Государственная пошлина: понятие, правовая природа, разновидности

Описание:
Теоретические основы государственной пошлины.
Современное состояние механизма правового регулирования государственной пошлины.
Перспективы развития законодательства о государственной пошлине.
Доступные действия
Введите защитный код для скачивания файла и нажмите "Скачать файл"
Защитный код
Введите защитный код

Нажмите на изображение для генерации защитного кода

Текст:

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Российской федерации

ФГБОУ ВО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

ГУКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА (филиал)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу «Финансовое право»

на тему:

«Государственная пошлина: понятие, правовая природа, разновидности»

Выполнила

студентка гр. ЮР-631                                      

Направление 40.03.01. «Юриспруденция»                         Соседова А.А.

Научный руководитель

к.э.н, доцент                                                                          Ноздрачев С.А.

Дата сдачи курсовой работы:

Дата защиты:

Оценка

Гуково

2020

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..........3

1. Теоретические основы государственной пошлины........................................5

1.1. Становление и развитие государственной пошлины в России........................5

1.2. Правовая природа и понятие государственной пошлины................................8

2. Современное состояние механизма правового регулирования государственной пошлины…………………………………...............................12

2.1. Динамика изменения законодательства о государственной пошлине.........12

2.2. Анализ правового режима государственной пошлины..................................14

3. Перспективы развития законодательства о государственной пошлине..18

3.1. Проблемы правового регулирования взимания государственной пошлины.........................................................................
............................................18

3.2. Пути совершенствования системы администрирования уплаты государственной пошлины.........................................................................
..............20

Заключение…………………………………………………………………...........23

Список использованных источников……………………………………..........25


Введение

В финансовом праве в области формирования системы налогов и сборов одной из задач выступает изучение правовой природы государственной пошлины и выработка критериев ее отграничения от налогов и иных платежей обязательного характера.

С уплатой государственной пошлины сталкиваются абсолютно все юридические лица и большинство физических лиц. Юридические лица считаются созданными со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Физические лица уплачивают государственную пошлину, например, за выдачу паспорта гражданина РФ, за государственную регистрацию заключения (расторжения) брака. Обращение в суды за защитой нарушенных прав и законных интересов также оплачивается государственной пошлиной.

Актуальность исследования обусловлена тем, что изучение правового режима государственной пошлины является необходимым как для развития финансово-правовой науки, так и для дальнейшего совершенствования законодательства в области налогов и сборов и правоприменительной практики.

Объект исследования составляют общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением, введением и взиманием государственной пошлины, с осуществлением контроля за правильностью ее исчисления и уплаты, а также в процессе привлечения к ответственности за нарушение порядка уплаты государственной пошлины.

Предметом исследования являются правовая природа государственной пошлины и правовые средства, составляющие ее правовой режим, а также теоретические и прикладные вопросы эффективности использования этих средств.

Целью курсовой работы является проведение комплексного анализа правовой сущности государственной пошлины, ее назначения и места в системе налогов и сборов в России, а также выявление недостатков в правовом регулировании государственной пошлины и определение направлений совершенствования ее нормативного правового регулирования.

В соответствии с указанной целью необходимо решить следующие задачи:

1) исследовать общественные отношения, связанные с взиманием государственной пошлины, и определить ее сущностные правовые признаки, позволяющие отграничить государственную пошлину от иных платежей обязательного характера;

2) определить место государственной пошлины в системе налогов и сборов в России и провести сравнительное исследование государственной пошлины и иных обязательных платежей;

3) проанализировать эволюцию правового регулирования государственной пошлины и развитие учения о пошлинах, а также выявить тенденции в правовом регулировании государственной пошлины в России;

4) проанализировать практику правового регулирования государственной пошлины, и сформулировать предложения по совершенствованию такого правового регулирования.

Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределила необходимость обращения к трудам Янжула И.И., Реут А.В., Егоровой Т.В., Пешковой Х.В. и других учёных.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав (шести параграфов), заключения и списка использованных источников.


1. Общие положения о государственной пошлины

1.1. Становление и развитие государственной пошлины в России

Чтобы понять, что собой представляет государственная пошлина, стоит сначала проследить эволюцию правового регулирования и определить тенденции развития законодательства о государственной пошлине. В настоящее время под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый государственными органами за определённые юридически значимые действия. Однако так было не всегда. Слово «пошлина» произошло от слова «пойти». Первоначально слово «пошлина» означало «то, что пошло с товара». А первыми пошлинами были таможенные сборы.

Кроме того, ещё в Древней Руси были известны судебные пошлины. И.И. Янжул, рассматривая происхождение судебных пошлин, указывал, что плата за отправление правосудия считалась вполне целесообразной и справедливой[1].

Упоминание о плате за отправление правосудия содержится в Русской правде. Так, если обвиняемый доказывал свою невиновность, он освобождался от наказания, но обязан был внести плату представителю княжеской власти за участие в суде и оправдание. Обвинитель за ложное обвинение вносил такую же сумму.

Основными прототипами современной государственной пошлины были крепостная пошлина и гербовый сбор.

Крепостные или явочные, как их также называют, пошлины являются сборами, взимаемыми при занесении имущественных сделок в официальные реестры или книги. Они появились в XVII в., в царствование Алексея Михайловича.

Как источник государственных доходов гербовый сбор был введён Петром I по Указу от 23 января 1699 г. в виде использования гербовой (клейменой) бумаги и накладывания на простую бумагу специальной государственной марки наряду с «крепостным порядком» совершения сделок (т.е. в различных приказах) в целях устранения беспорядка в изложении и совершении актов и сделок, в том числе обеспечения их законности и исправного взыскания пошлин в пользу казны[2]. С принятием в 1874 г. Гербового устава более широкое распространение получило употребление гербовых марок.

В тот период гербовый сбор рассматривался как разновидность пошлины, взимаемой за прямые государственные услуги, в том числе за удостоверение разных актов, с особым порядком взимания путём наложения штемпеля или продажи гербовых марок и бумаги.

Недостатками крепостной пошлины и гербового сбора являлись отсутствие в законодательстве четкой системы их взимания, несовершенство системы контроля над правильностью взимания, над поступлением доходов, полученных от продажи гербовых знаков в государственную казну, и, вследствие этого, неэффективность норм об ответственности за нарушение правил о крепостной пошлине и гербовом сборе.

Единая государственная пошлина была введена в России в 1930 году в ходе проведения налоговой реформы с целью упрощения системы налоговых и неналоговых изъятий средств в бюджет. В соответствии со ст. 1 Положения, утвержденного ЦИК и СНК СССР 02 сентября 1930 г. единая государственная пошлина взималась: за нотариальные действия, выполняемые нотариальными конторами; с исковых заявлений по делам, производящимся в порядке гражданского судопроизводства; за выдачу общегражданских заграничных паспортов, разрешений и виз на въезд в СССР и выезд из СССР; с письменных обращений и жалоб, подаваемых в правительственные учреждения и к должностным лицам; за регистрацию актов гражданского состояния и др[3]. Она заменила собой ряд пошлин, взимавшихся ранее, в том числе гербовый сбор. Однако понятие и место государственной пошлины в налоговой системе определены не были.

Таким образом, формально государственная пошлина в России ведет свою историю с момента проведения в СССР в 30-х годах XX столетия налоговой реформы. В соответствии с Указом Президиума Верховного совета СССР от 10.04.1942 г. «О государственной пошлине» государственная пошлина заменила единую госпошлину. Госпошлина уплачивалась наличными деньгами или пошлинными марками.

С середины 80-х годов XX века начался процесс расширения перечня юридически значимых действий, за которые взимается государственная пошлина. Это связанно с постепенной либерализацией экономики и переходом к рыночным отношениям. Кроме того, с принятием главы 25.3 Налогового кодекса РФ, регулирующей взимание государственной пошлины, сфера действия государственной пошлины была расширена за счет включения действий, за которые ранее взимались сборы или иные платежи.

Анализируя эволюцию правового регулирования государственной пошлины, можно прийти к выводу, что термин «пошлина» не имел легальной дефиниции до принятия в 1991 г. Закона РФ «О государственной пошлине».

Под общим наименованием «пошлина» объединялись платежи различной правовой природы: собственно пошлины и налоги. Термин «сбор» до принятия в 1993 году Конституции РФ и введения действие в 1998 году части первой Налогового кодекса РФ не рассматривался в качестве системообразующего понятия ни в законодательстве, ни в финансово-правовой науке. В Налоговый кодекс РФ понятие «сбор» включено на основании ст. 57 Конституции РФ, которая закрепляет обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы[4], и в которой понятие «сбор» противопоставляется понятию «налог» и охватывает собой собственно сборы, пошлины, взносы и иные виды обязательных платежей.

Развитие института государственной пошлины в современный период связано с унификацией правого режима государственной пошлины, взимаемой за совершение разных видов государственной деятельности, что связано с его закреплением сначала в Законе РФ «О государственной пошлине» (1991 г.), а с 2004 года – в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Таким образом, в ходе налоговой реформы, осуществляемой в России с начала 90-х годов XX столетия, законодатель пересмотрел нормативные правовые акты, определяющие место государственной пошлины в системе налогов и сборов РФ и регулирующие установление, введение и взимание государственной пошлины, а также порядок контроля за правильностью ее исчисления и уплаты. В результате в 2004 году в Налоговый кодекс РФ была включена отдельная глава, посвященная государственной пошлине, что указывает на начало нового этапа правового регулирования государственной пошлины.

1.2. Правовая природа и понятие государственной пошлины

Исследование правовой природы государственной пошлины необходимо начать с ее легальной дефиниции, которая содержится в части 2 Налогового кодекса РФ. В соответствии с ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственной пошлиной именуется сбор, который взимается с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации[5].

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что государственная пошлина относится к числу сборов. В научной литературе именно в таком ракурсе раскрываются категории «государственная пошлина» и «сбор»: за государственной пошлиной, как правило, не признают собственной, характерной только для нее, правовой природы. Такой подход обуславливает возможность применения при изучении правовой природы государственной пошлины разработок современных ученых в области познания категории «сбор».

Родовое понятие сбора содержится в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности[6].

Сбор хотя и не является прямым эквивалентом испрашиваемой плательщиком «публично-правовой услуги», тем не менее, по своей природе представляет собой индивидуально-возмездный платеж. В этом заключается принципиальное различие между сбором и налогом, последнее согласно пункту 1 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации является индивидуально-безвозмездным платежом, уплата которого не предполагает совершения в отношении конкретного плательщика каких-либо юридически значимых действий.

В статье 333.16 НК РФ законодатель выделяет такой основной признак государственной пошлины - как уплата её за совершение юридически значимых действий. Юридически значимые действия, по мнению Реут А.В., это действия, совершение которых является юридическим фактом, т.е. основанием возникновения, изменения или прекращения субъективных прав и обязанностей[7].

Доминирующим в настоящее время в правовом регулировании является видение уплаты пошлины через своеобразный барьер для получения определенных публичных услуг, повышающий сознательность плательщиков при обращении в уполномоченные органы за совершением юридически значимых действий, а также в ряде случаев предотвращающий злоупотребления плательщиками своими правами и способствующий добропорядочному поведению, т.е. с точки зрения процессуальной, превентивной, стимулирующей и воспитательной функций данного субинститута судебных расходов.

Д.А. Королев, исследуя сущность пошлин, указывал, что пошлина лишь сопровождает правительственное действие, которое было бы необходимо, если бы за него и не требовалось никакого особенного вознаграждения, так что действие это предпринимается не для дохода. Пошлины были им обозначены как налоги, которые требуются при особом соприкосновении граждан с правительством и являются поэтому вознаграждением за отдельные соединенные с издержками распоряжения исполнительной власти[8].

Говоря о понятии государственной пошлины, Закон «О государственной пошлине», регулирующий вопросы взимания государственной пошлины до введения в действие главы 25.3 Налогового Кодекса Российской Федерации, содержал менее объемную норму. Он определял государственную пошлину как установленный настоящим законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами[9].

Сравнивая приведенные определения, прежде всего, необходимо отметить, что Налоговый кодекс более точно определил правовую природу государственной пошлины - это не обезличенный с позиций налогового законодательства платеж, а именно сбор. В действующем законодательном определении по сравнению с определением, данным в статье 1 Закона РФ «О государственной пошлине», более расширено указаны органы, при обращении в которые взимается государственная пошлина, также уточнена формулировка наличия полномочий указанных органов на совершение юридически значимых действий.

Таким образом, место государственной пошлины в системе налогов и сборов Российской Федерации в настоящее время определяют следующие нормы. Во-первых, ст. 13 НК РФ, относящая государственную пошлину к федеральным налогам и сборам, устанавливаемым НК РФ и обязательным к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ). Во-вторых, п. 1 ст. 333.16 НК РФ, который относит государственную пошлину к числу сборов. Четкого критерия отграничения государственной пошлины от иных сборов законодателем не установлено.


2. Современное состояние механизма правового регулирования государственной пошлины

2.1. Динамика изменения законодательства о государственной пошлине

Динамика нововведений и изменений федерального законодательства показывает, что законодатель находится в постоянном поиске оптимальных путей решения проблем, возникающих в сфере взимания государственной пошлины на современном этапе развития общества.

Поправки, внесенные в Налоговый кодекс Федеральным законом № 325-ФЗ затронули и главу 25.3 НК РФ («Государственная пошлина»). В частности, изменениям подверглись ее положения, касающиеся порядка возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины (Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ)[10].

В свете развития информационных технологий процедура возврата госпошлины в 2020 году стала более удобной и продвинутой. С 1 января 2020 года его можно оформить и отправить через сайт «Госуслуги» либо региональные порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с единой системой идентификации и аутентификации. Новый механизм работает при обязательном соблюдении условия: заявление на соответствующую госуслугу подавалось и госпошлина за неё уплачивалась органу/должностному лицу таким же способом. То есть – через единый портал госуслуг.

Также можно вернуть государственную пошлину, если уполномоченное ведомство не рассмотрело заявление. А именно, вернуло заявление и (или) документы, которые чиновники не стали рассматривать. Так, поправками в ст. 333.40 НК РФ закреплено новое основание для возврата плательщику уплаченной им госпошлины – возвращение заявления о совершении юридически значимого действия и (или) документов без их рассмотрения уполномоченным органом (должностным лицом), совершающим данное действие. Отметим, что до 2020 года нельзя было вернуть госпошлину по этому основанию.

В главу 25.3 НК РФ внесен ряд иных изменений. В частности, уточнено, что при обнаружении ошибки в оформлении поручения на перечисление госпошлины, не повлекшей ее неперечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, уточнение платежа осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Кроме того, расширен перечень случаев, когда государственная пошлина не уплачивается. В их числе поправками прямо названо внесение в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации права без личного участия правообладателя.

В силу новой редакции п. 3 ст. 333.40 НК РФ законодатели уточнили, в каких случаях необходимы копии, а в каких – оригиналы документов для возврата госпошлины. Так, при внесении госпошлины наличными нужны подлинники платежных документов, а при безналичных перечислениях достаточно копий. Отметим, что до 2020 года копий было достаточно, чтобы вернуть лишь часть госпошлины. А вот для её возврата целиком нужны были только подлинники.

В 2019 году основным изменением при расчете государственной пошлины являлась отмена госпошлины за электронную регистрацию хозяйствующих субъектов. С 1 января 2019 года государственная пошлина не уплачивается в числе прочего за совершение юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 1, 3, 6 и 7 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ, в случаях направления в регистрирующий орган документов, необходимых для совершения таких юридически значимых действий, в форме электронного документа в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей[11].

Предполагается, что снижение размера государственной пошлины «до нуля» при подаче заявления для государственной регистрации, в том числе юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в форме электронного документа будет способствовать увеличению количества организаций и граждан, обращающихся за совершением вышеуказанных действий, в электронной форме, а также сокращению издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с открытием и деятельностью малого и среднего бизнеса, вовлечению большего количества граждан в предпринимательскую деятельность.

С другой стороны, были установлены новые виды госпошлины, такие как: за выдачу разрешений на выброс (сброс) радиоактивных веществ; за выдачу (продление, переоформление, пересмотр) комплексного экологического разрешения.

2.2. Анализ правового режима государственной пошлины

Государственная пошлина – федеральный сбор, урегулированный гл. 25.3 НК РФ, которая действует с 1 января 2005 г. Ранее государственная пошлина уплачивалась, в том числе на основании Закона РФ от 9 декабря 1991 г. № 20051 «О государственной пошлине» (ныне утратил силу).

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица (ст. 333.17 НК РФ). При этом указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;

2) выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, ВС РФ, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Перечень видов юридически значимых действий, для совершения которых в отношении плательщика необходимо уплатить государственную пошлину, а также размеры государственной пошлины предусмотрены в ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2, 333.33 НК РФ. Соответственно, государственную пошлину необходимо уплачивать[12]:

– при обращении в ВС РФ, суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды;

– при обращении в КС РФ и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации;

– при обращении за совершением нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор и (или) должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления;

– за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

– за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

– за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

– за совершение действий государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно–правовому регулированию в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней;

– за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

– за совершение действий уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации медицинских изделий;

– за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий.

Особенности уплаты государственной пошлины в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств устанавливаются ст. 333.20, 333.22, 333.25, 333.27, 333.29, 333.32 и 333.34 НК РФ.

Ставки государственной пошлины установлены различными способами для разных юридически значимых действий и их особенностей; не исключен дифференцированный подход в зависимости от категории плательщиков.

Обычно ставка пошлины установлена в твердой сумме. Достаточно редко гл. 25.3 НК РФ устанавливается процентная ставка государственной пошлины. Так, за право вывоза предметов коллекционирования по палеонтологии ставка государственной пошлины установлена как 10 % стоимости вывозимых культурных ценностей (подп. 34 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). По всей видимости, законодатель предпочитает твердые ставки пошлины, поскольку, как и в акцизах, он не исключает возможности занижения заинтересованным лицом расчетной стоимости для целей занижения государственной пошлины. Тем не менее, в ряде случаев ставка государственной пошлины устанавливается комбинированным способом.

Налоговый кодекс РФ предусматривает ситуации, в которых государственная пошлина не уплачивается – в ст. 333.35 установлены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. В частности, от уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица – Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы – по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражными судами, мировыми судьями, ВС РФ, КС РФ, при обращении в органы и (или) к должностным лицам, которые совершают нотариальные действия, и в органы, которые осуществляют государственную регистрацию актов гражданского состояния. Также в статьях 333.36 – 333.39 НК РФ предусмотрен широкий спектр льгот.

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины установлены в ст. 333.18 НК РФ. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. По общему правилу пошлина уплачивается авансом, до начала совершения в отношении плательщика юридически значимого действия. Например, пошлина подлежит уплате при обращении в КС РФ, ВС РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, административного искового заявления, жалобы.

Судебные органы по ходатайству заинтересованного лица, исходя из его имущественного положения, могут освободить заинтересованное лицо от уплаты государственной пошлины, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату (ст. 333.41, п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22, п. 3 ст. 333.23 НК РФ). Право суда на полное освобождения плательщика от уплаты государственной пошлины в настоящее время урегулировано в НК РФ, как отражение правовой позиции КС РФ: суд может снижать размер государственной пошлины вплоть до нулевого размера, если иное уменьшение размера государственной пошлины или предоставление отсрочки (рассрочки) ее уплаты не обеспечивают беспрепятственный доступ к правосудию[13].

Следует, однако, отметить, что на практике значительно чаще применяется отсрочка уплаты государственной пошлины, чем ее рассрочка (в связи с очевидной практической сложностью контроля за уплатой каждой части рассроченного платежа).


3. Перспективы развития системы администрирования уплаты государственной пошлины

3.1 Проблемы правового регулирования взимания государственной пошлины

Далее рассмотрим современные проблемы совершенствования механизма уплаты государственной пошлины в РФ. Действующее законодательство не является совершенным, так как правоотношения в обществе усложняются, появляются новые объекты права и правовые институты. Система государственного устройства и правового режима меняется и соответственно с этим меняются нормы права. В связи с этим всеми заинтересованными лицами, обладающими соответствующими компетенциями, должен регулярно производиться мониторинг норм действующего законодательства с целью оперативного выявления не актуальных и поэтому противоречащих его положениям, новым тенденциям норм в области юриспруденции.

В гл. 25.3. «Государственная пошлина» НК РФ, в частности в пп. 1 п. 1 ст. 333.19 и пп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ, сохраняются пробелы в последовательности мыслительных операций, используемых при применении построения норм законодательства о налогах и сборах. В названных статьях установлены размеры госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, а также арбитражными судами.

К примеру, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается на основании ст. 333.19 НК РФ в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

1) до 20 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 400 рублей;

2) от 20 001 рубля до 100 000 рублей - 800 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 20 000 рублей;

3) от 100 001 рубля до 200 000 рублей - 3 200 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей;

4) от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей - 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей т.д.

В случае если цена иска равна 20 000 руб. 01 коп., 100 000 руб. 15 коп. или 200 000 руб. 50 коп. и т.д., то каким способом расчета государственной пошлины следует воспользоваться плательщику сбора, если отсутствует прямая норма о том, что цена иска определяется в полных рублях и нет нормативных правил округления цены иска. По общим правилам математики округление должно производиться до целых рублей, а именно при цене иска менее 0,5 руб. не учитывается, а 0,5 руб. и более увеличивается до целых рублей.

Вместе с тем, Закон Российской Федерации от 09.12.1991 № 2005-1 «О государственной пошлине», утративший силу с 01.01.2005, наглядно содержал четкие и логично последовательные нормы о цене иска при расчете госпошлины, исключая неясности в толковании норм права.

В нынешнее законодательство также стоит внести подобную диверсификацию.

Кроме того, существующие в настоящее время размеры государственной пошлины, взимаемые по делам, рассматриваемым всеми судами общей юрисдикции, установленные в ст. 333.19 НК РФ, на наш взгляд, не отвечают компенсационной и ограничительной функциям, так как носят скорее символический характер, поскольку не могут в полной мере достичь желаемых результатов.

Данное мнение в свое время было озвучено и председателем Совета судей Российской Федерации, который выступил с предложением повысить судебную пошлину по ряду дел[14].

При существующем размере госпошлина утратила какой-либо экономический смысл и не способна выполнять свои функции. Затраты государства на работу судебной системы растут каждый год. В связи с этим разработан такой показатель, как «стоимость одного судодня». Этот показатель позволяет оценить, в какую сумму государству обходится один день работы судьи с учетом не только расходов на оплату труда судьи, но и расходов на работу судебного аппарата, эксплуатацию необходимых помещений и так далее. Если в 2014 году стоимость одного судодня составляла порядка 20 тысяч рублей, то в 2015 году эта стоимость выросла почти до 22 тысяч рублей, в 2016 году - до 24 тысяч рублей, а сегодня она составляет свыше 27 тысяч рублей[15].

Далее рассмотрим современные проблемы совершенствования уплаты государственной пошлины в свете развития информационных технологий.

При переводе предоставления услуги в электронную форму, так же как и при организации межведомственного взаимодействия, не проводится оптимизация административных процедур, что не позволяет реализовать преимущества автоматизации. Расходы органов, предоставляющих услуги, на взаимодействие с заявителями, несмотря на значительные бюджетные расходы на информационно-коммуникационные технологии, не сокращаются.

Обращение к электронному каналу получения услуги в редких случаях уменьшает для заявителя число посещений органа, предоставляющего услугу, или устраняет необходимость подачи бумажных документов.

3.2. Пути совершенствования системы администрирования уплаты государственной пошлины

Можно выделить следующие пути совершенствования государственной пошлины.

Выше было показано, что существующие размеры судебных пошлин едва ли можно рассматривать как создающие сколь-либо серьезное препятствие для заинтересованных лиц (участников споров) в получении судебной защиты.

Напротив, по ряду категорий дел размер госпошлины совершенно неадекватен их сложности и длительности рассмотрения, в связи с чем госпошлина фактически не выполняет своего назначения - покрытия затрат на соответствующую публичную деятельность (в данном случае - суда) - и, по сути, является символической.

Целесообразным шагом в такой ситуации станет соразмерное повышение государственной пошлины, позволяющее улучшить финансирование судебной системы и «отсечь» целый массив очевидно надуманных исков. Мировой практике уже давно известен целый ряд методов смягчения возможных негативных последствий повышения государственной пошлины. Комплексный подход к повышению государственной пошлины позволяет осуществить такое повышение без ущерба для доступа к правосудию, а также без серьезного экономического бремени на граждан и бизнес.

Однако нельзя не учитывать по меньшей мере следующих обстоятельств.

Во-первых, реализация этой идеи объективно приведет к увеличению госпошлины, и, следовательно, последняя будет являться более значимым экономическим фактором (по сути - условием) для обращения в суд, чем в настоящее время. В особенности это имеет значение для граждан, а также некоммерческих организаций, фермерских хозяйств и т.п. Поэтому повышение не должно затронуть дел, связанных с защитой социальных прав граждан, а также споров граждан с органами власти. Следует дифференцированно подходить к искам физических лиц, с одной стороны, и искам индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, с другой стороны. То есть разграничить бытовые и коммерческие иски.

Во-вторых, в этих условиях значимость возможности получения отсрочки (рассрочки) в уплате госпошлины существенно возрастает. В частности, необходимо сохранить, а при необходимости расширить льготы и рассрочки уплаты государственной пошлины для экономически слабых субъектов, рассмотреть возможность легализации «гонорара успеха», позволяющего фактически снять со сторон судебного спора бремя оплаты услуг судебного представителя за счет собственных средств, развития институтов инвестирования в судебные процессы и страхования на случай проигрыша дела и т.д.

Заявитель должен получить услугу с минимальными временными затратами, включая затраты на подготовку документов, регистрацию на порталах, обучение работе с новыми технологиями, посещение ведомств, ожидание в очереди, ожидание результата услуги, а также с минимальными финансовыми затратами, включая как затраты на оплату государственной пошлины.

Процедуры получения услуги должны быть насколько возможно формализованы, прежде всего, в части причин для отказа в предоставлении услуги. Все необходимые процедуры, требования к гражданину, критерии принятия решений должны быть установлены нормативно, а также дополнительно изложены на доступном для заявителя языке. Услуги должны пройти аудит и оптимизацию, направленные на сокращение требований к заявителям, их финансовых и временных расходов.


Заключение

Подводя итог проведенного исследования, можно сделать следующие выводы.

Чтобы понять, что собой представляет государственная пошлина, стоит сначала проследить эволюцию правового регулирования и определить тенденции развития законодательства о государственной пошлине. Формально государственная пошлина в России ведет свою историю с момента проведения в СССР в 30-х годах XX столетия налоговой реформы. Однако ещё в Древней Руси были известны судебные пошлины. Основными прототипами современной государственной пошлины были крепостная пошлина и гербовый сбор.

Развитие института государственной пошлины в современный период связано с унификацией правого режима государственной пошлины, взимаемой за совершение разных видов государственной деятельности, что связано с его закреплением сначала в Законе РФ «О государственной пошлине» (1991 г.), а с 2004 года – в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В соответствии с ст. 333.16 Налогового кодекса РФ государственной пошлиной именуется сбор, который взимается с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Место государственной пошлины в системе налогов и сборов Российской Федерации в настоящее время определяют следующие нормы. Во-первых, ст. 13 НК РФ, относящая государственную пошлину к федеральным налогам и сборам, устанавливаемым НК РФ и обязательным к уплате на всей территории РФ (п. 2 ст. 12 НК РФ). Во-вторых, п. 1 ст. 333.16 НК РФ, который относит государственную пошлину к числу сборов.

Действующее законодательство не является совершенным, так как правоотношения в обществе усложняются, появляются новые объекты права и правовые институты. Так, существующие в настоящее время размеры государственной пошлины, взимаемые по делам, рассматриваемым всеми судами общей юрисдикции, установленные в ст. 333.19 НК РФ, на наш взгляд, не отвечают компенсационной и ограничительной функциям, так как носят скорее символический характер, поскольку не могут в полной мере достичь желаемых результатов.

Целесообразным шагом в такой ситуации станет соразмерное повышение государственной пошлины, позволяющее улучшить финансирование судебной системы и «отсечь» целый массив очевидно надуманных исков.


Список использованных источников

Правовые акты

1.    Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014г. №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.

2.    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

3.    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000г. №117-ФЗ (в актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст.3340.

4.    Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. № 39. Ст. 5375.

5.    Федеральный закон «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 июля 2018 г. № 234-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 31. Ст. 4823.

6.    Закон РФ «О государственной пошлине» от 09 декабря 1991 г. № 2005-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 19. (Утратил силу)

Научная литература

1.    Егорова Т.В. Место государственной пошлины в системе налогов и сборов Российской Федерации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. № 11. 2018. - С. 271-280.

2.    Зинченко А.А. Правовые и экономические свойства государственной пошлины: влияние на юридическое регулирование платежа // Журнал экономических исследований. 2019. № 4. – С. 146-149.

3.    Королев Д.А. Правовая природа государственной пошлины // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 2. – С. 403-407.

4.    Крутышева Т.А. Государственная пошлина: назначение, механизм исчисления и уплаты, пути совершенствования // Мировая наука. 2019. № 11. – С. 360-362.

5.    Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть 1) // Журнал российского права. 2018. № 10. – С. 134-146.

6.    Николаева А.А. Эволюция развития государственной пошлины в России // Экономика и социум. 2020. № 1. – С. 583-587.

7.    Пешкова Х.В. Теоретико-правовые основы бюджетного устройства государства: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 315 с.

8.    Пиликин Г.Г. Становление финансового права России (теория и практика особой формы публичного права): монография. - М.: КОНТРАКТ, 2019. – 193 с.

9.    Реут А.В. Государственная пошлина как категория налогового права // Финансовое право. 2019. № 3. – С. 20-24.

10. Реут А.В. Правовое регулирование государственно         й пошлины // Закон. 2018. № 6. – С. 109-112.

11. Сергунина С.А., Рогова Т.Н. Роль государственной пошлины в формировании бюджетной системы Российской Федерации // Законодательство. 2019. № 1. – С. 78-84.

12. Торопыгин Г.Д. Теория и история налогообложения: учебное пособие. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2019. - 156 с

13. Финансовое право: учебник для бакалавров / Под ред. И.А. Цинделиани. – М.: Проспект, 2018. - 532 с.

14. Финансовое право: учебник. / Под ред. Э.Д. Соколовой. – М.: Проспект, 2019. – 499 с.

15. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. – М.: Статут, 2018. – 555 с.



[1] Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: учение о государственных доходах. – М.: Статут, 2018. – С. 233.

[2] Николаева А.А. Эволюция развития государственной пошлины в России // Экономика и социум. 2020. № 1. – С. 584.

[3] Пиликин Г.Г. Становление финансового права России (теория и практика особой формы публичного права): монография. - М.: КОНТРАКТ, 2019. – С. 97.

[4] Конституция Российской Федерации 1993 г. (в последней ред. Закона РФ о поправках к Конституции РФ от 21.07.2014г. №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №31. Ст. 4398.

[5] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. №117-ФЗ (в актуальной редакции) //Собрание законодательства РФ. 2000. №32. Ст.3340.

[6] Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ (в актуальной редакции) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

[7] Реут А.В. Правовое регулирование государственной пошлины // Закон. 2018. № 6. – С. 109.

[8] Королев Д.А. Правовая природа государственной пошлины // Пробелы в российском законодательстве. 2018. № 2. – С. 405.

[9] Закон РФ «О государственной пошлине» от 09 декабря 1991 г. № 2005-1 // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 19. (Утратил силу)

[10] Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2019. № 39. Ст. 5375.

[11] Федеральный закон «О внесении изменения в статью 333.35 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» от 29 июля 2018 г. № 234-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2018. № 31. Ст. 4823.

[12] Финансовое право: учебник. / Под ред. Э.Д. Соколовой. – М.: Проспект, 2019. – С. 327.

[13] Зинченко А.А. Правовые и экономические свойства государственной пошлины: влияние на юридическое регулирование платежа // Журнал экономических исследований. 2019. № 4. – С. 148.

[14] Момотов В.В. Судебная реформа 2018 года в Российской Федерации: концепция, цели, содержание (часть i) // Журнал российского права. 2018. № 10. – С. 141.

[15] Сергунина С.А., Рогова Т.Н. Роль государственной пошлины в формировании бюджетной системы Российской Федерации // Законодательство. 2019. № 1. – С. 81.

Информация о файле
Название файла Государственная пошлина: понятие, правовая природа, разновидности от пользователя Гость
Дата добавления 17.5.2020, 16:55
Дата обновления 17.5.2020, 16:55
Тип файла Тип файла (zip - application/zip)
Скриншот Не доступно
Статистика
Размер файла 30.53 килобайт (Примерное время скачивания)
Просмотров 409
Скачиваний 97
Оценить файл