Федеральное агентство по образованию (Рособразование) | ||||||||||||||||||
Архангельский государственный технический университет |
||||||||||||||||||
Кафедра технологии конструкционных материалов и машиностроения |
||||||||||||||||||
(наименование кафедры) |
||||||||||||||||||
Рычков Сергей Николаевич |
||||||||||||||||||
(фамилия, имя, отчество студента) |
||||||||||||||||||
Факультет |
МФ |
курс |
III |
группа |
362 |
|||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | ||||||||||||||||||
По дисциплине |
Метрология, стандартизация и спецификация |
|||||||||||||||||
На тему |
Выбор и обоснование посадок гладких цилиндрических соединений |
|||||||||||||||||
(наименование темы) |
||||||||||||||||||
Работа допущена к защите |
||||||||||||||||||
(подпись руководителя) |
(дата) |
|||||||||||||||||
Признать, что работа |
||||||||||||||||||
выполнена и защищена с оценкой |
||||||||||||||||||
Руководитель |
профессор |
Алексеев А.Е. |
||||||||||||||||
(должность) |
(подпись) |
(и.,о., фамилия) |
||||||||||||||||
(дата) |
||||||||||||||||||
Архангельск |
||||||||||||||||||
2009 |
||||||||||||||||||
Исходные данные:
Обозначение соединения. |
Вычерчиваемая деталь |
|||
C1 |
B3 |
D3,B1 |
M4 |
Полумуфта 15 |
С1—паз блока шестерён 39 – вилка переключения 34
B3—шлицевой вал 35 – блок шестерён 39;
D3—стакан 34 – подшипник 23
B1—шейка вала 35 – дистанционное кольцо 36;
M4—болт11 – корпус 7;
С1 = 6
B3 = 80
D3 = 125
B1 = 65;
M4=М12
Рисунок 1 – Реверс-редктор.
ЛИСТ ЗАМЕЧАНИЙ
Содержание |
|
1. Расчет параметров цилиндрического сопряжения С1 …………………. |
7 |
2. Расчет параметров шпоночного соединения B3 ……………………….. |
9 |
3. Расчет параметров соединения D3 ………………………………………. |
12 |
4. Расчет параметров подшипникового соединения B1 ………………….. |
13 |
5. Расчет резьбового соединения М4 ………………………………………. |
18 |
6. Список использованной литературы …………………………………… |
21 |
1. Анализ работы механизма.
На рисунке 1 дан чертёж реверс редуктора. Входной вал 21 приводится во вращение полумуфтой 15, которая соединена с валом через шпоночное соединение С2 : полумуфта-вал. Входной вал 21 расположен в стакане 12, который посредством болтового соединения М4 крепится к корпусу 7 . Данное резьбовое соединение следует выполнять с зазором, так как для предотвращения самоотворачивания гайки берётся пружинная шайба.
Далее крутящий момент передаётся шестерне расположенной на конце в вала и крепящийся к нему через шлицевое соединение. В торце этого же вала высверлено отверстие для вспомогательного вала 35, шейка которого вращается на подшипниках в этом отверстии.
С шестерни вращение передаётся на два зубчатых колеса 8 и 26. Зубчатое колесо 26 свободно вращается на шейке вала 25 , тем самым не влияя на вращение вала 25, и служит только для смазки частей редуктора разбрызгиванием. Зубчатое колесо 8 через шлицевое соединение А7 приводит во вращение вал 4. На вал 4 через шлицевое соединение посажено широкое зубчатое колесо 2. Зубчатое колесо 2 предназначено для передачи крутящего момента валу 25 через блок шестерён 39 .
Блок шестерен соединён с валом 35 через шлицевое соединение и имеет возможность перемещаться по валу 35, тем самым входит в зацепление то с одной, то с другой шестернёй блока шестерён 27, повышая или понижая скорость вращения на выходном валу 25.
Блок шестерен 39 приводится в поступательное движение вдоль вала вилкой переключения 34. Вилка переключения и блок шестерен имеют плоское сопряжение , которое необходимо выполнить с гарантированным зазором .
2.Расчёт параметров плоского сопряжения С1: паз блока шестерён 39 – вилка переключателя 34.
Для беспрепятственного вращения блока шестерен 39, а также для облегчения сборки (разборки) соединения необходимо иметь в соединении гарантированный зазор. Так как данное соединение не требует высокой точности изготовления, то примем допуск по 8 квалитету.
Допуск вилки по 8 квалитету равен 0,022 мм, основное отклонение h=0, таким образом ширина вилки равна 6h8 (-0,022). Наибольшая ширина вилки равна 6 мм, наименьшая – 5,978 мм.
Для получения
гарантированного зазора ширину паза для вилки необходимо выполнить немного
больше 6 мм. Этому условию удовлетворяет поле допуска паза с основным
отклонением F= +0,013 мм; точность изготовления паза примем по 8 квалитету (JT8 = 0,022). Таким образом, ширина паза равна 6F8 ( ) мм.
Соединение вилки с пазом блока шестерён будет выполнено по следующей посадке 6h8/F8.
Принятые допуски размеров паза и вилки дают следующие значения зазоров:
C max = 6,035 – 5,978 = 0,057 мм;
C min = 6,013 – 6,000 = 0,013 мм.
На рисунке 2 приведена схема расположения полей допусков рассматриваемых паза и вилки.
Рисунок 2 – Схема расположения полей допусков паза (F8) и вилки (h8) .
3.Расчёт параметров шлицевых соединений B3: шлицевой вал 35 – блок шестерён 39.
Соединение шлицевого вала 35 с шлицевой втулкой блока шестерён 39 необходимо производить с гарантированным зазором по посадочным поверхностям шлиц. Такое сопряжение позволяет обеспечить сборку соединения и компенсирует погрешности взаимного расположения вала и втулки. Способ центрирования шлицевых деталей в этих соединениях принимают по наружному диаметру D, как наиболее распространённый и технологичный , тем более что применение центрирования в данном случае по d или b ничем не вызвано.
Для получения гарантированных зазоров примем следующие стандартные соединения по параметрам шлицёв:
по наружному диаметру D - ø 78H7/f7;
по боковым сторонам b – 12D9/f8;
по внутреннему диаметру d – ø72H11/a11.
На сборочном чертеже обозначение шлицевого соединения запишется в виде:
D – 10 × 72 H11/a11 × 78 H7/f7 × 12 D9/f8
Шлицевая втулка обозначится так:
D – 10 × 72H11 × 78H7 × 12D9
А вал: D – 10 × 72a11 × 78f7 × 12f8
Численные значения допусков и отклонений шлицевых элементов выбирается из таблиц на допуски и посадки гладких цилиндрических соединений, а их значения приведены на сечениях втулки и вала
(Рисунок 3). Там же показана шероховатость поверхностей элементов шлиц.
Рисунок 3 – Сечение шлицевого вала.
Рисунок 4 – Сечение шлицевой втулки.
Рассматриваемое соединение характеризуется следующими минимальными и максимальными зазорами:
по размеру D: Cmin = 0,030 мм ; Cmax = 0,090 мм
по размеру b: Cmin = 0,066 мм; Cmax = 0,136 мм
по размеру d: Cmin = 0,360 мм; Cmax = 0,740 мм.
4.Расчёт подшипникового соединения D3: стакан 24 – подшипник 23.
Из рисунка 1 видно, что вал 25установлен в стакане 24 на подшипнике 23. Из рисунка так же видно, что наружное кольцо подшипника не вращается , из этого следует, что это кольцо должно устанавливаться в стакан с минимальным зазором. Под наружное кольцо отверстие обрабатываем по 7 квалитету. Допуск наружного кольца направлен в материал кольца. Примем диаметр кольца 125 мм. и нулевую степень точности подшипника. При этих условиях допуск кольца подшипника равен 18 мкм, то есть можно записать, что наружный диаметр подшипника равен 125-0,018 мм. Для получения небольшого зазора отверстие в стакане должно быть больше 125 мм. Такому условию удовлетворяет поле допуска отверстия G7 имеющее нижнее отклонение EJ = 0.014 мм , а верхнее ES = + 0.054 мм. При этих размерах наружного диаметра подшипника и отверстия получил:
Сmax = ES – ei = 0,054 – (-0,018) = 0,072 мм.
Cmin = EJ – es = 0,014 – 0 = 0,014 мм.
Расположение полей допусков рассматриваемого подшипникового соединения показано на рисунке 5.
Рисунок 5 – Расположение полей допусков деталей подшипникового соединения.
5.Расчётпа раметров цилиндрического сопряжения B1:шейка вала 35 – дистанционное кольцо 36.
Для обеспечения сборки (разборки) соединения необходимо иметь гарантированный зазор. При назначении посадки учитываем , что на этом же валу 35 устанавливается подшипник 37, который является основной деталью в этом соединении. Следовательно, допуск вала зависит от характера соединения подшипник – вал. Учитывая, что в рассматриваемом соединении внутреннее кольцо подшипника вращается, то его соединение с валом необходимо выполнить с натягом. Исходя из изложенного, принимаем допуск вала по 6 квалитету (что рекомендовано стандартом по посадкам подшипников) с основным отклонением k, то есть k6.
Допуск
вала по 6 квалитету равен 0,019 мм, основное отклонение k = 0,002 мм,
таким образом, для вала получим ø65k6 (). Наибольший размер
вала d, а наименьший - d min = 65,002. Для
получения гарантированного зазора диаметр отверстия кольца 36 необходимо
выполнить больше 65,021 мм. Этому условию удовлетворяет поле допуска с
основным отклонением Е = +0,060 мм. Точность изготовления отверстия принимаем
по 10 квалитету (JT10 = 0.120 мм), таким образом для отверстия получим ø65 E10 (
) мм.
Соединение кольца с валом будет выполнено по комбинированной посадке ø65 E10/k6 мм
Наибольший размер отверстия Dmax = 65,120 мм, наименьший – Dmin = 65,060 мм. Принятые допуски размеров отверстия и вала дают следующие значения зазоров:
Сmin = EJ – es = 0,060 – 0,021 = 0,039 мм;
Cmax = ES – ei = 0,120 – 0,002 = 0,118 мм.
На рисунке 6 приведена схема расположения полей допусков рассматриваемого отверстия и вала.
Рисунок 6 – Схема расположения полей допусков отверстия (E10) и вала (k6).
5.1Расчёт размеров рабочих калибров.
5.1.1 Расчёт размеров калибров пробок
Для контроля отверстия необходимо два калибра: рабочий проходной(Р-Пр) и рабочий непроходной (Р-Не).
Для проходной пробки номинальным размером является наименьший размер отверстия Dmin = 65,060 мм.
Для непроходной пробки номинальным размером является наибольший размер отверстия Dmax = 65,0120 мм.
Для номинального диаметра 65мм. и 10-го квалитета имеем : Н=5 мкм, z=13 мкм, y=0 мкм, где Н – допуск на изготовление калибра; z – отклонение середины поля допуска от номинального размера для проходного калибра; у – предельная граница износа проходного калибра.
Размеры проходной пробки:
Наибольший размер на изготовление:
= Dmin + z + H/2 = 65,060 +
0,013 + 0,005/2 = 65,0755 мм;
наименьший размер для изготовления:
= Dmin + z – H/2 = 65,060 +
0,013 – 0,005/2 = 65,0705 мм;
наименьший размер с учётом износа:
= Dmin – y = 65,060 -0,000
= 65,060 мм.
Размеры непроходной пробки:
наибольший размер на изготовление:
= Dmax + H/2 = 65,120 +
0,005/2 = 65,1225 мм.
наименьший размер на изготовление:
= Dmax
– H/2 = 65,120 – 0,005/2 = 65,1175 мм.
Рисунок 7 – Схема расположения полей допусков проходной (Р-ПР) и непроходной (Р-НЕ) пробок относительно отверстия
5.1.2 Расчёт размеров калибров скоб.
Вал контролируется двумя калибрами-скобами: рабочей проходной (Р-ПР) и рабочей непроходной (Р-НЕ). Рабочей проходной скобе номинальным размером является наибольший диаметр контролируемого вала: dmax=65,021. Для рабочей непроходной скобы – наименьший диаметр вала dmin=65,002 мм.
Для номинального диаметра 65 мм и 6-го квалитета имеем: Н1= 5мкм, Z1= 4мкм, У1= 3мкм, где Н1- допуск на изготовления калибра, z1- отклонение середины поля допуска от номинального размера для проходного калибра, у1 – предельная граница износа проходного калибра.
Размеры проходной скобы:
Наибольший размер на изготовление:
= d max – z1 + H1/2 = 65,021 –
0,004 + 0,005/2 = 65,0195 мм;
Наименьший размер на изготовление:
= d max – z1 – H1/2 = 65,021 –
0,004 – 0,005/2 = 65,0145 мм;
Наименьший размер с учётом износа:
= d max + у1 = 65,021 +
0,003 = 65 ,024 мм.
Размеры непроходной скобы.
Наибольший размер на изготовление:
= d min + H/2 = 65,002 + 0,005/2
= 65,0045 мм.
Наименьший размер на изготовление:
= d min - H/2 = 65,002 –
0,005/2 = 64,9995 мм.
Поля допусков калибров-скоб показаны на рисунке 8. На рисунке 9 приведены эскизы калибров-скоб и калибра-пробки.
Рисунок 8 – Схема расположения полей допусков рабочей проходной и рабочей непроходной скоб.
Рисунок 9 – Эскиз калибра-пробки (а) и калибра-скобы(б).
6. Расчёт параметров резьбового сопряжения М4: болт 11 – корпус 7.
Соединение болт-корпус выполняется по посадке с зазором (обычная крепёжная резьба). У всех метрических резьб посадка осуществляется только по среднему диаметру D2 (d2). По наружному и внутреннему диаметру посадки не предусмотрены, а соединение по этим диаметрам происходит с гарантированным зазором.
Для крепёжных резьб наиболее распространена резьба с посадкой 6H/6g по среднему диаметру, поэтому примем её для дальнейшего рассмотрения.
Номинальный средний диаметр резьбы определяется по выражению :
D2(d2)=D(d) – 0,6495 ∙ P = 12 – 0,6495 ∙ 1,75 = 10,813 мм , а внутренний диаметр по выражению
D1(d1) = D(d) – 1,0825317 ∙ P = 12 – 1,0825317 ∙ 1,75 = 10,106 мм ,где D(d) = 12 мм. - номинальный наружный диаметр болта (корпуса),
Р = 1,75 мм номинальный шаг резьбы.
Допуски и отклонения на диаметры резьбы находим по таблицам ГОСТ 16093-81.
Допуски на диаметры корпуса равны JTD2 = 0,200 мм, JTD1 = 0,335 мм, а на диаметры болта JTd2 = 0,150 мм, JTd1 = 0,215 мм.
Нижнее отклонение Н для среднего и внутреннего диаметров корпуса равно нулю (Н=0). Верхнее основное отклонение g для среднего и наружного диаметров болта равно – 0,034 мм. (g = -0.034).
Таким
образом, отклонения среднего диаметра гайки равны 10,863+0.200, а
болта 10,863. Исходя из
полученных размеров средних диаметров, получим минимальный зазор в соединении
Сmin =0.034 мм, а максимальный Смах = 0,0384 мм. Расположение полей допусков средних диаметров корпуса и болта приведено на рисунке 10.
Рисунок 10 – Схема расположения полей допусков среднего диаметра корпуса (6H) и болта (6g) резьбы М12.
Рисунок 11 – Эскиз полумуфты
Список использованных источников
1. Орлов Б.Ф., Потехин В.Н., Миронов Р.И. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Метрология, стандартизация и взаимозаменяемость». – Архангельск: Изд-во АГТУ, 2002. – 32 с.
2. Орлов Б.Ф., Потехин В.Н., Миронов Р.И. Метрология, стандартизация и взаимозаменяемость. Обоснование и выбор посадок, погрешности форм и шероховатости поверхности. Методические указания к выполнению курсовой работы, курсовых и дипломных проектов. - Архангельск: Изд-во АГТУ, 2003. – 35 с.
3. Мягков В.Д., Палей М.А. и др. Допуски и посадки. Справочник. – Л.: Машиностроение, 1982. Т.2. – 544 с.