Учреждение образования
«Белорусский государственный педагогический
университет имени Максима Танка»
Факультет специального образования
Кафедра логопедии
КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ПРОБЛЕМНОГО УРОКА (ФИЗИКА)
Курсовой проект
студентки 141 группы
1 курса специальности
«Логопедия»
Допущена к защите заочной формы
получения образования
__________Хралович
Заведующий кафедрой _______ Логинова И.Н. Ольги Владимировны
Протокол №___ от ___________2016 г.
Защищена___________2016 г. Научный руководитель –
с отметкой «____________» __________Л.М. Волкова
Минск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
АКТУАЛЬНОСТЬ…………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»………………………………….. |
4 |
1.1 Особенности составления технологической карты урока……………. |
4 |
1.2 Конструирование технологической карты урока……………………… |
5 |
1.3 Критерии эффективности технологической карты урока…………….. |
11 |
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКА………… |
12 |
2.1 Выбор проблемного урока для конструирования технологической карты…………………………………………………………………………. |
12 |
2.2 Технологическая карта урока физика………………………………….. |
12 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. |
19 |
Приложения………………………………………………………………….. |
20 |
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность темы заключается в определении: как спроектировать проблемный урок и его технологическую карту, а также как изменится урок при использовании технологической карты.
Объект: технологическая карта.
Предмет: урок физики.
Цель – сконструировать технологическую карту для урока физики.
Для достижения поставленной цели определена следующая задача:
1. Сконструировать технологическую карту проблемного урока (физика).
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ «РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
1.1 Особенности составления технологической карты урока
Особенность составления технологической карты урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся [3, с. 12].
При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг - оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности [2, с. 8].
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
· реализацию преподавателем целей урока;
· использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
· осуществление оценивания и контроля.
Технологическую карту урока можно рассматривать как мини-проект учителя. Наибольшие затруднения при составлении карты вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности, обучающихся на каждом этапе [1, с. 22]. Однако в помощь учителю можно предложить всевозможные формулировки деятельности и взаимодействия учителя и обучающихся, которые позволят:
· увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный процесс по освоению темы с учетом цели курса предмета;
· полностью отразить последовательность всех осуществляемых действий и операций, при более тщательном планировании всех этапов урока, приводящих к намеченному результату;
· корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности;
· согласовывать действия учителя и ученика;
· организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения.
В том или ином варианте технологические карты давно используются учителями.
1.2 Конструирование технологической карты урока
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. [7, с. 149].
Также можно дать определение, которое более подходит к системе образования Республики Беларусь, а именно технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Методологические позиции, которые позволяют опираться при конструировании технологической карты урока:
· она имеет статус документа;
· в ней записан весь процесс;
· указаны операции, их составные части;
· названы материалы;
· перечислено оборудование;
· указаны инструменты;
· обозначены технологические режимы;
· рассчитано время;
· определён квалификационный статус исполнителей.
Конструируя технологическую карту урока, необходимо определить все ступени деятельности, которые приведут к намеченному результату.
В структуре технологической карты урока можно выделить блоки:
1. блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
2. инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
3. блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
Разберем каждую структуру технологической карты по отдельности [3, с. 32].
Блок целеполагания определяет:
1) Тема урока. Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.
Цель урока определяется:
· планируемым результатом урока;
· путями реализации этого плана.
2) Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
Для того, чтобы в тени не остался главный компонент цели, нужно внести в технологическую карту ещё один компонент целеполагающего блока –
3) Планируемый результат, который состоит из знаний, умений и навыков.
Этим не исчерпывается целеполагающий блок технологической карты урока. Говоря о технологизации образовательного процесса, нельзя оставить в стороне заботу о восхождении к личности. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностно формирующая направленность урока.
4) Личностно формирующая направленность урока – это компонент, формулирующий через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
Каждый предмет и каждая тема урока обладают своими возможностями формирования личности ученика. В система естествознания обладает немалым человекотворческим началом. Несводимость бытия, материи к единому началу, иерархия законов природы, жёстко детерминированные и статистические процессы, вероятностно детерминированные, невозможность завершённости научной картины мира, но постоянное её углубление (от законов механики – к теории относительности) – палитра личностно формирующих возможностей велика. А фигуры учёных – их подвиги самоотверженности.
Инструментальный блок определяет:
5) Задачи урока. Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако стоит обратить внимание на то, что, активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
Итак, необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество «ученик – учитель» придёт к достижению цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: «Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?» Соответственно, начало выглядит следующим образом:
– проверить…
– объяснить…
– повторить…
– научить…
– продемонстрировать…
– побудить к самостоятельному… и т.п.
Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности. Перечнем задач (действий) будет обусловлена структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
6) Тип урока. Тип урока определяется его сущностными целями и задачами, а не стремлением к зрелищности, вытесняющей правду образовательного процесса. Он играет не самодовлеющую роль, а служебную, и в этом его ценность [6, с. 14]. Перечислим лишь некоторые из возможной палитры типов урока: лекция, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторная, классический академический урок, нетрадиционный урок, комбинированный урок, олимпиады, тестирование и т.д.
Итак, тема известна, цель сформулирована, задачи выстроены, форма урока избрана. Встаёт вопрос об инструментальном обеспечении урока – учебно-методическом комплексе. Его структура и перечень составляющих определяются конкретным содержанием урока по конкретной учебной дисциплине, его конкретными целями и задачами. Поэтому здесь невозможна универсальная схема.
7) Учебно-методический комплекс.
· Источники информации
· Оборудование.
· Дидактическое сопровождение.
· Материалы для познавательной деятельности ученика.
Назовём примерный перечень комплектующих каждого раздела.
а) Источники информации:
· программа дисциплины;
· план урока;
· литература для учителя;
· литература для учеников;
· учебники;
· сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;
· интернет-сайты;
· кинофильмы;
· видеозаписи;
· аудиозаписи;
· научная периодическая печать;
· массовая периодическая печать;
· учебные телефильмы и т.п.
б) Оборудование:
· приборы;
· технические средства обучения;
· электронные средства обучения;
· технические средства обучения аудио;
· технические средства обучения видео;
· телевидение;
· компьютеры;
· локальная сеть;
· магнитная доска;
· демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.
в) Дидактическое сопровождение:
· проблемные вопросы;
· когнитивные и деятельностные установки;
· понятийный аппарат;
· логические схемы;
· таблицы (Брадиса по математике, растворимости по химии);
· карты географические, исторические, контурные;
· рисунки;
· видеозаписи;
· аудиозаписи;
· фильмы;
· компьютерные материалы;
· индикаторы обратной связи и т.п.
г) Материалы для познавательной деятельности учеников:
· уровневые задания;
· карточки для самостоятельной работы;
· тексты контрольных самостоятельных работ;
· технологические карты лабораторных работ;
· инструкция по технике безопасности;
· задания для выполнения на уроке;
· задания для самопроверки;
· индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);
· другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.
Организационно-деятельностный блок:
8) План урока. Таблица-схема урока позволяет скоординировать работу учителя и учеников на уроке, четко ее, структурировав по субъектам, действиям, операциям, объектам, времени. Она отражает одновременную работу разных субъектов, увязывая их деятельность с целевой установкой урока.
Ход урока определяется его типом. На каждом этапе урока – свои организационные формы. Каждый этап предполагает специфические действия и операции учителя и учеников.
Особое внимание необходимо обратить на наличие «обратной связи». Порой этот компонент выносят на конечный этап урока. Но стрела времени необратима. Не возвратишься и не восполнишь. Мы настаиваем на том, что каждый шаг урока должен быть оснащен способами обратной связи, информирующими учителя о степени продуктивности работы учеников. На каждом этапе урока учитель даёт задание, познавательные, деятельностные, личностно формирующие установки и предлагает сигнализировать о выполнении или невыполнении средствами обратной связи.
Палитра возможностей в создании средств обратной связи богатейшая: от традиционных – устный ответ, поднять руку – кто выполнил, записать в тетради, учитель пройдёт – проверит, выборочный опрос, сплошной опрос и т.п. – до самых неожиданных изобретений учителя и самих учеников: ответить на вопрос, поставленный учителем, сидящему рядом товарищу, он же, в свою очередь, ответит партнёру, а затем поднимут установленного цвета карточку, информирующую учителя о правильности ответа [2, с. 45].
Индикатором обратной связи могут быть не только ответы учащихся, но и их вопросы: самоинициативные либо инициированниые учителем. Вопросы к учителю, вопросы к одноклассникам, вопросы по тексту учебника, на которые можно найти в нём ответы и те, на которые в учебнике ответ не содержится (а это уже стимул к творческому поиску). И конечно, каждый учитель мечтает о том, чтобы в классе функционировала локальная компьютерная сеть, позволяющая осуществлять постоянное личное взаимодействие с учеником.
9) Диагностика результатов урока. Учитель использует самые разнообразные оперативные методы контроля знаний, соотнося оценку их уровня с заданной целью урока таким образом, чтобы каждый ученик увидел всё пространство образовательного маршрута урока, успешно пройденные его этапы и те пункты, к которым необходимо вернуться при выполнении домашнего задания.
На этом этапе может оказаться плодотворной и самодиагностика учеником знаний и умений, полученных на уроке, самостоятельное соотнесение с целью урока и вывод о задачах для самостоятельной работы.
Между названным этапом и завершающим этапом урока – домашним заданием – должна быть каузальная связь. Деятельность на уроке идёт к завершению; грядёт этап установок на самостоятельную работу ученика.
10) Домашнее задание. Заявившая о себе значимость самостоятельной работы в получении образования как ответ на вызов современности, требующий самоопределения, самоактуализации и самореализации, обнаружит себя в выполнении домашнего задания. Домашнее задание логически определяется целью урока и результатами урока. Зазор между ними – вот один из пунктов домашнего задания. Но не единственный. Закрепление знаний, умений и выработка навыков – таково предназначение домашнего задания в первую очередь [2, с. 88].
По определению, навык формируется лишь при многократном повторении и поддерживается, не угасает, будучи постоянно востребованным. Вот в чём ценность домашнего задания. И не только. Простор для творчества: оснащённый соответствующими установками учителя молодой человек становится первооткрывателем велосипеда, вечного двигателя, бессмертия, способов возвращения в прошлое, шапки-невидимки, ковра-самолёта …
Домашнее задание судьбоносно. Познавательные установки, которые предлагает учитель, оглашая домашнее задание:
· на закрепление знаний;
· на углубление знаний;
· на развитие творческого уровня знаний;
· на выработку умений;
· на выработку и закрепление навыков.
Учитель очерчивает эталоны оценивания уровня выполнения домашнего задания:
· обязательный;
· углублённый;
· творческий.
Примерная схема когнитивных установок:
· что нужно выполнить;
· почему это нужно выполнить;
· как это выполнить;
· для чего нужны эти знания, умения и навыки в жизни и на следующем уроке;
· какие могут быть сложности;
· что повторить;
· на что обратить внимание;
· какова будет следующая тема урока;
· кто из одноклассников готов стать консультантом (не для того, чтобы списать, а для того, чтобы объяснить).
Только объединив в едино блоки структуры технологической карты урока можно добиться поставленной цели и составить карту урока, которая послужит учителю на долгие годы.
1.3 Критерии эффективности технологической карты урока
Повышение эффективности урока предусматривает решение новых задач:
- целеполагание с учетом способностей, возможностей и интересов современных школьников;
- конструирование (отбор) содержания образования;
- совершенствование форм и методов обучения;
- психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Технологическая карта позволит учителю:
· реализовать планируемые результаты;
· системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
· проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
· на практике реализовать межпредметные связи;
· выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы, при условии систематической подготовки к уроку.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИЗИКА
2.1 Выбор проблемного урока для конструирования технологической карты
Для конструирования технологической карты выбран один из предметов, изучаемых в общеобразовательных школах Республики Беларусь, а именно «физика». Так как согласно статистических сведений Министерства образования Республики Беларусь по результатам центрального тестирования 2015 года средний балл по предмету «Физика» был самым низким и составил 25,86% (приложение 1). На основании изложенных данных проблемным уроком для конструирования технологической карты урока выбрана «физика» [10].
Хочу заметить, что физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения [6, с. 32].
При решении задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, школьники в процессе изучения физики учатся свое внимание уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению [5, с. 11].
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире. Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, математики, географии и других не маловажных предметов .
Особенностью предмета «Физика» в учебном плане образовательной школы является и тот факт, что овладение основными физическими понятиями и законами на базовом уровне стало необходимым практически каждому человеку в современной жизни.
2.2 Технологическая карта урока физика
Для конструирования технологической карты выбран 8 класс общеобразовательной школы. Конструирование будет, проходит по учебнику: Исаченкова Л.А., Лещинский Ю.Д. Физика. 8 класс. Учебник. — Минск: Народная асвета, 2010. с - 183 [3].
Тема урока: «Закон Ома для участка цепи»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний с элементами исследовательской деятельности.
Цель урока: организация продуктивной деятельности учащихся для достижения результатов, отражённых в задачах урока.
Задачи урока:
1) Предметные:
· установить зависимость между силой тока, напряжения на однородном участке электрической цепи и сопротивлением этого участка.
· сформировать практические навыки по применению закона Ома, через решение задач.
2) Метапредметные:
· способствовать овладению учащимися навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
· создавать условия для развития у учащихся мышления, внимания, умения вступать в речевое общение, понимать точку зрения своего собеседника, признавать право на иное мнение, аргументировано обосновывать свою точку зрения, отражать в устной или письменной речи результаты своей деятельности.
3) Личностные:
· воспитывать активность, организованность, ответственность за свои решения, стремление учиться самостоятельно, иметь собственное мнение;
· формировать ценности уважения к творцам науки.
Оборудование урока:
· портреты учёных: А.Вольта, А.Ампера, Г.Ома;
· амперметр, вольтметр, ключ, 3 резистора, источник тока, соединительные провода;
· компьютерная презентация «Закон Ома для участка цепи».
Дидактический материал:бланк дидактической карты (по числу учащихся в классе), тест по теме «Закон Ома» (2 варианта, число экземпляров – по числу учащихся в классе).
Технологическая карта урока (примерная схема, приложение 2):
1. Организационный этап. Мобилизация и положительный настрой учащихся в начале урока, самоопределение к деятельности (1 мин.).
· Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь! «Сейчас трудно представить себе как это-жить без электричества. Мы привычно пользуемся бытовыми электроприборами, а нужно ли при этом понимать принцип их действия? Нас ждут новые открытия и новые тайны самой замечательной науки - физики. Ну а теперь всё по порядку. Давайте ещё раз обратимся к схеме физического познания. Первым шагом на этом пути являются исходные данные. Нам сегодня в качестве исходных данных понадобятся основные характеристики электрического тока.
· Речевое общение - взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета
· Познавательные навыки - умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе фронтальной работы.
· Личностные навыки - установление связи между целью учебной деятельности и мотивом.
2. Этап постановки целей и задач урока (7 мин.)
· Цели этапа: 1) организовать деятельность учащихся, в ходе которой возникает конфликтная ситуация, вызывающая затруднение в учебной деятельности; 2) обозначить тему урока и цель.
Учитель: на доске 2 помощника (ученики) заполнят таблицу.
|
Название |
Что характеризует? |
Обозначение |
Единицы измерения |
Прибор для измерения, обозначения |
Напряжение |
|||||
Сила тока |
|||||
Сопротивление |
|||||
Остальные заполняют эту таблицу в своих тетрадях. (Учащиеся не могут заполнить ячейки, в которых нужно указать название прибора, измеряющего сопротивление, и изобразить его условное обозначение)
Учитель: Похоже, у Вас возникли проблемы? Мы, действительно, ничего не знаем о приборе, измеряющем сопротивление. Давайте попробуем включить логику и попытаемся догадаться, как называется этот прибор и как он обозначается в схемах электрических цепей. (Омметр, Ω).
Откроем стр.174 учебника. Прочитаем название лабораторной работы №6, которое будем выполнять на следующем уроке. Как можно измерить сопротивление проводника с помощью амперметра и вольтметра?
На самом деле нам нужно знать, как связаны между собой I, U, R. В этом случае, зная силу тока и напряжение, мы всегда сможем найти сопротивление проводника.
Перед выполнением следующего задания, попробуйте сформулировать цель вашей дальнейшей деятельности на уроке. Запишите каждый свою цель в тетрадях:
- Сформулировать цель своей деятельности на уроке.
- Заполняют таблицу.
Ученики: По очереди высказывают свои гипотезы о названии прибора для измерения сопротивления и его условного обозначения. Формулируют и записывают цель своей деятельности на уроке.
· Познавательные навыки - уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель.
· Коммуникативные навыки - вступать в учебный диалог.
3. Основной этап - этап изучения новых знаний и способов деятельности (20 мин.).
· Цель этапа: Организовать коммуникативное взаимодействие для выполнения практической работы, позволяющей найти необходимую зависимость.
Учитель: В 1826 году немецкий физик Георг Ом экспериментально установил взаимосвязь между уже известными нам характеристиками электрического тока: силой тока, напряжением и сопротивлением.
Выясним, как зависит сила тока от напряжения?
Заполните соответствующий блок в дидактической карте.
Теперь мы попробуем выяснить зависимость силы тока от сопротивления. Опять включаем логику. А как может зависеть сила тока от сопротивления?
Давайте их всех гипотез выберем самую реальную и попробуем её проверить. Поможет нам в этом дидактическая карта.
Перед нами стоит цельс помощью эксперимента выяснить, как зависит сила тока от сопротивления и напряжения.
· Деятельность: Выполняют исследовательскую работу по инструкции в дидактической карте. Заполняют дидактическую карту. Высказывают гипотезы.
· Коммуникативный навык – появляется умение сотрудничать.
· Регулятивный навык – планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
4. Этап анализа полученных результатов (5 мин).
· Цель этапа: Помочь учащимся зафиксировать полученные в результате эксперимента результаты в словесной (вербальной) и знаковой форме.
Учитель: Проанализируем полученные результаты. Высказывайте выводы о том, как зависит сила тока от напряжения и сопротивления.
Запишите формулу, выражающую зависимость между силой тока, напряжением и сопротивлением.
Теперь сравните свои результаты с информацией в учебнике.
Мы сегодня на уроке экспериментально открыли закон Ома для участка цепи. Этот закон является одним из фундаментальных в электродинамике. И если вам придется самостоятельно ремонтировать электроприборы или проводку, то и здесь нам поможет закон Ома. Один ученик готовит репортаж о немецком физике (Георг Ом)
Для запоминания формулы закона Ома, на доске учитель чертит «магический треугольник» и дает определение «Закона Ома», ученики записывает в тетради.
Определение
«Закона Ома» -
Ученики: повторяют по очереди с места формулировку закон Ома, высказывают свои выводы.
· Познавательный навык - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, структурировать знания.
· Коммуникативный навык - строить небольшие монологические высказывания.
· Регулятивный навык - планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.
5. Этап первичной проверки понимания изученного.
· Цель этапа: зафиксировать изученный материал во внешней речи и письменно.
Учитель: Прежде чем мы будем применять полученные знания при решении задач, давайте все вместе попробуем использовать формулу закона Ома в разных ситуациях.
· Навык деятельности – ученики работают самостоятельно, опираясь на конспект и учебник. Называют основные позиции нового материала и как их усвоили. Выбирают эффективные способы решения задач.
· Личностный навык - формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку.
· Познавательный навык - структурировать знания.
· Регулятивный навык - на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы.
· Коммуникативный навык - уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга.
6. Рефлексия (3 мин.).
· Цель этапа:
- оценить собственную деятельность на уроке;
- поблагодарить друг друга за урок;
- зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности;
- обсудить и записать домашнее задание.
Учитель: Наш урок подходит к завершению. Подведем итоги урока и определим уровень своих достижений.
ü Что нового узнали, поняли?
ü Что научились делать?
ü Что понравилось на уроке? Что было самым трудным? Почему?
ü Достигнута ли ваша личная цель?
Домашнее задание: § 44, прочитать, выучить закон Ома для участка цепи, упражнение 19 (1, 2, 4) из учебника (уровень понимания). Почему птицы могут сидеть на высоковольтную линию? (уровень применения).
Учитель оценивает собственную деятельность на уроке.
· Регулятивный навык - определить самостоятельно давать самооценку.
· Личностный навык – сформировать смысл изученного.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя// - М., 2010, с – 211.
2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя // Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010, с – 312.
3. Исаченкова Л.А., Лещинский Ю.Д. Физика. 8 класс. Учебник. - Минск: Народная асвета, 2010, с - 183.
4. Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева // Справочник заместителя директора. - 2011. - №4, с. 13-27.
5. Луцевич А. А. Физика в 8 классе. Учебно-методическое пособие для учителей // - М.: 2016, с - 448.
6. Ханнанов Н.К. Настольная книга учителя физики. 7-11 классы. // М.: Эксмо., 2008, с. – 329.
7. Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989, с – 2341.
8. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / [Рос. акад. образования]; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008.
9. Деятельностно – ориентированный подход к образованию // Управление школой. Газета изд. дома «Первое сентября». - 2011.- №9. - с.14-15.
10. Министерство образования Республики Беларусь - [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://edu.gov.by/map - Дата доступа: 12.03.2016.
Приложение 1
Приложение 2