3; +7; - 3; - 3, - 3. В этом ряду чувствуется совершенно определенный ритм.
Если прочесть конечные цифры ответов при умножении на 7 в обратном порядке, то мы получаем конечные цифры от умножения на 3 Даже в исходной школе можно развить навык наблюдения за математическими закономерностями. В период адаптации первоклассников нужно стараться пристально относиться к маленькой личности, поддерживать её, переживать за неё,стараться заинтриговать учёбой, посодействовать,чтоб
предстоящее обучение для ребёнка проходило удачно и приносило обоюдную восторг учителю и ученику. Качество обучения и воспитания впрямую соединено со взаимодействием действий мышления и формирования у ученика осознанных познаний,крепких способностей, активными способами обучения. Залог свойства обучения - это любовь к детям и неизменный поиск. Непосредственное вовлечение обучаемых в учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением соответствующих методов, получивших обобщённое название методов активного обучения. Для активного обучения принципиальным является принцип особенности-организация учебно-познавательной деятельности с учётом личных возможностей и способностей. Сюда входят и педагогические приёмы, и особые формы занятий. Активные способы помогают сделать процесс обучения лёгким и легкодоступным каждому ребёнку. Активность обучаемых вероятна только при наличии стимулов. У детей начальной школы неустойчивые мотивы обучения. Поэтому в числе принципов активизации особенное место приобретает мотивация учебно-познавательной деятельности. Важным фактором мотивации является поощрение. о познавательные. Возрастные и психические индивидуальности младших школьников указывают на необходимость использования поощрений для заслуги активизации учебного процесса. Поощрением не только оцениваются положительные результаты, видимые в настоящий момент, но и само по себе оно побуждает к дальнейшей плодотворной работе. В поощрении заключается фактор признания и оценка достижений ребёнка, по мере необходимости - корректировка познаний,констатация фуррора,стимулирующая к предстоящим достижениям. Поощрение содействует развитию памяти, мышления,сформировывает познавательный интерес. Успех обучения зависит и от средств наглядности. Это таблицы,опорные схемы,дидактический и раздаточный материал,личные средства обучения,которые помогают сделать урок увлекательным,веселым, обеспечивающим глубочайшее усвоение программного материала. Индивидуальные средства обучения (математические пеналы, кассы букв,) обеспечивают вовлечение детей в активный процесс обучения,они стают активными участниками учебного процесса,активизируют внимание,мышление детей.
1. Использование информационных технологий на уроке математики в начальной школе.
В начальной школе нереально провести урок без вербования средств наглядности,нередко появляются трудности. Где отыскать подходящий материал и как лучше его показать? На помощь пришёл компьютер.
1.2Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:
·игровая деятельность;
·создание положительных эмоциональных ситуаций;
·работа в парах;
·проблемное обучение.
За последние 9 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек,искусно,отлично обладающий технологиями и информацией, имеет иной,новейший стиль мышления,принципно по другому подступает к оценке появившейся задачи,к организации собственной деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Очевидно,что в наиблежайшие десятилетия роль индивидуальных компьютеров,будет возрастать и в согласовании с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся исходного звена. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. В процессе исследования,разнообразного внедрения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не лишь по эталону, да и без помощи других,получающий нужную информацию из очень большего числа источников; умеющий её рассматривать,выдвигать догадки,строить модели,экспериментировать и делать выводы,принимать решения в сложных ситуациях. В процессе применения ИКТ происходит развитие обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:
развитие наглядно-образного, наглядно-действенного, теоретического, интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за счёт использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа;развитие коммуникативных способностей;формирование умений принимать среднее решение либо давать варианты решений в сложной ситуации (использование ситуационных компьютерных игр, нацеленных на оптимизацию деятельности по принятию решения);формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. ИКТ приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ;
обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обуславливающих активизацию познавательной деятельности;
углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач из различных предметных областей.
Использование информационных технологий на уроках в начальной школе является одним из самых современных средств развития личности младшего школьника, формирования его информационной культуры.
Учителя все чаще начинают употреблять способности компьтора в подготовке и проведении уроков в исходной школе. Современные компьютерные программы разрешают показать колоритную наглядность, предложить разные достойные внимания динамические виды работы,выявить уровень познаний и умений учащихся.
Меняется и роль учителя в культуре - он должен стать координатором информационного потока. Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, а знания - предметом относительным и ненадежным, так как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного обновления, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс.
Бурное развитие новейших информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Сегодня в традиционную схему "учитель - ученик - учебник" вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.
Для начальной школы это значит смену ценностей в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени обязана стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную при помощи их информацию для предстоящего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников, и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения - всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске или на флеш-карте Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
2.1 Классификация активных методов преподавания математики в
начальной школе по различным основаниям
По характеру познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративные (рассказ, лекция, беседа, демонстрация и т.д.);
репродуктивные (решение задач, повторение опытов и т.д.);
проблемные (проблемные задачи, познавательные задачи и т.д.);
частично-поисковые - эвристические;
исследовательские.
По компонентам деятельности:
организационно-действенные - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
стимулирующие - методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
контрольно-оценочные - методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.
По дидактическим целям:
методы изучения новых знаний;
методы закрепления знаний;
методы контроля.
По способам изложения учебного материала:
монологические - информационно-сообщающие (рассказ, лекция, объяснение);
диалогические (проблемное изложение, беседа, диспут).
По источникам передачи знаний:
словесные (рассказ, лекция, беседа, инструктаж, дискуссия);
наглядные (демонстрация, иллюстрация, схема, показ материала, график);
практические (упражнение, лабораторная работа, практикум).
По учету структуры личности:
сознание (рассказ, беседа, инструктаж, иллюстрирование и др.);
поведение (упражнение, тренировка и т.д.);
чувства - стимулирование (одобрение, похвала, порицание, контроль и т.д.).
Выбор способов обучения - дело творческое, но оно основано на знании теории обучения. Методы обучения нереально поделить,универсализировать либо разглядывать изолированно. Кроме того,один и этот же способ обучения возможно окажется действенным либо неэффективным зависимо от критерий его внедрения. Новое содержание образования порождает новейшие способы в обучении арифметике. Необходимы комплексный подход в применении методов обучения,их гибкость и динамичность.
Основными способами математического исследования являются:наблюдение и опыт;сопоставление;анализ и синтез;обобщение и специализация; абстрагирование и конкретизация. Современные способы обучения арифметике:проблемный(перспективный),лабораторный,программированного обучения,эвристический,построения математических моделей,аксиоматический и др.
Рассмотрим классификацию методов обучения:
Информационно-развивающие методы делятся на два класса:
Передача информации в готовом виде (лекция, объяснение, демонстрация учебных кинофильмов и видеофильмов, слушание магнитозаписей и др.) Самостоятельное добывание познаний(самостоятельная работа с книжкой,с обучающей програмой,с информационными базами данных – внедрение информационных технологий).Проблемно-поисковые методы: проблемное изложение учебного материала (эвристическая беседа), учебная дискуссия, лабораторная поисковая работа (предшествующая изучению материала), организация коллективной мыслительной деятельности в работе малыми группами, организационно-деятельностная игра, исследовательская работа. Репродуктивные способы:пересказ учебного материала, выполнение упражнения по эталону,лабораторная работа по аннотации,упражнения на тренажерах.ворчески-репродуктивные методы: сочинение,вариативные упражнения, анализ производственных ситуаций, деловые игры и другие виды имитации профессиональной деятельности.
Составной частью способов обучения являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся. Методические приемы - деяния,методы работы,направленные на решение определенной задачи. За приемами учебной работы скрыты приемы умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство, абстрагирование, конкретизация, выявление существенного, формулирование выводов, понятий, приемы воображения и запоминания).
2.2 Эвристический метод преподавания математики
Одним из главных способов,который дозволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения арифметике,является эвристический метод. Грубо говоря, этот метод состоит в том, что учитель ставит перед классом некоторую учебную проблему, а затем путем последовательно поставленных заданий "наводит" учащихся на самостоятельное обнаружение того или иного математического факта. Учащиеся постепенно, шаг за шагом, преодолевают трудности в решении поставленной проблемы и "открывают" сами ее решение.
Известно, что в процессе изучения математики школьники часто сталкиваются с различными трудностями. Однако в обучении, построенном эвристически, эти трудности часто становятся своеобразным стимулом для изучения. Так,к примеру,ежели у школьников находится недостающий припас познаний для решения какой-нибудь задачи либо подтверждения аксиомы,то они сами стремятся восполнить этот пробел, без помощи других"открывая" то либо другое свойство и тем сходу обнаруживая полезность его изучения. В этом случае роль учителя сводится к тому, чтобы организовать и направить работу ученика, чтобы трудности, которые ученик преодолевает, были ему по силам. Нередко эвристический метод выступает в практике обучения в форме так называемой эвристической беседы. Опыт многих учителей, широко применяющих эвристический метод, показал, что он влияет на отношение учащихся к учебной деятельности. Приобретя "вкус" к эвристике, учащиеся начинают расценивать работу по "готовым указаниям", как работу неинтересную и скучную. Наиболее важными моментами их учебной деятельности на уроке и в домашних критериях стают самостоятельные "открытия" того либо другого метода решения задачи. Явно возрастает интерес учащихся к тем видам работ, в которых находят применение эвристические методы и приемы.
Современные экспериментальные исследования, проведенные в русской и забугорной школах,свидетельствуют о полезности широкого использования эвристического способа при исследовании арифметики учащимися средней школы, начиная уже с исходного школьного возраста. Естественно, что в таком случае перед учащимися можно поставить только те учебные проблемы, которые могут быть поняты и разрешены учащимися на данном этапе обучения.
К сожалению,на нередкое применение эвристического способа в процессе обучения поставленных учебных заморочек требуется еще больше учебного времени,чем на исследование этого же вопроса способом сообщения учителем готового решения (доказательства, результата). Поэтому учитель не может использовать эвристический метод преподавания на каждом уроке. К тому же длительное использование только одного (даже весьма эффективного метода) противопоказано в обучении. Однако следует отметить, что "время, затраченное на фундаментальные вопросы, проработанные с личным участием учащихся, - не потерянное время: новые знания приобретаются почти без затраты усилий благодаря ранее полученному глубокому мыслительному опыту". Эвристическая деятельность либо эвристические процессы,хотя и содержат в себе интеллектуальные операции в качестве принципиального собственного компонента, вкупе с тем владеют некоторой спецификой. Именно поэтому эвристическую деятельность следует рассматривать как такую разновидность человеческого мышления, которая создает новую систему действий или открывает неизвестные ранее закономерности окружающих человека объектов (или объектов изучаемой науки).
Начало внедрения эвристического способа как способа обучения – арифметике можно отыскать еще в книжке известного французского преподавателя - математика Лезана "Развитие математической инициативы". В этой книге эвристический метод не имеет еще современного названия и выступает в виде советов учителю. Вот некоторые из них:
Основной принцип преподавания - "сохранять видимость игры, почитать свободу малыша,поддерживая иллюзию (если есть таковая) его собственного открытия истины"; "избегать в начальном воспитании малыша небезопасного искуса злоупотреблением упражнениями памяти", ибо это убивает его прирожденные свойства;учить, делая упор на энтузиазм к изучаемому. Известный методист-математик В.М. Брадис определяет эвристический метод следующим образом: "Эвристическим называется такой метод обучения, когда руководитель не сообщает учащимся готовых, подлежащих усвоению сведений, а подводит учащихся к самостоятельному переоткрытию соответствующих предложений и правил"
Но суть этих определений одна - самостоятельный, планируемый лишь в общих чертах поиск решения поставленной проблемы.
Роль эвристической деятельности в науке и в практике обучения математике подробно освещается в книгах американского математика Д. Пойа. Цель эвристики - исследовать правила и методы, ведущие к открытиям и изобретениям. Интересно, что основным методом, с помощью которого можно изучить структуру творческого мыслительного процесса, является, по его мнению, исследование личного опыта в решении задач и наблюдение за тем, как решают задачи другие. Автор пытается вывести некоторые правила, следуя которым можно прийти к открытиям, не анализируя той психической деятельности, в отношении которой предлагаются эти правила. "Первое правило - надо иметь способности, а наряду с ними удачу. Второе правило - стойко держаться и не отступать, пока не появится счастливая идея". Интересна приводимая в конце книги схема решения задач. Схема указывает, в какой последовательности нужно совершать действия, чтобы добиться успеха. Она включает четыре этапа:
. Понимание постановки задачи.
. Составление плана решения.
. Осуществление плана.
. Взгляд назад (изучение полученного решения).
В ходе выполнения этих этапов решающий задачу должен ответить на следующие вопросы: Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условие? Не встречалась ли мне раньше эта задача, хотя бы в несколько другой форме? Есть ли какая-нибудь родственная данной задача? Нельзя ли воспользоваться ею?
Весьма интересна с точки зрения применения эвристического метода в школе книга американского педагога У. Сойера "Прелюдия к математике".
"Для всех математиков, - пишет Сойер, - характерна дерзость ума. Математик не любит, когда ему о чем-нибудь рассказывают, он сам хочет дойти до всего"
Эта "дерзость ума", по словам Сойера, особенно сильно
проявляется у детей.
2.3 Специальные методы преподавания математики
Это адаптированные для обучения основные методы познания, применяемые в самой математике, характерные для математики методы изучения действительности.
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ Проблемное обучение - это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи основные черты научного поиска.
Проблемный метод обучения - обучение, протекающее в виде снятия (разрешения) последовательно создаваемых в учебных целях проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация - осознанное затруднение, порождаемое несоответствием между имеющимися знаниями и теми знаниями, которые необходимы для решения предложенной задачи.
Задача, создающая проблемную ситуацию, называется проблемой, или проблемной задачей.
Проблема должна быть доступной пониманию учащихся, а ее формулировка - вызывать интерес и желание учащихся ее разрешить.
Следует различать проблемную задачу и проблему. Проблема шире, она распадается на последовательную или разветвленную совокупность проблемных задач. Проблемную задачу можно рассматривать как простейший, частный случай проблемы, состоящей из одной задачи. Проблемное обучение ориентировано на формирование и развитие способности учащихся к творческой деятельности и потребности в ней. Проблемное обучение целесообразно начинать с проблемных задач, подготавливая тем самым почву для постановки учебных задач.
ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Программированное обучение - это такое обучение, когда решение задачи представлено в виде серьезной последовательности простых операций, в обучающих программах изучаемый материал подается в форме серьезной последовательности кадров. В эпоху компьютеризации программированное обучение осуществляется с помощью обучающих программ, которые определяют не только содержание, но и процесс обучения. В качестве преимуществ программированного обучения можно отметить: дозированность учебного материала, который усваивается безошибочно, что ведет к высоким результатам обучения; индивидуальное усвоение; постоянный контроль усвоения; возможность использования технических автоматизированных устройств обучения. Существенные недочеты
Внедрения этого способа: не всякий учебный материал поддается
программированной обработке; метод ограничивает интеллектуальноеразвитие
учащихся репродуктивными операциями; при его использовании наблюдается
недостаток общения учителя с учащимися; отсутствует эмоционально-чувственная
компонента обучения
2.4 Интерактивные методы преподавания математики и их преимущества
Процесс обучения неразрывно связан с таким понятием, как методика обучения. Методика - это не то, какими книжками мы пользуемся, а то, как организовано наше обучение. Иными словами методика обучения - это форма взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. В рамках сложившихся условий обучения процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия между учителем и учениками, целью которого является приобщение последних к тем или иным знаниям, навыкам, умениям и ценностям. Если брать обобщённо, то с первых дней существования обучения, как такового, и до сегодняшнего дня сложились, утвердились и получили широкое распространение всего три формы взаимодействия учителя и учащихся. Методические подходы к обучению можно подразделить на три группы:
1.Пассивные методы.
2.Активные методы.
3.Интерактивные методы.
Пассивный методический подход - это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель является основной действующей фигурой урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей. Обратная связь в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т.д. Пассивный метод считается самым неэффективным с точки зрения усвоения учащимися учебного материала, но его плюсы - это относительно нетрудоемкая подготовка урока и возможность преподнести сравнительно большое количество учебного материала в ограниченных временных рамках. Учитывая эти плюсы, многие учителя предпочитают его остальным методам. И действительно, в некоторых случаях этот подход успешно работает в руках умелого и опытного учителя, особенно если учащиеся уже имеют четкие цели, направленные на основательное изучение предмета.
Активный методический подход - это такая форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся ведут взаимодействие вместе в процессе урока и учащиеся сейчас не пассивные слушатели, а активные участники урокаЕсли в пассивном уроке основной действующей фигурой был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах. Если пассивныe уроки предполагали авторитарный стиль обучения, то активные предполагают демократический стиль. Активный и интерактивный методические подходы имеют много общего. В общем, интерактивный метод можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов. Просто в отличие от активных способов интерактивные нацелены на наиболее обширное взаимодействие учеников не лишь с учителем, да и Вместе и на преобладание активности учащихся в процессе обучения. Интерактивный ("Intеr" - это взаимный, "act" - действовать) - означает взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность нанимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).
Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий в том, что в процессе их выполнения не лишь столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый.
И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы. В современной педагогике накоплен богатейший арсенал интерактивных подходов, среди которых можно выделить следующие:
- Творческие задания;
-Работа в малых группах;
- Обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры и образовательные игры);
- Использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
-Социальные проекты, аудиторные методы обучения (социальные пpoeкты, соревнования, радио и газеты, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки);
- Разминки;
-Изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными видео - и аудио материалами, "ученик в роли учителя", каждый учит каждого, мозаика (ажурная пила), использование вопросов, Сократический диалог);
-Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем ("Займи позицию", "шкала мнении", ПОПС - формула, проективные техники, "Один - вдвоем - все вместе", "Смени позицию", "Карусель", "Дискуссия в стиле телевизионного ток - шоу", дебаты);
Разрешение проблем ("Дерево решений", "Мозговой штурм", "Анализ казусов")
Под творческими заданиями следует осознавать такие учебные задания, которые требуют от учащихся не обычного воспроизводства инфы, а творчества,так как задания содержат больший либо наименьший элемент неизвестности и имеют,обычно,несколько подходов. Творческое задание составляет содержание, основу любого интерактивного метода. Вокруг него создается атмосфера открытости, поиска. Творческое задание, особенно практическое, придает смысл обучению, мотивирует учащихся. Выбор творческого задания сам по себе является творческим заданием для педагога, поскольку требуется найти такое задание, которое отвечало бы следующим критериям: не имеет однозначного и односложного ответа или решения; является практическим и полезным для учащихся; связано с жизнью учащихся; вызывает интерес у учащихся; максимально служит целям обучения. Если учащиеся не привыкли работать творчески, то следует постепенно вводить сначала простые упражнения, а затем все более сложные задания.
Рaботa в мaлых группaх - это однa из сaмых фаворитных стратегий,потому что она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность участвовать в работе, практиковать способности сотрудничества,межличностного общения (в частности, умение слушать, производить общее мировоззрение,разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе неотъемлемая часть практически всех интерактивных способов,к примеру таковых,как мозаика,дебаты,публичные слушания,практически все виды имитаций и др. В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Начинать групповую работу следует, не торопясь. Мoжно организовать сначала пары. Уделить особое внимание учащимся, которые с трудом приспосабливаются к работе в небольшой группе. Когда учащиеся научатся работать в паре, переходить к работе в группе, которая состоит из трех учащихся. Как только мы убеждаемся, что эта группа способна функционировать самостоятельно, постепенно добавляем новых учащихся. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить делему наиболее детально и обучаются разглядывать
Вопрос с различных сторон. В таких группах строятся наиболее конструктивные отношения меж участниками.
Интерактивное обучение помогает ребенку не только учиться, но и жить. Таким образом, интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики.
Заключение
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.
Применять данные методики не обязательно все на одном уроке.
На уроках создаётся полностью допустимый рабочий шум при обсуждении заморочек: время от времени в силу собственных психических возрастных особенностей детки начальной школы не могут совладать со своими эмоциями. Поэтому эти методы лучше вводить постепенно, воспитывая у учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика. В тоже время не надо использовать эти методы без поиска ответа на вопрос: для чего их используем и какие в результате этого могут быть последствия (как для учителя, так и для учеников).
Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует улучшать те способы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают обучить учащихся интенсивно,без помощи других добывать познания,возбуждают их идея и развивают энтузиазм к предмету. В курсе математики много различных формул. Чтобы учащиеся могли свободно оперировать ими при решении задач и упражнений, они должны самые распространённые из них, часто встречающиеся на практике, знать наизусть. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического применения способностей для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения математике. Верный отбор видов учебной деятельности, различных форм и методов работы, поиск различных ресурсов для повышения мотивации учащихся к изучению математики, ориентация учащихся на приобретение компетенций, необходимых для жизни и
деятельности в поликультурном мире позволит получить требуемый
результат обучения.
Применение активных способов обучения не лишь увеличивает эффективность урока, да и гармонизирует развитие личности, что вероятно
тольков активной деятельности. Таким образом, активные способы обучения - это способы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не лишьучитель,но активны и ученики. Подводя результат,я отмечу,что каждый ученик увлекателен собственной уникальностью,и моя задача-сберечь эту уникальность,вырастить самоценную личность,развивать склонности и таланты,расширить способности каждого Я.
Литература
1.Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/ под общей ред.В.С. Кукушина.
2.Серия "Педагогическое образование". - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2004. - 336с.
.Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учеб. - метод. пособие/ Е.В. Зарукина, Н.А. Логвинова, М. М, Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
.Пометун О.И., Пироженко Л.В. Современный урок. Интерактивные технологии. - К.: А.С.К., 2004. - 196 с.
.Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования.
.Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО, 1998. - 64 с.
.Инновационные педагогические технологии: Активноеобучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /А.П. Панфилова. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 192 с.
.Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. - 520 с.
.Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Т.С. Панина, Л.Н. Вавиловва;
.Современные способы активизации обучения: учебное пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ под ред. Т.С. Паниной. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 176 с.
."Активные методы обучения". Электронный курс.
.Международный Институт Развития "ЭкоПро".
13.Образовательный портал "Мой университет",
.Анатольева Э. В "Применение информационных и коммуникативных технологий на уроках в начальной школе" edu/cap/ru
.Ефимов В.Ф. Использование информационно - коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. "Начальная школа". №2 2009г
.Молокова А.В. Информационные технологии в традиционной начальной школе. Начальное образование №1 2003. г
.Сидоренко Е.В. Методы математической обработки: ОО "Речь" 2001 стр.113-142.
.Беспалько В.П. Программированное обучение. - М.: Высшая школа. Большой энциклопедический словарь.
.Занков Л.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Занков Л.В. - 1965
.Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М: Просвещение, 1985.
.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1987.