Введение.
Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно-двигательная система. К моменту рождения структурная деформация костной системы не закончена.
Костно-мышечная система ребенка так же, как и весь ее организм, совершенствуется и изменяется с возрастом. Кости новорожденного мягкие и эластичные, они содержат много воды и органических веществ и солей. Сломать их тяжело, а деформировать очень легко, тем не менее они так же легко подвергаются и исправлению, а содержимое большого количества воды отчасти предохраняет малыша от серьезных травм во время падения (не расцените это как руководство к действию).
В норме размеры большого темечка индивидуальны и могут составлять от 1 до 3-4 см, а края темечка должны находиться на одном уровне с костями черепа. По мере того как ребенок растет, размеры темечка уменьшаются, а края его становятся плотнее. Закрывается большое темечко в 12-18 месяцев.
Иногда дети рождаются с недостаточно сформированным тазобедренным суставом, медицинский термин - дисплазия; более обычный - вывих тазобедренного сустава.
Это не совсем одно и то же самое, но много родителей, которым знаком последний термин, обращают внимание на симметричность кожных складок на бедрах. Хотя это не всегда возможный и единственный признак, вы сделаете правильно, если обратите на это внимание и своевременно сообщите врачу о своих опасениях. Вы должны знать, что к трехмесячному возрасту ребенка должен осмотреть специалист-ортопед. Еще одной особенностью костной системы ребенка есть то, что у новорожденного совсем нет зубов. Это нормально, и их отсутствие никого не приводит в удивление. Вместе с тем родители обязательно следят за тем, чтобы они появились своевременно и очень волнуются, когда зубки малыша «опаздывают» с появлением. Конечно, беспокойство обосновано, и, хотя отсутствие зачатков зубов у ребенка - весьма редкое явление, позднее прорезывание зубов может быть симптомом некоторых заболеваний, например: рахита, гипотиреозу - недостаточной функции щитовидной железы и других.
Актуальность темы: Высокие темпы роста и перестройки костной ткани у детей раннего возраста, происходящие на фоне функциональной несовершенства многих органов и систем, могут приводить к высоко й частоты поражений опорно-двигательного аппарата Костные изменения, которые чаще всего развиваются в периоды интенсивного роста ребенка, могут негативно влиять на состояние его здоровья в дальнейшем.
Цель: Изучить особенности строения и функции костей и мышц у детей разного возраста, уметь оценить состояние данной системы, распознавать наиболее распространенные симптомы ее поражения и выявлять их причины.
Задачи:
В результате изучения темы должны знать:
1. Особенности гистологического строения и химического состава костной ткани у детей разного возраста.
2. Особенности строения черепа, позвоночника, грудной клетки, конечностей у детей.
3. Семиотики частых поражений скелета.
4. Порядок прорезывания зубов.
5. Методы исследования костной системы.
6. Анатомо-физиологические особенности гистологического строения и тонуса мышц у детей разного возраста.
7. Семиотики поражений мышц у детей.
8. Методы исследования мышечной системы.
Объект исследования: дети с заболеваниями костно-мышечной системы.
Предмет исследования: мероприятия, проводимые с целью профилактики заболеваний костно-мышечной системы у детей.
Гипотеза: при своевременной профилактике с заболеваниями костно- мышечной системы будут встречаться реже.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСТНО- МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ
1.1. Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей.
Особенности костной системы
· К моменту рождения ребёнка процесс оссификации полностью не завершён. Диафизы трубчатых костей представлены костной тканью, а подавляющее большинство эпифизов, все губчатые кости кисти и часть трубчатых костей стопы состоят из хрящевой ткани. Точки окостенения в эпифизах начинают появляться только на последнем месяце внутриутробного развития и к рождению намечаются в телах и дугах позвонков, эпифизах бедренных и большеберцовых костей, а также пяточных, таранных и кубовидных костях. Точки окостенения в эпифизах остальных костей развиваются уже после рождения в течение первых 5-15 лет, причём последовательность их появления достаточно постоянна.
· После рождения ребёнка кости интенсивно растут. Рост костей в длину происходит благодаря наличию эпифизарного хряща (небольшой прослойки хрящевой ткани между окостеневающим эпифизом и диафизом). Периферический край этого хряща на поверхности кости называют эпифизарной линией. Эпифизарный хрящ выполняет костеобразующую функцию до достижения костью её окончательных размеров (18-25 лет). В последующем он замещается костной тканью и срастается с эпифизом. Рост кости в толщину происходит за счёт надкостницы, во внутреннем слое которой молодые костные клетки формируют костную пластинку (периостальный способ образования костной ткани).
· Костная ткань новорождённых имеет пористое грубоволокнистое сетчатое (пучковое) строение. Костные пластинки немногочисленны, располагаются неправильно. Гаверсовы каналы выглядят неупорядоченно разбросанными полостями. Объёмы внутрикостных пространств невелики и формируются с возрастом. По мере роста происходит многократная перестройка кости с заменой к 3-4 годам волокнистой сетчатой структуры на пластинчатую, с вторичными гаверсовыми структурами.
· Перестройка костной ткани у детей происходит более интенсивно. В течение первого года жизни ремоделируется 50-70% костной ткани, а у взрослых за год - всего 5%.
· По химическому составу костная ткань ребёнка содержит больше воды и органических веществ и меньше минеральных веществ, чем у взрослых. У новорождённых фосфат кальция составляет 1/2 массы кости, а у взрослых - 4/5. С возрастом содержание в кости гидроксиапатита (основного её минерального компонента) увеличивается. Волокнистое строение и особенности химического состава обусловливают большую эластичность костей у детей и их податливость при сдавлении. Кости у детей менее ломкие, но легче изгибаются и деформируются.
· Поверхности костей у детей сравнительно ровные. Костные выступы формируются по мере развития и активного функционирования мышц.
· Кровоснабжение костной ткани у детей более обильное, чем у взрослых, за счёт большего количества и большой площади ветвления диафизарных, метафизарных и эпифизарных артерий. К двум годам у ребёнка складывается единая система внутрикостного кровообращения. Обильная васкуляризация обеспечивает интенсивный рост костной ткани и быструю регенерацию костей после переломов. Вместе с тем богатое кровоснабжение с наличием хорошо развитых, перфорирующих ростковый хрящ эпиметафизарных сосудов создаёт анатомические предпосылки к возникновению у детей гематогенного остеомиелита (до 2-3 лет жизни чаще в эпифизах, а в более старшем возрасте - в метафизах).
· Надкостница у детей более толстая, чем у взрослых, в результате чего при травме возникают поднадкостничные переломы по типу «зелёной ветки». Функциональная активность надкостницы у детей существенно выше, чем у взрослых, что обеспечивает быстрый поперечный рост костей.
· Во внутриутробном периоде и у новорождённых все кости заполнены красным костным мозгом, содержащим клетки крови и лимфоидные элементы и выполняющим кроветворную и защитную функции. У взрослых красный костный мозг содержится только в ячейках губчатого вещества плоских, коротких губчатых костей и эпифизах трубчатых костей. В костномозговой полости диафизов трубчатых костей находится жёлтый костный мозг, представляющий собой перерождённую строму с жировыми включениями. Лишь к 12 годам кости ребёнка по внешнему строению и гистологическим особенностям приближаются к таковым взрослого человека.
Особенности отдельных частей скелета и суставов ребенка
Череп
Череп к моменту рождения представлен большим количеством костей, соединённых с помощью широких хрящевых и соединительно-тканных прослоек. Швы между костями свода (стреловидный, венечный, затылочный) не сформированы и начинают закрываться только с 3-4 мес.жизни. Края костей ровные, зубцы образуются только на 3-м году жизни ребёнка. Формирование швов между костями черепа заканчивается к 3-5 годам жизни. Зарастание швов начинается после 20-30 лет.
Наиболее характерная особенность черепа новорождённого - наличие родничков (не окостеневших перепончатых участков свода черепа), благодаря чему череп очень эластичен, его форма может изменяться во время прохождения головки плода через родовые пути (рис. 1).
Большой родничок расположен в месте пересечения венечного и сагиттального швов. Его размеры - от 1,5x2 см до 3x3 см при измерении между краями костей. Закрывается большой родничок обычно к возрасту 1-1,5 лет (в настоящее время нередко уже к 9-10 мес. жизни).
Рис. 1. Череп новорождённого
А - вид сбоку: 1 - ламбдовидный шов; 2 - малый родничок; 3 - теменная кость; 4 - большой родничок; 5 - венечный шов; 6 - клиновидный родничок, 7- большое крыло клиновидной кости; 8 - чешуйчатая часть височной кости; 9 - сосцевидный родничок;
Б - вид сверху: 1 - малый родничок; 2 - сагиттальный шов; 3 - теменная кость; 4 - большой родничок; 5 - лобная кость. (Из: Сапин М.Р., Билич Г.Л. Анатомия человека. Т. 1. М., 2001.)
Малый родничок расположен между затылочной и теменными костями, к моменту рождения закрыт у 3/4 здоровых доношенных детей, а у остальных закрывается к концу 1-2 мес. жизни.
Боковые роднички (передние клиновидные и задние сосцевидные) у доношенных детей при рождении закрыты.
Мозговой отдел черепа по объёму больше лицевого у новорождённого в 8 раз (у взрослых только в 2 раза). Глазницы у новорождённого широкие, лобная кость состоит из двух половин, надбровные дуги не выражены, лобная пазуха не сформирована. Челюсти недоразвиты, нижняя челюсть состоит из двух половин.
На первом году жизни происходит быстрое и равномерное увеличение размеров черепа, толщина костей увеличивается в 3 раза. На 1-2-м году срастаются половины нижней челюсти, на 2-3-м году в связи с усилением функции жевательных мышц и завершением прорезывания молочных зубов усиливается рост лицевого черепа. С 3 до 7 лет наиболее активно растёт основание черепа и к 7 годам его рост в длину в основном заканчивается. В возрасте 7-13 лет череп растёт более медленно и равномерно. В это время завершается сращение отдельных частей костей черепа.
Позвоночник
Позвоночник новорождённого имеет вид пологой дуги, вогнутой спереди. Физиологические изгибы формируются с 3-4 мес. Шейный лордоз возникает после того, как ребёнок начинает держать голову. Когда ребёнок начинает сидеть (5-6 мес.), появляется грудной кифоз. Поясничный лордоз начинает формироваться после 6-7 мес., когда ребёнок начинает сидеть, и усиливается после 9-12 мес., когда ребёнок начинает стоять и ходить. Одновременно компенсаторно формируется крестцовый кифоз. Изгибы позвоночного столба становятся хорошо заметными к 5-6 годам. Благодаря изгибам увеличивается эластичность позвоночного столба, смягчаются толчки и сотрясения при ходьбе, прыжках и т.д.
В связи с незавершённостью формирования позвоночника и слабым развитием мышц, фиксирующих позвоночник, у детей легко возникают патологические изгибы позвоночника (например, сколиоз) и нарушения осанки.
Грудная клетка
Грудная клетка новорождённого имеет конусовидную форму, её переднезадний размер больше поперечного. Рёбра отходят от позвоночника почти под прямым углом, расположены горизонтально. Грудная клетка как бы находится в положении максимального вдоха. Глубину вдоха обеспечивают в основном экскурсии диафрагмы, место прикрепления которой при затруднении дыхания втягивается, образуя временную или постоянную харрисонову борозду.
Когда ребёнок начинает ходить, грудина опускается, и рёбра постепенно принимают наклонное положение. К 3 годам переднезадний и поперечный размеры грудной клетки сравниваются по величине, увеличивается угол наклона рёбер, становится эффективным рёберное дыхание.
К школьному возрасту грудная клетка уплощается, в зависимости от типа телосложения начинает формироваться одна из трёх её форм (коническая, плоская или цилиндрическая).
Кости таза
Форма таза у детей раннего возраста напоминает воронку. Изменение формы и размеров таза происходит под влиянием веса тела, органов брюшной полости, мышц, под воздействием половых гормонов. Разница в форме таза у мальчиков и девочек становится заметной после 9 лет: у мальчиков таз более высокий и узкий.
До 12-14 лет тазовая кость состоит из трёх отдельных соединён- ных хрящом костей, сращённые тела которых образуют вертлужную впадину. Вертлужная впадина у новорождённого овальная, глубина её значительно меньше, чем у взрослого, вследствие чего большая часть головки бедренной кости расположена вне её. Постепенно с ростом тазовой кости в толщину и формированием края вертлужной впадины головка бедренной кости глубже погружается в полость сустава.
Конечности
У новорождённых конечности относительно короткие. В последующем нижние конечности растут быстрее и становятся длиннее верхних.
У новорождённого и ребёнка первого года жизни стопа плоская. Линия поперечного сустава предплюсны почти прямая (у взрослого S- образная). Формирование суставных поверхностей, связочного аппарата и сводов стопы происходит постепенно, после того как ребёнок начинает стоять и ходить и по мере окостенения костей стопы.
Зубы
Молочные зубы у детей прорезываются обычно с возраста 5-7 мес. в определённой последовательности, при этом одноимённые зубы на правой и левой половине челюсти появляются одновременно. Порядок прорезывания молочных зубов следующий: два внутренних нижних и два внутренних верхних резца, а затем два наружных верхних и два наружных нижних резца (к году - 8 резцов), в возрасте 12- 15 мес. - передние коренные (моляры), в 18-20 мес. - клыки, в 22- 24 мес. - задние моляры. Таким образом, к 2 годам у ребёнка имеются 20 молочных зубов.
Период замены молочных зубов на постоянные носит название периода сменного прикуса. Постоянный зуб прорезывается обычно через 3-4 мес после выпадения молочного. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей - критерий биологического созревания ребёнка (зубной возраст).
В первый период (от прорезывания до 3-3,5 лет) зубы стоят тесно, прикус ортогнатический (верхние зубы прикрывают нижние на одну треть) в связи с недостаточным развитием нижней челюсти, отсутствует стёртость зубов.
Во втором периоде (от 3 до 6 лет) прикус становится прямым, появляются физиологические промежутки между молочными зубами (как подготовка к прорезыванию постоянных, более широких зубов) и их стёртость.
Смена молочных зубов на постоянные начинается с 5 лет. Порядок прорезывания постоянных зубов обычно следующий: в 5-7 лет прорезываются первые моляры (большие коренные зубы), в 7-8 лет - внутренние резцы, а в 8-9 лет - наружные резцы, в 10-11 лет - передние премоляры и в 11-12 лет - задние премоляры и клыки, в 10-14 - вторые моляры, в 18-25 лет - зубы мудрости (могут отсутствовать).
У некоторых детей прорезывание зубов может сопровождаться повышением температуры тела, расстройством сна, диареей и др. Формирование как молочного, так и постоянного прикуса у детей - важный показатель биологического созревания ребёнка. Постоянный прикус в норме должен быть ортогнатическим или прямым.
1.2. Анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей.
К моменту рождения количество мышц у ребёнка почти такое же, как у взрослого, однако наблюдают существенные различия в отношении массы, размеров, структуры, биохимии, физиологии мышц и нервно-мышечных единиц.
Скелетные мышцы у новорождённого анатомически сформированы и сравнительно хорошо развиты. К 2 годам относительная масса мышц несколько уменьшается, а затем в связи с нарастанием двигательной активности ребёнка вновь увеличивается и к 15 годам составляет 32-33% массы тела (у взрослых - 40-44%).
У новорождённого мышечные волокна расположены рыхло, их толщина 4-22 мкм. В постнатальном периоде рост мышечной массы происходит в основном за счёт утолщения мышечных волокон, и к 18-20 годам их диаметр достигает 20-90 мкм. В целом мышцы у детей раннего возраста более тонкие и слабые, а мышечный рельеф сглажен и становится отчётливым обычно только к 5-7 годам жизни.
Нервный аппарат мышц к моменту рождения сформирован не полностью, что сочетается с незрелостью сократительного аппарата скелетных мышц. По мере роста ребёнка происходит совершенствование двигательной иннервации фазных скелетных мышечных волокон и формирование дефинитивных нервно-мышечных единиц.
Рост и развитие мышц у детей происходит неравномерно и зависит от их функциональной активности. У новорождённого слабо развиты мимические и жевательные мышцы. Они заметно укрепляются после прорезывания молочных зубов. Отчётливо выражены возрастные особенности диафрагмы. Её купол у новорождённых более выпуклый, сухожильный центр занимает относительно малую площадь. По мере развития лёгких выпуклость диафрагмы уменьшается. У детей до 5 лет диафрагма расположена высоко, что связано с горизонтальным ходом рёбер.
У новорождённого преобладает масса мышц туловища. В первые годы жизни ребёнка в связи с нарастанием двигательной активности быстро растут мышцы конечностей, причём развитие мышц верхних конечностей на всех этапах опережает развитие мышц нижних конечностей. В первую очередь развиваются крупные мышцы плеча, предплечья, гораздо позднее - мышцы кисти, что приводит к трудностям в выполнении тонкой ручной работы до 5-6-летнего возраста. До 7 лет у детей недостаточно развиты мышцы ног, в связи с чем они плохо переносят длительные нагрузки. Мышцы, обеспечивающие вертикальное положение тела, наиболее быстро растут после 7 лет, особенно у подростков 12-16 лет. Совершенствование точности и координации движений наиболее интенсивно происходит после 10 лет, а способность к быстрым движениям развивается лишь к 14 годам.
Вывод:
Костно-мышечная система
формируется в организме человека одной из первых. Именно она становится тем
каркасом, на котором, вырастает совершенная конструкция тела.Костно-мышечная система выполняет
опорно-двигательную функцию. Она состоит из скелета, кости которого служат
рычагами, и прикрепленных к костям поперечнополосатых мышц, которые выполняют
роль силового агрегата.
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОСТНО- МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ.
2.1. Объективное исследование при заболеваниях костно-мышечной системы: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация.
Осмотр.
Осмотр проводят сверху вниз (голова, туловище, конечности), при этом важно хорошее освещение. У детей раннего возраста обращают внимание на патологические изменения формы головы, которые особенно часто отмечаются при рахите. Кости черепа могут быть скошенными, асимметричными, увеличиваются лобные, теменные и затылочные бугры. Часто появляются уплотнение затылочной кости и ее сглаженность.
При врожденном сифилисе может развиваться патологическая ломкость костей черепа. У новорожденных детей деформация черепа, связанная с родовой травмой, проявляется черепицеобразным расположением костей (находят друг на друга), их вдавлением или выпячиванием, часто с последующими под- и надкостничными кровоизлияниями (кефалогематомы). Могут наблюдаться и мозговые грыжи.
Голову измеряют с целью оценки физического развития или для выявления патологии (микро- и макроцефалии).
При осмотре обращают внимание на возрастную пропорциональность развития лицевого и мозгового черепа.
Затем осматривают грудную клетку. Обращают внимание на ее форму, симметричность, равномерность участия в акте дыхания, различные деформации («куриная грудь», воронкообразная грудная клетка, сердечный горб и т. д.), свидетельствующие о врожденном или приобретенном дефекте.
Оценивают осанку ребенка в положении стоя: пятки вместе, руки по швам. При нарушениях осанки имеются боковые искривления позвоночника — сколиоз, отставание лопаток от грудной клетки, сутулость, патологический лордоз (усиление изгиба позвоночника вперед) и кифоз (усиление изгиба позвоночника назад). Особенно часто отмечаются искривления позвоночника вбок — сколиоз (это всегда патология).
Осмотр верхних конечностей производят с целью определения их длины и наличия деформации. Существуют нормативы развития конечностей у детей различного возраста. Длиннорукость чаще выявляют при заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Укорочение конечностей связано с болезнью Дауна и хондродистрофией. Осматривают также и пальцы на предмет выявления симптома «барабанных палочек», остеопатий, артритов и других изменений.
При осмотре нижних конечностей у новорожденного обращают внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (при врожденном вывихе тазобедренного сустава складок больше), укорочение конечностей, Х- или О-образное искривление голеней (при рахите). Часто у детей старшего возраста диагностируют плоскостопие, являющееся патологическим состоянием. Для его определения проводят плантографию — изучают отпечаток стопы на листе бумаги.
Пальпация.
Направлена на выявление размягчения костей, состояния родничков или швов черепа у новорожденных и грудных детей. Пальпируют также ребру, кости конечностей, обследуют суставы и на основании изменений их формы, размера и объема движений судят о той или иной патологии. Если возникает необходимость, назначают рентгенологическое исследование. Его проводят при подозрении на Воспалительно-дистрофические изменения костей, суставов; при опухолях костей, для определения костного (биологического) возраста, при диагностике заболеваний, сопровождающихся остеопорозом, размягчением костей.
2.2.Лабораторные и инструментальные методы исследования.
При заболеваниях мышечной системы исследуют биохимические показатели крови (активность креатинфосфокиназы, мышечной фракции лактатдегидрогеназы (ЛДГ), трансаминаз, концентрацию аминокислот и креатина в крови и моче, содержание миоглобина в крови и моче), определяют аутоантитела. Для уточнения диагноза проводят генетические и морфологические исследования биоптата мышц. Среди инструментальных методов для выяснения причины снижения мышечной силы в клинической практике наиболее часто применяют электромиографию (ЭМГ) - метод регистрации биоэлектрической активности мышц, позволяющий, например, дифференцировать первичную патологию мышц от их поражений при заболеваниях нервной системы.
ГЛАВА 3.СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ.
3.1. Семиотика поражений костной системы.
Поражения костной системы у детей связаны с аномалией развития самой костной системы, нарушением функции других систем и органов, участвующих в костеобразовании (эндокринной системы, почек) и воздействием внешней среды (травмой, инфекцией, нарушением поступления необходимых микроэлементов).
3.2. Семиотика поражения мышечной системы.
Повышение мышечного тонуса (мышечная гипертония) наблюдается при поражении головного и спинного мозга, церебральной гемиплегии, сдавлении спинного мозга, остаточных явлениях энцефалита, столбняке.
Чаще встречается ослабление мышечного тонуса (мышечная гипотония), которая наблюдается при гипотрофии и рахите. При этих заболеваниях не только снижается тонус мышц, но и уменьшается масса мышечной ткани. При тяжелом течении рахита вследствие мышечной слабости ребенок не может своевременно сидеть, ходить. Передняя брюшная стенка распластывается из- за резкого снижения тонуса мышц брюшного пресса ( симптом «лягушачьего живота»). Происходят расхождение прямых мышц живота, опущение паренхиматозных органов, искривление позвоночника.
Выраженная мышечная гипотония появляется при хроническом расстройстве питания, гипотрофии, особенно III степени. Уменьшается мышечная масса в первую очередь на конечностях, животе. Исчезновение подкожной жировой клетчатки на животе, гипотония мышц передней брюш ной стенки и уменьшение мышечной массы при гипотрофии делают стенку живота настолько тонкой, что через нее хорошо контурируются кишечные петли, видна их перистальтика.
Общая мышечная гипотония появляется у больных хореей; особенно это касается мышц плечевого пояса ( симптом дряблых плеч, заключающийся в том, что при поднятии ребенка, взяв его под мышки, плечи остаются слабыми и поднимаются до середины головы - голова уходит в плечи).
Резко выражена мышечная гипотония при болезни Дауна, при которой рукам и ногам больного можно придать любое, даже неестественное положение
Мышечная гипотония развивается у больных с гипокалиемией, гипотиреозом, гиперпаратиреозом, гликогеновой болезнью, врожденной амиотонией, опухолевыми поражениями ЦНС (мозжечка, гипоталамической области), полиомиелите.
Снижение мышечного тонуса наблюдается при дерматомиозите, когда с мышечной слабостью определяются потеря мышечной эластичности, истончение мышц, участки уплотнения их, отечность. Прогрессирование заболевания ведет к мышечной атрофии и фиброзу мышц ( с развитием контрактур суставов), образованию отеков вокруг них. В патологический процесс вовлекается кожа ( изменение окраски), сосуды, мышцы, а также ( в далеко зашедших случаях) гладкая мускулатура пищевода (дисфагия). Крайне неблагоприятной для прогноза является тяжелая форма дерматомиозита с отложением кальция в мышцах (оссифицирующий миозит).
Слабое развитие мышц наблюдается у детей школьного возраста при малоподвижном образе жизни, не занимающихся физкультурой.
Атрофия мышц появляется при церебральных и спинномозговых параличах - при полиомиелите наблюдается выраженная, быстро прогрессирующая атрофия мышц какой-либо группы или всей конечности в поздних стадиях развития заболевания появляются контрактуры.
Прогрессирующая мышечная дистрофия сопровождается мышечной слабостью с последующим развитием атрофии мышечных волокон. Вначале больные испытывают большую утомляемость мышц при ходьбе, затем появляется переваливающаяся походка вследствие атрофии и паралича мышц спины и возникновения пареза поясничной области позвоночника. При этом заболевании может наблюдаться псевдогипертрофия некоторых мышечных групп (например плечевого пояса). Объясняется замещением атрофированных мышечных волокон жировой тканью. Заболевание характеризуется симметричностью мышечной атрофии и парезов в отличие от полиомиелита.
В раннем возрасте ( на первом году жизни) может начаться редко встречающаяся форма прогрессирующей мышечной атрофии - болезнь Верднига-Гоффмана. Заболевание имеет семейный характер, отличается торпидностью течения и прогрессированием. Мышечная слабость начинается со спины, ног, постепенно распространяется вверх, сопровождаясь при этом атрофией и вялым параличом.
Вывод:
Одним из необходимых условий нормального развития и существования человека является движение. Движение влияет на формирование структур и обеспечивает многие функции человеческого организма. Движения, особенно сложные, стимулируют работу головного мозга, благотворно влияя на психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Мышление, высшие формы анализа и развитие памяти также находятся в тесном взаимодействии с движением.
Заключение
Основные функции костно-мышечной системы - это опора, движение и защита. Череп и позвоночный столб - это футляр для головного и спинного мозга. Грудная клетка защищает сердце и легкие. Кости таза являются опорой и защитой для органов брюшной полости. Губчатые кости являются кроветворными органами. С помощью мышц мы передвигаемся в пространстве, в их толще проходят кровеносные сосуды и нервы. Кроме этого многоядерные мышечные клетки выполняют разнообразные метаболические функции: распад незаменимых аминокислот происходит исключительно в мышечных волокнах, уровень глюкозы, аминокислот, липидов сыворотки крови в значительной мере зависит от функциональной активности мышечной ткани. Скелетные мышцы - активная часть опорно-двигательного аппарата. Они удерживают тело в вертикальном положении, позволяют принимать разнообразные позы. Мышцы живота поддерживают и защищают внутренние органы, т.е. выполняют опорную и защитную функции. Мышцы входят в состав стенок грудной и брюшной полостей, в состав стенок глотки, обеспечивают движения глазных яблок, слуховых косточек, дыхательные и глотательные движения.
Задача выполнена.
Цели достигнуты.
Список использованной литературы
1. Чеботарева ВД, площадные ВГ Пропедевтическая педиатрия - К: Б в, 1999 - С 139-144, 309-323.
2. Мазурин AB, Воронцов ИМ Пропедевтика детских болезней - СПб: "ИздательствоФолиант", 2001 - С 265-316.
3. Медицина детства / Под ред ПС Мощич: В 4 т - К: Здоровье, 1994 - Т 1 - С 215-216.
4. Детские болезни / Под ред ЛА Исаевой - М: Медицина, 1994 - С 33-38.
5. Капитан ТВ Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми - К - Винница, 2002 - С 169-174,176-178.