Методические рекомендации к выполнению курсовых работ
Тема: Формирование читательских интересов у детей старшего дошкольного возраста
Содержание
Введение
Глава I. Психолого-педагогические особенности восприятия
детьми дошкольного возраста художественной литературы
1.1. Роль художественной литературы в развитии личности ребенка дошкольного возраста
1.2. Воспитание читательского интереса в дошкольном возрасте
1.2 Восприятие художественных произведений детьми дошкольного возраста
Глава II. Работа воспитателя по формированию читательского интереса у детей
2.1. Подготовка воспитателя к чтению детям
2.2. Методы и приемы ознакомления детей с художественной литературой в ДОУ
2.3. Рекомендации родителям по организацию чтения детям старшего дошкольного возраста
Заключение
Литература
Приложение
В курсовой работе студентам необходимо раскрыть дошкольный возраст как благоприятный период для формирования читательских интересов, навыков работы с книгой, приобщения ребенка к художественной литературе. Необходимо рассмотреть роль художественной литературы в развитии личности ребенка. Студент должен раскрыть психолого-педагогические особенности восприятия художественных произведений детьми.
Во второй главе необходимо рассмотреть методы и приемы работы воспитателя по организации чтения детям, указать на особенности организации знакомства с художественной литературой в ДОУ. Особо следует остановиться на подготовительной работе, которую проводит воспитатель в процессе формирования читательских интересов. Так как чтение произведений дома является важным условием формирования читательских интересов, то необходимо разработать рекомендации, которые даст воспитатель родителям. Рекомендации составляются в соответствии с методикой чтения детям. С целью организации практической работы можно провести анкетирование родителей «Как я читаю детям дома» и по результатам анкетирования разработать рекомендации для родителей.
Список рекомендованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Арушанова А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001. - №5. – с. 51-61.
3. Арушанова А., Рычагова Е., Дурова Н. Истоки диалога // Дошкольное воспитание. – 2002. - №10. – с. 82-90.
4. Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 1997. - 232с.
5. Бородич А. М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособиу для студентов пед. Ин-тов по спец. «Дошкол. Педагогика и психология». – 2-е изд.-М.: Просвещение, 1981. – 255с, ил.
6. Ветрова В. В., Смирнова Е. О. Ребенок учится говорить. – М.: Знание, 1988. – 94с.
7.
Винокур Т. Г.
О некоторых синтаксических особенностях диалогической речи // Исследования по
грамматике русского литературного языка.
– М.: изд. АН СССР, 1955. – 154с
8. Вишнякова С. М - Профессиональный образовательный словарь
9. Бугрименко Б.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М, 1993.
10. Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе // Дошкольное воспитание. – 2000. - №3. – с. 78-80
11. Гурович Л.М. Ребенок и книга /Л.И. Гурович и др., М.:Просвещение, 1992
12. Коджаспирова Г. Н и А.Ю. Коджаспиров педагогический словарь, М.: изд. Новь, 2001г.
13. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей - , 1972.
14. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2000. - 416с.
15. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., 1991.
16. Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников. М.: Изд-во «Академия» 2007.
17. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Изд. 4-е. Пособие для воспитателей детских садов. М., «Просвещение», 1972
18. Петрова Е.В Роль чтения в формировании психически и нравственно здоровой личности. [текст].- итерн.рес. http://www.gublibrary.ru
19. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Гриф МО РФ. – М.: Владос, 2010
20. Шаталин О. В revolution.allbest.ru›Медицина›00004057_0.html.
21. Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов., 2000г.
Тема: Дидактическая игра как средство формирования словаря у детей дошкольного возраста Содержание Введение Глава 1 Теоретические основы развития словаря детей дошкольного возраста 1.1 Лингвистические основы словарной работы 1.2 Развитие словаря детей в онтогенезе 1.3 Задачи и содержание словарной работы в детском саду Глава 2 Дидактическая игра как метод развития словаря детей дошкольного возраста 2.1 Виды дидактических игр и их значение для обогащения словаря 2.2 Структура дидактической игры и особенности её проведения с целью обогащения словаря дошкольников Заключение Литература Приложение В процессе выполнения курсовой работы студен более углубленно рассматривает вопрос применения дидактических игр в процессе развития речи детей дошкольного возраста, их роль в развитии словаря. Для выполнения работы необходимо раскрыть значение дидактических игр, их структуру, требования к проведению. Студент должен рассмотреть особенности развития словаря детей дошкольного возраста, раскрыть специфику деятельности воспитателя в процессе развития словаря детей и рассмотреть роль и место дидактической игры в образовательной деятельности. В приложении студентом подбираются, систематизируются дидактические игры для детей дошкольного возраста (возраст по выбору студента) по определенной лексической теме. Список рекомендованной литературы 1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб.пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. 2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. 3. Бондаренко А. К. « Дидактические игры в детском саду», Книга для воспитателей детского сада, М., Просвещение, 1974. 4.Бородич А.М. Методика развития речи детей: Учеб. Пособие для студентов пед. инст. – М.: Просвещение, 1981. 5.Гербова В. В, Использование детьми третьего года жизни словарного запаса в повседневной жизни и деятельности. // Ученые записки: МГЗПИ.-1970. 6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4–6 лет. – М.: Просвещение, 1987. 7.Гвоздев А.Н.Вопросы изучения детской речи. – М., 1961 8. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. - М.: Сфера, 2003. 9.Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. – Новосибирск, 1975.С.3-5 10.Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979 11. Логинова В.И. Формирование словаря//Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред.Сохина Ф.М. , - М. 1984. 12.Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55. 13. Максаков А.И., Тумакова Г.А. «Учите играя», - М., 1981 Тихеева Е.И. «Развитие речи детей», - М , Просвещение, 1985. 14. Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошкольного возраста», Москва, Просвещение, 1984. 15. Селезнева Е.П. «Развитие речи детей», - М, Просвещение, 1984. 16.Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1984. 17.Харченко В. К. Семантика слова в детской речи: проблемы и наблюдения//Детская речь как предмет лингвистического изучения/Под ред. С. Н. Цейтлин, - Л., 19877 Тема: Особенности диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста 1.1.Диалог как объект исследования 1.2.Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста Глава 2. Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста 2.1. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста 2.2. Методы и приемы (рассматривается одна из форм) формирования диалогической речи Заключение Литература Приложение Вариант 2. Содержание Введение Глава 1. Теоретические основы методики развития диалогической речи у детей дошкольного возраста 1.1.Диалог как объект исследования 1.2.Особенности формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста Глава 2. Формирование диалогической речи в старшем дошкольном возрасте 2.1. Беседа как метод формирования диалогической речи 2.2. Работа воспитателя по формированию диалогической речи вне занятий Заключение Литература В процессе курсового исследования студенту предлагается более углубленно изучить особенности развития диалогической речи у детей в дошкольном возраста, раскрыть значимость развития диалогических умений у детей, выделить диалогические умения, которые необходимо формировать у детей в ДОУ. Во второй главе студент подробно раскрывает деятельность воспитателя по развитию диалогических умений, выделяет методы и приемы. Список рекомендованной литературы 1. Н.А. Стародубова Теория и методика развития речи дошкольников. М.-2006 2. Алексеева М.М. Методика формирования детской речи. М.-2003 3. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению под ред. Т.В. Волосовец. М.: Издательский центр "Академия" 2002 г. 4. Логопедия под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – 3-е изд., - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002г. 5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи под ред. Ю.Ф. Гаркуши – М.: Центр Гуманитарной литературы "РОН", 2001г. 6. "Понятийно-терменологический словарь логопеда" Под ред. В.И. Селиверстова.- М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002г. 7. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Пособие для воспитателя дет.сада.-3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1980.- стр. 14 – 15. 8. Логопедия: Работа с дошкольниками / М.Е. Хватцев. – М.: ООО «издательство АСТ», 2002. 9. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ.ред. д. п.н., проф. Г. В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. 10. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.ред. проф. Г. В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003 |
Тема: Работа воспитателя с родителями по формированию читательского интереса у детей с нарушением в развитии
Содержание
Введение
Глава I. Психолого-педагогические особенности восприятия
детьми с нарушением в развитии (нарушение по выбору студента) художественной литературы
1.3. Роль художественной литературы в развитии личности ребенка.
1.4. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии.
1.5. Особенности восприятия художественной литературы детьми с нарушением в развитии.
Глава II. Работа воспитателя с родителями по формированию читательского интереса у детей с нарушением в развитии
2.2.Проектная деятельность как метод формирования читательских интересов
2.3. Рекомендации родителям по организацию чтения детям
Заключение
В процессе выпускного проектирования студентом раскрывается психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением в развитии, особенности их восприятия художественных произведений. Рассматриваются формы и методы ознакомления детей с нарушением в развитии с художественной литературой. Обосновывается необходимость включения родителей в процесс формирования читательских интересов у детей и как один из методов объединения родителей и детей для привлечения их к совместному чтению рассматривается проектная деятельность.Практическая часть заключается в разработке проекта, который можно реализовать в условиях ДОУ с целью формирования читательских интересов у детей и привлечения родителей к чтению детям книг дома.
Список рекомендованной литературы1. Борисова О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно – семейных отношений // Метедология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки,- Калинин, 1979. с 88
2. Козлова А.В, Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. - М.: Творческий центр Сфера,2004
3. Крючева Я.В. Семинар для родителей, имеющих детей с ЗПР. Новосибирск.:изд. НГТУ,2002
4. Кузнецова Л.В, Переслен Л.И, Солнцева Л.И Основы специальной психологии. Учебное пособие для студ. сред.пед. учеб. завед. –М.: издательский центр «Академия»,2002 с110-115
5. МастюковаЕ.М.,Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.-М.:Гуманит.изд.центр Владос,2003.
6. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей.- М.,2006
7. Мишина Г.А.Формы организации коррекционной-педагогической работы специалиста-дефектолога с семьей воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушением психофизического развития ( дефектология- 2001 №1c 60-64)
8. Мухина В.С. Детская психология. - М.,1999
9. Никулина В.Д. Рекомендации по психокоррекционной работе с семьями, воспитывающими проблемного ребенка //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития,2002,№4.с40-48.
10. Специальная дошкольная педагогика./Под ред. Стребелевой Е.А. –М., «Академия», 2002
Тема: Развитие мелкой моторики у детей
Содержание
Глава I
Введение
Глава 1.Теоретические основы взаимосвязи общей и речевой моторики у детей дошкольного возраста.
1.1.Апатомо-физиологические подходы к вопросу взаимосвязи моторики и речи.
1.2.Проблема взаимосвязи моторики и речи в психолого-педагогической литературе.
Глава II. Деятельность воспитателя по развитию мелкой моторики у дошкольников
2.1. Особенности развития мелкой моторики у детей
2.2.Виды работ, способствующих развитию мелкой моторики детей
Вывод
Литература
При выполнении данной выпускной работы студенты могут рассматривать различные категории нарушений развития у детей дошкольного возраста.
В первой главе необходимо рассмотреть анатомо-физиологические развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с сохранным развитием в онтогенезе. Особое внимание необходимо уделить вопросу взаимосвязи развития мелкой моторики и речи, раскрыть влияние развитие моторики пальцев рук на двигательные центры головного мозга.
Во второй главе необходимо раскрыть психолого-педагогическую характеристику детей той категории нарушений, которую рассматривает студент в ВКР. Раскрывая особенности развития мелкой моторики у детей с нарушениями в развитии студенту предлагается самостоятельно провести констатирующий эксперимент и проанализировать уровень развития мелкой моторики у детей в группе, или сделать анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития моторики у детей данной категории нарушений.
Результатом работы являются разработанные рекомендации для воспитателей (родителей) по развитию моторики пальцев рук.
Список рекомендованной литературы
1. Лопухина Речь. Ритм. Движение. -М. «Академия», 2001.
2. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СП-б., 1999.
Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей с нарушением речи. / Дошкольное воспитание. 1990. № 8, стр. 62 -65.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М., "Просвещение", 1985.
4. Гаврина С.Е., Кутявина М.А. «Развитие руки – чтобы учиться писать и красиво рисовать» - Ярославль.: Академия Холдинг 2000.
5. Гарибьян Р. Б., Марков Н. Г. Анатомия и физиология человека. М., "Просвещение", 1965.
6. Давиденко С. Н. Клинические лекции по нервным болезням. 1965. / Большая советская энциклопедия. п/р. Прохорова А. М., Т. 19., стр. 570 (1698) - 571 (1698). М., "Советская энциклопедия". 1975.
7. Запорожец А.В. Изменение моторики ребёнка - дошкольника в зависимости от условий и мотивов деятельности. -Известия АПН
8. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. М., "Советская Россия", 1973.
9. Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду. М., "Просвещение", 1990.
10. Логинова В.И. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. Бабаевой Т.И. – Санкт - Петербург 1997
11. Михайлова Л. С. Как подготовить ребенка к школе.в 2х частях. Часть 2. Волгоград, изд. "Братья Гринины", 1997.
12. Немов Р.С. «Общая психология». Книга 1,2 часть 15) Петрова ПВ.Г., Белякова И.В. Кто они дети с отклонениями в развитии? – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.-104 с.
13. Популярная медицинская энциклопедия. п/р. Петровского Б. В. Таллин, 1993.
14. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. М., "Физкультура и спорт", 1992.