Пояснительная записка
Целевая Программа по профориентации «Твой выбор» для учащихся на 2012-2017 годы (далее Программа) разработана в соответствии с Концепцией Модернизации российского образования. Программа определяет содержание и основные пути реализации профориентационной работы. Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области самоопределения учащихся.
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.
Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство.
Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении.
Состояние проблем и перспектив занятости молодежи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников школы не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда.
Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к
уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы
профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения
значительной части выпускников зачастую не соответствуют потребностям экономики
России в кадрах определенной профессии. Рыночные отношения кардинально меняют
характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность,
необходима подготовка компетентного специалиста, способного к функциональной
адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно
проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности,
саморазвиваться на протяжении всей жизни. Поэтому профориентация молодежи по
своей сути является не только проблемой педагогической, но и общественной.
Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости
преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка
труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно
сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи.
В настоящее время школьники
оказываются слабо информированными в сложном мире профессий, и часто их выбор
является необоснованным, неадекватным и случайным, а проектирование собственной
профессиональной карьеры происходит под влиянием широкого спектра различных
факторов:
- будущая профессия, которая уже окончательно выбрана для себя,
- желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении,
- школьные предметы, которыми бы хотелось углубленно заниматься ,
- примеры и опыт друзей, знакомых,
- советы родителей или других родственников,
- престиж профессии в обществе,
- рекомендации учителей.
Наблюдения показывают, что дети, которые в школе задумываются о своей будущей профессии уже с начальной школы, учатся намного лучше тех детей, которые не имеют этой цели до момента ее окончания. неважно, сколько раз переменится выбор учащегося, но главное, чтобы оставалась цель продолжения учебы для получения специальности. Нашему обществу нужны как рядовые творцы материальных благ, так и ученые – люди разных профессий. Стирание грани между умственным и физическим трудом требует разносторонних знаний. Поэтому основной задачей молодежи является учение, а затем воплощение знаний в труде.
Безусловно, основные задачи школы – вооружить учащихся системой прочных и глубоких знаний, выработать у них практические умения и навыки по всем учебным предметам, готовить выпускников к жизни, к труду на производстве. Профессиональную ориентацию в школе следует рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной работы и осуществлять на всем протяжении обучения в школе. Правильная профессиональная ориентация подрастающего поколения – актуальная и сложная педагогическая и социальная проблема.
В содержание профориентационной работы в школе входит:
1) всестороннее изучение подростков, выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей, а также физических и психологических возможностей;
2) формирование ответственного отношения к труду, к общественной собственности;
3) помощь педагога школьникам в приобретении умений, навыков, необходимых для выполнения различных трудовой деятельности как в школе, так и и в производственных условиях;
4) воспитание интереса к рабочим профессиям;
5) широкое ознакомление обучающихся с различными отраслями народного хозяйства, наиболее распространенными массовыми профессиями в процессе изучения наук, трудового обучения, внеклассной и внешкольной деятельности;
6) ознакомление обучающихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, умениями и навыками, а также с характером работы будущих специалистов;
7) консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями и т.д.;
8) помощь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями;
9) формирование активного отношения к осознанному выбору профессии;
10) последующий анализ адаптации выпускников на предприятии, эффективности педагогических методов.
Таким образом, мы видим, что профессиональная ориентация – очень важная часть работы учителя, но одновременно и сложная, кропотливая.
Профессиональная ориентация – комплексная проблема, включающая экономический, социальный, психологический и медицинский аспекты.
В широком плане профориентация включает в себя профориентацию и профпропаганду, профконсультацию, профотбор и профадаптацию. Предстоит развивать и совершенствовать в комплексе эти основные направления профориентации, ведя работу при участии всех учреждений, организаций, средств массовой информации.
Профпропаганда включает в себя профессиональное просвещение и профессиональное воспитание, профессиографию и профдиагностику. Профессиональное просвещение – сообщение учащимся знаний о профессиях, на основе которых формируется положительное отношение к различным видам труда и устойчивые профессиональные интересы, осознанное отношение к процессу выбора профессии. В профессиональном просвещении в свою очередь можно выделить следующие составные части:
- профинформацию (ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе);
- профагитацию ( на овлвдение профессиями, необходимыми для данного экономического района);
- профпропаганду (распространение знаний о содержании и методике профориентационной работы среди учителей школ, общественности, родителей).
Под профессиональным воспитанием следует понимать воспитание у обучающихся стойких интересов и мотивов выбора профессии, любви к труду, избираемой профессии.
К.К.Платонов отметил: «Профессиональное просвещение и профессиональное воспитание в совей взаимосвязи должны быть умело вкраплены в уроки по всем предметам и очень продуманно начинаться в возможно более младших классах».
Важной составляющей системы профориентации является профессиография, цель которой – описание профессий с учетом изменения характера и содержания труда под воздействием современных условий, создание профессиограмм. В профессиограммах приводятся:
1) производственная характеристика профессии;
2) связь ее с другими специальностями, уровень механизации и автоматизации;
3) необходимые специальные и общие знания и умения;
4) требования , предъявляемые профессией к рабочему, медицинские противопоказания;
5) психологическая характеристика труда;
6) условия труда;
7) сведения о возможности получения профессии.
Профдиагностика – процесс изучения личности и организма человека, который проводится медицинскими работниками, психологами, педагогами с целью определения профессиональной пригодности и формирования профессиональной направленности обучающегося. В условиях школы эффективность профдиагностики во многом зависит от организации систематических наблюдений за школьниками в процессе учебной и внеклассной деятельности с точной фиксацией данных в специальных картах, характеристиках, дневниках, которые должны отразить существенные особенности личности школьника и его здоровье. Наблюдения проводят классные руководители и учителя предметники.
Следующий элемент систем проориентационной работы – это профконсультация, совет, устная и письмена рекомендации в выборе профессии предпочтительного вида деятельности, учебного заведения, которые даются на основании результатов профессиональной диагностики. В условиях школы профдиагностика и профконсультация находятся в тесной взаимосвязи. Принято выделять следующие виды профконсультации: медицинская, психолого-педагогическая и справочная.
Медицинская профконсультация осуществляется медицинскими работниками в виде рекомендаций выпускнику о видах деятельности, наиболее соответствующих его здоровью.
Психолого-педагогическая профконсультация – совет учителя о видах труда, профессиях и специальностях наиболее соответствующих его морально-психологическим качествам, знаниям, способностям, склонностям.
Справочная консультация организуется для выпускников школ, в результате котороцойобучающиеся получают рекомендации о путях трудоустройства, профессионального образования.
Профотбор проводится на основании данных профдиагностики и применяется, в основном, по отношению к наиболее сложным и ответственным профессиям.
Профадаптация – процесс успешного приспособления к обучению в учебных заведениях, а также молодых рабочих , колхозников, служацих к условиям труда, в результате которого происходит закрепление кадров в народном хозяйстве. Эффективность адаптации служит показателем правильного выбора профессии.
Профотбор и профадаптация в условиях школы не проводится. Но несмотря на это, в школе организуется труд обучающихся так, чтобы после окончания выпускникам обеспечить более успешную адаптацию в трудовой деятельности.
Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение обучающихся, начиная с младших классов, в систематический, организованный, посильный труд с учетом их здоровья и возрастных особенностей.
Важнейшим условием четко налаженной системы профориентации является ее планирование.
Общешкольный план помогает учителю определить направление профориентационной работы в целом, помогает ему в подготовке обучающихся к осознанному выбору профессии.
Перспективный план составляется с учетом производственного окружения. Если учитель , классный руководитель будет пользоваться им ежегодно, то обучающиеся за время обучения в школе познакомятся с различными профессиями всех 5 сфер человеческой деятельности: человек – природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ, - человек – человек.
Правильная организация профориентации заключается в совместной работе школы, семьи, общественности.
В современных условиях профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Этим задачам отвечает предлагаемая Программа профориентации «Твой выбор».
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
· Конституция РФ;
· Закон РФ «Об образовании»
· Декларация прав ребенка;
· Концепцией Модернизации российского образования
· Устав МБОУ «Тимошинмкая средняя общеобразовательная школа» .
Участники программы:
· Администрация школы
· Учителя – предметники
· Классные руководители
· Обучающиеся
· Родители
Этапы реализации программы:
2012-2013уч. год – диагностико - прогностический этап.
2013-2014 уч. год - организационный этап.
2014-2016 уч. год – практический этап.
2016-2017 уч. год – обобщающий этап.
Цель: подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии с их способностями, психофизиологическими данными и потребностями общества, формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
Задачи:
- cоздать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность;
- обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся;
-формировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
Решение
задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной,
общественно-полезной, коммуникативной, игровой).
Основные функции деятельности с позиции организаторов профориентации в школе.
Заместитель директора по воспитательной
работе, как координатор
профориентационной работы в школы реализует следующие направления:
o выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
o поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и старшей школы;
o планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
o осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивидуальной образовательной траектории;
o проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;
o создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
o организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
o организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников по проблеме самоопределения учащихся;
o осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников по проблеме профильного и профессионального самоопределения учащихся;
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
· составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
· организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
· ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
· помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений;
· организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
· оказывает помощь в проведении анкетирования учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
· проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;
· организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений
Учителя-предметники:
o способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
o обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
o способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
o проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
o адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь:
· регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
· изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
· обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
· регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).
Социальный педагог:
· способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
· оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
· осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
· оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Основные направления системы программных мероприятий
Для повышения эффективности системы профориентации учащихся ОУ в Программе предусмотрены следующие направления деятельности:
1. Профпросвещение – педагогов, родителей, учащихся через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап |
Возрастные особенности |
Формы профориентационной работы |
Пропедевтический 1-4 классы |
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям. Ведущая деятельность - учебная. В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. |
1. Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей. 2. Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. 3. Методика «Кем быть» Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись. Профпросвещение - встречи детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки) - показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок - сочинения на тему «Профессии моих родителей» - игра «Чей это инструмент?» - трудовые поручения - какие профессии живут в нашем доме (экскурсии) Темы классных часов 1. Кто работает в нашей школе?(экскурсия) 2. Как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка) 3. Беседа: твои трудовые обязанности в школе и дома 4. Экскурсии в школьные мастерские, библиотеку 5. Беседа: мое любимое занятие в свободное время |
Поисково-зондирующий 5-7 классы |
Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это сензитивный возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН |
1. Встречи с интересными людьми (профессионалами) 2. Экскурсии 3. Ролевые игры 4. Конкурсы 5. Профориентационные практикумы 6. Практическая, трудовая, общественно-значимая работа Темы классных часов 1. Предприятия нашего района, города, региона (походы, экскурсии) 2. Всякий труд надо уважать 3. Трудовые династии |
Период развития профессионального самоопределения 8-9 классы |
Период развития профессионального самосознания, формирование личностного смысла выбора профессии Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
- элективные курсы, уроки технологии, работа школьных психологов - информация о профессиях народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства - знакомство с правилами выбора профессии - формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией |
Учащиеся 10-11 классов |
Период уточнения социально-профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсах Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения Для юношей актуальна служба в армии |
Дискуссии «День допризывника», «Мой выбор»и.т.д. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как прводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях) |
Механизм реализации Программы (участники программы
Главным исполнителем Программы является Администрация школы. Соисполнителями мероприятий Программы – классные руководители, педагоги-предметники, социальный педагог, обучающиеся, родители.
Оценка эффективности реализации Программы
Исполнители Программы принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий, анализируя работу каждое полугодие.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
- повысить мотивацию молодежи к труду;
- оказать адресную помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и
навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных
условиях.
Ежегодно просматривается вопрос о самоопределении выпускников школы.
IX. Ожидаемые конечные
результаты программы.
Реализация данной Программы позволит:
· Формирование положительной мотивации к трудовой деятельности.
· Осознанный выбор будущей профессии.
· Приобщение родителей к реальной практической жизнедеятельности детей в школе.
· Овладение обучающимися навыками организаторской работы.
· Формирование культуры деловых взаимооотношений.
· Умение планировать собственную деятельность, рационально использовать рабочее время и место, вести учет результатов труда
· Оказать адресную помощь учащимся ОУ в осознанном выборе будущей профессии;
· Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
· Сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
К основным результативным
критериям и показателям
эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1.Достаточная информация
о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда
в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора.
Показателем достаточности информации в данном случае является ясное
представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее
получения, потребностей общества в данных специалистах.
2.Потребность в
обоснованном выборе профессии.Показатели сформированности потребности в обоснованном
профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником
активность по получению необходимой информации о той или иной профессии,
желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в
конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего
профессионального плана.
3.Уверенность школьника
в социальной значимости труда,т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной
ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов,
отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с
потребностью в обоснованном выборе профессии.
4.Степень самопознания
школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои
профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его
выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист
может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его
профессионально важных качествах.
5.Наличие у учащегося
обоснованного профессионального плана.
Обоснованность
профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев
эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является
умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих
индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех
в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.
Мероприятия
по реализации Программы по профориентации
«Твой выбор»
№ пп |
Содержание |
Срок проведения |
Ответственные |
Создание нормативно – правовой базы |
|||
1. |
Разработка и утверждение программы по профориентации учащихся. |
Август 2012 |
Заместитель директора по ВР |
2. |
Создание банка данных об учебных заведениях города. |
Сентябрь 2012 |
Социальный педагог |
3. |
Инструктивно-методическое совещание с учителями-предметниками, классными руководителями по определении их роли в системе профориентационной работы с учащимися и планирование деятельности. |
Сентябрь 2012 |
Заместитель директора по ВР |
4. |
Разработки классных часов, игр, рекомендаций классным руководителям, учителям-предметникам по реализации программы профориентации учащихся. |
В течение года |
Классные руководители, заместитель директора по ВР |
5 |
Организация тематических выставок по профориентации учащихся в читальных залах. |
2012 - 2017 |
Библиотекарь |
Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы |
|||
1. Профпросвещение |
|||
1.1. |
Экскурсии на предприятия поселения. |
Ежегодно |
Кл.рук |
1.2. |
Заочные экскурсии по учебным заведениям Вологодской области |
Ежегодно по плану УО |
Классные руководители |
1.3. |
Ярмарка профессий |
Ежегодно по графику |
Классные руководители9, 10,11 классов |
1.4. |
Трудовой десант «Чистый школьный двор». |
Ежегодно в апреле-мае |
Совет лидеров, классные руководители |
1.5. |
Участие в конкурсе «Лучший токарь» |
Ежегодно |
Учитель технологии |
1.6 |
Участие в олимпиаде по технологии |
Ежегодно |
Учитель технологии |
2.Организация профессиональной деятельности |
|||
2.1 |
Организация практических занятий по трудовому обучению (юноши). Контроль за качеством проведения занятий |
В течение года |
Мастер производственного обучения |
2.2 |
Организация проведения квалификационного экзамена по профессиональной подготовке |
Апрель-май |
Зам.директора по ВР |
2.3 |
Создание рабочих мест для подростков |
Май-июнь |
Май-июнь |
3.Самообслуживание |
|||
3.1 |
Организация дежурства в классах, школе, в столовой. |
В течение года |
Классные руководители, зам директора по АХЧ, зам директора по ВР, сектор правопорядка |
3.2 |
Организация работы по утеплению школьных кабинетов. Акция «Теплый класс» |
Октябрь |
Классные руководители, зам.директора по АХЧ, трудовой сектор |
3.3 |
Организация работы по озеленению школьных кабинетов. |
В течение года |
Классные руководители |
3.4 |
Операция «Живая книга» |
В течение года |
Библиотекарь школы |
4.Профессиональная адаптация учащихся. Организация внеурочной деятельности учащихся внутри школы (участие в конкурсах, выставках, проектах): |
|||
4.1 |
Коллективные творческие дела. |
По плану в течение года |
Зам.директора по ВР, классные руководители, Совет лидеров |
4.2 |
Трудовой десант «Чистый школьный двор» |
Апрель-май |
Трудовые сектора, классные руководители |
4.3 |
Трудовой десант «Школьный цветник» |
Сентябрь, май |
Заведующая УОУ, трудовые сектора, классные руководители |
4.4 |
Трудовой десант «Урожай» |
Сентябрь |
Заведующая УОУ, трудовые сектора, классные руководители |
4.5 |
Трудовой десант «Тимуровец» |
Май |
Руководитель ДОО Бакулкина В.Н., члены ДОО «Тропинка» |
4.6 |
Выставка-конкурс «Осенние фантазии» |
Сентябрь |
Зам.директора по ВР, классные руководители, трудовой сектор |
4.7 |
Выставка «Эти руки на знают скуки» |
По плану |
Зам.директора по ВР, классные руководители, трудовой сектор |
4.8 |
Конкурс «Новогодний калейдоскоп» |
Декабрь |
Зам.директора по ВР, классные руководители, трудовой сектор |
4.9 |
Выставка-конкурс «Природа и творчество» |
Апрель |
Зам.директора по ВР, классные руководители, трудовой сектор |
4.10 |
Выставка-конкурс «Новогодние сюрпризы Деду Морозу» |
Ноябрь-декабрь |
Зам.директора по ВР, классные руководители, трудовой сектор |
4.11 |
Праздник урожая |
Октябрь |
Заведующая УОУ, трудовые сектора |
4.12 |
Подведение итогов работы за лето и осень на общешкольной ученической конференции, общешкольном родительском собрании |
Ноябрь |
Заведующая УОУ, трудовые сектора |
4.13 |
Определение обучающихся в кружки по интересам |
1 неделя сентября |
Классные руководители |
4.14 |
Профориентационный практикум |
По плану |
Библиотекарь |
4.15 |
Единый день занятости |
Октябрь |
Зам.директора по ВР, социальный педагог, классные руководители |
5.Диагностика и консультирование. |
|||
5.1 |
Тестирование «Профессиональный тип личности» |
Ежегодно |
Социальный педагог |
5.2 |
Анкета «Профессиональный интерес» |
Ежегодно |
Социальный педагог |
5.3 |
Консультирование родителей: по вопросам профориентации Тематические родительские собрания по теме профориентации |
Ежегодно |
Классные руководители 9-11 классов, социальный педагог |
6.Профадаптация |
|||
6.1 |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Ежегодно в августе |
Классные руководители, заместитель директора по ВР, |
6.2 |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». |
Ежегодно в мае, июне |
Социальный педагог |
6.3 |
Организация работы трудовой бригады. |
Май, июнь |
Социальный педагог, заведующий УОУ |
7.Мониторинг качества профориентационной работы |
|||
7.1 |
Творческие отчеты классных руководителей по профориентации учащихся |
2012-2017 |
Зам.директора по ВР |
7.2 |
Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору. |
2012-2017 |
Социальный педагог |
7.3 |
Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения |
2012-2017 |
Социальный педагог |