МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ИМЕНИ АКАДЕМИКА Д.К.БЕЛЯЕВА»
Курсовая работа
по метрологии, стандартизации и сертификации
Выполнил: студент
3 курса 2 группы
Саидов З.Г.
Проверила:
Максимовская Т.Д.
Вариант №7
Иваново 2016 г.
содержание
![]() |
1. Расчет и выбор посадок для гладких цилиндрических соединений........4
2. Расчет и выбор посадок для подшипников скольжения.........................10
3. Теоретический расчет и выбор посадок с натягом.................................12
4. Выбор посадок для шлицевого соединение……………………………14
5. Выбор посадок для подшипника качения…………………………..…15
6. Выбор комплексов контроля параметров зубчатого колеса…………....17
7. Расчет размерной цепи…………………………………………………....18
Литература......................................................................
.......................................20
Привод редуктора
От вала установленного в подшипнике качения 18, вращательное движение через полумуфты 6 и 7 передается валу 8. Вал 8 установлен в подшипниках скольжения 9 и 16. С вала 8 движение передается через неподвижное шлицевое соединение блоку зубчатых колес 12 и 13.
1. Расчет и выбор посадок для гладких
цилиндрических соединений
Сопряжение 1-5
Втулка установлено на валу по переходных посадки
.
Схема расположения полей допусков:
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольшие натяг и зазор:
Сопряжение 2-17
Стакан корпуса подшипника установлен в корпусе по переходной посадка
.
Схема расположения полей допусков:
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Находим максимальная значения зазора:
Сопряжение 3-17
Крышка подшипника и стакан корпуса подшипника устанавливаются по посадке с зазором
.
Схема расположения полей допусков:
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольшие зазор и натяг:
Сопряжение 7-8
Полумуфта на вал устанавливается по переходной посадки
![]() |
.
Схема расположения полей допусков:
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольший и наименьший натяги:
Сопряжение 9-11
Подшипник скольжения устанавливается в корпус по посадке с
натягом.
.
Схема расположения полей допусков
Отверстие
Предельные размеры отверстия:
Вал
Предельные размеры вала:
Допуски размеров отверстия и вала:
Наибольший и наименьший зазоры:
2.
Расчет и выбор посадок для подшипников
скольжения
Наиболее распространенным типом ответственных подвижных соединений являются подшипники скольжения, работающие со смазкой. Для обеспечения их долговечности необходимо, чтобы при установившемся режиме подшипники работали с минимальным износом. Это достигается при жидкостном трении, когда поверхности износа цапфы и вкладыша подшипника полностью разделены слоем смазки и трение между ними заменяют трением в смазочной жидкости.
Определяем минимально допустимую величину (толщину) масленого слоя:
Определяем угловую скорость :
Определяем динамическую нагрузку:
μ- динамическая вязкость масла
Определяем предельные значения зазоров Smaxи Sminпри которых сохраняется жидкостное трение :
.
Выбираем стандартную посадку с зазором , удовлетворяющую двум требованиям :
табл. табл.
По таблице выбираем посадку
Проверяем правильность выбора посадки:
KT ≥1, следовательно посадка выбрана правильно.
KT = ;
KT =
3. Теоретический расчет и выбор
посадок с натягом
Посадки с натягом предназначены для неподвижных неразъемных соединений деталей, как правило, без дополнительного крепления винтами, штифтами и т. п. Относительная неподвижность деталей при этих посадках достигается за счет напряжений, возникающих в материале сопрягаемых деталей вследствие действия деформации контактных поверхностей. Расчет посадок с натягом выполняется с целью обеспечения прочности соединений, т. е. отсутствия смещений сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок, и прочности сопрягаемых деталей.
Определяем необходимую величину наименьшего расчетного натяга:
,
где Е – модуль упругости материалов соответственно
охватываемой (вала) и охватывающей (отверстия) деталей,
и
- коэффициенты Ляме,
определяемые по формулам:
;
где и
- коэффициенты
Пуассона.
Определяем минимальное удельное давление на поверхности контакта вала и втулки, возникающие под действием натяга.
Определяем минимальный допустимый натяг.
мкм;
Определяем величину наибольшего расчетного натяга:
По таблице выбираем посадку ;
4.Выбор посадок для шлицевого соединение
Соединения шлицевые прямобочные
10 х 36 х 45; b = 5мм;
Центрирования по d применяется в случаях повышенных требований геометрических осей (аналогично с центрированием по D)
Для размера d
d – 10 x 36 x 45
x 5
5. ВЫБОР ПОСАДКА ДЛЯ подшипникА качения
При циркуляционном нагружении колец подшипника выбор посадки на валы и отверстия корпуса производится по PR – интенсивности радиальной нагрузки на посадочной поверхности
№ 205
D = 52мм; d = 25мм; В = 15мм; r = 1.5мм;
b = B – 2r = 15 - 2·1.5 = 12·10-3м
Определяем интенсивность нагрузки:
PR = kпFFA =
1,8·1·1 = 375
(k6)
Nmax = es – EJ = 0.0065 + (-0.010) = 0.0165 мм
Проверим допустимость посадки из условий прочности внутреннего кольца подшипника на разрыв :
⦋N] = =
= 0.089мм
![]() |
Smax = es – ej = 0.021 + 0.031 =0.052мм;
Посадка отверстие в корпусе подшипника под наружное кольцо подшипника
6.
Выбор комплексов контроля параметров
зубчатого колеса
Делительный диаметр:
По окружной скорости определяем степень точности зубчатого колеса: т.к. υ=6.6 – назначаю 11-ю степень точности. Определение вида сопряжения:
Расчет гарантированного бокового зазора производим с учетом:
1. Температурного режима работы сопряжения;
2. Способа смазывания и окружной скорости зубчатых колес;
3. Допустимого свободного поворота зубчатых колес.
4.
где: а – межосевое расстояние; мм;
αР1 и αР2 – коэффициенты линейного расширения металла;
t1 и t2 – предельные
Вид сопряжения С: температуры.
Назначаю контролируемые параметры для контроля зубчатых колес по:
1. Кинематической точности:
- допуск на колебание измерительного межосевого
расстояния за оборот;
=
0,071мм;
- допуск на колебание длины общей
нормали.
= 0,040 мм;
2. По плавности работы:
Допуск на колебание измерительного межосевого расстояния на одной зубе. f’’=0,028мм
3. По суммарному пятну контакта:
- по высоте не менее 45%;
- по длине не менее 60%.
7. Расчет размерной цепи методом полной взаимозаменяемости
Составляем геометрическую схему размерной цепи:
Схема размерной цепи
А5
=85 А6=14
А4 =5 А3=20 А2=50 А1=18 АΔ=1+0,4
А7=5
Проверим правильность составления схемы:
Схема составлена, верно.
Определяем квалитет для размерной цепи по
где -поле
допуска подшипника;
-значение
для интервалов диаметров.
По
назначаем допуски
по 9 квалитету.
Определим координату середины поля допуска:
для уменьшающих звеньев
для увеличивающих звеньев
Находим предельные отклонения звеньев:
;
.
Рассчитанные значения заносим в таблицу:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1,08 |
43 |
-21,5 |
0 |
-43 |
|
|
|
1,56 |
62 |
-31 |
0 |
-62 |
|
|
|
1,31 |
52 |
-26 |
0 |
-52 |
|
|
|
0,73 |
30 |
-15 |
0 |
-30 |
|
|
|
2,17 |
87 |
43,5 |
87 |
0 |
|
|
|
1,08 |
43 |
21,5 |
43 |
0 |
|
|
|
0,73 |
30 |
-15 |
0 |
-30 |
|
|
|
- |
400 |
0 |
+400 |
0 |
|
Детали соединяются на сборке без подгонки, регулирования и подбора. При любом сочетании размеров деталей ,изготовленных в пределах расчетных допусков, значения замыкающего звена не выходят за установленные пределы. Расчет размерной цепи производится методом максимума-минимума.
Литература
1. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч. Ч.1/Под ред. В.Д.Мягкова. – 5-е изд., перераб. и доп – Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979 – 544с., ил.
2. Допуски и посадки: Справочник в 2-х ч. Ч.2/ Под ред. В.Д.Мягкова. – 5-е изд., перераб. и доп – Л.: Машиностроение. Ленингр. отд-ние, 1979 – с 545-1032., ил.
1-таблица. Размеры гладких и резьбовых соединений.
2-таблица. Рабочие параметры подшипников скольжения.
![]() |
3-таблица. Рабочие параметры соединений с натягом.
4-таблица. Соединения шлицевые и с подшипниками качения.
5-таблица. Параметры и режим работы зубчатой передачи.
![]() |
6-таблица. Данные для расчета размерной цепи .