Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ
Кафедра Общественного здоровья, здравоохранения и гигиены
Курсовая работа
Тема: «Современная профилактика гигиены органов зрения школьников»
Работу выполнила:
Студент медицинского факультета
Группа МЛ №208
Пляскина Ульяна Сергеевна
Преподаватель: Таджиева Анна Валиевна
Москва, 2016г
Содержание
Введение
ГЛАВА1. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Культура здорового образа жизни школьников и проблемы ее формирования в школе
1.2.Медицинский аспект появления глазных заболеваний
Выводы по первой главе
ГЛАВА2. ПРАВИЛА И МЕТОДИКИ ГИГИЕНЫ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Правила профилактики органов зрения
2.2. Методики профилактики органов зрения
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная стратегия развития российского общества направлена на создание оптимальных условий в школе, способствующих созданию культуры здорового образа жизни как основы физического и социального благополучия, всестороннего и полноценного развития личности ребенка.
Школе принадлежит решающая роль в создании основы высокой санитарной культуры и здоровья всего подрастающего поколения и, в конечном счете, всех наших граждан. В системе мероприятий по воспитанию здоровой молодежи важнейшее место занимает целенаправленное гигиеническое обучение и воспитание школьников. Оно решает задачу расширения предоставления учащихся по вопросам охраны и укрепления здоровья, закаливание организма путем правильного гигиенического поведения, физического воспитания, задачи повышения ответственности за охрану своего здоровья и организации среды в школе и дома в соответствии требованиями гигиены.
Любой метод, любое правило, используемые взрослыми в целях воспитания, теряют смысл, если они наносят ущерб здоровью. В данной курсовой работе рассматриваются наиболее эффективные правила и методы профилактики органов зрения школьников, которые наиболее благотворно влияют на здоровье школьников.
Исходя из актуальности проблемы исследования, мы определили тему: «Современная профилактика гигиены органов зрения школьников»
Цель – рассмотреть теоретически и практически представить актуальные правила и методики профилактики гигиены органов зрения школьников.
Объект исследования - профилактика гигиены органов зрения школьников.
Предмет исследования - правила и методики профилактики органов зрения.
В соответствии с поставленной целью сформулированы следующие задачи курсового исследования:
1. Выявить состояние исследуемой проблемы, определить и уточнить понятийный аппарат исследования;
2. Теоретически обосновать медицинский аспект появления глазных заболеваний школьников;
3. Выявить и представить правила профилактики органов зрения у школьников;
4. Раскрыть и обосновать применение методики профилактики органов зрения школьников.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литература по проблеме исследования.
ГЛАВА1. ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Культура здорового образа жизни и проблемы ее формирования в школе
Образ жизни ребенка есть не что иное, как некий способ интеграции потребностей и соответствующим им формам деятельности. Структура образа жизни выражается в отношениях субординации и координации между разными видами деятельности. Это выражается в распределении временного бюджета между видами жизнедеятельности, предпочтении определенным видам работ и отдыха. Обладая определенной автономностью и мировоззрением, личность ребенка формирует свой образ действий и мышления. Жизнедеятельность ребенка характеризуется частичной неупорядоченности и хаотичной организации: несвоевременный прием пищи, систематическое недосыпание (старший школьный возраст), недостаточная двигательная активность, малое по времени пребывание на свежем воздухе, злоупотребление курением, употребление алкогольной продукции и наркотических веществ. Это является следствием не совершенности развития мотивационной сферы, ценностной ориентации и социальных установок.
По мнению Кулакова С.А. одним из наиболее ярких показателей образа жизни ребенка является режим дня. Функционирование организма подвержено ритмическим изменениям, что требует четкого распределения видов деятельности: сон, прием пищи, учебная деятельность, трудовая деятельность, занятия спортом, прогулки и т.д. Правильно составленный режим дня позволяет более организованно и плодотворно использовать свободное время ребенка, является профилактическим средством проявления асоциального поведения и появления вредных привычек, опасных для здоровья ребенка. Каким образом составлен режим дня ребенка, как соблюдается режим дня и конечно личное отношение ребенка к соблюдению режима дня, во многом определяет заинтересованность ребенка в организации здорового образа жизни.
Вторым фактором, влияющим на здоровье ребенка, является наследственность, определяющая популяционное здоровье людей. Патогенная значимость этой группы факторов составляет 20 % (Лупундин). Этот фактор приобрел в настоящее время достаточно большой удельный вес, в связи с расширение круга заболевание генного характера, обусловленных:
- интенсификацией использования природных ресурсов, переработка которых обусловила скопление колоссального количества отходов, вредных для здоровья человечества. Появление соединений искусственного синтеза, к которым человек и весь животный и растительный мир не адаптированы в процессе эволюции;
- расширением круга вредных привычек: курение, токсикомания, алкоголизм, наркомания.
Уровень здоровья человека по мнению Кабанова А.Н., Чабовской А.П. зависит от генетического «фона», стадии жизненного цикла, адаптивных способностей организма, степени его активности и влияния факторов внешней (природной и социальной) среды. Согласно современным представлениям, большую роль в формировании адаптивных механизмов с учетом генетических особенностей, определяющих способность организма сопротивляться воздействиям вредных факторов (примерно на 50%) играет период раннего развития - 5-8 лет. Поэтому так остро стоит проблема формирования у ребенка навыков и умений в проведении мероприятий, направленных на укрепление здоровья и подавления агрессивности поврежденных генов, наследуемых от родителей (.
Третьим фактором, влияющим на здоровье ребенка, является экологический фактор. В настоящее время накоплен достаточно большой научный материал, доказывающий воздействие факторов окружающей среды (климат, погода, электромагнитные излучения, экологическая обстановка) на здоровье человека (в том числе и на детей), который необходимо использовать и учитывать в работе с детьми. Влияние на здоровье как непосредственно экологических факторов, так и тех, которые опосредованно воздействуют через экологию.
С древних времен известно о многообразии влияния климата на здоровье человека. Климат характеризуется определенным сочетанием метеорологических факторов - интенсивность солнечной радиации, электрическим состоянием атмосферы, влажностью, атмосферным давлением, скоростью и направлением ветра, наличием осадков. Как совокупность метеорологических, географических и ландшафтных условий данной местности, климат оказывают непосредственное влияние. И обусловлено оно, прежде всего, воздействием на условия теплообмена человека со средой - на кровообращение, кровоснабжение кожных покровов дыхательную систему, потоотделение.
Объемы экологического неблагополучия приобрели такие масштабы, что становятся определяющими в перспективах выживания всего живого на земле (ВОЗ). Загрязнения, относящиеся к факторам малой интенсивности (концентрация вредных веществ в организме), не вызывающие острого расстройства здоровья, нарушают природную гармонию функционирования, являясь причиной формирования хронических заболеваний. Причинно-следственную цепь этой патологии можно представить так: факторы агрессии нарушение обмена веществ развитие аутоксикации срыв адаптации, появление признаков клинической патологии.
Л.А. Матвеева, А.А. Машин, Л.Н. Морозова и др. о взаимосвязи здоровья детского населения и загрязнения окружающей среды можно пришли к следующим выводам:
- рост иммуннозависимых заболеваний и условной патологии;
- значительное увеличение уровня заболеваемости детей респираторными заболеваниями в эколого - неблагополучных регионах;
- увеличение процента неврологической патологии;
- значительную долю заболеваний составляют заболевания органов дыхания.
Четвертой группой факторов, влияющих на здоровье детского населения являются факторы ближайшего окружения. Эту мощную группу факторов образуют: учебно-воспитательная среда, бытовые условия жизни, внутрисемейные отношения (семейный социум).
Из наиболее опасных факторов, формирующихся в условиях учебно-воспитательного учреждения и воздействующих на детский организм от 4-х до 10 часов в сутки, можно выделить:
- гигиенические факторы: запыленность воздушной среды образовательного учреждения, несоответствие мебели гигиеническим нормам, недостаточная освещенность рабочих мест, нарушение систем водоснабжения и отопления учебных помещений, несоответствие калорийности и полноты вложения в рацион школьного питания и др.;
- учебно-организационные факторы: превышение максимально допустимой нагрузки в режиме учебного процесса, организационно-педагогические условия проведения занятий;
- психолого-педагогические факторы: психологический климат в классах и в школе в целом, личностные, психологические особенности учителей и характер их эмоциальных проявлений, профессиональная подготовленность учителя и др.
Отклонения от санитарных норм и правил, разработанных гигиенической наукой приводят к формированию школьной среды, на которую организм ребенка, учитывая его лабильность, морфологическое и функциональное несовершенство, отвечает развитием нарушений в состоянии здоровья, экзогенного характера. На основании многочисленных исследований в этой области в нашей стране сформировалась определенная ранжировка заболеваний школьников, вызванных особенностями учебно-воспитательного учреждения, в зависимости от возраста детей:
- у младших школьников (7-10 лет) преобладают заболевания органов дыхания, нарушение осанки;
- у средних школьников (10-14 лет) преобладают заболевания органов зрения, лор-заболевания, заболевания нервной системы;
- у старших школьников (15-17 лет) - заболевания органов зрения (за счет миопии), нервной системы и органов чувств (за счет психических расстройств); нарушение осанки.
Прогрессировать заболеваний с возрастом идет за счет болезней органов зрения и слуха, сердечно - сосудистой и эндокринных систем организма. Следует отметить, что данное распределение видов заболеваемости имеет свои специфические изменения или дополнения в каждом регионе России, связанные с социально-экономической и экологической ситуацией в регионах. Общим для всех регионов является ситуация значительного роста за время обучения в школе детей с близорукостью в 5 раз, нарушением опорно-двигательного аппарата в 1,5 раза, с аллергическими заболеваниями в 3 раза, с заболеваниями крови в 2,5 раза, с нервными заболеваниями в 2 раза. Подытоживая приведенные результаты исследования состояния здоровья школьников можно сделать заключение: «Среди школьников здоровыми могут считаться лишь 10 % выпускников школ, морфофункциональные отклонения имеют 50 %, хроническую патологию - 40%».
Таким образом, основными знаниями и умениями, которыми должен обладать современный школьник, ведущий здоровый образ жизни являются профилактические способы воздействия на органы зрения.
В параграфе 1.2. рассмотрим медицинский аспект появления глазных заболеваний школьников.
1.2. Медицинский аспект появления глазных заболеваний школьников
Глазное яблоко представляет собой сферу, состоящую из трёх оболочек. Наружная, фиброзная оболочка, состоит из непрозрачной склеры толщиной около 1мм, которая спереди переходит в роговицу. Снаружи склера покрыта тонкой прозрачной слизистой оболочкой - конъюнктивой.
Конъюнктиву
делят на три отдела: конъюнктива век; конъюнктива глазного яблока; конъюнктива
свода (место перехода конъюнктивы век на глазное яблоко). При закрытых веках
вся конъюнктива век и склеры образует как бы мешок с вместимостью 2 капель
жидкости.
Средняя оболочка склеры называется сосудистой. Из её названия понятно,
что она содержит массу сосудов, питающих глазное яблоко. Она образует, в
частности, цилиарное тело и радужку. Внутренней оболочкой глаза является
сетчатка. Сетчатка – истинная ткань мозга, выдвинутая на периферию, в ней
разделяют два отдела: оптическая часть сетчатки (от зрительного нерва до
зубчатой линии и представляет собой высокодифференцированную линию); слепая
часть сетчатки (от зубчатой линии до края зрачка, где она образует зрачковую
кайму коричневого цвета).
В
сетчатке различают 10 слоев, один из них – слой палочек и колбочек
Общее количество колбочек составляет около 7 млн., палочек – 130 млн. Палочки обладают
высокой световой чувствительностью, обеспечивают сумеречное и периферическое
зрение. Колбочки выполняют тонкую функцию: центральное форменное зрение и
цветоощущение.
Глаз имеет также придаточный аппарат, в частности, веки и слёзные органы. Движениями глаз управляют шесть мышц - четыре прямые и две косые. По своему строению и функциям глаз можно сравнить с оптической системой, например, фотоаппарата. Изображение на сетчатке (аналог фотоплёнки) образуется в результате преломления световых лучей в системе линз, находящихся в глазу (роговица и хрусталик) (аналог объектива). Рассмотрим, как это происходит подробнее.
Строение
переднего отрезка глаза. Свет, попадая в глаз, сначала проходит через роговицу
- прозрачную линзу, имеющую куполообразную форму (радиус кривизны примерно 7,5
мм, толщина в центральной части примерно 0,5 мм). В ней отсутствуют кровеносные
сосуды и имеется много нервных окончаний, поэтому при повреждениях или
воспалении роговицы развивается так называемый роговичный синдром, (слезотечение,
светобоязнь и невозможность открыть глаз).Передняя поверхность роговицы покрыта
эпителием, который обладает способностью к регенерации (восстановлению) при
повреждении. Глубже располагается строма, состоящая из коллагеновых волокон, а
изнутри роговица покрыта одним слоем клеток - эндотелием, который при
повреждении не восстанавливается, что приводит к развитию дистрофии роговицы,
то есть к нарушению её прозрачности. Поэтому во время проведения полостных
операций глаза (когда манипуляции проводятся с внутренней стороны роговицы)
этот слой всегда требует защиты специальными веществами - вискоэластиками.
Роговица - это линза, на долю которой приходится 40 диоптрий из всех 60
диоптрий общей преломляющей силы глаза. То есть, роговица - самая сильная линза
в оптической системе глаза. Это является следствием разницы показателей
преломления воздуха, находящегося перед роговицей, и показателя преломления её
вещества. Выйдя из роговицы, свет попадает в заполненную жидкостью так
называемую переднюю камеру глаза - пространство между внутренней поверхностью
роговицы и радужкой. Радужка представляет собой диафрагму с отверстием в центре
- зрачком, диаметр которого может меняться в зависимости от освещения,
регулируя поток света, попадающего в глаз. Периферия роговицы по всей
окружности практически соединяется с радужкой, образуя так называемый угол
передней камеры, через анатомические элементы которого (шлеммов канал,
трабекула и другие образования, имеющие общее название - дренажные пути глаза),
происходит отток жидкости, постоянно циркулирующей в глазу, в венозную систему.
За радужкой располагается хрусталик - ещё одна линза, преломляющая свет.
Оптическая сила этой линзы меньше, чем у роговицы - она составляет примерно
18-20 диоптрий. Хрусталик по всей окружности имеет цинновы связки, которые
соединяются с цилиарными мышцами, располагающимися в стенке глаза. Эти мышцы
могут сокращаться и расслабляться. В зависимости от этого цинновы связки могут
также расслабляться или натягиваться, в результате чего радиус кривизны хрусталика
меняется - поэтому человек может видеть чётко как вблизи, так и вдали.
Иногда цинновы связки полностью или частично отрываются (в результате травмы
или с возрастом) от места своего прикрепления и хрусталик меняет своё положение
- происходит его так называемый подвывих или вывих. При наличии катаракты такое
положение хрусталика может вносить свои коррективы в операцию по ее удалению.
Хрусталик представляет собой производное эктодермы и является эпителиальным
образованием, и как волосы и ногти, растет в течение всей жизни. Имеет форму
двояко выпуклой линзы, прозрачен, слегка желтоватый. Толщина хрусталика
колеблется от 3,6 до 5,0 мм, диаметр – от 9 до 10 мм, радиус кривизны передней
поверхности до 10 мм, а задней, более выпуклой от 6 до 9 мм. Передняя капсула
хрусталика обращена к радужке, задняя - к стекловидному телу, а границей между
ними служат цинновы связки. Такое подробное описание анатомии хрусталика даст
нам возможность понять, каким образом удаляется катаракта - мутный хрусталик, а
также как в глаз имплантируется искусственный хрусталик.
Вокруг экватора хрусталика, по всей его окружности располагается цилиарное
тело, являющееся частью сосудистой оболочки. Оно имеет отростки, которые
вырабатывают внутриглазную жидкость. Эта жидкость через зрачок попадает в
переднюю камеру глаза и через угол передней камеры удаляется в венозную систему
глаза. Баланс между продукцией и оттоком этой жидкости очень важен, так как его
нарушение приводит к развитию глаукомы.
Строение заднего отрезка глаза. За хрусталиком располагается стекловидное тело, занимающее большую часть глаза и придающее ему форму. Других функций оно не имеет, а свет практически не преломляет. Оно имеет желеобразную структуру в большинстве случаев, однако иногда оно может разжижаться. С другой стороны, в нем могут появляться уплотнённые участки в виде нитей или глыбок, наличие которых пациент ощущает в виде "мушек" и плавающих точек. Считается, что такие изменения часто возникают при близорукости и усиливаются с ростом её степени, а также с увеличением возраста пациента. В некоторых местах стекловидное тело тесно спаяно с сетчаткой, поэтому при образовании в нём уплотнений, стекловидное тело может тянуть себя сетчатку, иногда вызывая ее отслойку. Некоторые воспалительные заболевания глаз (так называемые увеиты), также могут приводить к появлению выраженных помутнений в стекловидном теле.
Современные болезни глаз – заболевания, связанные с нарушением рефракции (в большинстве случаев). Они могут быть наследственными, врожденными или приобретенными. Это:
- Астигматизм. Преломление света под разными углами, вследствие чего изображение неправильно фокусируется в разных точках сетчатки и человек видит окружающий мир нечетким и расплывчатым.
- Дальнозоркость (гиперметропия). Изображение фокусируется за сетчаткой, поэтому человек плохо видит близкорасположенные предметы.
- Близорукость (миопия). Изображение проецируется перед сетчаткой, в результате чего, человек плохо видит далеко расположенные предметы.
Сегодня эти болезни довольно быстро «молодеют» благодаря научно-техническому прогрессу. Мы и наши дети все меньше бываем на улице и все больше времени проводим у телевизора или компьютера. Кстати, при отсутствии лечения у детей, они могут привести к развитию косоглазия или амблиопии.
Не только дети и молодые страдают заболеваниями глаз, есть болезни,
предпочитающие новорожденных детей или людей среднего возраста и старше. У
первых часто бывают конъюнктивит или дакриоцистит (непроходимость слезного
канала). У вторых – глаукома и катаракта, дистрофия и отслоение сетчатки.
Пресбиопия. Некоторые из них развиваются как бы самостоятельно (причины их
развития так и не ясны), другие являются осложнением других болезней,
внутриутробных инфекций. Несмотря на бессимптомность многих заболеваний глаз,
все-таки есть некоторые признаки, по которым можно заподозрить развитие той или
иной болезни. Рассмотрим кратко, что может свидетельствовать о проблемах с
глазами:
· частые головные боли, искажение изображения, прищуривание (подношение предметов ближе к лицу) для лучшего видения – нарушение рефракции глаза, недостаток витаминов;
· тяжелые веки и ощущение попадания чего-нибудь в глаза – хронический конъюнктивит или болезнь роговицы;
· покраснения конъюнктивы, склеивание ресниц и век по утрам из-за выделений – конъюнктивит;
· нестерпимый зуд и покраснения век – блефарит;
· обильное слезотечение, спазмы век, светобоязнь – патология роговицы;
· внезапная слепота – отслоение сетчатки, травма глаза;
· временное затуманивание зрения, снижение остроты зрения – катаракта, глаукома;
· сильные глазные боли и резкое снижение зрения – острый иридоциклит.
Часто нарушения рефракции глаза у человека начинаются в детском возрасте и именно в этот период лучше всего поддаются коррекции. Потратив лишний час своего времени на обучение малыша зрительной гигиене можно помочь избежать ему трудностей в будущем. Нужно следить за тем, как он себя чувствует, смотрит телевизор или работает за компьютером, делает домашнее задание:
1. Книга, тетрадка или монитор должны располагаться не менее чем в 30 см от глаз.
2. После каждых 30 минут занятий ребенок должен давать глазам 5-минутную передышку. Он может просто посидеть с закрытыми глазами, а может побегать или попрыгать в это время. При расположенности к развитию патологий время зрительных нагрузок желательно сократить до 20 минут, а время отдыха увеличить.
3. Телевизор можно смотреть на расстоянии не менее 3-4 м.
4. Если ребенок неважно себя чувствует, то не стоит подвергать его лишним зрительным нагрузкам.
5. 10-14 лет самый опасный возраст, в это время особенно важно обследовать ребенка у офтальмолога.
Необходимо помнить, что недостаток витаминов – одна из причин развития глазных заболеваний и зрительных расстройств. Ребенок должен потреблять достаточное количество микроэлементов, предназначенных для поддержания здоровья глаз (А, Е, С, витамины группы В, цинк и кальций). Многие из них прекрасно усваиваются из натуральных источников, но в случае необходимости, можно прибегнуть к помощи фармакологических витаминов.
И самое главное – ребенок должен как можно чаще бывать на свежем воздухе. Физически здоровых детей глазные болезни чаще обходят стороной. Родителям, а также бабушкам и дедушкам, соблюдение этих несложных правил будет прекрасной профилактикой развития возрастных заболеваний зрительной системы. Особенно важно обращать на появление некоторых симптомов у детей. Современное офтальмологическое оборудование позволяет выявить болезни даже у новорожденных и малышей, которые еще не могут сформулировать, что именно их беспокоит.
Выводы по первой главе
В целом причин для возникновения заболеваний органов зрения у человека великое множество. Их развитие может быть связано с неправильными условиями для зрения, повышенными зрительными нагрузками, неблагоприятной экологической обстановкой. Не последнее место среди причин занимают вредные привычки и недостаток витаминов, отсутствие гигиены (инфекционный конъюнктивит).
Тысячи людей могли бы остаться зрячими, если бы заболевание глаз было выявлено своевременно. Профилактическое обследование у офтальмолога хотя бы раз в два года позволяет выявить серьезные болезни на ранней стадии развития и спасти человека от слепоты. Естественно, что при появлении подобных симптомов не нужно ставить диагноз самостоятельно, а желательно обратиться к офтальмологу для проведения нормального обследования. В повседневной жизни следует обращаться к элементарным правилам и методикам гигиены органов зрения. Рассмотрим данный аспект во-второй главе курсового исследования.
ГЛАВА2. ПРАВИЛА И МЕТОДИКИ ГИГИЕНЫ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Правила профилактики органов зрения
Естественно, правильный образ жизни скажется на здоровье глаз. Он поможет укрепить их и сделать иммунную систему более сильной, способной противостоять инфекциям. Но правила гигиены органов зрения у детей и у взрослых должны соблюдаться как дополнительное укрепление, направленное на поддержку нормальной зрительной функции в течение жизни.
Рассмотрим более подробно, в чем заключается гигиена органов зрения, обозначим основные пункты. И пусть эта памятка гигиена зрения будет сопровождать на протяжении всей жизни. Очень важно соблюдать правила систематически, только тогда результат будет заметен.
- Чтение. Любое чтение должно сопровождаться достаточным количеством света. При плохом освещении глаза быстро привыкают к постоянному прищуриванию, в итоге может развиваться близорукость. Световой прибор должен устанавливаться за спиной читающего, иметь не слишком яркий, но достаточный свет для нормальной видимости на расстоянии порядка 30 см от глаз. Также желательно не заниматься чтением в движении, например, в транспорте. Глаза переживают серьезную нагрузку в процессе оптической перестройки на изменение расстояния. Оно минимально, однако при постоянной такой нагрузке обязательно скажется на зрении.
- Письмо. Особенно это важная часть в гигиене зрения для детей школьного возраста и студентов, когда приходится много писать. У левшей освещение должно идти справа, а у правшей — наоборот. Таким образом, не будет на листе тени от руки.
- Расстояние. Монитор компьютера должен располагаться не менее 50 см от глаз, при чтении — 30 см. Телевизор лучше всего смотреть на расстоянии не менее 80 см от глаз.
- Достаточно увлажнения. Это касается человека с первых дней жизни. У новорожденных, например, из-за сухости воздуха могут закупориваться слезные каналы, что приводит к воспалительным процессам и может повлиять на зрение. У взрослых пересушивание слизистой глаза происходит при длительной работе за компьютером. Избежать этого поможет установка увлажнителя воздуха либо применение специальных увлажняющих капель для глаз.
- Перерыв. Очень важно при любом напряжении глаз делать короткие перерывы. В это время можно просто посидеть с закрытыми глазами, рассредоточено посмотреть вдаль либо сделать несколько простых упражнений, например, двигать глазами в разные стороны, несколько раз, без фокусировки на определенной точке.
- Яркий свет. Очень важно беречь глаза от ультрафиолета. Он губительно влияет на сетчатку и может вызвать нежелательные и серьезные последствия. Для этого в солнечную погоду необходимо надевать солнцезащитные очки. То же касается и зимней солнечной погоды при выпавшем снеге. Он очень сильно отражает лучи, что также сказывается на глазах.
- Лечение. Очень важно своевременное обращение к специалисту, если замечены малейшие изменения функции органов зрения либо воспалительные процессы глаз.
- Использовать мягкие моющие средства. Именно поэтому для детей были разработаны специальные шампуни и гели, которые, попадая в глаза, не вызывают раздражения. Если слизистая очень восприимчива, данными средствами можно пользоваться и взрослым.
Главное помнить, что гигиена зрения — предупреждение глазных болезней.
Простой способ укрепить глаза – правильная гимнастика. Приведем несколько простых упражнений, которые можно выполнять несколько раз в день и которые помогут укрепить глазные мышцы:
- Моргание. Несколько раз в течение минуты нужно моргать максимально интенсивно, после чего необходимо попробовать поморгать с закрытыми глазами.
- Изменение фокусировки. Для начала посмотреть вдаль на самую отдаленную точку, после чего перевести взгляд на кончик носа. Досчитав до 10 в таком состоянии, снова посмотреть вдаль.
- Массаж. Особенно он полезен при серьезной работе, требующей большей сосредоточенности. Для этого необходимо кончиками пальцев похлопать закрытые глаза поверх век. Нельзя применять силу, движения надо выполнять легко и аккуратно.
Более серьезные упражнения для восстановления глаз описываются в различных методиках. Но они требуют серьезного систематического подхода и определенного интервала времени. Поэтому перед их применением желательно обратиться к специалисту за консультацией.
Для защиты зрения от различных повреждающих факторов, улучшение зрительной функции глаз и повышения эффективности комплексной коррекции их заболеваний следуйте простейшим правилам:
1. Комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Укомплектуйте компьютер хорошим монитором, правильно его настройте, используйте качественные программы.
2. Специальное питание для глаз. Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе «близоруких» должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
3. Гимнастика для глаз. Существуют компьютерные программы, имитирующие отдых для глаз. Трудно сказать, насколько они действенны. Наверное, лучше те же 10 минут отдохнуть по-настоящему, чем разглядывать экран с имитацией отдыха или выполнить комплекс упражнений для глаз. Наибольшую пользу гимнастика для глаз приносит на первых стадиях ослабления зрения. Желательно выполнять "глазной" комплекс упражнений и тем, кто работает за компьютером, и тем, чьи глаза склонны к переутомлению. Гимнастика для глаз обычно занимает не более пяти минут.
4. Снять усталость, предотвратить болезни глаз помогают компрессы, промывания глаз черным и зеленым чаем, теплые примочки на закрытые глаза из отвара ромашки.
5. Помните о вреде очков, особенно контактных линз, даже если они подобраны в кабинете врача. Никогда не покупайте очки в подземном переходе!
6. Нужно беречь глаза от ультрафиолетового воздействия солнечных лучей.
7. Контроль уровня глюкозы в крови! Сахарный диабет – одна из причин, ведущая к нарушению зрения.
8. Контроль артериального давления.
9. Полезны для глаз витамины (особенно комплексные поливитамины, в которых витамины сочетаются с микроэлементами: цинком, кальцием), все препараты на основе черники, препараты, содержащие специфически антиоксиданты для укрепления сетчатки глаза.
Здоровье глаз напрямую зависит от качества питания. Неправильное питание, нехватка витаминов, цинка, биологически активных веществ лютеина и зеаксантина могут привести к различным заболеваниям глаз и нарушению зрения, в частности развитию возрастной дегенерации макулы. Это – самая распространенная причина нарушения зрения у людей старше 40 лет. Из 7,3 миллионов россиян, находящихся в группе риска, более чем 2,3 миллиона страдают возрастной дегенерацией макулы. Витамины С, Е и селен защищают глаза от активно образующихся под воздействием ультрафиолетовых лучей свободных радикалов. Цинк помогает стабилизировать защитный пигмент клетчатки глаза. Лютеин и зеаксантин – два каротиноида, отвечающие за плотность пигмента в сетчатке, играют ключевую роль в защите глаз. Научные исследования доказали, что оба компонента выступают в роли «внутренних солнечных очков», так как они «фильтруют» голубой свет и защищают от свободных радикалов. Эти каротиноиды – самые главные составляющие защитной системы глаз.
Здоровый рацион питания, в котором присутствуют капуста, шпинат, брокколи, орехи, брюссельская капуста, кукуруза и т.д. способствует укреплению и улучшению работы различных структур глаза и может предотвратить нарушения зрения. Однако, в среднем, каждый европеец потребляет только одну восьмую или шестую этих количеств; более того, потребление полезных веществ снижается с каждым годом. Поэтому необходимо многократно увеличить потребление овощей, содержащих лютеин и зеаксантин, таких, как шпинат, брокколи, горох, листовая и брюссельская капусты, яичный желток и кукуруза. Особенно это важно у людей старшей возрастной группы (40 лет и старше), так как с возрастом естественная защита глаз ослабляется и нуждается в большей защите.
2.2. Методики профилактики органов зрения школьников
Методика массажа и самомассажа мышц задней и боковой поверхности шеи.
Как показали исследования, массаж шейного отдела может стабилизировать зрительные функции и служить одним из методов в комплексном лечении близорукости. Этот массаж нужно проводить 2 – 3 раза в неделю. Его можно выполнять с помощью партнёра, либо заменять самомассажем.
Массаж и самомассаж выполняются в положении сидя на стуле. При массаже, сидя верхом на стуле, руки кладут на спинку, голову опускают на них. Массажист стоит сбоку и массирует левой рукой правую часть шеи, а правой – левую. Выполняются поглаживание, выжимание и разминание. При поглаживании движение руки начинается от границы волосяного покрова (волосы необходимо поднять) и завершается на дельтовидной мышце. Движения выполняются ритмично одной либо двумя руками без значительного давления – 30 – 40 сек. (с одной стороны). Затем следует выжимание без большого давления – 20 – 30 сек. Используются следующие приёмы разминания: одной рукой, затем «щипцы» и двойное кольцевое (двумя руками) продолжительностью 2 – 3 мин. Можно применять вибрацию кулаком продолжительностью 10 - - 20 сек. Завершается массаж поглаживанием – 4 – 6 движений.
Массаж задних и боковых мышц шеи занимает около 10 мин. При самомассаже следует сесть на стул ровно, облокотившись на его спинку, голову держать прямо. Выполняются следующие элементы: 1) поглаживание одной и двумя руками – 20 – 30 сек.; 2) растирание четырьмя пальцами по кругу – 1 мин.; 3) разминание одной и двумя руками – приём «щипцы» – 1 мин. Общая продолжительность самомассажа 5 – 6 мин.
Метод Бейтса. Одним из первых русских ученых, вопросов профилактики глазных заболеваний, коснулся доктор медицины и химии, адъютант-профессор анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии Федор Гильтебрандт. В настоящее время существует много различных методов и приемов, которые применяются для профилактики и лечения органов зрения.
Очень интересен метод американского врача-офтальмолога У.Бейтса. Он пришел к выводу, что главной причиной ухудшения зрения является психическое напряжение. Каждому виду аномалии рефракции соответствует свой собственный вид напряжения, которым она (аномалия) и вызывается.
Систему Бейтса можно разделить на три части:
1. Общее (физическое) расслабление.
2. Психическое расслабление.
3. Дополнительные методы, способствующие улучшению зрения.
Для лечения близорукости (миопии) американский офтальмолог У. Бейтс предлагает следующие упражнения, которые он разработал после ознакомления с методикой совершенствования зоркости индейцев. Он определил, что феноменальная зоркость североамериканских индейцев не является генетической особенностью, а вырабатывается в раннем детстве с помощью упражнений. Вот некоторые из них:
· Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке – карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
· Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.
· Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.
· В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть рукой и дать им отдых. Повторить 15 раз
· Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
· Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свои наручные часы. Повторить 15 раз.
Эти и подобные упражнения У. Бейтс рекомендует выполнять 2 раза в день. Спустя месяц, сделать паузу на 2 – 3 недели, а потом начать все сначала. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаза.
Вспомогательные дыхательные упражнения по методу Бейтса.
Упражнение. Откройте окно, а еще лучше выйдите на улицу, и сделайте глубокий вдох. Представьте во время вдоха кислородный ток, идущий по вашему телу. Выдохните воздух. После нескольких таких подготовительных вдохов можно приступить к непосредственной оксигенизации глаз.
Сделав глубокий вдох и задержав его, наклонитесь вперед, согнувшись в талии, и опустите голову к полу. Можете слегка согнуть колени, чтобы облегчить себе задачу – опустить голову ниже, чем находится сейчас ваше сердце. Тогда обогащенная кислородом кровь прильет к голове и глазам. Это поможет удалению токсичных ядов, накопившихся в тканях глаз. Кислород очистит ваши глаза от токсинов и отходов жизнедеятельности. Оставайтесь в этом положении до счета «пять».
Всего в течение дня надо делать по крайне мере 10 таких очистительных дыханий. Набирайте это количество постепенно, а не сразу, во избежание неприятных ощущений.
Упражнения Трактат на Ом-карте. Приведенные ниже варианты упражнений с Ом-картой (см. рис. 4, нетрадиционная медицина) способствуют развитию чувствительности центральной ямки (макулы) сетчатки, росту остроты зрения и улучшению кровоснабжения глаз.
Вариант 1. Направьте свой взгляд на исходную точку знака в центре Ом-карты и заметьте, что часть, на которую вы смотрите, кажется самой четкой. Затем начните медленно перемещать свой взгляд по знаку. Все время обращайте внимание на то, что часть, на которую вы смотрите в данный момент, кажется чернее всего остального. Повторите упражнение три раза. Заметьте, что весь знак кажется теперь приобретшим более темный оттенок. Этот вариант упражнения можно делать на расстоянии от 30сантиметров до 3 метров от Ом-карты.
Образец. Рис. 4. Ом-карты.
Вариант 2. Вокруг знака имеется ломаная линия. Перемещайте свой взгляд по отрезкам ломаной линии и обратите внимание на то, что отрезок, на который вы смотрите сейчас, виден имеющим более темный цвет, нежели остальные. Когда вы перемещаете взгляд, двигайте вместе с ним и голову. Во время выполнения упражнения делайте мягкие моргания на каждом изломе. Упражнения можно делать, стоя от Ом-карты на расстоянии от 30 сантиметров, до 1,5 метров.
Вариант 3. Вокруг знака проведена окружность. Перемещайте свой взгляд, двигая одновременно глаза и голову, по окружности. Делайте это сначала, открыв глаза, а потом, закрыв их и представляя себе окружность.
Упражнения оздоровительной системы хуашаньской школы. Методика сохранения молодости, продления жизни школы Дао, передававшаяся из поколения в поколение, выдержала тысячелетнее испытание временем. Современная наука доказала ее эффективность. Это – драгоценный опыт оздоровления и долголетия, сохраненный даосами и найденный в сокровищнице многотысячелетней истории китайского народа.
Таблица№1
№ |
Наименование упражнения |
Описание выполнения |
1 |
«Сияние трех звезд» |
Исходное положение. Встать спокойно, ноги вместе, расправить грудь, подтянуть живот, расслабить мышцы, на лице улыбка. Руки спокойно опущены вдоль туловища. Дышать медленно, размеренно. Взгляд устремлен вперед. Руки медленно поднимаются вперед-вверх, ладони вниз. Когда руки поднимаются выше головы, ладони повернуть вверх – пальцы против пальцев. Пальцы сомкнуть, руки выпрямить. Пятки чуть оторвать от земли. Одновременно расправить грудь, втянуть живот, вдохнуть как можно больше воздуха. Вдох делать медленно, беззвучно. Закончив вдох, руки опустить вниз медленно, по той же линии, что и поднимали. Вернуться в исходное положение. Одновременно сделать выдох (весь «грязный» воздух выходит). Выполнить упражнение подряд 3 раза. Первая часть упражнения называется «Звезда счастья», вторая – «Звезда богатства», третья – «Звезда долголетия», все вместе – «Сияние трех звезд». |
2 |
«Орел точит когти» |
Исходное положение такое же, как в упражнении 1. Движения этого упражнения являются продолжением предыду-щего. Когда руки из положения выше головы опускаются вниз и доходят до уровня колен, ладони соединяются и помещаются между ними. Тело наклоняется вперед, колени сгибаются и сильно сжимают кисти рук. После этого пятки обеих ног отрываются от земли и тут же снова опускаются. Одновременно ладони трутся одна о другую. Повторить эти движения (непрерывно) 8 раз. Во время трения одна ладонь перемещается относительно другой не более чем от центра до кончиков пальцев; ладонь от ладони не отрываете. ВНИМАНИЕ! При трении ладоней прикладывать умеренную силу, добиваться возникновения между ними тепла. Наклон туловища должен выполняться свободно и естественно. Это упражнение противопоказано беременным. |
3 |
«Три поглаживания глаз» |
Исходное положение. Ноги вместе, встать прямо. Сомкнутые ладони поднять вверх до уровня выше носа (ладони плотно прижаты друг к другу). Затем ладони разомкнуть, закрыть ими глаза. Горячие после трения от предыдущего упражнения и смыкания ладони осторожно прижимать к глазам 8 раз. Даосы называют эти движения «Прижимания глаз». Затем ладони выгнуть (руки остаются на месте – у глаз), образуя полусферы. Глаза открыть, вращать ими слева на право и справа на лево 8 раз в каждую сторону. Это по-даоски «вращение глаз». В заключении под ладонями открывать и смыкать веки (8 раз). Это по-даоски «Смыкание глаз». Все три движения имеют общее название «Три поглаживания глаз». Когда горячие от трения ладони прижимаются к глазам, таким образом воздействуют на биологически активные точки у глаз и за глазным дном. Движения глаз и век улучшают зрение. С помощью этого упражнения можно лечить такие глазные болезни, как куриная слепота, воспаление зрительного нерва, близорукость, катаракта и другие. |
4 |
«Поддержка небесного свода» |
· Исходное положение. Встать свободно. · Тремя пальцами обеих рук (указательным, средним, безымянным) проводится поглаживание от бровей вверх, в стороны, а затем к вискам 8 раз. Даосы называют это движение «Поддержка небесного свода». Эти поглаживания предотвращают появления морщин на лбу, разглаживают их. Упражнение воздействует на биологически активные точки, находящиеся на лбу. |
5 |
«Поглаживание хвоста феникса» |
· Исходное положение. Встать свободно, ладони прижать к вискам около внешних углов глаз. · Произвести поглаживания той частью ладони, которая примыкает к большому пальцу, от углов глаз к вискам (8 раз). Это массажное движение предупреждает появление морщин в углах глаз, а так же воздействует на биологически активные точки лица, в частности висков. Такой массаж лечит паралич лицевого нерва, воспаление тройничного нерва, головные боли, невроз, некоторые болезни глаз. |
6 |
«Поглаживание шеи» |
· Исходное упражнение. Встать свободно. · Левую руку положить на затылок и производить потирания справа на лево 8 раз. Затем то же делать правой рукой, но слева на право. Это упражнение предупреждает, и лечит слабое зрение. Даосская оздоровительная система основана на мягкости и пластичности. Во время упражнений движения тела должны бить плавные округлые, все мышцы расслаблены так, как будто у вас нет костей. Только так достигается хорошая циркуляция энергии и крови, эффект от занятий. |
Общий массаж. Волосистая часть головы- А. Массаж начинается легкими скользящими ударами по месту начала волос на лбу (массировать попеременно двумя руками сразу, в быстром темпе). Б. Далее массируются одновременно все 10 каналов на голове. Для этого нужно распределить равномерно все пальцы по верхней части лба и вискам по границе роста волос. Большие пальцы у верха ушной раковины, мизинцы около центра лба. Совершая легкую вибрацию, медленно продвигаться по голове до шеи. В. Массировать точки от надбровных дуг и далее вниз по канавке, ведущей к уху. Затем боковые швы на черепе, которые прощупываются на голове как небольшие бугорки примерно на толщину пальца выше уха. И так до углубления затылочных бугров. Выполняют массаж вибрирующими движениями всеми пальцами рук. Г -боковые затылочные бугры массируются круговыми движениями обеих рук. Д- точка под большим бугром сзади на черепе (рис.5).
Рис. 5. Расположение точки над большим бугром сзади на черепе.
2. Мышцы задней и боковой части шеи, загривок. Массировать снизу вверх, используя любые приемы: поглаживание, разминание, растирание.
3. Далее следует массаж точки Хэ-гу (рис.6), расположенной между большим и указательным пальцем. В данном комплексе она является основной. Воздействие на Хэ-гу производится двумя пальцами другой руки: указательный палец сверху, а большой снизу. Почти все испытывают при этом болевые ощущения. Массируются точки обеих рук.
Рис. 6. Расположение точки Хэ-гу.
4. Точка, расположенная на подушечках пальцев рук, на расстоянии 3-4мм под ногтем, точно посередине 10 пальцев - 10 точек.
5. Точка между бровями.
6. Точка посередине лба.
7. Две симметричные точки: чтобы найти их, надо провести от середины бровей линии вверх до начала волосяного покрова (или до линии, где был волосяной покров).
8. Точки по краю глазной впадины (массировать двумя руками). Массаж начинается около внутренних уголков глаз, далее вниз по кругу. За 10 счетов проходятся произвольные 10 точек вокруг глаз, находящиеся примерно на равном расстоянии друг от друга. Так делать 3-4 раза, точки каждый раз будут немного другими.
9. Согнуть руки в локте. Точка расположена на тыльной его стороне в 4-5см ниже локтевого сустава и, по сравнению с соседними тканями, дает выраженный болевой эффект.
10.Точки сбоку на плече, где оно соединяется с шеей.
11.«Качалка». Это упражнение выполняется сидя на полу, на мягком ковре. Согнуть колени и прижать их к груди. В этом положении перекатиться на спину и вернуться таким же перекатом в и.п. После этого полежать несколько минут на массажном коврике (с шипами) или на аппликаторе Кузнецова.
Массаж глаз. Медленно поднять глаза максимально вверх и закрыть их. Положить передние фаланги указательных пальцев на глазное яблоко и очень легкими вибрациями массировать его на 5 счетов. Снять пальцы с глаз и на 2 счета мысленно посмотреть вдаль (глаза закрыты!). Медленно опустить глаза максимально вниз. Положить передние фаланги указательных пальцев на глазное яблоко и легкими вибрациями массировать его на 2 счета. Снять пальцы с глаз и на 2 счета мысленно посмотреть вдаль.
Работа с таблицей. Для формирования нового зрения после 15-минутного отдыха нужно включить яркое освещение и расположиться в 3-6 метрах от проверочной таблицы (в зависимости от ее размера). Смотреть сначала тем глазом, который видит лучше, 10-15 минут, а другой прикрыть картонкой, потом смотреть тем глазом, который видит хуже, 10-15 минут, после этого смотреть одновременно двумя глазами. При этом нужно широко открывать глаза и, стараясь не мигать, рассматривать буквы и цифры. Смотреть нужно попеременно: то напрягая мышцы глаза на какое-то время, то полностью их расслабляя. Бегущие из глаз слезы будут верным признаком, что процесс улучшения идет нормально. И вы сами заметите, как перед появлением слез или после них зрение на какой-то миг резко улучшается. При этом вы должны знать, что улучшение зрения стабильно резко идет до 6-7-го дня. После этого возможно некоторое замедление процесса и даже ухудшение предыдущего результата, и далее снова начинается улучшение, но уже не так интенсивно. Организму нужно время, чтобы закрепить этот результат и перенести его на улучшение видения в обычной жизни. Если у вас есть старые, более слабые очки, то можно первые несколько дней рассматривать таблицу в них, а потом уже постоянно работать без очков.
Упражнения с книгой. Работа с книгой осуществляется 2 раза в день, утром и вечером. Следует взять книгу с обычным шрифтом, установить ее на подставке на уровне глаз так, чтобы была возможность удалять и приближать ее к себе в процессе работы. Нужно установить книгу на таком расстоянии, чтобы текст был едва различим, и Вам с трудом удавалось бы рассмотреть даже одну букву. Рассматривая эту букву примерно так же, как и проверочную таблицу, нужно постепенно отодвигать книгу и добиваться видения на новом расстоянии, а затем еще дальше и еще. После 10 минут такой тренировки измерить наилучшее расстояние от височного угла глаза до книги, даже если на этом расстоянии вы видели буквы только несколько секунд. Закрыть картоном глаз, который видит хуже, и рассматривать буквы глазом, который видит лучше, в течение 10 минут. После этого результат обязательно записать в специальную таблицу. Закрыть картоном другой глаз и после 10 минут также записать результат. В конце 10 минут нужно смотреть на буквы в книге двумя глазами.
Вывод по второй главе.
Таким образом, правильно соблюдая гигиену глаз, можно действительно укрепить орган зрения, а также значительно облегчить и уменьшить возрастные проявления, которые часто сопровождают глаза после 50 лет жизни. Важно только относиться к этому с вниманием, тогда организм ответит более крепким здоровьем.
Заключение
Забота о своем зрении – дело каждого человека. Даже если человек обладает «орлиным взором» и способен различить мельчайшие детали объектов на больших расстояниях, это не значит, что не следует прислушиваться к советам врачей-офтальмологов о сбережении зрения. Только постоянный контроль над зрительной нагрузкой, систематизация и чередование отдыхов для глаз, а также гигиена органа зрения могут защитить от преждевременного ухудшения визуализаторов – основных источников информации об окружающем мире.
Библиография
1. Белов, В.И. Энциклопедия здоровья [Текст]. – М.: ФиС, 2008.
2. Брегг, С. Здоровье и долголетие [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.
3. Возрастная физиология. В серии: Руководство по физиологии/ Отв. ред. В.Н. Черниговский. Л, 2011.
4.
Данилова Н.Н., Крылова А,Л. Физиология высшей
нервной деятельности
М., 2009.
5.
Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене общения.
М., 2008.
6.
Кулаков С.А. Психопрофилактика и
психотерапия в средней школе, СП-
2013.
7. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию, М, 2009
8. Фромм Э. Анатомия человеческий деструктивности. М.,2010.
9. Анатомия, физиология и гигиена детей школьного возраста Кабанов А.Н., Чабовская А.П. М.2011
10. http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1396801
11. http://elibrary.ru/item.asp?id=18044015
12. http://ophthalmobook.com.ua/knigi/oftalmologiya/lechenie-zabolevanij/
13. http://player.myshared.ru/4/57910/data/images/img1.jpg
14. http://elibrary.ru/item.asp?id=18044015