Министерство Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Ивановский институт государственной противопожарной службы.
Кафедра механики.
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
По дисциплине: Детали машин и основы конструирования
Тема: Проектирование привода общего назначения
Выполнил: |
|
Научный руководитель |
|
Дата защиты:_______________________ |
|
Оценка:____________________________ Подпись руководителя:_______________ |
ВВЕДЕНИЕ
Производственные процессы в большинстве отраслей народного хозяйства выполняют машины, и дальнейший рост промышленного производства тесно связан с развитием машиностроения. Машины, и, в частности, механические приводы широко распространены в пожарной технике и используются для облегчения процесса и повышения эффективности пожаротушения.
К важнейшим требованиям, предъявляемым к проектируемой машине, относятся экономичность в изготовлении и эксплуатации, удобство и безотказность обслуживания, надёжность и долговечность.
Для обеспечения этих требований детали должны удовлетворять ряду критериев, важнейшие среди которых - прочность, надёжность, износостойкость, жёсткость, теплостойкость, технологичность.
Зубчатые передачи в современной технике имеют большое значение. Благодаря высокому КПД, большой несущей способности, широким диапазонам передаваемых мощностей они находят широкое применение. В данной работе произведен расчет, необходимый для того, чтобы спроектировать редуктор привода машины.
Изучение основ конструирования (проектирования) начинают с конструирования простейших узлов машин - приводов, редукторов. Опыт и знания, приобретенные обучающимся при конструировании этих узлов машин, являются основой для его дальнейшей конструкторской работы, а также для выполнения курсовых проектов по специальным дисциплинам и дипломного проекта.
Задание на курсовой проект Вариант 20. Рассчитать и спроектировать редуктор с ременной (цепной) передачей, валами на подшипниках качения, для привода механизма.Исходные данные:
- число оборотов вала механизма n3=10 мин-1
- мощность на валу механизма Р3=1 кВт
- редуктор нереверсивный. Нагрузка постоянная, работа в две смены;
- срок службы 5 лет.
При решении задачи привести расчеты:
1. Синтез и кинематический анализ механизма.
2. Расчет закрытой зубчатой передачи.
3. Предварительный расчет валов редуктора и их конструктивная проработка.
4. Конструирование шестерни и колеса.
5. Конструирование корпуса редуктора.
6. Расчет открытой передачи.
7. Выбор и проверка долговечности подшипников.
8. Проверка прочности шпоночных соединений.
9. Выбор способа смазки и вида смазочных материалов
Рис. 1. Кинематическая схема привода подъемника.
1 Синтез и кинематический анализ механизмаДля чисел оборотов вала машины меньше 10 мин -1 рекомендуется принимать схему привода с червячным или двухступенчатым цилиндрическим редуктором.
1.1 По таблице, приведенной в приложении 2, принимаем КПД всех передач входящих в привод.
h = (1.1)
где - КПД
клиноременной передачи = 0,97,
- КПД червячной
передачи = 0,85;
- КПД подшипниковых
опор всех валов = (0,99)2;
n - число пар подшипниковых опор валов
(для данной схемы n = 2)
h=0,97·0,85·(0,99)2=0,8;
1.2 Требуемая мощность электродвигателя, кВт:
Рдв
= ,
(1.2)
где Р– мощность рабочей машины, Р 3= 6 (кВт);
= 0,8 (п. 1.1);
Рдв = =6/0,8=7,5(кВт)
1.3. Из таблицы приложения 3 выбираем по величине Pдв асинхронный электродвигатель 132М6 n1=970 мин-1, P1=7,5 кВт
1.4. Определяем общее передаточное число привода:
,
(1.3)
Здесь n1 – асинхронная частота двигателя (приложение 3);
n3 – число оборотов вала машины (заданное). Для рекомендуемых схем вал имеет порядковый номер 3, считая от вала двигателя.
U1-3=970/11=88,2
Рис. 1.1. Двигатель асинхронный АИР
1.5. Передаточное число всего привода состоит из частных передаточных чисел передач, входящих в привод согласно разработанной кинематической схемы.
U1-3 = U1-2U2-3;
где U1-2 – передаточное число первой передачи;
U2-3 – передаточное число второй передачи.
U1-3=88,2
1.6. По принятому ряда стандартных значений передаточному числу U2-3=31,5 определяется передаточное число открытой передачи:
(1.4)
=88,2/31,5=2,8
1.7.Определяем кинематические характеристики валов.
Вал двигателя n1= 970 мин-1 P1=7,5 кВт
ω=
ω=c-1
T1=, Н•м
T1=Н·м
Быстроходный вал редуктора,
n2(Б)=,
,
,
Тихоходный вал редуктора,
n3(T)=,
ω=
P3=,
T3(T)=
Полученные в результате кинематического расчета данные сводятся в таблицу 1.1
Таблица 1.1
Валы |
n мин-1 |
Р кВт |
Т, Н∙м |
U |
|
1 (двигателя) |
970 |
7,5 |
74 |
2,8 |
|
2 |
364,4 |
7,2 |
199 |
||
31,5 |
|||||
3 |
11 |
6 |
|
2. Расчет закрытой червячной передачи.
Червячные передачи имеют ряд особенностей в конструкции, обуславливающих их достоинства: возможность получения большого передаточного числа в одной ступени; плавность и малошумность работы; повышенная кинематическая точность; возможность самоторможения. Поэтому расчет червячной передачи имеет свою специфику. Подробно он изложен в [3]. Мы рассмотрим лишь часть, необходимую для выполнения контрольной работы.
2.1. Выбираем материал червяка согласно таблице.
Определяем ожидаемую скорость скольжения:
; (2.1)
,
;
Выбираем материал колеса в зависимости от скорости скольжения ;
2.2.
БРА9ЖЗЛ ,
.
2.2.1. Находим допускаемое контактное напряжение червячного колеса:
Для колес из безоловянной бронзы при шлифованных и полированных червяках с твердостью поверхности витков ≥НВ420 [σ]Н2 = 300-25 ∙ VS. Напряжение [σ]Н2 не должно превышать 2 ∙ σT2 .
[σ]Н2=300-25 ∙ 2,7=232,5;
2.2.2. Находим допускаемое контактное напряжение на изгиб. Для нереверсивной передачи I и II группы материалов:
[σ ]F2 = (0,08σв + 0,25σт)КFL, (2.2)
[σ ]F2=(0,08 ∙ 392+0,25 ∙ 200) ∙ 1,5=122,04 МПа;
где КFL – коэффициент долговечности при расчёте на изгиб;
КFL
=, (2.3)
КFL=;
2.2.3. Определяем межосевое расстояние по формуле:
аw = (2.4)
аw=;
Округляем значение а до стандартного, пользуясь теми же значениями, что и в случае расчета зубчатых передач.
аw=250мм ГОСТ 9563-60
2.2.4. Определяем число витков червяка Z1.
Z1=1
2.2.5. Предварительно число зубьев червячного колеса:
Z2 = Z1·uр . (2.5)
Z2=1·31,5=32
Из условия отсутствия подрезания зубьев рекомендуется Z2 ≥ 26. Оптимально
Z2 = 40…60.
2.2.6. Находим модуль зацепления:
m = (1,5…1,7)aѠ/ Z2. (2.6)
m=;
2.2.7. Определяем коэффициент диаметра червяка:
q ≈ (0,212…0,25)Z2 . (2.7)
q=0,25·31,5=8
2.2.8Уточняем межосевое расстояние:
aѠ=0,5m(q+Z2)
aѠ=0,5·12,5(8+32)=250
2.2.9. Определяем коэффициент смещения инструмента:
x = (aѠ/m) – 0,5(q + Z2). (2.8)
x=,
2.2.10. Фактическое передаточное число:
.
(2.9)
Up=,
Расхождение с принятым не должно превышать 3%.
2.2.11. Определяем геометрические размеры червячной передачи.
Основные размеры червяка.
Делительный диаметр:
d1 = mq. (2.10)
d1=12,5·8=100 мм,
Диаметр вершин витков:
da1 = d1+2m. (2.11)
da1=100+2·12,5=125 мм,
Диаметр впадин витков:
df1 = d1-2,4m. (2.12)
df1=100-2,4·12,5=70мм,
Начальный диаметр:
dw1 = m(q + 2x). (2.13)
dw1=12,5(8 +2·0)=100 мм,
Угол подъёма витка червяка:
γ = arctg . (2.14)
γ= arctg 1/8=7,12
Длина нарезаемой части червяка:
b1 = (10 + 5,5|x| + Z1)m. (2.15)
b1=(10+5,5·0+1)·12,5=138мм,
Основные размеры червячного колеса.
Делительный диаметр:
d2 = mZ2 . (2.16)
d2= 12,5·32=400,
Диаметр вершин зубьев:
da2 = d2+2m(1+х). (2.17)
da2=400+2·12,5(1+0)=425мм,
Диаметр впадин зубьев:
df2 = d2 - 2m(1,2-х). (2.18)
df2=400-2·12,5(1,2-0)=430 мм,
Наибольший диаметр колеса:
. (2.19)
=425+
450мм
Ширина венца:
b2 = 0,355a при Z1 = 1,
b2=0,355•100=35,5
Условный угол обхвата червяка венцом колеса:
sin δ =. (2.20)
sin δ=,
Рис. 2 Геометрические параметры червячной передачи
2.3. Коэффициент полезного действия червячного редуктора:
,
(2.21)
,
где φ – угол трения, определяемый в зависимости от фактической скорости скольжения:
; (2.22)
,
значение φ принимаем по таблице приложения 15.
2.4. Определяем силы в зацеплении червячной пары
Окружная сила на червяке и осевая сила на колесе:
. (2.23)
=
,
Окружная сила на колесе и осевая на червяке:
. (2.24)
=
,
Радиальная сила:
Fr1 = Fr2 = Ft2 tg α, (2.25)Fr1 = Fr2=25753·tg20=9373,
где α = 20˚ - угол зацепления;
2.5. Проверочный расчёт передачи на контактную прочность. Условие контактной прочности червячной передачи:
(2.26)
где K – коэффициент нагрузки, принимаемый в зависимости от
окружной скорости колеса: . (2.27)
V2=
При V2 ≤ 3 м/с К = 1, при V2 > 3 м/с К = 1,1…1,3.
2.6. Проверка напряжений изгиба зубьев колеса.
Напряжение изгиба в зубьях червячного колеса:
,
(2.28)
Zv2=Zv2/cos3γ=32/cos30,125=32
где sF – напряжение изгиба зуба колеса;
YF2 – коэффициент формы зуба, принимаемый в зависимости от эквивалентного числа зубьев колеса.
Zv2 = Z2/cos3γ. YF2=1,76
К - коэффициент нагрузки;
sF=0.7·1,76 (2.29)
[sF]2 – допускаемое напряжение на изгиб.
2.7 Температура масла в редукторе
где
t0 - температура окружающей среды: С;
PБ – мощность на червяке, кВт;
η - коэффициент полезного действия червячного редуктора;
KT - коэффициент теплоотдачи KT = 8…16 Вт/м2; большие значения принимаются при нижнем расположении червяка, меньшие при верхнем расположении червяка;
А- площадь теплоотвода корпуса червячного редуктора, м2. Определяется по табл. 2 в зависимости от межосевого расстояния aω.
Таблица 2
aω, мм |
80 |
100 |
125 |
140 |
160 |
180 |
200 |
225 |
250 |
280 |
0,19 |
0,24 |
0,36 |
0,43 |
0,54 |
0,67 |
0,8 |
1 |
1,2 |
1,4 |
ψ - коэффициент учитывающий отвод тепла через основание; для стальной или чугунной поверхности установки редуктора ψ =0,3, для бетона ψ = 0. [tM] - допускаемая температура масла. Для обычных редукторных масел [tM] = 80 – 90 oС. Если tM > [tM], то применяют искусственное охлаждение, устанавливая на червяк обдуваемый вентилятор. Тем самым повышается коэффициент теплоотдачи Kt
3. Расчет ременной передачи
Для рекомендуемых кинематических схем значения Т, Р, n, u соответствуют значениям
Т1=74Нм; Р1=6 кВт; n1=970 об/мин; Up=2,8 таблицы 1.
3.1. Определяем сечение «B».
3.2. b=17; Вр=14; T0=10.5; Y0=4; F=138мм2; L=5м; Dmin=125 мм; M1=100 H·м
3.3. Диаметр ведомого шкива, мм с учетом относительного скольжения
ε = 0,015:
D2 = D1·Up (1-0,015). (3.1)
d2 =1252,8(1-0,015)=350
(0,985)=344,75
3.4. Уточненное передаточное отношение:
Up = d2(1-0,015)/ d1. (3.2)
Up=344,750,985/125=2,7
3.5. Определим минимально возможное межосевое расстояние
,
(3.3)
amin=0,55 (125+344,75)+10,5=267
где То– высота сечения ремня;
максимальное значение межосевого расстояния:
.
(3.4)
amax=125+344,75=469,75
Примем a из промежутка amin max.
297<350<468,75
3.6. Длина ремня, мм:
;
(3.5)
L=2·350+1,57·(125+344,75)+мм≈1400мм
3.7. Пересчитаем межосевое расстояние:
,
(3.6)
; (3.7)
где:
w=1,57·(125+344,75)=737,5
(3.8)
y=(344,75-125)2=48290
3.8. Определим угол обхвата меньшего шкива
.
(3.9)
=180-57
3.9 Определим скорость ремня
3.10. Определим необходимое для передачи заданной мощности число ремней:
,
(3.10)
Ро=1,81 CZ=0.95
CL=0,96 Cр=0.9
Cα=0.9
где Ро – мощность, допускаемая для передачи одним ремнем;
CL – коэффициент, учитывающий влияние длины ремня;
Cα – коэффициент, учитывающий угол обхвата;
CZ – коэффициент, учитывающий число ремней в передаче;
Cр – коэффициент режима работы.
3.11. Сила, действующая на валы
,
(3.11)
где Fo – предварительное натяжение ветвей ремня;
;
(3.12)
(м/с);
(3.13)
(м/с)
θ – коэффициент центробежной силы.
3.12. Шкив для клиноременной передачи изготавливаем из чугуна Сч15 и Сч18. Шкивы диаметры до 300 - 400 мм выполняются дисковыми.
Таблица 3.
Параметр |
обозначение |
величина |
Тип ремня |
- |
|
Диаметр ведущего шкива |
d1 |
125 |
Диаметр ведомого шкива |
d2 |
263,5 |
Передаточное число |
u |
2,14 |
Межосевое расстояние |
a |
225 |
Длина ремня |
L |
1000 |
Число ремней |
z |
3 |
Сила, действующая на валы |
Fp |
1650 |
Рис.2.1. Шкив-цифра рисунка
3. Предварительный расчет валов редуктора и их конструктивная проработка.
Проводим расчет вала на кручение по пониженным допускаемым напряжениям без учета влияния изгиба.
Материалом вала будет являться материал шестерни (червяка), принятый в п.п. 2.2 и 3.1.
3.1Ориентировочное значение диаметра выходного конца вала - шестерни (вала – червяка), мм:
(3.1)
здесь Тб, Нмм – крутящий момент на валу;
[t] – допускаемое напряжение на кручение; [t] = 10…20 Н/мм2; меньшие значения принимаем для быстроходного вала, бльшие – для тихоходного.
3.2 M=250 H,м D=140 L=165 L=80
Длина данного участка:
l1 = (1…1,5)d1. (3.2)
l1 = (1,3)d1=1.3•38=49.4≈50
Согласно типовой конструкции вала редуктора второй ступенью является диаметр вала под подшипник:
dп= d1 + 2t, (3.3)
dп= 38+2•2.5=43≈45
где t – высота заплечиков, принимаемая по таблице.
Необходимо учесть, что для того, чтобы обеспечить нормальную посадку подшипника на вал, данный диаметр нужно округлить до значения, кратного 5.
Длина участка:
l2 = 1,5dп (3.4)
l2=B=25
Третья ступень - диаметр буртика подшипника:
dб= dп+ 3,2r, (3.5)
dб=43+3.2•25=51
где r – координата фаски подшипника.
Длина третьего участка назначается конструктивно.
Рис. 3.1. Конструктивно проработанный быстроходный вал
3.3. Определяем диаметр под подшипник тихоходного вала:
.
(3.6)
(мм)
Данный диаметр округляем до ближайшего большего кратного 5.
Длина участка:
l2 = 1,5dп (3.7)
l2=18 (мм)
Диаметр выходного конца вала:
dм= dп - 2t, (3.8)
dм=43-2•2,5=38
где t – высота заплечиков.
Длина данного участка:
l1 = (1…1,5)dм (3.9)
l1=35•1,5=52,5≈50
Диаметр буртика подшипника:
dб= dп+ 3,2r. (3.10)
dб =40+3,2•2,5=48
Длина участка определяется конструктивно.
Диаметр под колесо зубчатое:
dк= dп + 2t. (3.11)
dк=40+2•2,5=45
Длина данного участка:
l3 = (1,3…1,5)dк (3.12)
l3=45•1,5=67,5≈65
Диаметр буртика колеса:
dбк= dк + 3f, (3.13)
dбк=45+3•1,2=50
где f – фаска ступицы (определяется по таблице приложения 17).
Длина участка определяется конструктивно.
Рис.3.2. Конструктивно проработанный тихоходный вал
4 Конструирование шестерни и колеса
4.1. d1=37.5; da1=43.5; dfl=30.3; dw1=48.9; γ=9.1º; b1=69.62.
4.2. Колесо изготавливается из поковки. Размеры колеса: d2=150; da2=145; df2=155; dam2=149.5; Ra=15.75; Rf=22.35; b2=22.35; sinδ=0.85/
4.3. Размеры ступицы колеса
- диаметр ступицы 1,6 dk=48•1.6=30
- длина ступицы (1,2…1,5) dk=1.3•48=65
Значения диаметров округляются до ближайшего целого четного числа или числа, кратного 5.
4.4. Толщина обода dо = 2,2m+0,05b2, но не менее 8 мм.
dо =2.2•3+0.5•35.5=24.4
4.5. Толщина диска колеса. С = b2 – (2…4).
С=35.5-3=32.5
Рис. 4.1. Конструкция червячного колеса
4.6. По результатам расчета заполняется таблица для шестерни и колеса.
Таблица 4.1
Параметр |
Обозначения |
Величина |
|
шестерня |
Колесо |
||
Модуль |
m |
3 |
|
Число зубьев |
Z |
2 |
50 |
Направление линии зуба |
- |
- |
- |
Угол наклона |
β |
0 |
|
Нормальные исходные контура |
- |
ГОСТ 13 795-91 |
|
Коэффициент смещения |
x |
0 |
|
Степень точности |
- |
8С |
|
Делительный диаметр |
d1 |
37.5 |
150 |
5. Конструирование корпуса редуктора
Все необходимые формулы для расчета стандартного разъемного корпуса редуктора при Т2 (Тт) ≤ 500 Нм приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1.
Параметр |
Формула |
Примечание |
|
Толщина стенки основания корпуса |
|
15 мм |
|
Зазор между торцом шестерни (вдоль оси) и стенкой корпуса |
D1 = 0,8d |
12 |
|
Зазор между зубьями колеса в радиальном направлении и стенкой корпуса |
D2 = 1,2d |
18 |
|
Зазор между внутренней стенкой корпуса и подшипника |
lm = 3…6 |
5 |
|
Расстояние от наружного диаметра подшипника ведущего вала до внутренней стенки корпуса редуктора |
l1 = 15…25 |
20 |
|
Æ Болтов |
Фундаментных |
|
8,1 |
Стяжных |
dc = 0,8 dф ³ 10 |
6,5 |
|
Фланцевых |
dфd = (0,7…0,8)dc ³ 8 |
5 |
|
Ширина фланца разъёма корпуса |
K1 = (2,6…2,8) dc +d |
15 |
|
Длина гнёзд под подшипник |
L = K1 + (3…5) |
20 |
|
Толщина прокладок |
D3 = (1,5…2) |
1,5 |
|
Толщина фланца крышки |
h1 = δ |
15 |
|
Зазор между крышкой подшипника и муфтой |
h2 = 10…12 |
10 |
|
Зазор между ступицей звёздочки (муфты) и крышкой подшипника |
h3 = 10…12 |
12 |
6. Расчет ременной передачи
Для рекомендуемых кинематических схем значения Т, Р, n, u соответствуют значениям
Т1=5,4•103 Н•м; Р1=5,5 кВт; n1=965; uп=2,14 таблицы 1.1.
6.1. Определяем сечение «Б».
6.2. b=17; Вр=14; T=10.5; Y0=4; F=138мм2; L=5м; Dmin=125 мм; M1=100 H•м
6.3. Диаметр ведомого шкива, мм с учетом относительного скольжения
ε = 0,015:
d2 = d1Uп (1-0,015). (6.1)
d2 =125•2,14(1-0,015)=267,5•(0,985)=263,5
6.4. Уточненное передаточное отношение:
Uп = d2(1-0,015)/ d1. (6.2)
Uп=263,5•0,985/125=2,08
6.5. Определим минимально возможное межосевое расстояние
,
(6.3)
amin=0.55(125+263.5)+10.5=224.1
где То– высота сечения ремня;
максимальное значение межосевого расстояния:
.
(6.4)
amax=125+263.5=388.5
Примем a из промежутка amin max.
224<225<388.5
6.6. Длина ремня, мм:
;
(6.5)
L=2•250+0.5π(263+125)+мм
L=2•225+0.5+3.14+388.5+=1060≈1000мм
6.7. Пересчитаем межосевое расстояние:
,
(6.6)
где ;
(6.7)
w=0.5•3.14•388.5=610
(6.8)
y=(263-125)2=19044
6.8. Определим угол обхвата меньшего шкива
.
(6.9)
=180-57
6.9. Определим необходимое для передачи заданной мощности число ремней:
, (6.10)
Ро=0 CZ=0.95
CL=1 Cр=0.9
Cα=0.9
где Ро – мощность, допускаемая для передачи одним ремнем;
CL – коэффициент, учитывающий влияние длины ремня;
Cα – коэффициент, учитывающий угол обхвата;
CZ – коэффициент, учитывающий число ремней в передаче;
Cр – коэффициент режима работы.
6.10. Сила, действующая на валы
, (6.11)
где Fo – предварительное натяжение ветвей ремня;
; (6.12)
(м/с);
(6.13)
(м/с)
θ – коэффициент центробежной силы.
6.11. Шкив для клиноременной передачи изготавливаем из чугуна Сч15 и Сч18. Шкивы диаметры до 300 - 400 мм выполняются дисковыми.
Таблица 8.1.
параметр |
обозначение |
величина |
Тип ремня |
- |
|
Диаметр ведущего шкива |
d1 |
125 |
Диаметр ведомого шкива |
d2 |
263,5 |
Передаточное число |
u |
2,14 |
Межосевое расстояние |
a |
225 |
Длина ремня |
L |
1000 |
Число ремней |
z |
3 |
Сила, действующая на валы |
Fp |
1650 |
Рис. 8.2. Шкив
7 Выбор и проверка долговечности подшипников
7.1Составляем расчетные схемы валов и определяем реакции в опорах методами статики.
Из предыдущих расчетов имеем:
Окружная сила на червячном колесе
Ft2 = 3573 Н
Окружная сила на червяке
Ft1 =2Т1•1000/d1
Ft1 = 2•5,45•1000/38 =285 Н
Радиальная сила
Fr1 = Fr2 = Ft2 tg a=3573• tg a = 1300 Н
Осевая сила на червяке
Fa1 = Ft2= 3573Н
Осевая сила на червячном колесе
Fa2 = Ft1 = 225Н
7.2 Ведущий вал. d1=38 мм
В вертикальной плоскости
Определяем опорные реакции:
S MвА = 0
S MвА = -Fa1d1/2 +RВу ( L1 + L2 ) -Fr1L1
RВу = (Fa1d1/2 + Fr1L1) / ( L1 + L2)
RВу = (3573•38/2+1300•45)/(45+110) = 815,4 Н
S MвВ = 0
S MвВ = -Fa1d1/2 –RАу ( L1 + L2 ) +Fr1L2
RАу = (-Fa1d1/2 + Fr1L2) / ( L1 + L2)
RАу = (-3573•38/2+1300•110)/(45+110) = 484,6 Н
MвА = 0
MвВ = 0
слева
MвС = RАуL1
MвС= -484,6•45/1000 = -21,8 Н/м
справа
MвС = -RВуL2
MвС = -815,4•110/1000 = -89,69 Н/м
В горизонтальной плоскости :
Определяем опорные реакции
S MгА = 0
S MгА = Ft 1L1- RВх ( L1 + L2 )
RВх = Ft 1L1/( L1 + L2 )
RВх = 285•45/(45+110) = 83,28 Н
S MгВ = 0
S MгВ = -Ft 1L1+ RАх ( L1 + L2 )
RАх = Ft 1L1/( L1 + L2 )
RАх = 286•45/(45+110) = 83,28 Н
MгА = 0
MгВ = 0
MгС = RАхL1
MгС = 83,28•45/1000 = 3,75 Н/м
MА = 0
MВ = 0
слева
MС =
MС = (3,75^2+89,69^2)^0,5 = 89,76 Н/м
справа
MС =
MС = (3,75^2+21,8^2)^0,5 = 22,12 Н/м
Т1= 54,4 Н/м
Суммарные радиальные реакции
RА = Ö RАx 2+ RАy2 = (83,28^2+484,6^2)^0,5 = 491,7 H
RВ = Ö RВx2 + RВy2 = (83,28^2+815,4^2)^0,5 = 819,64 H
7.3 Примем долговечность подшипников Lh = 20000 - 24000 часов. Тогда расчетная динамическая грузоподъемность:
Стр
= Re , (9.1)
Стр1
= 9334,7;
Стр2
= 9334,7
где n – число оборотов того вала, для которого производится расчет.
m – показатель степени;
m = 3,33 для шариковых радиально – упорных.
7.4 Ведомый вал.
В вертикальной плоскости
Определяем опорные реакции
S MвW = 0
S MвW = Fa2d2/2 +RUу ( L3+ L4) -Fr2L4
RUу = (-Fa2d2/2 +Fr2L4) / ( L3 + L4 )
RUу = (-225•150/2+1300•48)/(48+48) = 474,22 H
Будет направлена вверх
S MвU = 0
S MвU = Fa2d2/2 +Fr2L3-RWу ( L3 + L4 ) RWу= (Fa2d2/2 +Fr2L3)/ ( L3 + L4)
RWу= (225•150/2+1300•48)/(48+48) = 852,78H
7.5 Подшипник выбирается по наиболее нагруженной опоре. Определяем эквивалентную нагрузку для опор.
Применим……..
Для шариковых радиальных однорядных:
Определяем отношение Fa/ Fr. Определяем коэффициенты e и y по отношению Fa к статической грузоподъемности Сor.
Быстроходный вал.
е=0,26; y=1.71; x=0.56.
Тихоходный вал.
е=0,26; y=1.71; x=0.56.
9.3. При Fa/V Fr > e рассчитываем эквивалентную нагрузку, как:
Re = (0,56VR + Y Fa2 )kбkт, (9.2)
где V – коэффициент вращения (V=1 при вращении внутреннего кольца подшипника);
Y – коэффициент влияния осевой нагрузки; (приложение 27);
kб = 1,1…1,3 – коэффициент безопасности при легких и умеренных толчках и вибрациях; kб = 1,7…2 при сильных толчках.
kт = 1 – температурный коэффициент при температуре до 100 градусов по Цельсию.
Re = (X RV+YFa) Kб Kт
V= Kб= Kт = 1
Re1 = (0.56•1•83.28+1.71•3573)•1.5•1=9234.7
Re2 = (0.56•1•83.28+1.71•3573)•1.5•1=9234.7
8 Проверка прочности шпоночных соединений
10.1. Размеры шпонок и пазов принимаются по ГОСТ 23360-78 в зависимости от диаметра вала, где устанавливается шпонка. В данной работе на валах устанавливают 3 шпонки.
d1=38; b=12; h=9; Sфаска шпонки= 0,4-0,6. Глубина паза t1=5; t2=3.3; l=28-140; T=113.1.
“Шпонка 12x9x50 ГОСТ 23360-78”
dк=45; b=14; h=9; Sфаска шпонки= 0,4-0,6. Глубина паза t1=5.5; t2=3.8; l=36-160; T=268.
“Шпонка 14x9x60 ГОСТ 23360-78”
dб=38; b=16; h=10; Sфаска шпонки= 0,4-0,6. Глубина паза t1=6; t2=4.3; l=45-180; T=113.1.
“Шпонка 16x10x60 ГОСТ 23360-78”
Рис. 8.1. Шпоночное соединение
10.2. Материал шпонок - сталь 45 нормализованная
10.3. Проверяем шпонки на смятие.
sсм £ [sсм] (10.1)
Для стальной ступицы примем допускаемое напряжение на смятие [sсм] = 120 Н/мм2.
sсм = ,
(10.2)
Выходной вал.
sсм = ,
lp = 50-12=38.
Вал под колесо.
sсм = ,
lp = 60-14=46.
Буртик подшибника.
sсм = ,
lp = 60-10=50.
где lp – рабочая длина шпонки; lp = l – b;
l – длина шпонки;
b – ширина шпонки;
h – высота шпонки;
d – диаметр вала в месте установки шпонки;
T – крутящий момент (Нмм) на валу;
t1 – глубина паза вала.
Если условие прочности не соблюдается, то нужно установить 2 шпонки под углом 180 градусов или перейти к посадке с натягом или шлицевому соединению.
9 Выбор способа смазки и вида смазочных материалов
Для проектируемого редуктора применяем картерное смазывание червачного колеса (окунанием в масло) , а для подшипников – смазывание разбрызгиванием от зубчатого колеса (так как скорость превышает 3м/с). При контактных напряжениях до 200 МПа, что имеет место в нашем случае ([ s ] H = 271МПа ) , при скоростях скольжения меньше 5 м/с (VS= 1,3м/с). Этим требованиям удовлетворяет масло И-Г-А-34 по ГОСТ17479.4-87. Окунание червячного колеса допускается, так как скорость скольжения не превышает 10 м/с .Глубина погружения колеса должна быть не менее m, что составляет 8мм, и не более ¼ радиуса колеса, что составляет примерно 40 мм. Червяк смазывается от колеса.
Для контроля уровня масла в редукторе применяем жезловый маслоуказатель. Контроль уровня масла должен производиться при остановленном редукторе. Для заливки масла в редуктор и регулировки положения шестерен в верхней части крышки редуктора предусматриваем смотровой люк с отдушиной в виде маслоулавливающей сетки.
В нижней части редуктора предусмотрена сливная пробка.
Объем масляной ванны определяем, как V=0.75•P=0.75•5.5=4.125
Список использованных источников.
1. Чернавский С.А. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.,1987.
2. Шейнблит А.Е. Курсовое проектирование деталей машин. М.,1991.
3. Покровский В.Е. и др. Техническая механика: Методические указания для студентов – заочников. М , 1990.
4. Куклин Н.Г. и др. Детали машин . М. ,1987.
5. Боков К.Н. и др. Курсовое проектирование деталей машин. М.,1958.
6. Чернин И.М. и др. Расчеты деталей машин Минск , 1978.
7. Кинасошвилли Р.С. Сопротивление материалов. М., 1976
СОДЕРЖАНИЕ
Задание на проектирование …………………………………………….….2
1.Выбор электродвигателя……………………………………………….… 4
2.Кинематический расчет привода………………………………………....5
3.Расчет редуктора……………………………….6
5.Расчет ременной передачи………………………………………………... 14
6.Расчет валов…………………………………………………………….… 18
7.Выбор подшипников и расчет по динамической грузоподъемности 31
8.Выбор и проверочный расчет шпонок………………………………….. 33
9.Выбор и расчет муфты………………………………………………….... 34
10.Выбор смазки зубчатого зацепления и подшипников…………….… 35
11.Список использованных источников…………………………..….…… 36